Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ - категория диалектики, выражающая процесс движения, изменения материальных и духовных систем. Наиболее характерные черты развития: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений,  взаимосвязь  прогресса  и  регресса,  противоречивость,  спиралевидность формы  (цикличность),  развертывание во  времени.  Подлинное развитие всегда есть самодвижение, саморазвитие.

РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Современную философию техники оставляют: 1) онтология  техники, связанная с развитием идей К. Маркса (А.А. Зворыкин, С.В. Шухардин, Ю.С. Мелещенко, Г.Н. Волков  и др.); 2) философия истории  техники (в рамках этого направления были разработаны две основные версии, одна из которых - А.А. Зворыкин, С.В. Шухардин и др. - основывалась на приложении основных идей марксистской философии к истории и технике, а вторая  -  Г.Н.  Волков  -  развивала  марксову  идею  опредмечивания  трудовых функций применительно к основным этапам технической эволюции; 3) социология техники, в русле которой обсуждалась специфика развития техники в различных социальных условиях (Г.Н. Волков и др.); 4) техническая футурология, ориентированная  на  прогнозирование  технического  прогресса  (Г.Н.  Волков,  А.И. Черепнев и др.); 5) гносеология техники в работах В.В. Чешева, Б.С. Украинцева, В.Г. Горохова, В.М. Фигуровского и др. рассматривалась как специфика технического знания (объект, методология, особенности теории, типы идеальных объектов, ценностные установки). Аналогичные направления развивались  в западной философии техники (Ф. Рапп, X. Бек и др.), социологии (Э. Тоффлер, Д. Белл, Р. Айрис и др.) и  футурологии (Э. Тоффлер, Д. Белл, Г. Канн, Дж. П. Грант, Дж. Мартино и др.).

РАЗУМ

РАЗУМ - это способность субъекта познания творчески оперировать абстракциями и сознательно исследовать их природу в форме саморефлексии. Разум -высший уровень мышления. Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы  и  противоречия и выразить их в логике понятий. Задача разума - выявление закономерностей, коренных причин и движущих сил изучаемых  явлений.  Логикой  разума  является  диалектика.  Процесс  развития мышления - переход рассудка в разум, то есть выход за пределы готовой системы знания и выдвижение новых идей. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации.

РАССЕЛ БЕРТРАН

РАССЕЛ БЕРТРАН (1872-1970) - английский философ, математик, логик,общественный деятель. Родился в аристократической семье, окончил Кембриджский университет, лауреат  Нобелевской премии  по  литературе  1950  г.,  автор«Манифеста  Рассела-Эйнштейна»,  положившего  начало  движению  учёных  за мир. Занимался разработкой основ математики и аппарата математической логики.  Автор  теории  типов  (упорядочения  предметной области  теории  и  языка), позволяющей разрешать ряд парадоксов в основаниях математики и логическом анализе языков науки. Заложил основы философских  проблем математики. Как философ Рассел является родоначальником двух научных направлений - неореализма (в его английско-американской разновидности) и аналитической философии. Он сделал  фундаментальное открытие в области математической логики, разработав программу «логицизма», суть которой в следующем: ни одна аксиома,ни одно положение не должно приниматься на веру, необходим только небольшая совокупность очень простых  идей, из которых можно вывести как простейшие законы логики, так и сложные теоремы математики. Его аналитический метод вфилософии заключался в том, что философия должна расщеплять сложные идеи на простые, пока не придёт к обнаружению подлинной структуры мира («атомарные факты»). Анализ парадоксов и логической семантики он связывает со своейтеорией дескрипции. Как основоположник реализма он утверждал, что предметы, вступая в отношения, не  изменяют своей качественной природы («нейтральный монизм»). Он допускал существование объективных  фактов, но считал, что их объективность  основана на  внеэмпирической вере в  бытии внешнего мира. Всвоём труде «Человеческое познание, его сферы и границы» (1948) он критикует идеализм и солипсизм, формулирует теорию истины. Высказывал идеи атеистического характера, рассматривая религию как средство подавления человеческойличности.

РАССУДОК

РАССУДОК - способность субъекта познания последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, систематизировать факты и классифицировать их. Рассудок - исходный уровень мышления, где оперирование абстракциями происходит на основе стандарта. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление явлений, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Рассудок характерен обыденному, повседневному, «житейскому» мышлению, здравому смыслу. Логикой рассудка является формальная логика. Абсолютизация рассудка неизбежно ведет к метафизике.

РАЦИОНАЛИЗМ

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. разумный) - философское направление, сформировавшееся в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и признающее разум основой познания. В философии в это время становятся актуальными вопросы методологии и гносеологии, и в своем стремлении обосновать правильный ход научного познания в его движении к истине философия создает две основные модели познания - рационалистическую и эмпирическую. Рационализм тяготеет к аксиоматико-дедуктивному классу наук и в своей модели опирается на логику дедукции, когда из неких врожденных содержательных идей строго  логически выводятсянаучные истины. Чувственный опыт, по мнению рационалистов, не может служить основанием научного знания в силу своей случайности, индивидуальности,возможной ошибочности. Никакое индуктивное обобщение не гарантирует необходимости, абсолютности и всеобщности научных истин. Это может обеспечить лишь необходимость, всеобщность и строгость логического вывода. Рационализм развивался и на материалистическом, и на идеалистическом базисе, ибо решал вопрос не о природе мира, а об источнике и критерии истинного знания в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница и их последователей. Опираясь на объективно всеобщие законы логики, рационалисты тяготели к объективистской  тенденции в философии.

РАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЗНАНИИ

РАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЗНАНИИ -  способность человека оперировать мысленными  заменителями предмета (понятиями), конструировать абстрактные модели реальности, отвлекаясь от непосредственной связи с предметом и чувственной наглядности. Основные формы рационального познания - понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это форма мышления, отражающая общие закономерные,  связи,  существенные  стороны,  признаки  явлении,  которые  выражаются в словесных определениях  (дефинициях). Наиболее общие понятия - это философские категории. Суждение - форма мышления, обычно выражаемое повествовательным  предложением,  отражающая  любые  свойства  и  признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятия). Умозаключение - это  форма  мышления,  посредством  которой  из  ранее  установленного  знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). Умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные. Рациональное в познании не является особым уровнем познания, оно дополняется чувственной  стороной  познания,  переплетается  с  ней.  Рациональная  сторона познания  «направляет» деятельность органов чувств, заставляя  их выделять и фиксировать определенные свойства предмета. Аналогично любое понятие несет некоторую  эмоциональную  нагрузку,  оперирование  им  инициирует  широкий спектр чувственных образов (представлений).

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ - субъективный образ объективного мира,полученный с помощью мышления. Мышление - активный процесс обобщенного и опосредованного  отражения действительности, обеспечивающий открытие на основе чувственных данных ее закономерных связей  и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.) Основные формы рационального познания- понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это форма мышления,  отражающая общие закономерные, связи, существенные стороны, признаки явлении,которые выражаются в словесных определениях (дефинициях). Наиболее общие понятия - это философские категории. Суждение - форма мышления, обычно выражаемое  повествовательным  предложением,  отражающая  любые  свойства  и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятия). Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких  суждений) выводится новое знание (также  в  виде  суждения).  Умозаключения  подразделяются  на  индуктивные  и дедуктивные.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - программные действия человека, совпадающие с принципами разума  (нормами, стандартами), а также с ценностями, принятыми всеми членами общества.

РЕГРЕСС

РЕГРЕСС (от лат. движение в обратную сторону) - переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, к старым, изжившим себя формам,застой, изменение к худшему. Это категория для обозначения направленности развития, противоположной  прогрессу. Регресс - «развитие вспять», переход от высших, более сложных состояний предмета к низшим, примитивным. В ценностном (аксиологическом) отношении регресс. понимается как «движение к худшему». Критерии различения регресса и прогресса зависят от общего содержания философских концепций. Диалектика  трактует регресс как одну из сторон процесса развития, дополнительную к его общей тенденции - прогрессу.

РЕДУКЦИЯ

РЕДУКЦИЯ (от лат. сведение) методологический прием, широко используемый в научном  познании  как средство понимания и объяснения. В процессе редукция неизвестное сводится к известному, сложное  - к простому, свойства испецифические проявления какого-либо предмета - к его основанию, субъекту, сущности и т.д. Поскольку в процессе редукции реальные, объективные связи и соотношения явлений заменяются логическими отношениями и связями, а специфика редуцируемого явления во многом утрачивается, данный прием имеет ограниченное значение.  Абсолютизация редукции, её философское обоснование как главной методологической основы научного познания называются редукционизмом.

РЕЗЕРФОРД ЭРНЕСТ

РЕЗЕРФОРД ЭРНЕСТ (1871-1937) - английский физик, лауреат Нобелевской премии по  химии за  исследования по  превращению элементов и  химии радиоактивных веществ  (1908), президент Лондонского королевского общества. Занимался  проблемами  радиоактивности,  атомной  и  ядерной  физики,  создал модель строения атома, открыл aи b-излучения, ввёл понятие периода полураспада.  В  1903 вместе с Ф. Содди разработал теорию радиоактивного распада и установил закон превращений радиоактивных элементов. Доказал, что aизлучение - это поток положительно заряженных частиц (какие это частицы - он установил в 1909, после совместного с Г. Гейгером конструирования прибора для регистрации отдельных заряженных частиц - прототип  счетчика Гейгера - ими оказались дважды ионизированные атомы гелия).  Изучая прохождение a-частиц через  вещество, открыл их рассеяние, и установил закон рассеяния a-частиц на атомах различных элементов (формула Резерфорда). Эти эксперименты привели его в 1911 к открытию в атоме плотной «сердцевины» с положительным зарядом и к созданию новой модели строения атома - планетарной. Резерфорд выдвинул идею об искусственном превращении атомных ядер и первым осуществил искусственную ядерную реакцию (бомбардируя быстрыми a-частицами атомы азота и получив  при  этом  кислород).  Совместно  с  М.  Олифантом  экспериментально доказал справедливость взаимосвязи массы и энергии в ядерных реакциях. Провёл ядерную реакцию синтеза дейтрона с образованием трития. Создал большую школу физиков, среди его учеников О. Ган, Г. Мозли, Дж. Червик, Д. Хевеши. У него учились известные советские физики П.Л. Капица, Ю.Б. Харитон и др.

РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ - особый вид вновь полученного знания. Цельреализуется в результате, но результат богаче «реализованной цели», потому что могут быть получены те результаты, которые не представлены, не спрогнозированы, не спроектированы, не заданы в цели. Результат  можно подразделить на«продукт» и «отход», где продукт - это реализованная, достигнутая цель, а отход- это дополнительные, побочные позитивные или негативные результаты познания. Часто «отход» или непредвиденный результат является более ценным, чем запланированный.  С  результатом познания обычно связывают  истину и  выстраивают учение об истине в рамках гносеологии. Мы склонны для первичного уровня результата  использовать понятие «знание». Знание поляризуется на истинное и ложное. Истинное знание поляризуется на вероятностное и достоверное. Вероятностное - это  проблематичное и гипотетическое. В итоге формируются основные блоки продуктов познания: ложное знание, проблема (проблематичноезнание), гипотеза (гипотетическое знание), теория (достоверное знание). Отсюда и задачи развертывания  учения о продуктах познания: учение о ложном знании(заблуждения, ошибки, ложь), учение о проблеме, учение о гипотезе, учение о теории и др. В аспекте  истинностного рассмотрения продуктов познания важна поляризация  подходов с  диалектическим осознанием  единства: объективное и субъективное  в  истине, абсолютное и  относительное в  истине, абстрактное и конкретное в истине. Общий принцип достаточно прост с позиций диалектического метода: единство объективности и субъективности, абсолютности и относительности, абстрактности и конкретности в истине. Иначе говоря, не может быть объективной и субъективной, абстрактной и конкретной, абсолютной и относительной истины. В каждой истине содержится два аспекта.

РЕЛЯТИВИЗМ

РЕЛЯТИВИЗМ - философская концепция, утверждающая относительность,условность и субъективность человеческого познания, т.е. отрицание объективности.

РИКЁР ПОЛЬ

РИКЁР ПОЛЬ (1913-2005) - французский философ, один из ведущих  представителей феноменологической герменевтики. Профессор Сорбонны (Франция)и Чикагского университета (США),  почётный доктор более  30  университетов мира, лауреат Премии Киото. Основные работы: «Очерки по герменевтике» (1969), «От текста к действию. Очерки по герменевтике - II» (1986), «В школе феноменологии» (1986). В отличие от традиционной феноменологии он переносит  её  проблематику в  онтологическую плоскость:  для  него  герменевтика  не только метод познания, а способ бытия. Основное понятие - личность, поскольку она является местом рождения значений, дающих начало смыслу мира человеческой  культуры.  Он  руководствуется  регрессивно-прогрессивным  методом,  на основе  которого  пытается  диалектически осмыслить  явления  в  единстве  трёх временных измерений (прошлого, настоящего и  будущего). Только в единстве двух герменевтик - гегелевской и фрейдовской - он видит залог подлинной интерпретации. В интерпретации всегда присутствуют две герменевтики, которые имеют два разноплановых вектора: один - в сторону архаических образов, другой- к будущему, к возможному. В связи с этим он использует методологии археологии, телеологии и эсхатологии и соответствующие им дисциплины - психоанализ,  феноменологию  духа  и  феноменологию  религии,  которые  представляют собой различные способы интерпретации. По его мнению, эти методы вполне совместимы.  Философии как герменевтике надлежит соединить эти интерпретации и стать экзетезой всех значений, существующих в мире культуры. Дискурс у него обладает символической функцией. Он отличает философию языка от науки о языке. Науку о языке интересует замкнутая система знаков, а философия языка« прорывает» эту замкнутость в направлении бытия и исследует феномен языка как элемент обмена между структурой и событием. Ведущая роль в этом обменепринадлежит живому слову. Предлагая герменевтику в качестве истолкования (т.е.  метода  исторических  наук),  Рикёр  уделяет  большое  внимание  проблеме времени и его роли в интерпретации. Чтобы понять диалектику времени прошлого  и  настоящего,  необходимо  обратиться  к  третьему,  глубинному  времени  - времени самого смысла, которое имеет отношение к семантической конструкции смысла. При объяснении историчности, свойственной смыслу, Рикёр обращаетсяк пониманию синхронии и диахронии Леви-Стросса, а также к различию языка и смысла Ф.де Соссюра. Он считает, что структурализм - это наука (поскольку он в своём анализе абстрагируется от личности), а  герменевтика  -  философская дисциплина (поскольку она вторгается в круг понимания и связана с «понимающим мышлением» человека).  Трактуя герменевтику как интерпретацию смыслов текстов культуры, он исследует структуру литературных  произведений, где интерпретация рассматривается как способ включения индивида в целостный контекст культуры. 

РИККЕРТ ГЕНРИХ

РИККЕРТ ГЕНРИХ (1863-1936) - один из крупных представителей Баденской школы неокантианства, развивавший идею Виндельбанда о существовании номотетических  и  идеографических наук. Основные работы «Границы  естествннонаучного образования понятий», «Философия истории», «Науки о природе и науки о культуре», «Предмет познания», «Два пути теории познания». Он делитнауки на науки о природе и науки о культуре: естествознание направлено на выявление общих законов,  история же занимается неповторимыми единичными явлениями; естествознание свободно от ценностей, а культура и индивидуализирующее понимание истории есть царство ценностей. Риккерт различает сферы действительности, ценности и смысла, которым соответствуют три метода: объяснение, понимание, истолкование. Номотетический метод не является универсальным  методом познания.  Для  познания «единичного»  должен  применяться идеографический  метод. Исторический процесс предстаёт  как  множество уникальных и неповторимых событий, в отличие от заявленного номотетическим методом подхода к естествознанию, где природа охватывается закономерностью. Он считал, что «технические  изобретения (а, следовательно, хозяйственная деятельность, которая является производной от них), обыкновенно совершаются при помощи естественных наук, но сами они не относятся к объектам естественнонаучного исследования». Метод естествознания он называет генерализирующим, а метод истории -  индивидуализирующим. Он подчёркивает, что различия между естествознанием и историей имеет лишь методологическую и логическую противоположность, в действительности же они тесно связаны между собой. От разделения наук на естественные и исторические. Риккерт далее переходит к положению, что только  история является подлинной наукой, т.к. лишь она одна имеет дело с действительностью. Он подводит  материальный фактор, доказывая, что история превращает бытие из необозримой однородности в обозримую  прерывность, что возможно в силу существования культуры как особого объекта. Только понятие «ценности» даёт возможность отличать культурные процессы от явлений природы. Кроме понятия бытия, понятие ценности в его учении занимают место наряду с бытием. Ценности - это нечто, которое существует, это «смысл, лежащий над всяким бытием», это некое «совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта».

РИМСКИЙ КЛУБ

РИМСКИЙ КЛУБ - неправительственная организация. Выдающийся итальянский менеджер Аурелио Печчеи осознал, что бездумная погоня людей за прибылью и предметами потребления в недалеком будущем приведет человечество к гибели в результате конфликта между безудержным ростом потребления и ограниченными возможностями Земли. Он нашёл в разных странах несколько десятков единомышленников и в 1968 г. организовал неправительственную организацию, получившую название Римского клуба, который  заказывал исследования глобального взаимодействия человечества со средой обитания. Наиболее известна работа,  выполненная под руководством Д.Х. Медоуза. Согласно этому исследованию крах человеческой цивилизации наступит во второй половине XXI в. 

РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ - возникла в первой половине XX в. Её основателем является П.К. Энгельмейер, который был изобретателем, активным членом различных технических обществ, пионером автомобилизма и создателем теории технического творчества, который в условиях Октябрьской революции пытался дать философское осмысление проблем техники и технического  прогресса, создав  теорию творчества  (эврологию).  Методологиюэврологии П.К. Энгельмейер нашёл в махизме, согласно которому, истина есть экономная форма описания опыта, а содержанием всякого научного открытия является  изобретение,  создание  новой  мысли,  позволяющей  приспособить  к опыту новые факты. В работе «Технический итог XIX века» он впервые в развернутом виде  сформулировал  идеи  гуманитарного  социально-философского измерения техники и  инженерной деятельности. Вопрос о генезисе философии техники он рассматривает в русле размышлений о  социальном статусе инженеров:  философия  техники  нужна  инженеру  для  успешного  выполнения  своих профессиональных функций и  для осознания своей общественной миссии. С.Н. Булгаков в работе «Философия хозяйства» сущность техники  связывал с совершенствованием традиционных и созданием новых производственно-хозяйственных  структур.  В  этом  смысле  техника  -  необходимое условие  эффективного функционирования этих структур; при этом потребности социума обусловливаютдинамизм техники. Социализация техники, т.е.  реализация целевых установок общества, происходит  именно в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Предпринимается попытка преодолеть  противоречие между хозяйственной деятельностью человека, основанной на познании "механизма природы" и самой природой («организмом»). Труд - это  «мост» между «Я» (субъект) и «неЯ» (объект), и этот «мост» связан с техникой.

Предыдущая страница Следующая страница