Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Ю"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

Ю - У

ю - у - см. бытие-небытие

Ю ЦЗО

Ю Дунфу, прозв. Чжишань сяньшэн ("учитель (с гор) Чжи-шань").

1053, Цзяньян окр. Цзяньчжоу (совр. пров. Фуцзянь).

Философ-неоконфуцианец. Вместе с Ян Ши, Люй Далинем и Се Лянцзо причислялся почитателями к "четырем учителям школы (братьев) Чэн" (т.е. Чэн И и Чэн Хао). Служил на различных чиновничьих должностях окружного уровня. Имел высшую ученую степень цзиньши. Осн. соч. - "И шо" ("Учение о ("Каноне) перемен"), "Ши эр нань и" ("Два южн. варианта "Канона песен"), "Лунь юй Мэн-цзы цза цзе" ("Различные разъяснения (по поводу) "Суждений и бесед" и "Мэн-цзы"), "Чжишань вэнь цзи" ("Собр. писаний (учителя с горы) Чжишань"), "Чжун юн и" ("Смысл срединного и постоянного"). Целью учебы считал "просветление человеч. нравственности" (мин жэнь лунь), или достижение "предельного" нравств. состояния с помощью "(придания своей) личности подлинности (искренности - чэн (1))". Гл. роль в образовании отводил "Чжоу и". В последние годы жизни увлекся учением буд. Чань школы и философией даосизма. Утверждал, что только основательное изучение буд. сутр (против чего восставали ортодокс, конфуцианцы) дает возможность судить о сходстве и различиях конфуцианства и буддизма: "В то, о чем говорится в буд. книгах, прежние поколения конфуцианцев не вникали", а потому чрезмерно злословили по поводу буддизма. Сведения о жизни и творчестве Ю.Ц. вошли в сб. "Сун Юань сюэ ань" ("Учения эпох Сун и Юань"), сост. Хуан Цзунси (17 в.) и его учениками.

Сюй Юаньхэ

ЮАНЬ ЦИ

юань ци - см. причинность

ЮЙ ЧЖОУ

юй чжоу - см. вселенная

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮНКАН ШКОЛА

Филос. школа, гл. идеологом к-рой считается Чэнь Лян (12 в.). Получила назв. по месту рождения Чэнь Ляна (на востоке совр. пров. Чжэцзян). Ю.ш. называют также школой Лунчуаня (по прозвищу Чэнь Ляна). Взгляды Ю.ш. отличались крайним утилитаризмом и прагматизмом, неприятием отвлеченных фил ос. спекуляций, к-рыми увлекались сторонники Чжу Си и Лу Цзююаня. Представители Ю.ш. акцентировали практич. применимость знания, настаивали на принятии мер к возвращению территорий, захваченных чжурчжэньским гос-вом Цзинь, занимались изучением военного дела. Они считали необходимым своевременное изменение законодательных норм, применение любых возможных средств регулирования социального механизма и считали себя сторонниками учения, в к-ром "рука об руку идут долг и выгода, соседствуют деяния просвещенного правителя и деспота" (см. Ван дао). Осн. представителями Ю.ш. были ученики Чэнь Ляна: Юй Кань, Юй Наньцян, Цянь Ко, Лин Цзянь и У Шэнь.

ЮНЦЗЯ ШКОЛА

Течение неоконфуцианства, существовавшее в пер. правления дин. Южн. Сун (1127 - 1279). Получило назв. по местности (ныне Вэнь-чжоу, пров. Чжэцзян), уроженцами к-рой были ее основатели - Чжоу Синцзи, Сюй Цзинхэн, Лю Аньцзе, Лю Аньшан, Дай Шу, Чжао Сюй, Чжан Хуэй, Шэнь Гунсин и Цзян Юаньчжун ("девять учителей из Юнцзя"). В 1078 - 85 в Высшем имп. училище (Тайсюэ) собралась группа преподавателей-единомышленников, начавших активную пропаганду учений Лоянской школы (Чэн И и Чэн Хао) и Гуаньчжунской (Хэнцюя) школы (Чжан Цзая). В 12 - 13 вв. представители Ю.ш. отошли от чисто филос. проблематики, особое внимание уделяли практич. стороне этико-ритуальных установлений, разработке проектов земельного налогообложения, вопросам орг-ции армии, картографии и ирригации, выступали против увлечения филос. спекуляциями, не преследующими практич. "выгоды". Осн. задачу науч. изысканий они видели в выявлении истоков и характера эволюции этико-поли-тич. идей, применение к-рых могло, с их т.зр., оказать реальную помощь в управлении гос-вом. Гл. представителями Ю.ш. считаются Сюэ Цзисюань (12 в.), Чэнь Фулян и Е Ши (12 - нач. 13 в.). В соч. последователей Е Ши - Дин Силяна, Чжоу Наня, Сун Цзюя и др., завершивших историю Ю.ш., был усилен акцент на совершенствование этико-ритуальных аспектов управления, на определение соотношения между преемствованием традиции (тун сюй) и возможным "пределом" (цзи (2)) ее изменения, на отпор буд. идеологич. влияниям.

**Хуан Цзунси, Хуан Байцзя, Цюань Цзуван. Сун Юань сюэ ань (Учения эпох Сун и Юань). Шанхай, 1936. См. также лит-ру к ст. Неоконфуцианство.

Предыдущая страница Следующая страница