Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБОБЩЕНИЕ

обобщение - см. генерализация

ОБРАЗЕЦ

образец - см. дхарма

ОБРАЗОВАНИЕ

образование - см. стиль

ОБЪЕКТ

У (3) "Вещь", "объект"

Категория кит. философии, сочетающая два осн. значения: 1) обыденное: вещь, существо в самом широком смысле - одушевленное и неодушевленное; 2) филос.: объект в противоположность мыслящему субъекту. Исходные значения иероглифа У.- "бык", "жертвенное животное", "род (вид, класс)", "обозначение (символ, значок)". Ключевой знак - "бык" - несет идею живого существа; идея "рода" объединяет вещи и дела, к-рые м.б. классифицированы в единых схемах, а идея "обозначения" связана с наличием обозначающего субъекта.

Гилозоистич. оттенок содержания понятия У. отражает перевод этого слова дореволюц. рус. синологами - "тварь" и франц.- fitre ("существо"). У. в целом трактовалось кит. философами как "оформленное" (см. Син (2)) проявление общемировой "пневмы" (ци (1)), подразумевающей также субстантивацию духовных начал (ср. "Си цы чжуань", 4 в. до н.э.: "Осемененная пневма образует вещи"; "Гуань-цзы", 4 - 3 вв. до н.э.: наличие "семени" (цзин (3)) означает "рождение всякой вещи" от злаков и небесных светил до "навей и духов" - гуй шэнь (см. Шэнь (1)). Под "вещью" - У. могли пониматься и материальное, телесно-чувственное явление ("Чжуан-цзы", 4 - 3 вв. до н.э.: "Все, что обладает видом, фигурой, звучанием, цветом, есть вещь"), и идеализированный образ действительности. Напр., у моистов (см. Мо цзя) У.- общее обозначение референта любой номинации, необходимым коррелятом к-рого являются "имя" (мин (2)) или обозначающий субъект: "всеобщая любовь" и агрессивная война суть "вещи", отличные от частного, конкр. объекта - ши (2) ("реалии"). В древнекит. логич. классификациях "имен" У. фигурирует в качестве наиболее общей категории - "всеобщего имени" (да мин) у моистов и "большого общего имени" (да гун мин) в "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.). В "Гунсунь Лун-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) У. и чжи (3) ("палец", "показатель") составляют универсальную оппозицию "означаемое - означающее". В понятии У. сочетается также субстанциальный и процессуальный смысл (ср. англ, thing, нем. Ding, франц. chose, лат. res и др. - "вещь", "дело", "обстоятельство"). Чжу Си (12 в.) истолковывал понятие У. в словосочетании гэ У. ("выверение вещей", см. Чжи-син) из "Да сюэ" (4 - 2 вв. до н.э.) как "дела и вещи" (ши У.), а Ван Янмин (кон. 15 - нач. 16 в.)- как собственно "дела" (ши (3)).

В отличие от зап. понятия "вещь", к-рое м.б. применено к человеку только в уничижительном смысле, кит. У. включает и человека: "Указывая на число вещей, говорят: их тьма (десять тыс.). Человек является единицей в этом числе" ("Чжу-ан-цзы").

**Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. С. 85 - 92; Цы хай (Толковый и энциклопедии, словарь "Море слов"). Шанхай, 1948. С. 869; Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэ-сюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 216 - 38; Maspero H. Notes sur la logique de Mo-tseu et de son ecole // T'P. 1928. Vol.25. Livr. I. P. 21-22; KarlgrenB. Grammata Serica // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. 1940. №12, №503h-i; Lau D. A Note on Ke Wu // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1967. Vol.30.

А.И. Кобзев

ОДУХОТВОРЕННОСТЬ

одухотворенность - см. чудесное

ОСНОВА - ВТОРОСТЕПЕННОЕ

Терминологич. словосочетание, в кит. философии имеющее три осн. значения.

1. "(Оформленная) сущность/реальность и (ее) функция/атрибут". Первый член терминологич. пары относится ко второму как целое к части. Впервые в указ, значениях понятия ти (1) ("тело/основа") и юн (2) ("применение") фигурируют, видимо, в "Сюнъ-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.): "Множество вещей соединены в пространстве, но различаются своей (оформленной) сущностью (ти (1)), (даже утилитарно) негодное имеет свою функцию (юн (1)) по отношению к человеку" (гл. "Фу го"- "Обогащение гос-ва"). У Ван Чуаньшаня (17 в.) ти (1) - это "реальное наличие" (ши ю), о существовании к-рого можно судить по его атрибутам (юн (2)) ("Чжоу и вай чжуань" - "Внеш. коммент. к "Чжоуским переменам", цз. 2). Сунь Ятсен интерпретировал проблему Т.- ю. как соотношение материи и духа (цзиншэнь), к-рый является неотъемлемым свойством материи ("Цзюньжэнь цзиншэнь цзяоюй" - "Воспитание духа военных"). В совр. философии знак ти (1) используется .для передачи понятий "бытие" (бэнь ти, букв, "изнач. тело") и "субстанция" (ши ти, букв, "реальное тело"). Сюн Шили (20 в.) в развитие рассматриваемой здесь традиц. концепции предложил тезис о "недвойственности ти (1) и юн (2)" (ти юн бу эр).

2. "Основа/субстанция - проявление / акциденция" (более узкое значение: "ноумен - феномен"). Здесь соотношение ти (1) и юн (2) более дихотомично. В этом аспекте проблему Т.- ю. начал разрабатывать Ван Би (3 в.), у к-рого в качестве вселенской "основы" ти ( 1 ) фигурировало "отсутствие/небытие" (у (1), см. Ю - у). Пэй Вэй (3 в.), напротив, объявил "основой" "наличие/бытие" - ю ("Чун ю лунь" - "О почитании наличия/бытия"). Ван Аньши (11 в.) в качестве единой "основы/субстанции" рассматривал "изнач. пневму" (юань ци (1), см. Ци (1)), пребывающую в состоянии "покоя" (цзин (2), см. Дун - цзин), тогда как ее циркуляция "между Небом и Землей" создает все множество "акциденций/феноменов" ("Лао-цзы чжу"- "Коммент. к "Лао-цзы"). У главных основоположников неоконфуцианства Чэн И (11 -12 вв.) и Чжу Си (12 в.) в роли "основы" фигурируют структурообразующие "принципы" -ли (1), а в качестве "проявления" - "образы" (сян (1), см. Сян шу чжи сюэ) мироздания. Чжу Си перенес дихотомию Т.- ю. также на соотношение "(индивид.) природы" (син |1)) и "чувств" (цин (2)) ("Чжу-цзы юй лэй" - "Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам", цз. 5). Принцип Т.- ю. как обозначение дихотомии "основа - проявление" использовался в "нумерологич." медицинских расчетах (иероглиф "ти (1)" обозначал пораженную систему организма - орган и т.п., а иероглиф "юн (2)"-другую систему, функционально связанную с пораженной и потому выбранную для оказания на нее лечебного воздействия).

3. Дихотомия "принцип (основа) - применение (второстепенное)". Введена теоретиком политики "самоусиления" Чжан Чжи-дуном (19 - нач. 20 в.), предложившим использовать "кит. науку в качестве основы, зап. науку для (утилитарного) применения" (чжун сюэ вэй ти, си сюэ вэй юн), Чжан Чжидун исходил из положения о том, что "кит. наука упорядочивает тело/личность (шэнь (2)) и сердце (синь |1)), зап. наука нужна для мирских дел" ("Цюань сюэ пянь"- "Советы (по поводу) наук"). Под "кит. наукой" понимались духовно-культурные и идеологич. принципы, под "зап. наукой" - естественнонауч. дисциплины и технич. достижения. Этот тезис о соотношении кит. и зап. "наук" в сокращенной формулировке ("китайское в качестве основы, западное для применения") впоследствии толковался весьма широко, в целом подразумевая преемственность духовной и культурной традиции при дозированном заимствовании зап. опыта.

ОСНОВАНИЕ

основание - см. церемонии

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

осуществление - см. быть

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ

КУН Санскр. шунья, шуньята - "пустота", "пустотность", "иллюзорность", "относительность".

Основополагающее понятие буд. школы мадхьямиков (см. Саньлунь школа) и махаяны в целом. В канонич. лит-ре употребляется в двух осн. значениях: 1) все феномены "пустотны", т.е. относительны, лишены субстанциональности или "истинной реальности"; 2) абсолют есть К. (шунья), поскольку лишен эмпирич. содержания и не существует предиката, к-рый мог бы быть ему приписан. К.- это термин для обозначения того, "что не имеет причины, того, что находится вне мышления или понятия, того, что не родится, того, что не имеет измерения" ("Даосин цзин", санскр. "Аштасахасрика праджняпарамита сутра", цз. 18). Подразумевается, что феноменальное возникает мгновенно, зарождается и тут же исчезает, не имеет материальной устойчивой природы и независимой сущности, ложно и нереально, потому и называется "пустотой". В "Вэй-мо-цзин" ("Вималакирти (нирдеша) сутра") говорится: "Все дхармы (см. Фа (1), п. 2) в конечном итоге не имеют бытия, в этом смысл пустоты". "Пустота" подразумевает также, что "истинная сущность" всех вещей и явлений изначально "чиста, просветлена и успокоена (пребывает в спокойствии)".

Различают две формы "пустоты": 1. "Аналитич. пустота", выявляемая в процессе анализа причин появления дхарм, их существования и исчезновения, а также из анализа самого факта "составленности", агрегатности всего феноменального и прежде всего индивид, "я", к-рое возникает, согласно буд. теории, из соединения "пяти скандх" (групп дхарм - см. У юнь). 2. "Пустотность индивид, "я" дхарм", или "пустотность дхарм" (фа кун), отсутствие "я" у дхарм. В данном случае говорят о "пустотности данного тела", т.е. независимо от разложения на составные элементы все феномены сами по себе являются "пустотой". Мадхьямика обосновывает К. законом причинности, утверждая, что вещи не имеют своего "я", т.к. они порождены причинной зависимостью (юань ци (2)); йогачара - тем, что "все дхармы есть только сознание". В различных направлениях махаяны из концепции "двух пустот" впоследствии возникли теории "трех пустот", "четырех пустот", "шести пустот", а также 10, 18, 20 и т.д.

"Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм) . Т. 1 - 2. Пекин, 1980; Чжунго фосюэ юаньлю люцзян (Источники по истории буд. учения в Китае). Пекин, 1979.

Н.В. Абаев, С.Ю. Лепехов

Предыдущая страница Следующая страница