Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

ФАКТ НАУЧНЫЙ

ФАКТ НАУЧНЫЙ - форма научного знания, в которой фиксируется некоторое  конкретное явление,  событие.  Событие  составляет  объективную основу факта. Субъективной его стороной  является деятельность учёного по фиксации, описанию событий. Научный факт должен удовлетворять следующим требованиям: 1) отнесённость к определенной предметной области науки; 2) содержательное описание процедуры и  обстоятельств фиксации события; 3) усреднённость результатов наблюдений и измерений; 4) воспроизводимость в научной деятельности  других  исследователей;  5)  соотнесённость  с  некоторой  совокупностью, системой родственных или схожих фактов.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от лат. подделываю) 1) проверка ложности теории в  результате  эксперимента  или  теоретического  знания.  2)  методологическийпринцип, лежащий в основе критического рационализма, разработанный К. Поппером в противовес принципу верификации, сущность которого заключается в опровержимости любого научного утверждения, ибо научное знание подверженоошибкам и в связи с выдвижением новых гипотез оно опровергается, в результате чего формируются всё более глубокие научные проблемы. Согласно фальсификации лишь те теории могут быть научными, которые в принципе не могут быть опровергнуты. Прогресс науки  заключается в том, что любые положения опровергаются и заменяются новыми. Данный принцип лежит в  основе концепцииК. Поппера о росте научного знания. 

ФЕЙЕРАБЕНД ПОЛ КАРЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ -  философское  направление,  родоначальник  -  Эдмунд Гуссерль. Стремясь выявить действительные основания научного знания, он указывал на аподиктические и стабильные очевидности,  без которых нет и не может быть никакой науки. Поиском этих очевидностей, предстающих как царство чистых  истин, и должна заниматься феноменология - учение о трансцендентальном  сознании,  конституирующем  априорные  смыслы  вещей,  поступков  и институтов. Раскрытие смысла предмета, «затемненного»  разноречивым  мнением, словами и оценками, осуществляется в ходе феноменологической редукции - специально разработанного метода, с помощью которого данный предмет выключается из обычных, эмпирических связей и предстает как эйдос, т.е. как универсальная сущность и одновременно как феномен  «чистого сознания». В предлагаемой концепции сознания, согласно Гуссерлю, преодолеваются противопоставление и бинарность сознания и бытия, а также присущая обыденному мнению, науке и прежней философии  трактовка знания как однозначного и пассивного отражения реальности. Суть сознания вовсе не в том, что оно есть субъективный образ объективного мира, оно является прежде всего способностью непосредственного  усмотрения предмета и его сущности, в рамках которого реализуется двуединство познавательного акта (ноэзиса) и предметного содержания (ноэмы), представляющих собой аспекты фундаментальной характеристики сознания - его направленности  (интенциональности).  Следовательно,  сознание  одновременно творит мысль и  ее  содержательность. Непонимание этого, утверждал Гуссерль, привело к господству позитивистско-натуралистической философии и обусловило кризис европейских наук. Феноменология заняла одно из центральных мест в постклассической философии, оказала заметное влияние на развитие психологии, антропологии, психиатрии и гуманитарных наук в целом. 

ФИЗИКАЛИЗМ

ФИЗИКАЛИЗМ - одна из концепций логического позитивизма, которая разрабатывалась Р.  Карнапом, О. Нейратом в рамках проблематики верификации. Истинность любых теоретических положений рассматривалась в связи с возможностью их перевода на язык физики - физикалий. Предложения, не поддающиеся такому переводу, объявляются лишенными научного смысла. В Ф. язык физики толкуется как  универсальный язык научного познания вообще. Попытка редукции (сведения)  всего  массива  научного  знания  к терминам  физики  была несостоятельной, что привело к компрометации данной программы.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

1) направление в западной и отечественной философии,  ориентированное на осмысление феномена науки как духовного явления; 2) специальную философскую дисциплину с собственным предметом исследования. Как направление в рамках философии философия науки  сформировалась примерно в 40-х годах XIX века с появлением позитивизма, когда начались интенсивные процессы дифференциации науки и стало очевидным ее значительное влияние на общественную жизнь. Философия науки как направление представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или  иную модель науки и эпистемологии, выявляя роль и значимость науки как когнитивной и теоретической деятельности. Философия науки как дисциплина возникла в условиях научно-технической революции, развернувшейся в 50-х годах XX столетия на базе сциентистских течений западной философии и исследует  науку как социокультурный феномен, задача которого - открытие истины.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ - это методы, разрабатывающиеся рамках философии  и  задающие  исследованию  самые  общие  установки,  генеральную стратегию, но не заменяющие специальные методы и не определяющие (прямо и непосредственно)  окончательный результат). Наиболее  общими философскими методами  являются  диалектический  (см.:  статью  «диалектический  метод»)  и метафизический (см.: статью «метафизика»). В последнее время разрабатываются другие философские методы:  герменевтический (герменевтика), аналитический (логический  позитивизм),  феноменологический  (феноменология),  интуитивный (интуитивизм) и др.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ -  это  философские  идеи  и принципы,  которые  содержатся  в  данной  научной  дисциплине  и  определяютсамые общие направления её познавательной деятельности. Они разнородны и историчны,  выполняют эвристическую и методологическую функции и являются орудием приращения нового знания. Можно выделить две подсистемы философских оснований: 1) онтологическую, которая представляет собой систему категорий,  служащих матрицей  понимания в  процессе познания (структура,  объект, субъект, пространство, время, процесс, свойство, отношения и др.); 2) эпистемологическую, которая характеризует познавательный  процесс и  его  результаты (метод, объяснение,  доказательство, теория, понимание, факт). Обе подсистемы исторически  развиваются,  а  само  развитие  философских  оснований  является предпосылкой внедрения науки в новые предметные сферы. Философские  основания науки  допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых  в  научном  исследовании.  Формирование  их  требует  не  только философской,  но и  специальной научной  подготовки,  что  даёт  возможностьосуществить адаптацию идей, выработанных в философском анализе к потребностям конкретной науки, а в последующем - на этой основе подняться на новый уровень  философского  обобщения.  Исследования,  совершающиеся  на  стыкефилософии и конкретной науки, отражают методологическую значимость философии, что подтверждается историческим развитием науки, когда исследователи в своей деятельности соединяли конкретно-научные и философские идеи (Декарт,Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн и др.).

ФОМА АКВИНСКИЙ

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) - видный представитель схоластики, магистр теологии, глава кафедры Парижского университета латинизированное имя которого «Фома» звучит как «Thomas», поэтому учение Фомы Аквинского и его последователей получило название «томизм». Основные труды: «Сумма теологии», «Сумма против  язычников». На основании идеи Аристотеля о материи и форме он разработал концепцию утверждающую, что  каждая природная вещь есть сочетание материи и формы. Высшей формой является Бог, который есть также первоначало и движущая сила мира. Бог первичен и действителен по отношению  к  миру, материальный мир -  возможность по отношению к Богу. Он сформулировал  проблему  соотношения  сущности  и  существования  (сущность предшествует существованию, так как сущности всех вещей содержится в Боге, и бог решает, будет ли вещь существовать и только в Боге сущность и существование совпадают). Природа человека рациональна: его  назначение - понимать и действовать с пониманием. Разум - причина свободы человека, но в нём и причина зла. Человек свободен, но грешит, потому, что забывает универсальные законы, открываемые разумом.  Аквинский выделяет три типа законов: вечный (это рациональный план Бога, данный в откровении),  естественный (универсальный порядок вещей, направленный к назначенной цели) и человеческий (суть которого «делай добро и избегай зла» - ему должен следовать человек). Человек обладает бессмертной душой, душа - это форма, которая организует тело и придает ему определенность. Он провозгласил единство веры и знания,  обосновал, что они согласуются между собой (задача науки - обоснование закономерностей мира, задача теологии - обоснование догматов религии). Вера стоит выше разума, но не противоречит ему. Истина может быть  лишь одна, она происходит от бога, поэтому опровергнуть христианские догматы средствами разума нельзя  (наука не должна вмешиваться в религию). Ему принадлежат пять рациональных доказательств бытия Бога: 1) доказательство от движения - всякое движение нуждается в  толчке,  следовательно,  должен  существовать  «первотолчок»,  неподвижный «перводвигатель», приводящий в движение мир в целом (им может быть только Бог); 2) доказательство от причины - в мире реализуются цепи причин и следствий, следовательно, должна существовать первопричина - Бог; 3) доказательство от необходимости - любые явления материального мира случайны и конечны, а значит, не могли возникнуть сами по себе, следовательно,  существует то, что создает их и придает всему происходящему необходимый характер (это и есть Бог); 4) доказательство от совершенства - все существующее может быть представлено как «лестница совершенств», она не может быть бесконечной, следовательно, должно существовать абсолютное совершенство - Бог; 5) доказательство от целесообразности - все в мире упорядочено, гармонично, взаимно увязано, следовательно,  существует Бог как разумное существо, устанавливающее цель для всех протекающих в мире процессов.  

ФОРМАЛИЗАЦИЯ

ФОРМАЛИЗАЦИЯ - это перевод получаемых знаний на язык знаков, математических формул, что позволяет превратить содержание построенной теории в систему материализованных  символов, т.е. развёрнутую теорию свести в схеме, определённому порядку.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ - способы отражения действительности посредство абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные, рациональные (теоретические)формы познания: гипотеза, теория и др.

ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - исторически сложившиеся компоненты научного знания, различающиеся способом отражения действительности и функциями в общей системе  науки. К ним относятся: факт, проблема, закон, (в том числе эмпирический закон), гипотеза, теория, принцип и т.п. Каждая форма научного познания характеризуется специфическими для неё критериями научности.

ФУКО МИШЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУНКЦИИ НАУКИ

Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: 1) познавательная - состоит в том, что наука занимается производством и воспроизводством  знания,  которое  в  конечном  итоге  принимает  форму  гипотезы  или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания, способствуя  прогнозированию  дальнейшего  развития,  что  позволяет  человеку ориентироваться в природном и общественном мире; 2) культурномировоззренческая - не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым  способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности, при этом наука  является общественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти и составляя важнейшую часть культуры;  3) образовательная содержательно наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует  стратегию  образования  на  базе  разработок психологии,  антропологии, педагогики, дидактики и др. наук; 4) практическая - эта  функция приобрела особую роль в ходе научно-технической революции середины XX века, когда происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки, т.е. наука становится  непосредственной  производительной  силой,  участвуя  в  создании производства  современного  уровня,  одновременно  внедряясь  в  другие  сферы жизни общества - здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт, формируя такие отрасли науки как социология управления, научная организация труда и др.

ФУНКЦИЯ

ФУНКЦИЯ - внешнее проявление свойств каких-либо элементов или частей в рамках определённой  системы. Характер функционирования, набор функций, определяется структурой системы. Нарушение  нормального функционирования (появление дисфункций) свидетельствует о старении, деградации структуры.

Предыдущая страница Следующая страница