Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ф"
фа - см. дхарма |
фа цзе - см. сферы дхарм |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Фань Цзыжэнь 450(?), Наньсян (совр. пров. Хэнань),- 515(?) Философ-материалист. Выходец из влиятельного чиновничьего клана. Состоял на гос. службе в пер. правления дин. Южн. Ци (479 - 501) и Лян (502 -57), поддерживал личные контакты с членами правящих домов. Один из ведущих представителей антибуд. пропаганды. Как и его предшественники в этой обл.- Цай Мо, Хэ Чэнтянь (4 - 5 вв.) и др., считал буддизм "варварским" учением, подрывающим нравств. устои об-ва и дезорганизующим управление гос-вом. Наиболее эффективный способ борьбы с буддизмом видел в дискредитации его доктрин, в первую очередь идеи "неуничтожимости духа" (шэнь бу ме) - так Ф.Ч. и совр. ему кит. мыслители трактовали учение о круге рождений (санскр. сансара, кит. лунъхуэй) и воздаянии (карма, е). Осн. филос. соч. Ф.Ч.- "Шэнь ме лунь" ("Рассуждения об уничтожимости духа"). Полемика вокруг этого трактата, организованная на офиц. уровне (80 - 90-е гг. 5 в. и 507 - 8), стала важным событием в духовной жизни Китая. Осн. постулат теоретич. построений Ф.Ч.- субстанциальное единство телесной "формы" (сип (2)) и "духа" (шэнь (1)). Опираясь на традиц. для кит. философии представления о человеке как о психофизич. целом, образованном единой субстанцией - "пневмой" (ци (1)), он довел их до логич. завершения. Ф.Ч. отказался от принятого ранее сопоставления "формы" и "духа" по принципу "оболочка - наполнитель", трактуя их как соответственно материальную субстанцию и ее функциональное свойство (юн (2)). Отсюда следовал вывод о принципиальной невозможности раздельного существования телесной "формы" и "духа", об одномоментности их гибели, что также являлось шагом вперед по сравнению со взглядами предшествовавших философов, как конф., так и даос., к-рые, признавая субстанциальное единство телесной "формы" и "духа", все же рассматривали гибель последнего как относительно самостоятельный акт (ме - "исчезновение", "уничтожение", сань - "рассеивание" в "небесной пневме" - тянь ци). Согласно взглядам Ф.Ч., мир представляет собой единый организм, составляющие к-рого, в т.ч. жизнь человека, подчиняются только естеств. законам. Он отрицал наличие какого-либо сверхъестеств. разумного существа, подвергал резкой критике религ. предрассудки и верования, давая им рационалистич. объяснение. Так, по его мнению, культ предков изначально был лишь формой проявления уважения к памяти усопшего. Ф.Ч. последовательно выступал против идеалистич. тенденций в осмыслении природы человека и мира, признавал возможность и необходимость их логико-дискурсивного познания. Учение Ф.Ч., являющееся определенным итогом эволюции материал истич. и рационалистич. тенденций древней и раннесредневек. философии Китая, осталось непризнанным его современниками. Одна из причин этого заключается в построении им системы доказательств на метафорич. сравнениях: те же сравнения, взятые на вооружение его оппонентами, служили иллюстрацией прямо противоположных выводов. **Радуль-Затуловский Я.Б. Великий кит. атеист Ф.Ч. // Ежегодник Музея, истории религии и атеизма. Л., 1 957. №1; Balazs Et. Chinese Civilization and Bureaucracy. Variations on a Theme. New Haven - L., 1964. P. 255 - 76. См. также лит-ру к ст. "Шэнь ме лунь". М.Е. Кравцова |
Фасин цзун. Обобщающее назв. Саньлунь школы, Хуаянь школы и Тяньтай школы, к-рые одинаково трактовали "сущность дхарм" (санскр. дхар-мата, кит. фа син, см. Фа (1), п. 2). В учении Ф.ш., осн. на доктринах одного из направлений махаяны - мадхьямики (см. Буддизм в Китае), центр, место занимает идея о потенциальном наличии у всех людей "сущности будды" (фо син), отождествляемой с "истинной сущностью" (бхутатхата, чжэнь жу). Последняя, представляющая собой основу и содержание бытия, по Ф.ш., является выражением "пустотности" (шунь-ята, кун) всех дхарм, характеризующей их сущность. Поскольку Ф.ш. считает источником всех явлений в мире "истинную сущность" ("сущность дхарм", "сущность будды"), она именуется также "школой Сущности" (Син цзун). Гл. представителем Ф.ш., часто отождествляемым с ней, является школа Саньлунь. Ф.ш. доктринально противостоит Фаслн школе (См. также Вэйши школа), к-рая не признает наличия "сущности будды" у всех людей и "пустотность" дхарм как основу бытия. **Вань Литянь. Фоцзяо чжэсюэ (Филос. учение буддизма). Пекин, 1986. С. 10 - 11. А. А. Маслов |
Фасян цзун. Буд. "школа Дхармалакшана", "школа Свойств (или Истинной сущности) дхарм". Кит. назв. представляет собой стяжение от выражения чжу фа ши сян ("реальность свойств (или истинная сущность) всех дхарм") - гл. доктринальной формулы Ф.ш. Принято полагать, что этот тезис в противоположность учению Фасин школы ("школа Дхармата") подразумевает гл. обр. отрицание "пустотности" (кун, санскр. шунья) дхарм (см. Фа (1), п. 2) в качестве основы и содержания бытия. Ф.ш. известна также как школа Цыэнь (Цыэнь цзун, "школа Сострадания и милосердия"), по назв. буд. монастыря в Чанъане, где подвизались основоположники Ф.ш. Сюаньцзан и Куйцзи. Уделяла особое внимание проблемам буд. логики, известной в Китае под назв. иньмин ("прояснение резона", санскр. хетувидья, хетувидьястхана; в широком смысле иньмин означает древнюю инд. логику). Ф.ш. считается др. назв. Вэйши школы, однако нек-рые кит. мыслители нового времени, напр. Оуян Цзинъу, рассматривали эти учения в качестве отд. направлений: школа Вэйши акцентировала трактовку всей сферы опыта как различных состояний сознания (ши (4)) и склонялась к отрицанию наличия "сущности будды" (фо син, см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя ее создание посредством религ. практики; собственно же Ф.ш. толковала преимущественно о "свойствах дхарм", по сути не противореча положениям школы Фасин и даже будучи тождественной ей. Аналог Ф.ш. в Корее - школа Попсан (с 7 в.), в Японии - школа Хоссо сю (с 7 - 8 вв.). **Дагданов Г.Б. Школа Фасян в истории кит. буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центр. Азии. Новосиб., 1986. |
Сяньшоу. 643, Чанъ-ань (совр. Сиань, пров. Шэньси), - 712. Третий патриарх и фактич. основатель буд. Хуаянь школы, систематизировавший ее учение и придавший ему самобытность. Род. в семье выходца из Хорезма, поэтому иногда именуется "Хорезмийцем Ф." (Канцзюй Ф.). Был учеником знаменитого переводчика и реформатора Фасян школы (См. также Вэйши школа) Сюаньцзана, но позднее разошелся с ним во взглядах и резко полемизировал. Наибольшее влияние на Ф. оказал др. его учитель - Чжиянь, второй патриарх Хуаянь. Большую часть жизни провел в столичных монастырях Юньхуасы и Дац-зяньфусы. Пользовался покровительством танского имп. двора, в особенности императрицы У Цзэтянь (У-хоу). Получил офиц. титул "го и фа ши" ("единств, в гос-ве наставник Закона"). Осн. труды - коммент. к "Хридайя сутре" (кит. "Божоболоми синь цзин" - "Сутра сердца праджняпарамиты"), к "Ланкаватара сутре" ("Жу Лэнцзя цзин" - "Сутра о вступлении на Ланку"), к "Махаяна шрадцхотпада шастре" ("Да чэн ци синь лунь" - "Шастра о пробуждении веры в махаяну"), к "Аватамсака сутре" ("Хуа янь цзин"- "Сутра цветочной гирлянды") и краткий трактат ("Цзинь ши цзы чжан"- "Главы о золотом льве"), излагающий учение Ф. и школы Хуаянь в целом. В основе философии Ф. лежит концепция универсальной причинной обусловленности (у цзинь юань ци, юань ци (2)). Все элементы универсума-дхармадхату (см. Фа цзе) как мира в его истинной реальности взаимозависимы и взаимообусловлены, что равнозначно взаимопроникновению всего сущего: единое включает многое, к-рое содержит в себе единое. Отсюда тезис о тождестве единого и многого в "едином сознании" (и синь) как духовном субстрате универсума. Данная концепция находит выражение в двух доктринах: ли ши у ай ("беспрепятственное (взаимопроникновение) принципов и вещей/дел", см. Ли - ши), осн. на махаянском постулате о тождестве нирваны (непань) и сансары (лунъхуэй); ши ши у ай ("беспрепятственное (взаимопроникновение) вещей/дел"). В результате Ф. создал учение, рассматривающее мир как единую систему взаимосвязанных и взаимосодержащих элементов, сняв оппозиции "единичное - многое" (и -до) и "тождественное- отличное" (тун - и). Ф., пересмотрев доктрину виджнянавады (см. Вэйши школа) о трех уровнях реальности, поставил уровень паратантры (и та ци син - "зависимого бытия", "бытия, опирающегося на другое") выше абс. бытия - паринишпанна (юань чэн). Для Ф. уровень паратантры как бы синтезирует в себе иллюзорный мир кажущихся самостоятельными множеств единич. "вещей/дел" (ши (3)) и мир единого бытия идеального "принципа" (ли (1)). Поэтому его реальность превосходит и первый, и второй уровни, будучи равной "единому сознанию" и дхар-макайе (фа шэнь - "тело Закона", "тело Будды"). Все известные Ф. буд. учения он подразделял на пять групп (у цзяо - "пять учений"), а те, в свою очередь, на "десять школ" (ши цзя), установив иерархию их "истинности". Высшим и самым совершенным назван буддизм Хуаянь. Эта классификация была развита и усовершенствована Цзунми (8 - 9 вв.). Филос. взгляды Ф., решающим образом воздействовав на формирование системы взглядов Хуаянь, оказали также влияние на учение Чань школы, а в 11 -12 вв.- на филос. проблематику и терминологию неоконфуцианства. **Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжу-ань. Сюйбянь (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 3. Цзи-нань, 1982. С. 3 - 44. См. также лит-ру к ст. Хуаянь школа. Е.А. Торчинов |
фа-шу-ши - см. закон - искусство - власть/насилие |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
философ из хуайнани - "ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ" "Философ из Хуайнани". Др. назв. - "Хуайнань хун ле" ("Хуайнань Великая мудрость"). Памятник 2 в. до н.э., сост. при дворе Хуайнаньского князя Лю Аня. Согласно источникам, включал три книги: "внутр." (21 цзюань - "свиток"), "толковавшую о дао", "внеш." (33 цзюаня) - "о разном" и "среднюю" (8 тетр.) - "о святых и искусстве алхимии" (см. Сянь сюэ). "Х.-ц." отличают образность, искусно построенная ораторская речь, сочетание различных стилей (от логизирующего до высокопоэтич.). В нем обрела завершенную форму мировоззренческая тенденция, восходящая к Конфуцию: человеч. измерение и человеч. деятельность воспринимаются как не менее важные атрибуты универсума, чем Небо и Земля (см. Тянь). Об этом свидетельствуют высокий статус практики в доктрине "Х.-ц.", признание "уместного" и "подходящего" эталоном прекрасного (Мэй) наряду с "мерой" и "гармонией" (хэ (1)). Тем не менее гл. мерилом истины и красоты остается космос. "Х.-ц." представлял собой вторую в истории кит. мысли после "Люй-ши чунь цю" попытку глобального филос. обобщения. Инструментом филос. построений для создателей памятника служили конф. рационализм с его теорией обществ, устройства и даос, иррационализм, сочетающийся со склонностью к исследованию и наблюдению. В поисках аргументов в пользу правомерности соединения противоположностей составители "X.-ц." привлекли беспрецедентно обширный материал мифов и преданий, историч. сведения, эмпирич. данные из разных обл. практики, коммент. к отд. положениям и целым текстам филос. классики. Противоречие между сознанием создателями "Х.-ц." правоты конф. построений и их пристрастием к глубине даос, спекуляций разрешилось обозначением двух путей человеч. мысли: один ведет к науке, др. - в религию и филос. мистицизм. *ЧЦЦЧ. Т. 7. Пекин, 1956; Х.-ц. Гл. 1, 2, 7, 9. Всгуп. ст. и пер. Л.Е. Померанцевой // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Morgan E. Тао, the Great Luminanl. Essays from Huai-nan-tzu. L., 1933; Kraft E. Zum Huai-nan-tzu. Einfuhrune, Obersetzung (Kapitel I und II) und Interpretation II Monumenta Serica. 1957. №16; 1958. №17; Wallacker B.E. The Huai-nan-tzu, Book Eleven: Behaviour, Culture and the Cosmos // JOAS. 1962. №48; **Яо-меранцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнаньцзы" - II в. до н.э.). М., 1979. Л.Е. Померанцева |
форма - см. фигура |
4 в. до н.э. Глава (цзюй-цзы) "ордена" моистов (см. Мо цзя). В "Люй-иш чунь цю" (3 в. до н.э.) приводится эпизод отказа Ф.Т. от заступничества за совершившего преступление сына, к-рый был казнен. Ф.Т. не воспользовался помилованием, дарованным покровительствовавшим монетам Хуэй-ваном, правителем царства Цинь, и тем самым "переборол себя ради осуществления великой справедливости" (тай и, см. И (1)). В кит. филос. и лит. традиции имя Ф.Т. стало нарицательным как образец соблюдения внутр. долга. |
фуси - см. баоси |
фэн лю - см. ветер и поток |