Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

НАЗВАНИЕ

название - см. судьба

НАЛИЧИЕ-ОТСУТСТВИЕ

наличие-отсутствие - см. бытие-небытие

НАРОДНОСТЬ

МИНЬ БЭНЬ "Народоосновие", "народность".

Есть мнение о целесообразности передачи понятия М.б. посредством понятия "народность" (Ю.М. Гарущянц) из известной формулы "православие, самодержавие, народность". Сформировавшийся до эпохи Цинь (кон. 3 в. до н.э.) идеал социального устройства. Понимание народа как "корня-основы" (бэнь) восходит к тексту "Шу цзина" (гл. "У цзы чжи гэ"): "Народ есть корень-основа гос-ва, если корень крепок, то гос-во в спокойствии" (минь вэй бан бэнь, бэнь гу бан нин). Этот тезис не содержал идеи непосредств. влияния народа на политику, посредующим звеном выступало высшее начало - Небо (тянь), "слушающее ушами народа и видящее глазами народа": если правление не будет гуманным и справедливым, Небо лишит государя его сакрального "небесного мандата" (тянь мин, см. Мин (1)) на царствование. Идеи М.б. были развиты Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.): "Народ есть главное, за ним следуют духи земли и зерна, государь на последнем месте" ("Мэн-цзы", гл. 7 Б). Он также ввел в оборот положение о том, что свержение правителя, утратившего гуманность и справедливость, ничем не отличается от устранения простолюдина. Правителю предписывается заботиться о материальной жизни подданных, с тем чтобы завоевать "сердце народа" (минь синь) и обеспечить в гос-ве стабильность и гармонию. Этич. основой М.б. выступало проведение монархом "гуманной политики" (жэнь чжи, см. Жэнь (2)), практич. формой осуществления - "выдвижение мудрых" (шан сянь), проблема, обсуждавшаяся не только конфуцианцами, но и представителями моизма. Хотя М.б. в первую очередь было предписанием верхам, положение о нем также брали на вооружение мыслители, настаивавшие на ограничении абс. власти монарха (см. Хуан Цзунси, Гу Яньу). В новое время доктрина М.б. зачастую не только сопоставлялась, но и отождествлялась с зап. пониманием демократии. Однако совр. развитие стран конф. ареала Азиатско-тихоокеанского региона демонстрирует связь авторитарной с зап. т. зр. политич. практики в этих странах с идеями М.б. Представители постконфуцианства обычно трактуют идеи М.б. как неразвернувшуюся в реальности и превосходящую зап. демократию систему, где дополнением к конф. учению о равенстве людей по природе, "срединности" и "гармонии" (см. Син (1), "Чжун юн", Хэ (1)) служили даос, нонконформистские идеи нерастворения личности в офиц. учении и гос. деятельности. При этом постконфуци-анцы, как правило, ссылаются на учение об одинаково доброй человеч. природе, благодаря к-рой "каждый может стать Яо и Шунем" (см. Шэн (1)), как на признак этич. "неполитич. демократизма" кит. цивилизации. К сфере М.б. относится конф. утопич. традиция (см. Да тун (1)).

*Гарушянц Ю,М. Демократия и права человека в Китае (исходные данные) // 24-я НК ОГК. Ч. 2. М., 1993; Мэн-цзы сысян яньцзю (Исслед. идей Мэн-цзы). Цзинань, 1986. С. 83 - 184.

А. В. Ломаное

НАРОДООСНОВИЕ

народоосновие - см. народность

НАУКА ВЫСОЧАЙШАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЧАЛО

начало - см. импульс

НЕ БАО

Не Вэньвэй, прозе. Шуанцзян. 1487, Юнфэн (совр. пров. Цзян-си), - 1563.

Философ-неоконфуцианец. Имел высшую ученую степень цзиньши, состоял в свите наследника престола. Считал себя учеником и последователем Ван Янмина, но фактически концептуально расходился с ним. Полагал, что врожденное интуитивное "знание блага" ("благосмыслие", лян чжи) не м.б. реализовано без "подвижнических" (гунфу) усилий по овладению практикой "отрешенности в движении и покое, забытья внутреннего и внешнего", т.е. медитативной техникой. Находился под влиянием популярного в неоконфуцианстве эпохи Сун (10- 13 вв.) положения о "главенстве покоя" (чжу цзин, см. Дун - цзин), считая этот принцип гл. условием "овладения движением Поднебесной" - проникновения внутрь движущих сил Вселенной для гармонизации с ними собств. личности. Определял человеч. "сердце" (синь (1))-сознание и психику - как "безмолвное тело" (цзи ти), пребывающее в покое и тишине, к к-рому необходимо обращаться для познания дао.

См. лит-ру к ст. Ван Янмин, Ван Янмина учение. Хэ Чэнсюань

НЕБО

небо - см. день

НЕДЕЯНИЕ

См. Вэй (1)

НЕОКОНФУЦИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПАНЬ

непань - см. нирвана

НЕПОСТИЖИМОЕ

непостижимое - см. тьма

НЕРЕАЛЬНОЕ

нереальное - см. ложное

НЕУНИЧТОЖИМОСТЬ ДУХА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕ-Я

У ВО

Санскр. анатма, анат-мавада. "Не-я" - одна из важнейших доктрин буддизма.

Возникла в раннем буддизме в противовес ортодокс, учению брахманизма о существовании индивид., вечного субстанциального субъекта - "я", души и атмана - мирового духа, субстанции всего сущего. Вместо концепции атмана буддизм выдвинул доктрину "пяти скандх" (у юнь), т.е. пяти групп элементов, составляющих личность. Доктрина У в. тесно связана с буд. учением о всеобщем непостоянстве; в отличие от атмана, скандхи и их элементы - дхармы (см. Фа (1), п. 2) непостоянны, их возникновение и исчезновение причинно обусловлены. Из доктрины У в. вытекали отрицание существования какой-либо субстанции - носителя отличных от нее качеств и положение о дхарме как единстве качеств и их носителя. Впоследствии в буддизме возникли учения о двух типах отсутствия "я": пудгала найратмья (во У в.; жэнь У в. - "человеч. не-я")- об отсутствии единой души у личности; дхармья наратмья (фа У в.) - об отсутствии самодостаточных и независимых единичностей (дхарм) вообще. Последняя доктрина характерна для буддизма махаяны и связана с концепцией "пустотности" (шуньята, кун) сущего. Следствием доктрины У в. явилось отрицание существования высшего существа - творца и промыслителя. Доктрина У в. оказала значит, влияние на развитие средневек. кит. философии, прежде всего даосизма (см. "Гуань Инь-цзы").

**Розенберг О.О. Проблемы буд. философии. Пг., 1918; Его же. Труды по буддизму. М., 1991; Радхакришнан С. Инд. философия. Т. 1. М., 1956; Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983; Торчинов Е.А. О психология, аспектах учения праджняпарамиты // Психология, аспекты буддизма. Новосиб., 1986. Perez-Remon J. Self and Non-self in Early Buddhism. The Hague, 1981.

E.A. Торчинов

НИРВАНА

Кит. эквивалент санскр. термина "нирвана" - букв, "остывание", "угасание", "затухание", "освобождение". Др. кит. варианты - нидань, нихуань. Обозначение идеального итога религ. практики буддизма, высшее состояние сознания, "сверхбытие", достигаемое в результате "затухания" безначального волнения истинносущего и прекращения т.о. кармич. (см. Е) цепи "старений и смертей" (см. Луньхуэй). Буд. тексты постулируют непостижимость и невыразимость нирваны. Санскр. синоним этого понятия - паринирвана передается по-китайски как жу ме - "вхождение в затухание" (др. варианты - юань цзи, "всеобъемлющее безмолвие"; транскрипции бонепань, бонихуань). Смысловые аналоги понятия "нирвана", особенно широко применявшиеся в ранний пер. распространения буддизма в Китае, - ме ("уничтожение", "исчезновение", "прекращение", "затухание" и т.п.), ме ду ("преступание черты", "переход в прекращение"), цзи ме ("безмолвие и затухание"), у вэй (I) ("недеяние", см. Вэй (1)). В кит. буд. лит-ре выражениями жу ме, юань цзи, жу Н. ("вхождение в нирвану") обозначается кончина буд. монахов. Толкования понятия "нирвана" и путей ее достижения в разных школах буддизма расходятся. В традиции тхеравады (хинаяны) преобладает тенденция к объяснению нирваны на основе толкования истинносущего как "мира дхарм" (дхармадхату, фа цзе) в его "необусловленной" ипостаси, отграниченной от эмпирич. мира. В школах махаяны доминирует идея "тождества нирваны и сансары", исходящая из положения об истин носущем как об одном из "трех тел Будды" - вселенском "теле Закона" (дхарма-кая, фа шэнь), присутствующем во всем сущем.

*Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1992. С. 184 - 93 и др.

НОВАЯ НАУКА

СИНЬ СЮЭ

(1). "Учение о сердце". Филос. направление в неоконфуцианстве, путь к постижению мира видевшее в познании субъективной реальности собственного "сердца" (синь (1)). Противопоставляется неоконф. "учению о принципе" (ли сюэ), нацеленному на максимальное расширение познания объективной реальности. Гл. представители-Лу Цзююань (12 в.) и Ван Янмин (кон. 15 -нач. 16 в.). Оппозиция С.с. - ли сюэ выражается также противопоставлением школ Лу (Цзююаня) - Ван (Янмина) (Лу-Ван сюэ пай) и Чэн (братьев)- Чжу )Си) (Чэн - Чжу сюэ пай).

(2). "Новая наука"

1. Обозначение заложенной Лю Синем (кон. 1 в. до н.э. - нач. 1 в.) традиции толкования "текстов старых письмен" (см. Ц зим сюэ).

2. Подход к толкованию трех конф. канонов (см. "Ши сань цзин") - "Ши цзин", "Шу цзин" и "Чжоу гуань" ("Чжоу ли"), предложенный Ван Аньши (11 в.) для обоснования его программы реформ с помощью конф. авторитетов.

3. Обозначение зап. политич. мысли, науки и культуры, появившееся в Китае в нач. 20 в. как противопоставление отечеств, культурной и науч. традиции - "старой науке" (цзю сюэ).

НОМИНАЛИСТЫ

номиналисты - см. диалектики

НОУМЕН - ФЕНОМЕН

ноумен - феномен - см. основа - второстепенное

НРАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НУМЕРОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЭЙ СИН

нэй син - см. самоанализ

НЭЙ ШЭН ВАЙ ВАН

нэй шэн вай ван - см. внутр. совершенная мудрость и внеш. царственность

Предыдущая страница Следующая страница