Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
ФЕЙЕРАБЕНД ПОЛ КАРЛ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ФЕЙЕРАБЕНД ПОЛ КАРЛ

ФЕЙЕРАБЕНД ПОЛ КАРЛ (1924-1994), американо-австрийский философ и методолог науки, получил прекрасное образование. Его интересы были весьма разнообразны: в Веймаре он изучал драматургию, в Лондоне и Копенгагене занимался философией, микрофизикой, в Вене - историей. Свою преподавательскую карьеру начал в Вене, в качестве доцента Венского института наук и искусств. С1951 читал лекции в Бристольском университете, с 1958 работал профессоромКалифорнийского университета (из-за этого его обычно причисляют к американским ученым). В 1954  получил премию Австрийской Республики за успехи в науке  и  искусствах.  Основные  работы:  «Против  метода.  Очерк  анархистской теории  познания»  (1975),  «Наука  в  свободном  обществе»  (1978),  «Проблемы эмпиризма.  Философские  заметки»  (1981).  Отвергая как  накопление научного знания, так и преемственность  в  его развитии, он отстаивал идею научного и мировоззренческого плюрализма, согласно которой развитие науки предстает как хаотическое нагромождение произвольных переворотов, не имеющих каких-либо объективных оснований и рационально не объяснимых. Развитие научного знания предполагает неограниченное  приумножение конкурирующих теорий, взаимная критика которых стимулирует научное познание, а успех любой из них определяется умением автора-одиночки «организовать» его. Отрицая единые методологические стандарты и нормы научного познания, пришел также и к методологическому плюрализму. Анализируя науку, он отмечает, что её отличает совокупность правил и приемов, по которым действует ученый (процедура, осуществляемая в соответствии с правилами, является научной и,  наоборот, процедура, нарушающая эти правила, ненаучна). В концепции «теоретического реализма»  он  утверждает,  что  актуальный  рост знания осуществляется в  результате размножения (полиферации) теорий, не связанных единым логическим основанием и использующих различные понятия и методы. Принцип полиферации разрешает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения. Периоды борьбы альтернативных теорий - самые плодотворные периоды развития науки. Истоки альтернатив коренятся в различии мировоззренческих и социальных позиций ученых. Фейерабенд отказывается от понятия  объективности и истинности знания и подчеркивает относительность критериев рациональности в познании  и  деятельности. В деятельности ученых важна не истина, а«развитие индивидуальных способностей», не познание и его подлинная рациональность,  а  ничем  не  стесненное,  «абсолютно»  свободное поведение. Такую позицию Фейерабенда называют «анархистской эпистемологией». Суть её заключается в том, что отрицается возможность существования универсального метода познания. Учёные руководствуются принципом «всё дозволено», а следование методу мешает творческому мышлению, несовместимо с ним и с реальной практикой научного исследования. Применение плюралистической  методологии на деле означает, что ученый проводит исследование тогда, когда сравнивает  одни идеи с другими, а не с опытом, и пытается улучшить те концепции, которые потерпели поражение в соревновании, а не отбрасывает их. Согласно Фейерабенду, философия науки 1) выявила принципиальную  нерегулируемость событий, распространяющуюся и на познавательный процесс; 2) наличие неравномерности в развитии научного познания позволяющее говорить о хаотичности и незакономерности развития науки как таковой; и, 3) обнаружила, что случайному и неупорядоченному  росту знания никакая методология не нужна. Идею  плюрализма теорий Фейерабенд расширяет до плюрализма традиций. Он не различает науку и идеологию. Наука  не обладает большим авторитетом, чем любая другая форма жизни. На этом основании Фейерабенд называет науку идеологией научной элиты, она не должна претендовать на особое, тем более, центральное, место. Как вид  духовной деятельности и форма идеологии наука  уравнивается им с мифологией, религией и даже магией. Противоречия в развитии науки, негативные последствия  научно-технического прогресса побудили его к призыву отделить науку от государства. Такой взгляд на науку можно назвать ярко выраженным антисциентизмом в рамках постпозитивизмома.

В начало словаря