Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТВО"-"ТЕХ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТВО"-"ТЕХ")

ТВОРЧЕСТВО

ТВОРЧЕСТВО - деятельность людей, направленная на создание нового, никогда ранее  не  бывшего;  способность человека  из  известного, имеющегося  в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям;  возрастами степени свободы человека, гуманизации общественных отношений. Научное творчество есть создание новых теорий, новых научных дисциплин, обнаружение новых явлений, введение  новых понятий и  терминов. Творчество -  это  деятельность в  сфере неведения, поэтому целенаправленный поиск неведомого невозможен. Решающую роль в творчестве отводят подсознательным и иррациональным факторам (и, прежде всего, интуиции).

ТВОРЧЕСТВО НАУЧНОЕ

ТВОРЧЕСТВО НАУЧНОЕ - это процесс производства познавательных инноваций в науке в форме законов, теорий, методов, моделей, принципов, технологий и т.д. Личностными формами творческой деятельности являются: а) вдохновение  (наивысший  подъём  эмоциональных и  интеллектуальных возможностей человека); б) интуиция (мгновенное озарение, которое объединяет чувственное и рациональное, сознательное и неосознанное, где неявно проявляется предварительный творческий поиск,  накопление и осмысление фактического материала, постановка  проблемы,  выдвижение  гипотезы  и  определение  набора  методов исследования);  в)  мечта  и  фантазия;  г)  воображение;  д)  догадка.  Творческий процесс в науке состоит из следующих этапов: 1) выбора предмета исследования,2) формулировки целей и задач анализа в виде поставленной цели, 3) сбора информации, 4)  определения  метода  и  способов  исследования,  5)  поиска  путей решения научной проблемы  путём приращивания новых научных идей или создание новых идеальных моделей, 6) оформление полученных данных в логически стройную систему, 7) способность принятия рисковых решений в сочетании с готовностью  их отстаивать перед лицом членов научного сообщества. Учёныйноватор должен обладать смелостью, чтобы  сломать привычные стереотипы и доказать состоятельность новых. Без борьбы (качественного скачка) невозможен переход к новому. А. Пуанкаре писал: «Не всякий способен на творчество», т.к. не может отстоять результаты своего творения. Чтобы развить творческую активность,  А.  Осборн  предлагает  концепцию  «мозгового  штурма»  или  «мозговой атаки»,  в  основе которой лежит методика раскрепощённости, что  достигается соблюдением следующих принципов: а) высказывать любую мысль без боязни, что она будет признана неудачной; б) чем более дикой покажется идея, тем более активно она будет принята; в) количество предлагаемых идей должно быть максимально большим; г) высказанные идеи не являются ничьей собственностью и каждый учёный вправе  комбинировать, видоизменять, совершенствовать идеи, которые высказали другие. Способность к творчеству  можно выработать и совершенствовать её в процессе длительного и упорного самообразования. Творческая  деятельность предполагает самостоятельность, гибкость, упорство, уверенность в себе, жажду знаний, стремление к изобретательству и экспериментированию, готовность к риску.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН, ПЬЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1)  Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке),  когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость  оперирования со  знаками  или  формулами; 2)  аксиоматический метод  - способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некоторые исходные  положения -  аксиомы  (постулаты),  из  которых выводятся все  остальные утверждения этой теории; 3) гипотетико-дедуктивный метод - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, основанный на  выведении (дедукции)  заключений  из  гипотез,  истинное  значение  которых  не  обосновывается (заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер); 4) восхождение от абстрактного к конкретному - метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» - одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы  углубления и расширения познания к результату - целостному воспроизведению в теории исследуемого  предмета. В качестве своей предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их«закреплению» в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному - есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как  анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному - это процесс движения от  отдельных  общих  абстракций  к  их  единству,  конкретно-всеобщему;  здесь господствуют приемы синтеза и дедукции.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ) ОБЪЕКТ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ) ОБЪЕКТ - это объект,который наделён не только реальными признаками, но и признаками, которых нет в реальной действительности  (материальная точка, чёрная дыра), это результат мысленного конструирования, когда исследователь  абстрагируется от несущественных связей и признаков предмета и строит идеальный объект, который выступает носителем только сущностных связей. Задача теоретического исследования - познать сущности в чистом  виде, что позволяет это сделать, путём введения в теорию абстрактных, идеализированных, объектов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - разработка мысленных моделей изучаемого процесса, призванных обобщить и объяснить имеющиеся факты и эмпирические законы. На этом уровне исследователь оперирует идеализированными объектами, свойства и взаимосвязи которых обобщают существенные свойства и взаимосвязи объектов реальности. Его специфическими методами  являются  идеализация, формализация, аксиоматизация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный. Знание, возникающее на этом уровне (гипотеза, теория, закон), не только объясняет имеющийся эмпирический материал, но и способствует  его наращиванию, выполняя предсказательную и методологическую функции.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ -  это  действие, направленное на развитие понятийного аппарата науки и связанное с совершенствованием познания объективной реальности и её закономерностей. Оно представлено идеальными объектами в  виде абстракций или теоретических конструктов. Здесь отсутствует непосредственное практическое  взаимодействие с объектами, которые изучаются только опосредованно, в мысленном эксперименте. Теоретическое  исследование  использует  следующие  методы:  идеализация  (метод  построения идеализированного  объекта), мысленный эксперимент (который замещает реальный эксперимент с реальными объектами), аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы построения теории и др. Вместе с эмпирическим исследованием эти оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную  структуру научного познания: эмпирическое - способствует  развитию  теоретического  познания,  поставляя  новые  экспериментальные данные  для  его  обобщения,  а  теоретические  исследования  открывают  новые перспективы  для эмпирических исследований на  основе объяснения фактов и экспериментальных данных.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ - высший (по сравнению с эмпирическим)  этап (уровень) процесса познания, на котором преобладает рациональный компонент,  хотя  чувственный  компонент  здесь  не  устраняется,  а  становитсяподчиненным. На основе эмпирических данных теоретическое познание выявляет сущность,  законы  исследуемых  явлений,  постигает  объективную  истину  в  ееконкретности. На  этом  уровне  происходит  выделение  сущностных  свойств  и связей  в  чистом виде. На  этапе  теоретического познания используются такие методы и приемы, как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Характерная черта теоретического познания - рефлексивность,  критическое исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата.  Основными формами теоретического познания являются проблема, гипотеза, теория, закон, принцип.Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна.

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостноеотображение закономерных и сущностных связей в определенной области действительности, представляющая собой систему знаний, отражающих существенные, закономерные, необходимые, внутренние  связи определенной области реальности. Теория как система обобщенного и достоверного знания о какой-либо части действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает развитие этой части. Будучи отличной от практики, как продукт духовной деятельности, теория неразрывно связана с практикой, поскольку последняя ставит перед наукой задачи и требует их решения. В структуре теории выделяются:  а) исходные основания  -  фундаментальные  понятия,  принципы,  законы,  аксиомы,  философские установки; б) совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории; в) логика и методология, применяемые для ее построения. Различают следующие виды теорий: 1) мысленная (модель реальности, построенная в виде понятий и дискурсов); 2) логическая модель эмпирического опыта; 3) продукт научной деятельности исследователя.  Основные структурные элементы любой научной теории: исходный объект

ТЕОРИЯ "БОЛЬШОГО ВЗРЫВА"

ТЕОРИЯ "БОЛЬШОГО ВЗРЫВА" - одна из теорий развития Вселенной. Современная наука относит время начала развития Вселенной к отметке 2 1010 лет назад, когда произошел так называемый «Большой взрыв». Далее началась эволюция галактик и звезд, в результате чего Вселенная предстает как расширяющаяся и пульсирующая. Две фундаментальные идеи науки XX в. - антропный принцип и синергетика, проясняют теорию «Большого взрыва». Суть антропного принципа состоит в том, что любая сложная система, в том числе и человек возможны потому, что в эпоху «Большого взрыва» элементарные процессы и фундаментальные физические константы имели, очень узкий диапазон. Предмет синергетики - механизмы самоорганизации, самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения упорядоченных структур.

ТЕХНИКА

ТЕХНИКА (от др.-греч. искусство, мастерство, умение) - это совокупность различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для удовлетворения социокультурных потребностей. С помощью технических систем человек воздействует на материальные  объекты,  поэтому  техника  -  это  промежуточное звено  между  субъектом (человеком как решающей производственно-хозяйственной единицей) и объектом(в качестве которого выступает биосфера). Основное назначение техники - избавление человека от выполнения физически тяжёлой или рутинной (однообразной) работы, чтобы предоставить ему больше времени для творческих занятий, облегчить его повседневную жизнь. Феномен техники трактуется в нескольких смыслах:  1)  как  средство  труда,  при  помощи  которого  преобразуются  природные объекты;  2)  как  совокупность  искусственных систем,  способствующих трансформации  естественных  экосистем; 3)  как  интегрирующий элемент культуры, определяющий уровень развития цивилизации. Иначе говоря, техника - это материализация природных закономерностей, выявленных в рамках науки (технознания). Следовательно, техникознание - система закономерностей, обусловливающих создание, функционирование и развитие техники. По существу, это - единство  естественных  и  искусственных  закономерностей,  связанных  с  системным функционированием как «первой» (естественной), так и «второй (искусственной) природы»,  т.е.  «первой  природы»,  преобразованной  в  процессе  деятельности. Динамика развития техники обусловливается её внутренними закономерностями, уровнем и масштабом технического творчества индивидуума (социума), а также внешними - потребностями общества, которые определяют необходимые направления  технического  развития.  Различные  технические  устройства  позволяют значительно повысить эффективность и производительность труда, более рационально использовать природные  ресурсы, а также снизить вероятность ошибки человека при выполнении каких-либо сложных операций.  Выделяются следующие виды техники: а) производственная техника, связанная с функционированием производственно-хозяйственной деятельности (станки, машины и т. п.); б) научная техника, применяемая в научно-исследовательских разработках (электронный микроскоп, спектрометр и др.); в) медицинская техника, используемая в лечебнодиагностических  целях  (рентгеновская  установка,  анализатор  крови  и  др.);  г) бытовая техника, предназначенная для удовлетворения индивидуальных потребностей (холодильник, телефон  и т.п.); д) военная техника, обеспечивающая эффективность потенциальных и актуальных тактических и  стратегических действий (танки, самолеты, ракеты и др.). Задачи техники: 1) создание материальных и культурных ценностей; 2) производство, преобразование и передача различных видов энергии; 3) сбор, обработка и передача информации; 4) создание и использование различных средств передвижения; 5) поддержание обороноспособности

ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Когда речь идёт преимущественно о деятельности  человека, тогда под техникой понимают наиболее эффективный  способ  достижения  чего-либо.  К.  Ясперс  писал:  «Техника  возникает, когда для достижения цели водятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, ещё е называется техникой. Лишь в том случае,  если эти процессы совершаются неверно, и для того, чтобы выполнить их правильно, принимаются  преднамеренные действия, говорят о технике дыхания и т.п.». Техника учит достигать наибольшего результата при наименьшей затрате сил, поэтому для неё необходимы навыки, умение и мастерство.

ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ

Когда речь преимущественно идёт о знании, тогда под техникой понимается, прежде всего, совокупность приёмов, правил и операций, ведущих к достижению какого-либо результата. Техническое знание  является  обобщением  практической  деятельности  человека.  В  узком смысле слова под техническим знанием понимают прикладные науки - науки, направленные на достижение какого-либо практического результата. Близкое по смыслу к понятию «техника» является понятие «технология», под которым понимают  деятельность  и  знание,  связанные  с  обслуживанием,  применением  или изготовлением технических устройств. Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в  инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с  получением новых знаний. А. Ридлер пишет, что оно состоит не в простом приложении наук к специальным целям. Раньше, чем делать такое приложение надо принять во внимание условия данного случая. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое  положение вещей и пренебрежение отдельными данными  условиями  обманывают насчет  настоящей  действительности. Только применение ведёт к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания,  а  общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему. Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность. Сегодня технознание - это сложная система, которая включает  в  себя:  1)  знание, которое формирует общее  представление  о  техникотехнологических  системах  различного  уровня  и  назначения  (например,  науки энергетического цикла включают в себя как  общетеоретические обновы энергетики, так и теплотехнику, электротехнику и др.) и разрабатывают методы и средства проектирования, конструирования и овеществления (материализации) соответствующих технико-технологических процессов и явлений; 2) знание, которое конкретизирует соответствующие закономерности естествознания применительно к  техническим  системам  и  имеет  определенное  технологическое  назначение (например, законы физики конкретизируются в рамках общей теории машин); 3) знание, которое выявляет закономерности развития технико-социальных систем, образованных в процессе  включений технических объектов в социокультурную реальность (эргономика, инженерная психология и др.). Технические науки подразделяются на два уровня теоретического анализа: 1) фундаментальные (теоретическая механика, техническая термодинамика и др.), которые выступают теоретической основой для обобщенного изучения процессов в технических объектах и системах определенного типа (механических,  электрических, энергетических и др.); 2) частно-конкретные технические науки (теория паровых машин,  теория акустики  и др.), которые являются теоретической основой анализа процессов, происходящих в локальных объектах и системах - в паровых машинах, в акустических системах и т. п.

ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это совокупность действий, обеспечивающих реализацию научных, производственных и социальных задач, которые могут быть рассмотрены на  двух уровнях: 1) теоретическом (как техническое творчество);  2) практическом, который начинается с инженерных исследований, и проектирования, проходит стадию конструирования, и завершается созданием промышленных образцов. Техническое творчество - это теоретический уровень технической и инженерной деятельности. Техническое творчество реализуется в двух формах: 1) изобретательство, 2) открытие.  Практический уровень технической и инженерной деятельности осуществляется в двух формах: 1) как инженерные исследования и проектирование; 2) как конструирование.

ТЕХНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

ТЕХНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА - это система законов, категорий и принципов,  дающих  обобщенное  представление  об  объектах  техники  и  технических процессах.

ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - одна из составляющих искусственный систем, кроме знаковой  системы, которая вместе с естественной подсистемой, включающей в качестве составляющих природу и  общества, образует систему объективной реальности. Техническая реальность - это целостность, включающая функционирующую технику, применяемую технологию используемые материалы, изготовляемую продукцию,  а также появляющиеся отходы, выбросы, брак, излучение и т.п. Техническая реальность отражает обратное воздействие на психику и мышление человека и проявляется в возникновении образов несуществующего (например, изделия). Некоторые виды искусств не могут существовать без технической реальности, так как изображают нереализуемое (концептуальные проекты «бумажной архитектуры»). В техническом творчестве  техническая реальность  -  все  материальные  объекты  (и  их  информационное  отображение), которые созданы: человеком непосредственно или с использованием технических изделий.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА : 1. Искусственно созданные объекты, предназначенные для  удовлетворения определенной потребности, которым присущи возможность  выполнения  не  менее  одной  формы,  многоэлементность,  иерархичность строения, множественность связей между элементами, многократность изменения состояний и многообразие потребительских качеств. К техническим системам относятся отдельные машины, аппараты, приборы, сооружения, ручные орудия, их элементы в виде узлов, блоков, агрегатов и др. Техническая система существует в трёх модусах (проявлениях): 1) как изделие  производства, 2) как устройство, потенциально готовое совершить полезный эффект, 3) как процесс взаимодействия с компонентами окружающей среды (источником внеш. энергии, потребителем и т.д.), в  результате которого и происходит эксплуатация (функционирование) технических систем и образуется полезный эффект. 2. Устройство, предназначенное для удовлетворения определенной потребности. К техническим системам относятся отдельные машины, аппараты, приборы, сооружения, ручные орудия труда, а также их элементы: детали,  блоки, агрегаты и другие сборочные единицы. К техническим системам относятся также сложные комплексы взаимосвязанных машин, аппаратов, сооружений и т.п. В литературе наряду с понятием техническая система часто используется понятие технический объект.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - система обобщенного знания о технических объектах и их системах. В общем виде теория - это определенная научная абстракция (идеализация), в рамках которой анализируется идеальный объект, принципиально не существующий в реальности, но отражающий ее существенные и определяющие характеристики. Идеализация объекта выполняет различную роль в естественнонаучных и технических теориях. Если целевая установка естественнонаучной  теории  -  познание  определенного  среза  действительности,  то  для технической  теории  -  построение  «идеальной  конструкции»,  которая  должна соответствовать реальному техническому объекту. Теоретическая форма технического знания развивается на основе, как закономерностей, так и на основе эмпирических данных. Первые научные теории  (техническая механика, сопротивление материалов, гидростатика и др.) появляются вначале XIX в., и на  основе разрабатываются соответствующие технические системы. Процесс формирования технической теории связан с переходом от идеальных естественнонаучных объектов к собственно идеальным техническим объектам  (по существу, реализуется процесс переноса представлений, выработанных в рамках естественных наук в сферу технознания). Определенные разделы естествознания выступают в качестве предпосылок формирования  соответствующих технических. Происходит снятие естественнонаучных закономерностей, на основе которых формируется техническая теория. При этом каждая техническая наука детерминирована собственной базовой  естественнонаучной  дисциплиной  (теоретическая механика  является базовой для теории механизмов и машин, термодинамика - теплотехники, теоретические основы электротехники - выступает в  качестве базовой для системы электротехнических дисциплин). Различают следующие уровни технической теории:  1)  функциональный,  ориентированный  на  математическое  описание объекта  или процесса; 2) динамичный, описывающий естественные  процессы, происходящие в техническом объекте; 3) структурный, дающий конструктивные параметры и инженерные расчеты объекта.  Основной проблемой формирования технической теории является выявление её идеальных объектов. Важно  также обосновать процесс переноса представлений, выработанных в рамках естественных наук, в науки технические; и наоборот - оценить воздействие представлений, сформулированных в технознании, на смежные области естествознания. Техническая теория ориентирована на конструирование технико-технологических систем. Поэтому естественнонаучная (базовая) дисциплина, на основе которой формируется соответствующая техническая наука, должна быть уточнена и модифицирована, т. е. формирование технической науки способствует динамизму фундаментальной науки. Реализация технической теории зависит: 1) от степени  технологичности технического знания - возможности его воплощения в соответствующих  объектах  или  процессах;  2)  от  экономичности  технико-технологических решений;  3)  от  социальной  востребованности  (именно  общество  определяет степень, готовности реализации тех или иных технических проектов).

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ -  это  основные  этапы технико-технологического  и  промышленного  развития  общества.  Исторически  выявляются четыре определяющих этапа  («революций») в динамике технического развития современной цивилизации. Первая (неолитическая) техническая революция ассоциируется с изобретением «первоорудий» (своеобразных «искусственных органов»), при помощи которых «первочеловек» выделился из окружающего природного мира, выявил и отстоял свою идентичность. Вторая (промышленная) техническая революция XVIII в. связывается с переходом от преимущественно орудийной  деятельности  к  сравнительно  крупному  машинному  производству,  когда производственно-хозяйственная деятельность, основанная на машинном производстве, освобождает человека от рутинных функций и создаёт предпосылки для значительного повышения производительности труда. Третья  (научно-техническая) революция середины XX в.- это совокупность радикальных изменений в системе  «наука-техника-общество», когда, с одной стороны, значительно повышается эффективность производственно-хозяйственной деятельности, а с другой стороны - приводит к значительным негативным последствиям экосистем. Четвертая (информационная)  технологическая революция второй половины XX в., связанная  с  формированием  «информационного  общества»  и  превращением информации (наряду с материей и энергией) в важнейший (и определяющий) ресурс цивилизации.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ - водяная и ветряная мельницы, компас, порох, очки, бумага, механические часы. В водяных мельницах и водяных двигателях, описанных еще Витрувием, в средние века использовались зубчатое зацепление пальцевого типа и коленчатый рычаг. Изготовление ветряных мельниц, появились в Европе в начале XII века, но широко распространились в XV веке, требовало высокой квалификации мастеров в кузнечном деле, знаний  гидравлики,  аэродинамики.  Первые  механические  часы  появились  на башне Вестминстерского аббатства в 1288 г. (позже часы стали использовать во Франции, Италии, Германских государствах, Чехии и т.д.). Главной задачей при создании  часового механизма было обеспечение точности хода или постоянства скорости вращения зубчатых колес, для чего было необходимо соединить механику, астрономию, математику в решении практической задачи измерения времени. Применять компас (изобретённый в Китае в I-III вв.) европейцы в мореплавании начали с XII века, для чего необходимо было теоретическое описание магнита, которое  впервые предложено Пьером де Марикуром (Петр Перегрин). Компас стал первой  действующей  научной  моделью,  на  основе  которой  развивалось учение  о  притяжении, вплоть  до  теории  Ньютона.  Порох  (открытый  также  в Китае и использовавшийся уже в VI веке при изготовлении фейерверков и ракет) стал играть в военном деле важную роль с XIV века после изобретения пушки (родоначальницей  которой  была  «огненная  труба»  византийцев),  после  чего появились ружья и мушкеты.  Эти изобретения открыли большой простор для научных исследований процессов горения,  взрыва и вопросов баллистики.  Бумага (изобретенная в Китае во II веке) попала в Европу в XII веке через арабов, где её производство началось в Испании сначала из хлопка, затем из тряпья и отходов текстильного производства.  Предшественницей книгопечатания было ксилография - гравирование на дереве. По гравюрам на дереве можно было тиражировать печатные тексты. Китайские же мастера изобрели подвижный шрифт в начале XI века. В  Европе книгопечатание возникло в 40-х годах XV века (И. Гутенберг). Первая славянская типография была основана в Кракове в 1491 г. Первая русская печатная книга «Апостол» напечатана в 1564 г. в Москве И.  Федоровым и П. Метиславцем. Роль книгопечатания в научном прогрессе и распределении знаний трудно переоценить.  Очки были изобретены в Италии по одним сведениям в 1299 г. Сильвино Армати, по другим - не ранее 1350 г. Существует мнение, что успехи просвещения в эпоху Возрождения были достигнуты во многом  благодаря изобретению очков.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Первое осознание самостоятельной роли техники относится к античности, где было введено и обсуждалось понятие «технэ», следующее - к Новому времени (формирование представлений об инженерии), но основной этап падает на конец ХIХ - начало ХХ столетия, когда были созданы технические науки и особая рефлексия техники - философия техники. Любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но  только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный  источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать в науке все подобные естественные  феномены  и  ставить  их  на  службу  человеку.  Хотя  сооружения античной техники тоже  частично  рассчитывались и при их создании иногда использовались научные знания, все же главным был опыт, а творчество техников мыслилось не как создание «новой природы» (о чем писал Ф.Бекон), а всего лишь как искусственная реализация заложенных в мироздании вечных изменений и превращений разных «фюсис» (природ). Все, что можно было - уже было сотворено, человеческая деятельность только выводила из скрытого состояния те или иные конкретные творения. В этом смысле техническое творчество и в древнем мире, и в античности, и в средние века было именно хитростью, непонятно почему получавшимся творением вещей и машин (на самом деле творить мог только Бог). В Новое время техническое творчество - сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических  знаний.  Основные  деятельности  этого  периода  -  изобретение  и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональность

ТЕХНИЧЕСКИЙ ФЕТИШИЗМ

ТЕХНИЧЕСКИЙ ФЕТИШИЗМ (или социологический техницизм) - концепции социального  развития,  основу которых составляют два принципа: наделение техники способностью к спонтанному, самопроизвольному, самодовлеющему развитию и технологическая интерпретация  причин социальных процессов и отношений, представление их производной формы саморазвития техники. Технологический детерминизм фиксирует лишь один из типов причинной обусловленности развития техники и конкретно-исторических социальных форм жизни человека и общества. Не отрицая социальной детерминации, технологический детерминизм выявляет обусловленность характера конструктивных форм и технологических  процессов,  уровней  решения  технических  задач,  степени  и качества удовлетворения тех. потребностей  общества действием комплекса факторов: взаимодействием предмета труда, техники и человека как факторов производства; уровнем и характером самой техники; технической необходимостью и техническими возможностями производства; внутренними и внешними технологическими противоречиями; собственно техническими общими и специфическими  законами  и  закономерностями;  состоянием  технологических  отношений  в системе общественного производства; взаимодействием естественных и технических  наук.  Методология технического фетишизма выражается в  непонимании решающей  роли  социальной  детерминации  и  в  абсолютизации определяющей роли технологической детерминации, что объясняется концепцией относительной самостоятельности развития техники, раскрывающей диалектику общего и специфического в  развитии техники, и диалектику взаимодействия техники и социального в системе общества на различных  этапах её развития. Характерные черты концепций технического фетишизма: представление техники  автономным и внеобщественным явлением, которое противостоит обществу и воздействует на него извне; отрицание решающей роли социального в развитии техники и абсолютизация определяющей роли её внутренней логики, что на деле выражает лишь момент относительной самостоятельности развития техники; абсолютизация общего и отрицание специфического в развитии техники под влиянием социальной  детерминации; интерпретация социального развития процессом приспособления к требованиям самодовлеющей природы техники; характеристика типов общества лишь по этапам и стадиям развития техники, науки и технологических революций: индустриальное,  технотронное, компьютерное, информационное общество и т.п.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРМАЛИЗМ

ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРМАЛИЗМ - теория и практика творческой деятельности, для которых характерны: сведение творчества к «формотворчеству»,«бессознательному творению образа» (формы); абсолютизация формы как самоцели и самоценности творческого поиска; отрыв (противопоставление) формы от содержания; игнорирование системы критериев новой техники и требований к её качеству; забвение интересов потребителя, социального смысла и отрицательных последствий технического творчества как «формотворчества». Технический формализм ведёт к бесплодной многотипности, созданию нового по видимости, чем наносит обществу экономический урон, способствует росту дефицита запасных частей, затрудняет ремонт и развитие кооперированных поставок, увеличивает расходы материальных ресурсов и т.д.

Предыдущая страница Следующая страница