Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ (1820-1895) - немецкий философ, учёный, революционный деятель, один из основоположников марксизма. Родился в г. Бармене в семье текстильного фабриканта, был широко  образованным учёным, занимался военным делом, знал около 20 языков. Вначале находился под влиянием абсолютистского  идеализма  Гегеля.  В  1841-1842  гг.,  отбывая  воинскую  повинность, посещал Берлинский  университет, где вместе с будущим основателем экзистенциализма С. Кьеркегором слушал лекции Ф. Шеллинга, примкнув к младогегельянцам. Мировоззренческий переворот и переход на позиции материализма произошёл у него под влиянием работы Л. Фейербаха «Сущность христианства». Встреча в 1844 г. с К.  Марксом определила его дальнейший жизненный путь. Энгельс стал его ближайшим другом и соратником, а также популяризатором его идей. Научную и политическую деятельность он совмещал с работой приказчика, затем пайщика торгового дома в Манчестере (Великобритания), занимаясь коммерцией, которая оказывала материальную поддержку семье К. Маркса.  Его труд«Диалектика природы» представляет научный интерес с точки зрения методологических подходов к естествознанию, где во «Введении» рассматривается развитие природы, естествознания и человеческого общества, начиная с XV века и доказывается, что до XIX века метафизический метод помогал систематизировать и классифицировать огромный естественнонаучный материал, то, начиная с XIX века метафизический способ мышления естествоиспытателей становится тормозом для развития естествознания: «Теперь вся природа простирается перед нами как некоторая система связей и  процессов, объясненная и понятая, по крайней мере, в основных чертах». Он делает вывод, что «именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она  представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для  всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой». В статье «Диалектика» Ф.  Энгельс дает определение диалектики как науки о всеобщей связи, касается трёх основных законов  диалектики,  подчеркивает, что  законы  диалектики  абстрагируются из истории природы и человеческого общества.  Диалектические законы являются действительными законами природы и поэтому имеют силу также и для теоретического естествознания. В «Диалектике природы» Энгельс подробно анализирует диалектическое  содержание таких наук, как математика, механика, физика, химия, биология. Важнейшая идея «Диалектики природы» - дифференциация форм движения материи и классификация наук, изучающих их. В естествознании  выделяются четыре такие формы: механическая, физическая, химическая и биологическая. Применение диалектико-материалистического метода к естественнонаучному материалу дало Энгельсу возможность  показать объективную диалектику самой природы и ее законов, наметить пути развития естествознания и предвосхитить некоторые позднейшие научные открытия (например, положение о сложном  строении атома и  его  неисчерпаемости и  др.).  Работу над  «Диалектикой природы» Энгельс так и смог завершить. Начав работу над книгой в мае 1873 г., он в 1876 г. вынужден был прерваться из-за необходимости написания «АнтиДюринга». В этой работе Энгельс много сделал для утверждения диалектикоматериалистической картины мира. После выхода в свет «Анти-Дюринга» в 1878 г. Энгельс продолжил работу над «Диалектикой природы»  до  1886 г. Так и не закончив свой труд, он вынужден был работать над завершением публикации«Капитала»  Маркса.  В  «Диалектику  природы» включены 10  более или  менее готовых статей и глав и около  170 заметок и фрагментов. Эта работа вместе с«Анти-Дюрингом» и «Людвигом Фейербахом и концом классической немецкой философии» сыграли большую  роль в формировании во второй половине XIXвека диалектико-материалистической картины мира. В  работе «Анти-Дюринг» (полное  название  «Переворот  в  науке,  произведенный  господином  Евгением Дюрингом») в форме критики взглядов немецкого философа  Е.  Дюринга данообобщенное изложение  марксистской  философии,  политической  экономии  и научного социализма в том виде, в котором они сложились к тому времени. Исходное положение Ф. Энгельса: сознание - продукт человеческого мозга, сам же человек - результат развития природы, поэтому законы мышления, с одной стороны, и природы - с другой, не могут, в конечном счете, не совпадать. Даже математические аксиомы  формулируются на основе знания отношений и связей реальной действительности. Единство мира заключается в  его материальности,мир бесконечен в пространстве и времени. Материю нельзя мыслить без движения - способа ее  существования. Предмет науки формируется как отражение типа  и  формы  этого  движения. Познание  действительности осуществляется  вмышлении, высшая ступень которого - диалектическое мышление. В диалектике структуры сознания тождественны структурам бытия. Далее Ф. Энгельс изложил экономические и социальные части марксизма, дал очерк эволюции социалистических  идей,  стремясь  предвосхитить  некоторые  черты  и  элементы будущего  общественного  строя (превращение  труда в  первую жизненную потребность, отмирание государства, изменение формы  семьи, исчезновение религий). В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), во многом основанной на материалах исследований американского этнолога Л. Г. Моргана, дано историко-материалистическое истолкование процесса становления человека и форм  его социальной организации (государства, семьи, собственности), прослежен процесс эволюции первобытной общины и возникновения классового общества. Брошюра «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»  (1886),  написанная  для  рабочих,  содержит  популярное изложение некоторых вопросов формирования и развития марксистской теории. В конце жизни (1890-1894) в письмах разным лицам (позднее их назвали «Письмами об историческом материализме») Ф. Энгельс выступил против вульгаризации  материалистического понимания истории, отвел от социальной философии марксизма упреки в «экономическом детерминизме», подчеркнул комплексность и многофакторность исторического процесса, взаимодействие в нем  различных сторон, отметив при этом относительно самостоятельную роль духовноидеологического начала, его влияние на другие сферы жизни общества. 

В начало словаря