Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
ШАО ЮН

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ШАО ЮН

Шао Яофу, Шао Канцзе, прозв. Байюань сяньшэн ("учитель из Байюаня").

1011, Фанянь или Гунчэн (совр. уезд Хуэйсянь пров. Хэнань), - 1077

Философ, основоположник нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) направления в неоконфуцианстве. Традиционно причисляется к создателям неоконфуцианства - "пяти учителям эпохи Сун" - наряду с Чжоу Дуньи, Чжан Цзаем, Чэн И и Чэн Хао, с последними тремя был дружен. Вел уединенный образ жизни, занимаясь исключительно науч. трудом. Осн. соч. - "Хуан цзи цзин ши" ("Свыше предопределенное управление миром"), "Юй цяо вэнь да" ("Вопросы и ответы рыбака и дровосека"), "Ичуань цзи жан цзи" ("Сб. (произв.) о вспахивании земли в Ичуане").

Основываясь на комментирующей части "Чжоу и", Ш.Ю. связал даос, космогонич. построения с учением Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.) о познании, создав целостное учение об идеальной ("прежденебесной" - сянь тянь) структуре Вселенной, единосущной человеч. сознанию и психике ("сердцу" - синь (1)) и выраженной в системе нумерологич. соответствий, где "числа" (шу (1)) и "образы" (сян (1)), воплощенные в триграммах и гексаграммах (см. Гуа) "Чжоу и", суть абсолютно адекватные выражения всех вещей и явлений. Свое учение Ш.Ю. называл нумерологией (сян шу чжи сюэ) по аналогии с одним из направлений ицзинистики ("науки о "(Чжоу) и" - и сюэ) эпохи Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), или "учением о прежденебесном" (сянь тянь сюэ). В созданных им графич. схемах последовательности триграмм и гексаграмм, традиционно приписываемые мифич. основателю кит. цивилизации Фуси, Ш.Ю. трактовал как выражение идеального порядка общемировых трансформаций ("превращений" - хуа), т.е. принципов, существовавших до возникновения Неба и Земли, - "прежденебесный план" (сянь тянь ту). У Ш.Ю. он выступал воплощением "Великого предела" (тай цзи), к-рый прямо отождествлялся им с дао и рассматривался как некий график мирового процесса.

Развивая тезис Мэн Кэ: "Вся тьма вещей имеет полноту во мне" и вытекающие из него идеи самосовершенствования как условия "упорядочения" Поднебесной, Ш.Ю. идентифицировал человеч. "сердце" с "Великим пределом" и дао, а само "учение о прежденебесном" - с "законом сердца". Из "сердца" как из тождественного ему "прежденебесного плана" исходят "тьма превращений и тьма дел", поэтому следование "закону сердца" должно обеспечить идеальный миропорядок. Космологич. схему "Си цы чжуани" (4 в. до н.э.): "Одно рождает двоицу образов, двоица образов рождает четыре символа, четыре символа рождают восемь триграмм", Ш.Ю. связал с картиной развертывания "Великого предела" в процесс мировых трансформаций: "Великий предел - это одно, он недвижим (бу дун, см. Дун - цзин), рождает двоицу, двоица есть дух (шэнь (!)). Дух рождает числа, числа рождают символы, символы рождают орудия (ци (2))", т.е. вещи феноменального мира. Их "правильное" взаимодействие м.б. обеспечено сохранением "сердца" - "Великого предела" "в неподвижности", аналогичной "покою (цзин (2), см. Дун - цзин) в построениях Чжоу Дуньи, что показывает близость его учения взглядам Ш.Ю.

Неподвижность "Великого предела" противостоит Небу, Земле и всему сущему, к-рые "имеют концы и начала", т.е. неминуемо приходят к упадку и разрушению. Этому закону неизбежно подчиняется человеч. об-во. Его регресс и кончина подчиняются универсальным циклич. закономерностям: два периода расцвета - эпохи правления "императоров" (хуан), затем "государей" (ди (1)) сменяются периодами упадка- правления "царей" (ван (1)), затем разрушения - правления "деспотов" (ба). Под влиянием буд. историософии разработал концепцию космич. циклов, структурно подобных году: цикл, равный 129600 годам, состоит из 12 эпох, те - из 30 "оборотов" каждая, "оборот" включает 12 поколений по 30 лет. Начало цикла обозначается гексаграммой, выражающей равновесие сил инь ян, а заканчивает его гексаграмма, обозначающая максимум силы инь (1). В первую эпоху цикла рождается Небо, во вторую - Земля, в третью - человек, шестая - вершина обществ, гармонии, пик к-рой пришелся на 3-е тыс. до н.э., после чего нарастание силы инь (1) ведет Вселенную к концу в завершение 12-й эпохи. Затем начнется новый цикл. Нумерологич. построения Ш.Ю. тяготеют к применению четверичной матрицы (четыре времени года - по два на период развития до максимума каждой из дуальных космич. сил; четыре небесных тела - солнце, луна, звезды, знаки зодиака; четыре земных субстанции - вода, огонь, земля, камень; четыре вида правителей и т.п.), удобной для операций с 64 гексаграммами.

Взгляды Ш.Ю. оказали большое влияние на развитие нумерологич. методологии науки и философии в позднесредневек. Китае, в т.ч. отразились в теории классич. кит. медицины.

*Ичуань цзи жан цзи. Цз. 1-20 // СБЦК. Папка 151. Т. 1702 - 5. Шанхай, 1929; Хуан цзи цзин ши шу. Шанхай, 1936; Виногродский Б.Б. (пер.) Числа перемен цветов сливы (Мэй хуа и шу). Киев, 1993; Uu Da (tr.). I Ching Numerology: Based on Shao Yung's Classic "Plum Blossom Numerology". S.F., 1979;

**Шестакова Т.Г. К вопросу о филос. основе история, концепции конфуцианства. // Из истории кит. философии: становление и осн. направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978; Буров В.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. М., 1979. С. 42 - 44; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 2. Princ., 1952 - 3; Harlez Ch. de. L'ecole philosophique moderne de la Chine ou systeme de la nature (Sing-Li). Brux., 1980. P. 77 - 110; Cairns G.E. Philosophies of History: Meeting of East and West in Cycles Pattern Theories of History. N.Y., 1962. См. также лит-ру к ст. Неоконфуцианство, Сян шу чжи сюэ.

А.Г. Юркевич

В начало словаря