Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "В"
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Прозв. Хуэйчжи, Чанеяо, Лучжай. 1197, Цзиньхуа, окр. Учжоу (совр. пров. Чжэцзян), - 1274 Ученый, последователь Чжу Си (12 в.). Преподавал в высших учебных заведениях. Следуя тезису Чжу Си о логич. первичности структурообразующих "принципов" (ли (1)) и вторичности субстанциальной "пневмы" (ци (1)), вместе с тем отмечал, что они неразделимы с того момента, когда начинают образовывать индивид, "природные качества" (син (1)), хотя и никоим образом не могут быть "смешаны". В отличие от Чжу Си, к-рый толковал сопоставление Чжоу Дуньи "Беспредельного" (у цзи) и "Великого предела" (тай цзи) как их сущностное тождество и в то же время отождествлял У цзи с "бесформенным" (у син (2), см. Син (2)), В. Б. полагал, что коль скоро "само Беспредельное и есть Великий предел", "обладающий принципами", то оно не может "не иметь форм". Осн. соч. В. Б.- "Шу и" ("Сомнительные места в '"(Каноне) писаний"), "Ши и" ("Сомнительные места в "(Каноне) стихов"), "Ши му" ("Оглавление к "(Канону) стихов") и др. после его смерти были сведены в сб. "Лучжай яо юй" ("Осн. речения Лучжая"). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ван дао - см. путь истинного царя |
Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань. 4.12.1474, Ифэн (совр. Ланькао) пров. Хэнань,- 23.9.1544 Философ-неоконфуцианец, гос. деятель, писатель и поэт, теоретик лит-ры и музыки, ученый, занимавшийся естеств. науками, гл. обр. астрономией. Род. в семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе "многообещающего мужа" (шуцзиши) был оставлен в штате Ханьлинь академии. Военный министр (1530 - 33) и глава цензората (1533 -41), в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. В 1567 посмертно реабилитирован. Гл. филос. произв. В.Т.- сб. эссе "Шэнь янь" ("Осмотрительные слова"), 13 цзюаней ("свитков"), и "Я шу" ("Переложения классики"), 2 цзюаня. Оставаясь в рамках неоконфуцианства, В.Т. выступал против обоих его гл. направлений: офиц.- Чэн (братьев)- Чжу (Си) школы и неофиц.- Лу (Цзююаня) - Ван (Янмина) школы. По онтологич. взглядам близок к Чжан Цзаю (11 в.). Универсальной мировой субстанцией считал "изнач. пневму" (юань ци (1)), существовавшую "до рождения Неба (тянь) и Земли (ди (2))", являющуюся "наивысшей вещью (у (3))", корнем и телесным субстратом (ти (1), см. Ти - юн) "принципов" (ли (1)) и дао, содержащую в себе "семена" (чжун (3)) всех объектов. "Великий предел" (тай цзи), бывший у чжусианцев интегратором всех "принципов", В.Т. определял как первозданное аморфное состояние материальной, "реально наличествующей" (ши ю) и чувственно воспринимаемой "пневмы" (ци (1)). "Изнач. пневма" вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по В.Т., тождественна "Великому пределу" и в гносеологич. смысле - как пределу познания. Помимо "изнач. пневмы" В.Т. выделял производную от нее "пневму порождения" (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в к-ром воплощаются "формы" (син (2)) и "принципы" и полностью актуализируется дао. В отличие от ортодокс, конфуцианцев, утверждавших вечность "принципов" в обществ, жизни, В.Т. признавал их изменчивость во времени. "Индивид, природа" (син (1)) человека, по В.Т., неотделима от "пневмы" и формируется осознанным жизненным опытом. Доброта "индивид, природы" изначально присуща только "совершенномудрым" (см. Шэн (1)), простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты противостоит ортодокс, для конфуцианства положениям учения Мэнцзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. до н.э.) и сближает взгляды В.Т. с концепцией Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4 - 3 вв. до н.э.). Исходя из эмпирич. обусловленности знания, В.Т. критиковал возвеличивание его априорных форм типа "благосмыслия" (лян чжи). С позиций реализма и практицизма В.Т. выступал против теологич. тенденций Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), "нумерологии" (сян шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма Чжоу Дуньи (11 в.). *В.Т. чжэсюэ сюаньцзи (Избр. филос. соч. В.Т.). Ред. Хоу Вайлу. Пекин, 1965; **Чжу Куйцзюй. В.Т. дэ жэньшилунь чутань (Введение в гносеологию В.Т.) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю цзи-кань (Сб. исследований по истории кит. философии). Вып. 2. Шанхай, 1982; Гэ Жунцзинь. В.Т. // Чжунго гудай чжумин чжэсю цзя пинчжуань (Кри-тич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 4. Цзинань, 1982; Его же. Мин Цзяцзин чу нянь чжэсюэ шан дэ и чан бянь-лунь (Филос. спор в первый год (эры) Цзяцзин (эпохи) Мин (1522)) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1982. №4; Его же. В.Т. дэ юань ци лунь (Теория изнач. пневмы В.Т.) // Там же. 1983. №4; Чжун Эрцзюй. Лунь В.Т. дэ чжэсюэ гунсянь цзи ци лиши дивэй (О вкладе В.Т. в философию и его месте в истории) // Там же. 1984. №2. А. И. Кобзсв |
Ван Цзесинь 76 ( - 85), Линьцзин (совр. уезд Чжэньюань пров. Ганьсу),- 157( -167) Философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), политич. мыслитель. Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни и занимался лит. творчеством, в к-ром выражал позицию анахоретствующего интеллектуала. Отсюда название его гл. соч., написанного в середине или в конце жизни, "Суждения сокровенного человека" ("Цянь фу лунь"); состоит из 36 глав, последняя из к-рых резюмирует предыдущие (древнейшее изд. - 1305). Состоял в дружеских отношениях с выдающимися мыслителями и учеными своего времени Чжан Хзном и Ма Жуном. Следуя материал истин, и рационалистич. взглядам Ван Чуна (1 в.), В.Ф. считал истоком всего сущего "изнач. пневму" (юань ци (1)), к-рая сначала находилась в состоянии "Великой первозданности" (тай чу), представлявшем собой лишенное "форм" (син (2)) хаотич. единство "тьмы семенных эссенций (цзин (3))", а затем благодаря самотрансформации дифференцировалась и образовала мироздание с человеком в центре. "Дао - корень пневмы (ци (1)), пневма - миссия (ши (7)) дао". Дао человека состоит в "деянии" (вэй (1)), посредством к-рого он связывается с силами инь ян и воздействует на Небо (тлнь) и Землю (ди (2)), "регулируя" (ли (I)) и реализуя идущие от них импульсы. Человеку не присущи врожденные знания и способности, он обретает их в учении, делающем его носителем "добродетели" (дэ ( 1 ) ) и "должной справедливости" (и (1)). Именно эти качества, а не законы (фа (1)) и правовые нормы, по В.Ф., прежде всего необходимы для достижения об-вом идеального состояния "Великого равновесия" (Тай пин). Подверг острой критике пороки совр. ему об-ва, ответственность за к-рые возлагал на своекорыстных льстецов, вкравшихся в доверие к государю. Гл. задачей государя должно быть возвышение "достойных" (сянь (2)), под управлением к-рых народ, составляющий основу гос-ва, сможет самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности. *В.Ф Цянь фу лунь. Коммент. Ван Цзипэй (1814) // ЧЦЦЧ. Т. 8. Пекин, 1956; Цянь фу лунь. Вступ. ст. и пер. П.М. Устина, Лин Лин // Древне-кит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; **Юй Бо-вэнь. В.Ф. дэ чжэсюэ сысян (Филос. мысль В.Ф.) // Ганьсу шифань дасюз сюэбао. 1964. №1; Цянь фу лунь тунцзянь (Указатель к "Суждениям сокровенного человека"). Тайбэй, 1968; Лю Шусюнь. В.Ф. // Чжунго гудай чжумин чжзсюэцзя пинчжуань. Сюйбянь (Критич. биографии знаменитых философов Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982; Shigezawa Toshio. The Significance of Contradictions as Seen in the Ideology of Wang Fu // Acta Asiatica. 1961. №2. P. 30 - 9. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
великий предел - см. предел великий |
ЦЗИЦЗАН прозв. Цзясян даши ("великий учитель (из монастыря) Цзясян") 549, Цзиньлин (совр. Нанкин), - 623 Буд. монах, основоположник Саньлунь школы. Долгое время жил в монастыре Цзясянсы в Хуэйцзи (совр. Шаосин пров. Чжэцзян), затем в монастырях Хуэйжисы в Янчжоу и Жияньсы в Чанъане (совр. Сиань пров. Шэньси), где и основал школу Саньлунь, завершив комментарий на три ее основополагающие трактата и систематизировав ее догматику. Осн. соч. - "Сань лунь сюань и" ("Сокровенный смысл трех трактатов"), "Эр ди и" ("Значение двух истин"), "Чжун (гуань) лунь су" ("Коммент. на "Рассуждения о срединном (видении сути)") и др. Сформулировал положение о "двух истинах" (эр ди) как основе догматики школы Сан-лунь, толкуя в этом свете филос. идеи шуньявады (см. Кун). Выдвинул учение о "трех видах двух истин" (сань чжун эр ди, эр ди сань гуань). Рассматривал "пустоту-шунью" (кун) как некую "педагогич. истину", "лекарство для лечения болезней живых существ". Считал равноценными все "три колесницы" (сань чэн), или пути "спасения": мирян-шраваков, идущих к "просветлению" с помощью наставника; аскетов-пратьекабудд, самостоятельно стремящихся к "просветлению"; бодхисаттв, близких к тому, чтобы стать буддой. Из учеников Ц. наибольшую известность получили Хуэйюань, Чжиба, Чжимин, Хуэйхао. *Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987 (по Указателю). Хэ Чэнсюань |
великое единение - см. равенство великое |
великое равенство - см. равенство великое |
великое учение - см. наука высочайшая |
верховный владыка - см. высший предок |
весны и осени - "ЧУНЬ ЦЮ" "Весны и осени" Один из канонич. памятников конфуцианства (см. "Ши сань цзин"). Погодичная хроника древнекит. царства Лу. Охватывает события с 722 по 481 г. до н.э. Назв. выражает идею временнбго циклизма ("порождающие" весны и подводящие итог осени). В "Мэн-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) и "Хань шу" (1 в.) создателем "Ч.ц." объявляется Конфуций. "Ши цзи", разд. "Тайши-гун цзы сюй" ("Послесловие придворного историографа") уточняет, что Конфуций отредактировал текст т.о., чтобы "можно было судить (о событиях с т.зр.) благопристойности (ли (2)) и должной справедливости (и (1))", о законосообразности поведения "правителей прошлых эпох" и соблюдении ими "принципов дао" (дао и). Текст "Ч.ц." представляет собой скупую фиксацию фактов и не содержит каких-либо оценок. Противоречие между таким характером текста и его канонич. статусом традиц. кит. наука снимает версией, согласно к-рой в "Ч.ц." оценки деяниям историч. персонажей и им самим в соответствии с исконными ценностями конфуцианства даются посредством применения или неприменения тех или иных иероглифов (напр., для обозначения восшествия на престол, кончины и т.п.; См. также Сыма Цянь). Возможно, "Ч.ц." восходит к ритуальным записям, предназначавшимся для общения с горним миром (предками), позднее интерпретированным как историография. Предположительно существовала параллельная устная традиция, замененная историзованными коммент. Последние содержат разъяснение выражений "Ч.ц.", причин употребления знаков, дополнение и раскрытие смысла событий и т.п. Древнейшими коммент. к "Ч.ц." считаются "Гунъян чжуань" ("Коммент. Гунъяна"), "Гулян чжуань" ("Коммент. Гуляна"), относящиеся к т.н. школе текстов новых письмен (см. Цзин сюэ) и письменно зафиксированные, по традиц. версии, во 2 в. до н.э., а также "Цзо чжуань" ("Коммент. Цзо"), гл. памятник "школы текстов старых письмен", вошедший в оборот традиц. науки в кон. 1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э. Эти "Ч.ц. сань чжуань" ("Три коммент. к "Веснам и осеням") в 13 в. вошли в классич. свод конф. канонов "Ши сань цзин чжу шу" ("Тринадцать канонов с коммент."). Каждый из трех коммент. предваряется канонич. версией текста "Ч.ц.", поэтому их полные назв. могут переводиться как "Ч.ц. с коммент." соответственно Гунъяна, Гуляна и г-на Цзо. В неоконф. каноноведении возобладало мнение гл. основоположника неоконфуцианства Чжу Си (12 в.), к-рый считал "Гунъян чжуань" и "Гулян чжуань" объектами собственно каноноведения как средства постижения "принципа должной справедливости" (и ли), но содержащими фактологич. ошибки, а "Цзо чжуань" полагал самым ценным источником с т.зр. полноты и адекватности изложения историч. фактов. *Монастырев Н. Конфуциева летопись Ч.ц. СПб., 1876; Tch'ouen ts'iou et Tso tchouan texle Chinois avec trad. Francaise par S. Couvreur. T. 1 - 2. Ho Kien Fou, 1914; Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с коммент.). Т. 27 - 35. Пекин, 1957. "Монастырев Н. Примеч. к Ч.ц. СПб., 1876; Его же. Заметки о Конфуциевой летописи Ч.ц. и ее древних комментаторах. СПб., 1876; Деопик Д.В. Нек-рые тенденции социальной и политич. истории Вост. Азии в VIII - V вв. до н.э. (на основе систематизации данных "Ч.ц.") // Китай: традиции и современность. М., 1976; Его же. Опыт количественного анализа древней вост. летописи "Ч.ц." // Математич. методы в историко-экономич. и историко-культурных исследованиях. М., 1977; Карапетьянц A.M. "Ч.ц." в свете древнейших кит. источников // Китай: гос-во и об-во. М., 1977; Его же. "Ч.ц." и древнекит. "историографич." ритуал // Этика и ритуал в традиц. Китае. М., 1988; См. также лит-ру к ст. "Цзо чжуань", "Ши сань цзин". А.Г. Юркевич |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
весны и осени г-на цзо - "Коммент. Цзо". Др. назв. - "Чунь цю Цзо-ши чжуань" ("Коммент. г-на Цзо на "Весны и осени"), "Цзо-ши Чунь цю" ("Весны и осени г-на Цзо"). Историч. памятник "школы текстов старых письмен" (см. Цзин сюэ). Вопрос об аутентичности дискуссионен. Согласно "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.), автором является Цзо Цюмин (кон. 6 - 5 в. до н.э.), историограф гос-ва Лу. В эпоху Цин (1644 - 1911) каноноведы считали, что текст "Ц. ч." скорректирован Лю Синем (1 в.). По одной из совр. версий, текст составлен в пер. Чжаньго ("Сражающихся царств", 5 - 3 вв. до н.э.) по материалам летописей различных древнекит. царств. Дошедшая до нас редакция восходит, вероятно, к 1 в. до н.э. Традиция признает "Ц. ч." коммент. к "Чунь цю" - летописи гос-ва Лу, составление к-рой приписывается Конфуцию. Трактовка и подробности описываемых событий часто отличны от тех, что представлены в др. комментариях к "Чунь цю" - "Гулян чжуани" и "Гунъян чжуани". Входит в число "Тринадцати канонов" ("Я/и сань цзин") конф. классики. Текст составлен в виде летописи, охватывающей события с 722 по 468 до н.э. (пер., на 70 лет больший, чем "Чунь цю"). Содержит гл. обр. описания историч. событий и диалоги историч. лиц, раскрывающие мировоззрение древних конфуцианцев, натурфилос. и религ. представления, этич. взгляды. Является важным источником по истории взаимоотношений древнекит. гос-в, их культуре и хозяйств, жизни. Материалы "Ц. ч." позволяют также судить об истоках и принципах применения в древнем Китае натурфилос. доктрин для обоснований практич. решений в политич. и социально-экономич. областях. Осн. коммент. лит-ра: "Чунь цю Цзо-ши цзин чжуань цзи цзе" ("Сб. толкований на канонич, коммент. г-на Цзо к "Веснам и осеням") Ду Юя (3 в.), "Чунь цю Ц. ч. чжэн и" ("Коммент. Цзо к "Веснам и осеням" в правильном толковании") Кун Инда (кон. 6 - нач. 7 в.) - обе книги вошли в нормативный сб. "Ши сань цзин чжу шу" ("Тринадцать канонов" с коммент."); "Чунь цю Ц. ч. гу" ("Исслед. "Коммент. Цзо" на "Весны и осени") Хун Лянцзи (кон. 18 - 19 в.) и др. Коммент. Ду Юя часто публикуется с коммент. Линь Яосоу (12 в.). *Из "Ц.ч.". Пер. Л.Д. Позднеевой // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963; Ц.ч. (отрывок). Пер. В. А. Рубина // Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967; Ц.ч. (цз. 1 - 6, пер. Е.П. Синицына) // Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973; Ц.ч. и вэнь ("Коммент. Цзо" с пер. на совр. кит. яз.). Пер. Шэнь Юйчэна. Пекин, 1981; Leggc J. The Chinese Classics. Vol. V. Pt I - II. Hong Kong, 1960; **Рубин В.А. О датировке и аутентичности "Ц.ч." // Проблемы востоковедения. 1959. №1; Его же. "Ц.ч." как источник по социальной истории пер. Чуньцю. Автореф. канд. дис. М., 1959; Чунь цю Ц.ч. цыдянь (Словарь-справочник к "Веснам и осеням" и "Коммент. Цзо"). Сост. Ян Боц-зюнь, Сюй Ти. Пекин, 1985; Karlgren B. On the Authenticity and Nature of the Tso chuan // Geteborg hogskolas arsskrift. 1926. Vol. 32; Fraser E.D.H. Index to the Tso Chuan. L.- N.Y.- Shanghai - etc., 1930. А.Г. Юркевич |
весны и осени Гунъяна - "Коммент. Гунъяна". Др. назв. - "Чунь цю Г. ч." ("Коммент. Гунъяна к "Веснам и осеням"), "Гунъян Чунь цю" ("Весны и осени" (в версии) Гунъяна"). Одна из гл. канонич. книг конфуцианства (см. "Ши сань цзин"), коммент. к летописи "Чунь цю" древнекит. царства Лу. "Г.ч." публикуется с предваряющим текстом "Чунь цю", поэтому назв. может переводиться как "Летопись весен и осеней" с коммент. Гунъяна". Приписывается ученому 5 в. до н.э. Гунъян Гао. По традиц. версии, принятой каноноведами эпохи Тан (7 - нач. 10 в.), 'Т.ч." передавалась изустно в пяти поколениях, пока не была записана во 2 в. до н.э. Гунъян Шоу и Хуму Шэном. Охватывает пер. с 722 по 481 до н.э. Акцентирует внимание на "сокровенных речениях" (вэй янь) и "великих принципах" (да и), скрытых в лапидарном изложении историч. фактов "Чунь цю". Эта особенность "Г.ч." стала характерной чертой т.н. школы (или направления) Гунъян в русле "школы текстов новых письмен" каноноведения (см. Цзин сюэ) эпохи Хань (кон. 3 в. до н.э. - нач. 3 в. н.э.). Начало направлению Гунъян положил создатель ортодоксальной версии конфуцианства Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), убедивший императора У-ди в том, что "Г.ч." отличается "исключительным почитанием искусства ученых" (ду цзунь жу шу), т.е. конфуцианства, и содержит его незыблемые "великие принципы". В их числе, напр., принцип "великого единства" (да и тун)- опоры законодательства только на конфуцианство; "раскрытие (идеи) трех эр" (чжин сань ши) и др. Выражение "три эры" (сань ши) подразумевает периодизацию событий, описанных в "Чунь цю": первая "эра" - со цзянь ("все виденное"), события, очевидцем к-рых был Конфуций, рассматриваемый "Г.ч." как автор "Чунь цю"; вторая - со вэнь ("все слышанное"), события, ход к-рых изложен Конфуцию очевидцами; третья - со чуань вэнь ("все переданное"), то, что стало известно Конфуцию в опосредованной передаче. Для Дун Чжуншу и последующих толкователей понятие "сань ши" послужило указанием на троичную периодизацию историч. процесса вообще (см. Сань цзяо, Хэ Сю, Кан Ювэй). При У-ди за знание "Г.ч." присваивалось звание боши ("д-р", "гл. эрудит"). Постепенно "Г.ч." стал важнейшим канонич. текстом "школы текстов новых письмен", в нем искали обоснование политич. и кадровых решений. "Г.ч." является одним из гл. источников по идеологии конфуцианства конца пер. Чжаньго и эпох Цинь-Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.). Осн. коммент. к "Г.ч." - "Чунь цю Гунъян цзе гу" ("Коммент. к толкованию "Весен и осеней" (в версии) Гунъяна") Хэ Сю (2 в.); "Г.ч. шу" ("Коммент. с разрядкой в тексте к "Коммент. Гунъяна") Сюй Яня (6 в.), вошедший в свод "Ши сань цзин чжу шу" ("Тринадцать канонов с коммент."); "Гунъян и шу" ("Изъяснение принципов Гунъяна") Чэнь Ли (21 (19 в.). См. лит-ру к ст. "Ши сань цзин", "Чунь цю", "Цзо чжуанъ". А.Г. Юркевич |
весны и осени янь-цзы - "ЯНЬ-ЦЗЫ ЧУНЬ ЦЮ" "Весны и осени Янь-цзы" Трактат в восьми цзюанях ("свитках"), традиционно приписываемый Янь Ину (Янь-цзы, ? - 500 до н.э.), сановнику гос-ва Ци. Относительно авторства и времени создания "Я.-ц. ч.ц." в традиц. кит. историографии существовали следующие осн. версии: кн. является соч. самого Янь Ина (эта точка зрения существовала вплоть до пер. правления дин. Сун - 10 - 13 вв.); произведением анонимного автора, жившего в конце пер. Чжаньго или в нач. пер. правления дин. Цинь (3 в. до н.э.); апокрифом, созданным в пер. Лючао (3 - 6 вв.). Вероятно, дошедший до нас текст был в осн. составлен в 5 - 4 вв. до н.э. как компендиум сюжетов об Янь Ине и впоследствии неоднократно пополнялся. В 1 в. до н.э. "Я.-ц. ч.ц." отредактирован Лю Сяном. В трактате нашли отражение историч. и художеств, образы Янь Ина, но дифференцировать их удается не всегда. Книга состоит из 215 частично повторяющих друг друга рассказов. Наиболее архаичный пласт "Я.-ц. ч.ц." содержит наставления Янь Ина своему монарху - Цзин-гуну, совершающему неправедный поступок, или ответы Янь Ина на вопросы различных лиц, связанные с гос. управлением и этикой. Гл. тема его высказываний - совершенствование управления и достижение гармонии во всех социальных сферах. Для этого правитель должен руководствоваться примерами "совершенномудрых" (см. Шэн (1)) монархов древности - гл. обр. Чэн Тана, Вэнь-вана и У-вана, осуществлять принципы гуманности (жэмь (2)) и "справедливости" (и (1)), под к-рой понимается выдвижение способных чиновников, наказание недостойных, любовь к народу и внимание к его нуждам; подданные обязаны соблюдать верность (чжун (2), см. Чжун шу) своему правителю. Регулятором обществ. отношений являются "церемонии" (ли (2)). "Я.-ц. ч.ц." э ср. века и новое время рассматривался кит. учеными как конф. произведение - во мн. библиографиях он открывает класс "Конфуцианцы" ("Жу цзя") разд. "Философы" ("Цзы бу"), а имя Янь Ина ставилось порой в одном ряду с именами Цзы Сы (5 в. до н.э.), Мэн Кэ, Сюнь Куана (4 - 3 вв. до н.э.). В то же время Янь Ин проявляет себя знатоком "дел духов", общение с к-рыми необходимо, по его мнению, для процветания гос-ва, сторонником принципов бережливости и воздержания в быту и хозяйств, деятельности гос-ва. Эти темы, не характерные для конф. памятников, и ряд выпадов против Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.), содержащихся в тексте, сближают Янь Ина с Mo Ди (5 - 4 вв. до н.э.). В силу этого "Я.-ц. ч.ц." включался нек-рыми библиографиями в класс "Монеты" ("Мо цзя"). Однако скорее всего идеи, высказанные в кн., принадлежат к некоей совокупности взглядов, частично заимствованных позднее конфуцианцами и монетами. *"Я.-ц. ч.ц." цзи ши (Сводное толкование "Весен и осеней Янь-цзы"). Сост. у Цзэюй. Т. 1 - 2. Шанхай, 1962; **Сторчевой Л.В. "Я.-ц. ч.ц."- введение в изучение текста. Прилож.: Оглавление "Я.-ц- ч.ц." // Петербургское востоковедение. 1992. Вып. 1; Walker R.L. Some Notes on the 'Yen-tzu Ch'un-ch'iu // Journal of American Oriental Society. 1953. Vol. 73. N 3; Holier R. 'Yen-tzu und das 'Yen-tzu ch'un-ch'iu. Fr./M.- Bern, 1983. Л.В. Сторчевой |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
вещь - см. объект |
НЭЙ ШЭН ВАЙ ВАН "Внутр. совершенная мудрость и внеш. царственность". Обозначение гармонии внутр. (см. Шэн (1)) и внеш. (см. Ван дао) идеала. Впервые встречается в даос, памятнике "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), гл. "Тянь ся" ("Поднебесная"), впоследствии применялось гл. обр. конф. мыслителями. Напр., в "Сун ши" ("История дин. Сун"), гл. "Шао Юн чжуань" ("Жизнеописание Шао Юна") приводится высказывание Чэн Хао (11 в.), определившего систему взглядов своего современника Шао Юна как "учение о внутр. совершенной мудрости и внеш. царственности" (Н.ш.в.в. сюэ). Это понятие переосмыслялось кит. философами 20 в., решавшими проблемы места и роли традиц. кит. идеалов в культуре настоящего и будущего. см. Постконфуцианство, Сюн Шили, Фэн Юлань. |
внутреннее осознание - см. самоанализ |
БИН ЦЗЯ Древнекит. филос. школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмич. законов. Б.ц. синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, иньян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в "Хань шу" (1 в.), разд. "И вэнь чжи", где, однако, не включена в число 10 главных филос. школ, а выделена как самостоятельное направление, охватывавшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков: стратегии и тактики (цюань моу); расположения войск на местности (син ши); временных и психологич. условий войны (инь ян); боевых приемов (цзи цяо). Согласно "И вэнь чжи", Б. ц. начала формироваться ок. 6 - 5 вв. до н.э. в среде военачальников. Идеологич. основой служат конф. принципы отношения к военному делу, изложенные в "Хун фане" (см. "Шу цзин"), "Лунь юс", "Си цы чжуани": военные действия - последнее на шкале гос. дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления "гуманности" (жэнь (2)), "должной справедливости" (и (1)), "благопристойности" (ли (2)) и "уступчивости" (жан). Наиболее важные соч. Б. ц. - "Сунь-цзы" Сунь У (5 - 4 вв. до н.э.) и "У-цзы" У Ци (4 в. до н.э.). Вместе с пятью др. трактатами в кон. II в. они были объединены в "Семикнижие военного канона" ("У цзин ци шу"), идеи к-рого легли в основу всех традиц. военно-политич. и военно-дипломатич. доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. В 1972г. в КНР был найден еще один фундаментальный трактат Б.ц., считавшийся утраченным к сер. 1-го тыс., - "Сунь Бинь бин фа" ("Военные законы Сунь Биня") (см. Сунь Бинь). Мировоззрение Б.ц. осн. на представлении о циклич. характере всех космич. процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции "пяти элементов" (у син (1)). Этот общий ход вещей есть путь "обращения к корню и возвращения к началу" (трактат "У-цзы"), т.е. дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены "культура" (вэнь) и оппозиционная ей "воинственность" (у (2)), "воспитание" (цзяо) и "управление" (чжэн 131); в одних случаях необходимо опираться на конф. "добродетели" (дэ (11): "гуманность ", "должную справедливость", "благопристойность", "благонадежность" (синь (2)), а в других - на противоположные им легистские принципы: "законность" (фа (1)), "наказуемость" (син (4)), "полезность/выгодность" (ли (3)), "хитрость" (гуй). Военная сфера - важная область гос. дел, а гл. в военном искусстве - это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее "полезности/выгодности". В подобной диалектике сведущи "властители судеб (мин (I)) народа" - талантливые и расчетливые полководцы, к-рые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди (2)) и впереди закона (фа (II), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и не зависимы от правителя. *Лу Дацзе. Лидай бин шу мулу (Историч. каталог книг по военному искусству (от древности до 1911)). Тайбэй, 1970; Chinese Ways of Warfare. Camb., Mass., 1974. А.И. Кобзев |
воздух - см. нрав |
ВЭНЬ ДА (яп. мондо). "Вопрос-ответ" В буд. Чань школе - парадоксальный диалог, в процессе к-рого происходит обмен энигматич. высказываниями, репликами и восклицаниями, имеющими особый, "эзотерич." смысл, вопросами-загадками и парадоксальными задачами, решение к-рых требует отказа от дискурсивно-логич. мышления и пробуждения "интуитивной мудрости". Функция В.д. как метода психотренинга в целом совпадает с функцией гунъань и заключается в том, чтобы вызвать у адепта "просветление" (у (4)). Но если решение гунъань требует индивид, усилий, нередко в течение длительного времени, то в процессе В.д. наставник оказывает на сознание ученика более активное и непосредств. воздействие, иногда требуя мгновенного ответа на внезапно заданный вопрос. С помощью высказываний, соединяющих противоречивые понятия или взаимоисключающие установки, и вопросов, не имеющих формально-логич. решения, наставник вводит адепта в состояние резкого когнитивного диссонанса, постепенно усиливаемого посредством др. методов психофизич. воздействия - неожиданных ударов, окриков, восклицаний и т.д. Психологич. напряжение приобретает характер пограничной ситуации, единственно возможным позитивным выходом из к-рой является "просветление", воспринимающееся чань-буддистами как средство радикального решения всех экзистенциальных проблем, снимающее в сознании все оппозиции и противоречия, представляя собой непосредств. переживание гармонич. единства и целостности бытия (См. также Саньмэй). **Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психич. деятельности в средневек. Китае. Новосиб., 1983; Заводская Е.В. Культура Востока в совр. зап. мире. М., 1977; Ринчино Л.Л., Шестаков В.И. Нек-рые психология, аспекты "чаньской практики" // 10-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1979. |
ЮЙ ЧЖОУ "Пространство и время", "Вселенная". Категория кит. философии и культуры, выражающая единство пространства и времени как атрибутов Вселенной, а также идею ее субстанциальности и структурной упорядоченности. Осн. совр. значение слова "юйчжоу" - "космос". Этимологически восходит к обозначению двух перпендикулярных балок в основании кровли. В "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) толкования понятий "юй" и "чжоу" сопряжены с пониманием дао как пространственно-временной сущности. Словом "юй" там выражена пространств, беспредельность ("(то, что) имеет реальность, но не пребывает в (конкретном) месте"), а понятием "чжоу" - временная безграничность ("(то, что) имеет протяженность, но не имеет корня и верхушки", т.е. конца и начала). В канонич. части "Мо-цзы" (5 - 3 вв. до н.э.) слово "юй" выступает обобщающим назв. пространства как "(совокупности) всех различных местоположений". Категория, сопоставимая с выражением пространственно-временного континуума, впервые представлена в "Мо-цзы" словосочетанием юй ту цзю ("длительность последования в пространстве"), где "последование в пространстве" (юй ту) подразумевает последовательные физич. перемещения, события-движения, а "длительность" (цзю) - протяженность последовательной смены событий-движений во времени. В "Гуань-цзы" (3 в. до н.э.) субстанциальная "заполненность" и упорядоченность универсума подчеркивается определением пространства и времени словосочетанием "чжоу хэ" ("время и (пространств.) согласованность"), в к-ром иероглиф хэ (3) ("согласование") подразумевает "шесть согласований" (лю хэ) - формулу взаимной скоординированности трансформаций (хуа) мировых субстанций в пространстве ("четыре стороны света, верх и низ"). Понятие "чжоу хэ" здесь определяется как некая "сеть", улавливающая Небо и Землю (см. Тянь), к-рые в свою очередь являются "сетью" для "тьмы вещей". Термин Ю.ч. интегрировал смысловые оттенки синонимичных ему предшествовавших понятий. Он стал применяться в филос. контексте, начиная с Хуайнанъ-цзы" (2 в. до н.э.), где "юй" прямо определено как "четыре стороны света, верх и низ", а "чжоу" - как "минувшая древность и приходящее сегодня". Там же Ю.ч. соотнесено с идеей единотелесности Вселенной: Небо и Земля, а также Ю.ч. сравниваются с "телом одного человека". Выраженная в этом сравнении идея гомоморфизма макро- и микрокосма стала определяющей в традиц. кит. философии и науке. **Лисевич И.С. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979. С. 33; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и кит. классич. философия. М., 1983. С. 162-3; Еремеев В.Е. О древнекит. пространственно-временной модели мира // 20-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1989. А.Г. Юркевич |
ВЭЙ ШУ "Апокрифы", "вспомогательные книги" Толкования конф. канонич. текстов (см. "Ши сань цзин"), применявшиеся для гадания. В отличие от "канонов" - цзин (1), букв, "основа ткани", такие книги именовались вэй - "уток", "уточная нить" (см. Цзин вэй). Особое распространение получили в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э.- нач. 3 в.), когда ими увлекались и многие императоры. Рубрикация "семи апокрифов" - к "Ши (цзину)", "Шу (цзину)", "Ли (цзи)", "Юэ (цзину)", "(Чжоу) и", "Чунь цю" и "Сяо цзину"- была связана с традиц. классификац. схемами (у син (1), инь ян, гуа и т.п.), что давало возможность оперировать с текстом по принципам нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) соответствий. Текст часто снабжался графич. схемами. "Апокрифы" содержали сведения по мифологии, астрономии/астрологии, календарному счислению, географии и т.п. Т.к. В.ш. нередко служили основанием для предсказаний падения правящих династий, император Ян-ди (605 - 617) дин. Суй приказал конфисковать и сжечь всю подобную лит-ру. До наших дней дошли фрагменты В.ш. в средневек. лит. сб-ках и неполный вариант "И вэй" ("Апокрифич. (вариант "Чжоуских) перемен"). |
выправление имен - см. имен исправление |
высочайшая наука - см. наука высочайшая |
высшее мастерство - см. подвижничество |
ШАН-ДИ "Верховный владыка", "Верховный государь", "Высший предок". Категория кит. культуры. Входящий в сочетание Ш.-д. иероглиф ди ( 1 ) ("государь", "предок"), возможно, первоначально служил обозначением жертвоприношения, затем - объекта поклонения, к-рому приносились жертвы, в т.ч. (а впоследствии гл. обр.) предка или предков царствующего дома, включая тотемных. Принято считать, что в эпоху Шан-Инь (16-11 вв. до н.э.) понятие Ш.-д. стало обозначением первопредка и покровителя всего гос. образования. После покорения Шан-Инь племенным союзом Чжоу в II в. до н.э. чжоуский культ Неба (тянь), как полагают, соединился с культом Ш.-д. и это понятие стало синонимом Неба, что отражено в текстах 1-го тыс. до н.э. Начиная с "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), где Ш.-д. коррелирует с дао, это слово стало использоваться в даосизме применительно к персонификациям высших божеств, сил, а в нач. 12 в. Хуэй-цзун, император, дин. Сун, пожаловал титул Ш.-д. верховному божеству даос, и нар. пантеонов Юй-ди (Юй-хуан Ш.-д.). Слово Ш.-д. применяется для передачи христианского понятия "Бог". Такое использование термина Ш.-д. было инициативой миссионеров-иезуитов. Они полагали, что в древности китайцы исповедовали монотеизм, схожий с ветхозаветным иудаизмом; хранителем остатков этой традиции является конфуцианство, а слово Ш.-д. синонимично еврейскому Яхве (Иегова). Ж.М. Амио даже считал, что начертание состоящего из трех черт первого иероглифа из бинома Ш.-д. - шан (верх, верхний, верховный) демонстрирует знакомство древних китайцев с христианским понятием Святой Троицы. Представители ордена доминиканцев и др. противники иезуитов утверждали, что в отличие от христианского Бога - несотворенной и всепроникающей сверхличной первосущности Ш.-д. в кит. традиции является вторичным порождением универсальной вселенской субстанции. В итоге осн. кит. обозначением Бога в католицизме стало слово "Тяньчжу" - "Хозяин Неба" (отсюда кит. назв. католицизма - Тяньчжу цзяо, "учение Хозяина Неба"). *Шаталов О.В. Представления о Китае в трудах западноевроп. и рус. миссионеров второй пол. XVIII века. Автореф. канд. дне. Л., 1987; Васильев Л.С. Проблемы генезиса кит. мысли. М., 1989. С. 18; Его же. О Шанди (Шан-ди?) // 22-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1991; Кучера С. Ш.-д. // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992; Ду Эрвэй. Чжунго гудай цзунцзяо яньцзю. Тянь, дао, Ш.-д. чжи бу (Исслед. древних религий Китая. Проблемы терминов Тянь, дао, Ш.-д.). Тайбэй, 1976. |
вэй - см. быть |
вэй шу - см. вспомогательные книги |
вэйши школа - см. школа только сознания |
вэнь - см. стиль |
вэнь да - см. вопрос-ответ |
Один из древнейших даос, трактатов (5 - 3 вв. до н.э.). Впервые упоминается в "Я/и цзи" (2 - 1 вв. до н.э.). В "Хань шу" (разд. "И вэнь чжи", 1 в.) говорится о трактате "В.-ц." из девяти пяней (глав), автор к-рого Вэнь-цзы ("Мудрец письмен") якобы был учеником Лао-цзы и современником Конфуция. Наряду с идеями даос, характера (гл. обр. "Дао дэ цзина") содержит высказывания конф., моистского и легистского толка (см. Конфуцианство, Мо цзя, Легизм): напр., гл. "Дао дэ" содержит параллели с памятником легизма "Шан цзюнь шу". Нек-рые пассажи близки тексту "Хуайнань-цзы". "В.-ц."- один из первых даос, трактатов, построенных на сочетании диалоговых и монологовых форм изложения (ср. "Чжуан-цзы"), что характеризует его как компиляцию фольклорных мистич. рассказов и текстов эзотерич. школ. Уже в первые века н.э. нек-рые южн. даос, школы отдавали "В.-ц." приоритет перед "Дао дэ цзином". В эпоху Суй (кон. 6 - нач. 7 в.) получила распространение версия "В.-ц." из 12 пяней, а в 7 - 9 вв. этот текст под назв. "Тун сюань чжэнь цзин" ("Истинный канон проникновения в сокровенное") стал почитаться как один из основополагающих наравне с "Лао-цзы" ("Дао дэ цзином") и "Чжуан-цзы". Долгое время "В.-ц." считался произв. 2 - 1 вв. до н.э., основанным гл. обр. на "Хуайнань-цзы". Находка текста "В.-ц", на бамбуковых дощечкух в ханьских погребениях уезда Динсянь пров. Хэбэй (1973) подтвердила версию более раннего его создания. *В.-ц. (с коммент. Ду Даосяна) // Чжу цзы бай цзя и шу (Истинные книги ста школ). Шанхай, 1989; Wen-tzu. Understanding the Mysteries. Tr. by Th. Cleary. Bost.-L., 1992. А. А. Маслов |