Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "З"
ЗАБЛУЖДЕНИЕ - несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности его объективным прообразам. 3аблуждения многообразны по своим формам: научные и вненаучные, эмпирические и теоретические, иллюзии, утопии, ошибки (логические, фактические), религиозные, философские (эмпиризм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм, схоластика) и т.п. 3аблуждение - это необходимый момент движения к истине.3аблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах, а также от ошибки - результата неправильного действия индивида в любой сфере деятельности. |
ЗАДАЧА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА - объективная потребность улучшения и усовершенствования технического объекта по какому-либо критерию эффективности или противоречию либо потребность создания принципиально нового тех. объекта для удовлетворения новой общественной потребности. Под техническим объектом здесь подразумеваются различные устройства, технологии, конструкционные материалы и вещества. Описание задачи технического творчества обычно содержит целевую установку и перечень условий и ограничений, при которых требуется достичь цели. Описание задачи технического творчества проводится в процессе работы по анализу и постановке задачи технического творчества. Решение задачи технического творчества часто представляет собой предмет изобретения, которое защищается патентом. В отличие от различных видов и типов разработки и проектирования новой техники задача технического творчества присущи ряд неопределенностей и необходимость нахождения нетривиального изобретательского решения. Различия между задачей технического творчества и чётко определенными инженерными задачами состоят в следующем: если в инженерных задачах, как правило, имеется постановка задачи, указан метод (способ) решения, есть аналог решения, то в задаче технического творчества они обычно отсутствуют, кроме того, результат решения инженерной задачи, как правило, однозначен и предсказуем в первом приближении, тогда как в задаче технического творчества он многозначен и обычно непредсказуем. В классификации задач технического творчества выделяются различные виды и типы таких задач. Задачу технического творчества называют также изобретательской задачей. |
ЗАКОН ПРОГРЕССИВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ - всеобщий закон развития техники, суть которого заключается в том, что в технических системах, выполняющих определенные технические функции, переход к новым моделям и поколениям технических систем вызван необходимостьюустранения в используемых технических системах выявленных недостатков и дефектов, а также противоречий, что обычно связано с улучшением критериев эффективности и происходит при наличии необходимых и достаточных внешнихфакторов. При этом имеет место определенная логика изменения структуры технической системы, основывающаяся на принципе получения необходимого эффекта при минимальных изменениях структуры, что обычно связано и с меньшими изменениями технологии изготовления технических систем. Закон прогрессивной эволюции технических систем имеет явную связь с законом стадийного развития, поскольку он отображает и реализует развитие технических систем внутри каждой стадии. Существует ряд закономерностей развития техники, которые отображают типичные ситуации проявления закона прогрессивной эволюции технических систем: закономерность сохранения старых структур; закономерность возврата к старым структурам технических систем; закономерность дифференциации и специализации техники; закономерность изменения критериев эффективности; закономерность удешевления единицы полезного эффекта; частные закономерности изменения структуры технических систем. Основные направления практического использования закона прогрессивной эволюции технических систем связаны с созданием конкретного класса технических систем в рамках методологии выбора конкурентоспособных решений, системной методологии проектной деятельности и разработкой методик изучения эволюции техники. Кроме того, указанные закономерности развития техники позволяют решать частные задачи прогнозирования и поиска улучшенных структур технических систем. |
ЗАКОН СТАДИЙНОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ - всеобщий закон развития технических систем, с помощью которого осуществляется обработка материального предмета труда. При обработке любого материального предмета трудареализуются четыре фундаментальных функций: а) технологическая - связанная непосредственно с изменением материального предмета труда (разделение бревна на доски); б) энергетическая - связанная с обеспечением энергией процесса обработки предмета труда; в) функция управления процессом обработки и подачи энергии; г) функция планирования количества и качества производимой продукции. Суть закона: развитие технических систем происходит при последовательной передаче новым поколениям технических систем выполнения указанных фундаментальных функций. Данный закон отражает не только развитие отдельных технических систем, но и техники в целом, а вместе с ней и человеческойцивилизации. При этом 1-я стадия соответствует возникновению ручных орудий и человека разумного (homo sapiens), 2-я стадия связана с механизацией ручного труда и промышленными революциями, 3-я стадия - с автоматизацией труда и научно-технических революцией, 4-я стадия - с созданием постиндустриальногообщества или гармоничной ноосферы. На 4-й стадии человек полностью исключается из технологического процесса; он участвует в процессах планирования высокого уровня, а также в нестандартных операциях наладки и ремонта оборудования. Переход на очередную стадию происходит, во-первых, при исчерпании физических или умственных возможностей человека по определенному актуальному критерию эффективности - чаще всего производительности труда, вовторых, при изменении внешних факторов. Этот закон используется при разработке новых поколений технических систем, а также при создании крупных проектов по механизации и автоматизации производства. |
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ - действие объективных законов развития науки как системы, важнейшими из которых являются: 1) чередование эволюционных этапов её развития с качественными скачками, революционными изменениями её содержания, структуры и социально-культурных функций;2) усложнение структуры науки как в области познания, так и в институциональном отношении; 3) рост научной информации, материальных затрат на науку и количества учёных; 4) увеличение значения науки в системе культуры (как в сфере материальной деятельности, так и духовной; 5) относительная самостоятельность науки; 6) преемственность развития идей, принципов, теорий, методов и т.д.; 7) взаимодействие и взаимосвязь всех основных отраслей науки, что ведёт к возможности использовать приёмы и методы других наук при анализе явлений. |
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - результат действия множества законов, один из которых выступает главным, определяющим для данного процесса. Она выражает связь между предметами и явлениями. Закономерность - объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений. Различают динамические (связь между предшествующими и последующими состояниями систему) и статические (прокладывающие себе дорогу через массу случайностей) закономерности. |
ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ - законы и закономерности, которые в зависимости от исторического времени смены моделей и поколений технических систем отражают и определяют для отдельных сходных технических систем объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения. Наиболее изученные и известные из них: закон стадийного развития техники, закон прогрессивной эволюции технических систем, закономерность возрастания сложности технических систем, закономерность изменения критериев эффективности, закономерность дифференциации и специализации техники, закономерность возврата к старым структурам технических систем, закономерность удешевления единицы полезного эффекта, закономерность циклического изменения объемов производства, частные закономерности изменения структуры технических систем и др. |
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ (по ТРИЗ) - объективные законы, отражающие существенные и повторяющиеся особенности развития технических систем. Каждый из законов описывает какую-либо конкретную тенденцию развития и показывает, как её использовать при прогнозировании развития, создании новых и совершенствовании имеющихся тех. систем. Выявлены следующие законы развития технических систем: 1) закон противоречий в развитии - описывает возникновение, обострение и разрешение противоречий в процессе развития тех. системы; 2) закон повышения степени идеальности - описывает развитие технической системы как повышение степени её идеальности; 3) закон перехода на микроуровень и к использованию полей - описывает тенденцию всё большего использования глубинных уровней строения материи и различных полей при развитии технических систем; 4) закон повышения динамичности и управляемости - описывает повышение в процессе развития технической системы их способности к целенаправленным изменениям, обеспечивающим возможность их адаптации к меняющимся требованиям к технической системе со стороны человека, других систем, внешней среды и переход систем к самоуправлению и самоорганизации; 5) закон повышения полноты технической системы - описывает тенденцию ко всё более полному выполнению технической системой функций, ранее выполнявшихся другими техническими системами, внешней средой или человеком, сопровождающуюся поэтапным вытеснением человека из технического процесса; 6) закон развертывания-свертывания - описывает повышение идеальности технической системы путем развертывания-увеличения количества и качества выполняемых полезных функций за счёт усложнения и свертывания-упрощения технической системы при сохранении или увеличении количества и качества выполняемых полезных функций; 7) закон согласованиярассогласования - описывает развитие технической системы с позиций, включающих: а) последовательное согласование технической системы с другими системами, обеспечивающее наилучшее прохождение необходимых потоков энергии, вещества, информации; б) рассогласование, обеспечивающее уменьшение и прекращение прохождения ненужных потоков; в) сдвиг согласования, обеспечивающий отбор части полезного или вредного потока для выполнения дополнительных полезных функций и др. |
ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (ок. 490-430 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, апории которого оказали огромное воздействие на всю последующую историю философии и математики. В своих взглядах Зенон подчеркивал противоречие между чувствами и разумом. Мир, как он дан нашим чувствам, имеет изменчивый, множественный, разнокачественный характер, между тем как в мышлении он предстает единым, неподвижным и целостным. Он доказывал это с помощью апорий - неразрешимо противоречивых ситуаций, к которым мы приходим, если мыслим движение и множественность. Наиболее известны апории «Дихотомия» (деление пополам) и «Ахиллес». Согласно первой движение не может ни начаться, ни закончиться. Чтобы достичь цели, движущийся предмет должен пройти сначала половину пути, но до этого - четверть, а до этого восьмую долю - и так до бесконечности. В апории «Ахиллес» дока зывается, что самый быстрый из людей никогда не догонит самое медленное существо, отправившееся в путь раньше. Чтобы догнать черепаху, Ахиллес должен преодолеть расстояние от своего места до черепахи, но за этот промежуток времени, как бы он ни был мал, черепаха продвинется еще, и ситуация будет повторяться снова и снова. |
ЗНАК - чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет (репрезентирует) другой, отличный от него предмет. Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо какого-либо определённого смысла. Знакомтакже называют конкретный случай использования такого соглашения для передачи знания и информации. Знак может быть составным, то есть состоять из нескольких других знаков. |
ЗНАНИЕ - результат процесса познания, истинность которого проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознание человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений и теорий. Это такое содержание сознания, которое получено человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Термин знания обычно употребляется в трех основных смыслах: а) способности,умения, навыки, которые, базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; б) любая познавательно значимая информация; в) особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью практическим отношением. Второй и третий аспекты и есть предмет рассмотрения гносеологии и эпистемологии. |
ЗНАЧЕНИЕ - это функция знака представлять и выражать содержание, отличное от его собственной определенности; мысленное содержание знака; ассоциативная связь между знаком и предметом обозначения, которая отражает функцию знака представлять и выражать содержание знания, отличное от его собственной определенности; мысленное содержание знака. |