Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "С" (часть 1, "САД"-"СПЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САД"-"СПЕ")

САД

САД - философская школа Эпикура, основанная в 306 г. до н.э. в Афинах, названная по месту его расположения и ставшая главным центром материализма и атеизма античности. Учение Эпикура перешло в I в. до н.э. из Греции в Рим, и была  продолжена  Титом  Лукрецием  Каром.  В  Риме  протекала  ожесточённая борьба между школой Эпикура и стоицизмом - второй известной материалистической школой периода эллинизма.

СВОЙСТВО

СВОЙСТВО - категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает  его  различие  или  общность  (сходство)  с  другими  предметами.(протяженность, упругость, цвет и т.п.). Всякое свойство относительно (не существует вне отношений к  свойствам других вещей) и объективно. Каждая вещь обладает  бесчисленным  количеством  свойств,  единство  которых  является  еекачеством. Различают: внутренние и внешние, существенные и несущественные,необходимые и случайные, главные и второстепенные свойства.

СЕНСУАЛИЗМ

СЕНСУАЛИЗМ - одно из основных направлений в понимании происхождения И сути знания,  достоверность которого определяется сферой чувств; обязательный компонент эмпиризма.

СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829 -1905) -  выдающийся  русский физиолог- материалист, создатель физиологической школы. Родился в селе Теплый  Стан  Симбирской  губернии  (Нижегородская  область),  окончил  Главное инженерное училище в Петербурге и медицинский факультет Московского уни- верситета. Основные работы: «Рефлексы головного мозга»  (1863), «Физиология нервной системы» (1866), «Элементы мысли» (1878),  «Очерк рабочих движений человека» (1901), «Предметная мысль и действительность» (1902). В своём основном труде И.М. Сеченов  обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, доказав, что в основе всех  психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении  возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Установил закон растворимости газов в водных растворах электролитов. Иван Петрович Павлов назвал Сеченова «отцом русской физиологии»

СИМВОЛ

СИМВОЛ - особый знак, представляющий собой чувственную или духовную реальность, которая  понимается не таковой, как она существует, а в более широком и общем смысле.

СИНЕРГЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД - совокупность принципов, основой которой является рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем (подробная характеристика синергетики, в рамках которой разработаны принципы синергетического подхода к  исследованию объектов, рассмотрено в разделе 3.8). Синергетика (от греч. сотрудничество, содружество) - междисциплинарное научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются  в открытых системах благодаря интенсивному обмену вещества и энергии с окружающей средой в неравновесных условиях, где  наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает  степень их упорядоченности (т.е. уменьшается энтропия) - происходит самоорганизация системы. Основные принципы синергетического подхода: 1) объекты - это развивающиеся сложные открытые нелинейные системы (открытость означает способность к обмену энергией, веществом, информацией с внешней средой, а нелинейность означает наличие многих случайных направлений развития, обусловленных внутренними или внешними случайными воздействиями); 2) самоорганизация системы начинается с хаоса (т.е. неустойчивости),  когда в существовании системы возможны флуктуации (колебания) - отклонения от средних значений процессов, характеризующих  систему; 3)  существует альтернативные  пути развития системы,  которые формируются  в  точках  бифуркации (раздвоение)  -  точках  выбора траектории (стратегии) дальнейшего  развития; 4) будущее состояние системы (аттрактор - притягивать) как бы притягивает, организует, формирует,  изменяет наличное ее состояние, где аттракторы выступают как цель (направленность развития системы).

СИНТЕЗ

СИНТЕЗ - общелогический метод изучения объекта в целостности на основе анализа его отдельных сторон в процессе анализа. Причём синтез - это не простоемеханическое соединение в единую систему разъединённых анализом элементов, а установление места и роли каждого элемента в системе целого. Анализ и синтез используются и на эмпирическом и на теоретическом уровнях научного познания,причём это не оторванные друг от друга мыслительные операции, а две стороны единого аналитико-синтетического метода познания.

СИСТЕМА

СИСТЕМА (от греч. составленное из частей, соединенное) - общенаучное понятие,  обозначающее  особое  видение  вещей  как  совокупности  элементов,объединенных закономерными устойчивыми связями (структурой) и характеризующихся целесообразностью функционирования в качестве подсистем. Система- это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее определенную целостность, единство на основе каких-либо интегративных (системообразующих) свойств, которые  обеспечивают её целостность - условие относительно обособленного функционирования и, в некоторых случаях, развития системы. В онтологическом смысле понятие системы выражает упорядоченность и целостность бытия, в гносеологическом - выражает целостность, полноту, выводимость  знания. Представление любого объекта как системы осуществляется по следующим основным принципам: 1) целостности (несводимость к сумме свойств ее элементов); 2) структурности (описание сети связей и отношений между ее элементами); 3) взаимозависимость от среды; 4) иерархичности; 5) построение множества различных  моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы. Выделяют следующие типы систем: а) материальные (неорганическая природа и живые системы) и абстрактные (научные системы, понятия, теории, гипотезы); б) статичные (с течением времени не меняются) и динамичные (изменяются во времени); в) по характеру взаимодействия системы и внешней среды разделяют закрытые, или замкнутые.

СИСТЕМА ПОЗНАНИЯ

СИСТЕМА ПОЗНАНИЯ - это структурированная организация познавательной деятельности, т.е. её упорядоченность. Система есть единство состава и структуры. Состав - это совокупность компонентов деятельности (субъект, объект,  средства  и  т.д.).  Структура -  это  совокупность отношений компонентов,«закон распределения» компонентов (где отношение - это единство связи, т.е сходства, общности, единства, и отграниченности, т.е. обособленности, различия,специфичности. Между компонентами познания и устанавливаются объективно и субъективно отношения сходства и различия, единства и противостояния.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ - 1) в широком смысле - синоним системногоподхода; 2) в узком смысле - совокупность методологических средств, которые используются  для  обоснования  решений  по  сложным  проблемам  различного характера. Основные принципы системного анализа: 1) принятие решений должно начинаться с  формирования конечных целей; 2) рассмотрение проблемы как целого, как единой системы, выявляя взаимосвязи каждого частного явления и их последствия; 3) определение и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) недопущение, чтобы цели отдельных подразделений вступали в конфликт с целями всей  программы. Основной процедурой системного анализа является построение общей модели, которая отражает  все реальные ситуации, которые могут появиться в процессе осуществления решений, после чего выявляются  возможные альтернативные варианты действия и сравниваются затраты ресурсов по каждому из вариантов и уточняются нежелательные внешние воздействия. Системный анализ опирается на прикладные математические  операции и методы (информационные системы, ЭВМ). Этот метод применяется, когда принимать решения приходится в условиях неопределённости.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (система от греч. целое, состоящее из частей) -это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе  которого лежит  рассмотрение объектов как системы. Исследование систем начинается  в  40-50-х гг. XX в. на основе  концепции «общей  теории систем» австрийского биолога Л.фон Берталанфи. Этот принцип имеет важное эвристическое значение в науке, так как позволяет при характеристике любого объекта, как системы, переносить на него общие системные закономерности любой системы. Эти особенности изучает такой раздел математики  как «общая теория систем». Системный принцип опирается на следующие требования: а) выявление отдельных элементов, входящих в систему и выявление его места и функций в данной системе; б) признание, что  свойства  системы не сводимы к сумме свойств его элементов; в) исследование иерархии системы элементов;  г)  анализ поведения системы в зависимости от особенности её элементов; д) описание всесторонности и многоаспектности системы; е) рассмотрение системы как динамичной и развивающейся целостности. Различают следующие системы: 1) открытые (обмениваются со средой энергией и информацией; стационарным её состоянием является подвижное  равновесие,  когда  все  макроскопические  величины   неизменны,  а макроскопические процессы непрерывно продолжаются), закрытые (обмениваются со средой только энергией; согласно второму закону термодинамики она достигает состояния равновесия, при котором остаются неизменными все макроскопические величины системы и прекращаются все макроскопические процессы)  и самоорганизующиеся (сложные открытые, динамические саморазвивающиеся системы, связи, между элементами которых имеют не жёсткий, а вероятностный характер, системы, способные корректировать своё состояние); 2) динамические (относительно  простые  системы,  состоящие  из  небольшого  числа  элементов, когда причины вызывают соответствующие следствия, поэтому возможны точные предсказания) и статические (сложные системы с большим количеством элементов и  случайных факторов, когда причины вызывают следствия с определённой долей  вероятности  и  предсказания  приобретают  вероятностный  характер);  3) материальные (представлены в неорганической природе физическими, геологическими, химическими системами, а в неорганической природе - живой клеткой, организмом, видами,  экосистемой; особый вид материальных систем - социальные системы) и  абстрактные (продукты  человеческого мышления -  гипотезы,теории, научные знания в целом).

СКЕПТИЦИЗМ

1) философская концепция, сторонники которой либо сомневаются в возможности познания действительности, либо не сомневаются в этом, но останавливаются на отрицательном результате. 2) Одно из направлений периода эллинизма, наиболее яркие представители которого - Пиррон (365-275 гг. до н.э.) и Секст Эмпирик (200-250 гг. н.э.), сосредоточили внимание на вопросе о познании мира и фактически дали на него отрицательный ответ. Они последовательно обосновывали представление о том, что и органы  чувств, и разум человека несовершенны, а потому не могут дать знания, соответствующие действительности,  охватить величественную и непостижимую природу. Из этого следовало, что любая истина относительна и,  значит, человек должен скептически, то есть с сомнением относиться к любому, и, прежде всего, философскому  знанию, не отстаивать никаких мнений, претендующих на истинность. Скептическое отношение распространялось и на саму реальность - «если я чего-либо не знаю, то  этого  не  существует».  Поэтому  жизненной  задачей  человека  становилось достижение абсолютного спокойствия и безразличия («атараксии») в отношении всех событий, происходящих вокруг него. В эпоху Возрождения и в Новое время скептицизм сыграл некоторую положительную роль как антипод догматизма.

СОКРАТ

СОКРАТ (469-399 гг. до н.э.) - древнегреческий философ. Сын скульптора Софрониска и повитухи Финереты. Своим главным призванием считал воспитание людей через систематические беседы. На рубеже V  и  IV вв до н.э., когда к власти в Афинах пришла демократическая партия, Сократ был обвинен в том, что не чтит  традиционных богов, вводит новые божества и тем самым развращает юношество. Несмотря на возможность избежать суда и казни, Сократ мужественно принял смертный приговор и выпил чашу с ядом цикуты, продемонстрировав ученикам, что истина сильнее страха смерти Письменных сочинений не оставил. Считал себя не мудрым, а лишь «любящим мудрость» (греч. фило софия) Емупринадлежит известное изречение: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого».  В центр своей философии Сократ поставил проблему человека. Познание природы - дело богов, человек же должен  познать самого себя. Философ призывал прислушиваться к «внутреннему голосу»,, который называл«даймонио ном» (демоном) «Даймонион» несет в себе высший смысл, благодаря ему боги сообщают человеку о  его предназначении. Главное в беседах Сократапостижение сути  добродетели.  Основные  добродетели:  сдержанность  (умение укрощать страсти), мужество (способность преодолевать опасности) и справедливость (стремление соблюдать божествен ные и человеческие законы). Истинная нравственность, по Сократу -  это знание подлинного блага. Инструмент достижения такого знания - сократический метод, который состоит из иронии (выяснение несостоятельности и непоследовательности во взглядах собеседника через умело подобранные вопросы)  и  «майевтики» («повивального искусства», помогающего родиться истине).

СОКРАТИКИ (СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

СОКРАТИКИ (сократические школы - ) - философские школы, основанные учениками Сократа в  начале IV в. до н.э. Каждая школа развивала отдельные стороны сократовского учения, но одновременно  обращались к идеям элеатов, софистов, к восточным учениям, что искажало целостное представление об учении Сократа. К сократическим относятся Киническая, Киренская, Мегарская и Элидо-эретрийская школы.  Киническая школа - основана Антисфеном (самым ярким киником является Диоген Синопский). Название школы связано со словом«пес», которым называли киников их современники. Как и Сократ, киники обращались к проблеме общих понятий, их роли в познании ив жизни человека. Однако, в отличие от Сократа, киники пришли к выводу, что общее не существует ни ввещах, ни в человеческих поступках. Восприятию, учили они, доступны только отдельные вещи, теоретическое познание с помощью понятий невозможно (существуют отдельные реальные лошади, а слово «лошадь» -  лишь  общее имя). Вцентре внимания киников находятся этические вопросы. Счастье не может заключаться ни в наслаждении, ни в озабоченности государственными проблемами. Главное - личная добродетель, доблесть, которую можно пробудить, освободившись от  условностей, пут общественного мнения. Идеал автаркии (автономноети,самодостаточности). Сократ призывал к самостоятельности мысли, а киники - к самостоятельности  поведения,  к  уникальности  поступка  (согласно  преданию, Диоген даже умер по собственной воле в 90 лет, задержав дыхание). Представители Киренской  школы  (Аристипп,  Антипатр,  Гегесий)  помимо  сократовских идей испытали влияние  софистов, а также восточной мудрости, что привело к появлению в их философии элементов иррационализма. Подлинной реальностьюобладают лишь единичные ощущения - единственный источник знания и счастья. Индивидуальные ощущения несравнимы друг с другом. Киренаики - сторонники эвдемонизма, учения, видящего смысл жизни в счастье, которое понимается имикак, мгновенное наслаждение. Поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше покончить счеты с жизнью (Гегесий). Вместе с тем киренаики провозглашали необходимость  самообладания. Человек долженбыть господином своего  удовольствия, уметь  управлять им;  самообладание -необходимое условие счастья. Представители Мегарской школы (Евклид, Евбулид) считают, что истинно существует только общее. Эта школа объединила идеи Сократа с учением элеатов,  придав ему этическую окраску. Диалектика как искусство разоблачения ложных идей методом «от противного» предохраняет человека от заблуждений и ведет его к счастью.

СОМНЕНИЯ ПРИНЦИП

СОМНЕНИЯ ПРИНЦИП - установка мышления, связанная с неуверенностью в отношении тех или иных истин. Является основным мотивом философии скептицизма, отвергающего всякое достоверное познание. В философии Декарта принцип сомнения играет конструктивную роль и служит для достижения подлинного  знания  посредством  устранения  всего  недостоверного  и  нахождения бесспорного положения. Применяемый в разумных границах принцип сомнения способствует  очищению  знания  от  устаревших  недостоверных  положений  и содействует движению к истине.

СООТНОШЕНИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОССЮР ФЕРДИНАНД ДЕ

СОССЮР ФЕРДИНАНД де (1857-1913) -  швейцарский  лингвист, изложивший исходные принципы структурной лингвистики в «Курсе общей лингвистики» (1916). Он утверждал,  что единственным объектом лингвистики является язык как система знаков. Включённое в эту систему слово  выявляет всю свою смысловую полноту не путём выяснения его историй, а путём выявления его соотношения  с другими элементами системы - словами. Он рассматривал язык как социальный феномен автономную  структурную целостность, которая может анализироваться как синхроническая (существующая в конкретный  момент времени)  и  диахроническая  (изменяющаяся  с  исходом  времени.  На  основе  этой дихотомии изучения языка разработал принципы и методы для каждого из этих подходов. Ценность языкового знака возникает при одновременном соотнесении элемента по двум осям сходных и несходных с ним элементов.  Язык является важнейшей из знаковых систем по сравнению с другими как лингвистическими, так и нелингвистическими семиотическими системами, поскольку он выступает в роли интерпретатора. Другими словами, всякая неязыковая система знаков делается доступной человеческому пониманию только при условии переложения ее на человеческий язык. Он обратил внимание на то, что порождение значения лингвистического  знака, т.е. слова или термина, определяется его окружением. Он ввёл два термина: речь (или речевой акт  определённой личности) и язык (как системное образование, существующее в определённое время в рамках определённого  общества).  Исследуя  природу  языкового  знака,  выделил  в  нём  план выражения (означающее) и план содержания (означаемое), вдвинул тезис о произвольности языкового знака. Рассматривал лингвистику частью семиологии - дисциплины,  изучающей природу знаковых систем и  их  функционирование в человеческом обществе.

СОФИСТИКА

СОФИСТИКА - это метод рассуждений (выводов, доказательств) основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов,  выдаваемых за правильные. Это сознательное нарушение логических правил, применяемое в споре с целью достичь  превосходства  над  оппонентом,  ввести  его  в  заблуждение.  Исторически восходит к софистам - древнегреческим философам (Протагор, Горгий, Продик), профессиональным  учителям мудрости и красноречия.  Софисты подчеркивали относительность  знания,  отсутствие  объективной  истины  и  поэтому  считали оправданным прибегать к приёмам, впоследствии получившим название софистики. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика коренится в абсолютизации относительности познания. Спекулируя на  фактах изменчивости,  противоречивости и  сложности  объектов  познания,  софистика  отрицает абсолютные  моменты в процессе постижения истины. В своих построениях софистика использует подмену понятий,  различные логические ошибки, неверные формы вывода, а также словесные уловки и ухищрения, многозначность понятий и терминов.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - 1) в широком смысле слова - это социальная подсистема, занимающая определённое место в обществе и выполняющая определённые  социальные  функции,  форма  официальной закреплённости тогоили иного вида человеческой деятельности в обществе; 2) в узком смысл слова -система учреждений (исследовательских центров, лабораторий и др.), уполномоченных выполнять определённую социально-регламентированную деятельность. Институциональность  предполагает  формализацию  всех  типов  отношений  и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу переговоров к созданию организованных структур, предполагающих  иерархию регулирования и наличие определённых норм. 

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ - область исследований, изучающих: 1) взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой общества; 2) типологию поведения ученых в различных социальных системах; 3) взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых; 4) динамику их групповых взаимодействий; 5) конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах обществ.

СОЮЗ НЕМЕЦКИХ ИНЖЕНЕРОВ

СОЮЗ НЕМЕЦКИХ ИНЖЕНЕРОВ - содружество немецких инженеров, оформившееся в 60-е гг. XVIII в., сыгравшее огромную роль в разработке проблем философии техники, которое в 1965 году сформировало исследовательскую группу  «Человек  и  техника»,  издававшая  серию  сборников,  организовывала дискуссии и конференции, развернув критику традиционных  взглядов, существующих в философии техники. С их точки зрения, техника - сложный социальный  феномен, имеющий полисистемный характер и требующий междисциплинарного исследования. Разрабатывая программу исследования техники, она выделила  различные  аспекты  анализа  техники:  культурно-исторический,  научноисследовательский, социально-философский и другие. Особо выделялось  значение системотехники, информатики, футурологии для философского осмысления научно-технического прогресса.

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - определяется его субъектом,целью, объектом, методами получения знания и его результатом.

Предыдущая страница Следующая страница