Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - мысленное конструирование особого рода реальности -теоретического объекта, которое отличается своими свойствами от эмпирического объекта таким образом,  чтобы изучаемое свойство было представлено в предельном  виде  (например,  в  физике  идеализированными  объектами  являются: абсолютно черное тело, абсолютно твердое тело, несжимаемая жидкость и т.п.). Различают два основных способа идеализации: 1) через предельный переход, как продолжение  и  дополнении  абстрагирования путём  максимализации  значений отдельных наблюдаемых свойств объекта; 2) путём  независимой от абстрагирования,  самостоятельной  операции,  когда  идеальные  объекты  вводятся  в  виде самостоятельного конструкта.

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - совокупность внутринаучных  ценностей,  методологических  и  др.  требований,  установок,  которые организуют, направляют и оценивают как сам ход научного исследования, так и его результаты - научное знание на каждом конкретно-историческом этапе развития науки. Основные функции идеалов и норм научного познания - организационная и регулятивная. Они  призваны ориентировать научные исследования на более эффективные пути, способы и формы достижений  научных результатов. Среди идеалов и норм науки выделяют три уровня: 1) собственно познавательные идеалы и  нормы; 2) социальные требования (нормативы), которые определяют роль науки в общественной жизни; 3) специфически предметные идеалы и нормы, где  установки  первого  и  второго  уровня  конкретизируются  применительно  к конкретной науке (в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, а для опытных наук он обязателен); для биологии идеи эволюции выражаются методом историзма, а в физике к этому методу не прибегают.  Познавательные идеалы и нормы науки имеют сложную организацию, в которой выделяют следующие формы: а) номы и идеалы объяснения и описания; б) нормы и идеалы доказательности и обоснованности знания; в) нормы и идеалы организации и построения знания. Их описывают следующие категории: научная истина, научное  доказательство,  научная  эффективность,  критерии  научности  знания, научная теория, научное объяснение, научное понимание и др. Второй уровень идеалов и норм научного  исследования представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления,  доминирующий в науке на  определённом этапе её  исторического развития. Первый и  второй  уровень идеалов и норм науки образуют аксиологический фундамент исторического типа науки  (древневосточная,  античная,  средневековая,  новоевропейская,  классическая, не-классическая, постнеклассическая. При переходе на новый исторический этап развития науки кардинально меняются её идеалы и нормы. 

ИДЕЯ

ИДЕЯ - абстрактная догадка о сущности происходящих явлений, которая является исходным началом  для систематизации знаний и построения теорий.Идею следует  отличать  от  эмпирических  понятий,  которые  отражают  только явления в абстрактном виде, а логический механизм формирования идеи заключается в сравнении, абстрагировании и обобщении как моментов категориального синтеза.  Категориальный  синтез  -  это  средство  выведения  из  эмпирического знания идеи. Идея отражает сущность предмета и поэтому становится конкретнотеоретическим знанием тогда, когда превращается в теорию. Поскольку из идеи можно вывести теорию,  она представляет собой теоретическое знание, которое ещё  не  стало  теорией. Основное назначение идеи  -  свести  всё  многообразиеэмпирических знаний к их теоретическому единству. 

ИЗМЕРЕНИЕ

ИЗМЕРЕНИЕ -  это  метод, предполагающий использование специальных измерительных  приборов, что позволяет повысить точность познания, для сравнения двух или более величин, в результате которой устанавливаются отношения между  искомыми и эталонными величинами. Введение измерения превращает исследование в строгую науку. Оно дополняет качественные методы познания количественными. В основе измерения лежит сравнение объектов по каким-либо свойствам или сторонам и введения определённых  единиц измерения. Единица измерения  -  это  эталон  (ему  присваивается числовое значение),  при  помощи которого сравниваются объекты или явления. Единицы измерения подразделяются  на  основные (базисные)  и  производные  (выводимые  из  других единиц). В настоящее  время  в  естествознании  действует  международная  система  единиц (СИ), принятая в 1960 г. на XI Генеральной конференции по мерам и весам. СИ построена на  базе семи основных (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль) и двух дополнительных (радиан, стерадиан) единиц. Международная система единиц физических величин является наиболее совершенной и универсальной  из  всех  существовавших  до  настоящего  времени.  Существует  несколько  видов измерения: 1) определяемые от времени - статические (остаются постоянными от времени) и  динамические (изменяющиеся во времени), 2) по способу получения результатов: прямые (получаются путём  непосредственного сравнения их с эталоном или выдаются измерительными приборами) и косвенные (искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной с другими, полученными путём прямых измерений). Технически возможности измерительных приборов отражают уровень  развития науки, а решение научных проблем открывает новые пути совершенствованию самих измерений.

ИЗОБРЕТЕНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЕ - новое решение, обеспечивающее удовлетворение новой актуальной реализуемой  потребности или улучшение каких-либо критериев эффективности и др. показателей существующих объектов при неухудшении или незначительном  ухудшении  др.  показателей.  Изобретения  обычно  связаны  сулучшением технических систем (устройств), технологий (способов), конструкционных материалов и веществ либо с созданием пионерных изделий, технологий,  материалов,  веществ,  штаммов,  микроорганизмов.  Главными  признаками изобретения являются существенная новизна и полезность. Для признания нового решения изобретение в установленном порядке подается заявка на выдачу патента, на основе которой после  подтверждения  новизны  и  полезности. Изобретению выдаётся патент или другой аналогичный документ. Изобретение появляется тогда, когда развитие науки и техники отстаёт от потребностей общества, которое нуждается в реализации новых целевых установок.  Изобретательство предшествует конкретным инженерным разработкам. При этом изобретатель может быть самоучкой (изобретатель парового двигателя И. Ползунов), или прийти к изобретению  на  основе  анализа  предшествующего  опыта  развития науки  и  техники (изобретатель телефона А. Белл,). Изобретательство представляет собой систему действий: от некоторой догадки (озарения) до опытной модели (в 1765 г. И. Ползунов первым построил паросиловую установку, но создателем универсального парового двигателя считается  Дж. Уатт, который в 1784 создал действующую систему и получил авторский патент). Нередко изобретение следует за открытием (Т. Эдисон оставил более 1000 изобретений в различных технических сферах, но его изобретения следовали за соответствующими открытиями в научнотехнической сфере), поэтому изобретение представляет собой способ реализации открытия.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ - это привычные для учёного способы формирования суждений и выведения нового знания. Различают следующие стили: 1) догматический - характеризуется некритическим отношением к однажды принятым положениям и нежеланиям по новому увидеть изменения объекта; 2) метафизический - характеризуется стремлением рассматривать любой объект вне его развития и взаимосвязи с другими явлениями, т.е. вырванным из  разнообразных отношений; 3)  эклектический  -  характеризуется чисто внешним совмещением отдельных положений, а не их логической связанностью;4) софистический - характеризуется стремлением выделить некую главную идею,которая таковой не является, и обосновать её при помощи произвольно выбранных аргументов; 5) скептический - характеризуется недоверительным отношением к любому высказыванию и мнению других учёных; 6) системный - характеризуется стремлением рассматривать объекты как сложные, развивающиеся образования в их связях с другими объектами. В реальной действительности в чистом виде  редко  встречается  у  одного  учёного,  чаще  всего  применяется сочетание нескольких стилей при доминировании одного из них. Каждый из стилей мышления имеет свои достоинства и недостатки, поэтому может способствовать успеху или неудаче научного анализа.

ИНДУКЦИЯ

ИНДУКЦИЯ (от лат. наведение, побуждение) - метод познания, основанный на формально-логическом умозаключении, когда общий вывод делается на основе частных посылок. Индукция - это движение нашего мышления от единичного к общему. Научная индукция  как метод многозначен: используется в эмпирических процедурах и в дедуктивных теоретических рассуждениях. На эмпирическом уровне индукция, как метод, исследовалась Аристотелем и называлась им «интуитивная индукция», т.е. это мыслительный процесс, когда из некоторого множества случаев  выделяются общие свойства и отождествляются с каждым отдельным случаем. Интуитивной она называется потому, что сам процесс выводане является логическим, а скорее похож на «схватывание» отношений и общих свойств предмета  непосредственно. Нас просто озаряет понимание некой сути. Интеллектуальная индукция - предмет психологии творчества. Аристотель такжерассматривает полную индукцию, т.е. установление общего вывода путём перечисления  в форме  единичных выводов всех случаев, которые подводимы под него.  Такая процедура выведения общего  предложения является дедуктивнымвыводом. Различают также неполную индукцию как эмпирическую процедуру (её и  принято  называть  индукцией  в  собственном  смысле  слова).  Эта  процедура установления  общего  предложения  на  основе  нескольких  отдельных  случаев(индукция  через  простое  перечисление).  В  неизменном  виде  индукция  через простое перечисление  просуществовала со времён Аристотеля до XVII в., когда Ф. Бэкон сделал попытку усовершенствования этого метода. Индукция, предложенная  Бэконом,  и  правила,  которые  он  сформулировал  в  своих  знаменитых таблицах «представления примеров разуму», свободно от субъективных ошибок и гарантирует  получение истинного знания. Формулировка правил индукции Ф. Бэкона  просуществовала более 200 лет, когда Дж.Ст. Миль предложил её дальнейшую разработку и некоторую формализацию.

ИНЖЕНЕР

ИНЖЕНЕР (от  лат.  -  хитроумный,  остроумный,  изобретательный) -создатель некоторых военных машин во втором веке, а впоследствии - творец всяких хитроумных устройств (параллельно появилось слово машина для обозначения подъемного устройства в древнегреческом театре). В современном значении фигура инженера появляется в XVIII в. с возникновением крупного машинного производства. Инженер своей деятельностью, соединяя науку с производством, становится проводником науки в производстве. Одновременно, формируется особый класс наук - технические науки, которые соединяют научное познание с практикой.

ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЖЕНЕРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

ИНЖЕНЕРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ - исторически первая тенденция рассмотрения возникновения и развития философии техники, которая рассматривает технику в субъективном  аспекте её возникновения иуказывает,  что  является  её  субъектом,  деятельным  носителем.  Эта  традиция представляет собой попытку техников и инженеров выработать некоторую философию своей сферы деятельности. Первое выражение этой традиции восходит кнатуральной философии  Ньютона  и  к  «механической  философии»  Р.  Бойля. Шотландец Э. Юр выдвинул другой термин - словосочетание «философия производства» (1835 г.). Э. Капп в 1875 г. выражение «философия техники» » использует в своей теории органопроекции: «в орудии человек систематически воспроизводит самого себя», поэтому  «собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа - изогнутый палец становится  прообразом  крючка, горстьруки - чашей; в мече, копье, весле, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и  положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно. К этой традиции принадлежат также труды П. Энгельмейера, А. Дюбуа-Реймана, Э.  Чиммера, Союза немецких инженеров. Инженерная философия  техники  анализирует  технику  изнутри,  т.е.  через  интерпретацию технического бытия человека, которое является для  этой традиции главным впонимании других типов человеческого мышления и действия. Вникая в различные детали техники и  технические процессы, инженерная философия техники отодвигает на второй план изучение связей техники с другими аспектами человеческого бытия.

ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Творческий характер деятельности инженера проявляется прежде всего в том, что он сознательно формирует цель своей деятельности на основе осмысления технических  потребностей производства и общества  в  целом.  Его  деятельность является  целеполагающейся. Творческий характер деятельности инженера проявляется на всех его уровнях: 1) изобретения- акт сознания, который оставляет позади себя старую действительность и творит новую; 2) инженерного  решения  - это решение практических технических проблем,  имеющее  творческий  характер,  реализуемое  не  только  в  определенных технических образцах, но и в масштабах общественного производства; 3) внедрения, когда опытный образец доводится до промышленного образца и серийного изделия через производственный эксперимент, связывающий науку с производством; 4) функционирования новой техники и технологии. Структурными элементами инженерного творчества являются: 1) отражение и осмысление техническойпотребности как проблемы технического прогресса; 2) вынашивание новой технической  идеи;  3)  разработка  идеальной  модели  технического  устройства;  4) конструирование - переход от идеальной модели к созданию нового техническогоустройства на основе математических и технических расчетов; 4) создание нового промышленного образца.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В рамкахинженерных исследований и проектирования проводятся научные разработки, и расчеты,  инженерные  и  экономические  обоснования,  а  также и  реализуется процесс проектирования объекта, при этом каждый вид инженерно-технической деятельности опирается на  соответствующую базовую техническую науку или систему наук, а сложные технические проблемы требуют взаимодействия технических естественных и социокультурных наук.

ИНЖИНИРИНГ

ИНЖИНИРИНГ - это: 1) осуществление работ, включающих проведение предпроектных,  инженерно-изыскательских  работ,  научных  исследований,  составление технических заданий, проектных предложений и техникоэкономических обоснований  строительства промышленных и других объектов, разработка технической документации, проектирование и  конструкторская проработка объектов техники и технологии, консультации и авторский надзор при монтаже, пусконаладочных работах, консультации экономического, финансового или иного характера; 2)  инженерно-консультационные услуги; обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг  коммерческого характера, обеспечивающих  любую  часть  (раздел)  цикла  техноэволюции:  а)  проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых изделий, технологий, материалов; б) процессы подготовки производства, обеспечения  наладки,  контроля,  испытаний  и  реализации  продукции;  в)  разработка проектной документации на строительство, расширение, техническое перевооружение, модернизацию промышленности, инфраструктурных и любых других техноценозов; г) оценка и прогноз потребностей, объемов продукции и требований  к  потребительским  свойствам.  Продажа  инжиниринговых  услуг  может быть связана с продажей изделий, технологии, материалов крупными фирмами. Инжиниринг может выступать и самостоятельно на рынке товаров и услуг.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это наборы методов и средств,поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают следующие виды инновационных технологий:  а) внедрение - реализация заключительной стадии научно-производственного цикла освоения новой продукции; б) тренинг (тренировка) - деловое общение, вид социально-психологического упражнения, направленного  на  развитие установок, необходимых для успешных коммуникаций в условиях профессиональной деятельности, которые используются для подготовки кадров;  в) консалтинг - консультирование производителей, продавцов и покупателей по экономическим, хозяйственным и правовым вопросам; г) трансферт (от англ. переношу, перемещаю) - безвозмездная передача технологии, от одного лица к другому; д) аудит (от лат. проверка) - проверка  финансов и документации независимыми специалистами или организациями; е) инжиниринг (от англ. инженерное искусство) - представление на коммерческой основе инженерноконсультационных услуг (проектирование, представление лицензии и ноу-хау) по созданию объектов промышленности, инфраструктуры и пр.

ИННОВАЦИЯ

ИННОВАЦИЯ (нововведение) - процесс создания, освоения и практической реализации  научно-технических достижений. Процесс инновации обычно включает следующие фазы: фундаментальные исследования, приводящие к научным открытиям; прикладные научные исследования и инженерное творчество, приводящие к созданию изобретений в виде устройств,  способов или веществ; разработка и  испытание  экспериментальных  образцов  новых  изделий,  технологий, материалов и т.п.; проектирование новой техники и её промышленное освоение; реализация первых промышленных образцов и  при  достижении коммерческогоуспеха расширение производства; фаза диффузии (проникновения) инновации в другие области науки, техники, производства, духовной сферы и т.д. Таким образом, процесс инновации представляет собой органическое единство деятельности,направленной на развитие науки и техники, и экономических интересов производственных организаций. Инновация осуществляет «стыковку» трёх разнородных компонентов:  потенциальных  возможностей  науки  и  техники,  реальных возможностей  производства,  реальных  потребностей  рынка  в  новых  научнотехнических достижениях. Инновация имеет свой «жизненный цикл», соответствующий указанным фазам. «Жизненный цикл» инновации можно моделировать, проектировать, прогнозировать, что позволяет осуществлять управление процессом инновации и его  ускорением. Инновация включает как одну из основных частей маркетинг и маркетинговые исследования.

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ НАУКИ

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ НАУКИ - процесс организации науки в устойчивую социальную  структуру. Родоначальником институционального подхода к науке  является  американский  социолог  Р.  Мертон.  Как  социальный  институт наука возникает в XVI-XVII вв. в связи с необходимостью обслуживания капиталистического  производства,  где  наука  как  система  общественного  разделения труда должна отвечать за  производство теоретического знания. В античном и средневековом  обществе  науки  как  социального  института  не  существовало. Наука не была профессиональной деятельностью, за которую учёные получали вознаграждение. Профессионализация науки связана с историей университетского образования. Превращение науки в профессиональную деятельность предполагало её регулирование и законодательное оформление.  Усложнение организационных форм профессионально-научной деятельности связано с процессом выделения  научных дисциплин в  результате внутренней логики развития научных областей (процессы специализации, дифференциации, интеграции) и административных  решений  о  создании  научных  заведений,  исследовательских  центров, кафедр и т.д.

ИНТЕРНАЛИЗМ

ИНТЕРНАЛИЗМ (от лат. внутри) - утверждение, рассматривающее основным фактором развития науки способы решения научных проблем (парадигмы), методологические программы, соотношения  традиций и новаций, сложившиеся на определённом этапе развития науки, т.е. факторы, связанные с  внутренней природой научного знания, поэтому основной задачей изучения науки является описание познавательных процессов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - это научный метод, основанный на приписывании знакам и словам определённых значений, который был осознан при чётком различении формы и содержании научной теории. Это осознание произошло в начале XX в. по мере  использования в науке метода формализации и теоретизации сначала  в  математике,  а  затем  в  естествознании.  Различают  эмпирическую исемантическую  интерпретацию.  Первая  -  это  приписывание  (идентификация, отождествление) терминам  теории определённых эмпирических значений («планета Солнечной системы», «озоновая дыра» и др.). Вторая - означает приписывание терминам не обязательно эмпирических значений. Отличие научной теории от её интерпретации возникает  потому, что одна и та же теория может иметь несколько  эмпирических  интерпретаций,  относительно  которых  она  получает опытное подтверждение, причём на опыте проверяется, подтверждаясь или опровергаясь, не сама по себе теория, а теория в связи с её эмпирической интерпретацией.

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ (от лат. между субъектами) - согласие (явное или неявное) среди субъектов познания относительно принятия различных когнитивных решений,  консенсус  в  научном  сообществе,  особая  общность  между познающими субъектами (условие взаимодействия и передачи знания одного для другого). Этот консенсус, как показывает история науки, всегда имеет условный и временный  характер и открыт для пересмотра. Вплоть до XX века гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта.  Гуссерль  предпринял  попытку  обоснования  что  Я  естественным  образом выстраивает в себе Других и складывает общность субъектов (то есть интерсубъективную общность), каждый из которых имеет мир в своем опыте. В интерсубъективности Я фиксирует своеобразие своего опыта в отношении других возможных опытов. Позднее Гуссерль вводит понятие «жизненного мира» - духовного образования, которое служит основой интерсубъективности. В дальнейшем тема рассматривается в аналитической философии (Рассел, Карнап, Куайн), феноменологии (Сартр, Мерло-Понти) и феноменологической социологии (Шюц).  Здесь интерсубъективность интерпретируется как внутренняя социальность индивидуального сознания. Шюц рассматривает интерсубъективность в свете двух правил интерпретации социальной жизни - взаимозаменяемости точек зрения Я и Другого и признания схожести интерпретации общих фактов и программ поведения при несущественных различиях (так им обосновывается возможность построения социальной теории).

ИНТУИЦИЯ

ИНТУИЦИЯ (от лат. пристально, внимательно смотреть) - форма внерационального познания, основанная на способности непосредственного постижения сущности истины без опоры на логические обоснования и доказательства. В истории  философии  можно  выделить  следующие  трактовки  интуиции:  1)  как формы непосредственного интеллектуального знания  (созерцания) (Платон); 2) как  понятие  ясного  и  внимательного ума,  порождаемое естественным  светом разума (Декарт); 3) как скрытый бессознательный принцип творчества (Фрейд); 4) как своеобразный тип  мышления, когда оно протекает в виде «свернутого» и неосознанного процесса, а предельно ясно осознается  только итог скрытых размышлений  (материалистическая  диалектика).  Истина,  найденная  интуицией  в дальнейшем должна пройти через этап доказательств и обоснований. Она имеет особое значение в  ситуациях, когда информация неполна и противоречива. В результате интуитивной догадки человек внезапно, сразу усматривает целостное решение проблемы, не имея пока его логического доказательства. Однако неожиданность  интуитивной догадки - лишь кажущаяся: успешность ее предполагает хорошее знание предмета, длительное  размышление о нем. Интуитивное познание играет существенную роль в творческой деятельности.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это широкий класс дисциплин и областей  деятельности,  относящихся  к  технологиям  управления,  накопления,обработки  и  передачи  информации.  Информационная  технология  -  процесс,использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной  информации) для получения информации новогокачества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).  Этот  процесс  состоит  из  чётко  регламентированной  последовательности выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными,хранящимися на компьютерах. Основная цель информационной технологии - в результате  целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя  информацию. В основном под информационными технологиями подразумевают компьютерные технологии, связанные с использованием  компьютеров  и  программного  обеспечения  для  хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

ИОНИЙСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ

ИОНИЙСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ - становление античной философии и науки в VI-V вв. до н.э. Этот этап связан с формированием первых философских школ:  милетской школой, пифагорейским союзом, Гераклитом Эфесским и основан на их представлениях о «стихиях», как основаниях космоса - воде, огне, числе и пр. Понятие «космос» означало порядок и было проекцией живой природы или человеческого общества, а не самостоятельной сущностью. Вселенная наделялась  качествами живых существ и изображалось в виде огромного человекоподобного организма (а космос  рассматривался как макрочеловека, а человек как микрокосм). Такой взгляд приводил к слиянию человека со Вселенной, микрокосмоса с макркосмосом, то есть человек выступал как  часть всеобщего космического порядка  и в нём воплощались все силы  и стихии, которые образует космос. Описание мира представлялось как порождение какого то первоначала, как царство стихий. Анаксимандр (представитель милетской школы) создал первую общекосмологическую картину мира: земля - центр Вселенной, её опоясывает три огненных кольца - солнечное, лунное и звёздное, которые покрыты воздушной оболочкой, земля сферична и «плавает» в мировом пространстве.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ (от лат. неразумное) - знание, несоизмеримое с  рациональным  мышлением  и  противоречащее  ему.  Иррациональное знание приносят эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также аномальные явления, которые характеризуются парадоксальностью и не подчинённостью законам логики.

ИСТИНА

ИСТИНА - адекватное отражение объекта познающим субъектом; воспроизведение его так, как существует само по себе, вне и независимо от человека и его сознания, знание,  соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина одновременно объективна и субъективна (её познают люди и выражают и выражают в определённых мыслительных формах). Она - всегда процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу и в полном объеме. Истина абсолютна, ибо выражает устойчивость и неизменность явления в определённый период времени) и относительна (так как отражает постоянную  изменчивость явления). Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается: а)как исчерпывающее знание о действительности и идеал её познания, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; б) как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем, что принято  называть  вечными  истинами  (люди  смертны).  Относительная  истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.  Абсолютная истина складывается  из суммы  относительных истин, но не путем их механического соединения, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов. Истина всегда конкретна, то есть её содержание и применение определяются данными условиями места, времени и обстоятельствами. Критерии истины - это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. В истории философии выделяют следующие их трактовки: 1) ясность и  отчетливость знаний (Декарт); 2) чувственность (Фейербах); 3) общезначимость (то, что признается многими людьми); 4) полезность (прагматизм.); 5) то, что соответствует соглашению (конвенционализм); 6) то, во что люди верят; 7) то, что соответствует мнению авторитетов; 8) общественно-историческая практика (диалектический материализм). Но практика как критерий истины тоже относительна,  так  как  сама  практика  развивается,  совершенствуется  и  потому  не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Практика как критерий истины является только объективной основой существования иных критериев  истинности знания (таких как внутринаучные - простота, красота, внутреннее совершенство и логические - опосредованно выведенный из практики).

ИСТИНА НАУЧНАЯ

ИСТИНА НАУЧНАЯ - эмпирические и теоретические утверждения науки, содержание которых аналогичны реальному предмету, что утверждено научным сообществом в следующих формах: а) для  эмпирических утверждений - в виде соответствия результатам постоянных, правильно обработанных данных  наблюдения и эксперимента; б) для теоретических утверждений - в виде предположений наличия тождественности у исходных аксиом и выведенных их них логическим путём следствий на основе правил логики.

ИСТИНЫ КОНЦЕПЦИИ

ИСТИНЫ КОНЦЕПЦИИ - это основные подходы к решению проблемы истины в истории  человеческой мысли. Проблема истины встала уже перед античными мыслителями, которые начиная с Гераклита и элеатов разграничивали по этому принципу знание.  Парменид делил всё знание на знание по истине изнание по мнению, а Демокрит на знание темное и светлое. Аристотель, назвал истиной знание, которое в  своём содержании соответствует действительности. Сенсуалисты считали, что истина непосредственно даётся чувствам, а рационалисты, что она «дочь разума». Первые предполагали её присутствие в самих предметах, вторые - в полной зависимости от человека и его разума. Такой подход к проблеме истины называют онтологическим, но ответ на вопрос о том, что есть истина - гносеологическая проблема. Концепция, в  которой  знания по своемусодержанию соответствуют действительности, получила название классической (корреспондентской) теории истины. Она начала складываться еще в античности, у Аристотеля. Помимо адекватности отражения, классическая концепция обращает внимание на то, что это знание не зависит от человека и человечества в целом. Такое знание называется  объективной истиной. Истиной в корреспондентской концепции называют только такое знание, которое по своему содержанию объективно и не зависит ни от особенностей биологической организации человека, ни от уровня культуры, эпохи,  языка и т.п. Истина появляется только в процессе познавательной деятельности человека и не существует  объективно как любойдругой предмет окружающего мира. «Ахиллесовой пятой» классической концепции истины является объяснение понятия «соответствие», ведь знание - это идеальный мир, а предмет, о котором идет речь в этом знании, - материальный мир. Эта сложность заставляла искать другие варианты трактовки истины. Диалектико-материалистическая концепция истины совпадает в общих чертах с классической, хотя и значительно ее развивает. В ней истиной называется выверенное практикой знание, правильное отражение действительности. Другим вариантом концепции истины является  когерентная (от лат. - связность, согласованность) концепция,  главный  признак  которой  -  логическая  связность,  непротиворечивость знания (Аристотель). Основной недостаток этой концепции - её формальный характер. В конце XIX начале XX века складывается прагматическая концепция истины, которая утверждает полезность и выгоду её для субъекта. С этой точки зрения истина не носит объективного и даже  общезначимого  характера. Антропологическая концепция истины связана с анализом бытия личности. Истина здесь - знания, убеждения, установки, обладающие ценностью для конкретного индивида, помогающие ему адекватно воспринимать те ситуации, в которых он оказывается, и тех людей, с которыми он общается. Такие знания должны помочь человеку  решать  личностные  проблемы,  выбирать  нравственные  ориентиры, определять  цель  и  смысл  собственной  жизни.  Критерием  истины  становится способность  данного  человека  принимать  эти  знания  как  жизненно  важные. (Примером такого рода истины может служить высказывание Н.А. Бердяева: если весь мир говорит, что этот человек плох, но я люблю этого человека и считаю, что он хорош, то прав буду я, а не весь мир).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ТЕХНОЛОГИЙ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ТЕХНОЛОГИЙ - основные способы производственно-хозяйственной деятельности общества, лежащие в основе становления технических способов её организации в конкретно-исторических условиях. Принято  выделять  следующие  исторические  типа  технологических  способов:  1) орудийный (ручной); 2) машинный (механизированный) и 3) автоматический (автоматизированный). В соответствии с ними выделяются три периода становления технических наук: 1) донаучный (VII тыс. до н.э. - нач. XIX в. н.э.); 2) научный или классический (нач. XIX - первая пол. XX в.); 3) постклассический или современный (начинается со второй половины XX в.). Первый период характеризуется накоплением  эмпирического материала, на основе которого создавались предпосылки формирования технических наук. Второй период - характеризуется тем, что технические знания базируются на закономерностях естествознания,  формируются отдельные научно-технические дисциплины и создается система технических наук технологического и энергетического циклов. Третий период характеризуется формированием технических наук информационно-кибернетического цикла,  активизацией  интегративных  тенденций  в  рамках  технических  наук,  а также усилением взаимосвязей между естествознанием, технознанием и человекознанием. Если в XVIII в. технические изобретения (паровая машина, Дж. Уатта) связаны с реализацией преимущественно  технического опыта, то в XIX в. стала постепенно  преобладать  «материализация»  технико-теоретических  разработок (теория термодинамики С. Карно была положена в основу создания конкретных конструкций паровых машин).  В середине XIX в. возникают первые технические дисциплины  (теория  механизмов  и  машин  и  техническая  термодинамика).  К концу  XIX-нач.  XX  в.  формируются предпосылки  формирования  технознания современного типа: 1) уровень и масштабы производственно-технической деятельности требовали опережающего развития не столько практического, сколько теоретического технического знания; 2) характер естествознания создал условия для повышения степени эффективного использования фундаментальных природных закономерностей, выявленных наукой; 3) потребности общества обусловливали активизацию развития именно технознания в связи с естествознанием.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД

ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД -  способ  изучения  сущности  и  содержания природных и  социальных объектов, когда основное внимание уделяется формированию, развитию  и  динамике  изучаемых  объектов.  В  основе  метода  лежит историзм - принцип научного познания являющийся методологическим выражением саморазвития  действительности,  который  включает  в  себя:  1)  изучение настоящего, современного состояния предмета научного исследования; 2) реконструкция прошлого - рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; 3) предвидение будущего, прогнозирование  тенденций  дальнейшего  развития  предмета.  Абсолютизация  принципа историзма может привести к: а) некритической оценке настоящего; б) архаизации или модернизации прошлого; в) смешению предыстории предмета с самим предметом; г) подмене основных этапов его развития с второстепенными; д) предвидению будущего без анализа прошлого и настоящего.

ИСТОРИЯ НАУКИ

ИСТОРИЯ НАУКИ - особая область исследования, изучающая единство многообразных историй  развития отдельных наук, научных направлений, школ,занимающихся описанием научных достижений отдельных эпох, поэтому является эмпирическим базисом для философии науки, так как её материал становится одним из критериев истинности концепций философии науки.

ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ

ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ - наука о развитии технических систем и средств труда в системе общественного производства в связи как с формами и приёмами труда, так и с объектом (предметом) труда. С  точки зрения естественных наук история  техники  изучает  этапы  овладения  человеком  законами  природы,  что обеспечивает  более  глубокое  и  разностороннее  использование  и  применение вещества и энергии природы. С социальной точки зрения история техники изучает  общественные движущие силы, общественные условия  развития техники и роль творцов техники. К наиболее крупным периодам истории техники относятся: история каменного века и ручных орудий, техники машин и механизации, техники автоматизированных устройств и производств. В истории техники по отраслям выделяют  историю  машиностроения,  металлургии,  горного  дела,  земледелия, транспорта, энергетики, связи, военной техники, радиотехники, электроники и др. При  более  мелком  подразделении  выделяют  историю  техники  определенного момента  или  промежутка  времени  или  историю  развития  конкретного  класса технических систем. Книги, статьи и архивные материалы по истории техники содержат богатый фактологический материал по техническим решениям, ошибкам проектирования, внешним факторам, которые могут быть полезны при создании новых аналогичных изделий. Фактологический материал по истории техники используется при разработке и обосновании гипотез о законах и закономерностях техники, которые в свою очередь представляют собой результаты теоретического осмысления и обобщения истории развития техники. Для инженерного и технического творчества наиболее важной частью истории техники является изучение и анализ эволюции техники.

Предыдущая страница Следующая страница