Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - одно из направлений в современной теории научного познания, которое основывается на идее идентичности биологической эволюции и познавательного процесса, а познавательный аппарат человека рассматривает как механизм адаптации, развитый  в процессе биологической эволюции, описывая механизмы познания в эволюционном ключе, иначе: эволюционная эпистемология - это теория познания, которая исходит из трактовки  человека  как  продукта  биологической  эволюции.  Различают  два  значения эволюционной  эпистемологии:  1)  она  ориентирована  на  объяснение  развития средств (органов познания), форм и методов познания при помощи эволюционной схемы, 2) она связана с эволюционным объяснением самого содержания знания. В первом значении акцент делается на вопросы эволюции органов познания, когнитивных структур и познавательных способностей, обеспечивающих возможность адекватного отражения мира. В другом значении акцент делается на познавательный  аппарат как результат биологической эволюции (в течение миллионов лет нервная система и органы  восприятия  живых организмов трансформировались таким образом, чтобы обеспечить максимально адекватное отражение реальности; в противном случае существование и развитие человека было бы невозможно).  Первый  вариант трактовки эволюционной теории называют «эволюционная теория познания». Во втором случае эволюционная эпистемология определяется как «эволюционная теория науки». Она и является в собственном смысле слова концепцией философии науки. 

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНИКИ

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНИКИ - изменения технических систем, имеющих постоянные основные ф. в историческом времени. Любой класс тех. систем в историческом времени  претерпевает  дискретные  изменения  -  переход  от  существующих и применяемых  на практике изделий к новым моделям и модификациям с малыми изменениями или к новым поколениям технических систем, сильно отличающихся от своих предшественников. Эти изменения обычно связаны с улучшением каких-либо критериев эффективности или потребительских качеств технических систем и имеют прогрессивный характер. Эволюция техники подчиняется  ряду  законов  и  закономерностей развития  техники,  в  первую  очередь закону  прогрессивной  эволюции  технических  систем.  Одна  из  главных  задач истории техники заключается в изучении эволюции техники, т.е. в выявлении и описании  характерных изменений  перехода  технических систем  от  предшествующих моделей или поколений к новым моделям и поколениям. Изучение эволюции техники - одна из главных задач истории техники. Оно даёт ценный материал, необходимый при разработке новых моделей и поколений техники и создании новых изобретений. 

ЭВРИСТИКА

ЭВРИСТИКА (от греч. отыскиваю, открываю) - совокупность приёмов и методов, обеспечивающих или облегчающих решение познавательных конструктивных практических задач. В широком  смысле эвристикой называют научную ветвь,  изучающую  специфику  творческой  деятельности.  Логическую  основу эвристических методов составляют недедуктивные (правдоподобные) выводы: по аналогии, из частных случаев и др.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ -  последовательность  предписаний  или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.  Эвристические методы обычно противопоставляют формальным методам решения, опирающимся на точные мат. модели. В психологической и кибернетической литературе под эвристическими методами понимаются любые  методы, направленные на сокращение перебора, или  индуктивные  методы  решения  задач.  Впервые  учение  об  эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Архимед в «Учении о методах механики» подробно описал способы рассмотрения и решения новых задач. От него искусство решения  трудных проблем получило своё название «Эвристика».  Известно  несколько  десятков  эвристических  методов,  использование которых позволяет решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности и общении. В основе каждого эвристического метода заложен базальный методологический принцип, требующий, чтобы в творческом процессе осуществлялось сложное двухстадийное движение мыслей: от исходной определенности к неопределенности и от неопределенности в область контекста проблемной  задачи.  Первая  стадия  обеспечивает  выход  за  пределы  исходной информации, вторая - привнесение новой информации в поиск решения задач. Под неопределенностью здесь понимается широкий круг явлений: недостаточная известность, несовершенство,  неточность, случайность, расплывчатость, размытость, неясность, неоднозначность, полисемия понятий и т.п. Множество известных эвристических методов имеет иерархическую структуру, первичными элементами которой являются две методологемы - правило и принцип. Методологическое правило - это предписание, разрешение или запрет выполнения операции или  предметного  действия.  Методологический  принцип  -  целенаправленная руководящая идея для выполнения определенной методологической деятельности. К наиболее распространенным эвристическим методам относятся эвристический метод синтеза, метод  эвристических приемов, обобщенный эвристический алгоритм, методы морфологического анализа и синтеза,  алгоритм решения изобретательских задач и др.

ЭЙНШТЕЙН АЛЬБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКЛЕКТИКА

ЭКЛЕКТИКА (от греч. выбираю) - разновидность метафизического метода мышления, характеризующаяся произвольным выхватыванием отдельных сторонпредмета, а также мыслей, взглядов, фактов и их механическое соединение. Результатом  этой  процедуры  является  хаотическое  соединение  элементов,  а  не целостная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей. Основанием эклектики является многообразие и противоречивость явлений объективного мира, фрагментарность  и неоднозначность существующих знаний. В отличие от диалектики, эклектика - бессистемное, произвольное соединение противоположностей как результат неумения выделить главные закономерности изучаемого явления. Наиболее распространенная манера рассуждений в эклектике определяется формулой: «с одной стороны, но с другой  стороны…». Эклектика какметодологический приём может быть полезной на начальных ступенях процесса познания.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ТЕХНИКИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ТЕХНИКИ -  показатели  экономической  эффективности  технических  систем,  к  которым  относятся:  1)  критерий расхода  материалов,  равный  отношению  массы  изделия  к  его  главному  показателю эффективности; 2) критерий расхода энергии, одним из частных случаев которого является коэффициент полезного действия; 3) критерий затрат на информационное обеспечение, определяемый как отношение затрат на подготовку и обработку информации к главному показателю эффективности изделия; 4) критерий  габаритных  размеров,  т.е.  отношение  произведения  габаритных  размеров изделия к его главному функциональному критерию эффективности изделия. Эти критерии относятся к группе критериев эффективности технических систем. 

ЭКСПЕРИМЕНТ

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. проба, опыт) - метод эмпирического познания,характеризующийся вмешательством  в  течение  изучаемых  процессов,  использование разнообразных приборов. В ходе эксперимента исследователь, воздействуя на предмет в специально разработанных условиях, целенаправленно акцентируя внимание на нужном состоянии, изучая его на качественном и количественном уровнях. Эксперимент позволяет изолировать познаваемый объект от влияния  случайных или второстепенных факторов, многократно воспроизводить ход процесса в постоянных условиях. Особенности научного эксперимента: а) позволяет изучать объект в «очищенном» виде (без побочных  факторов); б) при нём могут создаваться специальные условия, при которых удаётся обнаружить неожиданные свойства объектов и тем самым постигнуть их сущность; в) многократная воспроизводимость позволяет получать достоверные результаты; г) изучая процесс, экспериментатор может включать в него всё, что считает нужным для получения истинного знания об объекте. Эксперимент всегда включает в себя:  1)  определённые  допущения  о  свойствах  моделируемых  материальных процессов; 2) допущения о характере интересующих исследователя объектов, их свойств и отношений, которые должны в ходе эксперимента или подтвердиться, или опровергнуться, или  уничтожиться; 3) приборы, измерительную технику и знания, лежащие в основе принципов их действия. В зависимости от характера поставленных задач научные эксперименты бывают следующих видов: измерительные, поисковые, проверочные, контрольные, исследовательские и др. В зависимости  от  области  проведения  эксперименты  подразделяются  на:  фундаментальные,  прикладные,  промышленные,  социальные,  в  области  гуманитарных наук. Любой научный эксперимент - это не чисто материальная деятельность, а материально-когнитивная, опирающаяся на определённую систему знания, удостоверенную в прошлом опыте.

ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД В ТЕХНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД В ТЕХНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ - это общее название совокупности методов анализа, характеризующейся тем, что: 1) решениезадачи основано на суждениях экспертов - специально отобранных специалистов(от лат. - опытный); 2) результат решения задачи состоит в получении новой информации; суждения  экспертов  базируются на их опыте и интуиции, а не нарезультатах расчетов или экспериментов. Экспертный метод используется при поиске  новых,  улучшенных  технических решений (в  рамках  метода  мозговойатаки), при прогнозировании развития технических систем и главным образом - при решении задач  квалиметрического анализа технических объектов. В подготовке и проведении экспертизы можно выделить несколько последовательныхэтапов, каждому из которых соответствуют свои методология и проблематика: 1) организационно-техническая  подготовка экспертизы, 2) формирование экспертной группы, 3) проведение экспертного опроса с целью выявления индивидуальных экспертных оценок, 4) определение коллективных экспертных оценок. 

ЭКСТЕРНАЛИЗМ

ЭКСТЕРНАЛИЗМ (от  лат.  вне)  -  утверждение, связывающее  появление науки полностью с внешними для неё обстоятельствами: социальными, экономическими и др.) и сводящее основную задачу  изучения науки к реконструкции социальных условий научно-познавательной деятельности на определённых этапах её развития. 

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (ЭЛЕАТЫ)

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (ЭЛЕАТЫ) - философская школа  в Древней Греции(конец VI - середина V в. до н.э.), представлен нам Парменидом и Зеноном из Элей,  Мелиссом  из  Самоса.  К  непосредственным  предшественникам  элеатов относится Ксенофан из Колофона. Логика развития элейской школы в целом вела от  материализма  к  идеализму  (учение  Платона  было  основано  на  концепции Парменида).  Самый  яркий  деятель  элейской  школы  Парменид.  Центральная категория его идеалистического  учения - бытие. Бытие предстаёт у него в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира. Он утверждал, что мысль -  это всегда мысль о предмете, мысль - это всегда бытие. Никакого инобытия нет, существует только бытие. Познать такое бытие можно только при помощи интеллектуальной интуиции. Ученик и друг Парменида Зенон находит свои аргументы в защиту о неподвижном бытии, известные как апории Зенона. Третий представитель элейской школы - Мелисс выдвигает идею о бесконечности мира. Стремясь устранить из учения Парменида все непоследовательности, он пришёл к выводу, что если бытие едино, то оно должно быть бестелесным.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛЛЮЛЬ ЖАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМПИРИЗМ

ЭМПИРИЗМ - направление в гносеологии и методологии научного познания, утверждающее  приоритет опытного, эмпирического знания над теоретическим,  тесно связан с сенсуализмом. Сформировался в XVII-XVIII вв. (основоположник - Ф. Бэкон) в связи с необходимостью конституировать возникающее экспериментальное естествознание и снабдить его надежной методологией. Формирование эмпиризма связано с критикой умозрительности схоластики и полемикой с рационализмом. В обосновании своей методологической позиции эмпиризм опирается на идеи номинализма и сенсуализма. В XIX-XX вв. методологическиеустановки Э. были приняты позитивизмом, эмпириокритицизмом. Эмпиризм - односторонняя методологическая позиция, не учитывающая специфики теоретического уровня научного познания и диалектики связи эмпирического и теоретического. Последовательное развитие эмпиризма обычно приводит к  возникновению на его базе субъективно-идеалистических концепций (Беркли, Юм, эмпириокритицизм).

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от лат. критический анализ опыта) - название второго этапа позитивизма (конец XIX - начало XX вв.), связанного с современной ему революцией в физике. Основоположники - Э. Мах, Р. Авенариус. Если позитивизм первого этапа (XIX в.) ссылался на опыт как источник позитивного знания, то  эмпириокритицизм подверг критическому анализу само содержание опыта: в наблюдении или эксперименте  предметы объективной реальности не даны непосредственно. Ученый имеет дело с показаниями приборов,  данными органов  чувств,  математической  и  другой  символикой.  Абсолютизируя  этот момент, представители  эмпириокритицизма считали единственной реальностью ощущения субъекта. Предложенная эмпирикритиками программа описания структуры опыта как совокупности ощущений экспериментатора безотносительно к предметам объективного мира была методологически бесплодной, что привело к компрометации эмпириокритицизма и возникновению неопозитивизма.  

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - а) наблюдение- целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств; б)  эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, его  воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях; в) сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта); г) описание -  фиксирование наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначения, применяемых в науке; д) измерение- совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения  числового  значения  измеряемой  величины  в  принятых  единицах измерения. Эмпирические методы научного познания   направляются определенными  концептуальными  идеями.  В  социально-гуманитарных  науках  (истории, социологии, археологии, политологии, культурологии, социальной психологии и др.) кроме философских и общенаучных применяются специфические методы: а) идиографический - описание индивидуальных  особенностей единичных исторических фактов и событий; б) диалог («вопросно-ответный метод»); в) понимание; г)  интроспекция  (самонаблюдение);  д)  эмпатия  (вчувствование)  -  восприятие внутреннего мира другого человека; е) тестирование; опросы и интервью; ж) проективные методы; з) биографический и автобиографический методы; и) социальный эксперимент и социальное моделирование; к) ролевые и имитационные игры.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЗАКОН

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЗАКОН - представляет собой обобщение эмпирических фактов. Он имеет опытный характер и не выявляет сущности и причин изучаемого  процесса. Эмпирические  законы  подтверждены непосредственно эмпирическими наблюдениями. Учение об эмпирических законах разработал  Р. Карнап, который утверждал, что основным признаком закона является повторяемость или регулярность явлений, которая обнаруживается в систематических наблюдениях. Если такая регулярность наблюдается во все времена и во всех местах без исключения, тогда она выступает в форме эмпирического закона.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ - это реальный, природный или социальный объект,  который  обладает  определённым  набором  признаков,  фиксируемых  в процессе научного наблюдения или эксперимента.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - исходный  этап  научного  познания,  его  основа,  обеспечивающая  связь  знания  с реальностью. Эмпирический  уровень научного познания заключается в установлении фактов, их первичной группировке, выведении так называемого «эмпирического закона». На эмпирическом уровне исследователь имеет дело с реальными объектами, свойства которых не контролируются сознанием. Задача эмпирического уровня - их выявление и описание. Специфическими методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент,  включающие в себя измерение  (сопоставление  с  эталоном).  Позитивизм  абсолютизировал  эмпирический уровень научного познания, противопоставляя его теоретическому. Диалектика научного познания заключается, в частности, в том, что теория как бы «проникает» на эмпирическом уровне, определяя его познавательные установки, воплощаясь в приборах, конкретных методиках, языке описания и т.д.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ФАКТ

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ФАКТ - это полученное в результате экспериментальных исследований обоснованное научное высказывание об определенных явлениях реальности. Он лежит в  основе построения эмпирических или теоретических систем знания. Факт - это некая эмпирическая реальность, которая отображается информационными  средствами  (текстами,  формулами,  фотографиями,  видеоплёнками и др.) и имеет многомерную структуру, где выделяются четыре слоя: 1) объективная составляющая (реальные процессы, события, свойства); 2) информационная  составляющая  (информационные  посредники,  которые  обеспечивают передачу информации от источника к приемнику); 3) практическая составляющая факта (обусловленность факта, возможными в данную эпоху способами наблюдения, измерения, эксперимента); 4) когнитивная составляющая факта (зависимость способа  фиксации  и  интерпретации  фактов  от  системы  понятий,  абстракций, теорий, парадигмы, а также психологических и социально-культурных установок). 

ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - это действие, непосредственно направленное на объект и основанное на результатах наблюдения и эксперимента. Вместе с теоретическим исследованием эти оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру научного познания:  эмпирическое  -  способствует  развитию  теоретического  познания, поставляя новые экспериментальные данные для его обобщения, а теоретические исследования открывают новые перспективы для эмпирических исследований на основе объяснения фактов и экспериментальных данных. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение внешних свойств и отношений объектов. Оно описывает существование и функционирование объекта в форме классификации и группировок опытных данных  на основе их обобщения и выделения сходных признаков. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии учёного с изучаемым объектом. Полученное знание здесь фиксируется в форме эмпирического научного факта.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ - фактофиксирующее знание об  изучаемом научном объекте. Это начальный этап научного познания, где преобладает живое созерцание  (чувственное познание), а рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность - его характерные признаки, а наиболее распространенные методологические приемы - сравнение, измерение, анализ и индукция.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) ПОЗНАНИЕ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) ПОЗНАНИЕ - начальный этап научного познания, где  преобладает живое созерцание (чувственное познание), а рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность - егохарактерные признаки, а наиболее распространенные методологические приемы - сравнение, измерение, анализ и индукция. Эмпиризм - направление в гносеологии, которое сводит научное познание только к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание.  

ЭНГЕЛЬМЕЙЕР ПЕТР КЛИМЕНТЬЕВИЧ

ЭНГЕЛЬМЕЙЕР ПЕТР КЛИМЕНТЬЕВИЧ (1855-1941) российский философствующий инженер-механик, сторонник позитивизма, который в условияхОктябрьской революции пытался дать философское осмысление проблем техники и технического прогресса, создав теорию творчества (эврологию). Методологию эврологии П.К. Энгельмейер нашёл в махизме, согласно  которому, истина есть экономная форма описания опыта, а содержанием всякого научного открытия является  изобретение,  создание  новой  мысли,  позволяющей  приспособить  к опыту новые факты. В работе  «Технический итог XIX века» П.К. Энгельмейер впервые  в  развернутом  виде  сформулировал  идеи  гуманитарного  социальнофилософского измерения техники и инженерной деятельности. С учетом достижений  европейской  научной  мысли  он  изложил  свои  взгляды  на  философию техники и ее предмет, которые можно свести к следующему. 1) опыт и наблюдение являются источником наших знаний о природе, и именно они служат свидетельством истинности законов науки; 2) опыт и наблюдения использования техники для борьбы с природой показывают, что природу надо побеждать природой;3) если без техники человек потерян, то без науки нет техники; 4) определение человека как «мыслящего животного» (Ж. Кювье и К. Линней) нуждается в уточнении с учетом положения о том, что ум человека развивался параллельно с развитием языка и орудий труда (Л. Нуаре и М. Мюллер); 5) способность человека к созданию орудий заложена в самой его природе, в его творческой натуре; 6) наука рождается из практических, т.е.  технических, нужд обыденной жизни. Научный закон, техническое изобретение, и художественный образ  одинаково являются результатами творчества. Он создаёт трёхактную теорию творчества: акт догадки, акт знания и акт умения. Из этого же теоретического корня вырастает и философия техники Энгельмейера, или, как он её кратко называет, техницизм. И теория творчества (эврология), и философия техники П.К. Энгельмейера, имеют общий теоретический исток - понимание человека как существа, обладающего способностью к целеполаганию и к целеисполнению, в отличие от природы и механизма.Теорию человеческой деятельности, он связывает с понятием «труд». В центре внимания Энгельмейера социальные аспекты техники. Вопрос о генезисе философии техники он рассматривает в русле размышлений о социальном статусе инженеров:  философия  техники  нужна  инженеру  для  успешного  выполнения своих профессиональных функций и для осознания своей общественной миссии.

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИКУР

ЭПИКУР (341-270 гг. до н.э.) - древнегреческий философ. В 306 г. до н.э.основал афинскую философскую школу под названием «Сад Эпикура». Разделял свое учение на три части: теория познания («каноника»), учение о природе («физика») и этика. Эпикур не придавал знанию самостоятельной ценности, а цель философии видел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страхасмерти и природных влечений. Основу знания, полагал Эпикур, составляют чувственные восприятия, заблуждения же есть результат ошибок человеческой мысли. Разделяя основные положения атомистического учения Демокрита, Эпикур ввел в атомистические представления идею о случайных отклонениях атомов от своей траектории. Эпикур считал, что душа тоже  состоит из атомов, поэтому допущение о случайных отклонениях объясняло возможность свободного волевого  действия. Душа, поскольку она, как и тело, атомарна, гибнет и разлагается вместе с ним, поэтому, полагал философ, нет смысла бояться смерти, ибо «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще  нет,  а  когда смерть  наступает,  то  нас уже  нет». Богов, согласно Эпикуру, тоже не следует бояться и не  следует ждать от них помощи, ибо боги предаются наслаждению, пребывая между множественными вселенскими мирами, и не вмешиваются ни в явления природы, ни в дела людей. Единственное благо для человека - наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страдания. Для обретения такого наслаждения следует устраниться от всех тревог, государственной деятельности и опасностей.  

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. episteme - знание) - теория научного познания, исследующая  его сущность, специфику, структуру метода, уровни, взаимосвязь с другими (вненаучными) формами познания.  Греческое понятие «эпистема» обозначало «знание» т.е. «доказанное утверждение» в противовес понятию«докса» (мнение - утверждение, которое могло быть истинным, но могло быть и ложным). Целью научного познания выступает производство именно эпистемной,то есть  доказанной,  информации,  логически  непротиворечивого  знания  (или всеобщих истин) в отличие от обыденного, практически утилитарного или других видов  знания.  Соответственно,  основной  проблемой  эпистемологии  является вопрос  о  возможности  получения необходимо-истинного и  всеобщего  знания.Занимает центральное место в рационалистических философских направлениях.

ЭРГОНОМИКА

ЭРГОНОМИКА -  научная дисциплина, комплексно  изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях производственной деятельности. Эргономика  возникла  в  связи  со  значительным  усложнением  технических  систем  и условий их функционирования. Эргономика сформировалась на стыке нескольких наук - психологии, дизайна, социологии, физиологии и гигиены труда, анатомии и ряда технических наук. Основная задача эргономики состоит в том, чтобы при проектировании новой и модернизации существующей техники заранее и с максимально,  доступной полнотой учитывать возможности и особенности  людей, которые будут ею пользоваться, как с позиции повышения производительности труда и наилучшего выполнения функций человеком-пользователем, так и обеспечения для него удобства и комфортности. Человек, машина и окружающая их среда  в  эргономических  исследованиях  рассматриваются  как  единая  сложная система. Основной объект эргономики - система «человек-машина». Эргономика изучает  характеристики человека, машины и среды, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия, разрабатывает методы учета этих факторов при модернизации  действующей и  создании новой техники и  технологии, изучает проблемы целесообразного распределения функций между человеком и машиной, функционирования человеко-машинных систем, определения критериев оптимизации таких систем с учетом возможностей и особенностей работающего человека (группы людей) и т.д. Эргономика не только изучает, но  и проектирует целесообразные варианты конкретных видов человеческой деятельности, связанной с  использованием новой техники. Решение задач эргономики часто завершается созданием изобретений.

ЭСПИНАС АЛЬФРЕД

ЭСПИНАС АЛЬФРЕД (1844-1922) - французский социолог, автор книги«Происхождение технологии» (1890), где разработана концепция технологии и праксиологии как философии действия. Считая себя последователем философииорганопроекции, он утверждал, что первоначально органопроекция носила бессознательный характер (её проявления он усматривает в греческих мерах длины:палец, ладонь, пядь, стопа, локоть). Для Эспинаса они имеют божественное происхождение, дар божий: болезни - божья кара, эпидемии - проявление божьего гнева, и поэтому больных лечили религиозными обрядами. Кардинальным образом ситуация меняется лишь благодаря деятельности Гиппократа, когда болезни стали объяснять естественными причинами. Эспинас рассматривает человека как продукт психологической и социологической проекции, которые его персонифицируют. Прикладные искусства не передаются по наследству вместе с особенностями организма. Как продукт опыта и размышления они «прививаются» индивиду «примером и воспитанием»; тем самым они дают начало науке. Именно этот процесс  передачи  навыков  автор  называет  предметом  технологии.  Он  вводит понятия  «праксиология» (от греч. деятельный), которая отражает коллективные проявления воли, продуманные и произвольные, самые общие формы действий, и«технология» (от греч. искусство, мастерство, умение и слово, учение), которую он  относит  к  «зрелым  искусствам»,  дающим  начало  науке  и  «порождающимтехнологию».  В  технологии  Эспинас  видит  три  существенных  особенности,которые следует рассматривать с трёх точек зрения; 1) предполагается производить аналитическое описание явления с учетом конкретных условий его существования (времени, места, социума); 2) закономерности, условия, причины, предшествовавшие явлению, следует изучать с динамической  точки зрения; 3) необходимо применять комбинацию статических и динамических точек зрения, дающих  возможность изучать явление во времени: его рождение, апогей и упадок, которые составляют ритм его существования. Совокупность этих трех измерений и образует общую технологию.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ - включают в себя: 1) пратехника - эпоха каменного века, когда техника была орудием убийства и обработки (копьё, бумеранг, каменный топор, игла, шило) и эпоха  неолитической революции, когда появляется  агротехника,  транспорт  и  гидротехнические  сооружения,  а  также простейшие механические приспособления (рычаг, клин, ворот, блок, колесо); 2) промышленная  революция конца  XVIII -  начала  XIX  вв.  -  создание  паровой  машины и универсальных прядильных станков,  что ознаменовало закат ремесленного производства и переход к промышленной экономике (машинному производству); 3) создание электрических машин и способов его генерации в конце XIX в. (появляется двигатель внутреннего сгорания, что позволило создать новый класс компактных машин, в том числе автомобилей, судов  и т.д.); 4) развитие радиотехники и радиоэлектроники в начале XX в. - создание конвейерного производства; 5) автоматизации производства в середине XX в. - создание вычислительной техники, выход в космос; 6)  внедрение биои нанотехнологий в конце XX - начале XXI вв., которые могут привести к очередной революции во многих областях деятельности человека.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

1) предтехнология, когда господствовало искусство и человек делал то, что  получалось только у него (а с помощью технологии всё то, что доступно только избранным, одаренным, становится доступно всем); 2) переход от  искусства к технологии, которую рассматривали как сумму и нужную последовательность операций, причём схема работает только тогда, когда все операции расставлены в нужном порядке, - этот переход фактически  создал  современную  человеческую  цивилизацию;  3)  технологии человека (хотя технология присутствует во всём живом, поскольку всё живое, так или иначе, производит переработку продуктов питания в продукты жизнедеятельности) - это первый опыт улучшения свойств первобытных инструментов (палка-копалка,  кремневый  нож);  4)  технологии  как  процесс  -  начинаются  с процесса добычи первобытным человеком огня посредством трения; 5) технология как сложный комплекс знаний, ноу-хау, полученных с помощью дорогостоящих исследований; 6) технологии как передача информации от человека к человеку, от поколения к поколению.

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ - это основные периоды развития философии техники, каждый из которых имеет свои специфические черты. Философия техники как особая область знаний возникла в 60-70-е гг. XX в. в Германии и в своём формировании прошла три этапа. Первый этап - время определения круга идей, получивших развитие в дальнейшей эволюции философии техники. К этому периоду относятся работы Э. Каппа, О. Шпенглера, Ф. Дессауэра, Н. Бердяева, М. Хайдеггера, Ж. Элюля, К. Ясперса, Э. Фромма и др. Техника анализировалась в связи со всемирно-историческим развитием человека и культуры. Её рассматривали как орудие человеческой деятельности, а её развитие определялось божьим  промыслом (человек в процессе своего технического промысла реализует замысел бога). Второй этап эволюции  философии техники связан с анализом технического прогресса, который осуществляется сквозь призму общественных отношений, развития общества в целом и его отдельных институтов в частности. Реализуется более глубокий и конкретный анализ взаимосвязитехники с обществом. К этому этапу относятся работы Р. Дарендорфа, Л. Мэмфорда, Сколимовски, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса, членов Союза немецких инженеров.  Тенденция  изучения  техники  на  широком  социально-культурном  фоне пробивает  себе  дорогу  в  третий  период  эволюции философии техники, когда техника  начинает  рассматриваться в  тесной  связи  с  теми  новыми  социальноэкономическими и  политическими процессами, которые характеризуют переход общества к новому типу цивилизации -  «информационному обществу», а дальнейший  социальный  прогресс  невозможен  без  радикальных  технологических изменений. Таким образом, взгляды современных западных философов техники содержит целый  спектр различных утверждений о взаимоотношении техники и общества, но во всех рассуждениях основным  лейтмотивом выступает опасение за будущее общества и человека. В нашей стране философия техники  основана П.К.  Энгельмейером  в  1929  г.,  который  сформулировал основные  положения исследовательской программы  по философии техники, последняя в своё время встретила непонимание и даже открытое противодействие со стороны «ортодоксальных марксистов»: говорить о философии техники - значит мыслить идеалистически.  Философии техники на долгие годы был приклеен ярлык идеализма. Последние десятилетия многие отечественные философы, социологи и науковеды стали уделять всё большее внимание разработке отдельных проблем философии техники.  

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1)  перенос  неадекватного  для стоящей задачи ранее выработанного решения; 2) осмысление неудачной попытки решения, преобразование представления об условиях задачи; 3) приложение широкого круга научных знаний, выработка гипотетических программ решения;4) интуитивное решение задачи; 5) вербализация интуитивного решения; 6) формализация вербализованного решения.

ЭТАПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ЭТАПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА : 1) критическое осмысление существующего  положения  вещей  на  базе  экспериментальных  материалов  и логических рассуждений, формирование проблемной ситуации, результатом чегоявляется формулировка конкретной технической задачи, которая может служить основой дальнейших  творческих поисков; 2) этап «рождения» и вынашивания новой технической идеи как результата скачка в новое качество при реализациипоиска решения определенной технической задачи (это еще не техническое изобретение и не идеальная модель нового, но уже выход за рамки непосредственно данного), для чего применяется набор методов поиска  нового (при этом рациональные методы,  составляющие  логическую  основу  процесса,  не  исключают действия фантазии и  интуиции при рождении технической идеи); 3) этап разработки воображаемой реальности идеальной модели как результата схематизацииновой технической идеи, как структурной и функциональной схемы будущего технического  объекта,  где  выражается  активная  созидательная  деятельность субъекта, учитывается необходимость её последующей материализации, строится будущий объект не в чувственно воспринимаемой форме (на этом этапе протекаетпроцесс обоснования, продумывания и создания образца будущего технического объекта; 4) этап  конструирования, перехода от мысленного построения к реальным разработкам, результаты которого  выражаются в эскизном и техническомпроектах, в рабочих чертежах или модельно-макетном воплощении (начинается разрешение противоречий между материальным и идеальным, теорией и практикой, т.е. происходит движение от изобретения в форме  идеальной модели илипатента до рабочих чертежей или спецификаций и далее - до действующих моделей, экспериментальных или  производственных образцов); 5) этап воплощения изобретения в новом техническом объекте, который включает в себя ряд стадий:а) на начальной стадии - создается экспериментальный образец, который предоставляет на основе данных экспериментов сделать доработку и доводку конструкторско-технологических разработок б) затем для  испытаний артефактов в промышленных  условиях  создается  промышленный  образец;  в)  новая  техника  и технология запускается в  серийное или массовое производство (на этом этапе завершается процесс разрешения противоречий между теорией и практикой и одновременно возникают новые технические задачи, новые противоречия).  

ЭТОС НАУКИ

ЭТОС НАУКИ - совокупность  моральных  императивов,  нравственных норм, принятых в данном научном сообществе и определяющий поведение учёного. Р. Мертон утверждает, что научные нормы строятся вокруг четырёх основополагающих ценностей: универсализма, всеобщности, бескорыстности (незаинтересованности) и организованного скептицизма. Универсализм рассматриваетсякак принцип, согласно которому изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и истинность научных утверждений оценивается независимо от того, кем и когда они получены (важно только  достоверность, подтверждаемая принятыми  научными  процедурами.  Всеобщность  (коллективизм)  - принцип, утверждающий, что научное знание должно быть общим достоянием и предполагает  гласность  научных  результатов.  Бескорыстие  (незаинтересованность)  рассматривается как  норма деятельности исследователя: поиск истины,свободной от личной выгоды, славы и денежного вознаграждения (они могут быть  только  следствием  научных  достижений, но  не  целью.  Организованный скептицизм - означает критическое отношение к себе и к своим коллегам, ибо нетнезыблемых авторитетов, а критика рассматривается как элемент научного поиска. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности: корректное определение авторства, недопустимость плагиата, ориентированность на новизну,недопустимость фальсификации эксперимента и научного открытия, корректные ссылки и цитирование,  невозможность оскорбления оппонента в ходе научной полемики, осознание личной профессиональной  ответственности за построениенаучной теории и за негативные последствия внедрения научных достижений в производство. А Эйнштейн говорил, что для науки важны не только плоды творчества учёного и его интеллектуальные достижения, но и его моральные качества:объективность, неподкупность, требовательность, преданность, упорство и т.п.Наука, лишённая нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Сформировалась особая наука - биоэтика, проблемы которой требуют неотлагательного  решения. Канцерогены, стрессовые нагрузки, засорение окружающей среды разрушают генофонд и разрушают здоровье человечества. Необходима выработка критериев, допускающих до экспериментирование не только на животных, но и на человеке. Различные методы искусственной репродукции человека, замена поражённых органов, воздействие на процессы старения приводят к пограничным ситуациям, когда достижения НТР не прогнозируемы в их последствиях. Эксперименты в области генной инженерии, технологии клонирования, манипуляции над человеческой психикой, воздействие на человеческий мозг  равносильны  воздействию  наркотиков  и  транквилизаторов.  В  70-е  гг. XX в. впервые был объявлен мораторий на опасные  исследования. В 1997 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла «Конвенцию по биомедицине и правам человека», которая запрещала вмешательство в геном человека. Этическое регулирование науки рассматривается сегодня как жизненная необходимость и важнейшая предпосылка будущего развития науки.  

Предыдущая страница Следующая страница