Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАКАТОС ИМРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕБЕДЕВ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ

ЛЕБЕДЕВ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ (1866-1912) - русский физик. Родился в в Москве в купеческой семье. Окончил Московское высшее техническое училищеи Страсбургский университет (Германия), где была одна из лучших в то время физических школ. В 1891 написал работу об измерении диэлектрической постоянной паров, за которую получил степень доктора  философии. В том же 1891Лебедев по приглашению А.Г. Столетова возвратился в Москву и стал внештатным лаборантом в  физической лаборатории Московского университета, где исследовал влияние электромагнитных, гидродинамических и акустических волн нарезонаторы. За эти работы Лебедеву в 1899 была присуждена (без защиты магистерской диссертации) степень доктора физико-математических наук, а в 1900 он стал профессором МГУ. Он создаёт уникальную  установку для получения рекордно коротких световых волн  и  экспериментально  подтверждает наличие  у электромагнитных волн в этом спектральном диапазоне тех же свойств, что и у волн в видимой части спектра, - дифракции, интерференции, двойного лучепреломления. В 1899 экспериментально доказывает наличие светового давления на твердые тела, а в 1907 - на газы, введя в практику научного эксперимента измерение лучистой энергии вакуумными термопарами. Опыты  по световому давлению получили мировое признание как недвусмысленное подтверждение электромагнитной природы  света.  Одновременно  Лебедев  начал  цикл  исследований земного магнетизма. Из школы Лебедева вышли такие выдающиеся физики, как П.П. Лазарев, С.И. Вавилов, Н.Н. Андреев и другие.

ЛЕВИ-СТРОСС КЛОД

ЛЕВИ-СТРОСС КЛОД (род. в 1908) - французский антрополог, этнолог и социолог, ведущий представитель структурализма. Отвергнув субъективизм экзистенциальной философии, обратился к изучению жизни первобытных племён и характерного для них мифологического мышления. Основная работа - «Структурная антропология» (1958). Утверждал, что всякая культура - это  ансамбль символических систем, к которым, прежде всего, относятся: язык, брачные правила, искусство,  наука, религия. Главное внимание уделял тем способам жизнедеятельности, при помощи которых система  кровного родства биологического происхождения заменяется системой социального характера и пришёл к выводу, что  социальные культурные отношения первобытного общества  представляют собой особого рода язык. В каждой из сфер культуры можно увидеть обмен сообщениями, информацией. Он ищет то, что  является  общим для всех культур и всех  людей  в  идее  сверхрационализма, которую рассматривает как  гармонию чувственного  и  рационального  начал,  утраченную  современной европейской цивилизацией,  но  сохранившаяся  на  уровне  первобытного  мифологического мышления  как  коллективного  бессознательного.  Для  исследования  применил структурный  метод:  1)  переход  от  изучения сознательных  явлений  к  анализу бессознательного; 2) отказался рассматривать отношения как автономные независимые сущности и перешёл к  анализу отношений между ними; 3) ввёл понятие системы; 4) выявил понятие «необходимые отношения»; 5) сделал допущение о существовании  «другого  плана»  действительности, лежащего  в  основании  наблюдаемой  в опыте реальности. Рассматривал бессознательное как формальную матрицу, а общество - как систему  коммуникаций. В системе языка решающее значение придавал не словам, а структуре. Сделал вывод, что  структуры едины для всех языков и их можно свести к небольшому числу простейших типов. Этот вывод ведёт к признанию принципиальной тождественности всего человеческого мышления: нет качественного различия между первобытным мышлением и мышлением  нынешних  развитых  народов,  т.е.  иначе  он  утверждал  существование«неизменных способностей», присущих мышлению всего человеческого рода, что подрывает  основу всяких  рассуждений об  интеллектуальной неполноценности тех или иных человеческих рас.

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ (1646-1716) -  немецкий философ,математик, физик, юрист, историк, языковед, организатор науки. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1672-1676 гг. жил в Париже. Создал  дифференциальное и интегральное исчисление, внёс вклад в развитие логики, был организатором Прусской Академии наук, подготовил для Петра I проект организации Российской Академии наук. Основа философской системы Г. Лейбница - учение о монадах (монадология). Монада - простая,  неделимая  субстанция.  Монад  существует  бесконечное  множество,  они активны,  нематериальны.  Каждая  монада  -  самостоятельная  единица  бытия. Хотя ни одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем не менее, движение и развитие каждой из них находится в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной Божественной волей. Монады не имеют пространственных характеристик, они чувственно непостижимы. Их главная способность - стремление к восприятиям. Различал монады трех видов: 1) монады «нижней ступени» с  пассивной способностью восприятия образуют «неясные представления»; 2) монады «средней ступени»  способны иметь ощущения и относительно ясные представления; 3) высшие монады (монады-духи) наделены полноценным  сознанием.  Соответственно  этому  тела,  состоящие  из  монад  первого рода, относятся к  неживой природе; тела, в которых монады способны к ощущениям, составляют живой мир; человек - носитель монад, наделенных сознанием. В каждой монаде заключена возможность ее дальнейшего развития и«возвышения». В теории познания - рационалист, отстаивает теорию врождённых идей. Понятие врождённости  он связывает с потенциалом человеческого разума (человеку дана от природы некая способность к познанию категорий, истин логики и математики). Все знания Лейбниц делит на необходимые и всеобщи, истины разума и случайные истины, истины факта, полученные путём индукцию Знания, полученные из опыта, относит к знанию вероятному. Он выдвинул идеи, оправдывающие  Творца  за  существующее  в  мире  зло  («Теодицея»):  человеческие бедствия - временны, они  только этап на пути к совершенству. Разум человека должен быть готов к невзгодам.

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870-1924)  который ответил на следующие вопросы: а) в чем сущность открытий в физике? б) в чем причина кризиса в физике? в) каков выход из кризиса? Он доказывал, что на рубеже XIXXX столетий произошла ломка основных физических понятий и законов и основанной на них научной картины мира: 1) масса электрона оказалась примерно в две тысячи раз меньше массы атома (отсюда следовал вывод, что атом не можетрассматриваться как неделимая частица материи); 2) электрон может двигаться с быстротой, сравнимой со скоростью света (при таких скоростях масса материального объекта изменяется в зависимости от скорости  движения; непостоянствомассы электрона  наталкивало  некоторых  естествоиспытателей  на  мысль,  что электрон не вещественен, что он «дематериализуется»); 3) открытие радиоактивности разрушало не только представление о неизменности химических элементов, но и свидетельствовало о  нарушении закона сохранения энергии, так как при излучении, теряя массу и распадаясь, радиоактивные  элементы превращаются в новое  качество.  В.И.  Ленин  утверждает:  «Суть  кризиса  современной  физики состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т.е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом. «Материя исчезла» - так можно выразить основное  и типичное по отношению ко многим частным вопросам затруднение, создавшее кризис». Так сформировался  физический идеализм. В.И. Ленин обосновывает, что для этого были гносеологические причины: 1) физики не  знали диалектики, т.е. они не мыслили диалектически; 2) они были релятивистами, потому что не знали диалектики  относительной и  абсолютной истины (поскольку  их  вечная истина о строении материи рухнула, они сделали вывод, что все научное познание необъективно, относительно и зависит от воображения ученого); 3) произошла серьезная математизация научного знания.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) - выдающийся художник и учёныйэнциклопедист  эпохи  Возрождения,  изобретательская  и  научная  деятельность которого  долгие  годы  оставалась  неизвестной.  Рукописи  Леонардо  написаныособым способом -  их можно читать только в  зеркале, поэтому их изучение началось только в конце XVIII века. Утверждал решающее значение опыта, выдвигал на первый план математику и механику. Он  считал, что единственнымобъектом науки является природа, выступал против магии, мистики, алхимии. Для познания природы  необходим научный метод, основой которого является опыт. Но опыт должен дополняться математическими обобщениями и выводами. Все может быть и должно быть сведено к числовым выражениям. В настоящеевремя историки техники насчитывают сотни его изобретений. Наиболее известными  являются  такие  изобретения,  как  цепная  передача,  ременная  передача, роликовые опоры, карданное зацепление, различного  рода станки - молотобойный, для нанесения насечек на инструменты, ткацкие машины, приспособления для чеканки монет  гидравлические устройства. Он разработал механизмы, сходные с устройством современных землечерпалок, усовершенствовал конструкциюшлюзов. Мечтая о полётах человека, в 1490 г. он спроектировал (а возможно и построил)  модель летательного  аппарата с  крыльями летучей мыши, который должен был использовать мускульные усилия рук и ног, но предполагал полеты спомощью ветра  (парящие  полеты).  Самый  ранний,  дошедший  до  нас  проект парашюта, тоже принадлежал ему. Проектам летательных аппаратов он посвятил почти четверть века своей жизни (возможно, поэтому современники считали егоне то магом, не то слегка сумасшедшим).

ЛЕРУА ЭДУАРД

ЛЕРУА ЭДУАРД (1870-1954) - французский философ и математик, представитель католического модернизма, последователь Бергсона, друг и единомышленник П. Тейяра де Шардена, создатель эволюционной концепции,где соединялись католические догматы с фактами, накопленными палеонтологией и антропологией, с новейшими открытиями в биологии. Эволюцию рассматривалкак творческое становление, в истоках которого лежит духовная сила - действующая мысль. С появлением  человека, наделенного сознанием и разумом, эволюция природы и жизни приобретает качественно новый  характер, ибо человекстановится условием и орудием их дальнейшего поступательного развития, что приводит к переходу от биосферы к ноосфере (сфере разума). Термин «ноосфера» Леруа  впервые употребил в конце 1920-х годов, а  саму  концепцию ноосферы он разработал совместно с П. Тейяром де Шарденом (впоследствии это понятиестало основой учения В.И. Вернадского). Основные работы: «Потребность в идеализме  и факт  эволюции»  (1927);  «Происхождение  человека  и эволюция интеллекта» (1931); «Опыт о первой философии» (1956-1958). Здесь он доказывает, что наука даёт религии обоснование, а религия завершает науку. Проблему интеллекта  и интуиции  Леруа  исследует  в работе  «Интуитивное  мышление» (1929-1930). В книге «Проблема Бога» (1929) он подвергает критике традиционные томистские доказательства существования Бога, считая, что постичь Бога человек может лишь с помощью опыта, дающего свидетельство о Боге как источнике творческого, духовного развития человека, его  нравственного бытия, чтоможет прояснить философия.

ЛИКЕЙ

ЛИКЕЙ - философская школа Аристотеля, открытая в Афинах, учеников которой прозвали  перипатетиками, то есть «прохаживающимися», за то, что они имели обыкновение прохаживаться вслед за Аристотелем в саду Ликея во время занятий или лекций. Местом для нее был избран в одном из предместий города гимнасий,  примыкавший  к  храму  Аполлона  Ликейского.  По  прозвищу  этого храма - Ликейский - школа Аристотеля получила название  Ликея. Обучение в Ликее имело двоякую форму: «эксотерическую» (или преподавание риторики, доступное для всех) и «акроэтическую», или «эсотерическую» (для подготовленных, где в обучение входила метафизика, физика и диалектика). Ликей Аристотеля был не только  школой, но также и кругом лиц, связанных между собой тесными узами дружбы. Преемником Аристотеля по  руководству школой стал его ученик и друг Теофраст, скончавшийся в возрасте 85 лет в 288 г. до н.э. Он был не только крупный философ, но и ученый. Аристотель положил своими работами начало научному изучению  животного мира, Теофраст положил такое же начало изучению мира растений, В философии он занимался самостоятельным исследованием  некоторых  проблем  логики.  Из  личных  учеников  Аристотеля выделились Евдем из Родоса и Аристоксен из Тарента. Первый из них выдвинулся своими учеными работами в области истории, оставаясь в них верным взглядам учителя. Аристоксен известен своим учением о музыкальной  гармонии. Не только в теории музыки, но и в этике он соединил аристотелизм с пифагореизмом. Ряд  последующих перипатетиков были больше учеными специалистами и литераторами, чем философами. Зато крупным философом Ликея был Стратон из Лампсака, стоявший в Афинах во главе Ликея в течение 18 лет  (287-269 гг. до н.э.). В его лице в Ликее возобладало натуралистическое направление, переходящее в ряде случаев в прямой материализм. Он не только находил необходимым вносить поправки в учение Аристотеля  по  отдельным вопросам, но выступил против основных дуалистических и идеалистических элементов его учения.

ЛИОТАР ЖАН ФРАНСУА

ЛИОТАР ЖАН ФРАНСУА (1924-1996) - французский философ, постмодернист,  преподавал  философию  в  университетах  Парижа,  США,  Канады.  В юношеские годы симпатизировал марксизму, занимался психоанализом, разделял леворадикальные идеи. Разработал концепцию  «нерепрезентативной эстетики», стремясь «спасти честь мышления после Освенцима»: трагедия тоталитаризма в Европе связана с самой сутью европейского мышления, которое ориентировано на поиск безальтернативной истины (идея христианского спасения, эмансипации, научно-технического прогресса и т.п. Он выявляет в  европейской культуре тенденцию формализации знаний. Основной формой употребления знаний являются нарративы - повествовательные структуры, которые организуют определённый вид дискурса в определённые исторические периоды. Он выделяет: 1) «легитимирующие» макронарративы, цель которых - обосновать господство существующего политического строя, законов, моральных норм, присущего им образа мышления и структуры социальных институтов; 2) «языческие» микронарративы, которые обеспечивают целостность  обыденной жизни в ее повседневном опыте на уровне отдельных первичных коллективов (напр., семьи), и не  претендуют на позиции власти; 3) сам дискурс является метанаррацией и создает «социальную мифологию»,  которая поддерживает функционирование всех механизмов управления.  Деятельность  Лиотара  характеризуется  постоянной  оппозицией  метанарративам (рассказам) и обобщенности. Эти «мета-нарративы»  являются грандиозными, крупномасштабными доктринами и философиями мира, типа исторического  прогресса, познаваемости всего наукой, или возможности абсолютной свободы, в которые человечество  уже давно не верит. Постсовременность характеризуется  также  большим количеством микро-нарративов.  Для  анализа этого понятия  Лиотар  рассматривает  термин  «языковые  игры»,  называя  его  иногда«фразовым режимом», обозначая разнообразие общностей значений, неисчислимые и несоизмеримые отдельные системы, в которых производятся значения и правила для их циркуляции.

ЛИЧНОСТНОЕ (НЕЯВНОЕ) ЗНАНИЕ

ЛИЧНОСТНОЕ (НЕЯВНОЕ) ЗНАНИЕ - компоненты  научного  знания,являющиеся предпосылками мышления, которые невозможно полностью выразить в языке в виде четких формулировок (навыки восприятия, использования языка  науки, методы  экспериментирования, практические  умения, ценностные ориентации).  Концепцию личностного знания  разработал в  XX  в.  английский ученый и философ М. Полани, который определил их как знания, которые передаются путем непосредственной демонстрации образцов научной деятельности и ее продуктов (напр. нет  чётких рецептов построения аксиом, хотя существуют соответствующие аксиомы).

ЛОБАЧЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ЛОБАЧЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1792-1856) - математик, «Коперник геометрии»,  деятель университетского образования и народного просвещения. Его труд «О началах геометрии» (1826-1830) стал первой в мировой литературе серьёзной публикацией по неевклидовой геометрии, или геометрии Лоба- чевского. Лобачевский  считает аксиому параллельности Евклида произвольным ограничением. С его точки зрения, это требование  слишком жёсткое, ограничивающее возможности теории, описывающей свойства пространства. В качестве альтернативы предлагает другую аксиому: на плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, проходит более чем одна прямая, не  пересекающая данную.Разработанная Лобачевским новая геометрия не включает в себя евклидову гео- метрию, однако  евклидова  геометрия может быть из неё получена предельным переходом (при стремлении кривизны пространства к нулю). В самой геометрииЛобачевского кривизна  отрицательна.  Однако  научные  идеи  Лобачевского  не были поняты современниками. Его труд «О началах геометрии», представленный в 1832 году советом университета в Академию наук, получил у М.В. Остроград- ского отрицательную оценку. Среди коллег его почти никто не поддерживал,однако его идеи опередили научную мысль.

ЛОГИКА НАУКИ

ЛОГИКА НАУКИ - учение о логических средствах научного познания.

ЛОГИКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАУКИ

ЛОГИКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАУКИ - сложился в античности в философской системе Аристотеля и впоследствии развит Галилеем. Его сущностью является абсолютизация  теоретической науки и пренебрежение опытным, экспериментальным типом познания. Аристотель понимал  науку  как  систему  логически связанных,  рационально обоснованных утверждений,  где  основным  инструментом  («органоном»)  научного  познания является  логика.  Основным  методом  логико-эпистемологического  подхода  к анализу науки является рациональная дедукция, то есть познание в форме логических  доказательств  путем  апелляции  к  реально  удостоверяемым  причинам  и основаниям. Такой подход, представляющий собой синтез умопостигаемых знаний, связанных в целостную картину мира, продолжил Г. Галилей, доказывая, что опытные данные не являются исходным элементом познания и всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках: опыт всегда предваряется некоторыми  теоретическими допущениями, а для его прогнозирования используются математические измерения и  идеализация, как способы создания теоретических схем явлений. Поэтому основой науки, по Галилею,  становится математика, а основой  научного  исследования  -  измерение  (т.е.  выявление  количественных различий между объектами).

ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД - это способ изучения сущности и содержания природных и социальных объектов, основанный на изучении закономерностей ираскрытия объективных законов, на которых базируется данная сущность. Объективной основой логического метода является то обстоятельство, что сложные высокоорганизованные  объекты на высших стадиях своего развития сжато воспроизводят в своей структуре и функционировании основные черты своей исторической эволюции. Логический метод является эффективным средством раскрытия закономерностей и тенденций исторического процесса. Логический метод в сочетании  с  историческим  выступают  как  приёмы  построения  теоретических знаний. Ошибочно отождествлять логический метод с  теоретическими построениями, также как отождествлять исторический с эмпирическими описаниями: на основе  исторических фактов выдвигаются гипотезы, которые проверяются фактами и превращаются в теоретическое знание о закономерностях исторического процесса. Если применяется логический метод, эти закономерности выявляются в очищенном от случайностей виде, а применение исторического метода предполагает фиксацию этих случайностей, но не сводится к простому эмпирическому описанию  событий в их исторической последовательности, а предполагает их особую реконструкцию и раскрытие их внутренней логики.

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ - предметное воздействие заведомо неправильных представлений об истине.

ЛОКК ДЖОН

ЛОКК ДЖОН (1632-1704) - английский политический деятель и философсенсуалист (от лат. чувство), соединяющий в своём учении эмпиризм и рационализм. Родился в семье офицера, служившего в  армии Кромвеля. Революция далему возможность окончить Оксфордский университет, где он занимался естествознанием и медициной. Был домашним врачом и секретарём графа А. Шефтсбери. Занимал высокие административные посты. Основал  английский банк. Главная работа Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме». Единственным объектом человеческого мышления считал идею, отстаивая мысль, что идеи приходят всегда только из опыта (критикуя учение о врождённых идеях Декарта). В основе сенсуализма Дж. Локка лежит концепция «чистой доски» (от  греч. - tabula rasa).Согласно утверждениям Локка,  все  человеческие идеи,  понятия  не  врождены человеку, как считал Р. Декарт, а приобретаются в процессе опытного познания природы, в результате воздействия предметов,  существующих вне человека, наорганы чувств. Локк сравнивал разум человека с восковой дощечкой, на которой«природа пишет свои письмена». Дж. Локк разработал учение о первичных и вторичных  качествах  материальных  тел.  Он  считал,  что  первичные  качества(величина, форма, движение и др.) присущи самим вещам: человек познает их с помощью ощущений. Вторичные же качества (цвет, вкус, запах и др.) являются не  свойствами  вещей,  а  результатом  человеческих  восприятий.  Познание  онпонимает как восприятие и понимание согласованности или несогласованности между нашими идеями, что можно понять двумя способами: при помощи интуиции или при помощи доказательства. Источник познания - механизм формирования этого восприятия и познающая деятельность субъекта. Особое внимание он уделяет идее внутреннего опыта - «рефлексии». К ней он относит идеи, которые нельзя получить от внешних вещей. Локк писал о роли рефлексии в процессе познания: «этот источник идей каждый человек имеет целиком внутри себя, и, хотя этот источник не есть чувство, поскольку не имеет никакого дела с внешними предметами, тем не менее, он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутренним чувством». Этот источник идей он и называл «рефлексией»:«потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей  собственной деятельности внутри себя...под рефлексией... я подразумеваю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности». После того как в опыте человека появляются идеи, дальнейший путь познания - это путь  непрерывной активности субъекта. Дале происходит процесс обработки идей и переход от простых идей к сложным. Элементы знания есть уже в простом чувственном материале, но, как считает Локк, им нельзя ограничиваться,  необходимо  получить  целостное теоретическое знание,  а  оно возможно только через комбинирование идей. И это является главной задачей его теории познания. Локк указал три способа образования  сложных идей: простое суммирование простых идей, сопоставление или сравнение простых идей, способ абстрагирования.

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765) - ученыйэнциклопедист, просветитель, поэт, переводчик. В возрасте 20 лет, выдав себя за дворянского сына,  поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию,как один из лучших студентов он был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года - в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам, а также изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые  поэтические  и  литературно-теоретические  опыты.  По  возвращению  в Россию был назначен профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все  отрасли современного ему естествознания, горного  дела  и  металлургии,  математики,  истории,  филологии,  языкознания, искусства, литературы. В 1748 он создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Самостоятельно сконструировал приборы для химических  исследований, оптические инструменты.  Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы  количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1741-1761 в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты. В 1742 Ломоносов впервые в России начал читать публичные  лекции на русском языке в Академии наук. В1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний,  сыгравших  огромную  роль  в  развитии  России.  Русский  ученыйэнциклопедист знал и ценил философское творчество Лейбница и Декарта. Особое значение он придавал опытному познанию. В своих гносеологических воззрениях  Ломоносов стремился избегать крайностей сенсуализма, признавая исключительную роль рационального познания, не был склонен к мистицизму в понимании природы, утверждая, что «приписывать... физическое свойство тел божественной воле или какой-нибудь чудодейственной силе мы не можем». Ему казалось возможным и необходимым достижение гармонии между верой и разумом, наукой  и  религией:  «Неверно  рассуждает  математик,  если  захочет  циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтирье можно научиться астрономии или химии». Само научное познание для Ломоносова было своеобразным служением: «Испытание натуры трудно, однако приятно,  полезно,  свято».  Один  из  основоположников  новой  светской  российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.

ЛОРЕНЦ КОНРАД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУКРЕЦИЙ КАР

ЛУКРЕЦИЙ КАР (около 96 г. до н.э.55 г н.э., кончил жизнь самоубийством), полное имя Тит Лукреций Кар, римский поэт и философ, автор незаконченной поэмы «О природе вещей», изданной Цицероном, где Лукреций  рассматривает возникновение мира на основе взглядов Эпикура, отстаивает идею  строгой причинности  и  фатализма.  Его  учение  основано  на  следующий  положениях. Ничто не возникает из ничего и в ничто не обращается. Вселенная является огромным, но конечным пространством, заполненным  пустотой (вакуумом) и неуничтожимой материей (атомами). Атомы различаются по форме, размеру и весу и  являются твердыми неуничтожимыми, вечными телами. Все вещи состоят из движущихся атомов, разделенных большим или меньшим количеством пустоты, что  и  определяет  форму вещей. Любое изменение может  быть  объяснено изменением числа или положения атомов. Душа состоит из невероятно малых и тончайших  атомов,  рождается и растет вместе с телом, а после смерти тела«рассеивается как дым». Хотя боги и существуют, они не управляют и не воздействуют  на мир. Будучи системами из тончайших атомов, они обитают отдельно от мира и являются воплощением человеческого счастья. Люди чувствуют  и реагируют на воспринятое по определенным правилам. Несмотря на то, что чувства обмануть нельзя, разум может сделать неправильный вывод из правильных ощущений. Объекты можно увидеть, поскольку они излучают со своей поверхности особые формы, которые воспринимаются глазом, как запах носом. Люди по природе своей ищут удовольствий и стремятся избегать боли. Их целью должно быть приведение жизней в соответствие с балансом максимального удовольствия и минимальной боли. Достичь  этого люди могут лишь преодолев, при помощи философии, свой страх перед смертью и богами.

Предыдущая страница Следующая страница