Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГАДАМЕР ГАНС ГЕОРГ

ГАДАМЕР ГАНС ГЕОРГ (1900-2002) - немецкий философ, автор книги«Истина и метод. Основы философской герменевтики», вышедшей в 1960 г. (этот год считается официальной датой рождения современной философской герменевтики), где он определил основные проблемы герменевтики: возможно ли понимание окружающего мира; может ли человек понять мир таким, каким он существует реально; как в этом понимании воплощается истина бытия? Гадамер разработал главные  идеи  философской  герменевтики  на  основе  трёх  концепций  его предшественников: «понимающей психологии» В. Дильтея, теории «горизонта» и«жизненного мира» Э. Гуссерля, и учения о языке М. Хайдеггера. Структурагерменевтического процесса (понимания), по Гадамеру, включает три компонента(горизонта), которые раскрывают реальный процесс социального познания:1)  внутренний  мир  автора  текста  -  участника,  свидетеля  события  («горизонт автора»);  2)  внутренний  мир  интерпретатора  («горизонт  интерпретатора»);  3)язык как реальность, в которой живут автор текста и интерпретатор («горизонт языка»). Важнейшей процедурой в герменевтике является «вживание»: а) вживание в «горизонт автора» предполагает глубокое знакомство с социальноисторическими и  политическими условиями его жизни, его психологическими установками, ценностными ориентациями; б)  вживание во внутренний мир интерпретатора определяется условиями, в которых он живёт, создавая  предпонимание,  внося  в  него  своё  суждение  и  мнение,  т.е.  своеобразное, исторически обусловленное информационное поле его «Я» (которое должно сопоставляться с изучаемым текстом, называемый Гадамером «Ты»), находясь с ним в единстве; в) вживание в текст - основа взаимодействия человека и мира, только в языке  открывается истина бытия: язык образует мир, в котором живёт человек. В герменевтике вещи говорят на своём языке, а человек их должен понять и истолковать, т.е. истолковываются не сами вещи, а язык, на котором они говорят о себе. Так герменевтика  превращается  из  метода  исследования  в  онтологию,  где  бытие существует в языке, а понять бытие - значит истолковать язык, на котором говорит  бытие.  Процесс  понимания  смыслов здесь  становится  способом освоения человеком мира.

ГАЛИЛЕЙ ГАЛИЛЕО

ГАЛИЛЕЙ ГАЛИЛЕО (1564-1642) - один из основоположников  классической механики и утверждения нового мировоззрения, которого называют первым учёным Нового времени. Родился в Пизе в семье небогатого дворянина, где окончил медицинский факультет университета и  самостоятельно изучал труды Аристотеля,  Эвклид, Архимеда и  Ветрувия. Наблюдая за  раскачиванием лампы  в Пизанском соборе, он открыл закон маятника (период колебания маятника не зависит от его массы и  амплитуды колебания, а зависит от длины маятника). Будучи студентом, он изобрёл гидростатические весы для измерения статического веса. За неимением средств университет так и не окончил, но, благодаря своей известности среди учёных, был оформлен профессором по кафедре математики, занимаясь разнообразными проблемами технического характера (описал пропорциональный  циркуль,  изобрел  усовершенствованную  водоподъемную машину, сконструировал подзорную трубу). Современники говорили, что своей подзорной трубой Галилей открыл новую вселенную. Итальянский ученый экспериментально  обосновал  гелиоцентрическую теорию,  предложенную  Н.  Коперником.  В1632г. издал «Диалоги о двух важнейших системах мира, птолемеевской и коперниковской» (написаны на итальянском языке). Это программное произведение новой  науки,  дающее  механистическую  картину  природы  и  обосновывающееновые методы  научного  исследования.  Отрицал  постоянство  мира  на  основе собственных  астрономических  наблюдений, выдвинул базовые принципы механики (принцип  инерции и  принцип относительности), обосновал возможность гелеоцентрического  устройства  мира  и  годичного  вращения  Земли.  Издании книги  было  запрещено  церковью,  на  Галилея  начались  гонения,  инквизицияустроила над ним суд, заставив публично покаяться и отречься от приверженности идеям Коперника, после чего был помещён под домашний арест. Последние годы жизни посвятил изучению вопросов динамики и сопротивления материалов. Заслуга его в создании нового (галилеевского) метода: 1) математизация научныхисследований («законы природы  написаны на языке математики»); 2) введение технического эксперимента  (опыта), очищенного от случайностей и описанного математически, а не являющегося иллюстрацией исследования; 3) использованиемысленного эксперимента  как  развитие  технического  эксперимента  (создание идеальных условий); 4)  проведение количественного анализа (для чего сам изобрёл  термоскоп,  барометр  и  другие  приборы).  Благодаря  Галилею  появилосьматематическое естествознание и была разрушена научная парадигма,  созданная Аристотелем, господствующая  около двух тысяч лет. Научное исследование, по Галилею, опирается на два метода: 1) аналитический  (выделение элементов реальности, недоступных непосредственному восприятию, при помощи абстрагирования, идеализации и средств  математики); 2)  синтетически-дедуктивный (математическая обработка данного опыта, на основе которого вырабатываются теоретические схемы, объясняющие или опровергающие явления). Введение умопостигаемых объектов было по существу продолжением платоновской традиции. 

ГЕНЕЗИС НАУКИ

ГЕНЕЗИС НАУКИ - дискуссионная проблема в истории науки, связанная с выявлением  исторических  условий  формирования  науки,  в  решении  которойсложилось два противоположных подхода (экстернализм и интернализм) и четыре основных версий её возникновения. С точки зрения эстернализма (от лат. extro- вне) появление науки обусловлено полностью внешними для неё обстоятельствами: социальными, экономическими и др.), поэтому основная задача изучения науки  сводится  к  реконструкции  социальных  условий  научно-познавательной деятельности на определённых этапах её развития.  Интернализм (от лат. intro - внутри)  основным  фактором  развития  науки  рассматривает  сложившиеся  на определённом этапе развития науки способы решения научных проблем (парадигмы),  методологические  программы, соотношения традиций  и  новаций,  т.е. факторы, связанные с внутренней природой научного знания, поэтому основной задачей изучения науки является описание познавательных процессов. К основным версиям происхождения науки относят. 1) Начало науки, связанное с цивилизацией Древнего Египта (IV тыс.  до н.э.), когда ограниченная группа людей (посвящённые), располагала глубокими знаниями в области математики, медицины,  географии, астрономии, химии и  др.,  считая их  тайными и  магическими, оказав  сильное влияние на развитие человеческих знаний и, особенно, в Индии, Персии, Китае, Греции, Риме. 2) Наука возникла в античной Греции в VI в. до н.э. где первые философы были одновременно и учёными, их основной интерес был связан с рациональным объяснением устройства мироздания, а личностнообразная форма мифа была заменена безличностно-понятийной формой философии (олицетворение уступает место абстракции), большое внимание уделяется системе доказательств, что позволило перейти к рациональному мышлению, как началу научного познания. 3) Наука возникла в позднем средневековье (в культуре Западной Европы в XII-XIV вв.) и была связана с деятельностью английского епископа Роберта Гроссетеста и английского монаха Роджера Бэкона, которые утверждали необходимость опытного познания природы и перехода к индукции как метода познания. 4) Рождение науки в современном смысле слова датируется Новым временем (XVI-XVII вв.) и связано с именами  Коперника (коперниковский переворот), Галилея и Ньютона, создавших научную картину мира, основанную на законах классической механики.

ГЕОТЕХНОЛОГИЯ

ГЕОТЕХНОЛОГИЯ - наиболее перспективное и принципиально отличное от  традиционных  направление  технологии  горно-добывающей  отрасли,  решающее задачи создания управляемого воздействия  рабочих агентов на добычное поле, извлечения полезных компонентов из руд непосредственно в недрах Земли и выдачи продукта на поверхность преимущественно через скважины. В геотехнологии разработан ряд технологических процессов для добычи свыше 30 наиболее ценных элементов. Первые способы геотехнологии  возникли еще в VIII-VI вв.до н.э. Главная идея геотехнологии - создать рациональные обратимые геологические (физико-химические) процессы, реализуемые через основной принцип - перевод макротел полезных  ископаемых на микроуровень (дисперсные состояния, ионы, молекулы, атомы), обеспечивающий им подвижное состояние в форме раствора, расплава, пара, газа и гидросмеси. В качестве инструмента воздействия на рудное  тело используют мехеханические (высоконапорная вода, сжатый воздух, вибрация, ультразвук и др.), физические (нагретая вода,  электрический ток, высокочастотные электромагнитные поля и др.), химические (кислоты, щелочи, органические  окислители, катализаторы и др.) рабочие агенты. Геотехнологии эффективно использует методы  биотехнологии. Бактериальное воздействие позволяет селективно извлекать из руд ценные компоненты (медь,  уран, золото и др.), удалять вредные примеси (напр., мышьяк из руд черных и цветных металлов), многократно  ускорять выщелачивание (железа, цинка, никеля и др.). Геотехнология включает несколько разновидностей: 1)  подземное селективное растворение солей (каменной и калийной, бишофитов, природной соды и др.); 2) подземное выщелачивание (цветных и черных, благородных и редких металлов, фосфатов, боратов и др.); 3)  подземная выплавка (серы, битума, озокерита, асфальта и др.); 4) гидродобыча через скважины (глин, песка, металлических руд, фосфоритов, бокситов и др.); 5) подземная газогенерация и возгонка (углей, сланцев, газогидратов, ртути, сурьмы и др.); 6) использование геотермальных ресурсов;  7)  переработка  гидросферы  (включая  стоки  рудников,  нефтепромыслов, обогатительных фабрик, промышленных предприятий). Как  альтернатива шахтно-карьерной  технологии  геотехнология  позволяет  не  нарушать  поверхности Земли и резко снизить технологический массообмен веществ на планете, восстановить и  улучшить  естественное  равновесие  окружающей  среды,  полностью освободить человека от подземных работ, разрабатывать месторождения и отвалы с бедными рудами, расширить минерально-сырьевую и энергетическую базу общества, безотходно или малоотходно извлекать из недр полезные ископаемые, снизить энергои металлоемкость добычи полезных ископаемых.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (ок. 544 г. - ок. 483 г. до н.э.) - древнегреческий философ, основоположник первой формы диалектики. Принадлежал к аристократическому роду, за глубокомыслие своего учения прозван «тёмным», а за свою трагическую серьёзность - «плачущим философом». Отстаивал идею, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечным живым огнём,  закономерно  воспламеняющимся  и  закономерно  угасающим.  Из всемогущего божественного первоогня, который является чистым разумом, логосом, путём раскола и борьбы произошло множество вещей; согласие и мир ведут к оцепенению, которое вновь превращается в единство первоогня. В этом проявляется вечное движение. Ему приписывают известный афоризм «всё течёт - всё изменяется». Всё течёт, но в этом течении господствует логос как закон, который познают  лишь  немногие. Во  всём  объединены  противоположности,  и,  тем  неменее, существует скрытая гармония. Мудрость - это познание разума, логоса, господствующего во всём. Только подчиняясь законам разума, которые выражаются  в  устройстве природы и  в  устройстве государства,  человек  приобретаетдушевную ясность и высшее счастье.

ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. - истолковывающий, разъясняющий) - теория понимания тексов и искусство истолкования их истинных смыслов. Термин появился в древнегреческой мифологии, где один из олимпийских богов, Гермес, выступал посредником между богами и людьми, истолковывая людям поведение богов, а богам разъяснять просьбы людей. В средние века  он использовался какметод истолкования библейских текстов и поиска их скрытого смысла. В эпоху Возрождения термин понимается как искусство перевода античных литературных текстов на живой современный язык.  В современной философии науки он приобретает статус общей теории понимания любых текстов (различают следующие виды  герменевтики:  филологический,  исторический,  философский,  теологический, юридический и др.) и взаимопонимания  участников коммуникации. Основателем философской герменевтики был немецкий историк, филолог и философ Фридрих Шлейермахер, который разработал общую герменевтику как «искусство понимания», которое стало рассматриваться как метод  всех гуманитарных наук (наук о духе) ибо при помощи психологического «вживания» в содержание текстаможно было проникнуть во внутренний мир  автора, реконструировать описываемое событие и понять его более глубоко, чем его осознавал автор и участники события.  Шлейермахер  превратил  герменевтику  в  философию  понимания,  аосновной её задачей определил исследования условий и структуры понимания. Основоположником современного философской герменевтики является Ганс Георг Гадамер, который в 1960 г. опубликовал труд «Истина и метод. Теоретические основы герменевтики Гадамер разработал на основе трёх концепций: «понимающей  психологии»  В.  Дильтея,  теории  «горизонта»  и  «жизненного  мира» Э. Гуссерля и учения о языке М. Хайдеггера. Основы философской герменевтики», где рассмотрел структуру герменевтического процесса, определил процедуру вживания во внутренний мир  автора текста, внутренний мир интерпретатора и язык текста. При этом язык  Гадамер рассматривает как истину бытия, т.к. вещиговорят на своём языке, а человек должен научиться их понимать. Так Гадамер превращает герменевтику из метода исследования в онтологию: бытие существует в языке, понять бытие - значит истолковать язык. 

ГИПОТЕЗА

ГИПОТЕЗА - обоснованное предложение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и  причин исследуемых знаний, это высказанное в вероятностной, предположительной форме объяснение изучаемых процессов. Её характеристики: принципиальная  проверяемость и максимальная простота. Она проходит три этапа: 1) построение (накопление, анализ и  обобщение фактов, выдвижениепредложений для их объяснения), 2) проверка (дедуктивное выведение следствий из  фактов),  3)  доказательство  ( практическая  проверка  полученных  выводов). Выдвинутая гипотеза должна согласовываться  с  ранее полученными знаниями,опираться на эмпирически установленные факты, объяснять их и предсказывать новые. Из гипотез выводятся следствия, которые проверяются экспериментально. Если гипотеза подтверждается, она обретает статус теории. В научной практикетермин гипотеза употребляется в следующих смыслах: 1) в узком - как обозначение, предположение о закономерном порядке, существенных связях и отношениях объекта; 2) в широком смысле - как система предположений, одни из которыхявляются исходными  посылками  вероятностного  характера  (гипотеза  в  узком смысле), а другие представляют собой дедуктивное развёртывание этих посылок;3) предположение о существовании отдельного события или явления. Во всех трактовках  гипотеза  представляет  собой  знание  недостоверное,  а  вероятное. Положение  получает  статус  научной  гипотезы,  если  оно  удовлетворяет  ряду условий: 1) гипотеза не должна противоречить известным и проверенным фактам, а её  ценность определяется тем, насколько она может объяснить всю совокупность известных фактов и предсказать новые; 2) новая гипотеза не должна противоречить законам и теориям данной научной области; 3) она должна соответствовать общим принципам научного мировоззрения; 4) она должна быть доступна опытно-экспериментальной проверке; 5) она должна обладать возможностью её дедуктивного развёртывания; 6) удовлетворять критериям простоты.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ - учение, утверждающее возможность абсолютно  полного,  исчерпывающего  познания  мира.  Такую  позицию занимали, например, Р. Декарт, Гегель.

ГНОСЕОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. знание и учение) - раздел философии, который изучает: 1) природу, сущность, пути и возможности познания; 2) всеобщие характеристики познавательной деятельности человека, выявляя условия достоверности и истинности познания.  Познание - это деятельность человека, целью которой является получение нового знания. Познание  осуществляется на основе отражении действительности в сознании человека, которое несёт информацию о мире и в процессе познания превращает её в знание - т.е. устойчивую систему представлений о  мироздании.  Различают  следующие  виды  познания:  обыденное  (или повседневное), религиозное,  художественное, игровое, научное и философское. Вопрос о том, познаваем ли мир и каковы пределы  познания,  существует ли в реальности что-либо  принципиально непознаваемое - это один из важнейших вопросов  философии.  Выделяют  следующие  основные  способы  его  решения: агностицизм, гносеологический оптимизм  и теория отражения. 

ГНОСЕОЛОГИЯ НАУКИ

ГНОСЕОЛОГИЯ НАУКИ - учение об особенностях познания научной деятельности, её источниках, формах и границах.

ГРОССЕТЕСТ РОБЕРТ

ГРОССЕТЕСТ РОБЕРТ (1175-1253) - основатель средневекового натурализма,  канцлер  Оксфордского  университета, заложивший  основы  опытного экспериментального  естествознания  и  сформулировавший  правила  включенияопытных данных  в  научное  исследование:  1)  изучение  явлений  начинается  с опыта; 2) на основе анализа опытных данных формируется гипотеза; 3) из гипотезы выводятся дедуктивные следствия; 4) в заключении  осуществляется опытнаяпроверка следствий. Он перевёл «Этику» Аристотеля, написал комментарии к его«Физике» и «Аналитике». Гроссетест автор трудов «О свете или о начале форм»,«О  потенции или действии», «О  единственной форме всех вещей». Он  автор метафизики  света,  систематизатор  эмпирических знаний  о  зеркалах  и  линзах,сформулировавший основания галилеевской физики.

ГУМАНИТАРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

ГУМАНИТАРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ - исторически вторая  тенденция  рассмотрения  возникновения  и  развития  философии техники, которая рассматривает технику в объективном аспекте её возникновенияи представляет собой совокупность усилий ученых, литераторов, религии и философии (т.е. гуманитарных сфер сознания), пытаясь осмысливать технику в гуманитарном аспекте, в её связи со всем спектром человечески духовных ценностей и действий, отдавать предпочтение гуманитарному началу перед техническим. Эта традиция зарождается уже в романтическом движении, в «Рассуждении о науках и искусстве» Жан Жака Руссо, находит свое продолжение в философии экзистенциализма и близких к ним философов - А. Бергсона, К. Ясперса, Г. Марселя, Г. Маркузе. Особенно ярко эта традиция представлена работами Л. Мэмфорда в его мифе о машине, первого профессионального философа, обратившегося к проблематике философии техники, Хосе Ортеге-и-Гассета, М.  Хайдеггера, Ж. Эллюля. При этом особо подчеркивается значимость человеческой интерпретации - его способности творческого отношения к миру. Ортега обращает внимание на то, что человеческая природа  есть  некий сырой материал, из которого та или иная личность должна что-то творить для себя  и техника может  рассматриваться как известный вид человеческого проектирования. Утверждая, что человек не «делающее», а «мыслящее» существо, Мэмфорд пишет: «Если бы внезапно исчезли все механические (технические)  изобретения последних пяти тысячелетий, это было бы катастрофической потерей для жизни. И всё же  человек остался бы человеческим существом. Но если бы у человека была отнята способность интерпретации..., то всё, что мы имеем на белом свете, угасло бы и исчезло быстрее, чем фантазии Просперо, и человек очутился  бы в более беспомощном и диком состоянии, чем любое другое животное: он был бы близок к параличу».

ГУМИЛЁВ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУССЕРЛЬ ЭДМУНД

ГУССЕРЛЬ ЭДМУНД (1850-1938) - немецкий философ, основоположник феноменологии (что  буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и  событий, чистые «сущности, образующие  мир  идеального бытия»,  очищающие  сознание  от  эмпирического содержания. Он выдвинул метод постижения сущности событий, где сущности выступают как  «значения»,  не  обладающие  собственным,  самодостаточным статусом существования. Гуссерль разработал понятие  «горизонт», выделяя три его типа: 1) горизонт автора (характеризующий внутренний мир автора текста); 2) горизонт интерпретатора (характеризующий информационное поле интерпретатора); 3) горизонт языка (где  совпадают первые два горизонта, т.е. в каждом слове текста  интерпретатор  находит  определённый  смысл,  совпадающий  со смыслом  автора). Так  Гуссерль  стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном между ними. В последний период жизни он обратился к идее «жизненного мира», что вело его к философии жизни. Он выступал против господства сциентизма и натуралистически-позитивистского мировоззрения.

Предыдущая страница Следующая страница