Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБОБЩЕНИЕ

ОБОБЩЕНИЕ -  процесс мысленного соединения существенных свойств явления в целях получения общего знания о нём.

ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

1) Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части, синтез - их объединение в единое органическое целое, результатом чего является совершенно новое образование; 2) Абстрагирование -  процесс мысленного отвлечения  от  ряда  свойств и  отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователясвойств (прежде всего существенных, общих); 3) Обобщение - процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием;4) Идеализация - мыслительная процедура образования абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально неосуществимых в действительности («точка», «идеальный газ»  и т.п.), которые представляют собой некоторые предельные случаи реальных процессов, служат средством их анализа и построения теоретических  представлений  о  них;  5)  Индукция -  движение мысли  от  единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному; 6) Аналогия (соответствие) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается умозаключение по аналогии. При выводе по аналогии, знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее  доступный для исследования  объект;  7)  Моделирование  -  метод  исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента  действительности. Формы моделирования: предметное, (физическое) и знаковое (математическое,  компьютерное);8) Системный подход - совокупность методологических требований, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. 9) Вероятностно-статистические методы - основаны на учете действия множества случайных факторов, которые  характеризуются устойчивой  частотой.  Это  позволяет  вскрыть  необходимость  (закон),  которая  «пробивается»  через  совокупное  действие  множества случайностей.

ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (от лат. - бросаю вперёд, противопоставляю; позднелатинское - предмет) фрагмент бытия, оказавшийся включенным в научное исследование, то,  что противостоит субъекту. Объект познания надорассматривать, с одной стороны, как «чистую» реальность, но, с другой стороны,- реальность, включенную в отношение с субъектом. С точки зрения гносеологии в познавательной деятельности субъект не существует без объекта. В онтологическом плане они существуют независимо друг от друга.

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ (от лат. предмет) - 1) в широком смысле слова - это фрагмент  реальности  (материальной  или  идеальной),  на  которую  направлена активность субъекта, т.е. всё то, на что направлен познавательный процесс исследователя, в качестве которых выступают идеализированные объекты,  своеобразные аналоги предметов и явлений реального мира; 2) в узком смысле слова - это то, что изучает данная наука  или научная дисциплина. Различают разные типы научных объектов: чувственные объекты, эмпирические  объекты, теоретическиеобъекты. Понятие «объект познания» отличается от понятия «объективная реальность». Если объективная  реальность - это все явления, существующие вне и независимо от сознания, то объект познания - это только то явление объективнойреальности,  на  которое  направлена  активность  субъекта.  В  качестве  объекта познания может также выступать субъективная реальность. Как человек является субстратом субъекта познания, так и реальный мир,  действительность - это необъект, а предмет познания. Объект познания - это тот аспект действительности, реальности, предмета,  который  включен в познавательную деятельность, на который направлена активность субъекта познания  (дерево  - предмет познания, аего биологические или лесотехнические, экологические или эстетические, валеологические или геометрические, физические или химические и т.д. свойства - это объект познания биолога или лесоведа, эколога или художника, валеолога или архитектора, физика или химика и т.д.). Все объекты познания могут быть подразделены по разным основаниям на естественные  (природа) и искусственные (техника), на природные и социальные, на вещественные и энергетические, на земные и внеземные, на натурные и гуманитарные и пр.

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОБЪЯСНЕНИЕ - это этап познания, связанные с раскрытием сущности изучаемого предмета, логическое, рациональное выявление причин и закономерностей  возникновения,  функционирования  и  развития  изучаемого  объекта.  Оно позволяет дать прогноз дальнейших изменений такого объекта. Объяснение однозначно:  если  выявленные  закономерности  проверены  и  подтверждены,  то  на данном этапе развития познания предложенное объяснение является единственным. Объяснение предполагает  подведение эмпирического материала под некий закон.

ОБЪЯСНЕНИЕ НАУЧНОЕ

ОБЪЯСНЕНИЕ НАУЧНОЕ -  это  логическая  процедура,  основанная  на подведении высказываний о каком-либо объекте, его свойствах или отношенияхпод определённый научный закон. В зависимости от типа законов, которые лежат в основе объяснений  различают следующие виды объяснений: номологические,статистические, причинные, целевые, функциональные, системные.

ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ

ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ - знание, полученное в повседневной жизни, которое обладает следующими особенностями: 1) субъектом знания являются широкие массы людей, а его  объектом - явления жизненного опыта и трудовой деятельности;  2)  в  качестве  методов  выступает  непосредственная  жизненная практика; 3) содержание знания не проникает в сущность; 4) знание выражается естественным языком и описывает практические действия человека.

ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - это процесс получения знания при помощи наблюдения за явлением. Полученные знания представляют собой совокупность сведений, не приведенных в систему. Цель  обыденного  познания ограничена практическими  задачами.  Оно  не  способно  проникнуть  в  сущность  явлений, открыть законы, формировать теории. Средства обыденного познания ограничены естественными познавательными способностями, которыми располагает человек - органы чувств, мышление, естественный язык. Оно опирается на здравый  смысл,  элементарные  обобщения,  простейшие  познавательные  приемы. Существенные  различия  обыденного  и  научного  познания  не  исключают  их тесную связь. Наука исторически возникает из обыденного знания и на его основе. Вместе с тем  было бы ошибочным игнорировать их качественные различия. Наука - непростое развитие обыденного знания, а явление особого рода, существенно отличающееся от обыденного и других видов познания не только по предмету (объекту), целям и средствам, но и по уровням познавательной деятельности.

ОККАМ УИЛЬЯМ

ОККАМ УИЛЬЯМ (1300-1349) - представитель номинализма, проклятый церковью за идею  разграничения власти церкви и государства, знания и веры,отрицавший значение богословия как особой области знания. Философская деятельность его была неразрывно связана с политической. Утверждал, что светская и духовная власть должны действовать раздельно.  Материальная субстанция неимеет ни начала, ни конца, она вечна и не нуждается в идеальных формах. Будучи сенсуалистом, утверждал, что  познание начинается с опыта. Вошёл в историю науки формулировкой так называемой «бритвы Оккама» - основной методологический принцип, основанный на требовании: сущности не следует умножать без необходимости, ибо каждый  термин обозначает только один предмет. Номинализм Оккама основан на признании существовании только отдельных единичныхвещей. Универсалии фиксируют только сходное в отдельных предметах. Учение Оккама называется «терминизм», поскольку объектом знания признаются не сами вещи, а их заместители - знаки вещей. Термин  состоит из знака и слова, замещающего содержание понятия. Он различает первичные термины, относящиеся к самим вещам, и вторичные, которые представляют собой знак знака. На основании этого он делит науки на реальные и рациональные. Он  различает два видапознания - интуитивное (опытное) и абстрактное. Познание объективного мира начинается с опыта через ощущения. 

ОККУЛЬТИЗМ

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. тайный) - совокупность учений, признающих существование в мире тайных сил и сущностей, недоступных научному познанию.Последователи оккультизма разрабатывают способы описания этих сущностей и пути взаимодействия с ними. Их изыскания претендуют на своего рода теоретичность. Элементы оккультного миропонимания были в Древнем Египте, Вавилоне. Систематическое изложение оккультизма. впервые было представлено в герметической философии (период позднего эллинизма). Сам термин оккультизм впервые был употреблен в сочинении  Агриппы Неттесхеймского «О сокровенной философии» (1533). В новейшее время оккультизм представлен теософией Е. Блаватской, антропософией Р. Штейнера, а также различными паранаучными учениями.

ОНТОЛОГИЯ НАУКИ

ОНТОЛОГИЯ НАУКИ - учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки.

ОПИСАНИЕ

ОПИСАНИЕ - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений  об  объектах,  полученных  в  результате  наблюдения,  поэтому  его можно  рассматривать  как  завершающий  этап  наблюдения,  когда  чувственнаяинформация переводится на язык понятий, знаков, схем и др., приобретая удобную для рациональной обработки форму. Описание бывает качественное и количественное (на основе измерительных приборов). Описание результатов наблюдения  является  эмпирическим  базисом  науки,  на  основе  которого  создаются эмпирические  обобщения,  сравниваются  изучаемые  объекты,  проводится  их классификация.  Описание  должно  отвечать  следующим  требованиям:  а)  быть максимально полным, б) точным, в) объективным, г) давать достоверную и адекватную картину объекта, д) использовать понятия, имеющие однозначный смысл. Все науки в своём развитии проходят «описательную стадию». Если  меняются средства описания, то это ведёт к смене парадигмы.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

ОПРОВЕРЖЕНИЕ - логическая процедура, в процессе которой обосновывается ложность суждений. Обратная процедура - доказательство.

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ ХОСЕ

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ ХОСЕ (1883-1955) - испанский публицист, общественный деятель и философ. Автор концепции техники как производства избыточного. Его перу принадлежит книга «Размышления о технике» (1933). Анализируя технику, он указывал на двойственность человека: 1) он отличен от природы, 2) посредством техники он с ней сливается. Он предлагает периодизацию истории техники на  основе взаимоотношений человека к человеку и человека к технике, выделяя три этапа: 1) техника случая - это исторически первая форма существования  техники,  присущая  первобытному  обществу  и  характерная  для доисторического человека, которая Она отличается простотой и скудостью исполнения и крайней ограниченностью технических действий; 2) техника ремесла- это техника Древней Греции, доимператорского Рима, европейского Средневековья, когда существенно расширяется набор технических действий, усвоение которых  требует  специальной  выучки,  а  занятие  технической  деятельностьюстановится профессией и  передается  по  наследству; 3)  техника  человека, т.е. машинная техника с техническими устройствами (она берёт своё начало со второй половины XVIII в.,  когда был изобретен механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта (1743), которая существенно меняет отношения между человеком  и  орудием, где «работает»  машина, а человек  её обслуживает, становясь придатком  машины.  На  современный  мир  влияют  три  фактора:  либеральная демократия, экспериментальная наука и индустриализация, где  второй и третий факторы Ортега объединяет под именем «техника».  Либеральная демократия и техника  неразрывно связаны  между  собой.  Современная  техника  возникла  из сочетания капитализма с опытными науками. Не всякая техника научна. Только современная европейская техника покоится на научной базе, и отсюда ее отличительная черта - возможность безграничного развития. Техника иных стран и эпох- Месопотамии, Египта, Греции, Рима,  Востока -  всегда достигала какого-то предела, перейти который она не могла; и по достижении его начинался упадок. Техника и наука - одной природы. Стало быть, и судьбы той и другой взаимосвязаны. Наука угасает, когда люди перестают интересоваться ею бескорыстно, ради нее самой, ради основных принципов культуры. Когда этот процесс отмирает (что происходит в современности), техника может протянуть еще короткое время, по инерции, пока не выдохнется импульс, сообщенный ей чистой  наукой. Жизнь идет при помощи техники, но не благодаря ей. Техника не есть причина самой себя,  но  лишь  полезный,  практический  осадок  бесполезных  и  непрактичных занятий. Он приходит к заключению, что интерес к технике никоим образом не может обеспечить ее развитие или даже сохранение. Наука, искусство, техника и все остальное могут процветать только в бодрящей атмосфере, созданной ощущением власти. Как только оно угаснет, европеец начнет падать всё ниже.

ОСНОВАНИЯ НАУКИ

ОСНОВАНИЯ НАУКИ -  определённые стандарты организации научной деятельности. Наука -  система истинных, логически непротиворечивых и подтвержденных практикой знаний. Все научные знания должны отвечать определенным стандартам, т.е. иметь четко выверенные основания, в качестве которых принято выделять: 1) философские основания; 2) научную картину мира; 3) идеалы и нормы научного познания,  характерные для данной эпохи и специфики исследуемой области.

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ - это круг проблем, сформулированных в рамках философии науки, начиная с Нового времени, когда наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования. Одним из первых течений западной философии, обратившим внимание на науку, был позитивизм, заложивший основные  проблемы, которые стали содержанием направлений философии науки. Проблематика философии науки наиболее полно раскрылась в XX веке. В первой трети XX века - это следующие проблемы: 1) построение целостной научной картины мира; 2) исследование соотношения детерминизма и причинности; 3) изучение динамических и статистических закономерностей; 4) анализ отдельных методов: индукции, дедукции, анализа, синтеза и др.; 5) изучение форм научного познания (факт, теория). Во второй трети XX века - это такие проблемы, как : 1) эмпирическое обоснование науки; 2) соотношение  теоретического и  эмпирического уровней научного познания;  3) процедуры верификации и фальсификации; 4)  дедуктивно-номологическое объяснение; 5) парадигмы научного знания; 6) научно-исследовательские программы; 7) тематический анализ науки. В последней трети XX века проблемами философии науки становятся: 1)  понимание научной рациональности; 2) различные модели развития научного знания; 3) реконструкции логики научного поиска; 4) критерии научности; 5) методологические нормы и понятийный аппарат последней,  постнеклассической  стадии  развития  науки;  6)  осознанное  стремление  к историзации науки; 7) соотношение философии науки и истории науки; 8) поиски универсальных методов и процедур, применяемых в рамках  философии науки. Сегодня  проблематика философии науки  возвращает нас  к  исходной позиции философии  науки,  т.е.  к  анализу  мировоззренческих  и  социальных  проблем, сопровождающих рост и развитие науки. Вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации научного знания, актуальными оказываются проблемы  гуманизации и гуманитаризации науки. Можно сказать, что в качестве центральной интегральной проблемы философии науки второй половины XX века является проблема роста научного знания.Все перечисленные проблемы философии науки  можно  разделить на  три группы. К первой группе  относятся проблемы, идущие от философии к науке, направленность их отталкивается от специфики  философского знания, а задачаисследователя - рефлексия над наукой, где используется концептуальный аппарат философии и мировоззренческая позиция учёного. Ко второй группе - относятся проблемы,  возникающие  внутри  самой  науки  (познавательной  деятельности,специфики методов и когнитивных процедур, некоторые парадоксальные ситуации), для разрешения  которых она нуждается в философском обосновании (при этом сама философия не решает проблемы, вставшие  перед наукой, но своимиразмышлениями помогает их разрешению). К третьей группе проблем философии науки относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий, где огромную роль в развитии науки играет философскоемировоззрение.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Древнегреческий философ Анаксагор видел главное отличие человека от животных во владении человеком своими руками.  Аристотель, объясняя это, писал: руки обретают свой  статус благодаря разуму, что  делает человека ещё и  политическим животным. Арабский мыслитель Ибн Хальдун в книге «Мукадцима», рассматривая природу человека, утверждал, что, благодаря разуму, труду и науке он обрёл «человеческие способности». При этом  основным орудием человека, кроме мозга, выступают его руки как орудия труда. Древнеримский врач Гален в своём классическом труде «О частях человеческого тела» определяет роль рук в развитии  человека.  В  философии  техники  в  рассмотрении  исторических  процессов  преобразования  человека  как  работника  сложились  две  концепции:  1)«орудийная» концепция Л. Нуаре; 2) «трудовая» концепция Ф. Энгельса. «Орудийная» концепция формирования человека разработана в трудах «Происхождение языка» (1877) и «Орудие и его значение в историческом развитии вещества» (1880) немецкого писателя, представителя философского монизма Людвига Нуаре, который, обосновывает идею о том, что только с  появлением орудий труда начинается подлинная история человечества. В орудиях труда человек «проектирует»  собственные органы, сначала действуя инстинктивно, а затем осознанно. Позже мозг человека, обретая  функцию  опережающего реагирования, начинает умозрительно опережать практику, проявляя себя, как творческая сила, т.е. развивается вместе с орудиями труда. В ходе орудийной деятельности рука претерпевает существенные изменения, благодаря которым она не просто приобретает универсальность, но и  становится мощным фактором развития человека, выступая в качестве особого орудия («орудия орудий»), или «органа внешнего мозга», и становятся фактором развития разума. Синхронно им развиваются глаза, зрение,  функционирование  всего  человеческого  организма,  и  в  первую  очередь мозга«Трудовая» теория  антропосоциогенеза развита Фридрихом Энгельсом, который в  1876 г. опубликовал работу под названием «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где  значительно расширил представления о роли труда в жизни человека. Он доказал, что три великих приобретения сыграли решающую роль в развитии человека: 1) прямая походка, открывшая человеку больший  простор  для  обозрения;  передние  конечности,  которые  можно  было использовать совершенно по другому назначению; 2)  эволюция гортани, столь важного органа для произнесения звуков и сообщения сигналов сородичам; 3) качественное  преобразование  органа  мышления  -  мозга,  органов  чувств.  Он говорит и о наличии фактора  обратного влияния этих приобретений, которые дополнили  биологическую эволюцию  человекоподобных  обезьян.  Социальные последствия этой биологической эволюции, превращения обезьяны в человека, автор находит в трансформации охотничества в земледелие, обретении оседлости, навыков в преобразовании природы, среды обитания. Человек, таким образом, не ограничивается пассивным непреднамеренным влиянием на природу, он изменяет природу активно, сознательно приспосабливая её к своим нуждам. И этим он обязан труду.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИК

И - 1) производительность - количество продукции (информации и т. д.), изготовляемой, обрабатываемой, перевозимой в единицу времени; 2) надёжность - способность технического устройства без отказов выполнять свои функции на надлежащем уровне качества или  отвечать поставленным требованиям в течение заданного промежутка времени. 3) долговечность, куда входит не только физический износ, в последние годы резко обозначилась проблема т.н. морального износа техники, то есть когда эксплуатация  вполне  исправных  устройств  становится  экономически  невыгодной  или нецелесообразной  из-за появления более совершенных решений; 3) экономичность - количество материальных ресурсов, времени, энергии, затрачиваемых на производство единицы продукции, перемещение  единицы груза и т.д. Основой технического прогресса является  модернизация, т.е. повышение основных показателей всех видов техники. В последние годы также стало много внимания уделяться  таким  показателям,  как:  а)  экологичность,  б)  эргономика,  в)  внешняя эстетика технических устройств.

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ - это специфическое отличие научного знания от других видов знания, которое проявляется в том, что оно: 1) отражает существенные  свойства и объективные законы изучаемой реальности; вследствие этого обладает объяснительной и предсказательной функциями; имеет концептуальный, систематизированный характер, обладает развитым понятийным аппаратом; 2) является точным, обоснованным, доказанным; 3) формируется в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСТВАЛЬД ВИЛЬГЕЛЬМ

ОСТВАЛЬД ВИЛЬГЕЛЬМ (1853-1932) - немецкий химик, родился в Риге (Латвия),  лауреат  Нобелевской  премии  по  химии  (1909).  Он  поддержал  идеи Аррениуса, но и способствовал их распространению среди химиков. Более того,он  добился,  чтобы  Аррениус  получил  постдокторскую  стипендию  (ее  можно получать в течение года после защиты докторской диссертации. - Ред.) и, таким образом, смог продолжить свои исследования. Интерес к  теории ионной диссоциации позволил Оствальду увидеть в ней прекрасное объяснение многих химических реакций, в которых катализаторами служат слабые кислоты и основания. Когда существует химическое равновесие, скорость протекания прямой и обратной реакций одинакова. Оствальд доказал, что присутствие катализатора ускоряет реакцию в обоих направлениях в одинаковой степени. Он также продемонстрировал, что система переходит от менее устойчивого состояния к более устойчивомупостепенно  и  не  всегда  достигает  своего  самого  устойчивого  состояния.  Эта зависимость получила  название закона разбавления Оствальда. Применив свои знания  каталитических процессов в  целях  развития  промышленности, ученыйисследовал возможности  синтеза  аммиака  из  водорода,  используя  в  качестве катализатора железную проволоку. В 1890 г. Оствальд заинтересовался взглядами на энергию как на первооснову всего физического мира. Скептически относясь ко всем материалистическим  концепциям, и особенно к атомно-молекулярной теории, Оствальд полагал, что природные явления могут объясняться превращениями энергии. В соответствии с этим подходом он вывел законы термодинамики на уровень  философских  обобщений.  Он  предположил, что  материя  не  является единственной  субстанцией.  Роль первосубстанции выполняет энергия. Чистую энергию он рассматривал как некое нематериальное движение. Отрицание общепринятых представлений о неизменном атоме породило сомнение в основных физических законах и отрицание объективных закономерностей в природе. Так идеи Оствальда способствовали формированию физического идеализма. Последние годы жизни он посвятил изучению энергии цвета, а также организаторской и писательской деятельности. Оствальд создал количественную теорию цветов со шкалой порядка определения цвета, которую изложил в атласе цветов, и разработал систему цветовой гармонии.

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XIX В

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XIX в - период развития естествознания в России, который был связан с обоснованием диалектических закономерностей  развития  природы.  Величайшим  достижение  в  химии  является открытие периодического закона Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907), который 1 марта 1869 г. сообщил, что существует закономерная связь между химическими элементами, которая заключается в том, что свойства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов (то есть, качественные свойства элементов зависят от их количественных  свойств, причем эти отношения меняются периодически, скачками). Его открытие не долго оставалось на уровне гипотезы (в своей таблице он оставил свободные клетки, где предположил существование в природе элементов пока еще не открытых). В 1875 г. был открыт первый из них - галлий, спустя некоторое время еще два. Таким образом, открытие Менделеева нашло свое практическое подтверждение. В  1954  г. был открыт 101 элемент, который назвали «менделеевиумом» в честь великого русского химика. Одним из первых воспринял необходимость союза диалектического мышления и естествознания Александр Иванович Герцен (1812-1870), который утверждал: «Философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии». В своих произведениях «Дилетантизм в науке» (1842-1843) и «Письмах об  изучении природы» (1844-1845), он обращает внимание на потребность естествознания в правильном философском методе: «Метода в науке вовсе не есть дело личного вкуса или какого-нибудь внешнего удобства, что она, сверх своих формальных значений есть самое развитие содержания, - эмбриология истины». Он одним из первых оценил значение диалектики Гегеля для естествознания: «он раскрыл, что природа, что жизнь развивается по законам логики». Но Гегель рассматривал «природу и историю как прикладную логику, а не логику как отвлеченную разумность природы и истории. Вот причина, почему эмпирическая наука осталась так же хладнокровно глухо к энциклопедии  Гегеля,  как к диссертации Шеллинга». В письме «Наука и природа - феноменология мышления» Герцен замечает: «Жизнь природы - беспрерывное развитие... Это - диалектика физического мира».

ОТКРЫТИЕ

ОТКРЫТИЕ - выявление естественных вещей, явлений, закономерностей и др., реально существующих в природе, но не известных прежде (открытие Америки, периодичности элементов, залежей полезных ископаемых и т.п.), в основе которого доминируют внутренние потребности индивидуума (изобретателя) по сравнению с воздействием внешних условий и обстоятельств. Открытие - это выявление естественных вещей,  явлений, закономерностей, реально существующих  в  природе,  но  не  известных  прежде  (открытие  Америки,  периодичности элементов, залежей полезных ископаемых и т.п.). В основе открытия лежат внутренние потребности изобретателя, а не внешние условия и обстоятельства. Между поднятиями  изобретение и  открытие  нет  чёткого  водораздела -  так открытие рентгеновских лучей потребовало изобретения соответствующего  технического оборудования (рентгеновский аппарат). Исторически изменяется и соотношение между  открытием  и  изобретением.  Если  на  первых  этапах  развития  научнотехнического знания (когда его теоретический уровень не был достаточно высок), познавательный  процесс  начинался  именно  с  эмпирического  поиска  в  форме открытия и изобретения, то с XX в. начинает преобладать теоретический уровень открытия. Если первоначально приращение технического знания было связано с экспериментатором, то сегодня процесс технического познания связан с теоретическими исследованиями учёного.

ОТРАЖЕНИЯ ТЕОРИЯ

ОТРАЖЕНИЯ ТЕОРИЯ - учение, рассматривающее познание как отражение действительности в человеческом сознании. Отражение - это формирование в сознании чувственных образов, понятий, знаний, соответствующих познаваемым явлениям и процессам. В противоположность агностицизму  материалистическая гносеология утверждает принципиальную возможность познания дать адекватное отражение предметов материального мира. Материалистическая философия рассматривает  процесс  познания  как  отражение  объекта  в  субъекте.  Причем субъект здесь выступает не только страдательной, но и активной стороной. Он не только отражает, но в известной степени формирует объект. Образ, полученный в результате отражения, всегда есть субъективный образ объективного мира, т.е. он определяется не только особенностями предмета отражения, но и особенностями отражающего этот предмет  субъекта. Кроме того, человек не просто отражает мир, но отражает его с точки зрения своих потребностей. В этом смысле процесс познания всегда детерминирован реальными потребностями человека и общества на том или ином этапе его развития. Результатом  отражения является  получение знаний, соответствующих реальности. Поскольку же мир является бесконечным в своих связях и отношениях, поскольку он постоянно изменяется, развивается, то и познание предстает как бесконечный процесс движения  от  неполного ко всё более полному и точному знанию.

Предыдущая страница Следующая страница