Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
МУДРЕЦ, ОБЪЕМЛЮЩИЙ ПЕРВОЗДАННУЮ ПРОСТОТУ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

МУДРЕЦ, ОБЪЕМЛЮЩИЙ ПЕРВОЗДАННУЮ ПРОСТОТУ

Гэ Чжичуань, прозв. Баопу-цзы ("Мудрец, объемлющий первозданную простоту"). 284 - 363 или 283 - 343.

Даос, философ и ученый, автор трактата "Баопу-цзы."', теоретик "учения о бессмертии" (сянь сюэ). Согласно Г.Х., человек может достичь физич. бессмертия и святости, проявляющейся в сверхестеств. способностях, посредством определенной релит, практики (гимнастич. и дыхательных упражнений, созерцания) и алхимии (лянь дань шу, цзинь дань). Вместе с тем Г.Х. отрицал возможность бессмертия души как отличной от тела духовной субстанции. Теоретич. основой алхимии Г.Х. является признание единства мира, наличия всеобщей связи всех его явлений и универсальности трансформаций и перемен. Г.Х. верил в возможность трансмутации металлов и получения искусств, золота, одновременно являющегося эликсиром бессмертия. Роль такого эликсира, по Г.Х., могли играть и др. вещества, в первую очередь киноварь. Трактат Г.Х. помимо обширного эмпирич. материала в обл. химии содержит также ценные сведения по традиц. кит. фармакологии. Элементы науч. знания тесно переплетены в философии Г.Х. с магией, оккультизмом и астрологией.

Онтологич. воззрения Г.Х. осн. на учении о дао как "сокровенной" (сюань) первооснове всего сущего, порождающей эмпирич. мир и проявляющейся в конкр. вещах, в т.ч. теле человека, в качестве "Истинного единого" (чжэнь и). Созерцание "Истинного единого" у Г.Х.- важный элемент религ. практики, связанный с учением о пара-физиологич. структурах человеч. организма -"киноварных полях" (дань тянь), своеобразных резервуарах жизненной силы. Г.Х. сочетал даос, учение с социальной доктриной конфуцианства, изложению к-рой посвящены т.н. "внеш." (комментирующие) главы (вай пянь) его трактата. В полемике с даос, вольнодумцем Бао Цзинъянем Г.Х. с конф. позиций отстаивает вечность и незыблемость социального неравенства, сакральный характер монархич. власти и гос-ва.

Разработка Г.Х. "учения о бессмертии" оказала сильное влияние на развитие доктрин средневек. даосизма и традиц. форм естествознания, а наличие в трактате "Баопу-цзы" перечня всех известных Г.Х. даос. соч. позволяет отнести его к предшественникам составителей "Даос, канона" ("Дао цзан"). Г.Х. традиционно считается также автором агиографич. соч. "Шэнь сянь чжу-ань" ("Жизнеописания святых-бессмертных"), но подлинность его авторства не доказана.

**Торчинов Е.А. Трактат Г.Х. "Баопу-цзы" как источник по изучению даосизма пер. Лю-чао // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 1980; Его же. Осн. направления эволюции даосизма в период Лю-чао (по материалам трактата Г.Х. "Баопу-цзы") // Дао и даосизм в Китае. М., 1982; Его же. Учение Г.Х. о Дао: человек и природа // Проблема человека в традиц. кит. учениях. М., 1983.

Е.А. Торчинов

ДАЙ ЧЖЭНЬ

Дай Дунъюань, Дай Шэньсю.

19.1.1723, Сюнин пров. Аньхой,- 1.7.1777, Пекин.

Философ-неоконфуцианец, лидер одного (Вань пай) из двух гл. направлений "ханьского учения" (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классич. лит-ры "Сы ку цюань шу" ("Поли. собр. всех кн. по четырем разд."). В 1775 за науч. Заслуги без экзаменов (к-рые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень - цзиньши и звание академика Ханьлинь академии.. Развивал методологию "(филологически) доказательного исследования" (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Д.Ч. излагал собств. взгляды в текстология, коммент. к конф. классике, противопоставляя их искаженным, по его мнению, даос.-буд. влияниями коммент. предшествовавших конфуцианцев (Чэн (братьев)- Чжу (Си) школы, Лу (Цзюаня)- Ван (Янмина) школы). Гл. филос. соч. Д.Ч.- "Значения слов "Мэн-цзы" в коммент. и свидетельствах" ("Мэн-цзы цзы и шу чжэн") и "Обращение к началу добра" ("Юань шань").

Осн. тенденция теоретич. построений Д.Ч.- стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от "Си цы чжуани" и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление "надформенного" (син эр шан, см. Син (2)) дао "подформенным" (син яр ся) "орудиям" (ци (2)) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой "пневмы" (ци (1)): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, "порождающей порождения" (шэн шэн) по законам сил инь ян и "пяти элементов" (у син (1)) и, с др. - уже оформившейся в множества конкр. устойчивых вещей. Д.Ч. обосновывал включение "пяти элементов" в понятие "дао" определением последнего термина, имеющего филологич. значения "путь", "дорога", с помощью этимологич. компонента иероглифа дао - графич. элемента (в др. написании - самост. иероглифа) син (3) ("движение", "действие", "поведение"), входящего в термин "у син (1)" ("Мэн-цзы цзы и шу чжэн", цз. 2). "Индивид, природа" (син (1)) каждой вещи, по Д.Ч., "естественна" (цзы жань) и определяется "добром" (шань), к-рое порождается "гуманностью" (жэнь (2)), упорядочивается "благопристойностью" (ли (2)) и стабилизируется "должной справедливостью" (и (1)). Космологически "добро" проявляется в виде дао, "благодати" ("добродетели" - дэ (1)) и "принципов" (ли (1)), а антропологически - в виде "предопределения" (мин (1)), "индивид, природы" и "способностей" (цай) ("Юань дао", цз. 1).

Д.Ч. выступал против канонизированного неоконфуцианством пер. правления дин. Сун (960- 1279) противопоставления "принципов" "чувствам" (цин (2)) и "желаниям" (юй, см. Тянь), утверждая, что "принципы" неотделимы от "чувств" и "желаний". "Принцип"- то неизменное, что специфично для "индивид, природы" каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшеств. неоконфуцианцев Д.Ч. считал, что "принципы" в явном виде не присутствуют в человеч. психике - "сердце" (синь (1)), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Д.Ч., различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Д.Ч. обосновывал приоритет эмпирико-аналитич. подхода как в познании, так и в практике.

Малопопулярные в свое время труды Д.Ч. вызвали интерес к себе в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умонастроениям значит, части кит. интеллигенции.

*Мэн-цзы цзы и шу чжэн. Пекин, 1956; Юань шань. Пекин, 1956;

**Радуль-Затуловский Я.Б. Д.Ч.- выдающийся кит. просветитель // ВФ. 1954. №4; Кобэев А.И. Китай // История политич. и правовых учений XVII - XVIII вв. М., 1989; Ху Ши. Дай Дунъюань дэ чжэсюэ (Философия Дай Дунъюаня). Тайбэй, 1963; Ван Мао. Д.Ч. чжэсюэ сысян яньцзю (Исслед. филос. мысли Д.Ч.). Хэфэй, 1980; Юй Инши. Лунь Д.Ч. юй Чжан Сюэчэн (О Д.Ч. и Чжан Сюэчэне). Тайбэй, 1980; Wilhelm R. Der Philosoph Dai Dschen // Chinesisch - Deutscher Almanach. 1932. S. 6- 13; FreemanM. The Philosophy of Tai Tung-yuan // JNCBRAS. 1933. Vol. 64. P. 50 - 71; Yii Ying-shih. Tai Chen and Chu Hsi Tradition // Essays in Commemoration of the Golden Jubilee of the Fung Ping Shan Library. Ed. by Chan Ping-leung et al. Vol. 2. Hong Kong, 1982. P. 376 - 392.

А.И. Кобзев

В начало словаря