Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАНЬ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

человечность - см. доброта

ЧЕСТНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕТВЕРОКНИЖИЕ

четверокнижие - "СЫ ШУ"

"Четверокнижие". Др. назв.- "Сы цзы шу" ("Четыре книги мудрецов"). Свод канонич. текстов конфуцианства (см. Ши сань цзин): "Лунь юй", "Мэн-цзы" и две главы "Ли цзи" в качестве самостоятельных текстов - "Да сюэ" и "Чжун юн". После того как гл. основоположник неоконфуцианства Чжу Си (12 в.) написал "С.ш. цзи чжу" ("Сводный резюмирующий коммент. на "Четверокнижие"), тексты "С.ш." фактически стали гл. канонич. источником теоретич. построений неоконфуцианства и до нач. 20 в. считались основой классич. конф. образования. См. лит-ру к ст. "Ши сань цзин".

ЧЖАН БИНЛИНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЖАН БОДУАНЬ

Чжан Цзыян, Чжан Пиншу.

984, Тяньтай (на территории совр. пров. Чжэцзян), - 1082

Ученый-даос - медик, правовед, знаток стратегии, астрономии, географии, один из крупнейших теоретиков "внутр." алхимии ("внутр. пилюли" - нэй дань, см. Сянь сюэ). Имел высшую ученую степень цзинь-ши. Хорошо знал конф. и буд. лит-ру, был сторонником идеи "единства трех учений" (см. Сань цзяо). Осн. соч. - "У чжэнь пянь" ("Главы о прозрении истины"). Соч. Ч.Б. закрепили традицию использования "внешнеалхимич." терминов (обозначений минералов, металлов и т.п., манипуляций с ними, оборудования и инструментов) для описания операций с "внутр." материалами, предпринимавшихся с целью развития "бессмертного зародыша" (или "внутр. пилюли") в теле адепта, а также нацеленность "внутр." алхимии гл. обр. на переживание единства этих действий с литургич. ритуалом и общекосмич. процессами. Акцент сделан на интериоризации ритуала и "возвращении к корню" своего внутр. мира как самодовлеющей реальности. "У чжэнь пянь" стал одним из авторитетнейших текстов "высокой" традиции "внутр." алхимии, существенно повлиявшим на построения ее последующих теоретиков - Бо Юйчаня, Ли Даочуня (13 в.) и др.

В 14 - 15 вв. Ч. Б. был признан патриархом т.н. южн. течения (нань цзун) школы Цюаньчжэнь (цзяо), к-рое в отличие от сев. течения (бэй цзун) признавало необязательным уход от мира для "внутреннеалхимич." самосовершенствования. Впоследствии Ч. Б. титуловался как "истинный человек Цзыян" (Цзыян чжэньжэнь), помимо "У чжэнь пянь" еще два его соч. вошли в "Дао цзан".

Считается создателем наряду с Лю Хай-чанем (Лю Хайчжань, 8 в.) южнодаос. школы Цзиньдань (дао) ("(Путь) Золотого эликсира").

*ЧЖАН БО-ДУАНЬ "Главы о прозрении истины" Перевод Торчинова Е.А. Санкт-Петербург.,1994.

**Торчинов Е.А. Этика и ритуал в религ. даосизме ("Главы о прозрении истины" Ч.Б.) // Этика и ритуал в традиц. Китае. М., 1988.

ЧЖАН ХЭН

1. Чжан Линчжэнь. 2 в. Один из первых лидеров даос, школы Удоуми дао (см. Чжэнъи (дао)), сын ее основателя Чжан Даолина. По преданию, "вознесся на Небо" в 179. Между последователями Чжэнъи дао известен как "Учитель-наследник" (Фу-ши).

2. Чжан Пин-цзы. 78, Наньян обл. Сиао (к югу от Наньчжао совр. пров. Хэнань), - 139. Мыслитель, литератор, ученый (астроном, механик, сейсмолог, географ). Состоял на гос. службе, дважды занимал пост гл. придворного историографа, в последние годы жизни был министром правителя удела Хэц-зянь. Создатель армиллярной сферы (небесного глобуса), приводившейся в движение водой, тележки-компаса с шестеренными передачами, солнечных часов, прибора для регистрации подземных толчков. Родоначальник количественной картографии, осн. на прямоугольной сетке координат. Вычислил число л (3,04132). Фрагменты произв. Ч.Х. сохранились в династийных историях (напр., в "Хоу Хань шу", кон. 4 - нач. 5 в.), историч. сб. "Тай пин юй лань" ("Имп. просмотр годов Тай пин", 10 в.), трудах средневек. авторов. Космогонич. представления Ч.Х., выраженные гл. обр. в соч. "Хунь тянь и ту чжу" ("Иллюстрированное описание полной армиллярной сферы"), "Лин сянь" ("Законы (действия) одухотворяющей силы"), опирались на идеи "Дао дэ цзина" и "Хуайнань-цзы" (см. Лю Ань), иньян цзя. В поэтико-филос. соч. "Сы с юань фу" ("Размышления о сокровенном") прослеживается влияние взглядов Ян Сюна (1 в.). Исходил из геоцентрич. представлений о Вселенной, отождествлял вселенскую духовно-материальную субстанцию - "пневму" (ци (1)) с водой, в к-рой "плавают" Небо и Земля. Высказал догадки о природе лунного света как отраженного солнечного, предположения о безграничности и непознаваемости Вселенной, огромной длительности процесса космогенеза. Определяя различные категории небесных тел, указывал на существование 2500 "действующих звезд" и 11520 "сокровенных звезд". 2500 - это округление наибольшего числа доступных невооруженному глазу небесных тел, т.е. эмпирич. величина, а 11520 -априорно заданное число из "Си цы чжуани", продукт нумерологии (сян шу чжи сюэ) "Чжоу и", символизирующий всю "тьму вещей" (вань у). Скорость перемещения небесных тел на небосводе связывал с их удаленностью от Земли. Выступал против практики гадания по мантич. книгам (см. Вэй шу), отрицал версию о происхождении этой практики от древних "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей. Наиболее известные поэтич. произв. Ч.Х.- "Эр цзин фу" ("Ода о двух столицах"), "Гуй тянь фу" ("Ода о возвращении на поле"), "Тун шэн гэ" ("Согласное пение").

2. *Хун тянь и. Лин сянь (фрагменты). Пер. и вступ. ст. Р.В. Вяткина // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Из кит. классич. поэзии. Цзя И, Ч.Х., Сунь Чо, Тао Цянь. Пер. и вступ. ст. Е.А. Торчинова // Петербургское востоковедение. 1992. Вып.1; Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи. Лян Хань бу (Избр. материалы по истории кит. философии. Пер. двух Хань). Т. 2. Пекин, 1960.

А.И. Кобзев, А.Г. Юркевич

ЧЖАН ЦЗАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЖАН ЧЖАНЬ

Чжан Чуду. 4 в.

Ученый, каноновед из гос-ва Вост. Цзинь. Уроженец Гаопина (к юго-зап. от совр. Цзиньсяна пров. Шаньдун). Состоял на гос. службе. Единств, сохранившееся соч. "Ле-цзы чжу" ("Резюмирующий коммент, к "Ле-цзы"). По утверждению Ч.Ч., он основан на древнем тексте протодаос. памятника "Ле-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), случайно обнаруженном им в доме родственника. Существует предположение, что текст указ, трактата дошел до нас в ред. Ч.Ч. Его коммент. исходит также из высказываний Хэ Яня и толкований Сян Сю (3 в.) к "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.). Ч.Ч. стремился к синтезу положения "ценить небытие" (гуй у, см. Ван Би), постулировавшего онтологич. первичность "отсутствия/небытия" (у (1), см. Ю - у), с идеей "почитания наличия/бытия" (чун ю лунь) Го Сяна (3 - нач. 4 в.): "отсутствие/небытие" является основой "десяти тыс. наличии" (влнь ю), т.е. существования вещей, в том смысле, что все вещи конечны - их "(телесная) форма" (син 121) рано или поздно распадается с "рассеиванием (составляющей их) пневмы" (ци сань, см. Ци (1)). Отсюда вытекало отрицание вне-телесного существования неразрушимых живых структур, служившее Ч.Ч. для обоснования своеобразного гедонизма - стремления человека к "радости" (лэ) в каждый момент бытия через восприятие приятных вкусов, красок, звуков и т.п. в соответствии с потребностями его изначально заданной и неизменной "(индивид.) природы" (син (1)).

Ма Чжэньдо

ЧЖАНЬ ГО ЦЭ

чжань го цэ - см. планы сражающихся царств

ЧЖАНЬ ЖОШУЙ

чжань жошуй - . Чжань Юаньмин, прозв. Ганьцюань.

1466, Цзэн чэн (совр. пров. Гуандун),- 1560

Философ-неоконфуцианец, чл. Ханлинь академии. В разное время возглавлял ведомства назначений и аттестации, ритуалов, военное ведомство. Нек-рое время учился у Чэнь Сяньчжана, преподавал вместе с Ван Янмином и полемизировал с ним, исходя из общих установок, унаследованных от Лу Цзююаня и У Юйби. Осн. соч. - "Эр ли цзин чжуань цэ" ("Исслед. и коммент. к двум канонам (ритуальной) благопристойности"), "Чунь цю чжэн чжуань" ("Исправленный коммент." к "Веснам и осеням"), "Гу Юэ цзин чжуань" ("Коммент. к тексту "Канона музыки", (написанного) старыми (письменами)"), "Ганьцюань синь лунь" ("Новые высказывания Гань-цюаня"), "Чжань Ганьцюань цзи" ("Собр. произв. Чжань Ганьцюаня"). Рассматривал "небесный принцип" (тянь ли, см. Ли (1)) как некий "единый великий мозг, (возможности к-рого соответствуют возможностям) тысяч совершенномудрых и тысяч гениев"; он охватывает все сущее и "повсеместно (м.б.) телесно различаем" (т.е. чувственно познаваем). "Телесное различение (небесного принципа)", по Ч.Ж., равно "знанию и действию" (см. Чжи - син), рассматриваемым как некое единство. Рассматривал синь сюэ (1) ("учение о сердце") как "телесное различение (небесного принципа) сердцем (синь (1))", т.е. трактовал "учение о принципе" (ли сюэ) как разновидность "учения о сердце". Способность "сердца" вмещать в себе внеш. мир равносильна "пронизыванию" им этого мира и исключению т.о. дихотомии внешнего и внутреннего. Ч.Ж. подчеркивал отличие собств. трактовки "сердца" от толкования Ван Янмина: последний якобы говорил о сердце, находящемся в груди, тогда как сам Ч.Ж. имел в виду то, что "телесно (объемлет) тьму вещей и не м.б. утрачено". Сведения о жизни и творчестве Ч.Ж. вошли в сб. "Мин жу сюэ ань" ("Учения конфуцианцев эпохи Мин") Хуан Цзунси (17 в.) и в "Мин ши" ("Истории дин. Мин", 18 в.). *Чжань Ганьцюань вэнь цзи (Собр. произв. Чжань Ганьцюаня) (1579) // Цзычжэнтан (Зал Содействия управлению). Б.м., 1886; Шэн сюэ гэ у тун (Проникновение в учение совершенномудрых о выверении вещей). Янчжоу, 1533; **Линь Цзипин. Ганьцюань сюэ таньцзю юй Ван Чжань бицзяо (Исслед. учения (Чжань) Ганьцюаня и его сравнение с Ван (Янмином)) // Жэньшэн. 1965. Т. 30; Араки Кзнго. Ч.Ж. и Ван Янмин (на япон. яз.) // Тэцугаку нэмпо. 1968. Т. 27; Сига Итиро. Ван Янмин и Ч.Ж. (на япон. яз.) // Синтося. 1975.

Сюй Юаньхэ, А.И. Кобзев

ЧЖИ

чжи - см. интеллект

ЧЖИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЖИ-СИН

чжи-син - см. знание - действие

ЧЖОУ ДУНЬИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЖОУ И

чжоу и - см. и цзин

ЧЖОУ ЛИ

чжоу ли - см. чжоуские ритуалы

ЧЖОУСКИЕ РИТУАЛЫ

чжоуские ритуалы - "ЧЖОУ ЛИ" "Чжоуские ритуалы". Др. назв.- "Чжоу гуань" ("Чжоуские чиновники"), "Чжоу гуань цзин" ("Канон чжоуских чиновников").

Один из памятников, входящих в конф. собр. классич. литры - "Тринадцать канонов" ("Ши сань цзин"). Традиция приписывает его создание Чжоу-гуну, мл. брату У-вана - первого государя дин. Чжоу (11-3 вв. до н.э.); после смерти У-вана Чжоу-гун стал регентом при своем племяннике Чэн-ване и якобы впервые создал регулярную администрацию. Относительно датировки "Ч.л." нет единого мнения: называют 11 в. до н.э., 1-ю или 2-ю пол. 1 тыс. до н.э., 3 в. до н.э. Существует также мнение, что "Ч.л." на р-же н.э. подделана Лю Синем, копировавшим этот текст и установившим звание боши ("д-р") за его знание. Возможно, содержание трактата в целом отражает специфику гос. строя, администр. системы, обществ, устройства, законодательства, ритуалов, хозяйств, жизни, состав и обязанности чиновничества в древнекит. царствах 7 - 5 вв. до н.э., культурно близких домену дин. Чжоу.

В библиографии, разд. "Хань шу" ("И вэнь чжи", 1 в.) упоминаются "Чжоу гуань цзин" из шести разд. и "Чжоу гуань чжуань" ("Описание чжоуского чиновничества") из четырех разд., а в "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) - книга "Чжоу гуань", содержащая, в части., сведения о церемониях жертвоприношений. Рубрикация и содержание "Ч.л." сопряжены с древними космогонич. и календарными представлениями, в соответствии с к-рыми предписывалось упорядочивать жизнь об-ва. Совр. текст "Ч.л." состоит из разд. "Тянь гуань"("Небесные чиновники"), "Ди гуань" ("Земные чиновники"), "Чунь гуань" ("Весенние чиновники"), "Ся гуань" ("Летние чиновники"), "Цю гуань" ("Осенние чиновники"); разд. "Дун гуань" ("Зимние чиновники") был утерян и примерно в 3 в. заменен аналогичной по содержанию книгой "Као гун цзи" ("Записки о ремеслах"). Из коммент.

Чжэн Сюаня (2 в.) к "Ч.л." сохранился только коммент. к "Као гун цзи". Наиболее авторитетным считается коммент. Сунь Ижа-на (19 в.).

*Из "Ч.л." (отрывки). (Из гл. 1, 2, 6, 9, 10,13 - 16, 33) II Штейн В.М. Гуань-цзы. Исслед. и пер. М., 1959; Tcheou-Li ou Rites des Tcheou. Traduit... du chinois par Edouard Biot. T. 1. P. 1851; "Кучера С. К вопросу о датировке и достоверности "Ч.л." // ВДИ. 1961. №3; Сунь Чжан. Ч.л. чжэн и (Правильное толкование "Ч.л."). Шанхай, 1933; Karlgren В. The Early History of the Chou Li and Tso Chuan Texts // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. 1931. №3.

ЧЖУ СИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЖУАН ЧЖОУ

чжуан чжоу - см. чжуан-цзы. автор трактата "чжуан-цзы"

ЧЖУАН-ЦЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЖУАН-ЦЗЫ. АВТОР ТРАКТАТА "ЧЖУАН-ЦЗЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЖУН ЮН

чжун юн - см. учение о середине

ЧЖУНЧАН ТУН

Чжун Гунли

180, Гаопин обл. Шаньян (на терр. совр. уезда Цзоусянь пров. Шаньдун), - 220

Философ-рационалист. Состоял на гражданской и военной службе в последние годы империи Вост. Хань (25 - 220). Осн. соч. - "Чан янь" ("Откровенные речи"). Жизнеописание содержится в "Хоу Хань шу" ("История дин. Поздняя Хань", кон. 4 - 5 в.), фрагменты соч.- в сб. "И линь" ("Лес идей", сост. Ма Цзун, 7 - 8 вв.). В обл. натурфилософии отвергал т.н. учение о небесном дао (тянь дао чжи сюэ, см. Дао) в форме популярной в его время мистико-мантич. традиции (см. Чэнь вэй). Полагал, что "человеч. дела являются стволом (основой), небесное дао - ветвями", т.е. рассматривал отвлеченное философствование и астрологич. изыскания как второстепенную обл. практики. Она может играть вспомогательную роль лишь постольку, поскольку позволяет человеку соизмерять свои действия с теми возможностями, к-рые предоставляет природа, - с "четырьмя временами" (сы ши), т.е. естеств. закономерностями. В сфере историософии придерживался учения о циклич. чередовании расцвета и упадка династий; рассматривал "небесное предопределение" (тянь мин, см. Мин (1)) в историч. аспекте как результат "соперничества в силе" (цзюэ ли) и "соперничества в разуме" (цзюэ чжи) ("Хоу Хань шу", гл. "Ч.Т. чжуань" - "Жизнеописание Ч.Т."). Учение Ч.Т. о познании основывается на дихотомии "разумности" (чжи (1)) и "способности (к совершению чего-либо)" (нэн), к-рые представляют некое единство подобно речи и действию, "имени" (мин (2)) и "реалий" (ши (2)); признавал объективность ложного и истинного. Связь гносеологии с этикой у Ч.Т. выражается в тезисе о "трех возможностях совершить низость". Первая из них сопряжена с "преклонением перед именами", в части, номинальными титулами и социальными ролями, при "незнании реальности", т.е. нежелании соотносить эти титулы и роли с конкретным поведением человека. Вторая возможность вытекает из неспособности различать истинное (правое) и ложное (неправое) в их соотнесенности с богатством и знатностью; третья обусловлена "ориентацией на процветание (процветающих) и игнорированием упадка (тех, кто ослаб)" ("И линь"). Как политич. мыслитель Ч.Т. резко выступал против фаворитизма, назначения на высокие посты по принципу знатности. Предлагал предоставлять гос. должности тем, кто постиг тайны "уврачеван ия смут" и сведущ в трудностях земледелия, а потому способен к добродетельному правлению и "преобразованию (подданных посредством) научения" (цзяо хуа). В духе, типичном для социального самочувствия служилой элиты, ставшей свидетельницей развала централизованной империи Хань, сочетал конф. императив личного долга (см. И (1)) с даос, идеей "ухода от мира" (инь ши), трактуя "мир" как публичную жизнь: "погружение в отшельничество" (жу сянь) и личную жизнь в пер., когда Поднебесная (социум) "утрачивает дао", становится средством сохранения своей "(индивид.) природы (син (1)) и (предопределенной) жизненности (мин (1))" в должном состоянии.

*Кит. классич. проза в переводах акад. В.М. Алексеева. Изд. 2-е. М., 1959. С. 170 - 1; Чан янь (фрагменты). Вступ. ст. и пер. П.М. Устина, Лин Лин // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990;

**Малявин В.В. Гибель древней империи. М., 1983. С. 177 - 8 и по Указателю; Лю Банфу. Ч.Т. // Чжунго гудай чжу мин чжэсюэцзя пинчжу-ань. Сюй бянь (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982

А.Г. Юркевич

ЧЖУСИАНСТВО

Обозначение филос. и идеологич. направления, восходящего к учению Чжу Си (12 в.), к-рый завершил оформление филос. системы ли сюэ ("учение о принципе", или дао сюэ - "учение дао"), окончательно придав ей доктринальную определенность. Исторически под Ч. подразумеваются доктрины Каотинской школы, Чэн (братьев) - Чжу (Си) школы, а также последователей этих учений за пределами Китая, гл. обр. в Японии и Корее. В Китае Ч. имело статус офиц. идеологии в 13 - нач. 20 в., но его доминирующее положение временами ставилось под вопрос в результате смены правителей и династий, а также появления конкурирующих течений, прежде всего Лу (Цзююаня) - Ван (Ян-мина) школы и "ханьского учения" (хань сюэ); ныне аналогич. положение с соответствующими времени коррективами оно сохраняет на Тайване. В Японии основателем направления сюсигакуха (япон. чтение кит. Чжу Си сюэ пай - "школа Чжу Си") был Фудзивара Сэйка (1561 - 1619). Он избегал присущего филос. и идеологич. ситуации в Китае противопоставления Ч. учению Лу (Цзююаня} - Ван (Янмина) школы (синь сюэ (1)- "учение о сердце"), рассматривая их как равноценные и взаимодополняющие. Фудзивара предпринял попытки согласовать Ч. с догматами синтоизма и буд. учением о карме (см. Е). Его ученик Хаяси Радзан, став наставником сегуна - военного правителя Японии, учредил в Эдо высшую школу, обучение в к-рой основывалось на чжусианских интерпретациях конф. канонов. Традиции этой системы образования преобладали в Японии до "революции Мэйдзи" 1867 - 8. После Хаяси, непримиримо настроенного по отношению к учению Ван Янмина, др. идейным течениям, а также к христианству, сюсигакуха разделилась на несколько течений самых разных духовных, теоретич. и политич. ориентации. Против Ч. как идеологич. опоры режима военных правителей-сегунов наиболее упорно выступала школа Мито (митогакуха), не признававшая Ч. ортодокс, конфуцианством, делавшая акцент на доктрине "выправления имен" (чжэн мин), исключительности япон. пути, ратовавшая за восстановление политич. власти императора.

В Корее первыми проповедниками доктрины Чжу Си стали обучавшиеся в Китае ан Хян и др. (13 - нач. 14 в.). Основоположником ортодокс, корейского Ч. считается Чон Мончу (14 в.), первый министр гос-ва Коре: при нем Ч. обретает черты офиц. идеологии. В 15 - 16 вв. в корейском Ч. возобладало направление, противопоставлявшее социально-политич. утилитаризм чжусианской доктрины бесплодному схоластич. мудрствованию. В 16 в. сложилась крупнейшая в Корее чжусианская школа - соннихак (другое назв. - лихак, калька с кит. ли сюэ). Усилиями основателей этой школы - Ли Хвана (Тхвеге), Рин Ху и др. за идеологией Ч. были закреплены офиц. статус и монополия в системе образования. С 17 в. позиции Ч. отстаивались в жестком, принимавшем политич. формы соперничестве с идеологич. конкурентами, среди к-рых видное место занимали апологеты янминизма (янменхапкха) и школы сирхак, складывавшейся под сильным влиянием "ханьского учения" (хань сюэ). В конце 19 в. Ч. осознавалось его корейскими сторонниками как важная духовная скрепа, соединяющая Китай и Корею, и даже стало идеологич. основой партизанской борьбы против япон. засилья.

*Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. - Л., 1947; Чон Чин Сок и др. История корейской философии. Т. 1 . М., 1966; Тягай Г. Д. Обществ, мысль Кореи в эпоху позднего феодализма. М., 1971; Ногата Хироси. История филос. мысли Японии. М., 1991; Yang К.Р., Hendcrson G. An Outline History of Korean Confucianism // Journal of Asian Studies 1958 - 9. XVIII; Okada Takehiko. The Chu Hsi and Wang Yang-ming Schools at the End of the Ming and Tokugawa Periods // PEW. 1973. Vol. 23. №1 - 2; Confucianism and Tokugawa Culture. Princ., 1984; The Korean Controversy over Chu Hsi's View on the Nature of Man and Things // Chu Hsi and Neo-Confucianism. Honolulu, 1986.

ЧЖЭН МИН

чжэн мин - см. имен исправление

ЧЖЭНЪИ ДАО

чжэнъи дао - см. путь истинного единства

ЧЖЭНЬ

чжэнь - см. правда

ЧЖЭНЬ ЖУ

чжэнь жу - см. реальность истинная

ЧИСТЫЕ БЕСЕДЫ

ЦИН ТАНЬ "Чистые беседы"

Течение филос. и обществ, мысли Китая 3 - 5 вв. и связанная с ним форма филос. дискуссии. Традиция Ц.т. сложилась в условиях падения авторитета конфуцианства, его социально-политич. и этич. ориентиров после распада централизованной империи Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.), междоусобиц, вражды влиятельных знатных родов, распространения идей даосизма и буддизма. Идеология Ц.т. отличалась пестротой, к ее представителям в кит. источниках причислены как сторонники, так и противники даос, философии. Для Ц.т. были характерны и апология личной независимости, и попытки соединения идеалов внутр. свободы с ценностями чиновника-конфуцианца. У сторонников Ц.т. вошло в обычай объединяться в кружки духовно близких людей ("семь мудрецов из бамбуковой рощи", "восемь постигших" и т.п.), личным поведением проповедовавших тот или иной образ жизни. Для письменной традиции Ц.т. характерны короткие полемич. эссе.

Условно можно выделить в традиции Ц.т. два осн. направления. Первое было занято в основном проблемами человеч. природы и оценки качеств личности. Произв. Лю Шао (кон. 2 - нач. 3 в.) и др. авторов были призваны дать своего рода теоретич. основу отбора чиновников по личным качествам. Позднее указ, направление Ц.т. приняло форму рассуждений о связи "имени" (мин (2)) и "принципа" (ли (), о соотношении "способностей" (цай) и "индивид, природы" (син (1)). Эти темы во многом восходили к конф. Проблематике "исправления имен" (чжэн мин) и имели социальный смысл. По утверждению Ван Фу (3 в.), "имя и принцип должны порождать истину. Тогда не будет чиновников не на своем месте, людей не на своем месте".

К второму направлению Ц.т. можно отнести "учение о сокровенном" (сюань сюэ). Ряд его идеологов, напр. Го Сян (3 - нач. 4 в.), Дэн Цань и др., проповедовали принцип соединения гос. службы и соблюдения внеш. условностей с внутр. духовной свободой. Даос, понятие "отшельничество" (инь (3)), означавшее полный отказ от мирских обязанностей, Дэн Цань интерпретировал как внутр. чувство и принцип духовной жизни: "Жить отшельником значит следовать дао. И при дворе можно быть отшельником. Отшельничество прежде всего во мне, а не в вещах".

Ц.т. как дискуссии проходили в виде диспутов между "хозяином" и "гостем" в присутствии др. "гостей", нередко - между представителями разных идеологич. течений. В традиции сюань сюэ такие обсуждения часто принимали форму состязания в красноречии, наиболее последовательно выражая идеи свободы духа и отрешенности от мира. Традиция Ц.т. способствовала взаимодействию конф. и даос, доктрин. Она получила отражение в традиц. живописи в виде сюжетов "ученые старцы", "беседа отшельников" и т.п.

Офиц. историография противопоставляла идеологию Ц.т. конфуцианству и усматривала в ней источник смут и упадка гос-ва.

**Малявин В.В. О понятии Ц.т. // 5-я НК ОГК. 4.1. М., 1974; Чжунго сысян тунши (Общая история кит. идеологии). Т. 3. Пекин, 1957. С. 59 - 67. См. также лит-ру к ст. Го Сян.

В.В. Малявин

ЧУВСТВО ДОЛГА

чувство долга - см. честность

ЧУДЕСНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧУНЬ ЦЮ

чунь цю - см. весны и осени

ЧЭН

чэн - см. подлинность

ЧЭН - ЧЖУ ШКОЛА

ЧЭН (БРАТЬЕВ) - ЧЖУ (СИ) ШКОЛА. Чэн - Чжу сюэ пай.

Назв., объединяющее идейные течения последователей братьев Чэн - Чэн И и Чэн Хао (11 - 12 вв., Лоянская школа - Ло сюэ), а также Чжу Си (12 в., Каотинская школа).

придавшего учению доктринальную целостность и стройность. Чэн-Чжу сюэ пай расшифровывают также как школа Чэн (И) - Чжу (Си), поскольку обозначение гл. доктрины этого течения - "учение о принципе" (ли сюэ) - и ее содержание подразумевают больший вклад в его становление Чэн И, утверждавшего тождественность структурообразующего вселенского начала - "принципа", "принципа/резона" (ли (1)) и онтологич. сути мироздания - дао. Ч.Ч.ш. постулировала логич. приоритет "принципа" над материалообразующей "пневмой" (ци (1)) (см. Чжу Си), дала метафизич. обоснование положению об изнач. абс. доброте человеч. "природы", сформулировала учение об ее вторичных и конкр. модусах (см. Син (1)). Построения мыслителей этой школы по преимуществу отличаются социоцентричностью и объективизмом. Гл. оппонентом Ч.Ч.ш. в рамках конф. традиции было персоноцентричное и субъективистское "учение о сердце" (синь сюэ (1)) Лу (Цзююаня)-Ван (Янмина) школы. Ч.Ч.ш. идейно доминировала в 13 - нач. 16 в. и в эпоху Цин (1644-1911), будучи основой офиц. идеологич. ортодоксии. см. также Неоконфуцианство, Чжу Си, Чэн И

ЧЭН И

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЭН СЮАНЬИН

Чэн Цзыши. 7 в.

Даос, монах, ученый. Уроженец окр. Шаньчжоу (на территории совр. уезда Шаньсянь пров. Хэнань). Жил отшельником в обл. Дунхай (совр. пров. Цзянсу). В 631 был приглашен императором Тай-цзуном в столицу, получил почетный титул "зап. учителя Закона" (си хуа фаши). В 650 - 5 переселился в окр. Юйчжоу (гора Юнь-тайшань на совр. городской территории Ляньюньган пров. Цзянсу). Осн. соч. - комментарии на "Дао дэ цзин" и "Чжуан-цзы": "Лао-цзы Дао дэ цзин чжу" ("Резюмирующий коммент. на "Канон дао и дэ" Лао-цзы") и "Кай ти сюй цзюэ и шу" ("Констатирующий коммент. с введением в суть вопроса и послесловием") утрачены; из "Ду жэнь цзин чжу" ("Резюмирующий коммент. на каноны о соизмерении человеч. (личности)") сохранились фрагменты, вошедшие в "Ду жэнь цзин цзи чжу" ("Резюмирующий коммент. на собр. канонов о соизмерении человеч. (личности)") Чэнь Цзинъюаня (11 в.); "Наньхуа чжэнь цзин чжу шу" ("Резюмирующий коммент. и коммент. с разрядкой в тексте на истинный канон (философа из) Наньхуа") в 30 цзюанях ("свитках") вошли в "Дао граи". Интерпретировал дао как "пронизывающий пустотность (сюй) утонченный принцип" (мяо ли, см. Ли (1)) и одновременно - как "правильную (подлинную) природу" (чжэн син, см. Син (1)) "всего живого", неизменяемую основу Вселенной, в к-рой "нет отсутствия и нет наличия, нет прерывности и нет постоянства".

Достижение состояния "забытья" (ван (2)), при к-ром исчезает восприятие дуальности мира, противоположности субъекта и объекта, истинного и ложного, приводит к гл. цели "пестования тела/личности" (ян шэнь, см. Сю шэнь) - превращению в святого-бессмертного (сянь, см. Сянь сюэ). Описывал этот процесс с привлечением буд. категорий - карма (е), садиндрия (лю гэнь) и др. Учение Ч. С. отражает тенденцию к синтезу даос, и буд. идей.

Хэ Чэнсюань

ЧЭН ХАО

Чэн Бочунь, Чэн Миндао, Миндао сянышн ("учитель из Миндао"). 1032, Лоян (в совр. пров. Хэнань), - 1085

Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианства. Вместе с младшим братом Чэн И учился у Чжоу Дунъи. Служил чиновником для поручений при наследнике престола, окружным инспектором, преподавал в Лояне. Выступал против реформ Ван Аньши, подвергал критике идеи уравнительного перераспределения земли, ратуя за поддержку зажиточных хозяйств, в к-рых видел гарант устойчивости экономич. и фискальной системы. Осн. соч. - "Дин син шу" ("Книга об установлении индивид, природы"), "Ши жэнь пянь" ("Главы о познании гуманности") и др. Позднее произв. Ч.Х. и Чэн И были сведены в сб. "И шу" ("Унаследованные книги") и "Эр Чэн цюань шу" ("Поли, собр. книг братьев Чэн").

Считая ли (1) общим "принципом" природных и социальных процессов, "изменений и превращений" в окружающем мире, Ч.Х. в отличие от Чэн И избегал акцента на первичность ли (1) по отношению к "пневме" (ци (1)). Последнюю Ч.Х. отождествлял с "оформленным" (ю син, см. Син (2)), т.е. миром вещей, а "неоформленное" (у син (2)) считал синонимом дао, "не имеющего ни начала, ни конца". Этот тезис ложился в русло отрицания выдвинутой Чжан Цзаем концепции "Великой пустоты" (тай сюй) как единой общемировой "пневмы" и источника многообразия вещей.

Нек-рые стороны учения Ч.Х. позволяют считать его непосредств. предшественником "учения о сердце" (синь сюэ (1)), основы к-рого заложил Лу Цзююанъ (12 в.). По мнению Ч.Х., "проявления Неба и Земли" суть "проявления всего и меня (в том числе)"; хотя "принцип Неба, Земли и тьмы вещей подразумевает обязательное наличие внутри себя противоположностей, но "искреннее и почтительное" "сердце" не противостоит вещам, ибо оно тождественно Небу (тянь) - высшему природному началу, к-рое одновременно является универсальным "принципом". Поэтому "исчерпание (собств.) сердца" является способом "исчерпания принципа" (цюн ли) и "исчерпывающего (познания своей) природы" (цзинь син), единосущной природе Вселенной. "(Я) сам есть лучшая мера (всего)", ибо при "обращении (к собств.) сердцу" (чжуань синь) устраняется двойственность восприятия мира как якобы членимого на "внутреннее" и "внешнее".

Его фактическое единство и свою "единотелесность" с вещами постигает тот, кто проникнут "гуманностью" (жэнь (2)). Этот моральный фактор, включающий в себя, по Ч.Х., "долг/справедливость" (и (1J), нормы "благопристойности" (ли (2)), "мудрость" (чжи (1)) и "благонадежность" (синь (2)), приобрел в учении Ч.Х. онтологич. характер как условие подлинного "слияния" с окружающим миром. "Познание гуманности" рассматривалось им как первостепенная задача "учебы".

*Эр Чэн цзи (Собр. соч. братьев Чэн). Пекин, 1981;

**Буров В.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуаньшаня. М., 1976 (по Указателю); Хэнань Чэн-ши ишу (Наследие господ Чэн из Хэнани). Шанхай, 1935; Гуань Даочжун. Эр Чэн яньцзю (Исслед. (учений) братьев Чэн). Шанхай, 1937; Пань Фуэнь, Сюй Юйцин. Ч.Х., Чэн Или сюэ сысян яньцзю (Исслед. идеи "учения о принципе" Ч.Х. и Чэн И). Шанхай, 1988; Graham AC. Two Chinese Philosophers: Ch'eng Ming-tao and Ch'eng Yi-ch'uan. L., 1958. См. также лит-ру к ст. Неоконфуцианство, Чжу Си.

А.Г. Юркевич

ЧЭН ЧЖУНЪИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЭНШИ ШКОЛА

чэнши школа - см. школа постижения истины

ЧЭНЬ ВЭЙ

чэнь вэй - см. гадательные апокрифы

ЧЭНЬ ЛЯН

Чэнь Тунфу, прозв. Лунчуань сяншэн ("учитель из Лунчуаня").

1143, Юнкан окр. Учжоу (территория совр. пров. Чжэцзян), - 1194

Мыслитель-неоконфуцианец, основоположник Юнкан школы. Имел высшую ученую степень цзиньши, но от службы отказался. Выступал против переговоров дин. Сун с агрессором - чжурчжэньским гос-вом Цзинь, за вооруженный отпор, что послужило причиной нескольких его арестов по ложным обвинениям. Выступал против законодательного ущемления интересов зажиточных землевладельцев и торговцев. Подвергал критике совр. ему приверженцев "учения о принципе" (ли сюэ) за увлечение схоластич. рассуждениями, ратовал за практич. применение конф. учения. Натурфилос. воззрения Ч.Л. отличались трактовкой дао как осн. закона мира вещей, имманентного этим вещам и не существующего в отрыве от них. Дао не проявляется внешне как нечто исходящее из "оформленной пневмы" (син ци, см. Ци (1)), но "постоянно действует среди дел и вещей", поэтому для его познания необходимо выявление его "действия" (син (3), см. Чжи - син) в "делах и вещах". Получение знаний, по Ч.Л., само по себе неотрывно от практич. деятельности. Ее условия в древности и в совр. ему эпоху считал настолько различными, что речи и деяния "совершенных мудрецов" (шэн сянь, см. Шэн (1)) древности не могут более служить образцом (законом - см. Фа (1)). Ч.Л. сближал понятие "(индивид.) природы" (син (1)) человека с "совокупностью человеч. страстей": чувства и страсти имеют определенные градации, удовлетворение многих из них соответствует нормам морали, так что "небесный принцип (тянь ли, см. Тянь) и человеч. страсти могут совместно действовать" в человеч. "природе". Осн. чертой взглядов Ч.Л. на историю было неприятие учения о деградации природной среды и человеч. сознания в течение трех эр (сань дай, см. Сань ши шо), что было осн. пунктом его расхождений со старшим современником Чжу Си. Ч. Л. был убежден в цикличности историч. процесса, связанного с состоянием "пневмы", единообразно меняющегося в течение каждого шестидесятилетнего календарного цикла. Его политич. идеалом было "совместное применение (путей) вана и деспота (см. Ван дао), обоюдное действие долга/справедливости (и ( 1 ) ) и пользы/выгоды (ли (3))". Соч. Ч.Л. были сведены в сб. "Лунчуань вэнь цзи".

*Ч.Л. цзи (Собр. соч. Ч.Л.). Пекин, 1974;

**Тillтапп Н.С. Utilitarian Confucianism. Ch'en Liang's Challenge to Chu Hsi. Camb. (Mass.), 1978.

Сюй Юаньхэ

ЧЭНЬ СЯНЬЧЖАН

Чэнь Гунфу, Чэнь Шичжай, прозв. Байша сяньшэн ("учитель из Байша").

1428, Байшали обл. Синьхуэй (на территории совр. пров. Гуандун), - 1500

Философ-неоконфуцианец. Учился у У Юйби. Отстаивая личную духовную независимость, отказался от службы вообще, в т.ч. отверг должность историографа в Ханълинь академии. В молодости увлекался учением Чжу Си (12 в.), впоследствии стал сторонником Лу Цзююаня (12 в.). Соч. сведены в сб. "Байша-цзы цюань цзи" ("Поли. собр. произв. учителя из Байша").

В русле учения Лу Цзююаня отождествлял всеобщий структурообразующий "принцип" (ли (1)) с человеч. "сердцем" (синь (1)) - сознанием и психикой.

"Сердце" так же безначально и бесконечно, всеобъемлюще и всепроникающе, как "принцип"; оно кладет начало Небу (тянь), Земле, "десяти тыс. вещей" и человеч. "я", с появлением к-рого в нем появляется Вселенная.

"Преходящие "формы" (син (2)) окружающего мира замутняют восприятие "принципа", тогда как восстановление первонач. нерасчлененности с ним "сердца" является гл. целью человека. Осн. средство достижения этой цели - не столько изучение книжной мудрости, сколько медитативная практика "сидения в покое" (цзо цзин, см. Дун - цзин), условием к-рой является полная отрешенность от внеш. "форм". Взгляды Ч. С. оказали заметное влияние на учение Ван Янмина.

ЧЭНЬ ФУЛЯН

Чэнь Цзюнь-цзюй, прозв. Чжичжай.

1137, Жуйань окр. Вэньчжоу, - 1203.

Ученый-конфуцианец, один из ведущих мыслителей Юнцзя школы. Учился у Сюэ Цзисюаня, особое внимание уделял изучению историч. источников. Служил при дворе.

Осн. соч. - "Чунь цю хоу чжуань" ("Поздние комментарии к "Веснам и осеням"), "Чжичжай вэнь цзи" ("Собр. произв. Чжичжая"), "Чжоу ли чжуань" ("Коммент. к "Чжоуским правилам благопристойности"), "Мао ши цзе гу" ("Разъяснения и толкования к "(Канону) стихов" (в версии) Мао") и др.

Сведения о жизни и творчестве Ч.Ф. содержатся в созд. Хуан Цзунси (17 в.) и его учениками сб. "Сун Юань сюэ ань" ("Учения эпох Сун и Юань"). Подвергал критике увлечение философов Чэн (братьев) - Чжу (Си) школы проблематикой, не имеющей прямого отношения к проблемам управления: вопросами содержания "(индивид.) природы" (син (1)) человека, структурообразующего "принципа" (ли (1)) и др.

В центр своей филос. системы ставил задачу "доведения (результатов изучения) до практич. применения (в целях) упорядочивающего управления миром" (цзин ши чжи юн, см. Цзин цзи). С этой т.зр. исследовал проблемы "колодезных полей" (цзин тянь), централизованного правления, военного искусства (напр., трактат "Сыма фа").

Рассматривая вопрос о соотношении методов правления "истинного государя" (ван (1)) и "деспота" (ба, см. Ван дао), обобщил утилитаристское учение Чэнь Ляна в формуле: "Поскольку действие достигает успеха, постольку оно добродетельно; поскольку дела упорядочиваются, постольку в них присутствует (разумный) принцип". Высказывал неудовлетворение общепризнанным толкованием Чжэн Сюаня (2 в.) на "Чжоу ли", предлагая рассматривать этот памятник как своего рода практич. пособие по трем направлениям деятельности правителя: "воспитание (у себя) добродетели государя, выправление (обществ.) устоев (см. Сань ган у чан), выравнивание гос. мощи".

Ма Чжэньдо

ЧЭНЬ ХУАНЬ

Чэнь Чжоюнь, прозв. Шофу, Наньюань.

1786, окр. Чанчжоу (совр. уезд Усянь) пров. Цзянсу, - 1863

Каноновед (см. Цзин сюэ). Считал своим учителем Дуань Юйцая. В Пекине тесно общался с Ван Няньсунем, Ван Иньчжи, Хао Исином, Ху Пэйхуэем и др. ведущими каноноведами, пользовался их консультациями.

Ему принадлежит самое подробное и глубокое из выполненных в эпоху Цин (1644 - 1911) исследование "Ши цзина" - "Ши Мао-ши чжуань шу" ("Канон стихов" в версии г-на Мао с коммент."), где текст памятника подвергнут анализу с т.зр. состава лексики, фонетики, грамматич. форм и содержания.

Др. осн. соч. Ч.Х. - "Мао ши шо" ("Рассуждения о "(Каноне) стихов" (в версии) Мао"), "Мао ши инь" ("Фонетич. (аспект "Канона) стихов" (в версии) Мао", "Мао ши чжуань и лэй" ("(Распределение по) родам принципов (комментирования "Канона) стихов" (в версии) Мао", "Чжэн-ши цзянь као чжэн" ("Исслед. комментариев г-на Чжэна").

Хэ Чэнсюань

ШАН-ДИ

ЧЭНЬ ЦЮЭ

Чэнь Даоюн, Чэнь Фэйсюань, Чэнь Цяньчу.

1604, Хайнин пров. Чжэцзян, - 1677

Мыслитель-неоконфуцианец, ученик Лю Цзунчжоу (учился вместе с Хуан Цзунси). После падения дин. Мин и воцарения маньчж. дин. Цин жил в уединении, занимаясь лит. трудом. Подвергал острой критике в равной степени неоконф. "учение о принципе" (ли сюэ) и буддизм. Отрицал трактовку "Да сюэ", предложенную Чжу Си (12 в.), утверждал, что этот памятник не м.б. созданием мудрецов древности, т.к. ложна лежащая в его основе идея "познания предельного добра" (чжи чжи юй чжи шань). "Предельное добро" (чжи шань) исторически конкретно и не м.б. абсолютным: его границы так же недостижимы, как недосягаемы пределы знания, ибо процесс познания продолжается всю жизнь. Поэтому "совершенный муж" (цзюнь цзы) призван к непрерывному "учению" (сюэ), что подразумевает также непрерывное созидание конф. учения, к-рое не м.б. завершено.

Взгляды Ч.Ц. на "природу" (син (1)) человека отличало неприятие неоконф. противопоставления двух ее модусов: "природы Неба и Земли" (тянь ди чжи син) - "природе сущности пневмы" (ци чжи чжи син), как и противопоставления "небесного принципа" - "человеч. страстям" (см. Тянь). "Доброта человеч. "природы", по Ч.Ц., зависит от обучения человека в течение жизни, а его "пневма" (ци (1)), "дарования" (цай) и "(индивид.) природа" суть тождественные понятия. "Небесный принцип" - онтологич. суть структуры мироздания - просматривается в "человеч. страстях", к-рые м.б. "благими" и в таком случае тождественными "небесному принципу": говорить о нем применительно к человеку, имея в виду полное "отсутствие страстей", - бессмыслица. С этих позиций Ч.Ц. подверг критике тезис Чжоу Дуньи (Ив.) об "отсутствии страстей" и буд. учение об "умерщвлении страстей". Буд. доктрину "спасения всего живущего" Ч.Ц. трактовал как "смерть всего живущего". Осн. соч. - "Да сюэ бянь" ("Спор о "Великом учении"), "Цзан шу" ("Захороненные книги"), "Чэнь Цяньчу сяньшэн вэнь чао" ("Лит. записи Чэнь Цяньчу") и др.

*Ч.Ц. цзи (Собр. соч. Ч.Ц.). Пекин, 1978.

Сюй Юаньхэ

Предыдущая страница Следующая страница