Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАМ"-"ПОС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАМ"-"ПОС")

ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ - способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

ПАРАДИГМА

ПАРАДИГМА (от  греч.  пример,  образец)  -  совокупность  теоретических представлений и  методологических нормативов, определяющих деятельность в рамках конкретной предметной области; строгая научная теория,  которая признаётся всеми учеными, дающая научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода. Термин введен Т. Куном в 1962 г. для фиксации метатеоретических оснований научной деятельности и изучения механизмов научных революций, как образец решения исследовательских задач. В рамках одной парадигмы могут существовать несколько теорий. Наука развивается путём смены парадигм. Период смены парадигм определяется как научная революция,  наступление которой вызвано не столько тем, что совершено действительно новое открытие, сколько ценностными и психологическими факторами. Поэтому развитие наук, происходящее путём смены парадигм, не может  рассматриваться как развитие, обусловленное только стремлением к полноте научного знания. Наоборот, наука  как рациональный вид человеческой деятельности развивается иррационально. В настоящее время  этот термин приобрёл общекультурный статус и используется в самых разных областях социальной, политической и духовной жизни (см. парадигмальная структура науки) .

ПАРАДИГМА ЦЕЛОСТНОСТИ

ПАРАДИГМА ЦЕЛОСТНОСТИ -  рассмотрение общества,  биосферы,ноосферы, мироздания и т.п. как взаимосвязанных процессов и формирование«организмического» видения  в понимании природы. Природа, общество и человек начинают рассматривается как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в  определенных границах, а нарушение их приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необратимое разрушение целостности системы. Все более укрепляется идея  взаимосвязи  и  гармонического  отношения  между  людьми,  человеком  и природой, составляющими единое целое. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органической части природы, а не как ее властителя. Получает развитие так называемая биосферная этика. В конце XX в. начинает проявляться  тенденция сближения естественных и гуманитарных наук, науки и искусства,  науки  и  религии. Если  раньше  естествознание  ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту деятельности, а гуманитарные науки - на постижение человека, человеческого духа, культуры, то сегодня для всех наук приоритетное значение приобрело раскрытие смысла, не  столько  объяснение, сколько  понимание, связь  социального знания  с  ценностно-целевыми структурами. Идеи и  принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки. Но имеет место и обратный процесс. Исследование  наукой  саморазвивающихся  социальных  и  «антропологических» систем стирает прежние непроходимые границы  между методологией естествознания  и  социального  познания,  т.е.  наблюдается  тенденция  к  конвергенции научно-технической и гуманитарно-художественной культур, где человек оказывается  доминантой  этого  процесса.  Всё  более  распространяется  убеждение  в слабости европейского рационализма и его методов и  ученые Запада всё чаще обращаются к традициям восточного мышления и его методам. Различие восточного и западного типов культур всё более пронизывает жизнь современной цивилизации и влияет на пути осмысления возможных перспектив развития человека.

ПАРАДИГМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ НАУКИ

ПАРАДИГМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ НАУКИ - модель понимания научной деятельности и механизмов научных революций в концепции Т.Куна, согласно которой в основе любой научной дисциплины лежит парадигма, принимаемая всеми учеными, работающими в рамках этой дисциплины. Например, парадигма физики определяет класс объектов, которые  считаются физическими объектами; совокупность приборов и методов, адекватных задачам физического исследования; способы интерпретации фактического знания и т.д. Отсутствие единой парадигмы свидетельствует о ненаучности (или донаучности) данной  области  знания.  Становление  любой  науки  связано  с  формированием  ее фундамента, образца (для физики эту роль выполняла механика Ньютона, для химии - работы Лавуазье и т.д.). Исследовательская работа в рамках парадигмально  упорядоченной  дисциплины  заключается  в  открытии  новых  областей применения парадигмы, в выводе из нее всех  возможных следствий, а также в поисках  путей  согласования с  парадигмой «неудобных»  фактов. В  последнем случае научная деятельность понимается как защита парадигмы, «решение головоломок» -  построение частных теорий, позволяющих интерпретировать фактический  материал  в  соответствии  с  принятой  парадигмой.  Революции  в  науке связаны с появлением и распространением в дисциплинарном научном сообществе новой парадигмы. Разные парадигмы являются принципиально несовместимыми - отсутствует возможность «критического эксперимента», опровергающего ту или иную парадигму, коль скоро каждая из них дает свою интерпретацию факта. Выбор научного сообщества в пользу той или иной парадигмы основывается на внеэмпирических критериях. В этом смысле концепция парадигмальной структуры науки стала точкой разделения неопозитивизма и постпозитивизма.

ПАРАНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

ПАРАНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ - это учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за необычными явлениями, которые наука пока еще не может объяснить, но своей таинственностью эти явления всегда привлекали внимание. Среди паранормальных явлений различают экстрасенсорное восприятие, разделяющееся на: телепатию (обмен информацией между двумя и более особями паранормальным способом, т.е. не прибегая к непосредственным физическим приемам), ясновидение (способность получать информацию по некоторому  неодушевленному предмету (ткань, кошелек, фотография и пр.),психокинез (способность воздействовать на внешние предметы без непосредственного участия моторной деятельности, другими словами, перемещать предметы нефизическим  способом).  Сейчас  делается  попытка  исследовать  эти  паранормальные явления средствами науки.

ПАТЕНТ

ПАТЕНТ - охранный документ, выдаваемый на изобретение (полезную модель, промышленный образец) и удостоверяющий исключительное право патентообладателя на использование объекта охраны в  течение определённого срока. Различают  национальные  и  региональные  патенты.  Национальными  являются патенты,  выданные  национальным  ведомством  промышленной  собственности. Патенты, выданные Европейским патентным ведомством и Африканской организацией интеллектуальной собственности, называют региональными.

ПИАЖЕ ЖАН

ПИАЖЕ ЖАН (1896-1980) - швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Профессор  университетов  Невшателя  (1923-29),  Женевы  (с  1929)  и  Лозанны (1937-54). Основатель Международного центра генетической эпистемологии (1955). В ранних работах ключом к пониманию мышления  ребенка он считал анализ детской речи, при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития  рассматривались  процессы  социализации.  В  последующем  источник формирования и развития детской мысли Пиаже усматривает в действиях с вещами.  Согласно операциональной концепции интеллекта функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде - ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также  приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей  формой  уравновешивания субъекта  и  объекта  является  образование операциональных структур.  Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Он выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем  взаимоотношения психологии и  логики.  Логика,  по  Пиаже,  является идеальной моделью мышления, и она не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитой интеллект. Синтез логических и психологических воззрений Пиаже нашел выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат современной логики и математики.

ПИРОГОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ПИРОГОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1810-1881)  -  российский  ученый, врач, основоположник хирургии, как научной медицинской дисциплины (профессор  госпитальной  хирургической  клиники,  патологической  и  хирургической анатомии и  руководитель института  практической анатомии Петербургской медико-хирургической академии), педагог и общественный деятель. В 1855 году участвовал в Севастопольской обороне (1854-1855). Заложил фундамент топографической анатомии и оперативной хирургии. Разработал принципы послойного препарирования при  изучении анатомических областей, артерий и фасций и т.п.; способствовал широкому применению экспериментального метода в хирургии. Впервые в России выступил с идеей пластических операций («О  пластических операциях вообще и о ринопластике в особенности», 1835); впервые в мире выдвинул идею костной пластики. Разработал ряд важных операций и хирургических приемов (резекция коленного сустава, перерезка ахиллова сухожилия и др.). Первым предложил ректальный наркоз; одним из первых использовал  эфирный наркоз в клинике. Пирогов впервые в мире применил (1847) наркоз в военнополевой хирургии.  Высказал предположение о существовании болезнетворных микроорганизмов, вызывающих нагноения ран ("госпитальные миазмы"). Выполнил ценные исследования по патологической анатомии холеры (1849). Основоположник военно-полевой хирургии (разработал и ввёл в практику методы иммобилизации конечности,  крахмальную, гипсовую повязки, во время обороны Севастополя привлек женщин как сестёр милосердия к уходу за ранеными на фронте).

ПИФАГОР

ПИФАГОР (580-500 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, математик, астроном с острова Самос. Согласно античным источникам, подлинные сочинения отсутствуют. Предание сообщает, что Пифагор учился в Милете, совершил путешествие на Восток - в Вавилон, Египет, Индию, где изучал негреческие религии, математику и астрономию; в 532 г. до н.э. бежал от тирании Поликрата в Кротон (юг Италии) и там основал религиозный братский союз с общим имуществом и собственным ритуальным уставом.  Пифагорейский союз захватил власть в Кротоне и распространил свое влияние по всей Южной Италии. Однако  власть эта пала в результате антипифагорейского восстания, Пифагор вынужден был бежать в Метапонт, где и умер. Согласно Пифагору числа и принципы математики одновременно являются и принципами мира, а числовые отношения, пропорции отражают гармонию самого мира. Мир называется «космосом» в силу  господства в нём порядка и гармонии. По учению Пифагора, небесные тела «звучат» через определённые интервалы (гармония сфер), но эту гармонию мы не воспринимаем потому, что она воздействует на нас  непрерывно. Пифагор проповедовал бессмертие души, развивал идею переселения душ после смерти в иные, новые тела и сам якобы помнил четыре прежних воплощения. Философ учил также о всеобщем  родстве живых  существ и  требовал «очищения»  тела вегетарианством, а души - через познание музыкально-числового строения Космоса. 

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ - древнегреческая философская школа, основанная Пифагором около 525 года до н.э. и прекратила своё существование приблизительно в середине IV века до н.э. Наследие школы выражается в следующих положениях: 1) «все есть число», что означает - все явления могут быть, в конечном счете, сведены к числовым отношениям; 2) на самом глубоком уровне реальность имеет математическую природу; 3) взгляд на душу как на самодвижущееся число, которое претерпевает последовательную  реинкарнацию различных физических оболочках до своего окончательного очищения путём духовного образа жизни; 4) душа способна возвыситься до единения с Богом; 5) философия может использоваться  для  духовного  очищения.  Впоследствии  пифагорейский  союз применил концепцию числовых взаимосвязей по отношению к музыке, акустике, геометрии  и  астрономии; определил мозг как  центр  души и  создал комплекс тайных культовых практик. Пифагореизм оказал огромное влияние на астрологию своей идеей о том, что числовая гармония Вселенной воздействует на человеческую деятельность. Астрономические концепции союза стали фундаментом гипотезы Коперника о том, что Земля и другие планеты вращаются по орбитам вокруг Солнца.

ПЛАНК, МАКС

ПЛАНК, МАКС (1858-1947) - немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой  теории,  лауреат  Нобелевской  премии  по  физике  (1918).  Занимался исследованиями в области теплового излучения, решая  задачи распределения энергии в спектре излучения абсолютно черного тела: вывел полуэмпирическую формулу, которая при высоких температурах и больших длинах волн удовлетворительно  описывала  экспериментальные  данные  Курлбаума  и  Рубенса,  а  при коротких волнах и низких температурах переходила в закон Вина. В  процессе теоретического обоснования своей формулы Планк пришел к ошеломляющему выводу - уравнение справедливо только при одном совершенно новом представлении, а именно: при излучении энергия испускается или поглощается не непрерывно и не в любых количествах, а лишь неделимыми порциями -  «квантами». При этом энергия кванта пропорциональна частоте колебания и новой фундаментальной постоянной, имеющей размерность действия. Сейчас эту фундаментальную константу называют постоянной Планка. День 14 декабря 1900, когда Планк доложил в Немецком физическом обществе о теоретическом выводе закона излучения, стал датой рождения квантовой теории и новой эры в естествознании. Большое значение  имели работы Планка по теории относительности. В 1906 он вывел уравнения релятивистской динамики,  получив  выражения для энергии и импульса  электрона. Во время Второй мировой войны Планк перенес  немало лишений. Во время Второй мировой войны Макс Планк пытался убедить Гитлера сохранить жизни  евреям. Последние годы его жизни были омрачены гибелью сына, казненного за участие в покушении на Гитлера 20 июля 1944. В то же время он  продолжал служить в  различных  научных обществах Германии в  надежде сохранить остатки немецкой науки и иметь возможность помогать другим ученым.

ПЛАТОН АФИНСКИЙ

ПЛАТОН АФИНСКИЙ (427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.), древнегреческий философ, создатель первой в европейской культуре целостной и системной философской концепции. Настоящее имя - Аристокл. Принадлежал к афинской рабовладельческой аристократии. По линии отца - отдаленный потомок аттического царя Кодра, по линии матери - брата афинского законодателя Солона. В молодости был слушателем кружка последователя Гераклита - Кратила, где познакомился с принципами диалектики. Писал стихи. Выступал на спортивных состязаниях. Встретившись с Сократом, стал его верным учеником. Осуждение и смерть Сократа стали для Платона духовным потрясением. Он совершил путешествие в Южную Италию и на Сицилию. Пытался реализовать свои социальные идеи под руководством тирана Сиракуз Дионисия Старшего, но потерпел неудачу: последний выдал его как военнопленного Спарте. Друзья выкупили Платона из плена, и он начал вести в Афинах интенсивную творческую работу, основал собственную школу - Академию. Затем снова отправился в путешествие, вновь надеялся осуществить  свои  политические  замыслы,  но  окончательно  потерпел  поражение. Вернулся в Афины, где умер в возрасте 80 лет. Наследие Платона  включает 34 диалога (главный герой большинства из них - Сократ, беседующий со своими учениками), среди которых наиболее известны «Пир», «Федон», «Федр», «Государство».  Ядром  его  философской  системы  является  концепция  мира  идей  - эйдосов (идея - вид, образ).  Согласно Платону, реальный, чувственно воспринимаемый мир является иллюзорным, кажущимся. В нем нет ничего устойчивого, все изменчиво, подвержено рождению и гибели. Это связано с тем, что чувственная действительность находится «в зазоре» между миром идей, олицетворяющих подлинное,  настоящее  бытие,  и  материей,  олицетворяющей  несущественное, суетное, неподлинное бытие, равное небытию. Каждая вещь - результат соединения  идеи  (образца)  с  бесформенной материей. Чувственно  воспринимаемые предметы - подобия идей. Идеи вечны, бесконечны, существуют вне физических пространства и времени. Вселенная идей есть иерархически  упорядоченная система: сначала располагаются идеи предметов неживой природы, затем - растений и животных, далее - человека. На самой вершине находятся идеи красоты и блага. Упорядоченность бытия по-своему выражает Космос. Душа  не  возникает одновременно с телом, а существует вечно. Она состоит из трех частей: высшей - разум,  средней - воля и благородные желания, нижней - влечения и чувственность. Душа осуществляет познание. Так как душа вечна, то, познавая, она только«припоминает» образы, с которыми встречалась в идеальном мире. Искусство дляПлатона есть образ «неподлинного бытия», «подражание подражанию». Платон -создатель античной политической утопии. Его «Идеальное государство» представляет собой сообщество трех социальных групп и напоминает строение души. Правители - философы, стражи - воины, обеспечивающие безопасность, и производители  -  земледельцы  и  ремесленники.  Платон  проповедовал  уничтожение частной собственности, общность жен и детей.

ПОЗИТИВИЗМ

ПОЗИТИВИЗМ - научная доктрина, в основе которой лежит изучение общих закономерностей и тенденций развития научного познания как особого рода деятельности в противовес классической философии. Вычленение науки в качестве особого предмета исследования философии и её центральной проблемы принадлежит позитивизму, история которого охватывает период от 30-х 40-х годовXIX века вплоть до конца XX столетия. В ней выделяют ряд периодов: 1) Первый позитивизм,  30-90-е гг. XIX в. Представители - О. Конт, Э, Д.С. Милль, Г. Спенсер, Н. Михайловский. 2) Второй позитивизм (махизм, эмпириокритицизм), конец XIX начало XX вв. Представители Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре, А. Богданов. 3) Неопозивизм, 20-конец 50 гг. XX в. Неопозитивизм прошел в своем развитии три исторические формы: логический позитивизм, семантический позитивизм и лингвистический позитивизм (первые две формы позитивизма нередко называют аналитической философией). Представители - М. Шлик, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап. 4) Постпозитивизм (критический рационализм), 5060-е гг. XX в. Основатель - К. Поппер. 5) Философия науки, 70 гг. XX в. до настоящего времени. Представители - Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани. Несмотря на своеобразие каждого из этапов, их объединяют следующие общие положения: 1) познание должно быть  освобождено от всякой философской (мировоззренческой и ценностной) интерпретаций; 2) вся прежняя  философия, называемая «метафизикой», т.е. носящей доктринёрско-догматический характер, должна быть упразднена и заменена специальными науками,  (науки не нуждаются в философии старого образца, каждая наука - сама себе философия); 3) позитивное мышление должно принять наукообразный вид и уйти от проблем противопоставления материализма-идеализма, должно занять нейтральное положение или подняться над решением основного вопроса философии; 4) идеалом научного знания выступает описание явлений, переживаемых, осознаваемых человеческой психикой; 5) общей позицией для всего позитивизма является  агностицизм, т.е. отказ науке в праве постигать сущность вещей. По сути, сущность позитивизма как субъективного идеализма была достаточно хорошо завуалирована и многие естествоиспытатели XIX века считали его новейшей формой материализма. Ценным для ученых был призыв позитивистов опираться на факты, но  истолковывал научные законы в естествознании и социологии как всего лишь фиксацию сосуществования явлений.

ПОЗИТИВНОЕ ЗНАНИЕ

ПОЗИТИВНОЕ ЗНАНИЕ (от лат. положительный) - термин позитивизма для характеристики знания как такового, в отличие от иллюзий, фантазий, ценностей, эмоций и т.п. Эталоном позитивного знания является  научное знание, построенное на принципах научной рациональности, а главные критерии позитивности -  конкретность (однозначность) формулировок и эмпирическая проверяемость. Введение этого термина  определило центральную для позитивизма проблему  демаркации  (размежевания  науки  и  религии,  философии,  идеологии). Вопрос о степени позитивности теоретического знания, имеющего дело с идеальными объектами, стал источником эволюции позитивизма в XIX-XX вв. Выявление в структуре науки элементов,  принципиально не укладывающихся в рамки позитивности,  привело к  возникновению постпозитивизма (см.  эмпириокритицизм, неопозитивизм, логический позитивизм, верификация).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ - предрасположенность субъекта определенным образом познавать объект и интерпретировать получаемые знания. Познавательные  установки  предшествуют  любому  опыту  (в  этом  смысле  они априорны), придают взаимодействию субъекта с объектом конкретный характер (задают рамки опыта). Они определяют цель познания, выбор объекта. Познавательные установки реализуются как на осознанном уровне (например, при постановке цели исследования), так и бессознательно. Их источник - предшествующий личный опыт, система обучения и воспитания в научном сообществе. В научном познании роль познавательных установок выполняет вся совокупность профессиональных знаний и навыков. Открытие и исследования познавательных установок показали невозможность  беспредпосылочного, «чистого» опыта, к которому апеллировал позитивизм.

ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных  способов действия с предметами и явлениями, это деятельность по производству новых знаний, по чувственно-логическому моделированию объекта; деятельность по генерации, производству знания. Познавать - значит генерировать знание. Многие разграничивают понятия познания и деятельности, познания и труда, познания и обучения, познания и общения и пр. Познание рассматривается как процесс без осознания его компонентного обеспечения. Познание - это прежде всего деятельность человека, познавательная деятельность со  всеми вытекающими отсюда следствиями. Познание, ощущение, восприятие, осмысление, абстрагирование,  сравнение, эксперимент, наблюдение, переживание, представление, анализ, синтез и пр. - это все разные виды  деятельности. Деятельность мы рассматриваем как целесообразное взаимодействие человека с предметным миром. Это целесообразное взаимодействие (целеполагание обязательно) может существовать только тогда,  когда оно обеспечено всем набором компонентов деятельности. Компоненты познавательной деятельности: субъект, объект, средства, процесс, условия, продукт, система, среда. Познавательная деятельность субъектна, её осуществляет человек, субъект познания с определенным набором качеств. Познавательная деятельность объектна, «предметна», предметно направлена. Она орудийна, связана со средствами познания. Она процессуальна, представлена совокупностью познавательных операций. Она продуктивна,  результативна, иначе деятельность превращается в безрезультатное процессуирование. Познавательная деятельность осуществляется при определенных условиях. Познавательная деятельность системно организована, упорядочена, структурирована. Наконец, познавательная деятельность осуществляется в среде, т.е. во взаимоотношениях с другими системами деятельности, которые выступают в качестве активного фона и потенциала компонентов познавательной деятельности.

ПОЛАНИ МАЙКЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОНИМАНИЕ

ПОНИМАНИЕ - сторона, или ступень, познания предмета, наряду с его описанием или объяснением. Понимание является исходным понятием и предметом исследования герменевтики. Понимание не  тождественно познанию, объяснению, хотя они и связаны между собой. Оно связывается с осмыслением, то есть выявлением  того,  что  имеет  для  человека  какой-либо  смысл.  Понимание как реальное движение в смыслах, практическое владение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную деятельность. Оно может выступать в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Сущность понимания трактуется по-разному - от специфического способа познания,  характерного для гуманитарных наук (Баденская школа, неокантианство), до специфического способа человеческого бытия вообще (Хайдеггер). Понимание связано с погружением в «мир смыслов» другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. Оно неотделимо от самопонимания и происходит в стихии языка. Понимание как познавательная процедура предполагает: 1) выявление неявного,  скрытого содержания явления или текста; 2) включение знания или вопроса в общий контекст известных связей и отношений; 3) соотнесение знания с элементами ценностно-смысловой и мотивационно-волевой сфер сознания.  Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональный акт. Его нельзя также смешивать  с «озарением», «инсайтом», интуицией.

ПОНЯТИЕ

ПОНЯТИЕ - форма мышления,  отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях, абстрактный мыслительный образ, в котором фиксируются общие и существенные свойства (признаки) предметов. Весь процесс мышления можно свести к  формулировке понятия,  уточнению объема  и  содержания понятия.  Понятие предмета всегда выражается именем - словом или словосочетанием описательного характера, имеет две характеристики - содержание и  объем. Совокупность существенных признаков предмета образует содержание понятия.  Под объёмом понятия  понимается  множество  обобщаемых  в  понятии  предметов.  Объем  и содержание понятия находятся в обратной зависимости друг от друга: чем больше объем, тем беднее содержание. По объему различают  следующие  понятия: 1) единичные (если в понятийном круге только один реальный предмет; например, естественный  спутник Земли); 2) общие (если в понятийном круге множество реальных предметов; например, шкаф); 3) универсальные, или предельно общие (например, бытие, материя, пространство); 4) пустые, или нулевые, не  содержащие ни одного реального предмета в объеме (например, русалка, идеальный газ,  абсолютно  черное  тело).  По  содержанию  различают  понятия:  1)  конкретные (указывающие на предмет; например, человек, дом); 2) абстрактные (фиксирующие свойства в их отвлеченности от предмета-носителя; например, синева, красота, справедливость); 3) положительные (фиксирующие наличие признака; например, честный,  справедливый); 4) отрицательные (фиксирующие отсутствие признака; например, бесчестный, несправедливый); 5) собирательные (фиксирующие особенности  целого; например, библиотека, экипаж). Единичные понятия,  как правило, конкретны, а нулевые - абстрактны.

ПОПОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ

ПОПОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (1859 - 1906) - ученый и изобретатель, создатель радио. Исследуя природу электромагнитных волн в отличие от большинства ученых,  видевших в них только любопытное физическое явление,он сумел оценить их практическое значение. После первых же опытов в 1889 г.,выступая с  публичной лекцией, он  заявил: «Человеческий  организм не  имеет такого органа чувств, который замечал бы электромагнитные волны в эфире; еслибы изобрести такой прибор, который заменил бы нам электромагнитные чувства,то его можно было бы применять в передаче сигналов на расстояние». Это была совершенно новая идея, воплощение которой в жизнь положило начало новой эрев области техники связи - эре радио. Проведя ряд опытов, ученый обнаружил, что присоединение к прибору проволоки, подвешенной наверху, а также проволоки,соединенной с землей, резко увеличивает дальность его действия. Так  А.С. Попов изобрел антенну и заземление. 7 мая 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества А.С. Попов сделал сообщение о первых результатах своей работы и продемонстрировал сконструированный им радиоприемник (7 мая стал днём  рождения  радио),  а  в  марте  1896  г.  на  заседании  Русского  физикохимического общества он передал первую в мире радиограмму на  расстояние около 250 м. С весны 1897 г. А.С.Попов вынес свои опыты на корабли Балтийского флота и летом, выходя в море, получил надежную связь на расстоянии около 5 км между транспортом «Европа» и крейсером «Африка». В 1898 г. новый передатчик был испытан на миноносце №115. Во время этих испытаний изобретатель сделал еще одно очень важное открытие: он обнаружил, что электромагнитные волны отражаются от кораблей. Это открытие явилось основой, на которой затем развилась новая отрасль радиотехники - радиолокация. Окончив опыты по радиосвязи  на  кораблях, А.С. Попов  составил отчет, в  котором указывал  также на возможность  радионавигации  и  радиопеленгации.  Однако  морское  ведомство мало интересовалось работой А.С. Попова, и только случай помог ему практически реализовать свое изобретение - беспроволочный телеграф.

ПОППЕР КАРЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - выявление и изучение характера, структуры и масштабов влияния науки и техникина состояние,  эффективность  и  качество  функционирования  систем:  1)  чело век  -  техника,  2)  человек  -  техника  -  человек,  3)  человек  -  техника  -  природа, 4) человек - техника - социум, на взаимодействие общества и природы, на создание  жизнеспособной  био-техносоциосреды  обитания человека. В  практическом аспекте проблема последствия научно-технической  революции связана ссистемным решением вопросов: как использовать ресурсы природы и общества;что и как производить; что и как потреблять; как предвидеть результаты наших действий; что требуется человечеству для преодоления кризиса технической цивилизации. Последствия  научно-технической революции обусловливают разнородные  факторы:  1)  объективно  общие  (несоциальные)  факторы  -  природная среда, уровень и объем производства,  уровень  и характер  техники, тип технологии и  т.п.;  2) объективно специфические (социальные) факторы - конкретные экономические,  социальные,  политические,  организационные,  управленческие структуры,  форма  и  стимулы  поисковой  деятельности  и  др.;  3)  субъективнообщие (не социальные) факторы - уровень и характер научно-технических знаний; относительность оценок полезности или вредности природных, производственно-технологических, человеческих факторов; методы деятельности; и т.д.; 4)  субъективно-специфические (конкретно-социальные) факторы - социальная активность и пассивность;  творческая инициатива и боязнь риска; предприимчивость и страх банкротства и пр. Типология последствий научнотехнической революции: по качеству - естественные положительные  и  отрицательные, общественные положительные и отрицательные, а также нейтральные; по масштабам - местные (частные), региональные (национальные, государственные,  континентальные),  глобальные  (планетарные,  космические);  по  времени наступления и действия - текущие, последствия ближайшей  перспективы, последствия отдаленного будущего, по механизму воздействия на природу и социальные объекты - прямые (эффекты с непосредственным действием) и косвенные (эффекты,  проявляющиеся  опосредованно через объекты и  свойства). Отрицательные  последствия  классифицируются  по  степени  восполнимости  ущерба: компенсируемые или нейтрализуемые, частично восполнимые (естественным или искусственным  заменителем),  необратимые  (полная  утрата  видов  растений  и животных и т.п.). Все  нововведения дают положительные и отрицательные эффекты.  Знание  причин  и  конкретного  характера  отрицательных  последствий, уровня и форм их проявления в различных условиях, системах и средах - основа преодоления, Уменьшения или нейтрализации ущерба от отрицательных влияний научного развития, дифференцированного поиска эффективных мер, средств и методов борьбы с ними.

ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПОСТМОДЕРН)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

ПОСТПОЗИТИВИЗМ (от лат. после) - общее название множества концепций философии науки, пришедших на смену неопозитивизму, начиная с серединыXX в.  Общими  чертами  постпозитивизма  являются:  1)  стремление  раскрыть реальные механизмы функционирования и развития науки на основе изучения ее истории; 2) исследование каналов связи эмпирического и теоретического уровней научного познания под углом зрения относительной независимости теории от фактического базиса и ее влияния на последний (так называемая теоретическая нагруженность факта); 3) интерес к изучению внеэмпирических критериев отбора гипотез, роли ценностей и норм, присущих научному  сообществу, в структуре научной рациональности; 4) анализ метатеоретических оснований научного знания. Постпозитивизм реализуется в концепциях парадигмальной структуры науки Т. Куна, методологии исследовательских программ И. Лакатоса, концепции «неявного знания» М. Полани, методологическом анархизме П. Фейерабенда и др.

Предыдущая страница Следующая страница