Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

ЯВЛЯТЬСЯ

являться - см. быть

ЯН ВАНСУНЬ

Мыслитель даос, толка, атеист, живший в пер. правления У-ди (140 - 87 до н.э.) - императора дин. (Зап.) Хань. Сведения о жизни и взглядах содержатся в "Хань шу" ("История дин, Хань", 1 в.). Соч. - "Ло цзан шу" ("Кн. о похоронах без погребения").

Считал, что после смерти человека, когда его "семя" (цзин (3)) и "дух" (шэнь (1)) "оставляют (телесную) форму (син (2))", то эти составляющие человеч. личности возвращаются в свое "истинное" (чжэнь) состояние: первые две присоединяются к "небесным" (тянь) субстанциям, "форма" - к "земным".

Отрицал возможность превращения покойника в демона (гуй, см. Шэнь (1)): труп совершенно безобиден и остается там, где его положили.

Выступал против дорогостоящих погребальных церемоний и сооружения усыпальниц: усопшему они безразличны, живым - бесполезны и лишь вводят людей в соблазн. Завещал детям похоронить его без погребения, что было дерзким вызовом конф. системе ценностей.

Ма Чжэньдо

ЯН ДУНМИН

Цзиньань (прозв.)

1548, Юйчэн (совр. пров. Хэ-нань), - 1624

Ученый-неоконфуцианец, представитель "сев. школы" последователей Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.). Служил в ведомстве наказаний. Дискутировал с приверженцами Дунлиньской школы. Сформулировал тезис "принцип и пневма - одно" (ли ци и е, см. Ли (1), Ци (1)), рассматривая структурообразующий "принцип" как атрибут вселенской "пневмы" и в то же время как ее суть: "Пневма подобна имбирю, что же касается принципа -то он (подобен) остроте и пряности (имбиря)". Отождествлял "(индивид.) природу" (син (1)) человека с "(субстанциальной) сущностью пневмы" (ци чжи), выступал против присущего "учению о принципе" (ли сюэ) эпохи Сун (11 - 13 вв.) разделения человеч. "природы" на "(природу) принципа долга/справедливости" (и ли), т.е. "небесный принцип" (тянь ли), и "(природу) сущности пневмы". Соч. Я.Д. сведены в сб. "Цзиньань лунь син и янь" ("Речи Цзиньаня о переменах в (индивид.) природе").

Сюй Юаньхэ

ЯН ЦЗЯНЬ

Ян Цзинчжун, Цыху сяньшэн ("учитель с озера Цыху")

1141, Цыци (совр. пров. Чжэцзян), - 1225

Мыслитель-неоконфуцианец. Состоял на гос. службе у дин. Южн. Сун (1127 - 1279), имел высшую ученую степень цзиньши. Учился у Лу Цзююаня. Осн. соч. - "Цыху и шу" ("Наследие (учителя с озера) Цыху"), "Цыху и шу сюй цзи" ("Собр. наследия (учителя с озера) Цыху с продолжением"), "Ян-ши И чжуань" ("Коммент. г-на Яна на "Канон перемен"), "Цыху ши чжуань" (Коммент. (учителя с озера) Цыху на "(Канон) стихов"). Рассматривал сознание и психику - "сердце" (синь (1)) в качестве автономной духовной сущности, в к-рой соединяются субъект и объект, и структурообразующего "принципа" (ли (1)) всего сущего. Определял полярные составляющие универсума - Небо (тянь) и Землю (ди (2)) как соответственно "образы (сян (1)) внутри моей (индивид.) природы" и "(телесные) формы (син (2)) внутри моей (индивид.) природы". Буд. влияние на взгляды Я. Ц. проявилось в интерпретации "сердца" как будды ("помимо него нет иного будды"), или как "ясного зеркала" (мин цзин), незамутненность к-рого суемудрием обусловливает тождественность отражения всему сущему.

ЯН ЦЮАНЬ

Ян Дэцюань

Философ 3 в. из гос-ва Лян (на территории совр. пров. Хэнань). Жил уединенно, посвятив себя ученым занятиям, затрагивавшим помимо натурфилософии астрономию, географию, календарное счисление, фенологию, земледелие, медицину и т.п. Осн. соч. - "У ли лунь" ("Рассуждения о принципах вещей"), "Тай сюань чжу" ("Коммент. к "(Канону) Великого сокровенного") - в значительной части утрачены. Один цзюань ("свиток") из "У ли лунь" вошел в сб. Сунь Синъяня "Пинцзиньгуань цун шу" ("Собр. книг из дворца Пинцзиньгуань"), др. разрозненные тексты - в сб. "Цюань Саньго вэнь" ("Поли. собр. текстов пер. Троецарствия") Янь Кэцзюня и "И линь" ("Лес мыслей") Ма Цзуна (18 -19 вв.). Подробно разрабатывал учение об "изнач. пневме" (юань ци, см. Ци (1)). По Я. Ц., "то, чем утверждаются Небо (тянь) и Земля", т.е. их субстанциальная основа, есть вода (шуй), а "то, (благодаря чему происходит) становление Неба и Земли", т.е. более высокий уровень их субстантивации, есть "пневма" (ци (I)). Т.о., вода и "пневма" суть одна и та же субстанция. Небо, как природное начало высшего уровня, состоит из безбрежной "изнач. пневмы". Камни и почва представляют собой ту же "пневму", но "замутненную", вода - более легкую и текучую. "Накопление пневмы происходит спонтанно (цзы жань)", по мере "выработки вещей" (чань у, см. У (3)) субстантивированными в "пневме" полярными силами инь ян. Преемствовав учение Хуань Таня и Ван Чуна (1 в.) о соотношении "(телесной) формы" (сии (2)) и "духа" (шэнь (1)), Я. Ц. настаивал на идее "уничтожимости души" (см. "Шэнь ме лунь", Фань Чжэнъ). Отрицал учение об онтологич. первичности "отсутствия/небытия" (у (1), см. Ю - у).

ЯН ЧЖУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯН ШИ

Ян Чжунли, прозв. Гуйшань сяньшэн ("учитель (с горы) Гуй-шань"). 1053, Цзянлэ окр. Наньцзянчжоу (совр. пров. Фуцзянь), - 1135

Мыслитель-неоконфуцианец. Имел высшую ученую степень цзиньши, служил окружным военным инспектором, рано выйдя в отставку, посвятил себя ученым занятиям. Вместе с Ю Цзо, Люй Далинем и Се Лянцзо причислялся почитателями к "четырем учителям школы (братьев) Чэн" (Чэн И и Чэн Хао). По преданию, был любимым учеником Чэн Хао. Соч. Я.Ш. - "Да Ху Канхоу" ("Ответ Ху Канхоу"), "Мэн-цзы цзе" ("Разъяснение "Мэн-цзы") и др. сведены в сб. "Гуйшань цзи" ("Собр. произв. (учителя с горы) Гуйшань"). Акцентировал тезис своих предшественников о единой "пневме" (ци (1)) как субстанциальной основе вселенского "тела". Дал развернутую этич. интерпретацию тезису Чэн И о "единстве принципа и различении особенного" (ли и фэнь шу), истолковывая "принцип" (ли (1)) как всеобъемлющую "гуманность" (жэнь (2)), а "различение особенного" как конкр. "долг/справедливость" (и (1)). Осн. методом познания полагал т.н. "познание в молчании" (мо ши), медитативное постижение "небесного принципа" (тянь ли, см. Ли (1))-структурной основы мироздания, трактуемое как "достижение дао" (чжи дао). Учение Я.Ш. почиталось сторонниками Лоянской школы в Юго-Вост. Китае, где он получил прозе, "истинного главы рода Чэн", т.е. оценивался как прямой духовный наследник братьев Чэн.

Сюй Юаньхэ

ЯНМИНИЗМ

Зап. термин, обозначающий философско-идеологич: направление, опирающееся на систему взглядов неоконф. мыслителя кон. 15 - нач. 16 в. Ван Янмина (см. (Вам) Янмина школа). Я. духовно доминировал в Китае в 16 - 17 вв., гл. обр. составляя оппозицию официально признанному чжусианству. Понятие Я. подразумевает идейные течения и вне пределов Китая, прежде всего япон. (оёмэйгакуха) и корейскую (янменхапкха) школы. Япон. направление, основы к-рого заложил Наказ Тодзю (17 в.), попытавшийся синтезировать учение Ван Янмина с синтоизмом, акцентировало социально-практич. черты Я., что позволило ему стать ведущим элементом идеологии "реставрации Мэйдзи" (или "революции Мэйдзи", 1867 - 8). Впоследствии в япон. Я. усилились консервативно-националистич. тенденции, ориентация на традиц. конф. ценности и жертвенный радикализм. В отличие от Японии в Корее Я. рассматривался как учение "еретич." по отношению к офиц. чжусианству. С доктриной Ван Янмина высшие слои корейского об-ва познакомились в кон. 16 в., а янменхапкха как отд. течение сложилось в 17 в. усилиями группы интеллектуалов, самым значительным мыслителем среди к-рых был Чон Чеду. Представители этого течения выдвинули на передний план демократичность, антисхоластич. направленность Я., проповедь личной ответственности и индивид, активности. Нек-рые поздние сторонники Я. усматривали в этом сходство с христианством и буддизмом, предполагающее возможность аналогичных междунар. социокультурных результатов.

**Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.- Л., 1947. С. 327 - 43; Чон Чин Сок и др. История корейской философии. Т. 1. М., 1966. С. 318 - 21, 357 - 60; Чжу Цяньчжи. Жибэнь дэ гу сюэ цзи Янмин сюэ ("Древнее" учение и учение Янмина в Японии). Шанхай, 1962; Чжан Цзюньмай. Бицзяо чжун жи Янмин сюэ (Сравнение кит. учения Янмина с япон.). Тайбэй, 1970; Иноуэ Тэцудзиро. Нихон ёмэйгакуха но тэцугаку (Философия япон. школы Янмина). Токио, 1936; Такохаси Тору. Тёсэн но ёмэйгакуха (Школа Янмина в Корее) // Тёсэн гакухо. 1953, IV; Абэ Ёсио. Тёсэн но ёмэйгакуха // Ёмэйгакуха тайкэй (Общий курс учения (Ван) Янмина). Т. 1. Токио, 1971; Yang K.P., Hendenon G. An Outline History of Korean Confucianism // Journal of Asian Studies. XVIII, 1958 - 9. P. 81 - 102, 259 -76; Okada "Takehiko. The Chu Hsi and Wang Yang-ming Schools at the End of the Ming and Tokugawa Periods // PEW. 1973. Vol. 23. N 1 - 2; Moore R. Report on the Panel Discussion: Wang Yang-ming and Japanese Culture // Ib.; Chingj. To Acquire Wisdom: The Way of Wang Yang-ming. N.Y.-L., 1976. P. 249 -61.

ЯНЬ ТЕ ЛУНЬ

янь те лунь - см. спор о соли и железе

ЯНЬ-ЦЗЫ ЧУНЬ ЦЮ

янь-цзы чунь цю - см. весны и осени янь-цзы

Предыдущая страница