Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РАВЕНСТВО ВЕЛИКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАВЕНСТВО. КАНОН ВЕЛИКОГО РАВЕНСТВА

равенство. канон великого равенства - см. благоденствие. канон великого благоденствия

РАЗМЫШЛЕНИЕ В ОДИНОЧЕСТВЕ

ШЭНЬ ДУ "Самоконтроль", "размышление в одиночестве".

Конф. понятие, выражавшее одно из требований к нормативной личности. В древности подразумевало гл. обр. контроль, осуществляемый "благородным мужем" (цзюнь цзы) за своим поведением даже в то время, когда его никто не видит ("Чжун юн"; "Ли цзи чжэн чжу" - "Резюмирующий коммент. Чжэн Сюаня на "Записки о правилах благопристойности"). В неоконфуцианстве выражение Ш.д. стало толковаться как обозначение способа самосовершенствования. Так, Чжу Си (12 в.) усматривал в Ш.д. "выявление добра и зла" в самом себе, предполагающее состояние отрешенности от внеш. раздражителей и медитативную углубленность.

РАЗУМ

разум - см. церемонии

РАЗУМНОСТЬ

разумность - см. интеллект

РАССКАЗЫ О ЦАРСТВАХ

рассказы о царствах - см. поучения царям

РАССУЖДЕНИЯ ОБ УНИЧТОЖИМОСТИ ДУХА

рассуждения об уничтожимости духа - "ШЭНЬ ME ЛУНЬ" "Рассуждения об уничтожимости духа"

Трактат философа-материалиста Фань Чжэня (5 - нач. 6 в.). Создан ок. кон. 80-х - нач. 90-х гг. 5 в. Опровергает буд. доктрину посмертного воздаяния и круга перерождений (санскр. сансара, кит. Луньхуэй), истолкованную кит. мыслителями того времени как идея "неуничтожимости духа" (шэнь бу ме). Трактат вызвал широкий резонанс среди сторонников буддизма и его противников, приведя к двум массовым дискуссиям. Первая состоялась предположительно при дворе Цзинлинского (князя) Цзыляна на р-же 80 - 90-х гг. 5 в. Вторая была организована по распоряжению Лянского У-ди - государя дин. Лян (502 - 57) в 508 - 9. Текст "Ш.м.л." сохранился в офиц. жизнеописаниях Фань Чжэня из "Лян шу" ("История дин. Лян") и "Нань ши" ("История южн. династии"), а также в буд. антологии нач. 6 в. "Хун мин цзи" (цз. 9). В первых двух памятниках он дается в форме диалога между "гостем" (кэ) и "хозяином" (чжу), состоит из их вопросов (вэнь юэ) и ответов (да юэ). В антологии к ним добавлены "реплики-возражения" (нань юэ), представляющие собой, судя по коммент., запись выступлений оппонентов Фань Чжэня, сделанных в ходе дискуссии.

**Фань Чжэнь "Ш.м.л.", Гу Сысе "Цзилинь яо шу. Сюй" чжу и (Толкование "Ш.м.л." Фань Чжэня и "Цзилинь яо шу. Сюй" Гу Сысе). Пекин, 1975. См. также лит-ру к ст. Фань Чжэнь, Шэнь бу ме.

М.Е. Кравцова

РЕАЛЬНОСТЬ ИСТИННАЯ

ЧЖЭНЬ ЖУ Санскр. татхата, бхутататхата: "таковость", "истинная таковость", "истинная сущность", "истинная природа", "истинная реальность".

Термин буддизма махаяны (да чэн). Возник в рамках философии мадхьямики (см. Саньлунь школа) для обозначения принципиально непредставимой, неописываемой и безатрибутной реальности в ее объективном, внерефлективном бытии, к-рая отождествляется ре-лиг, учением буддизма с абс. "телом Будды", "телом Закона" (санскр. дхармакайя, кит. фа шэнь). Ч.ж. не противопоставляется феноменальному бытию (сансара, луньхуэй) онтологически, как некая иная, более совершенная сущность. Исходя из доктрины тождества сансары и нирваны (см. Непань), мадхъямика декларирует лишь эпистемологич. противопоставление: сансара, взятая "сама по себе", вне преломляющей реальность рефлексии, и является "истинно реальным". В текстах, отражающих синтез мадхьямики и виджнянавады (см. Вэйши школа), под Ч.ж. понимается "абс. сознание" как изначально просветленное и совершенное начало ("природа будды" - фо син, "истинное сознание" - чжэнь ши). В этом значении понятие Ч.ж. оказалось исключительно важным для формирования концепции "единого сознания (будды)" (и синь) как абсолюта в рамках учения буд. Хуаянь школы.

**Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 196 - 200; Миги T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism. L., 1955. P. 228 - 235.

E.A. Торчинов

РЕЧИ ЦАРСТВ

речи царств - см. поучения царям

РИТУАЛ

ритуал - см. церемонии

Предыдущая страница Следующая страница