Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

КАПП ЭРНСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРНАП РУДОЛЬФ

КАРНАП РУДОЛЬФ (1891-1977) - немецко-американский философ науки,логик, один из лидеров логического позитивизма, ведущий представитель Венского кружка. Предметом философии науки считал анализ структуры естественно-научного знания при помощи аппарата математической логики. Сначала теоретико-познавательные  основы  этого  анализа  представляли  собой  соединения эмпиризма и конвенционализма. На раннем этапе своего творчества он считал физический язык основой языка науки, к терминам которого должны быть сведены термины всех других конкретных наук. Затем он отказался от физикалистского тезиса в пользу «вещного языка», т.е. языка, который мы используем в повседневной жизни, говоря о конкретных вещах, окружающих нас. Критерием истинности научных утверждений является не верификация или сравнение с чувственным опытом, а их взаимная  согласованность (когерентность) и непротиворечивость. В дальнейшем Карнап отошёл от узкой модели науки Венского кружка и сделал предметом своего анализа смысловой аспект анализа науки, разработав ряд моделей формализованного языка (ряд его результатов были использованы в кибернетике. В последние годы жизни высказывал положения близкие к естественно-научной материалистической тенденции.

КАРТИНА МИРА

КАРТИНА МИРА - это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Термин «картина мира»  появился благодаря немецкому  физику Г. Герцу, когда он описывал совокупность создаваемых исследователями об объектах внешнего мира. М. Планк уточнил его и дал следующее определение физической картины мира - это «образ мира», формируемый в физической науке и отражающий реальные закономерности природы. Картины мира последовательно сменяли одна другую, начиная с XVII в.: механическая, электромагнитная, релятивистская. Вслед за физической, начали говорить о химической, биологической и т.д. картине. Картина мира, которая складывается из всех  существующих научных представлений о строении и развитии природы называется естественнонаучной картиной мира. Картина мира изменяется в ходе развития культуры. В соответствии с тем, какая форма постижения и восприятия мира является преобладающей, различают религиозную, философскую и научную картины мира.  Современная картина мира является научной, так как соответствующие представления о реальности сформировались в ходе экспериментальных и теоретических исследований, обоснованы и подтверждены.  Основаниями картины мира являются современные философские принципы и подходы. В основе картины мира лежит принцип объяснения мироздания.

КАТЕГОРИЯ

КАТЕГОРИЯ - общее понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

КЕПЛЕР ИОГАНН

КЕПЛЕР ИОГАНН (1571-1630) -  выдающийся астроном, один из создателей  небесной  механики,  развивающий  теорию  Коперника.  После  окончания университета Кеплер работал профессором математики и  морали в училище г. Граца. В 1600 г. переехал в г. Прагу и занял место астронома при дворе Рудольфа II. Основная работа «Новая астрономия, или небесная физика с комментариями на движение планеты Марс по наблюдениям Тихо Браге» (1609 г.). Благодаря богатому  эмпирическому  материалу  Кеплеру  удалось  открыть  законы  движения планет, которые носят его имя: 1) каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце; 2) радиус-вектор, проведенный от Солнца к планете, в равные промежутки времени покрывает равные площади; 3) квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших  полуосей их орбит.  В  работе  «Диоптрика»  он  даёт  теорию  зрительного  восприятия,  теорию коррекции зрения. Кеплер предложил конструкцию зрительной трубы с окуляром в виде положительной (выпуклой) линзы,  схема которой носит его имя - «зрительная труба Кеплера». В работах по оптике Кеплера даны основы современной геометрической оптики.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЬЮТЕРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНДРАТЬЕВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ

КОНДРАТЬЕВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (1892-1938) - экономист, создатель концепции длинных  волн конъюнктуры («кондратьевских циклов»), родился в крестьянской семье в Костромской губернии. Будучи студентом церковно-учительской семинарии, вступил в 1905 в партию эсеров. За революционную деятельность его исключили из семинарии, несколько месяцев он провел в тюрьме. В 1919 Кондратьев вышел из партии эсеров, полностью отошел от политики и сосредоточился на чисто научной деятельности. В 1920  профессор Кондратьев стал директором московского Конъюнктурного института при Наркомате финансов. Одновременно он преподавал в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, а также работал в Наркомате земледелия начальником управления экономики и планирования сельского хозяйства. На годы НЭПа  пришелся  расцвет его научной деятельности. В 1925 Кондратьев опубликовал работу Большие циклы конъюнктуры, которая сразу вызвала дискуссии сначала в СССР, а затем и за границей. Труды,  возглавляемого  им Конъюнктурного института, быстро завоевали общемировую известность. Его избрали членом многих зарубежных экономических и статистических обществ, он был лично знаком или состоял в переписке с крупнейшими экономистами своего времени - У. Митчеллом, А.С. Кузнецом, И. Фишером, Дж.М. Кейнсом. В 1920 и в 1922 Кондратьева дважды арестовывали по политическом обвинениям. В 1931 его  приговорили к 8 годам заключения, последние свои научные работы он писал в Бутырской тюрьме и  Суздальском политизоляторе. В 1938, когда заканчивался срок его заключения, над тяжело больным  учёным  был  организован  новый  суд,  закончившийся  приговором  к расстрелу. Лишь в 1987 его посмертно реабилитировали. В мировой экономической науке он известен, прежде всего, как автор концепции «длинных  волн», в которой он развивал идею о множественности экономических циклов. В рыночном  хозяйстве,  полагал  Кондратьев,  помимо  общеизвестных  среднесрочных циклов (8-12 лет) есть еще и долгосрочные циклы (50-55 лет) - «большие волны конъюнктуры». Им были обработаны статистические материалы (динамика  цен, ссудный процент, зарплата, показатели внешней торговли, объемы производства основных видов промышленной продукции) за 1780-1920-е по таким странам, как Англия, Франция, Германия, США, а также в  целом по мировому хозяйству. За анализируемый период времени Кондратьев выделил два полных больших цикла (с 1780-х до 1840-х и с 1850-х до 1890-х) и начало третьего (с 1900-х). Поскольку каждый цикл состоял из фаз подъема и спада, то он смог по существу предсказать Великую Депрессию 1929-1933 за несколько лет до ее начала. По мнению Кондратьева, государство может и должно воздействовать на народное хозяйство с помощью планирования. Кондратьева следует считать родоначальником теории и практики индикативного (рекомендательного) планирования, внедренного в послевоенные десятилетия по настоянию кейнсианцев практически во всех развитых странах Запада. Под его руководством был разработан перспективный план развития сельского и лесного хозяйства России на 1923-1928,  основанный на принципе сочетания плановых и рыночных начал. Кондратьев считал, что эффективный  аграрный сектор способен обеспечить подъем всей экономики, включая промышленность. Поэтому предложенная им концепция планирования предполагала  сбалансированный  и  одновременный  подъем  как  промышленного,  так  и аграрного сектора. Кондратьев подвергал критике директивное (командно-приказное) планирование.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

КОНСТРУИРОВАНИЕ - вид инженерной работы, которая осуществляется в различных областях человеческой деятельности: в проектировании техническихсистем, дизайне, моделировании одежды и др. В технике конструирование является обязательной составной частью процесса проектирования и связано с разработкой конструкции технической системы, которая затем материализуется при изготовлении на производстве.  Конструирование включает анализ и синтез различных вариантов конструкции, их расчёты, выполнение  чертежей и др. Разработка вариантов конструкции обычно связана с постановкой и решением задач технического  творчества.  На  уровне  конструирования  происходит  реализация технической идеи в рамках опытно-конструкторской разработки, которая связана с постановкой и решением задач технического творчества. В процессе конструирования создается чертёж технического изделия или системы, рассчитываются конкретные технические характеристики и фиксируются специфические условия реализации  (характер  материала,  производительность,  степень  экологичности, экономическая эффективность и др.). Результат  конструкторской разработки - техническое изделие, готовая конструкция. Конструирование сочетается с разработкой соответствующих  технологических условий, т.е. методов и технических условий  реализации  конкретной  модели.  Поэтому  конструирование  связано  с технологией, которая выявляет механизм организации процесса по производству конкретного изделия

КОНТ ОГЮСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦЕПЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

1. Концепция Ф. Дессауэра, где в соответствии с платоновскими традициями техническое творчество трактуется  как  реализация  предустановленных  идей,  которые  предшествуют человеческому  существованию. Человек «извлекает»  идеи  и  «помещает»  их  в сферу «чувственного восприятия». Творец, наделив человека способностями к творческой  деятельности, создал условия для воплощения божественных идей, обогащения человеком эмпирического мира вещей. 2. Концепция М. Хайдеггера, где техническое творчество рассматривается как процесс «перевода»  вещей из одного состояния в другое, а именно - в «орудийное». Этот «перевод» обусловливается самой сущностью природы, которая как бы ведет творчество инженера к новым  технологическим  объектам  и  решениям.  Техническое творчество  трактуется как способ раскрытия онтологической определенности вещей и  «испытания» гуманистических убеждений личности.

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ - определенный способ научного понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения  на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

КОПЕРНИК НИКОЛАЙ

КОПЕРНИК НИКОЛАЙ -  (1473-1543) - автор знаменитой гелиоцентрической системы, получивший образование в Ягеллонском университете в Кракове и совершенствовавший свои знания в Италии, где изучает живопись, астрономию,математику, философию, греческий язык, юриспруденцию (становится специалистом по каноническому праву). В 1503 г. Коперник получает диплом доктора права и в 1505 г.  возвращается  на родину, становится каноником Вармейскойепархии, где и прожил до конца своих дней. К идее пересмотра системы мироздания Коперник пришел не от научных открытий, а от чувства эстетической неудовлетворенности,  т.е.  от  искусства,  которое  было  основой  мироощущения человека Возрождения. Концептуальное изложение своей системы Коперник дал в 1515 г. в рукописном труде «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям». Накануне своего 60-летия он закончил знаменитый труд«О  вращении  небесных  сфер»,  в  котором  сформулировал новую  гипотезу  об устройстве мира. Сочинение состояло из 6 книг.  Система Коперника выглядела следующим образом. В ее центре находится Солнце, вокруг  которого по круговым орбитам  последовательно вращаются  планеты:  Меркурий,  Венера,  Земля вместе с орбитой Луны,  Марс, Юпитер, Сатурн. На конце системы находится сфера неподвижных звезд. «Солнце, как бы восседая на царском престоле, управляет вращающимся около него семейством светил», - пишет он. Совершая вращение  вокруг  Солнца, Земля  одновременно вращается  вокруг  своей  оси,  чем объясняется смена дня и ночи, видимое движение звезд на  небе. Коперник нерешался издавать это произведение, справедливо опасаясь гнева церкви. Сочинение было издано спустя 10 лет в 1543 г. в Нюрнберге. Автор увидел свою книгу лишь за несколько часов до смерти. В 1616 г.  произведение Коперника быловнесено католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Запрет был снят спустя более, чем 200 лет.  Открытие Коперника справедливо называют первой научной революцией. Ее сущность может быть изложена следующим образом: 1)Коперник высказал мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных  объектов,  подчиненным  некоторым  общим  закономерностям  единой механики. 2) Отпала необходимость в перводвигателе и тем самым был брошен вызов  религиозному  миропониманию. Религиозная картина  мира  исходила  из признания  центрального  положения  Земли,  поскольку  это  давало  основание утверждать человека центром и высшей целью мироздания. Кроме того, религиозное миропонимание противопоставляло земное, как телесное и тленное, небесному, как нетленному.  Но в свете идей Коперника Земля становилась обычной«рядовой» планетой. 3) Предложив новую концепцию мироздания, Коперник в то же время продемонстрировал ограниченность чувственного познания и наблюдения и  указал  необходимость  для  науки  критического  разума.  Существенным недостатком взглядов Коперника было то, что он разделял господствующую в то время точку зрения на конечность мироздания. Он считал, что Вселенная заканчивается твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды. Несостоятельность этого взгляда была показана в расчетах орбиты кометы, проведенных датским астрономом Тихо Браге в 1577 г.

КОСМИЗМ РУССКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЭВОЛЮЦИЯ

КОЭВОЛЮЦИЯ -  принцип сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей системы внутри целого. Понятие «коэволюции» является биологическим по своему происхождению, и основано  на изучении совместной эволюции различных биологических объектов и уровней их организации. Сегодня это  понятие  становится общенаучной универсальной категорией,  охватывая обобщенную  картину  всех  мыслимых  эволюционных  процессов  -  это  и  есть глобальный  эволюционизм,  характеризуя  как  материальные,  так  и  идеальные (духовные) системы. Если самоорганизация имеет дело со  структурами, состояниями системы, то коэволюция - с отношениями между развивающимися системами,  с  корреляцией  эволюционных  изменений,  отношения  между  которыми сопряжены,  взаимоадаптированы.  Коэволюция  остро  ставит  вопрос  о  синтезе знаний, о необходимости совмещения различных уровней  эволюции, различных представлений о коэволюционных процессах, выраженных не только в науке, но и в искусстве, религии, философии и т.п. Коэволюционные процессы совершается в единстве природного и  социального, поэтому на современном этапе развития науки нужно тесное единство и постоянное взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания. Методологи призывают осознать, что  коэволюционное сосуществование природы и общества становится проблемой планетарного масштаба и приобретает первостепенную значимость.

КРЕАТИВНОСТЬ

КРЕАТИВНОСТЬ - творческое начало, изобретательность, продуктивная оригинальность интеллекта и мышления человека, субъективная сторона творчества. Она обусловлена тем, что человеческий мозг представляет собой динамически сложную, открытую, неустойчивую синергетическую систему. Неравновесность мозговой системы становится источником её новой более высокой упорядоченности,  появления  притягивающих  режимов  более  сложной  структуры  и вместе с ними новой пространственно-временной организации. Креативное мышление характеризуется одновременным схватыванием противоположностей: информации, извлекаемой из среды, и её наложения на нейронные и психологические структуры и формы разнообразия; структурного и деятельностного аспектов  поведения  и  общения  человека  со  средой;  образно-логической,  знаковосимволической  организации интеллекта и  технических систем, конструкций и функций. Креативность - это способ самореализации личности, которая  служит основой для разрешения основного объективного противоречия (между целями и средствами) поиска нового творческого решения, в том  числе технического решения.

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПОЗНАНИЯ

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПОЗНАНИЯ - основные характеристики научного познания: 1) объективность предполагает, что познания явления осуществляется независимо от познающего субъекта, т.е. происходит отвлечение от интересов познающего индивида и от всего сверх природного; 2) доказательность и обоснованность - в качестве которых могут выступать эмпирические факты и логические рассуждения; 3) выраженность в понятиях предполагает, что научное знание должно быть выражено в системе выработанных данной наукой понятий (использует специализированный научный язык), позволяющий включить его в состав определённой научной теории 4) рациональность - в научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это высказывание можно считать истинным (здесь действует принцип достаточного основания); 5)  сущностная характеристика - сведения, которые сообщаются в той или иной системе знания, должны касаться сущности предметов; 6) системность знание должно быть особым образом организовано в форме теории или развернутого теоретического построения на специальном языке понятий и  категорий данной области знания; 7) проверяемость - означает, что знание должно найти свое подтверждение в практической деятельности и быть воспроизводимо в ней; 8) способность к развитию - рассматривается как потенциал знания к порождению нового знания.

КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ

КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ (1401-1464) - кардинал и богослов, который разрабатывал математику и естествознание. Основой науки он считал математику.  Учение  о  противоположностях  обосновывает  посредством  математики  - окружность  с  бесконечным  радиусом  превращается  в  прямую.  В  космологиисчитал, что Земля не является центром мира. Мир бесконечен, поскольку бесконечен воплощенный в нем  Бог. Но бесконечность можно познать разумом как совпадение минимума и максимума.

КУН ТОМАС СЭМЮЭЛ

КУН ТОМАС СЭМЮЭЛ (1922-1996) - американский историк и философ, один из лидеров исторического направления в философии науки, физик-теоретик по профессии, автор оригинальной модели развития научного знания: исследовал механизм научных революций, ввёл понятие парадигмы, выдвинул идею  социокультурной обусловленности научного познания. Основная программная работа - «Структура  научных  революций»  (1963).  Применив  историко-эволюционный подход, выделил следующие  образующие цикл стадии развития науки: допарадигмальная наука, нормальная наука (парадигмальная),  экстраординарная наука (внепарадигмальная  научная  революция).  В  допарадигмальный  период  наука представляет собой эклектическое соединение различных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ. Со временем на первый план выдвигается определённая теория, которая начинает  интерпретироваться как образец и составляет теоретическое и методологическое основание новой  парадигмальной науки.  Парадигма  выступает  как  совокупность  знаний,  методов  и  ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Она определяет спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения. В рамках нормальной  науки  прогресс  осуществляется путём  кумулятивного накопления знания. Вместе с тем в рамках принятой парадигмы учёные сталкиваются с рядом«аномальных» фактов, не поддающихся истолкованию с точки зрения принятой парадигмы, что со временем приводит к научным кризисам, связанным с экстраординарной наукой. Видимость кумулятивной  преемственности в развитии знания обеспечивается процессом специального образования и учебниками, построенными на установках господствующей парадигмы. Рассматривая парадигмы как «наборы  предписаний для научной группы», он конкретизировал значение данного термина в понятии «дисциплинарная матрица». Ее основными компонентами являются: а) символические обобщения, которые имеют формальный характер или легко формализуются; б) «метафизические (т.е. философские) части», задающие общий способ видения универсума, его онтологические, эвристические, концептуальные и др. моменты; в) ценностные установки, влияющие на выбор и направление  исследования; г) «общепринятые образцы» - характерные примеры решения конкретных задач. Заслуга Куна в том, что в понятии «парадигма» он выразил идею предпосылочности знания, т.е. показал, что формирование и развитие знаний осуществляется в некотором пространстве предпосылок, в некоторой порождающей их среде - прежде всего социальной. Среди многих предпосылок (факторов, условий) развития науки он подчеркивает  важную роль соответствующих правил и стандартов научной практики. Эта общие установки он называет  правилами-предписаниями,  или  методологическими  директивами,  на которые опираются члены данного научного сообщества. Кун обращает внимание на то, что, во-первых, данные директивы - лишь один из факторов развития науки и  их  нельзя абсолютизировать.  Во-вторых,  они регулируют научную деятельность,  препятствуют (если, конечно, они верные) тому, чтобы наука не «сбивалась  с  дороги».  В-третьих,  эти  директивы  имеют  многоуровневый  характер: самый «верхний их этаж» - философские принципы, представляющие необходимое условие научного познания. 

КЮРИ ПЬЕР (1859-1906) И СКЛАДОВСКАЯ-КЮРИ МАРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница