Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "С" (часть 2, "СПИ"-"СЦИ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СПИ"-"СЦИ")

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (БАРУХ)

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (БАРУХ) (1632-1677) - нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца. После смерти отца  примкнул к религиозным оппозиционным кругам вольномыслия, за что  еврейская община подверглаего «великому отлучению. Спасаясь от преследований, он жил в деревне, зарабатывая на  жизнь  шлифовкой  оптических  стёкол.  Умер  от  туберкулёза  лёгкихЦентральная идея Б. Спинозы - тождество Бога и природы, которую он понимал как вечную, бесконечную,  не имеющую никаких внешних оснований, т. е. как причину самой себя («единая субстанция»). Он был убежден, что мир представляет собой математическую систему и может быть познан геометрическим способом.  Единичные вещи Спиноза называл модусами. Конечные модусы связаны с атрибутами через бесконечные (ограниченный разум человека имеет свой прообраз в разуме бесконечном). Знание о мире он разделил на три рода: чувственное (источник  «смутных  идей»),  «понимание»,  соединяющее рассудок  и  разум,  и интуитивное. Интуиция - высшая ступень познания, она обеспечивает постижение вещей «с точки зрения вечности», не как  случайных и разрозненных, а как необходимых, причастных универсальному единству. Человек - часть природы.

СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ

СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ (от лат. - общий) - одна из основных проблем  средневековой  философии, связанная  с  существованием  общих понятий, идей, которая состояла из двух вопросов:  1) что существует раньше - идея общего в предметах или сами предметы? 2) как существуют универсалии - в сознании человека или вне сознания? В зависимости от ответа сложились три направления:1) реализм - универсалии существуют реально вне сознания, как самостоятельные сущности а общее - это идея, которая существует до единичных вещей (Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский); 2)  номинализм (лат. номина - имя) - реально существуют только вещи, а общее, универсалии находятся в человеческом сознании как имена вещей. Общее существует после вещей (Росцелин, У. Оккам); 3) концептуализм (Фома Аквинский, Пьер Абеляр) - сформировал учение о трояком существовании универсалий: а) они существуют до единичных вещей - в Боге как сущности вещей; б) они существуют в вещах - как общее, присущее всем вещам; в) они существуют после вещей - в сознании человека как имя, название вещи.

СРЕДА ПОЗНАНИЯ

СРЕДА ПОЗНАНИЯ - активный фон и потенциал познавательной деятельности. Познавательная деятельность как система существует в сложных отношениях с другими системами деятельности общества (управленческой, производственно-экономической, педагогической, экологической,  медицинской, художественной,  физкультурной) и  их  подсистемами. Все  это  и  является  средой. Фон влияет  на  познание, из  среды  черпаются недостающие,  новые компоненты, в среду адресуются результаты познания.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБСКАЯ НАУКА

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБСКАЯ НАУКА - наука стран арабского Востока (VII по XIII вв.), воспринявшая достижения античного мира, которая формируется  в  период  правления  Мухаммеда,  объединившего  территории  Аравийскогополуострова,  Ирана,  Ирака,  Египта,  Сирии,  части  Закавказья,  Средней  Азии, Северной Африки,  Пиринеев, и создавшего первое мусульманское теократическое государство. Багдадские халифы покровительствовали наукам. На арабскийязык были  переведены  сочинения  Аристотеля,  Птолемея,  Архимеда.  Активно развивались земледелие и торговля, геодезия и географии, математика и военное дело астрономия и философия. Известным арабским астрономом и математикомбыл Ал-Батани (около 850-929 гг.), который  в своей «Книге по астрономии» (910 г.) развивает учение Птолемея  и вводит понятие «синус». Другой астрономом Улугбек (1394 1449) составил «Новые астрономические таблицы», где заложилтеоретические основы астрономии (указал положение 1018 звезд, привел таблицы движения планет, отличающиеся большой точностью) и построил в 1429 г. астрономическую обсерваторию, которую  оборудовал уникальными приборами. В XII веке  арабы  создали  особую  цифровую  систему  (отсюда  «цифра»  по-арабскиозначало «нуль»). Видным математиком был Ал-Хорезми (787 850), который создал  трактат «Краткая  книга  об  исчислении  ал-джебры  и  ал-мукабалы»  (от термина «ал-джебр» возникло название «алгебры», а от имени Ал-Хорезми «algorithmus» появился термин «алгоритм»). Крупным математиком, известным поэтом был  Омар  Хайям  (1040-1123).,  который  в  своих  математических  сочинениях изложил решения алгебраических уравнений до 3-й степени включительно, расширил понятие числа и на положительные иррациональные числа. Хайям возглавлял астрономическую обсерваторию, разработал проект весьма точного календаря, отличающегося от григорианского. Крупнейшим естествоиспытателембыл ученый-энциклопедист Ал-Бируни (973 ок. 1050), написавший около 150 трудов по истории, геодезии,  лингвистике, математике, утверждал возможность движения планет вокруг Солнца, указывал на причину лунных фаз и сконструировал множество экспериментальных приборов, призывая прибегать к опыту и проверять результаты исследований опытным путем. Его ученик - Абу Али Ибн Сина (латинизированное имя v Авиценна) (ок.980 1037) - ученый, поэт, философ, врач создал энциклопедию теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 частях), где был  систематизирован опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей.  Труды арабских алхимиков, которые пытались отыскать способ изготовления золота и эликсир жизни и молодости, описывали свойства  ряда химических соединений, необходимых для медицины (производили спирт как антисептик). Наибольшую  известность получили алхимики Джабир Ибн-Хаян (ок.721-ок.815) (латинизированное имя Гебер) и Ар-Рази (865-925), которыми изобретены и описаны важнейшие для проведения химических экспериментов  приспособления и оборудование: мензурки, колбы, тигли, горелки, шпатели и многое другое. Арабами  разработаны географические представления об Азии и Северной Африке, которые обобщены в многотомном «Словаре стран», (1224 г.).

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Начиная с VI века при монастырях и церквах создаются  школы, занимающиеся подготовкой священнослужителей иизучающие три светские науки - грамматику, риторику и диалектику, которые назывались «тривиумом», т.е. тремя путями знания (отсюда - термин «тривиальный»). Позднее в школах стали преподавать арифметику, геометрию, астрономиюи музыку, составлявшие «квадриум» четыре пути познания. Эти семь дисциплин назывались «семь свободных, искусств». Обычно в школах при монастырях дети и взрослые учились по единой программе. Монастырские школы стали со временем расширять сферу своей деятельности. В первой половине IX века из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения. Слово  «университет»  (от  лат.  universitas  -  совокупность)  означает  общность,совокупность. С момента появления университетов в них имели место две тенденции:  стремление  к  автономизации  и  стремление  к  свободе  преподавания. Первым возник Болонский университет в 1119 г.,  который представлял собойстуденческую корпорацию (свободная ассоциация учеников и наставников с их привилегиями,  программами, дипломами, званиями). В 1150 г. основан Парижский университет - объединённая корпорация магистров и студентов. В Париже существовала также Кафедральная школа Нотр-Дам, собравшая студентов со всех концов Европы.  Вышедшая из стен Парижского университета группа студентов в1167 г. перебралась в Оксфордскую монастырскую школу и основала там Оксфордский университет. Выпускники 1209 г. Оксфордского университета составили ядро Кембриджского университета. Таким образом, Парижский университет стал родоначальником двух  английских университетов. Преподавание в университетах велось на латыни. В XII веке появляются и государственные университеты, находящиеся на содержании королевства, в Испании, Португалии, Польше, Чехии.  Прием  в  средневековые  университеты  был  практически  неограничен. Главным видом занятий были лекции и дискуссии. Средневековые университеты, как правило, имели три факультета: богословский, юридический и медицинский. Четвертый факультет -  артистический - был школой, где изучались семь свободных наук. В Парижском университете изучалась проблема движения. Среди ученых особо выделялись Жан Буридан (1297-1357 гг.), Альберт Саксонский (1316-1390 гг.) и Никола Орем (1323-1382 гг.). В Оксфордовском университете Роджер Бэкон заложил основы  эксперимента. Последствия возникновения университетов: 1) рождение нового слоя учёных-преподавателей; 2) университетское сообщество, не знавшее кастовых различий; 3) разработка базовых ориентиров европейского  образования (лекции, экзамены, диспуты, учёные звания, диссертации и т.д.).

СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ

СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ - это все материальные образования, которые использует субъект для познания объекта. Познавательная деятельность человека в минимальном  объеме  представлена  прямым  отношением  субъекта  и  объекта. Весь основной массив познания связан с посредниками между субъектом и объектом (приборы, инструменты, орудия, экспериментальное оборудование, аппараты).  Всё это материальные  средства познавательной деятельности. Они могут быть естественными и  искусственными. Искусственные материальные средства познавательной деятельности могут быть типологизированы по ряду существенных  характеристик: 1)  средства, компенсирующие телесные,  чувственные или интеллектуальные ограниченности человека; 2)  средства,  используемые для познания вещества, энергии или информации; 3) средства для познавания количественных свойств объекта или качественных и т.д.

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Впервые мысль о создании философии техники, точнее - философии механики, была высказана английскимхимиком и физиком Робертом Бойлем, который в своей книге «Механические качества»  (1675)  попытался  сформулировать  механистическую  философскую концепцию, превратив механику в основу всего сущего. Имела хождение и другаяидея:  мысль  создать  философию  промышленности  принадлежала  немецкому экономисту Иоганну Бекманну. В Шотландии вышла книга экономиста и инженера Эндрю Юра «Философия мануфактур» (1835), в которой автор рассматривалнекоторые философские аспекты мануфактурного производства. Таким образом, европейская философская  мысль подошла весьма близко к созданию подлинно научной философии техники. И всё же на Западе подлинным основоположником этой научной дисциплины считается немецкий философ Эрнест Капп, которыйввёл в научный обиход термин «философия техники». В 1877 г. он выпустил книгу «Основные линии философии техники», где он, разделяя идеи опредмечивания К. Маркса, определил сущностные характеристики технических средств. ВРоссии основы  философского  осмысления  техники  были  заложены  Н.А.  Бердяевым и П.К. Энгельмейером. А.А. Богданов (Малиновский) в книге «Всеобщая организационная наука» (в 2 т.; 1913-1917) впервые в России и в Европе рассматривал проблему равновесия и хаоса. По вполне понятным причинам его исследования получили продолжение на Западе. В нашей стране интенсивная разработка философских проблем техники началась лишь в 1950-1960-е  гг. В философиитехники выделяются:  немецкая, российская, американо-французская и марксистская (советская) школы. Во второй половине XX в. мировые школы и направления философии техники во всё большей мере укрепили свою взаимосвязь в рамках  социально-экологического  подхода  к  феномену  техники.  Обосновываласьточка зрения, в соответствии с которой именно современные формы техники, с одной стороны, обостряют  конфликт системы «человек-социум-биосфера», а с другой - эффективное развитие техники и технологии  способствует его (конфликта) смягчению, а в перспективе - и преодолению. Истоки философии техники прослеживаются в трудах  древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце XIX начале XX в.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - форма научных законов, в которой связь начального и последующих состояний исследуемого предмета (процесса) фиксируется с определенной степенью вероятности.  Первоначально понятие статестических законов сформировалось при изучении массовидных явлений, где действуют многочисленные факторы и случайные связи, которые в полной мере невозможно учесть. Например, в  физике газов возможно лишь вероятное понимание траекторий молекул через понятие статистического распределения. Классическая наука, изучавшая главным образом автономные объекты с ограниченным числом связей, ориентировалась на формулировку законов науки в виде динамических законов, однозначно  связывающих действие и результат, причину и следствие, начальное и последующее состояния (например, ньютоновская механика). Поэтому первоначально вероятностные методы исследования и выводимые на их основе статистических законов расценивались как ущербные, вынужденные временные аппроксимации. Для стиля  мышления в рамках классической науки было характерно представление о том, что использование  динамического закона даёт точный результат, а использование статистических законов - приближенный.

СТИЛИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

СТИЛИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ - это исторически сложившаяся устойчивая система общепринятых методологических нормативов и философских принципов, которые, выражая, общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности определённой эпохи, лежат в основе научного исследования в определённую  эпоху  исторического  развития,  поэтому  различают  следующие  их конкретно-исторические  формы:  1)  в  классической  науке  (XVII-XIX  вв.)  при исследовании объекта устраняется всё, что относится к субъекту, поэтому здесь господствует объективный стиль мышления; 2) в  неклассической науке (первая половина XX в.) отвергается объективизм классической науки, и интерпретация объекта начинает рассматриваться в связи со средствами его субъективного познания;  3)  в  постнеклассической  науке  (вторая  половина  XX  в.)  полученные знания об объекте обязательно включают всё, что связано с субъективными предпосылками знаний (особенности средств и операции деятельности и ценностные ориентации субъекта познания).

СТОИКИ

СТОИКИ - философская  материалистическая школа, основанная приблизительно в 300 г. до н.э. Зеноном из Китона. Зенон собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах, отчего и происходит название этой школы. Знаменитыми стоиками были Клеан, Хрисипп, Сенека, Эпиктет и  император Марк Аврелий. Для стоиков, которые эклектически соединили в своей философии самые различные учения, Бог и природа суть одно и то же, а человек - часть этой богоприроды. Все действительное и действующее телесно. Сила - есть сама тончайшая материя, управляющая  миром,  и  есть  божество.  Она  пронизывает  мир,  как  распространяющееся во все стороны дуновение (световой эфир), она - душа мира, его разум. Вся материя  есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Все происходит согласно  внутренней и  абсолютной необходимости. Но  существует  и  свобода воли. Поэтому необходимо жить в согласии с природой, что значит - жить сообразно разуму. Все грехи и безнравственные поступки суть не что иное, как саморазрушение, утрата собственной человеческой природы, болезнь души. Правильные (сообразные с разумом и природой) желания и воздержания, поступки и дела- гарантия  человеческого  счастья.  Но  правильно  желать  и  воздерживаться  -значит всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой.

СТОЛЕТОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

СТОЛЕТОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ (1839-1896) - физик, окончил физико-математический  факультет  Московского  университета,  где  преподавалматематическую физику и физическую географию, защитил магистерскую диссертацию по проблемам электростатики (о наведении зарядов на первоначально незаряженном проводнике в присутствии заряженного, воздействии этих зарядовна заряженный проводник и перераспределении зарядов вплоть до наступления электростатического  равновесия).  Его докторская диссертация была посвященаизучению магнитных свойств железа (в то время электротехники как науки еще не было, поэтому очень важен был теоретический анализ работы электрических машин, и, в частности, определение закономерности в намагничивании железа иего сплавов). Трудолюбие и талант ученого не пропали даром: в 1872 г. Столетов успешно защищает докторскую диссертацию «Исследование о функции намагничения мягкого железа», а в следующем году утверждается в должности ординарного профессора Московского университета. После защиты докторской диссертации Столетов становится всемирно известным ученым. В 1874 г. его приглашают на торжества по поводу открытия физической лаборатории при Кембриджском университете,  а  в 1881 г. он представляет российскую науку на I Всемирном конгрессе электриков в Париже. На конгрессе Столетов делает доклад о результатах  своих  исследований по  определению коэффициентов  пропорциональности между электростатическими и электромагнитными единицами. По его предложению была утверждена единица электрического сопротивления - ом, а также эталон  сопротивления. В  1888  г.  Столетов  начинает  исследование  фотоэффекта, открытого за год до этого Герцем. Эти исследования принесли ученому мировую известность. После серии многочисленных экспериментов А.Г. Столетов вывел закон,  связывающий  критическое давление, электродвижущую силу батареи и расстоянием между электродом и сеткой. Выяснилось, что отношение произведения критического давления и расстояния (между электродом и сеткой) к электродвижущей силе есть величина постоянная, названная позднее константой Столетова.

СТРУКТУРА

СТРУКТУРА (от лат. строение, расположение, порядок) - строение и внутренняя форма организации системы, которая определяет взаимосвязь элементов системы, характер их изменений, проявления ими определенных свойств, совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних  изменениях,  инвариантный  аспект  системы.  Категория  структуры является развитием понятия «форма» (форма - это структура содержания). Структура выражает то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы. Структура обеспечивает целостность и устойчивость системы, выполнение её элементами определенных функций. При этом структура немыслима вне системы, а система всегда имеет структуру.

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - единство устойчивых взаимосвязей между элементами научного познания. Структура научного знания может быть рассмотрена в следующих аспектах: 1) как вид познавательной деятельностидля получения нового научного знания она состоит: из субъекта научного познания, объекта научного познания, средств познания и специфики языка; при таком подходе можно выделить два  уровня научного исследования: - эмпирический итеоретический;  2) как система знаний, где выделяется два подхода: а) наука как целостная система знаний, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются на множество научных дисциплин; при таком подходе возникает проблема классификации наук; б) предполагает наличие следующих компонентов: фактический материал, результат  первоначального его обобщения, основанные на этих фактах проблемы и гипотезы; законы, принципы и  теории;  картины мира; идеалы и нормы научного познания; философские основания науки; стиль мышления.

СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ

СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ - это система знаний, включающаяв себя: 1) онтологию науки - учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки; 2) гносеологию науки - учение об особенностях познания научной деятельности, её источниках, формах и границах;  3) методологию науки -  учение о принципах и методах получения знаний; 4) логику науки - учение о логических средствах научного познания; 5) аксиологию науки - учение о  ценностных основах  научного  познания; 6)  социологию науки  -  учение  об особенностях  взаимоотношений  социальных  групп,  участвующих  в  научной деятельности, о месте человека в науке.

СТРУКТУРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (СТРУКТУРНЫЙ) МЕТОД

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (СТРУКТУРНЫЙ) МЕТОД -разновидность системного принципа, который ориентируется на выявление структуры  системы,  т.е.  совокупности  устойчивых  отношений  и  взаимосвязи между её элементами и их роли  (функции) относительно друг друга. При этом структура понимается как нечто неизменное при определённых  изменениях, а функция - как предназначение каждого элемента для определённого действия. Этот метод требует: 1) исследование структуры (строения) системного объекта, 2) анализ её элементов и их функциональных особенностей, 3) исследование изменения этих элементов и их функций, 4) рассмотрение развития системного объекта в целом, 5) представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой поддерживают эту гармонию.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (от лат. sabjectum - лежащий в основании) - в философии  науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах: 1) как отдельный ученый, с именем которого связано открытие; 2) как особое сообщество людей - ученых, специально занятых производством знания;3) как все человечество, состоящее из отдельных народов, когда каждый народ,производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает в качестве  особого  субъекта  познавательной  деятельности.  Субъекты  научнойдеятельности имеют специальную подготовку, в ходе которой они использует свой запас знаний,  осваивая  средства и методы его получения, делает их своимдостоянием на основе  своих мировоззренческих, ценностных ориентаций, этических принципов и целевых установок, специфичных для данной области научного познания  в  исследованиях определённой эпохи.  Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим. Это живая личность с ее страстями,интересами, характером, темпераментом, талантом, волей и т.п. Но фактически под субъектом познания  все-таки имеют в виду некий безличный логический сгусток  интеллектуальной активности. Субъект  и  его  познавательная  деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности,  т.е. осмысление приемов,норм, методов исследовательской работы, традиций. Субъекты познания различают на каждом этапе  развития науки: классическом, неклассическом, постнеклассическом: 1) на этапе классической науки субъект познания представляетсобой «гносеологического  Робинзона»  (это  -  субъект  «вообще»,  вне  социокультурных и субъективных характеристик; он познаёт объект «сам по себе», как бы в «чистом виде» без всяких посторонних привнесений, абсолютно объективно); 2) субъект неклассической науки уже не претендует на абсолютное знание,поскольку получаемое знание: а) относительно, что часто понимается как субъективное, б)  инструментально, что  означает,  что  это  знание  предназначено для решения определенных задач, в) субъект познания - не созерцающая мир гносеологическая машина, а активно познающее существо, причем  не только исследующее те или иные стороны объекта, но и формирующее сам объект познания, г) субъект познания - не столько отдельный человек, сколько большие исследовательские  коллективы;  3)  характеристики  субъекта  постнеклассической  науки аналогичен субъекту познания неклассической науки, однако есть и новые отличия: в связи с глобализацией научной деятельности, субъект познания выходит за рамки национальных границ и формируется интернациональный «научный этос» (Р.К. Мертон), который в состоянии решить современные задачи.

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ (от лат лежащий внизу, находящийся в основе, кладу  основание)  это  человек, обладающий познавательными способностями и участвующий в познавательной  деятельности. Человек в процессе познания использует: 1) биологические качества (слух, зрение, осязание и др.), 2) психические качества (память, мышление, особенности восприятия и др.), 3) социальные качества (идеалы, знания, нравственные свойства и  др.). Человек может быть и субъектом труда, и субъектом образования, и субъектом управления и т.д. Чтобы быть  субъектом познания, человек должен  обладать двумя наборами  качеств: потребностями и  способностями. Потребности - побудительная сила человека, способности - деятельная сила человека. Всё  остальное - интересы, влечения, цели, мышление, речь, память, воображение и пр. - это вариации, виды, модусы потребности и способности. В структуре потребностей субъекта познания концептуальными блоками являются: «цель познания - задачи познания - программа познания». На основании цели познания (интегратор целеполагания) развертываются задачи познавательной деятельности, а они оформляются в конкретную конструктивную программу познания. В структуре способностей субъекта познания концептуальные блоки: «методы - способы - методики». Здесь методы конкретизируются в способах, а способы в конкретных методиках. Это всё - технологическая сторона познавательной деятельности. Если в структуре познания (как и любого другого субъекта) выделить три типа готовности к деятельности (хочу, знаю,  умею),  то  можно  говорить  о  трех  основных  характеристиках  субъекта познания: 1) мотивационная готовность (цели, задачи,  программа); 2) информационная  готовность  (знания,  гипотезы,  проблемы,  теории);  3)  операционная готовность  (методы,  способы, методики); 4)  информационная и  операционная готовности полярно представляют собой способности субъекта, а мотивационная- потребности. Эвристичность такого типологического подхода состоит в том,что он сразу задает три направления подготовки субъекта познавательной деятельности: а) образование - формирование информационной готовности (знания: проблемы, гипотезы, теории); б) обучение - формирование операционной готовности (методы, способы, методики); в) воспитание - формирование мотивационной готовности (цели, задачи, программы).

СУЩНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

СУЩНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ -  характерная  особенность технического знания, основанная на интерпретации природной реальности, имеющая  преимущественно  прикладной  характер  и  решающая  практические задачи.  Если  «чистая»  наука стремится  к  выявлению  общих  закономерностей природы, то прикладная - к практическому их выражению (к материализации). Если «чистая» наука состоит из преимущественно теоретических конструкций, то прикладная - дополняется технологией, которая трактуется как способ материализации общих природных закономерностей. Технические науки (теория  сопротивления материалов, теория машин и механизмов и др.) обладают всеми характеристиками  теоретического  знания  (понятийный  аппарат,  законы,  правила  и т.п.). Несмотря на высокий уровень абстрактности, знание этого типа преимущественно ориентируется, тем не менее, на решение не теоретических, а определенных  практических  (технических)  задач.  Технические науки,  с  одной  стороны, переводят (способствуют «материализации») естественнонаучные, закономерности в сферу производства, а с другой - в их рамках получают теоретическое осмысление экспериментальные данные и целевые  установки,  требующие фундаментального естественнонаучного анализа. Одновременно технознание производит имманентное знание, соответствующее внутренним закономерностям, не связанное  непосредственно ни с природными закономерностями (естествознание), ни с потребностями общества (человекознание). Тем самым технознание выходит на уровень сравнительно самостоятельной подсистемы науки.

СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД

СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД - основное достижение средневековой науки, в основе которого лежала логика Аристотеля с её категориями и процедурами и книга как основной инструмент познания, которая легла в основу распространения письменной культуры (и, прежде всего, обретения письменным текстом новой функции - функции письменного доказательства). Постепенно совершается процесс десокрализации книги. Формирование схоластической книги - длительный исторический процесс, который начинается с  университетских лекций, от лекций переходит к вопросам, а от вопросов - к диспутам. Практика вопросов и ответов существовала и раньше, но схоласты расширили её границы: первоначально разрабатывалась тематика, которая предполагала диспут, но в противовес аргументированным ссылкам на авторитет особую роль приобретало логическое обоснование аргументов, после чего следовало заключение преподавателя. Данный  метод вёл к осознанию учащимся его интеллектуальной ответственности. Диспут  помогал  осознавать  и  принимать  возможность  существования  разных методов и более гибко обращаться с авторитетами. Особую  роль начали играть систематизации, точность смысла, определённость понятий и приёмы запоминания.  Схоластический метод способствовал развитию самосознания, совершенствовал нормы логического мышления. Таким образом, были заложены теоретические основы математической логики. Разработана теория логических парадоксов, высказываний, логических следований, что привело к становлению европейского стиля мышления и разработке категориального аппарата науки.

СЦИЕНТИЗМ, САЙЕНТИЗМ

СЦИЕНТИЗМ, САЙЕНТИЗМ (от лат. и англ. наука) - 1) общекультурная и философская ориентация  на  науку как высшую ценность, эталон духовной деятельности, способ решения всех социальных и человеческих проблем; 2) мировоззрение, абсолютизирующее роль науки и научного знания в социокультурном процессе; 3) течение в социальной науке ХIХ-XX вв., ставившее задачей уподобить социальные науки по методам и теоретическому обоснованию естественным наукам (узкий смысл). Сциентизм уходит корнями в философию Нового времени (Ф. Бэкон: «знание - сила»). Активно сциентизм стал проявляться в эпоху французского  Просвещения  в  качестве  альтернативы  религиозному  сознанию.  Но методологическое обоснование получил к середине XIX в. в рамках позитивизма, стремящегося представить объективную картину мира на основе естественнонаучного  эмпирического  знания.  Сциентизм  -  важнейший  элемент  марксизма. Современные формы сциентизма характерны для XX в, когда достижения эпохи НТР рассматриваются как позитивные явления. Сциентизм смыкается с технократизмом  в  его  стремлении  разрешить  социально-экономические  проблемы  на основе научных методов управления. Во второй половине XX в. сциентизм получил развитие в форме теории постиндустриализма.

Предыдущая страница Следующая страница