Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

НАБЛЮДЕНИЕ НАУЧНОЕ

НАБЛЮДЕНИЕ НАУЧНОЕ - исходный метод научного познания, связанный с преднамеренным,  организованным, систематическим, целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира с  целью решения определенных научных задач. Оно основано на использовании органов чувств человека для получения информации о фактах исследуемого объекта в соответствии с поставленной познавательной задачей.  Научное наблюдение отличается чётко поставленной целью, систематичностью, использованием различного  рода приборов и средств для фиксации количественных измерений и оценок качества поступившей  информации. Это метод эмпирического познания позволяет получить первичную информацию об объектах и обеспечивает объективность, воспроизводимость, точность и однозначность результатов исследования. По способу проведения  наблюдения  могут  быть:  1)  непосредственные  (это  отражение  свойств  и сторон предмета при помощи только органов чувств - визуальное наблюдение),2) опосредованные (исследование объектов при помощи определённых технических средств), 3) косвенные (это наблюдение не самих исследуемых объектов, а результатов их  взаимодействия на другие объекты). Наблюдения могут играть важную эвристическую роль в научном познании и требуют участия в теоретическом мышлении, при помощи которого оформляется в виде определённых научных терминов, графиков, таблиц, рисунков и др. Научное наблюдение обязательно сопровождается описанием.

НАНОТЕХНОЛОГИЯ

НАНОТЕХНОЛОГИЯ (приставку  «нано»  -  от  греч.  карлик  -  придумал японский учёный  Танигучи) - 1) закономерный этап развития технологии, связанный с управлением веществом на атомно-молекулярном уровне и объединяющий гуманитарную и инженерную философию техники; 2)  совокупность методов и приёмов, обеспечивающих возможность контролируемым образом создавать имодифицировать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, хотя бы в одном  измерении, и в результате этого получившие принципиально новые качества, позволяющие осуществить их  интеграцию в полноценно функционирующие системы большого масштаба; 3) в более широком смысле - это методы диагностики, характерологии и исследований различных объектов. Ю.Д. Третьяков  даёт  эпистемологическое определение  нанотехнологии: это  областьзнания, ориентированная на изучение и применение материалов, которые наноструктурированы и имеют размер частиц от 1 до 100 нанометров». Г.Г. Еленин утверждает, что  нанотехнология -  это  «междисциплинарная  область  науки,  в которой изучаются закономерности физико-химических процессов в пространственных областях нанометровых размеров с целью  управления отдельными атомами,  молекулами,  молекулярными  системами  при  создании  новых  молекул, наноструктур, наноустройств и материалов со специальными физическими, химическими и биологическими  свойствами». В зарубежных источниках наукой и технологией в наномасштабе называют фундаментальное  понимание и получаемые вследствие него технологические преимущества, возникающие при использовании новых физических, химических и биологических свойств систем, промежуточных, по размеру между  отдельными атомами, молекулами и массивными материалами, где можно контролировать свойства, промежуточные между двумя граничными состояниями (Дрекслер определил, что нанотехнология - это технология, основанная на манипуляции отдельными атомами и молекулами для построения структуры к сложным,  атомным спецификациям, а Кобаяси заключил, что нанотехнология - это совокупность прикладных  исследований нанонауки и их практических применений, включая промышленное производство и социальные  приложения). Нанонаука - это междисциплинарная область знания, исследующая свойства и закономерности частиц от 1 до 100 нанометров. Нанотехнология - это система приёмов, позволяющих создавать и изменять  наноразмерные объекты в целях получения новых предметных свойств. Понятие нанонауки имеет свой смысл только, когда её результаты находят своё практическое применение в технологии, иначе она остаётся наукой,  продолжающей изучение мира элементарных частиц, начатого с конца XIX в. Прикладной характер нанонауки и предпосылки тотальности нанотехнологий выражаются в том, как с начала XXI нанотехнологии имеют  конкретные достижения в самых различных сферах - таких как  -  создание  новых  материалов, медицина,  оптика и  электроника, бытовые предметы. Общими для всех определений являются: 1) приставка «нано», означающая размер; 2) закономерная конвергенция науки и технологий, которые не противоречат друг другу (хотя  по-разному в них предстаёт сама человеческая деятельность:  то  созиданием и  изменением, то  изучением и  применением,  то управлением атомами, то пониманием и получением).

НАУКА

НАУКА - духовная деятельность людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и  открытие объективных законов, которые одновременно  являются  разновидностью  социального  творчества  сообщества  учёных, представляет собой определённую систему отношений между ними, регулируемую социальными нормами и ценностями, изменяющимися на всём протяжении развития науки в соответствии с  особенностями её статуса в жизни общества. Наука создает единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему  знаний о его законах Науки делятся по предмету и методу познания на: науки о природе - естествознание; науки об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки); науки об особенностях познания и  мышления - логика, гносеология, диалектика; технические науки и математика. Науки можно разделить на фундаментальные (где нет прямой ориентации на практику) и прикладные (где присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и  социально-практических проблем). Основаниями для выделения науки являются фундаментальные идеи,  понятия, представления,  на которых базируются конкретные эмпирические знания и  объясняющие их теории, а основными её компонентами являются: 1) научная картина мира; 2) идеалы и нормы научного познания; 3) философские системы и принципы. Языком науки является система знаков, символов, понятий, терминов, взятых из естественного языка или искусственно изобретенных, посредством которой наука наиболее  адекватно, емко и точно выражает свои изначальные интуиции, гипотезы,  опыты, исчисления, объективные  закономерности  действительности, принципы и фиксирующие их теории.

НАУКА ЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

НАУКА ЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ - развитие науки переходного периода от средневековья к Новому времени (XV-XVI вв.), идеалом которой был  возврат к духовным  ценностям античности, а её важнейшими  чертами - являются рождение нового мышления и становление гуманизма. Огромное развитие  получила  литература,  живопись,  скульптура.  Яркие  представители  эпохи: Леонардо да Винчи, Уильям Шекспир (1564-1616), Мигель де Сервантес Сааведр (1547-1616). Крупные  натурфилософы - Николай Кузанский (1401-1464), Пико делла Мирандола (1463-1494), Бернардино Телезио (1509-1588), Джордано Бруно (1548-1600) и Николай Коперник (1473-1543). Одна из теоретических проблем науки  этого  периода  -  проблема магнетизма и  электричества,  отцом  которой становится  Вильям Гилберт (1544-1603). Будучи врачом, он интересовался «магнитной философией» с целью улучшения работы компаса, что отвечало интересам Англии господствовать на море. Он предположил, что наша Земля - большой круглый  магнит и  что  географические полюса совпадают  с  магнитными. Для доказательства  своего предположения Гильберт  изготовил  из  естественного магнита шар. Приближая к шару  легкую магнитную стрелку, Гильберт мог наглядно демонстрировать поведение этой стрелки при ее перемещении по поверхности шара, т.е. как бы в различных точках земной поверхности. Гильберт расширил  перечень  материалов,  обладающих свойством притяжения  при  натирании (сапфир, алмаз, аметист, стекло, сера и др.) Он же установил, что свойства притяжения теряются у этих предметов при нагревании. Многочисленные эксперименты по электричеству Гильберт пытался связать в теории электромагнитного притяжения, но это ему не удалось. Он не вышел за пределы представлений античности, например, не считал мнение о существовании души у магнита, высказанное еще Фалесом, абсурдным. По Гильберту, первичными элементами являются вода и земля. Свойствами притяжения обладают тела, происходящие из воды.

НАУКА И НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность,  регулируя  отношения людей в обществе, при  помощи не писаных законов, норм и правил поведения,выработанных в процессе естественного развития общества, является самостоятельной  сферой духовной  жизни. Нравственность и мораль являются объектом изучения  этики, философской дисциплины, формирующей  идею о должном и справедливом, о добре и зле. Нравственные принципы пронизывают функционирование науки, как социального института. Аристотель говорил: «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Этическое  регулирование науки  происходило всегда,  хотя  часто  это  не  былоочевидным. Нравственное регулирование внешне связано с отношениями людей, а  не  отношениям  исследователя  к  математическим  или  физическим  объектам исследования или мыслительным операциям. Но наука - это результат деятельности людей, поэтому  ней всегда присутствует нравственный компонент. Влияние нравственных ценностей на науку может быть внутренним и внешним. Внутреннее воздействие науки и нравственности связано с  творческим процессом научных коллективов (если отношения основаны на уважении, доверии, поддержке, то эта  деятельность  регулируется  положительными  нравственными  ценностями; если же в коллективе царит недоброжелательность, подсиживание и угодничество- то это мешает научному творчеству и можно говорить об отрицательном влиянии нравственности на науку). Научные открытия серьёзно влияют на общественную жизнь, и научное сообщество несёт ответственность за свои открытия - в этом проявляется внешнее  воздействие нравственности на науку, так как наука развивается не в этическом вакууме, а в тесной связи с нравственным состоянием общества и во многом определяется его политическими задачами, экономическими и техническими возможностями.

НАУКА И ИСКУССТВО

Если наука объясняет мир на языке категорий,абстрактных понятий, законов и теорий, то искусство это делает при помощи естественного языка, отражая мир в художественных образах, а знание, добытое искусством, постигается человеком  чувственно-эмоциональ-ным путём, что  не требует  профессионального  навыка.  Поэтому  гениальные  произведения  часто дают более глубинные знания о человеке и обществе, нежели наука. Не случайно писателей называют «инженерами человеческих душ». Но знание, добытое искусством, нельзя сопоставить по масштабам и объему с системными знаниями науки.

НАУКА И РЕЛИГИЯ

Как самостоятельные области духовной культуры наука и религия стремятся постичь мир, но делают это различным способом: религия - в форме веры, путём создания фантастических  образов, а наука - в форме систематизированного знания объективной истины и теоретического мышления. Если религиозное мировоззрение построено на принятии догматов веры без всяких  доказательств (хотя в средние века было сделано ряд попыток рационально доказать догматы священного  писания, которые в конечном итоге потерпели крах), то научное познание рассматривается как истинное, только если оно  подтверждено  эмпирическими  доказательствами.  В  средние  века  религия подчинила себе науку и заставила её заниматься толкованием Священного писания и комментариями к Библии. Но в схоластических диспутах и комментариях оттачивались положения теоретического мышления, которые подготовили революцию в науке Нового времени. Первое серьёзное столкновение религии с наукой связано  с  открытием  Коперника  гелиоцентрической  картины  мира.  Религия должна была отказаться от целого ряда догматов теологии и перестала единолично формировать воззрения на мир. В этой борьбе победила наука и постепенно освободилась  от  религиозных  основ.  Сегодня  наука  и  религия  существуют  в духовной культуре общества, каждая, занимая свою нишу и не посягая на сферу другой. Религия, предлагая человеку вечные ценности (любовь,  надежду, спасение, терпение), по-своему наделяет человека житейской мудростью, не умаляя достоинств науки в познании мира.

НАУКА И ТЕХНИКА

Слово «техника» в переводе означает «умение, мастерство, искусство», сегодня оно означает: 1) технические средства, орудия труда, приборы; 2) навыки и умения осуществлять те или иные операции. В античности и в средневековье преобладали простые орудия труда, и результат труда полностью зависел от мастерства исполнителя. Поэтому наука и техника были независимы  и  рассматривались  как  самостоятельные явления.  В  капиталистическом обществе отношения между наукой и техникой меняются: утверждается ведущая роль техники, а развитие науки рассматривается как ответ на её запросы. Не случайно  ведущей  наукой  в  Новое  время  становится  механика,  помогающая разобраться в  действии технических устройств. На фоне запросов производства начинают интенсивно развиваться естественные науки, что приводит в середине XIX в. к отделению в самостоятельную область технических наук.  Технические науки тесно связаны с естественными науками. Специфика технических наук по отношению к  естественным и гуманитарным связана с предметом, задачами и методологией.  Предметом технических наук  являются  природные процессы  и закономерности, действующие в условиях искусственно созданных систем, что позволяет целенаправленно применять их для потребностей людей. Задачи технических наук - разработка знания о методах и средствах создания искусственных систем и обеспечение их нормального функционирования в процессе производства. Технические и естественные науки находятся в постоянном взаимодействии: открывая новые законы природы, естественные науки дают теоретическую основу для дальнейшего развития теоретических наук, то есть создают необходимый запас  научных знаний для  прогресса техники. Так  развитие науки  порождает революцию в технике. Основываясь на данных естественных наук, технические науки связаны с  социально-гуманитарными науками через решение экономических  и  политических  задач.  В  свою  очередь,  социально-экономические  цели определяют  техническую  политику,  влияя  на  развитие  технических  наук,  их методологию и определяют выбор методов их исследования.

НАУКА И ФИЛОСОФИЯ

Длительное время философия рассматривалась как наука, и даже высшая наука (в Древней Греции понятия «знание», «наука», и«философия» были синонимами). Долгое время философия рассматривалась как«наука наук» прежде чем стать самостоятельной областью духовной культуры.Является ли философия наукой? Если рассматривать предмет изучения, то философия исследует отношение человек-мир, а частные науки - отдельные стороны бытия (философию  интересует мир в целом, а научное мышление погружено в конечный материал). Если рассматривать характер полученного знания, то наука стремится систематизировать, обосновать и доказать объективное знание действительности, а философия - осмыслить место человека в мире (при этом философия  не  даёт  однозначных  решений в  отличие  от  науки).  Если  рассматривать средства  добывания знания,  то  наука  опирается  на  факты  и  эксперименты,  а философия - это чисто теоретическое, умозрительное знание о действительности в целом.  По характеру понятийного аппарата язык науки однозначен, а философия оперирует категориями, которые отражают всеобщее, причём каждый философ может иметь свой язык (свой категориальный аппарат), или свою трактовку общих категорий. Если ценностные аспекты науки отнесены на второй план,  а в философии  ценностные ориентации имеют огромное значение. Если наука не бывает национальной, то  язык философии всегда национально окрашен. Поэтому философия не является отдельной наукой, но в то же время является теоретическим знанием, как и наука, однако отличным от неё. Но в начале XIX в. позитивизм выдвинул лозунг «наука сама себе философия» и философии было отказано в статусе называться наукой. Конфликт между  философий и наукой привёл к утверждению сциентизма и мировоззренческому кризису, так как наука не может решить целый ряд смысложизненных проблем человека и сущностного понимание им мира. Философия нужна науке. Она снабжает её методами, правилами и операциями мышления, наделяя мировоззренческими  ориентирами, и выявляет круг нерешённых проблем. История науки - это развитие научных идей, которые решаются в рамках фундаментальных основ, выработанных в философии. Поэтому философия и наука неотделимы друг от друга, при этом оставаясь самостоятельными областями духовной культуры.

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - это законодательно закреплённая система взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, а также между научной сферой и  другими социальными образованиями (политикой, экономикой, образованием и др. Наука как социальный институт  включает в себя: 1) учёных с их квалификацией, опытом и знаниями; 2) разделение и кооперацию научного труда; 3) чётко налаженную и эффективно действующую систему научной  информации; 4) научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; 5) лабораторное и экспериментальное оборудование; 6) формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений.

НАУКОВЕДЕНИЕ

НАУКОВЕДЕНИЕ - специальная дисциплина, изучающая общие закономерности развития и функционирования науки, сложилась к 60-м годам XX века.Науковедческие исследования  связаны:  1)  с  разработкой теоретических основ политического и государственного регулирования наукой; 2) с выработкой рекомендаций  по  повышению  эффективности  научной  деятельности,  принципов организации,  планирования;  3)  с управлением  научными  исследованиями.  В узком смысле,  науковедение - область знания, носящая описательный характер и не ставящее перед собой  задачу открытия законов развития науки. В широком смысле слова, науковедение - это комплекс наук о науке, носящий междисциплинарный характер.

НАУКОМЕТРИЯ

НАУКОМЕТРИЯ - одна из наук, изучающих саму науку,  статистическую динамику потоков  научной информации, начало которой положено в трудах Д. Прайса и его школы (которые первыми применили методы математической статистики  к  анализу  потока  научных  публикаций,  ссылочного  аппарата,  роста научных кадров, финансовых затрат) и в работе Д.Ж. Бернала «Роль науки в обществе» (1939). Само слово «наукометрия» ввёл в обращение русский философ и математик Василий Васильевич Налимов (1910-1997),  который был одним из редакторов первого специального международного журнала Scientometrics, выпускаемого  с  1978  года.  Объектом  изучения  наукометрии  являются  научные тексты, где объектом исследования является всё, что можно измерить: количество и  качество  публикаций, прения по различным  проблемам, библиографические ссылки и цитирование, частота использования какого-либо языка, объемы самих текстов и оценка степени научности. Д. Прайс предложил использовать показатель, который он назвал своим именем, - отношение количества ссылок на литературу не более, чем 5-летней давности к общему количеству ссылок.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - это целостная система представлений об общих свойствах и  закономерностях действительности, существующая на определённых этапах развития науки на основе обобщения фундаментальных научных концепций. В зависимости от оснований, положенных в основу деления, различают: 1) общенаучную картину мира - представления обо всей действительности;2) естественнонаучную картину мира - представления о естественной природе(физическая, химическая, биологическая и др., причём одна из картин мира на конкретном этапе исторического развития становится ведущей). Главная характеристика научной картины мира - её системность, т.к. она обеспечивает синтез знаний.  Она носит парадигмальный  характер, т.к. задаёт систему установок и принципов познания мира и влияет на формирование  социокультурных, этических, методологических и логических норм научного анализа, направляя и ориентируя  научный поиск. Научная картина мира  - это научно обоснованная, конкретно-историческое  представление о  мире,  обусловливающее  стиль и  способ научного мышления. Научная картина мира создаётся двумя основными способами: 1) обобщением онтологических схем различных частных областей научного знания; 2) сведением онтологической схемы одной из наук к другим (биологии - к физике, химии). Научное познание - это смена  картин мира. Различают следующие  картины  мира:  1)  классическая,  основанная на  открытиях  Галилея  и Ньютона и продолжавшаяся до конца XIX в., суть её сводится к: а) мир рассматривается  как совокупность  огромного числа неделимых и  неизменных частиц (атомов); б) все события предопределены законами  механики; в) движение рассматривается как перемещение тел в пространстве, т.е. пространство и время  - это только арены движущихся тел; г) природа - это машина, части которой подчиняются жёсткой детерминации; д) все естественнонаучные знания основаны на различного рода процессах механики; 2) неклассическая -  сформированная под влиянием теории термодинамики, релятивистской и квантовой теории, концепции нестационарной Вселенной, что привело к революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв. - природу  рассматривает как сложную динамическую систему, утверждает новое понимание субъекта познания,  находится  не вне наблюдаемого мира, а внутри него, формирует новую схему нелинейной детерминации на основе теории вероятности; 3) постнеклассическая картина мира - основана на достижениях синергетики, объекты рассматриваются как открытые нелинейные системы,  где велика роль случая, когда локальные причины могут вызвать глобальные следствия,  особое  значение  приобретает  неопределённость  как  атрибутивная характеристика мира, хаос становится не источником деконструкции, а установкой на формирование устойчивости, возникает теория направленного беспорядка.

НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - это совокупность правил, норм, образцов научно-познавательной деятельности, обеспечивающих научную истинность результата познания. Основные требования научной рациональности: 1) ориентация на объективность, устранение из содержания знаний субъективного, эмоционального и ценностного моментов; 2) системность, придающая знанию выводной характер; 3) универсальность и независимость формулируемых наукой положений от конкретных обстоятельств; 4) доказательность любых выдвигаемых положений; 5) языковая определенность, четкость и однозначность терминологии; 6) методологическая определенность - использование только тех методов, приборов и  других  средств  познания, которые  считаются  адекватными  данной  научной дисциплине; 7) организованный критицизм как стремление к проверке и установлению границ истинности любых выдвигаемых положений. Конкретизация этих требований зависит от особенностей научных дисциплин. В связи с этим принято различать:  а) математический идеал научной рациональности с ориентацией на совершенство  вывода  из  исходных  постулатов;  б)  естественнонаучный  идеал научной рациональности с акцентом на экспериментальной проверке  выдвигаемых  положений;  в)  социально-гуманитарный  идеал  научной  рациональности, допускающий  возможность соотнесения результатов познания с фундаментальными для данного общества ценностями. В  историческом плане выделяют: 1) классический идеал научной рациональности - ориентирующий на строго однозначное описание свойств объекта безотносительно к используемым познавательным средствам, характерный для классической науки (XVII-XIX вв.); 2)  неклассический идеал - опирающийся на  вероятностное видение мира и требующий учета роли прибора в формировании изучаемых свойств объекта (XX в.); 3) постнеклассический (современный) - учитывающий роль ценностей и целей субъекта в организации его взаимодействия с изучаемым объектом (например, в процессе математического моделирования - компьютерного эксперимента).

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ - это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Познавательная деятельность - это процесс  активного  отражения  социальным  субъектом  действительности,  а  не  её механическое, зеркальное копирование. Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми  (см. научное сообщество), опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы  (см. методы научного познания, парадигма, исследовательская программа). Результаты Н. п., в отличие от  познания обыденного,  универсальны,  они  раскрывают  сущность  изучаемого  предмета, законы его функционирования и развития. В отличие от эзотерического познания, Н. п. имеет общезначимый характер,  лишено догматизма (см. уровни научного познания,  формы  научного  познания). Научное  познание  осуществляется  по законам объективной реальности. Всеобщие (диалектические) законы развития бытия и научного познания (мышления) - это два ряда законов, тождественных по сути и различных по своему выражению. Человек как субъект научного познания применяет эти законы сознательно, между тем как в природе они реализуются бессознательно.

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ - это аспект или часть сознания, содержанием которого является  научная  деятельность,  регулируемая  ценностями,  нормами  и методами его получения.  В структуре научного познания выделяют: 1) чувственную ступень (данные  научного наблюдения  и  эксперимента) и  рациональную(рассудок, который понятийно организует информацию, и разум, конструирующий и творящий мыслительный процесс); 2) две философско-методологические категории - «эмпирическое» и  «теоретическое» как основные формы познавательного процесса; 3) его уровни, которые  различаются по методам познавательной деятельности и по формам получаемого знания.

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО - совокупность всех когда-либо живших и ныне живущих  ученых, понимаемая как интегральный субъект научного познания,  т.е. совокупность людей, занимающихся наукой как видом профессиональной деятельности. В философию науки эта проблематика введена постпозитивизмом, стремившимся вскрыть взаимосвязь социокультурных и гносеологических сторон научного познания. Данное понятие было развито американским историком науки Т. Куном, который научным сообществом  называл исследователей, которые разделяют общую парадигму (совокупность фундаментальных теорий, законов  и  образцов  решений  проблем).  В  деятельности  научного  сообщества поддерживаются исследовательская  традиция, нормы научной рациональности, осуществляется рост научного знания. Внутренняя структура научного сообщества  и  его  роль  в  функционировании и  развитии науки  являются специальным предметом  социологии науки.  Выделяют два  уровня научного сообщества: 1) национальное, существующее в пределах одного государства; 2) дисциплинарное, ограниченное  рамками определённой области знания (например,  совокупность всех физиков), 3) научные школы, 4) научные учреждения, 5) неформализованные научные коллективы. Они являются носителями определенных парадигм, исследовательских программ, методологических установок. Основные характеристики научного сообщества: а) единство в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной  области;  б)  универсализм,  когда  учёные  в  своих  исследованиях и оценках  руководствуются  общими  критериями,  правилами  обоснованности  и доказательности знаний; в) коллективный характер накопления знания, который основан на системе внутренних норм и идеалов (этос науки) ; г) приверженность определённой  парадигме  -  модели  (образца)  постановки  и  решения  научных проблем. Иторические типы научных сообществ: 1) философские школы  («сады» Эпикура,  «ликей»  Аристотеля,  «академия»  Платона,  стоики,  Александрийская школа); 2) богословские школы; 3) Республика учёных (начала XVII в.); 4) научные сообщества периода дисциплинарно организованной науки (XVII-XIX вв.); 5) междисциплинарные сообщества науки (XXв.); 6) научные школы (сообщества единомышленников  в  решении  одних  проблем);  7)  научные  направления;  8) научные коллективы (единомышленники с одной научной программой.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ -  это  совокупность воззрений современных  немецких философов, которые первыми начинают анализировать феномен техники.  В 1877 в работе Э. Каппа «Основные направленияфилософии техники» формулируется система проблем, которая стала предметом исследования, где техника рассматривается как «точка интеграции» социокультурных процессов, а человек - как её движущая и определяющая сила. Развитие техники здесь  анализируется на основе теории «органической проекции», где технические системы представляют собой подобие человеческим органам, и, прежде всего, руке. Существенное влияние на современные исследования в области философии техники оказала работа Ф. Дессауэра «Философия техники»(1927), где техника рассматривалась не только как часть природы, подчиняющаяся её закономерностям, но и как некая «трансцендентная сущность», выходящая за пределы человеческого познания, и проникающая в  область  сверхъестественного. При этом функции человека - это реализация им «божественного предназначения». К немецкой школе  философии техники относятся последние работы М.  Хайдеггера,  автора  оригинальной  концепции  «технической  цивилизации»,который, осмысливая феномен техники, как средство «истинствования» и способ раскрытия потаённого,  трактуя её в контексте отношения человека к миру. Уточняя этимологическое значение понятия, он обращает  внимание на то, что онатрактуется как «средство достижения целей» или как «известная человеческая деятельность. Признавая  верность этих определений, он отмечает, что правильность определения ещё не означает её истинность. Задача философии техники - раскрыть истинный её смысл. Он доказывает, что техника - это инструмент. Он уверен, что человек подчиняется «власти техники»,  воспринимая её как бытие, при этом сущность техники он связывает с полезностью.

НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА XIX В

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА XVII В

НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА XVII в - период развития науки, когда она приобретает  доминирующее значение в постижении бытия, то есть, когда знания  становятся силой и когда единое знание, ранее именуемое философией, начинает расчленяться на собственно философию и науку. Основателем философии Нового времени и всего экспериментирующего естествознания  является Ф. Бэкон, который разработал научную программу под названием «Великое восстановление наук»,  для  чего разработал метод индукции. Основы для построения новой рациональной науки создаёт другой основатель философии Нового времени - Рене Декарт, разработавший метод дедукции и превративший математику в рациональный приём рационализации знаний. Своими научными достижениями Декарт  во многом был обязан Галилео Галилею, которого по праву называет первым учёным Нового времени.

НОУ-ХАУ

НОУ-ХАУ - это 1) полностью или частично конфиденциальные знания,включающие сведения  технического,  экономического, административного, финансового  характера,  использование которых обеспечивает определенные преимущества лицу, их получившему; 2) технические  знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые  представляют коммерческую  ценность, применимы в  производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. Ноу-хау может включать  в  себя  коммерческие  секреты,  незапатентованные  технологические процессы и прочую информацию производственного и коммерческого характера, недоступную  широкой общественности. Эта информация может быть независимой по отношению к патентам или же необходимой для их использования. Элементами ноу-хау могут быть всевозможные руководства к  использованию, спецификации, рецептура, документация, схемы организации производства, характеристики технологического процесса.

НУАРЕ ЛЮДВИГ

НУАРЕ ЛЮДВИГ (1827-1897) - немецкий писатель, представитель философского монизма, который, рассматривал способность человека делать орудие как существенное его отличие от животного. В своих основных работах «Происхождение языка» (1877) и «Орудие и его значение в историческом развитии вещества» (1880) Нуаре обосновывает идею о том, что только с появлением орудий труда  начинается  подлинная  история  человечества.  В  орудиях  труда  человек воплощает принцип творчества. Создание и применение орудий - главные источники развития человеческого сознания. В орудиях труда человек  «проектирует» собственные органы, сначала действуя инстинктивно, а затем осознанно. Между субъектом  и  объектом своё особое место занимают  орудия труда. Эта мысль Нуаре совпадает с положением  Маркса о машинах как органах человеческого мозга.  Позже  мозг  человека,  обретая  функцию  опережающего  реагирования, начинает умозрительно опережать практику, проявляя себя как творческая сила, т.е. развивается  вместе с орудиями труда. В ходе орудийной деятельности рука претерпевает существенные изменения, благодаря которым она не просто приобретает универсальность, но и становится мощным фактором развития человека, выступая в качестве особого орудия («орудия орудий»), или «органа внешнего мозга»,  и  становятся  фактором  развития  разума.  Синхронно  им  развиваются глаза,  зрение,  функционирование всего  человеческого  организма,  и  в  первую очередь мозга. Всякое объективное познание состоит из двух актов: движения, направляющегося от субъекта и определяемого волей, и объективного сопротивления, т.е. того сопротивления, которое объект оказывает этому движению. Выступая против точки зрения, согласно которой человеку изначально приписывается дар абстрагирования, благодаря которому он оказался в состоянии к опережающему мышлению, Нуаре пишет: «Мышление лишь позднее достигает того, что уже значительно раньше было развито благодаря работе, благодаря деятельности», т.е. сначала было дело, а не слово.

НЬЮТОН ИСААК

НЬЮТОН ИСААК (1642-1727). Высшим достижением научной революцииXVI-XVII в.в. является научное творчество. В «Математических началах натуральной философии» он подвел итоги столетнему становлению естествознания и представил  математико-физическую  теорию  движущейся  материи,  т.е.  была предложена универсальная математическакя концепция архитектуры мироздания. Его тезис «гипотез я не измышляю», направленный против рационализма Р.Декарта, утверждал значение математического описания неизвестных явлений. Главный упрек в адрес картезианцев (последователей Декарта) сводился к тому, что они не обращались в должной мере  к опыту, конструировали «гипотезы»,«обманчивые предположения» для объяснения природных явлений. Основаниями классической механики, имеющими большое значение для дальнейшего развитиянауки, являются принципы о простоте и единообразии природы, об абсолютном времени  и  пространстве,  о  наличии  у  материи  фундаментальных  физических свойств. В своей знаменитой работе Ньютон предложил  ученому миру научноисследовательскую программу, которая вскоре стала ведущей не только в Англии, на родине великого ученого, но и в континентальной Европе. Свою научную программу Ньютон назвал «экспериментальной  философией», подчеркивая решающее значение  опыта,  эксперимента  в  изучении  природы.  Идеи  Ньютона, опиравшиеся на математическую физику и эксперимент, определили направление развития естествознания на многие десятилетия вперед.  

Предыдущая страница Следующая страница