Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АБДУКЦИЯ

АБДУКЦИЯ (от греч. приведение) - метод поиска объяснительных гипотез, дополняющий общелогические методы индукции и дедукции. Он был предложен основателем прагматизма Ч. Пирсом. Если индукция (метод проверки имеющихся гипотез и теорий: рассматривает теории, измеряя степень их согласия с фактом) не может создать какой-либо идеи, то это может сделать дедукция. Однако все идеи науки возникают посредством абдукции, суть которой заключается в исследовании фактов и построении теории, объясняющей их. Абдукция обращается к фактам, но не для того, чтобы их сравнивать и обобщать, а для того, чтобы на их основе сформулировать гипотезу. Если гипотетико-дедуктивный метод начинается с заранее заданной  гипотезы,  а затем из неё выводится следствия, которые подвергаются проверке на истинность, то абдукция начинается с анализа и точной оценки установленных фактов, после чего выбирается гипотеза для их объяснения. Пирс формулирует методологические требования к абдуктивным гипотезам:1) они должны объяснять как эмпирически наблюдаемые факты, так и факты, которые непосредственно не  наблюдаются и проверяются косвенным путём; 2) они должны подтверждаться не только наблюдаемыми фактами, но и вновь выявленными.

АБСТРАГИРОВАНИЕ

АБСТРАГИРОВАНИЕ - это способ замещения чувственных данных о наблюдаемом объекте мыслимым конструктом, т.е. абстрактным объектом путём взаимосвязанных  мыслительных процедур - отвлечением и объективизацией, врезультате которых в содержание конструкта включается только часть эмпирических данных об объекте и это содержание наделяется самостоятельным бытием.выражается в отвлечении от второстепенных, несущественных в данном исследовании свойств объекта (например, при изучении движения планет ученый абстрагируется от сведений об их химическом составе и происхождении).

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (БЛАЖЕННЫЙ)

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (БЛАЖЕННЫЙ) (354-430 гг.) - видный представитель периода патристики, который в своём труде «О граде божьем» разработал идею творения мира Богом по своей воле из ничего, рассматривая Бога как высшее благо, в котором содержатся вечные и неизменные идеи, сущности, обеспечивающие мировой порядок. Созданный Богом мир иерархично организован и представляет собой лестницу существ, восходящую к создателю мира. На вершине этой лестницы стоит человек, созданный Богом по своему образу и подобию. Живой мир отделен от человека непроходимой стеной (в нем нет души, он лишен права на гуманное отношение). Жизнь человека божественно предопределена. Человек - двойственное  существо, в нем соединяются природное материальное тело и разумную душу. Душа человека бессмертна. Сущность духовной жизни - воля. Воля выше разума, высший акт воли - вера, поэтому вера выше разума (сначала человек должен уверовать в Бога, а потом познавать его). Имея душу, человек  действует  свободно,  ибо  обладает свободой воли, но  все,  что  делает человек, делает через него Бог. 

АВЕНАРИУС РИХАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГНОСТИЦИЗМ

АГНОСТИЦИЗМ - учение, отрицающее познаваемость мира, то есть отрицающее возможность постижения сущности материальных и духовных явлений. В истории философии агностицизм существовал в  следующих формах. 1) Исторически первой  его  формой  был  античный  скептицизм  (Пиррон,  Протагор), который  утверждал:  о  любом  предмете  можно  высказать  различные  мнения, каждое из которых можно считать правильным. 2) В классической форме в Новоевремя агностицизм  был  присущ  субъективно-идеалистическим  воззрениям  Д. Юма, который утверждал, что явления внешнего мира непознаваемы. Поскольку человек всегда имеет дело лишь со своими ощущениями и не может выйти за ихграницы, он не в состоянии ответить на вопрос, существует ли внешний мир или нет. Агностики рассматривают ощущения как преграду между познающим субъектом и объектом. 3) Теоретическое  обоснование невозможности человеческихспособностей познать мир обосновывает И. Кант. Не сомневаясь в существовании вне сознания  материальных вещей, он считал их в принципе непознаваемыми, утверждая: что вещь для нас (феномен), и вещь сама по себе (ноумен), принципиально различны. С помощью чувств мы можем познать, только «явления», внешние свойства вещи, а  «сущность» вещи мы познать не можем, она является для нас  «вещью  в  себе».  Кант  четко  поставил вопрос  о  принципиальной ограниченности человеческого опыта и подчеркивал, что действительность всегда выходит за  пределы любого знания, она в этом смысле бесконечно богаче любых теорий. 4) В современной философии агностицизм существует в форме иррационализма (философия жизни, экзистенциализм, персонализм и др.),  который утверждает:  человек  не  может  научными  средствами  познать  мир,  который  им переживается.

АДОРНО ТЕОДОР

АДОРНО ТЕОДОР (1903-1969) - представитель франкфуртской школы философии техники, акцентирующая своё внимание на её гуманитарную направленность. Школа сложилась в Германии 1930-1940-х  гг., но в связи с приходом фашистов к власти большинство её представителей вынуждено было  эмигрировать.  Адорно  утверждает,  что  в  «массовой»  культуре  теряется  уникальность, самостоятельность  человека, происходят унификация всех людей, превращение их в серую некритическую массу. При этом поработителем выступает не техника, а ее хозяин. Но нельзя противопоставлять технику и гуманизм. Разрыв  между техникой и гуманизмом, порождён обществом видимости. В книге «О технике и гуманизме» он ставит вопрос об ответственности техников за плоды своего труда и  отвергает  возможность  существования  моральных  норм,  препятствующих познанию. Согласно Адорно, противоречие между общественным и техническим разумом нельзя игнорировать, от него невозможно просто открещиваться, его необходимо  предметно решать. Принесёт ли современная техника пользу или вред человечеству, зависит «не от техников и даже не от самой техники, а от того, как она используется обществом». Он формулирует проблемы «нового  идеала образования», считая, что культура расплачивается за неистинность, за видимость, оторванность от гуманистической идеи. Сегодня лишь в критике образования, в критическом самосознании техники является надеждой на такое образование, которое ставит перед собой задачу воспитания личности.

АКАДЕМИЯ

АКАДЕМИЯ - философская школа Платона, открытая им в сорокалетнем возрасте в Афинах в 387  г. до н.э. в помещении «гимнасии», расположенной в роще, посаженной в честь героя Академа,  отчего и получила впоследствии своё название - Академия. Здесь стали собираться талантливые люди, которых Платон соединил как «священное братство», почитавшее Музы и Аполлона. Цель Академии - Платон видел в том, чтобы через определённым  образом организованное знание формировать людей нового типа, способных обновить государство, ибо знание -  облагораживает людей, а через людей - общество и государство. В Академию принимали практически всех желающих. Часть его учеников пришла в Академию для изучения наук, другая, большая часть - для получения  общего образования, прежде всего для подготовки к политической деятельности. Впоследствии Академия  стала крупным очагом развития греческой математики. Из его школы вышли Февдий из Магнесии, автор учебника по математике и Архит - создатель  научной  механики.  Здесь  учился  выдающийся  астроном  и  географ Эфдокс,  который разработал новый  метод  математического анализа, дал  своё определение пропорциональности, выдвинул гипотезу о шарообразности Земли и попытался  вычислить длину  её  окружности.  В  годы  старости  Платона,  когда произошло  его  сближение  с  пифагорейцами  и  с  развивавшимся  ими  математическим естествознанием. Еще при жизни Платон сам назначил себе преемника по руководству Академией. Преемником этим стал его ученик, сын его сестры Спевсипп (407-399 гг. до н.э.). В ряде вопросов Спевсипп  отклонялся от учения Платона, прежде всего в учении о Благе и об «идеях». В сущности Спевсипп был скорее пифагорейцем, чем платоником. Учение Платона об «идеях» он отрицал, заменив  «идеи»  «числами»  пифагорейцев.  Однако  и  «числа»  он  понимал  не столько  в платоновском - философском, онтологическом - смысле, сколько в смысле математическом. Он сближал Мировой ум Платона не только с Душой, но и с Космосом. Он даже начал борьбу с Платоном и платоновским дуализмом - в теории познания. Начиная со Спевсиппа, в платоновскую Академию проникает скептицизм. Приблизился к  пифагорейцам и  его  ученик Ксенократ, который стоял во главе Академии в течение 25 лет  (339-314 гг. до н.э.) и был главным представителем школы, одним из самых плодовитых ее писателей. Ему принадлежит разделение всей философии на области диалектики, физики и этики. Мировую душу он определял  как самодвижущееся число. Он присоединил к физическим элементам эфир и утверждал, что элементы состоят из мельчайших телец.

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ построения научной теории, при котором в её основу  кладутся некоторые исходные положения (аксиомы), или постулаты, из которых все остальные утверждения этой теории должны выводиться чисто логическим  путём посредством доказательства. Построение науки на основе аксиоматического метода обычно называют дедуктивным. Этот метод начали  использовать  при  построении геометрии в  Древней  Греции.  Наиболее успешно он реализуется для организации математического знания, где огромный вес в познании принадлежит конструктивно-созидательной деятельности разума. В  естествознании,  социально-гуманитарных  и  инженерно-технических  науках этот метод занимает подчинённое положение по сравнению с другими когнитивными методами.

АМЕРИКАНО-ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

АМЕРИКАНО-ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ - особенно эффективно функционировала в середине XX в. Основателем её является Американский философ и социолог Л. Мэмфорд, который в работе «Техника и цивилизация» (1934) предлагает технократическую концепцию генезиса и развития мировой культуры. Его более поздние работы («Миф машины», 1966 и др.) стали основой «технического пессимизма» (антитехницизма), в рамках которого акцент  ставился  на  негативных сторонах современных  технических форм для«человеческого  развития».  Р.  Арон  стремился  преодолеть  «разочарование»  в рамках постулирования становления «единого индустриального общества».Французский социолог и философ Ж. Эллюль рассматривает технику как специфический феномен, подразумевая не только технико-технологическую систему,но и определенный тип рациональности. Представление о техническом прогрессе связывается с формированием новых социокультурных отношений («информационное общество»). Американский философ, представитель  постпозитивистского течения в англо-американской философии науки Стивен Эделстон Тулмин применяет  выработанную им дисциплинарная модель эволюции науки к описанию исторического развития техники. Если  критерии отбора успешных вариантов в науке являются главным образом внутренними профессиональными критериями, в технике они внешние, т.к. здесь для оценки новаций важны не только собственно технические критерии (эффективность или простота изготовления), но и оригинальность, конструктивность и отсутствие негативных последствий.

АНАЛИЗ

АНАЛИЗ - общелогический метод познания, при котором происходит реальное ли мысленное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного  изучения.  В качестве частей могут выступать или вещественные элементы объекта, или его свойства, или признаки, или отношения. Метод анализа применялся с  древнейших времён. В науке Нового времени аналитический метод был абсолютизирован, хотя в действительности он является только первым этапом познания, а его продолжение - синтез.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ -  школа  в  философии техники, возникшая в  70-80-е гг. XX в., которая разработала проект «всеобщей технологии» как науки о технике. Центральным в этой науке, по мнению Г. Рополя, должно стать понятие социально-экономической системы, описываемое на языке теории информации и функциональные законы. Он представляет технологию  как:  а)  совокупность  полезных,  искусственных, предметных  образований (артефактов); б) совокупность человеческих действий и приспособлений, с помощью которых создаются артефакты; в) совокупность человеческих действий, в которых эти артефакты участвуют. Данное определение позволяет сделать первое категориальное обоснование  бытия технологий - в себе, для себя и вне себя.«Аналитическая философия техники» стремилась выработать и конструировать комплексное знание о технике,  выступая с требованием ценностного подхода к проблемам  техники:  «Технические  проблемы,  -  писал  Г.  Рополь,  -  являются одновременно и моральными проблемами». Школа  исследовала сущность технического знания, разрабатывая теорию систем.

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ - один из важнейших методов эвристического научного познания, основанный на подобии, сходстве каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства или различия осуществляется  на  основе  сравнения.  Степень  вероятности  получения  правильного умозаключения по аналогии будет выше: 1) если известно больше общих свойств у сравниваемых объектов; 2) чем существеннее обнаруженные в них общие свойства; 3) чем глубже познана взаимная закономерная связь этих сходных свойств. Но аналогию нельзя рассматривать как доказательство. Вывод по аналогии - это перенос информации с одного объекта на другой,  где первый объект (который подвергается исследованию) именуется моделью, а второй (тот, на который переносится информация от исследования первого) называется оригиналом, прототипом, или образцом. Между моделью и оригиналом существует сходство и подобие, которые лежат в основе метода моделирования.

АНТИСЦИЕНТИЗМ

АНТИСЦИЕНТИЗМ -  мировоззрение, в  рамках  которого  акцентируетсявнимание на негативных сторонах и последствиях развития науки. На первоначальных этапах развития науки преобладал сциентизм, абсолютизирующий роль науки в развитии человечества, так как масштабы деятельности позволили человеку стать силой «планетарного масштаба», но как отмечал В.И. Вернадский, эта сила использовалась им не всегда разумно и постепенно антисциентизм занимает всё более существенное место в анализе статуса науки. Крупнейшие представители антисциентизма: О. Шпенглер (прогнозировал «закат  Европы»), А. Швейцер (отмечал «упадок культуры»), Э. Гуссерль (определил «кризис европейских наук»).  Если первоначально антисциентизм основывался на негативных явлениях развития физики, то сейчас - на базе  последствий развития биологии, генной инженерии,  химии,  отрицательно  воздействующих  на  ноосферу.  Психология может использоваться для манипулирования человеческой личностью, а социология  для  воздействия  на  общественное  сознание. Можно выделить следующие основные  антисциентистские  тенденции  в  ведущих  философских  школах  XX века: 1) экзистенциализм - критикует с позиции гуманизма (деградации  личности); 2) неотомизм - критикует претензии современной науки на гносеологический монополизм; 3)  экологизм - с позиции резкого обострения конфликта в системе «человек-биосфера».

АНТИЧНАЯ НАУКА

АНТИЧНАЯ НАУКА - этап развития науки с VI в. до н.э. до VI в.н.э.). Древняя  Греция является  прародительницей науки (здесь впервые появляются научные школы - милетская, пифагорейский союз,  элейская, ликей, сады и др.). Учёные были одновременно и философами. Возникшая наука о природе была натурфилософией, исполняя роль «науки наук» (была вместилищем всех человеческих знаний об окружающем  мире, а естественные науки  были только её составной частью). Этот этап развития науки характеризовался: 1) попыткой целостного  охвата  и  объяснения  действительности; 2)  созданием  умозрительных конструкций (не связанных с практическими задачами); 3) вплоть до XIX в. отсутствием  дифференцированостью наук  (только  в  XVIII  в.  самостоятельными областями науки стали механика, математика, астрономия и физика; химия, биология и геология - только начали формироваться); 4)  отрывчатостью знаний об объектах природы (оставалось место для вымышленных связей). Античная натурфилософия прошла несколько этапов в своём развитии: ионийский, афинский, эллинистический, римский.  Развитие науки в античном мире, как обособленной сферы духовной культуры было связано с появлением людей, которые специализировались на получении новых знаний. Естественные науки существуют и развиваются  неотделимо  от  философии  в  форме  натурфилософии,  знания  носят умозрительный  (рациональный)  и  теоретический  характер. Экспериментальная база наук практически отсутствует. Методологической основой античности является создание дедуктивного метода исследований («Логика» Аристотеля) и аксиоматического метода изложения научных теорий («Начала» Эвклида). В античной науке формируются умозрительные догадки, обоснованные в более поздние времена: атомизм, гелиоцентрическое устройство мира и  др. Формируются традиции научных школ, основными долгожителями которых являются  Академия Платона  и  Ликей  Аристотеля.  Огромное  значение  для  развития  науки  имело возникновение письменности на основе более совершенного, нежели древневосточный папирус, писчий материал -  пергамент. Возникают библиотеки, крупнейшей из которых была Александрийская библиотека. Письменность  входит в повседневный быт и процесс обучения. Научные труды античности были оформлены в форме литературных произведений, то есть имели гуманитарную составляющую. Основными заказчиками научных исследований являются правители, используя их в основном для военных целей. Зарождается техника: строительное дело  (благоустройство  городов  требовало  создание  системы  водоснабжения и канализации,  строительство  бань,  цирков,  театров),  механика,  промышленное производство металлов способствовало изготовлению инструментов и оружия. На этой основе формируется знание в области химии.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ТЕХНИКИ

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ТЕХНИКИ - показатели соответствия и приспособления технических систем к человеку, снижения дискомфорта и повышения  положительных  эмоций,  уменьшения  или  исключения  вредных  и опасных воздействий техники на человека, который включает критерии: эргономичности, красоты, безопасности, экологичности. Они оказывают сильное возрастающее влияние на прогрессивную эволюцию техники, которое возрастает в связи с формированием гармоничной ноосферы как в отдельных странах, регионах и городах, так и в мире в целом. Антропологические критерии техники относятся к группе критериев эффективности технических систем.

АНТРОПОЛОГИЯ ТЕХНИКИ

АНТРОПОЛОГИЯ ТЕХНИКИ -  учение А. Хунинга, которое претендовало на выполнение интерпретаций знаний о технике - поднимать эти знания до уровня её теоретического осмысления, насыщая их научными понятиями. Основными функциями антропологии техники, по А. Хунингу,  являются: 1) функция интеграции - объединять знания о технике, 2) функция эмансипации - освобождать сознание человека  от ложного понимания технического прогресса. Главным в  антропологии  техники  выступают  требования  сделать  философию  техники средством формирования и развития самосознания ученых и инженеров, рассматривать прогресс техники во взаимодействии техники с человеком. Главнейшим при этом является исследование развития самого человека.

АРИСТОТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИМЕД

АРХИМЕД (287-212 до н.э.) - великий учёный периода эллинизма, зверски убитый римским солдатом, к которому он обратился с просьбой: «Не трогай моих чертежей!». Цицерон реставрировал памятник на могиле Архимеда в знак своего преклонения перед ученым и на могильной плите Архимеда велел изобразить сферу,  вписанную в цилиндр, как символ его открытий; до сих пор его могила является  предметом  паломничества.  Самый  гениальный  из  греческих  ученых, Архимед написал много работ: «О сфере и цилиндре», «Об измерении круга», «О квадратуре параболы», «О конусах и сфероидах» и др. В работе «О методе» Архимед отметил, что он пользуется индуктивным и интуитивным методами. Архимед заложил основы гидростатики, сформулировал ее знаменитый закон - объём вытолкнутой жидкости равен объёму погруженного тела (по рассказам Витрувия, сиракузский царь Гиерон решил пожертвовать храму золотую корону. Но ювелир подменил часть золота  серебром, смешав его с золотом. Заподозрив ювелира, Гиерон попросил Архимеда провести экспертизу.  Размышляя над этой задачей, Архимед зашёл как-то в баню и там, погрузившись в ванну, заметил, что количество воды, переливающейся через край, равно количеству воды, вытесненной его телом. Это наблюдение подсказало Архимеду решение задачи о короне, и он, не медля ни секунды выскочил из ванны, и как был нагой, бросился домой, крича во весь голос о своей открытии «Эврика», что от греч. - нашёл, открыл). Архимед открыл законы рычага. Знаменитые слова «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир», Архимед произнес во время спуска гигантского судна в море при помощи системы  рычагов.  Он  внёс  новшество  в  графическую  арифметику  -  систему выражения сверхбольших чисел. Архимед изобрел: баллистические орудия для защиты Сиракуз, приспособления для перевозки грузов, во время осады Сиракуз придумал зажигательные стекла, сконструировал планетарий, открыл специфический вес (относительно объема). Несмотря на все эти  инженерные достижения, Архимед, прежде всего, был и остается крупным математиком-теоретиком, физиком, арифметиком и геометром. Он разработал методы определения площадейповерхности и объемов различных геометрических фигур и тел, создал формулу исчисления длины окружности, знал принципы дифференциального исчисления, благодаря  своему  сочинению  «начала  механики»  он  стал  основоположником теоретической механики.

АТОМИЗМ

АТОМИЗМ - учение Левкиппа и Демокрита, основными принципами которого являются: 1) Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц (атомов) и пустоты; 2) атомы вечны, неуничтожимы, а значит, Вселенная существует вечно; 3) атомы неизменны, непроницаемы и неделимы - они являются «кирпичиками мироздания»; 4) атомы находятся в постоянном движении, изменяя своё положение в пространстве; 5)  атомы различны по форме и величине, но недоступны органам чувств человека; 6) предметы - это сочетания атомов различной формы и порядка их соединения.

АФИНСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ

АФИНСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ - расцвет древнегреческой философии науки в V-IV вв. до н.э., связанный: 1) с созданиемпервых классический философских систем - объективного идеализма Платона и дуализма Аристотеля; 2) атомистического учения Левкиппа и Демокрита. Основные принципы атомистики: На этом этапе огромная роль принадлежит Аристотелю, как систематизатору древней науки.

Следующая страница