Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

БА ШИ

ба ши - см. сознания восемь видов

БАЙЛЯНЬ ЦЗЯО

байлянь цзяо - см. учение белого лотоса

БАОСИ

ФУСИ Паоси, Баоси

Культурный герой, родоначальник кит. цивилизации. Возможно, первопредок восточнокит. племен.

Почитался как основоположник искусства охоты, рыболовства, кулинарии (научил варить мясо), создатель графич. системы гуа, первых гуслей, орудий лова, ин-та брака; по нек-рым версиям, изобрел иероглифич. письменность взамен узелкового письма.

В религиозно-мифологич. традиции - также божество востока (элемент "дерево", см. У син (1)); один из "трех владык" (сань хуан), с 13 в. считающихся покровителями медицины, наряду с Шэнь-нуном ("Божеств, земледельцем", научившим людей земледелию) и Хуан-ди.

На р-же н.э. стал восприниматься как брат или супруг архаичного женского божества Нюй-ва, воплощая мужское (и небесное) начало ян (1) (см. Инь ян).

В историзирующей конф. традиции - правитель в 2852 - 2737 до н.э., имевший также имя Тайхао.

С именем Ф. традиция связывает один из двух гл. вариантов последовательности триграмм и гексаграмм "Чжоу и".

**Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1965. С. 47 - 56; Рифтин Б.Л. От мифа к роману. М., 1979. С. 10 - 79; Его же. Ф. // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992.

БАОЦЗЮАНЬ

баоцзюань - см. драгоценные свитки

БЕССМЕРТИЕ. УЧЕНИЕ О БЕССМЕРТИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИН ЦЗЯ

бин цзя - см. военная школа

БЛАГОДАТЬ

благодать - см. моральная сила

БЛАГОДЕНСТВИЕ. КАНОН ВЕЛИКОГО БЛАГОДЕНСТВИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛАГОНАДЕЖНОСТЬ

благонадежность - см. доверие

БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ

благопристойность - см. церемонии

БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ

благородный муж - см. совершенный муж

БО ХУ ТУН

бо ху тун - "Отчет (о дискуссии в Зале) Белого тигра", "Диспут в Зале Белого тигра". Др. назв. - "Б.х.т.и." ("Исчерпывающий отчет (о дискуссии в Зале) Белого тигра"), "Б.х.т. дэ лунь" ("Рассуждения о благодати /добродетели (в Зале) Белого тигра").

Энциклопедич. соч., составленное ученым-историком Бань Гу по повелению императора Чжан-ди дин. Вост. Хань на основе материалов второй придворной дискуссии (79 до н.э.) об истолковании канонич. лит-ры - "Пяти канонов", "У цзин" (первая состоялась в 51 до н.э. в Палате Каменного канала - Шицюйгэ, ср. "Янь те лунь"). В этой дискуссии между различными направлениями учения о канонах (см. Цзин сюэ) победила "школа текстов новых письмен", выработавшая офиц. интерпретацию конфуцианства. Зафиксировавший ее в катехизисной форме "Б.х.т." до эпохи Цин (1644 - 1911) сам квалифицировался как канон, хотя в значит. мере отражал "апокрифическую" (вэй (3)) традицию. В 18 в. в связи с развитием "школой текстов старых письмен" научно-критич. текстологии он был признан неортодоксальным и отнесен к разряду цза цзя ("эклектич." памятников). Совр. текст "Б.х.т.", восходящий к печатному изд. 1305 состоит из 43 пяней (глав). Изложенное в нем учение представляет собой основанный на нумерологической методологии (сян шy чжи сюэ) всеобъемлющий синтез этики и космологии, в к-ром строго регламентированный социальный порядок выступает как средство гармонизации человеч. жизни с устройством мироздания. Гл. ответственность за это лежит на государе - Сыне Неба, являющемся посредником между Небом (тянь) и Поднебесной, носителем и распространителем высшей духовно-нравственной "благодати" (дэ (1)).

*Б.х.т. Пер. отд. глав, вступ. ст. и коммент. Т.В. Степугиной // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Tjan Тjoe Sоm. Po Hu Tung. The Comprehensive Discussion in the White Tiger Hall. Vol. 1 - 2. Leiden, 1949 - 52.

А.И. Кобзев

БОГ

бог - см. день

БОДХИДХАРМА

Ум. 528 или 536. Санскр. "Дхарма просветления", "Учение о просветлении".

В кит. транскр.- Путидамо, сокр. Дамо. В чань-буддизме традиционно считается 28-м буд. патриархом, первым патриархом Чань школы. Личность во многом легендарная, нек-рые исследователи отрицают ее историчность. По преданию, родом из Южн. Индии, принадлежал к варне брахманов или кшатриев, происходил из царской семьи, был третьим наследником царя. Покинув семью, примял буддизм махаянского толка и стал монахом-миссионером. Прибыл в Китай (г. Гуанчжоу) морским путем в конце пер. правления дин. Лю Сун (420 - 79), по др. версиям - в 520 или 527. Между 516 - 26 отправился в г. Лоян, где в монастыре Юннинсы проповедовал буд. учение. Затем ушел в монастырь Шаолиньсы на горе Суншань, где провел девять лет, "непрерывно созерцая каменную стену в сидячей медитации" (цзо чань би гуань), поэтому современники прозвали его "брахманом, созерцающим стену" (би гуань поломэнь). В общей сложности провел на севере Китая более 40 лет, распространяя учение о "просветлении" (у (4)) и передавая эзотерич. методы буд. практики психотренинга. Пользовался большим уважением среди кит. монахов как "наставник медитации" и знаток буд. канона, имел много учеников и последователей, среди к-рых наиболее известны Хуэйкэ, Таньлинь, Даоюй и др. Своим преемником и вторым чаньским патриархом назначил Хуэйкэ, передав ему для распространения в качестве осн. канонич. текста школы Чань "Ланкаватарасутру" в четырех цзюанях ("свитках"). Наряду с толкованием этой и др. махаянских сутр (гл. обр. в традиции йогачары) разработал учение о "двух путях и четырех методах" достижения "просветления". Первый "путь" - "вхождение в принцип" (жу ли) означал осознание того, что все живые существа обладают одной и той же изначально "чистой" (цин (1)) природой, лишь поверхностно "омраченной" (у мин (2)) неведением, поэтому необходимо отбросить все ложные взгляды и вернуться к "истинной реальности" (чжэнь жу) посредством практики "созерцания стены" (би гуань). Под вторым "путем" - "вхождением в практику" (жу ши) имелось в виду освоение адептом "четырех методов": охотно принимать все горести и печали, не проявляя ненависти к тому, кто наносит тебе вред; следовать закону причинности и быть довольным своей судьбой, спокойно воспринимая счастье и несчастье, приобретение и утрату; избавиться от страстей и ни к чему не стремиться; быть в согласии с Дхармой (см. Фа (1), п. 2), т.е. учением Будды. Ему приписывается также разработка четырех основополагающих принципов чань-буддизма: "особая передача вне Учения"; "не опираться на слова и тексты"; "прямое указание на сознание человека"; "созерцая свою природу, становиться буддой". Однако новейшие исследования показали, что эти принципы были сформулированы не ранее гер. правления дин. Тан (618-907).

*Даосюань. Сун гао сэн чжуань (Биографии высоких монахов, сост. в эпоху Сун) // Тайсё синею Дайдзокё (Заново сост. Трипитака гг. Тайсё). Т. 50. Токио, 1 960; Даоюань. Цзиндэ чуань дэн лу (Записи о передаче светильника, сост. в эру Цзиндэ) // Там же. Т. 51; Early Ch'an in China and Tibet. Berk., 1985.

H.B. Абаев

БОЖО

божо - см. праджня

БОЖО СЮЭ

божо сюэ - см. учение о праджне

БУДДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БХУТАТАТХАТА

бхутататхата - см. реальность истинная

БЫТИЕ-НЕБЫТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЫТЬ

ВЭЙ (1). "Деяние", "свершение", "осуществление", "управление", "делаться", "становиться", "являться", "быть"

Термин кит. философии, выражающий три осн. понятия, производные от его трех грамматич. функций и объединенные представлением о деятельности (природы или человека).

1. Как связка "делаться", "являться", "быть (чем-либо)" В. означает процесс, результатами к-рого являются конкр. состояния. В "Мо-цзы" (гл. 40, опр. 85) В. определяется как "сохранение, преодоление, обмен, исчезновение, управление, превращение". Как служебное слово ("(деятельность) для, ради"; ср. рус. "для, деля" - "дело", лат. causa - "для") В. образует этич. понятие целевой ориентации, прямая дефиниция к-рого также содержится в "Мо-цзы" (гл.40, опр. 75): "В.- это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)". По-видимому, монеты (см. Мо цзя) первыми придали В. статус самост. филос. понятия, определив его с помощью трех фундамент, категорий: "знание" (чжи (2), см. Чжи - син), "воля" (чжи (3)) и "действие" (син (3)) ("Мо-цзы", гл. 40, опр. 80). Для альтруистически настроенных моистов высшим объектом волевого стремления В. была Поднебесная, а для Ян Чжу (4 в. до н.э.?)- сам субъект ("Мэн-цзы", III Б, 9, VII А, 26). Обозначение его концепции существования "для себя", или "ради своего я" (В. во) стало синонимом эгоизма. В совр. лит-ре термин "В. во" используется для передачи понятия "вещь - для нас" (Ding-ftlr-uns): "В. во чжи у".

2. В полном знаменательном значении "деяние, свершение, осуществление" В. как свои подвиды охватывает: син (3)- "действие", "поведение", связанное с этич. нормативом "должной справедливости" (и (1)) и ши (3)- "дело", "служение", связанное с прагматич. реализацией "пользы-выгоды" (ли (3)) ("Сюнь-цзы", гл.22).

3. В. с оптативным отрицанием у (1), выражая предписание "недеяния", или "отсутствия деятельности" (у В.), стало важнейшей категорией даосизма, символизирующей принцип невмешательства в естеств. порядок вещей и ход событий ни с этич. (конфуцианство, моизм), ни с прагматич. (моизм, легизм) позиций. У В. предполагает, однако, специфич. (органическую и спонтанную) активность в виде "осуществления недеяния" (В. у В.): "Осуществляй недеяние, но не предавайся (ему)" (В. эр бу ши) ("Дао дэ цзин", 2, 10, 51, 63). Конфуцианство также признавало принцип "недеяния", но распространяло его лишь на личность императора, к-рый должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмич. импульсов в социальную сферу ("Лунь юй", XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности "благородного мужа" (цзюнь цзы) исключались "малые пути (дао)" (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях - траура или отсутствия дао в гос-ве (там же, XVII, 21, VIII, 13). Акцентирование конфуцианцами действенной активности выразилось в тезисе Ван Фу (1-2 вв.): "Путь Неба - это осуществление (ши (8)), путь Земли - это превращение (хуа), путь человека - это В." ("Цянь фу лунь", 32).

*Кобзев А.И. К проблеме знания и действия в традиц. кит. философии // 10-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1979; Его же. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. Гл. 8; Титаренко М.Л. Древ-некит. философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985. С. 149-53; Graham A.C. Later Mohist Logic, Ethics and Science. Hong Kong - L., 1978. §1.4.32.

А.И. Кобзев

Предыдущая страница Следующая страница