Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

МАРКС КАРЛ

МАРКС КАРЛ (1818-1883) - признанный лидер в формировании философии техники как особого направления и исследования социальных аспектов технического прогресса, который в пятой главе «Капитала» анализирует человеческий труд,  поскольку  именно  он  «потребляется»  (т.е.  имеет  потребительную стоимость), а технические средства - лишь его проводник. Для него орудия труда - это «овеществленная сила знания». Вытеснение ручного труда машинным привело  к  революционным  преобразованиям  трудового  процесса.  Характер  новой эпохи Маркс определял через прогресс средств труда, представляющих собой нетолько мерило  развития рабочей  силы,  но  и  показатель самих  общественных отношений. При переходе от ремесленной техники к технике машинной карликовое орудие человеческого организма, мускульная энергия были заменены силамиприроды,  а  на  смену  традиционным  знаниям,  использовавшимся  в  процессе ручного труда, пришли естественнонаучные знания точных наук. Промышленный труд вытесняет труд ремесленный, тем самым машина становится кровным врагом ремесленника. Наступает время массовых увольнений, миллионы тружеников становятся безработными. Кровным врагом рабочего становится машина - средство  труда.  Причина  этого  кроется  в  капиталистическом  применении  машин.Машина аксиологически нейтральна. Она просто оказалась не в тех руках, следовательно, необходимо передать ее в другие руки: в руки ставших безработными рабочих. Победы техники куплены ценой моральной  деградации. По мере того,как человечество  подчиняет  себе  природу,  человек  становится  рабом  других людей, либо же рабом своей собственной подлости. 

МАРКСИСТСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

МАРКСИСТСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ - развивалась преимущественно в  рамках советской идеологии на основе учения К. Маркса, который сформулировал положение о превращении  науки в «непосредственную производительную силу». Это означает возможность и необходимость материализации закономерностей природы, выявленных наукой. Речь идёт о социализации и практизации научного знания. Этим тенденциям в полной мере отвечает система технического знания. Техника трактуется в рамках марксизма, как материальная форма целесообразной деятельности. Динамика техники, обусловлена социальной практикой, социально-экономическими взаимоотношениями. Именно совокупность экономических отношений определяет социальные функции техники. Если технологические функции технических средств выражают их отношение к предмету труда и природе, то социальные функции -  систему общественных отношений  (экономических,  политических,  социокультурных  и  др.).  Отсюда выводится противоречивость феномена техники в социальной динамике. С одной стороны, техника обеспечивает эффективность деятельности во всех ее проявлениях; а с другой стороны, в условиях антагонистических общественноэкономических формаций человек попадает в зависимость от технических систем. В динамике технического развития человек отчуждается от своей сущности. Эти противоречия  техники  должны  преодолеваться  (если  следовать  марксистской доктрине) в рамках социалистического типа развития, где предполагалось сочетание технического и социокультурного прогресса.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - процедура создания особой знаковой структуры, математической модели, позволяющей изучать количественные характеристики и закономерности самых разнообразных объектов.

МАХ ЭРНСТ

МАХ ЭРНСТ (1838-1916) - основатель второго позитивизма (автор «теории элементов мира»), физик (автор известных работ по механике, акустике и оптике). Суть его философского заключается в следующем: 1) все существующее есть ощущения; 2) ощущения называются элементами; 3) элементы делятся на физические (те, что не зависят от нервной системы организма и от всего организма в целом) и психические (те, что зависят от организма); 4) элементы не существуют друг без друга; 5) вещи - это комплексы элементов. Мах пытается скрыть свою истинную философскую позицию, заявляя, что элемент не есть психическое или физическое  в  отдельности, а  их  связь, что,  по  Маху, означало  нейтральность философской позиции и преодоление односторонности материализма и идеализма. Но поскольку  принципиальной основой мира является элемент, т.е. ощущение, то это указывает на тождественность психического и физического, а, следовательно, и на субъективный идеализм. Подтверждением сказанному  являются определения Маха физического и психического. Под физическим он понимает совокупность чувств,  ощущений и восприятий, существующих в пространстве для всех, а под психическим - существующие  чувства и ощущения для меня одного. Понятие «физическое», как видим, психологизируется и искажается по своему смыслу. С позиций субъективного идеализма Мах дает оценку научному познанию. Правильно указывая, что познание вырастает «на службе практических интересов», Мах в сущности искажает понимание научного  познания, сводя его исключительно к практическим интересам, к «приспособлению» к среде. Поэтому, считает  Мах, истина не бывает объективной. Она зависит от человека и его особенностей, обусловлена  структурой познающего субъекта и потому оказывается субъективной. Мах признает истину целесообразной, поскольку она помогает человеку в практической деятельности, в достижении наших целей, руководит нами в  преобразовательной деятельности. Но целесообразность не совпадает со смыслом истинности, Мах же стремится  истолковать эти понятия как тождественные. Этому способствует принцип экономии мышления,  предложенный Махом. Он состоит в том, чтобы выбирать для своих целей средства наиболее простые, а познанием считать только описание данных опыта. Так, замена численной таблицы  одной  формулой или  объяснение нового  факта  с  помощью  другого, более известного - все это, по мнению Маха, нужно  рассматривать как работу экономическую.  «Научная  работа  -  есть  работа  экономическая».  Средством достижения знания выступают наблюдение и интуиция.

МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА ГИППОКРАТА

МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА ГИППОКРАТА - самая известная медицинская школа античности, основанная в V в. до н.э. на острове Кос.  Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) придал медицине статус науки, используя точный метод. Манифестом  анатомии  медицинской  науки  считается  работа  Гиппократа  «О  древней медицине». Если египтяне своими достижениями только предвосхитили медицину как науку, то искусство лечения больных в школе Гиппократа стало наукой благодаря  методу, за которым стояло стремлении к естественному объяснению каждого явления, поиску его первопричины. Гиппократ требовал от врачей  объективного наблюдения за больными систематического и организованного описания различных заболеваний и рассмотрении человека как конкретного физического существа. Свой метод рационального упорядочивания фактов он взял у греческих философов. Клятва  Гиппократа, где определены знания, ценности, идеалы медицинской  науки, стала  её парадигмой, которая  действенна и  актуальна по сегодняшний день.Клятва ГиппократаКлянусь... что буду оставаться верным этой клятве... во всех своих суждениях, и отдавать этому все свои силы...Употреблю все свои силы для помощи больным и воспрепятствую несправедливости и нанесению вреда. Никому не поднесу лекарства смертоносного, даже если о том попросят, также не дам такого совета другому, не допущу и беременных женщин до аборта.Сохраню в чистоте и святости мою жизнь и мое искусство. Не стану оперировать страдающего каменнопочечной болезнью, но предоставлю это искушенным практикам.Во всех случаях иду на помощь больному, остерегаясь вреда и несправедливости, в особенности, возбуждения похоти в телах мужчин и женщин, свободных или рабов.А ежели доведется услышать и увидеть по долгу профессии или вне ее в моих отношениях с людьми нечто, что не подлежит разглашению, о том сохраню молчание, и как священную тайну уберегу.И если сохраню верность этой клятве и не унижусь, пусть мне ниспошлется лучшее из этой жизни - искусство и вечная честь. Если же нарушу клятву, да буду покрыт бесчестием и позором.Крупнейший врач IV в. до н.э. Диокл из Кариста указывал на необходимость правильного распорядка дня для сохранения здоровья, применительно к тому или иному времени года, а также говорил а правилах гигиены тела, диеты, предпочтительной организации досуга. Существенный вклад в развитие анатомии и физиологии внес римский врач Гален (129-200) - сначала бывший хирургом в школе гладиаторов, а затем в течение  многих лет личным врачом императора Марка Аврелия.  Наследие  Галена  насчитывает  несколько  тысяч  страниц.  Наиболее значительные его работы - «Анатомические процессы», «Естественные способности»,  «Учебное  руководство  по  медицине»,  «Комментарий  к  Гиппократу»,«Терапевтический метод».  Невежество врача, по его мнению, состоит в небрежном отношении к своим обязанностям, ненасытной жажде денег, лени и праздности духа. Истинный медик должен быть одновременно и философом, сочетая в своей работе  экспериментальный метод с логическим. Гален систематизировал представление античной медицины в виде единого учения. 

МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1834-1907) - русский химик, физик. Благоприятную почву для развития своих способностей Менделеев нашел в Главном Педагогическом институте. В Санкт-Петербурге в возрасте 23 лет защитил  диссертацию «Об  удельных объемах» на  степень  магистра  химии  и  стал доцентом Петербургского университета, где читает сначала теоретическую, потом органическую  химию. В 1861 г. издает учебник: «Органическая химия», в котором  идеей,  объединяющей  всю  совокупность  органических  соединений, является теория пределов, оригинально и всесторонне развитая. В1869 он открывает периодический закон, который принёс ему всемирную известность и громкую славу. Согласно закону все  свойства химических элементов периодически изменяются, по мере нарастания их атомного веса, так что через  определенные интервалы появляются элементы сходственные, или близкие по свойствам. Менделеев не только первый точно формулировал этот закон и представил содержание его в виде таблицы, которая стала классической, но и всесторонне обосновал его, показал его огромное научное значение, как руководящего классификационного  принципа и  как  могучего  орудия  для  научного исследования. Особенно знаменательно, что он сам воспользовался периодическим законом для исправления атомных весов некоторых элементов и для предсказания трех новых элементов, галлия, скандия и германия, дотоле неведомых, со всеми их свойствами. Все эти исправления и  предсказания блестящим образом оправдались. Совместно с несколькими сотрудниками, Менделеев сначала изучает сжимаемость газов, затем- исследует растворы, главным образом по отношению к удельному весу. В тесной связи с этими работами по газам он занимается вопросами, касающимися сопротивления  жидкостей,  воздухоплавания  и  метеорологии,  и  публикует  поэтому поводу две ценных монографии. В 1887 г. он поднимается на воздушном шаре  для  наблюдения  полного  солнечного затмения.  Другие  научные  работыМенделеева тоже имели большую научную ценность: работы по капиллярности, которые (до Эндрьюса) привели к обоснованию столь важного понятия о критической температуре (температура абсолютного кипения,  по Менделееву); исследования о растворах, в которых развивается и обосновывается на большом числе фактов гидратная теория,  ныне получившая полное признание в науке, и, что особенно важно, устанавливаются методы для разыскания  гидратов в растворе(особые точки на диаграммах: состав - свойство). Менделеев в широкой мере обладал присущей истинному гению способностью объединять различные стороны научного и вообще духовного творчества и потому охотно  работал в пограничных областях между химией и физикой, между физикой и метеорологией, отхимии и  физики,  переходил в  область гидродинамики, астрономии, геологии, даже политической экономии. Он глубоко верил в творческие силы науки на практическом  поприще.  Будучи  поборником  идеи  единения  между  наукой  итехникой. Убежденный враг мистики, он не мог не отозваться на увлечение спиритизмом,  охватившее  часть  русского  общества  в  70-х  годах  прошлого  века. Критике так называемых «медиумических явлений» он посвящает особое сочинение, вышедшее в 1876 г., излагая в нем результаты работ специальной, по его же инициативе организованной комиссии.

МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - это наивысший  уровень  научного  познания,  представляющий  собой  совокупностьпринципов, норм, идеалов, составляющих основание научных теорий и науки в целом, которые обеспечивают единство и определенность научной деятельности,влияют на характер возникающего теоретического знания. Метатеоретический уровень  научного  познания  впервые  стал  предметом  изучения  в  концепцияхпостпозитивизма.  К  метатеоретическому уровню  научного  познания  принято относить научную  картину мира, стиль научного мышления, трактовку научной рациональности, парадигму, исследовательскую  программу. В силу системного характера научное знание метатеоретического уровня относится к фундаментальным научным теориям.

МЕТАФИЗИКА

МЕТАФИЗИКА (от греч. после физики) - 1) в  широком смысле слова «метафизический» означает идеальную сторону предмета, его смысл; 2) в переносном смысле обозначает  само  содержание «первой философии» («первофилософии») по Аристотелю, т.е. указывает на изучение того,  что лежит за пределами физических явлений. 3) раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового (философия в этом смысле есть синоним теоретической метафизике); 4) иногда онтология считается синонимом метафизики (поскольку имеет один и тот  же предмет - сущее); 5) в настоящее время термин также используется для обозначения предметов, находящихся за пределами физического мира, представляя собой учение о сверхчувственном («ноуменальном»), то есть лежащем за пределами физических явлений.6) но главное определение метафизики - философское учение, отрицающее развитие  в  мире, обществе и  человеке; Метафизический метод сформировался в античности в трудах Парменида и ориентирован на познание явлений вне развития, вне противоречий, как устойчивых и неизменных. Он нашёл своё применение в классической науке XVII-XVIII вв., но затем потерял своё ведущее значение и стал побочным в методологии науки.

МЕТОД

МЕТОД - совокупность определенных правил, приемов, норм познания идействия, основная функция которого - организация и регуляция любой деятельности, а не только научной.  Нельзя недооценивать или отвергать роль метода (методологический негативизм), так же как и абсолютизировать его (методологическая  эйфория).  Многообразие  видов  человеческой  деятельности  позволяет различать методы познания и методы практики. Среди методов познания выделяют вненаучные и научные, которые разделяются на эмпирические и теоретические.  Принято  различать  три  основные  группы  методов:  философские,  общенаучные и частнонаучные (дисциплинарные и междисциплинарные).

МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ

МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ - коллективный метод поиска новых технических идей и решений. Цель данного метода - получение большого количества различных идей и предложений в  ограниченное время (обычно 20-40 мин). Мозговая атака состоит из двух фаз: генерации идей и их последующей оценки. Рациональной основой метода мозговой атаки является усиление эвристичности за счёт использования случайности, которая возникает вследствие принципиальной  непредсказуемости  ассоциативных  рядов,  возникающих  в  группе людей,  появления  дальних  ассоциативных  связей  из-за  присутствия  в  группе людей с различной профессиональной ориентацией.  Психологической основой метода мозговой атаки является снятие барьера психологической инерции в результате  запрета  критики  и  поощрения  самых  неординарных  высказываний. Создание благоприятного повышенного эмоционального фона, необходимого для получения качественно новых идей, достигается в благожелательной, дружелюбной атмосфере. Большая роль отводится ведущему, который должен иметь гибкий  план  управления  спонтанным  процессом  генерации  идей,  а  также  своим остроумием и дружелюбием стимулировать возникновение повышенного эмоционального уровня и поддерживать его. Вторая фаза мозговой атаки заключается в осуществляемом группой экспертов анализе высказанных идей, зафиксированных в протоколе мозговой атаки. Эта фаза представляет собой работу высокого творческого уровня, заключающуюся в преобразовании неожиданных, а иногда фантастических идей в реальные технические предложения. В  качестве экспертов могут выступать участники мозговой атаки. Существуют разновидности мозговой атаки:  прямая,  обратная  (поиск  недостатков  технической  системы),  двойная, комбинированная. В научной литературе мозговая атака имеет и другие названия: мозговой штурм, конференция идей.

МЕТОД СИНЕКТИКИ

МЕТОД СИНЕКТИКИ -  вариант  целенаправленного использования для поиска новых идей методов мозговой атаки и аналогии. Высокая эффективностьнайденных решений достигается за счет последовательного отхода, отчуждения от решаемой проблемы, получения ее новых образов в процессе формулированиясимволической аналогии. На первом этапе использования данного метода (цель которого  -  исключение  тривиальных  идей,  группой  синекторов)  проводится спонтанная мозговая атака, завершающаяся  формулировкой проблемы «как онапонята», после чего начинается собственно решение задачи. Далее следуют процедуры  систематического  отчуждения  от  проблемы  путем  последовательного проведения аналогий: прямой аналогии, личной аналогии или эмпатии, фантастической аналогии, символической аналогии. Возврат и формулировка окончательного технического решения осуществляется после проведения прямой аналогии с техническим решением, сформулированным ранее на основе одной или нескольких символических аналогий. Указанная структура процедур синектики с учётомпсихологических сложностей, возникающих при организации и проведении мозговой атаки, обусловливает труднодоступность этого метода. Участник сеанса синектики должен обладать  развитым метафорическим мышлением, не толькохорошо разбираться в технических проблемах, но и обладать художественными способностями. В России  метод синектики пока не получил широкого распространения.

МЕТОД СИНТЕЗА ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ

МЕТОД СИНТЕЗА ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ - метод поиска оптимальных форм элементов технических систем с помощью компьютера. Основная идея метода  заключается  в  моделировании  эволюции  форм  живых  организмов  позакону Дарвина. Суть данного метода состоит в том, что некоторая исходная форма (прототип) элемента  тех. системы подвергается частичному случайному локальному  изменению.  Если  это  изменение  недопустимо  (нарушаются  ограничения)  или  ухудшается  критерий  качества,  то  порожденная  форма  уничтожается. Если порожденная форма допустима и характеризуется лучшим критерием качества, то она  закрепляется и становится исходным прототипом для дальнейшего  случайного  или  детерминированного  изменения.  В  результате  такойэволюции форма элемента монотонно улучшается до определенного предела - локального или глобального экстремума. При этом найденная форма может представлять  собой  новое  патентоспособное техническое  решение.  Метод  синтезаоптимальных форм относится к классу методов математического программирования.  Этот  метод  проводится в  два  этапа:  1)  выбирается  такое  универсальное пространство параметров, в котором для рассматриваемой задачи можно описатьвсё множество возможных форм, в том числе и новых; 2) реализуется алгоритм поиска экстремума в случайно выбираемых подпространствах.

МЕТОД ТЕНЕВОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ

МЕТОД ТЕНЕВОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ - метод организации коллективного генерирования новых идей, являющийся разновидностью мозгового штурма (мозговой атаки) и разработанный преимущественно для использования в целях обучения и тренинга творческих способностей. Метод позволяет вовлечь в процесс коллективного  творчества всех участников учебного процесса без ограничений, которые накладывает на подбор участников  метод мозгового штурма. Для  его  проведения  в  аудитории  (классе)  формируется  группа  активных  генераторов идей из 5-7 человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп «теневого кабинета» (между ними  может быть организовано соревнование). Генераторы «теневого кабинета» следят за ходом работы активных генераторов, воспринимая и фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но, не высказывая своих предложений вслух. «Теневые» и активные генераторы идей во время проведения теневой мозговой атаки могут находиться в одном или различных помещениях (в последнем случае «теневой кабинет» следит за ходом работы активных  генераторов по видеомонитору). При анализе результатов и развитии выдвинутых идей привлекают известные методы. Данный метод широко применяется в школах изобретательства.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ - концепция философии науки П.Фейерабенда, согласно которому нет единого научного метода, а сама наука не является  привилегированной  формой познания мира.  Научная  рациональностьсочетается с мистикой, шаманством, элементами восточных традиций, обыденным здравым смыслом, которые могут быть источниками новых идей. Согласно методологическому анархизму  научный метод реализуется по двум принципам:1) «пролиферация» (увеличение количества идей), требующая выдвижения бесконечного числа гипотез,  объяснительных схем, альтернативных господствующим теориям; 2) «упорство» - последовательность в защите выдвинутых гипотезнесмотря ни на что и вопреки любым аргументам. Основанием возникновения концепции методологического анархизма является действительная формализация научной методологии, поскольку наука  ориентирована на новизну, а стандартынаучной рациональности имеют конкретно-исторический характер и достаточно широко варьируются.

МЕТОДОЛОГИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ (учение о методах) область знания, прежде всего философского, в  котором изучаются средства, предпосылки и  основные принципы организации познавательной и практической деятельности, общая теория метода,это сложная,  динамическая,  целостная,  субординированная  система  методов,приёмов, принципов получения знания на разных уровнях. Существует два основных направления методологических исследований - философское и внутринаучное. Частные науки изучают, прежде всего, методы постижения объектов и их свойств. Философия исследует методологию в плане её применимости к конкретным наукам. Кроме того, праксиология исследует её как сферу практики. Сегодня задачей методологии является: конструирование и преобразование схем деятельности, внедрённость их в повседневную жизнь.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ -  учение о принципах и методах получения знаний.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (от греч. путь) - это совокупность применяемых в науке средств получения, обоснования и применения научного знания, специфичных для различных типов наук, т.е. это средства, при помощи которых  осуществляется  процесс  познавательной  деятельности, это  совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия, основная функция которого - организация и  регуляция научной деятельности. В современной науке сложилась многоуровневая концепция методологического знания, согласно которой все методы научного познания по степени общности и широте применения  делятся  на  основные группы: 1)  философские методы  (диалектический  и метафизический, а также метафизический, интуитивный, феноменологический и др.) - это система принципов, операций и приёмов, носящих всеобщий  универсальный характер при самом высоком абстрагировании, который задают самые общие регулятивы  исследования и их генеральную стратегию; 2) общенаучные методы (системный, структурно-функциональный, синергетический, наблюдение, дедукция и др.) - это промежуточная методологи между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук; 3) частно-научные  методы  (механики,  физики,  химии,  биологии  и  социальногуманитарных наук) - это совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, которые применяются в той или иной специальной науке; 4) дисциплинарные методы -  это система приёмов, свойственных для той или иной научной дисциплины, входящей в отрасль науки или появившейся на стыке наук.

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ТЕХНОЗНАНИИ

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ТЕХНОЗНАНИИ - это общенаучные стандартные способы получения  технического знания. Среди методов технических наук особое значение придаётся системному подходу (системному анализу) и методаммоделирования. В рамках системного подхода познавательный процесс ориентируется на раскрытие целостности исследуемого объекта, выявление типов связей между его подсистемами. Онтологическим  основанием интегративных функцийсистемного подхода служит целостный характер объективной реальности. Технические объекты рассматриваются как элементы или системы, взаимодействующие с другими элементами (или системами).  Системный анализ - более частный поотношению к системному подходу метод. Он направлен не выбор оптимального варианта решения конкретной задачи. Основной процедурой этого анализа является математическое моделирование. Применение системного анализа обусловливает процесс математизации технологического знания, т.е. использование математики в описании соответствующих процессов. Моделирование - метод замещения реального объекта (или процесса) естественной  (или искусственной) системой, способной дать о нем адекватную информацию. Результаты моделирования интерпретируются применительно к реальному объекту. Моделирование в технознании носит более  конкретный (прикладной) характер по сравнению с применением соответствующих методов в естествознании. Различают две формы моделирования в технознании - физическое и математическое моделирование. При физическом  моделировании  изучаемый объект  (процесс)  заменяется  подобной моделью  с  измененным  геометрическим  соотношением.  При  математическом(информационном) моделировании исследуемый объект, характеризуемый определенными количественными параметрами, изучается с помощью ЭВМ. В основе моделирования лежит решение проблемы «чёрного ящика», специфика  её моделирования технических систем заключается в следующем: задаются данные на«входе» и на «выходе» системы, а задача исследователя состоит в выявлении оптимальных  показателей  системы, обеспечивающих заданные характеристикиобъекта (процесса).  Эта  задача  распадается  на  два  этапа:  создание  исходного образца и его оптимизация.  Модель позволяет решить техническую проблему в соответствии с первоначально сформулированными условиями. Из нескольких вариантов решения  выбирается преимущественно тот, который наиболее экономичен  или  социально  ориентирован.  Физическое  моделирование  имеет  более узкую область применения по сравнению с математическим (информационным) моделированием, которое незаменимо в тех сферах, где другая форма моделирования просто невозможна. Моделирование поведения технических систем в условиях  космического  полета.  Математическое  (информационное)  моделирование отнюдь не заменяет моделирование физическое (экспериментальное).  Экспериментальное моделирование дает основание для математического моделирования. Более того, именно на его основе проверяются результаты математического моделирования технических систем и объектов.

МЕТОДЫ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ

МЕТОДЫ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ - методы определения оптимальных параметров технической системы. При постановке задачи определения оптимальных параметров выделяют и описывают один или несколько критериев эффективности (качества) технической системы, которые позволяют из нескольких альтернативных вариантов тех. системы выбрать лучший; оптимизируемые параметры, которые можно изменять и от которых зависят критерии эффективности; ограничения на  параметры и их соотношения, которые должны быть выполнены. Задачи поиска оптимальных параметров чаще  всего представляют собой сложные задачи математического программирования. Методы поиска оптимальных параметров делятся на детерминированные, в которых используются строгие мат. подходы, и статистические, использующие элементы случайного поиска.

МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ

МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ - методы устранения противоречий, возникающих при постановке и решении задач технического творчества, когда проблему, характеризуемую множеством признаков требуется преобразовать в искомое решение, которое характеризуется множеством признаков и набором неизвестных новых признаков. Разрешение противоречий достигается при  добавлении новых  признаков или  исключении существующих  признаков, изменении значений показателей признаков, др. упорядочении известных признаков.  Для  обнаружения  признаков  и  разрешения  противоречий  используются следующие методы: 1) эвристические стратегии и методы, обобщающие эмпирический опыт многих творческих личностей (алгоритм решения изобретательских задач, матрица технических противоречий, метод эвристических приемов и др.);2) математические модели технических систем; 3) анализ противоречий с позиции различных законов и  закономерностей техники, которые могут подсказать перспективные и эффективные решения, в том числе и за счёт «исправления» выявленных нарушений закономерностей. Особое внимание следует уделить законам и закономерностям развития техники,  историческому методу, изучению эволюции техники; 4) анализ противоречий на различных уровнях абстрактного представления технической системы: на уровне функциональной структуры, принципа действия, технического решения.

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЧНИКОВ ИЛЬЯ ИЛЬИЧ

МЕЧНИКОВ ИЛЬЯ ИЛЬИЧ (1845-1916) - русский эмбриолог, бактериолог и иммунолог, лауреат Нобелевская премия по физиологии и медицине (1908) за работы по иммунологии. Родился в украинской деревне Ивановке неподалеку от Харькова, учился в Харьковском лицее. Его статья с  критикой учебника по геологии, которую он написал в 16 лет, была опубликована в московском журнале. В 1862 г., окончив среднюю школу с золотой медалью, он поступает в Харьковский университет. Мечников становится убеждённым сторонником дарвиновской теории эволюции, доказывая, что у более высокоорганизованных животных должны обнаруживаться в строении черты сходства с низкоорганизованными, от которых они произошли. Он занимался изучением эмбриологии беспозвоночных в различных частях Европы,  доказывая, что зародышевые листки многоклеточных  животных  являются,  по  существу,  гомологичными  (демонстрирующими структурное соответствие), как и должно быть у форм, связанных общим происхождением. В возрасте 22 лет за свои научные исследования он был удостоен премии Карла Эрнста фон Баэра. В 1867 г., защитив диссертацию об эмбриональном  развитии  рыб  и  ракообразных,  Мечников  получил  докторскую  степень Санкт-Петербургского университета. Вслед за убийством царя Александра II в1881 г.  реакционные  действия правительства усилились, и  Мечников, подав в отставку, переехал в Мессины  (Италия), где начал заниматься патологией (наблюдая за личинками морской звезды, он заметил, как подвижные клетки окружают  и  поглощают  чужеродные тела, подобно тому, как это происходит при воспалительной реакции у людей). Блуждающие клетки, которые он назвал фагоцитами (от греческого phagein «есть»), не только окружают и поглощают вторгшийся объект, но также резорбируют и уничтожают другие ткани, в которых организм более не нуждается. Он сделал вывод, что лейкоциты, подобно фагоцитам,  в  действительности  выполняют  защитную  или  санитарную  функцию.  В1886 г. Мечников вернулся в Одессу, чтобы возглавить вновь организованныйБактериологический институт, где он изучал действие фагоцитов, разрабатывая вакцины против холеры и сибирской язвы. Преследуемый жаждущими сенсаций газетчиками и местными врачами, упрекавшими его в  отсутствии у него медицинского образования, он вторично покидает Россию в 1887 г. Встреча с Луи Пастером в Париже привела к тому, что великий французский ученый предложил Мечникову  заведовать новой  лабораторией в  Пастеровском институте, где  он работал там в течение 28 лет, продолжая исследования фагоцитов, что привело к фундаментальным  открытиям  природы  иммунной  реакции.  Наиболее  важный вклад  Мечникова в науку носил методологический характер: цель ученого состояла  в  том,  чтобы  изучать  «иммунитет  при  инфекционных  заболеваниях  с позиций клеточной физиологии. Когда представления о роли фагоцитоза и функции лейкоцитов получили более широкое распространение среди иммунологов, Мечников обратился к другим идеям - к проблемам старения и смерти. В 1903 г. он опубликовал книгу, посвященную «ортобиозу» - или умению «жить правильно». «Этюды о природе человека», в которой обсуждается значение пищи и обосновывается  необходимость  употребления  больших  количеств  кисломолочных продуктов, или простокваши, заквашенной с помощью болгарской палочки. Имя Мечникова связано с популярным коммерческим способом изготовления кефира.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА - условное обозначение первых древнегреческих естествоиспытателей и  натурфилософов (Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена), проживающих в  Милетах в VI в. до н.э. до 494 до н.э. Занимаясь астрономией (в том числе навигационной) и географией (в том числе картографией), математикой и метеорологией, представители Милетской школы создали в результате первую не-мифологическую картину  мира. Первым в числе Милетский философов был Фалес. Будучи купцом, использовал торговые поездки для расширения научных знаний.  Он  был  гидроинженером,  изобретателем  астрономических приборов, предсказал  солнечное затмение. Свои познания связал в стройные философские представления о мире, утверждая, что всё существующее возникло из воды. Земля держится на воде. Всё, происходящее из воды, не лишено  одушевлённости. Он утверждал, что ближе всего к Земле находится небо неподвижных звёзд, а дальше всего - Солнце. Анаксимандр - младший современник Фалеса, признавал единым и постоянным источником рождения всех вещей - первовещество - апейрон, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающее начало всем веществам: первоначально возникла огненная оболочка, облекшая воздух над Землёй.  Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось некоторое  количество прорвавшегося наружу огня. Так образовалось три круга: круг звёзд, Солнца и Луны. Животные и люди появились из отложений высохшего морского дна и изменили свою форму при переходе на сушу. Мир не вечен. После его разрушения выделяется новый мир. Смене миров нет конца. Последний в ряду Милетских философов - Анаксимен. В качестве первовещества он принимает воздух. Он обосновал новую идею о процессе разряжения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества. Воздух - это дыхание,  обнимающее весь мир. Земля - плоский диск, парящий в воздухе.

МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ

МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ (1806-1873) второй ведущий представитель первого позитивизма, сын известного английского философа и экономиста Джемса Милля. Главный труд - «Система логики силлогистической и индуктивной» (1830-1843 гг.) - наиболее полно отразил вклад Милля в методологию науки, где детально разработана индуктивная логика (ранее эти проблемы рассматривал Ф.Бэкон, последователем которого можно считать Милля). Предварительным шагом к общему выяснению проблемы индукции у Милля явился вопрос о статусе традиционной  силлогистики.  Он  истолковывает  силлогизмы  как  разновидностьумозаключений от частного к частному, как выводы из предшествующей неполной индукции. Тем самым он стремился преодолеть разрыв между индукцией и дедукцией. В целом методология Милля базируется на метафизических принципах. Большим недостатком его во взглядов было понимание причинности. Милль не проводил ясного различия между причиной явления и его необходимым условием. Следуя Юму, он исходит из того, что необходимость и регулярная последовательность событий - это  одно и то же и что «знание последовательности и сосуществования  явлений  есть  единственное  доступное  нам  знание».  Таким образом,  Милль  принимает  юмовское  отождествление  причинности  исключительно с последовательностью явлений, которая никогда не может быть установлена со всей убедительностью. А это означает, что мы остаемся в рамках шатких результатов неполной индукции, а получаемое нами знание всегда гипотетично. Поскольку  никакая  индукция  не  способна  приникнуть  в  существенные  связи вещей, Милль предлагает науке позиции агностицизма.

МНЕНИЕ

МНЕНИЕ - недостоверные, не вполне определенные образы реальности, которые выступают  заменителем,  суррогатом  знания.  Во  мнении  выражены  не столько объективные свойства объекта, сколько состояние сознания субъекта, его точка зрения, во многом сформированная предрассудками, давлением среды и так называемыми внешними обстоятельствами. Проблема различения знания и мнение стала исходным пунктом становления гносеологии в античности.

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ -  это  основные  подходы,  объясняющие возникновение и развитие  науки своеобразными причинами. В истории наукивыделяют две основных модели причин развития науки. Первая - экстерналистская (от лат. extemus - внешний) утверждает, что развитие науки связано с потребностями общества, обусловлено в первую очередь состоянием его экономики и техники, т.е. формирование и развитие науки объясняется внешними по отношению к ней факторами. Такая модель возникла в период становления классического естествознания, когда в науке увидели силу, способную освободить человека от его зависимости от природы. «Знание-сила, сила есть знание» - обобщенное выражение этой позиции. Экстерналисты считают, что именно запросы общества оказывают решающее влияние на развитие  науки. Споры возникают только по поводу  факторов,  оказывающих  определяющую роль  в  развитии  науки:  одни считают таким фактором потребности производства, техники и технологии (экономический детерминизм). Внешними могут быть политические, идеологические, эстетические факторы и др. Вторая - интерналистская (от лат. internus - внутренний), согласно которой главной движущей силой развития науки являются внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы, т.е. развитие науки рассматривается  как  самоорганизующийся  процесс  взаимодействия  элементов  самого научного знания (идей, теорий, фактов и пр.), которые не зависят  от влияния внешних причин. В рамках этого подхода выделяются сторонники эмпирического и  рационалистического направлений. Эмпирики считают, что наука развивается за счет поиска и обоснования  новых фактов, а рационалисты утверждают, что двигателем науки являются новые идеи, гипотезы, теории.

МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это организация научной деятельности, которую выбирает исследователь для получения знания. В истории науки различают три основных модели научной деятельности:1)  Эмпиризм  (индуктивная  модель  научно-познавательной  деятельности)  рассматривают источником,  основой и критерием истинности научного знания эмпирические данные (данные наблюдения и эксперимента),  которая начинается сфиксации эмпирических  (опытных)  данных  о  конкретном  предмете  научного исследования,  переходит  к  выдвижению  на  их  основе  эмпирических  гипотез (обобщений), осуществляет их проверку и отбирает наиболее доказанные. Сторонниками такой модели научной деятельности были Ф. Бэкон, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и др.; 2) Теоретизм (дедуктивная модель научно-познавательной деятельности) считает источником, основой и критерием истинности научного знания мышление (рассудок, разум, интеллектуальная интуиция, дедукция, мысленное конструирование). Научная  деятельность этого типа осуществляется как развертывание имплицитного содержания неких идей, принятых  как постулаты (или аксиомы). На данных позициях стояли Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, и др.3) Проблематизм как модель научного исследования, у истоков которой стоял Г. Галилей, наиболее четко  сформулировал К. Поппер, признает равноправие и взаимосвязь эмпирического и теоретического знания в общей структуре научного знания, наука понимается как специфический способ решения познавательных проблем,  составляющих исходный пункт научной деятельности, а научная проблема рассматривается как эмпирический или теоретический вопрос, ответ на который требует получения новой эмпирической и/или теоретической  информации.  Таким образом, научная деятельность заключается  в  движении от  менее общей и глубокой проблемы к более общей и более глубокой и т.д.

МОДЕЛИ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

МОДЕЛИ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ - основные концепции развития техники. Различают следующие две основных модели соотношения науки и техники: 1) линейная (один из наиболее ярких представителей О. Майер), особенно распространенная  в  50-60-е  гг.  XX  в.,  рассматривающая  технику  в качестве  простого  приложения  науки,  т.е.  как  прикладную  науку,  которая  за наукой признается функцию производства знания, а за техникой - лишь его применение,  доказывая,  что  наука  и  техника  представляют  различные  функции, выполняемые одним и тем же сообществом; 2) эволюционная (представителем которой  является американский  философ Г.  Сколимовский), которая развития науки и техники рассматривала как автономные, независимые  друг от друга, но скоординированные  процессы, решая вопрос о  соотношении науки и  техники следующим образом: а) наука на некоторых стадиях своего развития использует технику  инструментально, а  техника  использует  научные  результаты  также  в качестве инструмента для достижения своих целей; б) техника задает условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь - технических. В эволюционной модели соотношения науки и техники выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и  производство (внутренний инновационный  процесс  происходит в  каждой  из  этих  сфер  по  эволюционной  схеме). Иногда считают, что главное различие между наукой и техникой - лишь в широте кругозора и в степени  общности проблем: технические проблемы более узки и более  специфичны.  Однако  в  действительности  наука  и  техника  составляют различные сообщества, каждое из которых различно осознает свои цели и систему  ценностей. Такая упрощенная линейная модель технологии как прикладной науки, т.е. модель, постулирующая линейную, последовательную траекторию - от научного знания к техническому открытию и инновации - большинством специалистов признана сегодня неадекватной. Технику нельзя рассматривать как прикладную науку, а прогресс в ней - в качестве простого придатка научных открытий. Такая точка зрения является  односторонней. Но не менее односторонней является и противоположная позиция, которая акцентирует лишь  эмпирический характер  технического знания. Современная техника немыслима  без глубоких теоретических исследований, которые проводятся сегодня не только в естественных, но и в особых - технических - науках.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ - один из методов научного познания, включающийся в воспроизведение свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной его модели, на  его  «заменителе».  В  зависимости  от  характера моделей, используемых в научном исследовании, различают: 1) физическое моделирование, цель которого - воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу; по результатам  исследования физических свойств моделей судят о явлениях,  происходящих  в  естественных  условиях;  2)  идеальное  (мысленное)моделирование - это различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделях; 3) символическое (знаковое) моделирование - основано на условно знаковом представлении каких-либо свойств оригинала (топологических, графических и др.); 4) математическое моделирование,  как разновидность символического, основанное на возможностях средствами математики описывать объекты и явления самой различной природы; 5)  вещественно-математическое моделирование, которое применяется как сочетание математического и физического моделирования; 6) численное моделирование на ЭВМ, основанное на ранее созданной математической  модели изучаемого объекта и применяется в случаях больших объёмов вычислений, необходимых для исследования данной модели.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ - упрощенное отображение реального изделия и его описания с целью оценки соответствия его какому-либо требованию или осуществления выбора наилучшего изделия из нескольких альтернативных вариантов. Обычно используют три способа моделирования технических систем: 1) мысленное моделирование технических систем, в ходе которого человек, изучая изделие, его проект или др. описание, интуитивнооценивает соответствие определенным требованиям или выбор наилучшего варианта;  2)  математическое  моделирование  технических  систем  связано  с  разработкой способов расчета и компьютерных программ для получения необходимых оценок; 3) физическое моделирование технических систем связано с изготовлением и испытанием упрощенных физических моделей реального изделия. Мысленное моделирование технических систем основывается на знаниях и, главное, на собственном опыте проектирования и эксплуатации данного класса тех. систем и представляет  собой одно из  средств моделирования технических систем. Точность мысленного моделирования зависит от личного опыта  и  природных способностей эксперта и для мало изученных технических систем может превосходить точность  математической  модели.  Основные  преимущества  мысленного моделирования: малое время  и  низкая стоимость оценки. Умение осуществлять быстрое и точное мысленное моделирование является одним из необходимых качеств изобретателей и творческих личностей, которые должны его развивать и совершенствовать.  При  физическом  моделировании  решение  принимается  по измеряемым  параметрам,  данным  измерительных  приборов  и  оборудования, способу обработки полученных результатов. С целью снижения трудоёмкости и стоимости  часто изготавливают уменьшённые  (в несколько раз, на порядок и более) образцы технических систем, исключая из них малозначимые детали. При изменении масштаба  технические системы выбирают и обосновывают систему критериев подобия, с помощью которых выполняют  перерасчет значений параметров, полученных путем измерений на уменьшенных моделях, для натуральных размеров. В различных прикладных областях (гидравлика, аэродинамика, строительная механика, электродинамика и т.д.) разработаны свои системы критериев подобия и накоплен специфический опыт их использования. Физическое моделирование часто используют для обоснования достоинств новых технических решений.

МОДЕЛЬ

МОДЕЛЬ (от лат. мера, образец, норма) - некая мысленно представляемая или  материально  выраженная  система,  которая  замещает  некоторую  другую, находится  с  ней  в  отношении  сходства.  Благодаря  этому  сходству,  изучениемодели дает возможность получить новую информацию об исследуемом объекте. Таким образом, модель - это аналог изучаемого объекта, зачастую создаваемый искусственно на основе предшествующих знаний. В этом смысле модель выступает как овеществленная абстракция. За построением модели следует ее экспериментальное исследование и перенесение полученных данных на изучаемый объект, так называемая модельная экстраполяция. Модель  могут быть как материальными,  или  вещественными,  так  и  идеальными,  или  мысленными.  Особое значение в современной науке имеет компьютерное моделирование.

МЭМФОРД ЛЬЮИС

МЭМФОРД ЛЬЮИС (1895-1988) - американский философ и социолог, автор технофилософской концепции и учения о «мегамашине», приверженец «нового курса» Ф.Д. Рузвельта. Его многочисленные труды были посвящены философии техники: «Техника и цивилизация» (1934), «Искусство и техника» (1952),«Миф о машине» (в 2т., 1967-1970). Он является представителем негативного технологического детерминизма. Главная причина всех социальных зол - возрастающий разрыв между уровнем технологии и нравственностью. Научнотехнический прогресс, совершенный со времен Г. Галилея и Ф. Бэкона, - это«интеллектуальный империализм», «жертвой» которого стали гуманизм и социальная справедливость. Науку он рассматривал как суррогат религии, а ученых -как сословие новых жрецов. О роли техники в обществе Мэмфорд имел серьезные расхождения с Марксом. Умственная энергия человека превосходила его потребности, и орудийная техника была частью биотехники мозга. Истоки этой «добавочной умственной энергии» Мэмфорд видит не только в труде, а в коллективном существовании и общении. Историю европейской цивилизации он делит на три основных этапа: 1) с 1000 по  1750  г. - этап интуитивной техники, связанной с применением силы падающей воды, ветра и использованием природных материалов: дерева, камня и т.д., которые не разрушали природу, а были с ней в гармонии; 2) XVIII-XIX вв. - этап «рудниковой цивилизации», который  основан на палеотехнике (ископаемой технике), т.е. эмпирической техники угля и железа, который  характеризуется отходом от природы и попыткой господства человека над природой; 3) с конца XIX в. по  настоящее время - это завершающая фаза функционирования и развития западной цивилизации, в пределах которой происходит на строго научной основе восстановление нарушенной в предыдущей фазе гармонии техники и природы. Анализу этого периода Мэмфорд посвятил книги«Миф о машине» (1969, 1970), «Человек как интерпретатор» (1950) и другие произведения. Рассматривая историю развития техники, он выделяет два её главных типа: 1) биотехнику, которая ориентирована на удовлетворение жизненных запросов и естественных потребностей и устремлений человека; 2) монотехнику,которая ориентируется на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное производство. Её цель - укрепление системы личной власти. Она враждебна не только природе, но и человеку. Её авторитарный статус восходит в своихистоках к  раннему  периоду  существования  человеческой  цивилизации,  когда впервые  была  изобретена  «мегамашина»  -  машина  социальной  организации нового типа, способная повысить человеческий потенциал и  вызвать измененияво всех аспектах существования. Человеческая машина с самого начала своего существования объединила в себе два фактора: 1) негативный, принудительный и разрушительный; 2) позитивный, жизнетворный,  конструктивный. Оба эти фактора действовали во взаимной связке. Понятие машины, идущее от Франца Рело, означает комбинации «строго  специализированных способных к сопротивлению частей,  функционирующих  под  человеческим  контролем,  для  использования энергии и выполнения работы». Все типы современной машины представляютсобой трудосберегающие устройства, выполняющие максимальный объем работы при минимальных затратах человеческих усилий. Мемфорд указывает на одну из черт «мегамашины»: слияние монополии власти с монополией личности и мечтает о разрушении подобной «мегамашины» во всех её институциональных формах. От этого зависит, будет ли техника функционировать «на службе человеческого развития» и станет ли мир биотехники более открытым человеку.

Предыдущая страница Следующая страница