Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Э"
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - одно из направлений в современной теории научного познания, которое основывается на идее идентичности биологической эволюции и познавательного процесса, а познавательный аппарат человека рассматривает как механизм адаптации, развитый в процессе биологической эволюции, описывая механизмы познания в эволюционном ключе, иначе: эволюционная эпистемология - это теория познания, которая исходит из трактовки человека как продукта биологической эволюции. Различают два значения эволюционной эпистемологии: 1) она ориентирована на объяснение развития средств (органов познания), форм и методов познания при помощи эволюционной схемы, 2) она связана с эволюционным объяснением самого содержания знания. В первом значении акцент делается на вопросы эволюции органов познания, когнитивных структур и познавательных способностей, обеспечивающих возможность адекватного отражения мира. В другом значении акцент делается на познавательный аппарат как результат биологической эволюции (в течение миллионов лет нервная система и органы восприятия живых организмов трансформировались таким образом, чтобы обеспечить максимально адекватное отражение реальности; в противном случае существование и развитие человека было бы невозможно). Первый вариант трактовки эволюционной теории называют «эволюционная теория познания». Во втором случае эволюционная эпистемология определяется как «эволюционная теория науки». Она и является в собственном смысле слова концепцией философии науки. |
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНИКИ - изменения технических систем, имеющих постоянные основные ф. в историческом времени. Любой класс тех. систем в историческом времени претерпевает дискретные изменения - переход от существующих и применяемых на практике изделий к новым моделям и модификациям с малыми изменениями или к новым поколениям технических систем, сильно отличающихся от своих предшественников. Эти изменения обычно связаны с улучшением каких-либо критериев эффективности или потребительских качеств технических систем и имеют прогрессивный характер. Эволюция техники подчиняется ряду законов и закономерностей развития техники, в первую очередь закону прогрессивной эволюции технических систем. Одна из главных задач истории техники заключается в изучении эволюции техники, т.е. в выявлении и описании характерных изменений перехода технических систем от предшествующих моделей или поколений к новым моделям и поколениям. Изучение эволюции техники - одна из главных задач истории техники. Оно даёт ценный материал, необходимый при разработке новых моделей и поколений техники и создании новых изобретений. |
ЭВРИСТИКА (от греч. отыскиваю, открываю) - совокупность приёмов и методов, обеспечивающих или облегчающих решение познавательных конструктивных практических задач. В широком смысле эвристикой называют научную ветвь, изучающую специфику творческой деятельности. Логическую основу эвристических методов составляют недедуктивные (правдоподобные) выводы: по аналогии, из частных случаев и др. |
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ - последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений. Эвристические методы обычно противопоставляют формальным методам решения, опирающимся на точные мат. модели. В психологической и кибернетической литературе под эвристическими методами понимаются любые методы, направленные на сокращение перебора, или индуктивные методы решения задач. Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Архимед в «Учении о методах механики» подробно описал способы рассмотрения и решения новых задач. От него искусство решения трудных проблем получило своё название «Эвристика». Известно несколько десятков эвристических методов, использование которых позволяет решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности и общении. В основе каждого эвристического метода заложен базальный методологический принцип, требующий, чтобы в творческом процессе осуществлялось сложное двухстадийное движение мыслей: от исходной определенности к неопределенности и от неопределенности в область контекста проблемной задачи. Первая стадия обеспечивает выход за пределы исходной информации, вторая - привнесение новой информации в поиск решения задач. Под неопределенностью здесь понимается широкий круг явлений: недостаточная известность, несовершенство, неточность, случайность, расплывчатость, размытость, неясность, неоднозначность, полисемия понятий и т.п. Множество известных эвристических методов имеет иерархическую структуру, первичными элементами которой являются две методологемы - правило и принцип. Методологическое правило - это предписание, разрешение или запрет выполнения операции или предметного действия. Методологический принцип - целенаправленная руководящая идея для выполнения определенной методологической деятельности. К наиболее распространенным эвристическим методам относятся эвристический метод синтеза, метод эвристических приемов, обобщенный эвристический алгоритм, методы морфологического анализа и синтеза, алгоритм решения изобретательских задач и др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭКЛЕКТИКА (от греч. выбираю) - разновидность метафизического метода мышления, характеризующаяся произвольным выхватыванием отдельных сторонпредмета, а также мыслей, взглядов, фактов и их механическое соединение. Результатом этой процедуры является хаотическое соединение элементов, а не целостная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей. Основанием эклектики является многообразие и противоречивость явлений объективного мира, фрагментарность и неоднозначность существующих знаний. В отличие от диалектики, эклектика - бессистемное, произвольное соединение противоположностей как результат неумения выделить главные закономерности изучаемого явления. Наиболее распространенная манера рассуждений в эклектике определяется формулой: «с одной стороны, но с другой стороны…». Эклектика какметодологический приём может быть полезной на начальных ступенях процесса познания. |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ТЕХНИКИ - показатели экономической эффективности технических систем, к которым относятся: 1) критерий расхода материалов, равный отношению массы изделия к его главному показателю эффективности; 2) критерий расхода энергии, одним из частных случаев которого является коэффициент полезного действия; 3) критерий затрат на информационное обеспечение, определяемый как отношение затрат на подготовку и обработку информации к главному показателю эффективности изделия; 4) критерий габаритных размеров, т.е. отношение произведения габаритных размеров изделия к его главному функциональному критерию эффективности изделия. Эти критерии относятся к группе критериев эффективности технических систем. |
ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. проба, опыт) - метод эмпирического познания,характеризующийся вмешательством в течение изучаемых процессов, использование разнообразных приборов. В ходе эксперимента исследователь, воздействуя на предмет в специально разработанных условиях, целенаправленно акцентируя внимание на нужном состоянии, изучая его на качественном и количественном уровнях. Эксперимент позволяет изолировать познаваемый объект от влияния случайных или второстепенных факторов, многократно воспроизводить ход процесса в постоянных условиях. Особенности научного эксперимента: а) позволяет изучать объект в «очищенном» виде (без побочных факторов); б) при нём могут создаваться специальные условия, при которых удаётся обнаружить неожиданные свойства объектов и тем самым постигнуть их сущность; в) многократная воспроизводимость позволяет получать достоверные результаты; г) изучая процесс, экспериментатор может включать в него всё, что считает нужным для получения истинного знания об объекте. Эксперимент всегда включает в себя: 1) определённые допущения о свойствах моделируемых материальных процессов; 2) допущения о характере интересующих исследователя объектов, их свойств и отношений, которые должны в ходе эксперимента или подтвердиться, или опровергнуться, или уничтожиться; 3) приборы, измерительную технику и знания, лежащие в основе принципов их действия. В зависимости от характера поставленных задач научные эксперименты бывают следующих видов: измерительные, поисковые, проверочные, контрольные, исследовательские и др. В зависимости от области проведения эксперименты подразделяются на: фундаментальные, прикладные, промышленные, социальные, в области гуманитарных наук. Любой научный эксперимент - это не чисто материальная деятельность, а материально-когнитивная, опирающаяся на определённую систему знания, удостоверенную в прошлом опыте. |
ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД В ТЕХНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ - это общее название совокупности методов анализа, характеризующейся тем, что: 1) решениезадачи основано на суждениях экспертов - специально отобранных специалистов(от лат. - опытный); 2) результат решения задачи состоит в получении новой информации; суждения экспертов базируются на их опыте и интуиции, а не нарезультатах расчетов или экспериментов. Экспертный метод используется при поиске новых, улучшенных технических решений (в рамках метода мозговойатаки), при прогнозировании развития технических систем и главным образом - при решении задач квалиметрического анализа технических объектов. В подготовке и проведении экспертизы можно выделить несколько последовательныхэтапов, каждому из которых соответствуют свои методология и проблематика: 1) организационно-техническая подготовка экспертизы, 2) формирование экспертной группы, 3) проведение экспертного опроса с целью выявления индивидуальных экспертных оценок, 4) определение коллективных экспертных оценок. |
ЭКСТЕРНАЛИЗМ (от лат. вне) - утверждение, связывающее появление науки полностью с внешними для неё обстоятельствами: социальными, экономическими и др.) и сводящее основную задачу изучения науки к реконструкции социальных условий научно-познавательной деятельности на определённых этапах её развития. |
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (ЭЛЕАТЫ) - философская школа в Древней Греции(конец VI - середина V в. до н.э.), представлен нам Парменидом и Зеноном из Элей, Мелиссом из Самоса. К непосредственным предшественникам элеатов относится Ксенофан из Колофона. Логика развития элейской школы в целом вела от материализма к идеализму (учение Платона было основано на концепции Парменида). Самый яркий деятель элейской школы Парменид. Центральная категория его идеалистического учения - бытие. Бытие предстаёт у него в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира. Он утверждал, что мысль - это всегда мысль о предмете, мысль - это всегда бытие. Никакого инобытия нет, существует только бытие. Познать такое бытие можно только при помощи интеллектуальной интуиции. Ученик и друг Парменида Зенон находит свои аргументы в защиту о неподвижном бытии, известные как апории Зенона. Третий представитель элейской школы - Мелисс выдвигает идею о бесконечности мира. Стремясь устранить из учения Парменида все непоследовательности, он пришёл к выводу, что если бытие едино, то оно должно быть бестелесным. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭМПИРИЗМ - направление в гносеологии и методологии научного познания, утверждающее приоритет опытного, эмпирического знания над теоретическим, тесно связан с сенсуализмом. Сформировался в XVII-XVIII вв. (основоположник - Ф. Бэкон) в связи с необходимостью конституировать возникающее экспериментальное естествознание и снабдить его надежной методологией. Формирование эмпиризма связано с критикой умозрительности схоластики и полемикой с рационализмом. В обосновании своей методологической позиции эмпиризм опирается на идеи номинализма и сенсуализма. В XIX-XX вв. методологическиеустановки Э. были приняты позитивизмом, эмпириокритицизмом. Эмпиризм - односторонняя методологическая позиция, не учитывающая специфики теоретического уровня научного познания и диалектики связи эмпирического и теоретического. Последовательное развитие эмпиризма обычно приводит к возникновению на его базе субъективно-идеалистических концепций (Беркли, Юм, эмпириокритицизм). |
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от лат. критический анализ опыта) - название второго этапа позитивизма (конец XIX - начало XX вв.), связанного с современной ему революцией в физике. Основоположники - Э. Мах, Р. Авенариус. Если позитивизм первого этапа (XIX в.) ссылался на опыт как источник позитивного знания, то эмпириокритицизм подверг критическому анализу само содержание опыта: в наблюдении или эксперименте предметы объективной реальности не даны непосредственно. Ученый имеет дело с показаниями приборов, данными органов чувств, математической и другой символикой. Абсолютизируя этот момент, представители эмпириокритицизма считали единственной реальностью ощущения субъекта. Предложенная эмпирикритиками программа описания структуры опыта как совокупности ощущений экспериментатора безотносительно к предметам объективного мира была методологически бесплодной, что привело к компрометации эмпириокритицизма и возникновению неопозитивизма. |
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - а) наблюдение- целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств; б) эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях; в) сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта); г) описание - фиксирование наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначения, применяемых в науке; д) измерение- совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Эмпирические методы научного познания направляются определенными концептуальными идеями. В социально-гуманитарных науках (истории, социологии, археологии, политологии, культурологии, социальной психологии и др.) кроме философских и общенаучных применяются специфические методы: а) идиографический - описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий; б) диалог («вопросно-ответный метод»); в) понимание; г) интроспекция (самонаблюдение); д) эмпатия (вчувствование) - восприятие внутреннего мира другого человека; е) тестирование; опросы и интервью; ж) проективные методы; з) биографический и автобиографический методы; и) социальный эксперимент и социальное моделирование; к) ролевые и имитационные игры. |
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЗАКОН - представляет собой обобщение эмпирических фактов. Он имеет опытный характер и не выявляет сущности и причин изучаемого процесса. Эмпирические законы подтверждены непосредственно эмпирическими наблюдениями. Учение об эмпирических законах разработал Р. Карнап, который утверждал, что основным признаком закона является повторяемость или регулярность явлений, которая обнаруживается в систематических наблюдениях. Если такая регулярность наблюдается во все времена и во всех местах без исключения, тогда она выступает в форме эмпирического закона. |
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ - это реальный, природный или социальный объект, который обладает определённым набором признаков, фиксируемых в процессе научного наблюдения или эксперимента. |
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - исходный этап научного познания, его основа, обеспечивающая связь знания с реальностью. Эмпирический уровень научного познания заключается в установлении фактов, их первичной группировке, выведении так называемого «эмпирического закона». На эмпирическом уровне исследователь имеет дело с реальными объектами, свойства которых не контролируются сознанием. Задача эмпирического уровня - их выявление и описание. Специфическими методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент, включающие в себя измерение (сопоставление с эталоном). Позитивизм абсолютизировал эмпирический уровень научного познания, противопоставляя его теоретическому. Диалектика научного познания заключается, в частности, в том, что теория как бы «проникает» на эмпирическом уровне, определяя его познавательные установки, воплощаясь в приборах, конкретных методиках, языке описания и т.д. |
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ФАКТ - это полученное в результате экспериментальных исследований обоснованное научное высказывание об определенных явлениях реальности. Он лежит в основе построения эмпирических или теоретических систем знания. Факт - это некая эмпирическая реальность, которая отображается информационными средствами (текстами, формулами, фотографиями, видеоплёнками и др.) и имеет многомерную структуру, где выделяются четыре слоя: 1) объективная составляющая (реальные процессы, события, свойства); 2) информационная составляющая (информационные посредники, которые обеспечивают передачу информации от источника к приемнику); 3) практическая составляющая факта (обусловленность факта, возможными в данную эпоху способами наблюдения, измерения, эксперимента); 4) когнитивная составляющая факта (зависимость способа фиксации и интерпретации фактов от системы понятий, абстракций, теорий, парадигмы, а также психологических и социально-культурных установок). |
ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - это действие, непосредственно направленное на объект и основанное на результатах наблюдения и эксперимента. Вместе с теоретическим исследованием эти оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру научного познания: эмпирическое - способствует развитию теоретического познания, поставляя новые экспериментальные данные для его обобщения, а теоретические исследования открывают новые перспективы для эмпирических исследований на основе объяснения фактов и экспериментальных данных. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение внешних свойств и отношений объектов. Оно описывает существование и функционирование объекта в форме классификации и группировок опытных данных на основе их обобщения и выделения сходных признаков. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии учёного с изучаемым объектом. Полученное знание здесь фиксируется в форме эмпирического научного факта. |
ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ - фактофиксирующее знание об изучаемом научном объекте. Это начальный этап научного познания, где преобладает живое созерцание (чувственное познание), а рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность - его характерные признаки, а наиболее распространенные методологические приемы - сравнение, измерение, анализ и индукция. |
ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) ПОЗНАНИЕ - начальный этап научного познания, где преобладает живое созерцание (чувственное познание), а рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность - егохарактерные признаки, а наиболее распространенные методологические приемы - сравнение, измерение, анализ и индукция. Эмпиризм - направление в гносеологии, которое сводит научное познание только к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. |
ЭНГЕЛЬМЕЙЕР ПЕТР КЛИМЕНТЬЕВИЧ (1855-1941) российский философствующий инженер-механик, сторонник позитивизма, который в условияхОктябрьской революции пытался дать философское осмысление проблем техники и технического прогресса, создав теорию творчества (эврологию). Методологию эврологии П.К. Энгельмейер нашёл в махизме, согласно которому, истина есть экономная форма описания опыта, а содержанием всякого научного открытия является изобретение, создание новой мысли, позволяющей приспособить к опыту новые факты. В работе «Технический итог XIX века» П.К. Энгельмейер впервые в развернутом виде сформулировал идеи гуманитарного социальнофилософского измерения техники и инженерной деятельности. С учетом достижений европейской научной мысли он изложил свои взгляды на философию техники и ее предмет, которые можно свести к следующему. 1) опыт и наблюдение являются источником наших знаний о природе, и именно они служат свидетельством истинности законов науки; 2) опыт и наблюдения использования техники для борьбы с природой показывают, что природу надо побеждать природой;3) если без техники человек потерян, то без науки нет техники; 4) определение человека как «мыслящего животного» (Ж. Кювье и К. Линней) нуждается в уточнении с учетом положения о том, что ум человека развивался параллельно с развитием языка и орудий труда (Л. Нуаре и М. Мюллер); 5) способность человека к созданию орудий заложена в самой его природе, в его творческой натуре; 6) наука рождается из практических, т.е. технических, нужд обыденной жизни. Научный закон, техническое изобретение, и художественный образ одинаково являются результатами творчества. Он создаёт трёхактную теорию творчества: акт догадки, акт знания и акт умения. Из этого же теоретического корня вырастает и философия техники Энгельмейера, или, как он её кратко называет, техницизм. И теория творчества (эврология), и философия техники П.К. Энгельмейера, имеют общий теоретический исток - понимание человека как существа, обладающего способностью к целеполаганию и к целеисполнению, в отличие от природы и механизма.Теорию человеческой деятельности, он связывает с понятием «труд». В центре внимания Энгельмейера социальные аспекты техники. Вопрос о генезисе философии техники он рассматривает в русле размышлений о социальном статусе инженеров: философия техники нужна инженеру для успешного выполнения своих профессиональных функций и для осознания своей общественной миссии. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭПИКУР (341-270 гг. до н.э.) - древнегреческий философ. В 306 г. до н.э.основал афинскую философскую школу под названием «Сад Эпикура». Разделял свое учение на три части: теория познания («каноника»), учение о природе («физика») и этика. Эпикур не придавал знанию самостоятельной ценности, а цель философии видел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страхасмерти и природных влечений. Основу знания, полагал Эпикур, составляют чувственные восприятия, заблуждения же есть результат ошибок человеческой мысли. Разделяя основные положения атомистического учения Демокрита, Эпикур ввел в атомистические представления идею о случайных отклонениях атомов от своей траектории. Эпикур считал, что душа тоже состоит из атомов, поэтому допущение о случайных отклонениях объясняло возможность свободного волевого действия. Душа, поскольку она, как и тело, атомарна, гибнет и разлагается вместе с ним, поэтому, полагал философ, нет смысла бояться смерти, ибо «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Богов, согласно Эпикуру, тоже не следует бояться и не следует ждать от них помощи, ибо боги предаются наслаждению, пребывая между множественными вселенскими мирами, и не вмешиваются ни в явления природы, ни в дела людей. Единственное благо для человека - наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страдания. Для обретения такого наслаждения следует устраниться от всех тревог, государственной деятельности и опасностей. |
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. episteme - знание) - теория научного познания, исследующая его сущность, специфику, структуру метода, уровни, взаимосвязь с другими (вненаучными) формами познания. Греческое понятие «эпистема» обозначало «знание» т.е. «доказанное утверждение» в противовес понятию«докса» (мнение - утверждение, которое могло быть истинным, но могло быть и ложным). Целью научного познания выступает производство именно эпистемной,то есть доказанной, информации, логически непротиворечивого знания (или всеобщих истин) в отличие от обыденного, практически утилитарного или других видов знания. Соответственно, основной проблемой эпистемологии является вопрос о возможности получения необходимо-истинного и всеобщего знания.Занимает центральное место в рационалистических философских направлениях. |
ЭРГОНОМИКА - научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях производственной деятельности. Эргономика возникла в связи со значительным усложнением технических систем и условий их функционирования. Эргономика сформировалась на стыке нескольких наук - психологии, дизайна, социологии, физиологии и гигиены труда, анатомии и ряда технических наук. Основная задача эргономики состоит в том, чтобы при проектировании новой и модернизации существующей техники заранее и с максимально, доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться, как с позиции повышения производительности труда и наилучшего выполнения функций человеком-пользователем, так и обеспечения для него удобства и комфортности. Человек, машина и окружающая их среда в эргономических исследованиях рассматриваются как единая сложная система. Основной объект эргономики - система «человек-машина». Эргономика изучает характеристики человека, машины и среды, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия, разрабатывает методы учета этих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, изучает проблемы целесообразного распределения функций между человеком и машиной, функционирования человеко-машинных систем, определения критериев оптимизации таких систем с учетом возможностей и особенностей работающего человека (группы людей) и т.д. Эргономика не только изучает, но и проектирует целесообразные варианты конкретных видов человеческой деятельности, связанной с использованием новой техники. Решение задач эргономики часто завершается созданием изобретений. |
ЭСПИНАС АЛЬФРЕД (1844-1922) - французский социолог, автор книги«Происхождение технологии» (1890), где разработана концепция технологии и праксиологии как философии действия. Считая себя последователем философииорганопроекции, он утверждал, что первоначально органопроекция носила бессознательный характер (её проявления он усматривает в греческих мерах длины:палец, ладонь, пядь, стопа, локоть). Для Эспинаса они имеют божественное происхождение, дар божий: болезни - божья кара, эпидемии - проявление божьего гнева, и поэтому больных лечили религиозными обрядами. Кардинальным образом ситуация меняется лишь благодаря деятельности Гиппократа, когда болезни стали объяснять естественными причинами. Эспинас рассматривает человека как продукт психологической и социологической проекции, которые его персонифицируют. Прикладные искусства не передаются по наследству вместе с особенностями организма. Как продукт опыта и размышления они «прививаются» индивиду «примером и воспитанием»; тем самым они дают начало науке. Именно этот процесс передачи навыков автор называет предметом технологии. Он вводит понятия «праксиология» (от греч. деятельный), которая отражает коллективные проявления воли, продуманные и произвольные, самые общие формы действий, и«технология» (от греч. искусство, мастерство, умение и слово, учение), которую он относит к «зрелым искусствам», дающим начало науке и «порождающимтехнологию». В технологии Эспинас видит три существенных особенности,которые следует рассматривать с трёх точек зрения; 1) предполагается производить аналитическое описание явления с учетом конкретных условий его существования (времени, места, социума); 2) закономерности, условия, причины, предшествовавшие явлению, следует изучать с динамической точки зрения; 3) необходимо применять комбинацию статических и динамических точек зрения, дающих возможность изучать явление во времени: его рождение, апогей и упадок, которые составляют ритм его существования. Совокупность этих трех измерений и образует общую технологию. |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ - включают в себя: 1) пратехника - эпоха каменного века, когда техника была орудием убийства и обработки (копьё, бумеранг, каменный топор, игла, шило) и эпоха неолитической революции, когда появляется агротехника, транспорт и гидротехнические сооружения, а также простейшие механические приспособления (рычаг, клин, ворот, блок, колесо); 2) промышленная революция конца XVIII - начала XIX вв. - создание паровой машины и универсальных прядильных станков, что ознаменовало закат ремесленного производства и переход к промышленной экономике (машинному производству); 3) создание электрических машин и способов его генерации в конце XIX в. (появляется двигатель внутреннего сгорания, что позволило создать новый класс компактных машин, в том числе автомобилей, судов и т.д.); 4) развитие радиотехники и радиоэлектроники в начале XX в. - создание конвейерного производства; 5) автоматизации производства в середине XX в. - создание вычислительной техники, выход в космос; 6) внедрение биои нанотехнологий в конце XX - начале XXI вв., которые могут привести к очередной революции во многих областях деятельности человека. |
1) предтехнология, когда господствовало искусство и человек делал то, что получалось только у него (а с помощью технологии всё то, что доступно только избранным, одаренным, становится доступно всем); 2) переход от искусства к технологии, которую рассматривали как сумму и нужную последовательность операций, причём схема работает только тогда, когда все операции расставлены в нужном порядке, - этот переход фактически создал современную человеческую цивилизацию; 3) технологии человека (хотя технология присутствует во всём живом, поскольку всё живое, так или иначе, производит переработку продуктов питания в продукты жизнедеятельности) - это первый опыт улучшения свойств первобытных инструментов (палка-копалка, кремневый нож); 4) технологии как процесс - начинаются с процесса добычи первобытным человеком огня посредством трения; 5) технология как сложный комплекс знаний, ноу-хау, полученных с помощью дорогостоящих исследований; 6) технологии как передача информации от человека к человеку, от поколения к поколению. |
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ - это основные периоды развития философии техники, каждый из которых имеет свои специфические черты. Философия техники как особая область знаний возникла в 60-70-е гг. XX в. в Германии и в своём формировании прошла три этапа. Первый этап - время определения круга идей, получивших развитие в дальнейшей эволюции философии техники. К этому периоду относятся работы Э. Каппа, О. Шпенглера, Ф. Дессауэра, Н. Бердяева, М. Хайдеггера, Ж. Элюля, К. Ясперса, Э. Фромма и др. Техника анализировалась в связи со всемирно-историческим развитием человека и культуры. Её рассматривали как орудие человеческой деятельности, а её развитие определялось божьим промыслом (человек в процессе своего технического промысла реализует замысел бога). Второй этап эволюции философии техники связан с анализом технического прогресса, который осуществляется сквозь призму общественных отношений, развития общества в целом и его отдельных институтов в частности. Реализуется более глубокий и конкретный анализ взаимосвязитехники с обществом. К этому этапу относятся работы Р. Дарендорфа, Л. Мэмфорда, Сколимовски, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса, членов Союза немецких инженеров. Тенденция изучения техники на широком социально-культурном фоне пробивает себе дорогу в третий период эволюции философии техники, когда техника начинает рассматриваться в тесной связи с теми новыми социальноэкономическими и политическими процессами, которые характеризуют переход общества к новому типу цивилизации - «информационному обществу», а дальнейший социальный прогресс невозможен без радикальных технологических изменений. Таким образом, взгляды современных западных философов техники содержит целый спектр различных утверждений о взаимоотношении техники и общества, но во всех рассуждениях основным лейтмотивом выступает опасение за будущее общества и человека. В нашей стране философия техники основана П.К. Энгельмейером в 1929 г., который сформулировал основные положения исследовательской программы по философии техники, последняя в своё время встретила непонимание и даже открытое противодействие со стороны «ортодоксальных марксистов»: говорить о философии техники - значит мыслить идеалистически. Философии техники на долгие годы был приклеен ярлык идеализма. Последние десятилетия многие отечественные философы, социологи и науковеды стали уделять всё большее внимание разработке отдельных проблем философии техники. |
1) перенос неадекватного для стоящей задачи ранее выработанного решения; 2) осмысление неудачной попытки решения, преобразование представления об условиях задачи; 3) приложение широкого круга научных знаний, выработка гипотетических программ решения;4) интуитивное решение задачи; 5) вербализация интуитивного решения; 6) формализация вербализованного решения. |
ЭТАПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА : 1) критическое осмысление существующего положения вещей на базе экспериментальных материалов и логических рассуждений, формирование проблемной ситуации, результатом чегоявляется формулировка конкретной технической задачи, которая может служить основой дальнейших творческих поисков; 2) этап «рождения» и вынашивания новой технической идеи как результата скачка в новое качество при реализациипоиска решения определенной технической задачи (это еще не техническое изобретение и не идеальная модель нового, но уже выход за рамки непосредственно данного), для чего применяется набор методов поиска нового (при этом рациональные методы, составляющие логическую основу процесса, не исключают действия фантазии и интуиции при рождении технической идеи); 3) этап разработки воображаемой реальности идеальной модели как результата схематизацииновой технической идеи, как структурной и функциональной схемы будущего технического объекта, где выражается активная созидательная деятельность субъекта, учитывается необходимость её последующей материализации, строится будущий объект не в чувственно воспринимаемой форме (на этом этапе протекаетпроцесс обоснования, продумывания и создания образца будущего технического объекта; 4) этап конструирования, перехода от мысленного построения к реальным разработкам, результаты которого выражаются в эскизном и техническомпроектах, в рабочих чертежах или модельно-макетном воплощении (начинается разрешение противоречий между материальным и идеальным, теорией и практикой, т.е. происходит движение от изобретения в форме идеальной модели илипатента до рабочих чертежей или спецификаций и далее - до действующих моделей, экспериментальных или производственных образцов); 5) этап воплощения изобретения в новом техническом объекте, который включает в себя ряд стадий:а) на начальной стадии - создается экспериментальный образец, который предоставляет на основе данных экспериментов сделать доработку и доводку конструкторско-технологических разработок б) затем для испытаний артефактов в промышленных условиях создается промышленный образец; в) новая техника и технология запускается в серийное или массовое производство (на этом этапе завершается процесс разрешения противоречий между теорией и практикой и одновременно возникают новые технические задачи, новые противоречия). |
ЭТОС НАУКИ - совокупность моральных императивов, нравственных норм, принятых в данном научном сообществе и определяющий поведение учёного. Р. Мертон утверждает, что научные нормы строятся вокруг четырёх основополагающих ценностей: универсализма, всеобщности, бескорыстности (незаинтересованности) и организованного скептицизма. Универсализм рассматриваетсякак принцип, согласно которому изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и истинность научных утверждений оценивается независимо от того, кем и когда они получены (важно только достоверность, подтверждаемая принятыми научными процедурами. Всеобщность (коллективизм) - принцип, утверждающий, что научное знание должно быть общим достоянием и предполагает гласность научных результатов. Бескорыстие (незаинтересованность) рассматривается как норма деятельности исследователя: поиск истины,свободной от личной выгоды, славы и денежного вознаграждения (они могут быть только следствием научных достижений, но не целью. Организованный скептицизм - означает критическое отношение к себе и к своим коллегам, ибо нетнезыблемых авторитетов, а критика рассматривается как элемент научного поиска. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности: корректное определение авторства, недопустимость плагиата, ориентированность на новизну,недопустимость фальсификации эксперимента и научного открытия, корректные ссылки и цитирование, невозможность оскорбления оппонента в ходе научной полемики, осознание личной профессиональной ответственности за построениенаучной теории и за негативные последствия внедрения научных достижений в производство. А Эйнштейн говорил, что для науки важны не только плоды творчества учёного и его интеллектуальные достижения, но и его моральные качества:объективность, неподкупность, требовательность, преданность, упорство и т.п.Наука, лишённая нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Сформировалась особая наука - биоэтика, проблемы которой требуют неотлагательного решения. Канцерогены, стрессовые нагрузки, засорение окружающей среды разрушают генофонд и разрушают здоровье человечества. Необходима выработка критериев, допускающих до экспериментирование не только на животных, но и на человеке. Различные методы искусственной репродукции человека, замена поражённых органов, воздействие на процессы старения приводят к пограничным ситуациям, когда достижения НТР не прогнозируемы в их последствиях. Эксперименты в области генной инженерии, технологии клонирования, манипуляции над человеческой психикой, воздействие на человеческий мозг равносильны воздействию наркотиков и транквилизаторов. В 70-е гг. XX в. впервые был объявлен мораторий на опасные исследования. В 1997 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла «Конвенцию по биомедицине и правам человека», которая запрещала вмешательство в геном человека. Этическое регулирование науки рассматривается сегодня как жизненная необходимость и важнейшая предпосылка будущего развития науки. |