Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - планомерное, целеустремленное и систематич. формирование всесторонне и гармонично развитой личности; важнейшая составная часть теории научного коммунизма. Для построения коммунистич. общества необходимо не только создание соответствующей материально-технич. базы и на ее основе коммунистич. обществ. отношений, но и всестороннее развитие личности, формирование коммунистич. сознания людей, полного преодоления пережитков старого общества в области сознания, психологии, нравов, обычаев, творч. формирование способностей, дарований, талантов.

Предшественники научного коммунизма - утописты-социалисты - высказали ряд идей, вошедших в марксистское учение о К. в. Они выдвинули идею широкого общенародного воспитания. По их мнению, каждый обществ. институт, каждое обществ. мероприятие, все общество в целом должны представлять собой школу воспитания. "Так как формирование характера, - говорил Оуэн, - происходит изо дня в день, со дня рождения и еще до него, а затем в течение всей жизни, то каждый поселок во всех своих частях станет школой, где путем комбинированных мероприятий у всех его членов будет создаваться совершенный характер" (Соч., т. 2, М.-Л., 1950, с. 193).

Утописты поставили и отчасти решили ряд вопросов о значении идеальных факторов в воспитании; о месте в воспитании морали, иск-ва. Они впервые выдвинули идею безрелигиозного воспитания. Правда, у нек-рых утопистов религия еще остается, но она сводится либо к почитанию "божественной природы" (см. Т. Мор, "Утопия", М., 1953, с. 210), либо к поклонению гармонии (см. Ш. Фурье, Избр. соч., т. 3, М., 1954, с. 414).

Считая, что воспитание должно быть свободным от всякого принуждения, как внутреннего, так и внешнего, утописты критически относились и к бурж. морали, рассматривали ее как средство, сковывающее самодеятельность народа. Согласно Фурье, мораль, основанная на принуждении, так же неистинна и вредна для воспитания, как и религия. Воспитание "эпохи цивилизации", поскольку оно основывается на морали, подавляет все чувства и страсти человека, тогда как воспитание "строя гармонии" ведет к "взлету страстей" и будет обходиться без морального принуждения. В будущем коммунистич. обществе принципы нравственности будут соблюдаться по привычке. По мнению Фурье, "... добрые нравы будут царить только в силу единодушного соглашения без вмешательства морали и законов, а тем паче наказаний. Но у гармонийцев хороший тон будет вовлекать в производительный труд..." (там же, т. 4, М., 1954, с. 160-61).

Очень настороженно утописты относятся к иск-ву. Как источник развлечения и чистого эстетич. наслаждения иск-во отрицается. Оно принимается ими лишь как средство обучения производительному труду. Правда, Фурье придавал большое значение эстетич. воспитанию в будущем обществе, считая, что опера и театр будут развивать страсть к соревнованию. Он предполагал, что при строе гармонии каждая фаланга будет любительским театром.

Одна из важнейших заслуг утопистов состоит в том, что они не ограничились поисками моральных, этич. и эстетич. мотивов к трудовой деятельности, но и в самой трудовой деятельности увидели определяющий мотив поведения человека во всех сферах его деятельности. Т.о., они впервые выдвинули идею о самовоспитании народа, о воспитании, к-рое совершается в процессе творч. труда. Почти у всех утопич. социалистов высказывается идея о соединении образования с трудом.

Исходя из этих положений, утописты отстаивали идею о всестороннем развитии человека как гл. условии К. в. "... Прошли времена, - говорил Оуэн, - когда требовались характеры, лишенные целостности... Наступил период, когда успехи знания требуют создания ... всесторонне развитых разумных мужчин и женщин" (Соч., т. 2, с. 218). Воспитание, основанное на труде, является основой формирования гармонически и всесторонне развитой личности. Труд как условие свободного воспитания индивидов обеспечивает, по мнению утопистов, разносторонность и целостность индивидов. При строе гармонии "...воспитание, - по мнению Фурье, - должно быть с л о ж н о - ц е л о с т н ы м: сложным, поскольку оно формирует одновременно тело и душу, целостным, т.е. охватывающим все части ... тела и души, вводящим совершенство со всех точек зрения..." ("О воспитании при строе гармонии", М., 1939, с. 21). Однако, утверждая, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, они, как указал Маркс в 3-м тезисе о Фейербахе, забывают о том, что обстоятельства сами изменяются людьми. По их мнению, путь к построению совершенного общества лежит через воспитание новых людей. Но чтобы воспитать новых людей, надо изменить условия их жизни, создать новую социальную среду.

В. Шестаков. Москва.

Науч. основы теории К. в. были разработаны Марксом, Энгельсом и Лениным. Классики марксизма-ленинизма вскрыли социальную природу воспитания и его классово-историч. характер, они связали воспитание людей с переустройством обществ. отношений, с активной ролью людей в этом переустройстве в качестве его творцов. Только в результате обществ.-историч., трудовой деятельности человек формирует себя во всех своих человеческих качествах, осваивает материальную и духовную культуру, развивает свои деятельные способности. "Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная п р а к т и к а" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 2).

Классики марксизма показали, что в процессе обществ.-историч. практики, в процессе изменения социальных отношений происходит самовоспитание человека, формирование его реальной обществ. сущности, а также его сознания, психики, нравств. и эстетич. чувств. Только в обществ.-революц. практике и воспитатель может быть воспитан. Маркс и Энгельс подчеркивали, что суть К. в. состоит не в изобретении на утопич. манер новой формы противопоставления массе стоящих над ней воспитателей, а в том, чтобы "... сбросить с себя всю старую мерзость ..." (там же, с. 70, ср. с. 33). В этом творч. самоочищении от старой мерзости - воспитат. цель коммунистич. революции, понятой как совпадение изменения обстоятельств людьми и изменения ими самих себя. В ходе такого революц. процесса его вершители поднимаются до роли подлинных субъектов истории. Поэтому подлинно К. в. не имеет ничего общего с элитарной т. зр. на массу как на простой объект воспитания.

Маркс и Энгельс доказали, что в классовом обществе нет и не может быть человека вообще, что человек есть продукт обществ. отношений. Поскольку условия материальной жизни различных социальных групп различны, это определяет принадлежность всех людей к определ. классам. Поэтому в классово антагонистич. обществе не может быть бесклассового воспитания.

Маркс и Энгельс подвергли уничтожающей критике бурж. систему воспитания, раскрыли ее классовую сущность. Буржуазия дает трудящимся образование постольку, поскольку это в ее интересах. Система ее нравств. воспитания сводится, по словам Маркса, к вдалбливанию бурж. принципов морали, оправдывающих неравенство людей, эксплуатацию человека человеком. Все средства воспитания буржуазия направила на культивирование в людях самых худших качеств - бурж. индивидуализма, стяжательства, равнодушия к человеку. На службу своим узкоклассовым, корыстным интересам она поставила и науку, и иск-во, и лит-ру.

Маркс и Энгельс видели цель К. в. во всестороннем, гармонич. развитии всех духовных и физич. сил каждого члена общества. Эту цель они сформулировали не как доброе пожелание на будущее, они вывели ее из закономерностей социально-историч. развития и прежде всего из потребностей обществ. производства. При коммунизме, когда орудия и средства производства будут принадлежать всему обществу, не будет частной собственности и эксплуатации человека человеком, воспитание в равной степени станет доступным для всех. Все общество будет заинтересовано в том, чтобы каждый человек получал самое широкое и разностороннее науч. образование, овладевал сокровищами мировой культуры, развивал свои деятельные способности.

Процесс создания материальных предпосылок и потребностей в многосторонних людях в бурж. обществе протекает крайне противоречиво, антагонистично. Развитие крупной промышленности сопровождается постоянными переворотами в технике и технологии производства, в результате к-рых из сферы материального производства устраняются одни виды труда и возникают другие. Непрерывное и практически бесконечное развитие и совершенствование техники требует и соответств. развития и совершенствования человека, его производств. навыков и знаний. Крупная промышленность нуждается в людях с широким науч.-технич. кругозором, к-рые могут легко ориентироваться в сложных механизмах, быстро приспосабливаться к новым технич. усовершенствованиям. Одновременно с этим крупная промышленность, указывал Маркс, постоянно революционизирует разделение труда внутри общества и непрерывно бросает рабочих из одной отрасли производства в другую. Все это обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего, "... делает вопросом жизни и смерти признание перемены труда, а потому и возможно большей многосторонности рабочих, ... как вопрос жизни и смерти, ставит задачу ... частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции представляют сменяющие друг друга способы жизнедеятельности" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 493). Т.о., природа крупной промышленности вызывает потребность и создает предпосылки для устранения бурж.-огранич. системы разделения труда, для всестороннего развития работника. Но капиталистич. форма производства, классовые интересы буржуазии препятствуют осуществлению этой потребности. В условиях капитализма рабочие при каждом изменении в характере труда безжалостно выбрасываются на улицу. Капиталистич. отношения производства воспроизводят уродующее человека социальное разделение труда с его закостенелыми специальностями, с отрывом умств. труда от физического, с пожизненным закреплением рабочего за строго определ. операцией, с расщеплением человеч. личности, превращением индивида в частичного человека. Рабочий превращается в придаток машины. При капитализме противоположность между умств. и физич. трудом углубляется и особенно остро отражается на положении рабочего.

Это глубокое противоречие между обществ. потребностью во всесторонне развитых людях и капиталистич. системой производства может быть устранено только в результате уничтожения частной собственности и установления нового, социалистич. способа производства, осуществляемого в плановом порядке и в интересах всего общества. Только в условиях коммунизма создается возможность для всестороннего, гармонич. развития людей.

Маркс и Энгельс обосновали ведущий принцип воспитания людей коммунистич. общества - принцип соединения обучения с трудом. В новом обществе, писал Маркс, "...каждый трудоспособный взрослый человек, должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 197).

Производит. труд тружеников бесклассового общества будет дополняться широким политехнич. образованием, сущность к-рого состоит в том, что оно "знакомит с основными принципами всех процессов производства" и осн. навыками обращения с простейшими орудиями всех производств. Политехнич. образование содействует преодолению свойственного эксплуататорскому обществу разрыва между умств. и физич. трудом. В результате этого рабочий становится хозяином производства, а его труд из подневольного и механического превращается в свободный и творческий. Политехнич. образование, соединенное с производительным трудом, Маркс рассматривал не только как одно из средств увеличения обществ. производства, но и как "... единственное средство для производства всесторонне развитых людей" ("Капитал", т. 1, с. 489).

Соединение производит. труда, духовного и физич. развития при политехнич. обучении, превращение труда в самодеятельность и потому в первую потребность всей жизни - вот путь воспитания новых, не только всесторонне, но и целостно развитых людей. Освобожденные от мелочных забот, члены коммунистич. общества смогут в полной мере овладеть богатствами культуры и утверждать себя как личности в деятельности, в творчестве, преодолев противоположность между рабочим и свободным временем.

Учение Маркса и Энгельса о К. в. в новых историч. условиях было развито Лениным. Строительство коммунистич. общества, писал он, приведет "к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и в с е с т о р о н н е подготовленных людей, людей, которые умеют все делать. К этому коммунизм идет, должен идти и п р и д е т..." (Ленин В. И., Соч., т. 31, с. 32).

Ленин конкретизировал и развил дальше марксистский принцип соединения обучения с трудом. Он считал, что нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: "... ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания" (там же, т. 2, с. 440). Ленин подчеркивает здесь необходимость как соединения производит. труда с обучением, так и соединения обучения и образования с производит. трудом.

Важную роль в воспитании всесторонне развитых людей Ленин отводил политехнич. образованию, в к-ром главное - это изучение науч. основ производства. Политехнич. образование должно осуществляться в тесной связи с производит. трудом, с усвоением науч. знаний. Овладение знаниями означает в то же время и умение применять их на практике. Общее образование будет неизбежно односторонним и неполным, если школа, вооружая учащихся основами наук, не научит их трудиться. Ленинский принцип соединения обучения с производит. трудом и производит. труда с обучением положен в основу системы воспитания и образования подрастающих поколений cов. людей.

В речи о "Задачах союзов молодежи" Ленин указывал, что решать вопросы воспитания в гос-ве необходимо в тесной, органич. связи с задачами организации социалистич. строительства. Большую роль в воспитании всесторонне развитой личности должна сыграть школа. Она должна вооружить молодое поколение подлинно науч. знаниями о природе и обществе, выработать у него революц. материалистич. мировоззрение. Для того чтобы быть строителем коммунистич. общества, молодежь должна неустанно учиться, овладевать знаниями, к-рые выработало человечество на протяжении своего историч. развития. В неразрывной связи с образованием Ленин считал необходимым осуществить воспитание подрастающего поколения в духе коммунистич. нравственности. Ленин писал, что надо воспитывать "...всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде" (Соч., т. 31, с. 274), в духе коммунистич. организованности, умения подчинять свои интересы интересам коллектива.

В СССР в результате победы социалистич. революции и строительства коммунистич. общества на практике осуществляются идеи К. в., строятся отношения, основанные на принципах коллективизма, интернационализма, товарищества, преданности обществ. долгу. Воспитание нового, всесторонне развитого человека, гармонически сочетающего в себе моральную чистоту, духовное богатство и физич. совершенство, стало насущной практич. задачей партии. Широкое развитие демократии, обществ. начал в жизни общества сужает рамки административного регулирования взаимоотношений людей. Убеждение, воспитание масс все в большей степени становится осн. методом регулирования жизнедеятельности общества.

Идейной основой К. в. является марксизм-ленинизм. В условиях строительства коммунизма овладение теорией марксизма- ленинизма, формирование науч. мировоззрения у всех тружеников общества приобретает жизненно важное значение. Формирование науч. мировоззрения предполагает укрепление и развитие в людях пролетарского интернационализма и социалистич. патриотизма. Быть интернационалистом - значит крепить дружбу народов, единство стран социалистич. лагеря, поддерживать борьбу трудящихся всех стран за мир, демократию и социализм.

Интернационализм, любовь к человечеству неотъемлемы от любви к социалистич. Родине. Воспитывать любовь к своему народу, высокую нац. гордость, чувство достоинства гражданина великой и могучей Сов. страны, готовность защищать социалистич. Родину - важнейшая задача К. в. С образованием мировой системы социализма патриотизм граждан социалистич. общества выражается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистич. стран. К. в. основано на принципах гуманизма, братства и взаимопомощи. Поэтому социалистич. патриотизм и интернационализм органически включают пролетарскую солидарность с рабочим классом трудящихся всех стран. Воспитание пролетарского интернационализма и социалистич. патриотизма требует настойчивой борьбы против реакц. идеологии бурж. национализма, расизма и космополитизма.

Составной частью К. в. является атеистич. воспитание, к-рое введено в СССР после победы социалистич. революции (см. Атеизм). Освобождение духовных сил человека от религ. предрассудков делает его непримиримым ко всякой мистике и суевериям.

Коммунистич. мораль впитала в себя осн. общечеловеч. моральные нормы, к-рые нар. массы выработали на протяжении тысячелетий в процессе обществ. трудовой деятельности, в борьбе с социальным злом и нравств. пороками. Эти "простые нормы нравственности и справедливости, которые при господстве эксплуататоров уродовались или бесстыдно попирались, коммунизм делает нерушимыми жизненными правилами как в отношениях между отдельными лицами, так и в отношениях между народами" (Материалы XXII съезда КПСС, 1961, с. 410). В Программе КПСС сформулирован моральный кодекс строителей коммунизма, включающий важнейшие нравств. принципы, к-рые становятся привычками поведения людей как в обществ., так и в личной жизни. Усвоение принципов морального кодекса, превращение их в нормы поведения, в органич. потребность каждого человека - такова задача К. в.

Важнейшей составной частью К. в. является эстетич. и художеств. воспитание, целью к-рого является всесторонне и гармонически развитая личность, воспитание творч. способностей людей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и иск-ве, обогащение духовной жизни человека. Эстетически развитый человек способен наслаждаться красотой, творить "по законам красоты" (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 566). Необходимым условием К. в. является физич. воспитание как условие гармонич. развития человека.

В центре воспитат. работы партия ставит развитие сознательного, коммунистич. отношения к труду и обществ. собственности - трудовое воспитание. "Необходимо воспитывать всех трудящихся на лучших образцах труда, на лучших примерах ведения общественного хозяйства... Каждый трудоспособный человек должен участвовать в создании тех средств, которые необходимы для его жизни и деятельности, для благосостояния общества. Человек, который получал бы от общества какие-либо блага, не участвуя в труде, был бы тунеядцем и жил за счет других" (Программа КПСС, 1961, с. 118-19).

Воспитание нового, коммунистич. отношения к труду - задача исключит. трудности. Как показал опыт коммунистич. строительства в СССР, задача коренного изменения взглядов на труд не может быть полностью решена в переходный период от капитализма к социализму. Она решается и в период перехода от социализма к коммунизму. Свободный творч. труд - основа формирования нового, всесторонне развитого человека, школа воспитания коллективизма, взаимопомощи, дисциплины. В труде формируются коммунистич. мировоззрение и характер человека, новое отношение личности к обществу, глубокое сознание обществ. долга, в труде раскрываются способности и таланты людей. Отношение к труду становится мерилом моральных качеств члена социалистич. общества. Коммунистич. отношение к труду возникает тогда, когда человек трудится не только ради удовлетворения личных потребностей, но и ради общества, ради общего блага. "Коммунизм, - писал Ленин, - начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда..." (Соч., т. 29, с. 394). Забота не только о себе и своем ближнем, а забота об интересах всего общества - вот в чем выражается нравств. значение коммунистич. труда.

В процессе развития общества к коммунизму возрастает значение моральных стимулов к труду. Этот процесс проявляется в социалистич. соревновании, в изобретательстве и рационализации производства, в создании добровольных нар. дружин по охране порядка, в создании бригад коммунистич. труда. В условиях коммунистич. общества труд превращается в первую жизненную потребность, в наслаждение. При коммунизме создаются необходимые материальные и культурные условия, высвобождается свободное время, к-рое становится мерилом обществ. богатства и условием воспитания всесторонне развитых людей.

Технич. прогресс в условиях коммунизма, ведущий к созданию полной автоматизации производства, служит материальной основой для перерастания социалистич. труда в труд коммунистический. Автоматизация коренным образом меняет характер труда, открывает возможность постепенной передачи функций непосредственного контроля и управления автоматически действующим устройствам, приводит к ликвидации различий между физическим и умственным трудом.

Воспитание нового человека происходит в процессе активного участия в революц. борьбе, в строительстве коммунистич. общества, под влиянием всего уклада жизни общества, способа производства, форм распределения, бытового обслуживания, обществ., политич. деятельности, правовых и моральных норм. Руководящей и направляющей силой в процессе К. в. выступает КПСС. Владея знаниями законов развития общества, она обеспечивает правильное руководство всей работой по строительству коммунизма, придает ей планомерный, научно обоснованный характер.

В период развернутого строительства коммунизма возрастает роль общественности и обществ. мнения во всех сферах жизни. Программа КПСС ставит в качестве важной задачи "...повысить внимание и требовательность со стороны общественности к поведению людей", требует активнее использовать моральный вес и авторитет общественности для борьбы с нарушителями норм и правил социалистического общежития (там же, с. 195). Развитие и утверждение принципов коммунистич. морали происходит в упорной борьбе с остатками старой бурж. морали, с пережитками в сознании части людей, с влиянием бурж. идеологии. Борьба с проявлениями бурж. идеологии и морали, с остатками частнособственнич. психологии, суеверий и предрассудков - составная часть К. в.

Проблемы К. в. получили широкое освещение на Июньском пленуме ЦК КПСС (1963). Пленум подчеркнул воспитат. значение важнейшего принципа социализма - распределения по труду, отметил большое значение мероприятий, обеспечивающих материальное стимулирование сознат. инициативы трудящихся. Важнейшей предпосылкой К. в. масс является рациональная организация быта и досуга, разумное использование каждым трудящимся своего свободного времени, к-рое все более становится гл. мерилом обществ. богатства, условием формирования всесторонне развитого человека. Пленум подчеркнул, что проблема воспитания нового человека тесно связана с борьбой против бурж. идеологии, пережитков прошлого в сознании людей, наметил конкретные пути совершенствования организации, методов и форм партийного руководства идеологич. деятельностью, указал на необходимость развивать ленинский стиль идейно-воспитат. работы, соединяющий в себе высокую принципиальность, коммунистическую идейность, непримиримость к враждебной идеологии и характеризующийся творч. применением революц. теории.

Лит.: Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т. 31; Калинин М. И., Вопросы коммунистического воспитания. (Речи), М., 1940; Н. К. Крупская о К. в., Избр. ст. и речи, М., 1956; А. С. Макаренко о К. в., 2 изд., М., 1956, с. 64-87, 424-54; его же, Соч. в 7 тт., т. 5, М., 1958, с. 190-224, 420-26, 437-58; Скаржинская В. Д., Роль труда в К. в. сов. народа, К., 1957; Белов М. В., К. в. трудящихся в преодолении решающих религиозных пережитков, М., 1958; Журавков М., О К. в. трудящихся, М., 1959; К. в. трудящихся в период развернутого строительства коммунизма. Сокр. тексты докладов и сообщений на науч. межвузовской конференции 25-27 мая 1960 г., О., 1960; Проблемы К. в. [Сб. ст. ], М., 1960; Болдырев Н. И., О принципах К. в. молодого поколения, "Вопр. философии", 1960, No 12; Вопросы эстетики, [Сб. ст. ], вып. 4, Искусство и К. в., М., 1960; Ковалев С. М., К. в. трудящихся, М., 1960; Котов Л. И., Развитие нравственных убеждений и привычек в процессе К. в., М., 1961; Батищев Г. С, Методологич. аспекты формирования целостной личности, "Докл. АПН", 1962, No 1, 2; Шестаков В. П., Проблемы эстетич. воспитания, М., 1962; Давыдов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Основы К. в. Учебное пособие, 2 изд., М., 1962.

Л. Князева. Москва.

В начало энциклопедии