Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

КАНОН БУДДИЙСКИЙ ВЕЛИКИЙ

ДА ЦЗАН ЦЗИН "Великое хранилище сутр" ("Великий буд. канон", "Кит. буд. канон", "Кит. трипитака"), или "И це цзин" ("Все сутры").

Кит. название собр. буд. канонич. текстов - "Трипитаки" (см. Буддизм ). В отличие от др. вариантов в кит. сб. включены не только переводные инд. канонич. произв., но и кит. апокрифы, коммент. и др. буд. соч., тогда как, напр., тибет. вариант разделяется на собственно канон ("Ганджур"), и коммент. лит-ру и тибет. соч. ("Данджур"). Как и др. варианты "Трипитаки", "Д. ц. ц." состоит из трех частей: сутры, винаи (монастырские уставы) и абхидхармы (соч. по философии и психологии). В разд. сутр (цзин цзан) выделены махаянские (да чэн) и хинаянские (сяо чэн) сутры, а также те, что вошли в канон после 960; в разд. винаи (люй цзан) - махаянская и хинаянская винаи; в разд. абхидхармы (лунь цзан) - махаянская, хинаянская абхидхарма и тексты, вошедшие в "Д. ц. ц." после 960. В разд. "смешанных текстов" входят труды инд. и кит. буддистов, кит. соч. 14 - 17 вв. и тексты, включавшиеся только в "сев." или "южн." варианты "Д. ц. ц." 14 - 15 вв.

"Д.ц.ц." начал формироваться во 2 в., когда миссионер Локакшема перевел на кит. яз. "Аштасахасрика праджня-парамита сутру" ("Сутра о запредельной премудрости в 8000 стихов-шлок", 179-180). Значит. роль в составлении "Д.ц.ц." сыграли Кумараджива (4-5 вв.), Сюаньцзан (7 в.), Ицзин, Дхармаракша и Вэй Цзинь (8 - 10 вв.), однако в осн. "Д. ц. ц." сложился к 7 в. Поэтому в нем слабее, чем в тибет. каноне, представлены поздние инд. соч., зато ранние редакции махаянских сутр в кит. пер. позволяют судить об утраченных ныне инд. оригиналах. Первые сведения о существовании "Д.ц.ц." относятся к 8 в.: в 723 монах Чжишэн составил его каталог в 20 цзюанях ("свитках"). Объем "Д.ц.ц.", составлявший тогда 5418 цзюаней, постепенно увеличивался, прежде всего за счет кит. соч. В сер. 14 в. существовавший текст был утрачен. При дин. Мин были осуществлены три новых издания: два ("сев." и "южн.") в кон. 14 в. и одно (сводное, объемом 6771 цзюань) в кон. 14 - нач. 15 в. чаньским монахом Мицзаном.

В 6 - 7 вв. тексты "Д.ц.ц." начали распространяться в Японии (через Корею). К кон. 19 в. япон. вариант ("Дайдзоке") составил 8534 цзюаня. Совр. изд. "Д.ц.ц." состоит из 100 т.

*Тайсё Дайдзоке ("Трипитака" на кит. яз., изд. в годы Тайсё). Т. 1 - 100. Токио, 1927 - 34; 2-е изд. Токио, 1960 - 78; **Bagchi P.S. Le Canon Bouddhique en China // Sino-Indica. №1, 4 (1927, 1938); Id. Buddhist Studies in Japan and the Taisho edition of the Chinese Tripitaka // New Asia. 1939. №11; Goodrich C. Earliest printed editions of the Tripitaka // Visvabharati Quarterley. 1953 - 54. Vol. 19; Has H. Der heilige Kanon des Buddhismus in Japan // Mittheilungen der deutschen Gesellschaft fur Natur - und Volkerkunde Ostasiens. Bd 1 0. Tokyo, 1 904 - 6.

E.A. Торчинов

КАНОН ГОР И МОРЕЙ

канон гор и морей - "ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН" "Канон гор и морей", "Каталог гор и морей".

Анонимный памятник предположительно кон. 3 - нач. 2 в. до н.э. Традиционно считается произв., объединяющим разновременные пласты как положительных знаний - по описательной географии, ландшафтоведению, зоогеографии, ботанич. географии, минералогии, этнографич. географии, космологии, медицине, так и мифологии и верований. Известен в редакции Го Пу (кон. 3 - нач. 4 в.). Состоит из 18 цзюаней ("свитков"), объединенных в два разд.: "Канон гор" ("Шань цзин"), или "Канон Пяти сокровенных (гор)" ("У цзан цзин") в пяти цзюанях и "Канон морей" ("Хай цзин") в 13 цзюанях. Впервые упоминается в "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) и в библиографич. разд. "Ханъ шу" ("История дин. Хань", 1 в.). По преданию, "Ш.х.ц." был выгравирован на свящ. сосудах Бои - помощником "совершенномудрого" (шэн (1)) полумифич. правителя древности Юя (кон. 23 - нач. 22 в. до н.э.). Для "Канона морей" характерны многочисленные генеалогии, отражающие тенденцию к созданию общекит. пантеона богов и предков.

В нек-рых книгах "Канона гор" отмечаются культовые центры, их боги, фрагментарно сообщаются мифы о богах и предках. Те герои, к-рые в "Шу цзине" выступают в качестве историч. деятелей - мудрых правителей древности, в "Ш.х.ц." предстают богами или культурными героями. Почти все сюжеты "Шу цзина" находят аналогии в мифах, сообщаемых в "Ш.х.ц.". Генеалогич. систематизации "Ш.х.ц." противостоят отбору предков-героев "Шу цзина". Напр., мельком упоминаются "совершенно-мудрые" Яо, Шунь и Юй, зато возглавляют генеалогич. ряды великих предков либо популярный в даос, традиции "Желтый император" - Хуан-ди, либо не встречающийся в др. источниках "Предок-государь" (Ди-цзюнь). Многие данные "Ш.х.ц." перекликаются с "Тянь вэнь" Цюй Юаня (4 - нач. 3 в. до н.э.), "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.) и "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.). Существует мнение, что в "Ш.х.ц." зашифрованы карта звездного неба и система календарного счисления. Высказываются также предположения о том, что географич. описания "Ш.х.ц." относятся не только к Китаю, но и к др. р-нам мира (напр., Южн. Америке).

*Каталог гор и морей (Ш.х.ц.). Предисл., пер. и коммент. Э.М. Яншиной. М., 1977;

**Кухтина Е.В. "Ш.х.ц.": нек-рые проблемы структуры и типологии текста // 13-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1982; Лихтман В.В. Пространственные текстологич. структуры ("Ш.х.ц." и "Ши цзина") // 18-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1987; Голыгина К.И. Обрядовый календарь - "шаманская" книга в лит-ре // 25-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1994; Ее же. Великий предел. М., 1994.

КАНОН О ВНУТРЕННЕМ

канон о внутреннем - "ХУАН-ДИ НЭЙ ЦЗИН"

"Канон Желтого императора о внутреннем", или "Нэй цзин" ("Канон о внутреннем").

Древнейший кит. теоретич. трактат по медицине (3 - 2 или 2 - 1 вв. до н.э.). Впервые упоминается в библиографии, разд. "Хань шу" (1 в.) как текст из 18 цзюаней ("свитков"). В дошедшей до нас редакции состоит из двух разд.: "Су вэнь" ("Вопросы о простом"), 24 цзюаня, и "Лин шу" ("Ось духа"), 12 цзюаней. В соч. Хуан Фуми "Чжэнь цзю цзя и цзин" ("Канон правил иглоукалывания", 3 в.) говорилось о существовании трактата "Нэй цзин" в двух частях: "Чжэнь цзин" ("Канон иглоукалывания") и "Су вэнь", по девять цзюаней каждая. "Су вэнь" с 3 в. считался утраченным, в 8 в. восстановлен и, вероятно, дополнен Ван Бином за счет текстов, унаследованных им от учителей в традиции "тайной передачи". Разд. "Лин шу" до 8 в. нигде не упоминался. По мнению Ван Бина, это те девять цзюаней из 18, о к-рых говорилось в "Хань шу". По др. версии, это "Чжэнь цзин".

Текст построен в виде серии диалогов Хуан-ди - мифич. императора, культурного героя, одного из родоначальников кит. нации - с шестью его сановниками. Учение "Х.-д.н.ц." складывалось, по-видимому, под преимуществ, воздействием филос. взглядов Сун (Цзяня) - Инь (Вэня) школы. В трактате сформулированы представления о строении и функционировании человеч. организма, закрепившиеся в традиц. кит. медицинской теории: о шести "полых" внутр. органах ян ( 1 ) и шести "плотных" органах инь (1) как функциональных системах (по пять основных плюс один с условным анатомич. эквивалентом); об их взаимодействии посредством парафизиологич. системы цзин ло (см. Цзин вэй) - гл. и второстепенных "каналов" ("меридианов и коллатералей"), по к-рым циркулирует жизнетворная "пневма" (ци (1)), подобно потокам воды, разрежаясь и сгущаясь, приобретая различные свойства; о трансмутациях "пневмы" в организме, обмене различными ее видами с внеш. средой посредством принятия пищи, питья, дыхания, через биологически активные (акупунктурные) точки: о "внеш." и "внутр." патогенных факторах, реализующихся в определенных качествах "пневмы"; о функционировании организма и космоса по закономерностям инь ян и "пяти элементов" (у син (1)); о зависимости жизнедеятельности организма от космич. ритмов, о болезни как следствии десинхронизации ритмов организма и природы, гиперфункции или ослабления одной из функциональных систем организма, влияющих на др. системы; о взаимозависимости и неразрывной связи физиологич. и психич. аспектов жизнедеятельности и т.д. В "Х.-д.н.ц." последовательно проводится идея изоморфизма - подобия космоса, об-ва и организма. Наиболее авторитетные сб-ки коммент. к "Х.-д.н.ц." принадлежат Ван Бину ("Х.-д.н.ц. Су вэнь"- "Вопросы о простом" "Канона Желтого императора о внутреннем") и Чжан Чжицуну ("Х.-д.н.ц. Су вэнь цзи чжу"- "Собр. резюмирующих коммент. к "Вопросам о простом" "Канона Желтого императора о внутреннем", 17 в.).

*Х.-д.н.ц. Су вэнь. Т. 1 - 2. Шанхай, 1959; Х.-д.н.ц. Су вэнь и ши (Толкования "Вопросов о простом" "Канона Желтого императора о внутреннем"). Шанхай, 1959; Нэй цзин. Глава о зависимости жизненной энергии от смены четырех времен года. Глава о зависимости жизненных ци от природы. Глава о зависимости здоровья от инь и ян. Вступ. ст. и пер. В.Г. Бурова // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Трактат Желтого императора о внутреннем. Пер. Б.Б. Виногродского. Киев, 1993; The Yellow Emperor's Classic of Internal Medicine. Tr. by lisa Veith. Berk., 1949; "Coup, историко-науч. исследования: наука в традиц. Китае. М., 1987. С. 182 - 8; Демин Р.Н. Ритуал передачи знаний в древнекит. медицине // Петербургское востоковедение. 1992. Вып. 1; Чэнь Бансян. Чжунго исюэши (История кит. медицины). Шанхай, 1937; Нэй цзин цзян и (Лекции о "Каноне о внутреннем"). Тайюань, 1959.

А.Г. Юркевич

КАНОН СТИХОВ

канон стихов - см. книга песен

КАНОН СЫНОВНЕЙ ПОЧТИТЕЛЬНОСТИ

канон сыновней почтительности - "СЯО ЦЗИН" "Канон сыновней почтительности (сыновнего благочестия)".

Один из канонич. текстов конфуцианства, в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э.- нач. 3 в. н.э.) вошедший в число "Семи канонов" ("Ци цзин") наряду с "Лунь юем", "Ши (цзином)", "Шу (цзином)", "Ли (цзи)", "(Чжоу) и", "Чунь цю".

В конф. традиции считается записью поучений по поводу принципа "сыновней почтительности (благочестия)" (сяо (1), см. Сяо ти), адресованных Конфуцием (6 - 5 вв. до н.э.) его ученику Цзэн-цзы. Составлен, вероятно, в 4 - 2 вв. до н.э. Имел хождение в двух версиях - "школы текстов новых письмен" и "школы текстов старых письмен" (см. Цзин сюэ). Первая версия, в 18 чжанах ("статьях"), была во 2 в. прокомментирована Чжэн Сюанем, вторая, в 22 чжанах, была утрачена и в кон. 6 в. фальсифицирована Лю Сюанем, пустившим ее в оборот с коммент., якобы сост. Кун Аньго (2 в. до н.э.).

В 719 по указу Сюань-цзуна, императора дин. Тан, была проведена экспертиза обоих текстов, рез-ты к-рой получили офиц. признание в 743: коммент. Чжэн Сюаня был сочтен неудовлетворительным, коммент. Кун Аньго - поддельным.

Известная ныне версия "С.ц." опирается на коммент. Сюань-цзуна и Сип Вина (10 - нач. 11 в.).

В 18 в. вновь вошли в каноноведческий оборот привезенные из Японии коммент. Кун Аньго и Чжэн Сюаня, к-рые были исследованы, в части., Янь Кэцзюнем (18 - 19 вв.) и Пи Сижуем (19 - нач. 20 в.).

*Хуан Дэши. С.ц. цзинь чжу цзинь и ("Канон сыновней почтительности" с совр. коммент. и совр. пер.). Тайбэй, 1979.

КАНОН ТАЙНЫХ ЗНАКОВ

ИНЬ ФУ ЦЗИН "Канон (кн.) тайных (сокрытых) знаков"

Один из осн. даос, канонич. текстов. Считался в средневек. даосизме не менее авторитетным, чем "Дао дэ цзин". "И.ф.ц." оказал также влияние на формирование нсоконфуцианства. Один из его основоположников, Чжу Си (12 в.), не только высоко оценил "И.ф.ц.", но и прокомментировал его. По традиции авторство приписывается мифич. императору Хуан-ди ("Желтый император"), "основателю" кит. цивилизации. Автором заключит, части трактата и первым его комментатором считается легендарный полководец и мудрец Цзян Тайгун (12 в. до н.э.). Первое упоминание об "И.ф.ц." содержится в "Ши цзи" Сыма Цяня (2 - 1 вв. до н.э.). Согласно ему, изучение "И.ф.ц." позволило древнему дипломату Су Циню обрести высшую гос. мудрость. Совр. текст якобы был найден в горной пещере даосом Ли Цюанем (8 в.), написавшим коммент. к нему. Не исключено, что Ли Цюань и является его автором.

Осн. содержание этого небольшого (ок. 400 иероглифов) текста, разделенного на три части, посвящено учению о единстве мира, в к-ром все сущее взаимосвязано и каждая вещь существует за счет всего целого, как бы "обкрадывая" его. Так, "пять элементов" (у син (1)) называются в тексте "пятью ворами" (у цзэй). Мудрец, постигая взаимозависимость всего сущего и используя ее в своих целях, обретает совершенство и бессмертие. Данная установка позволяет рассматривать "И.ф.ц." как трактат по методологии алхимии (см. Сянь сюэ) и др. видов даос, религ. практики. Нек-рые фрагменты "И.ф.ц." содержат военную лексику, что делает его внешне похожим на соч. по стратегии, однако эта терминология. применена для обоснования и описания даос, практики. В собр. даос, текстов "Дао цзан" помимо самого "И.ф.ц." содержится ок. 20 коммент. к нему, большая часть к-рых относится к пер. правления дин. Сун (960 - 1279).

**Маракуев А.В. Инь-фу-цзин- страничка истории кит. философии // Ученые записки Томского педагогич. ин-та. Т. 3. Томск, 1946; Торчинов Е.Л. Даос, философия в памятниках религ. даосизма (на материале "Иньфу цзина" и "Глав о прозрении истины" Чжан Бодуаня) // Социально-филос. аспекты критики религии. Л., 1985.

КАНОНОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАОТИНСКАЯ ШКОЛА

Филос. направление, объединявшее последователей Чжу Си (12 в.). Получила имя по назв. местности, где Чжу Си занимался педагогич. деятельностью (на территории совр. пров. Фуцзянь). Осн. представителями К.ш. в 12-13 вв. были ученики Чжу Си - Цай Юаньдин, Хуан Гань, Цай Шэнъ, Чэнь Чунь. В пер. правления дин. Южная Сун (до 1240) сторонники К.ш. участвовали в борьбе между политич. группировками и были в немилости у имп. двора. В 13 в. учение Чжу Си получило распространение в Сев. Китае благодаря усилиям Чжао Фу, Сюй Хэна и Лю Иня. С конца 14 в. вплоть до падения монархии в 1912 идеи К.ш. занимали господствующее положение в офиц. идеологии.

КАРМА

карма - см. действие

КНИГА ИСТОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КНИГА ПЕСЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КНИГА ПРАВИТЕЛЯ ОБЛАСТИ ШАН

книга правителя области шан - "ШАН ЦЗЮНЬ ШУ" "Книга правителя обл. Шан"

Философско-политич. трактат легистской школы (см. Легизм), отражающий воззрения Гунсунь Яна (Шан Ян, 4 в. до н.э.), правителя обл. Шан. Самое раннее упоминание о "Ш.ц. ш." содержится в трактате "Хань Фэй-цзы" (3 в. до н.э.). Отредактированный Лю Сяном (1 в. до н.э.) и Лю Синем (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) текст стал насчитывать 29 пяней (глав).

До сер. 13 в. трактат распространялся в рукописных списках. Одновременно существовало неск. вариантов. В результате многочисленных переписок появились ошибки, перестановки в тексте, замены иероглифов, поэтому памятник обрастал коммент. лит-рой. В пер. правления дин. Сун (960 - 2Т9) наиболее распространенным был список из 26 глав. Первое печ. изд. подготовлено и осуществлено Чжэн Даем в сер. 13 в. В пер. правления монг. дин. Юань (1271 - 1368) были утеряны гл. 16 и 21. После свержения монг. господства перед кит. дин. Мин встали задачи восстановления разрушенного войной хоз-ва и централизованного управления. Поэтому мн. мыслители обратились к кн. Шан Яна - идеолога централизованного гос-ва, сумевшего в короткий срок усилить царство Цинь. В 14 - 17 вв. вышло шесть отд. изд. "Ш.ц.ш." с коммент. У Мяньсюэ, Фэн Цзиня, Чэн Юна, Гуй Югуаня, Чэнь Жэньси и Мянь Мяогэ.

В 18 - 19 вв. над исправлением и комментированием "Ш.ц.ш." работали известные историки Янь Ваньли (Ян Кэц-зюнь), Сунь Синянь, Юй Юэ, Сунь Чжан, Цань Сицзу, Сунь Фэн и др. К нач. 20 в. существовало ок. 25 изд. трактата с текстологич. коммент. Одной из наиболее заслуживающих доверия считается публикация Янь Ваньли (18-1-я пол. 19 в.), к-рый отыскал самый ранний текст (24 главы, нач. эпохи Юань). Он открывается гл. "Гэн фа" ("Изменение законов") и заканчивается гл. "Дин фэнь" ("Закрепление прав и обязанностей"). Янь Ваньли использовал также экземпляры "Ш.ц.ш.", хранившиеся у Фань Цина (16 в.) и Цинь Сылина (16 - нач. 17 в.), сверил эти списки, устранил разночтения и составил текстологич. коммент.

В наст. время наиболее адекватным принято считать изд. Чжу Шичэ (1956). Перевод "Ш.ц.ш." на совр. кит. яз. осуществлен Гао Фэном. Трактат переведен на англ. (Дайвендак, 1928) и рус. (Переломов, 1968) языки. См. также Шан Ян.

*Ш.ц.ш. цзегу динбэнь (Аутентич. текст "Ш.ц.ш." с текстологич. коммент.). Сост. и коммент. Чжу Шичэ. Пекин, 1956; Кн. правителя обл. Шан // "Ш.ц.ш." / Пер., вступ. ст. и коммент. Л.С. Переломова. М., 1968, М., 1993; Гао Хэн (пер.). Ш.ц.ш. цзинь и (Ш.ц.ш. с пер. на совр. яз.). Пекин, 1974; Его же. Ш.ц.ш. чжу и (Ш.ц.ш. с коммент.). Т. 1 - 4. Пекин, 1974; The Book of Lord Shang. A Classic of the Chinese School of Law Tr. from the Chinese with Introd. and Notes by Dr. J.J. Duyvendak. L., 1928.

Л.С. Переломов

КНИГА РИТУАЛОВ

книга ритуалов - см. записки о нормах поведения

КНИГА ХАНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОАН

ГУНЪАНЬ (япон. коан)

Букв, "публичный отчет", "обществ, акт".

Один из осн. методов практики психотренинга и психич. саморегуляции в буд. Чань школе, парадоксальная задача, не имеющая рационального решения на уровне дискурсивно-логич. мышления. Представлены в виде текстов энигматич. характера, содержащих

высказывания, вопросы, диалоги или относительно развернутое описание ситуации общения наставника с учеником; предлагаются адептам в качестве объекта для размышления и созерцания (медитации), с тем чтобы вызвать у них интуитивное "просветление" или "озарение" при попытках постичь скрытый смысл этих текстов. Чаще всего имеют форму парадоксального вопроса: "Как звучит хлопок одной ладони?"; "Все вещи возвращаются к Единому, к чему тогда возвращается Единое?"; "Каким был твой лик первозданный, когда родители еще не произвели тебя на свет?" и т.д.

Г. возникли как форма фиксации акта "просветления" одного из участников парадоксального диалога (см. Вэнь да), в процессе к-рого адепт, постигая иллюзорность и ограниченность своего индивид. "я", обнаруживал в поставленной перед ним проблеме абс. начало ("Единое"), пронизывающее все конкр., частное и относительное. Описывая публично зафиксированный прецедент "просветления", Г. призван помочь будущим поколениям адептов в достижении аналогичного состояния сознания. Вместе с тем каждый адепт должен выразить свое понимание абс. истины, заложенной в стандартных Г., индивид, образом и в нетривиальной форме. В противном случае Г. считался нерешенным. Г. могут также использоваться как тесты, с помощью к-рых определяются уровень психич. развития учеников или степень компетентности лиц, претендующих на звание наставника. Наиболее употребительны в Линьцзи школе.

"Сафонова Е.С. Дзэнский смех как отражение архаич. земледельческого праздника // Символика культов и ритуалов народов зарубеж. Азии. М., 1980. Нестеркин С.П. Нек-рые филос.-психологич. аспекты чаньских Г. II Филос. вопросы буддизма. Новосиб., 1984.

Абаев Н.В., Нестеркин С.П.

КОЛОДЕЗНЫЕ ПОЛЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММЕНТАРИЙ ПРИВЯЗАННЫХ СЛОВ

СИ ЦЫ ЧЖУАНЬ

"Коммент. привязанных слов". Разд. "Чжоу и" ("Чжоуских перемен"), наиболее философичный из комментариев ("Ши и"- "Десяти крыльев") к канонич. части этой книги - "И цзину" ("Канону перемен"). Понятие "си цы" ("привязанные слова") подразумевает подписи к графич. элементам - триграммам и гексаграммам (гуа цы, см. Гуа) и отд. чертам - яо (яо цы). "С.ц.ч." создан предположительно ок. 4 в. до н.э., состоит из двух частей. Содержит пояснения относительно принципов построения структур "И цзина", их функций, содержания, приемов гадания, а также мифич. версии происхождения гуа и нек-рых других фигур, используемых в кит. нумерологии (см. Сян шу чжи сюэ). Включает классич. обобщающие формулировки ряда фундаментальных понятий кит. философии (напр., "Одно инь (1), одно ян (1) называются дао" и т.п.) и принципов взаимоотношений тех состояний и качеств, в к-рых выражаются дуальные космич. силы (напр., "движения и покоя" (дун - цзин), "твердости и мягкости" (ган - жоу! и т.п.). Философия "С.ц.ч." утверждает универсальность космич. законов, распространяющихся также на жизнь об-ва. См. лит-ру к ст. "Чжоу и", Гуа.

КОНФУЦИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНФУЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРА

культура - см. стиль

КУЛЬТУРНОСТЬ

культурность - см. стиль

КУМАРАДЖИВА

Кит. Цзю-молошэнь, Лошэнь, Шэнь, прозе. Туншоу. 344 (или 350), гос-во Гуйсы (совр. Куча Синьцзян-Уйгурского авт. р-на), - 413 (или 409).

Буд. монах, один из четырех крупнейших переводчиков буд. лит-ры на кит. яз. наряду с Ань Шигао, Чжэньди и Сю-аньцзаном. По преданию, сын индийца и дочери царя гос-ва Гуйсы. На родине в юности изучал классику хинаяны (см. Буддизм), впоследствии посвятил себя изучению текстов махаяны. В 401 прибыл в Чанъань, столицу гос-ва Поздняя Цинь, где провел последние годы жизни, занимаясь переводческим трудом. Имел более 3 тыс. учеников. С помощью 800 учеников перевел на кит. яз. 35 буд. текстов, в т.ч. основополагающие памятники махаяны: "Цзинь ган (божо) цзин" ("Ваджраччхедика праджняпарамита сутра", - "Сутра о Премудрости, переводящей в Запредельное и рассекающей ( неведение), подобно удару громового скипетра", или "Алмазная сутра"), "Да пинь божо цзин" ("Махапраджняпарамита сутра", "Великая сутра праджняпарамиты" в 27 цзюанях - "свитках"), "Сяо пинь божо цзин" ("Малая сутра праджняпарамиты" - сокращ. версия "Махапраджняпарамита сутры" в 10 цзюанях), "Мяо фа лянь хуа цзин" ("Саддхарма пундарика сутра", "Лотосовая сутра", "Сутра лотоса благого закона"), "Вэймо (цзе) цзин" ("Вималакирти (нирдеша) сутра", "Сутра о Вималакирти"), "Амито цзин" ("Амида сутра", "Сутра о (будде) Амида"), "Чжун (гуань) лунь" ("Мадхьямакакарикас", "Рассуждения о срединном (видении) пути"), "Бай лунь" ("Шата шастра", "Шастра в ста (стихах)"), "Ши эр мэнь лунь" ("Двадаша мукха шастра", "Шастра о двенадцати вратах"), "Чэн ши лунь" ("Сатьясидцхи шастра", "Шастра совершенной истины") и др. Поскольку К. принадлежат переводы основополагающих трактатов Саньлунь школы, ее последователи считают его одним из своих патриархов. Из учеников К. наибольшую известность получили Даошэн, Сэнчжао, Даожун и Сэн-жун - т.н. "четверо мудрецов из школы Шэня" (Шэнь мэнь сы шэн), или "четыре философа" (сы чжэ).

**Ермаков М.Е. Биография Кумарадживы в "Гао сэн чжуань" и ее версия в офиц. кит. историографии // 9-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1978. См. также лит-ру к ст. Саньлунь школа.

Хэ Чэнсюань

КУН

кун - см. относительность

Предыдущая страница Следующая страница