Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

ДЕДУКЦИЯ

ДЕДУКЦИЯ (от лат. выведение) - метод познания, основанный на получении частных выводов из общих положений. Дедукция - это движение нашего мышления от общего к единичному, т.е. переход по правилам логики от посылок к их следствиям.  Термин «дедукция» появился в средние века  и введён Боэцием, но понятие индукции как доказательства какого-либо предложения посредством силлогизма было у Аристотеля. В Новое время развитие дедукции принадлежало Декарту, предложившего точный математизированный способ движения от самоочевидного и простого к сложному и производному, и  обосновавшего четыре правила дедукции: 1) принимать за истинное всё то, что воспринимается ясно и отчётливо и не даёт повода к сомнению (т.е. интуиция рассматривается как исходный элемент познания); 2)  делить каждую сложную вещь на более простые составляющие не поддающиеся дальнейшему делению умом  на  составляющие части с целью открытия исходных элементов знания; 3) познание мыслью следует идти от простейших, элементарных и наиболее доступных для нас вещей к вещам более сложным и трудным для понимания; 4) энумерация, т.е. полное перечисление, обзор элементов, создание как можно более полной классификации, приближение к максимальной полноте рассмотрения. В настоящее время  используется гипотетико-дедуктивный метод,  т.е. выведение (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное  значение которых неизвестно, поэтому этот метод получает только вероятностное знание.  Гипотетико-дедуктивный метод использовался ещё в античной диалектике Сократом, в Новое время - Галилеем и Ньютоном. Разновидностью этого метода является математическая гипотеза. Близок к гипотетико-дедуктивному методу аксиоматический метод

ДЕКАРТ РЕНЕ

ДЕКАРТ РЕНЕ (1596-1650, лат. имя Картезий, поэтому совокупность философских  идей  Декарта  называется  картезианство) -  французский  математик и философ,  основатель  дедуктивного  метода  и  рационализма  Нового  времени, создатель аналитической геометрии, как универсальной наукой, тождественной методу.  Создав  систему  координат  и  введя  представление  об  одновременной взаимозависимости двух величин - функции и аргумента - Декарт внес в математику принцип движения. С этого момента математика становится рациональным приемом,  обеспечивающим формализацию исследуемого  явления,  появилась возможность любую реальность представлять количественно. Внес особый вклад в  учение  о  движении,  которое  понимал  как  относительное:  нет  абсолютного покоя, тело двигается относительно одних тел и покоится  относительно других, источником движения считал перводвигатель  (Бога). Декарт дает первую формулировку принципу инерции: тело, раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собой не останавливается. Второй закон движения, предложенный Декартом, утверждает, что всякое тело стремится продолжить свое движение по прямой.  Третий  закон  определял  принцип  движения  сталкивающихся  тел.  В дальнейшем первый и второй законы движения признавались в науке Нового времени, третий подвергся резкой критике. Гарантом первого и второго законов движения, согласно Декарту, является Бог. Огромное значение имела его космологическая гипотеза - теория вихрей: мировое пространство заполнено лёгким, подвижным веществом, способным образовывать гигантские вихри. Эти гипотеза в дальнейшем была развита Кантом и Лапласом. В  своих взглядах на природу (материю) Декарт придерживался материалистической позиции, хотя в целом по своим философским взглядам был дуалист. Атрибутом, т.е. неотъемлемым свойством материи у него является пространство. Оно непрерывно, но делимо до бесконечности и беспредельно. Поэтому космос у  него беспределен. Но идею Бруно о множественности миров Декарт не разделял. Он был создателем механистической картины мира. До него никогда еще не высказывалась мысль о том, что природа есть сложная система механизмов, в число которых попадают и животные, и даже тело человека. В этом смысле Бог - Великий Механик, владеющий бесконечным арсеналом средств для построения машины мира. Человеку не дано постичь,  какими именно средствами пользовался Бог, строя этот мир. Создавая науку, человек конструирует мир так, чтобы между его представлениями и реальным миром имелось сходство. Поэтому предлагаемый в науке  вариант объяснения мира носит гипотетический характер. Задача науки - объяснить все явления природы  из  полученных начал,  в  которых нельзя  усомниться.  Эти  начала  он называет «врождёнными идеями». Они  даются человеку интуитивно. Из врождённых идей путём дедукции выводятся новые знания. Он разработал  правила применения аксиоматико-дедуктивного метода: 1) считать истинным только то, что представляется разуму ясным и не вызывает сомнения; 2) сложную проблему разделять на частные задачи и последовательно решать их; 3) двигаться к истине от простого к сложному; 4) составлять общий обзор фактов, гипотез, теорий по каждой отрасли знания, это дает уверенность в том, что ничего из открытого ранее не упущено.

ДЕЛЁЗ ЖИЛЬ

ДЕЛЁЗ ЖИЛЬ (1925-1995) - французский философ, Философию изучал в Сорбонне,  был  профессором  Парижского университета. Окончил жизнь  самоубийством.  Внес  решающий вклад  в  формирование новой  постмодернистскойпарадигмы мировоззрения, его основных смыслов и понятий. В постмодернизме возник своего рода культ Делёза. Создал метод деконструктивистского философствования,  противоположный  методу  деконструкции  Ж.  Дерриды.  Разработалконцепцию различия как «истинного начала философии». В основе его теоретической  деятельности  лежит  обращение  к  истории  классической  философии  и использование принципов литературно-философского авангарда и леворадикальных политических течений 60-х годов XX в. Рассматривал историю предшествующей философии как «вид извращённого совокупления или, что то же самое, непорочного зачатия». Изучая историю философии, он стремился найти философов, противостоящих основной линии метафизики (это  - Лукреций, Юм, Спиноза, Ницше и Бергсон),  которые  заложил основы критики господствующих теорий). Совместно с психоаналитиком Феликсом Гваттари, ввёл понятия ризома и шизоанализ в работе «Кафка» (1975г.). Этот термин заимствован из ботаники, гдеон означает определенный способ роста растений, где нет единого или пучкообразного корня, а своего рода сетка корней. Ризома - это способ беспорядочного роста без превалирующего направления, рост во все  стороны, вверх, вниз, безрегулярности. Для него ризома олицетворяет собой «движение желания». Это метафора современной культуре, в которой «все дозволено». В результате такого видения мира исчезает всякий универсализм, системность. Наука дезинтегрируется, распадается на многочисленные «понимания» и «осмысления». Все понятия культуры Делёз распределял между двумя полюсами - шизофренией и паранойей, которые  образуют два  противостоящих  способа  мышления (причём  первый  -воплощает позитивные, а второй - негативные черты культуры). Смысл философствования - это свободное конструирование и оперирование понятиями, предполагающее  собственное  постижение  посредством  рефлексии.  Именно  в  такомслучае философ выступает «врачом цивилизации». Смысл философии - нетрадиционное,  иногда  «террористическое»  расчленение  образов  вещей  и  явлений, которые трактовались концептуально ценностными. Свою философскую концепцию он назвал «генеалогия»,  как мышление «посередине» без истоков и начал, как плюралистическую интерпретацию. Сила философствования - в сопротивлении власти во всех её ипостасях.

ДЕМОКРИТ

ДЕМОКРИТ (ок. 460 г. - ок. 371 г. до н.э.) - крупнейший древнегреческий ученый-энциклопедист,  философ, автор около 70 работ, большая часть которыхутрачена. Демокрит построил первую целостную философскую систему, включавшую учение об  атомарности бытия, теорию познания, учение о происхождении космоса, о душе, этику. Демокрит - основоположник атомистического материализма, признавал наличие двух первоначал: атомов и пустоты. Пустоту представлял как вакуум (бесконечное пространство), где движется бесконечное количество атомов, составляющих  бытие (т.е. физический мир). Атомы бесконечно малы (отсюда и название «атомос» - неделимый),  непроницаемы, различны поформе и величине. Различия между предметами вызваны комбинациями атомов различной конфигурации.  Атомы изначальны и вечны, как изначально и вечно движение. Демокрит разграничил в познании чувственную и рассудочную стороны. Чувственное познание он объяснял истечением атомов из воспринимаемых объектов (атомы достигают человеческих органов чувств). Эта сторона познания неполна и недостоверна, так как истинная природа вещей  (атомы) может бытьпостигнута только с помощью мышления, рассудка. Демокрит отвергал случайность: случайным нам кажется лишь то, причины чего нам неизвестны. Познание, согласно Демокриту, есть постижение причин событий, и оно дороже для мудреца, нежели обретение царской власти над персами. Демокрит придерживался идеи множественности миров и их неоднородности: в иных нет ни Луны, ни Солнца, в иных подобные светила многочисленны; миры находятся на различной стадии развития - одни только возникают в виде атомарных вихрей, другие уже пребывают в расцвете, третьи гибнут, сталкиваясь друг с другом. Философ отграничил живое от неживого, введя представление об одушевленности. Душа атомарна по своему  строению, ее  атомы имеют сферическую форму и  огненную природу. Человеческая душа отличается  тем, что ее атомы чередуются с атомами тела. Демокрит проводил аналогию между человеческим организмом  и космосом, а применительно к человеку он впервые употребил слово «микрокосм». Человеческая душа,  утверждал мыслитель, смертна, хотя образующие ее атомы вечны: тело умирает, а атомы души рассеиваются  в пространстве. Не вечны и боги: круглые огненные атомы их души соединены весьма устойчиво, но и они способны рассеяться. Боги могут влиять на человека благотворно или зловредно, подавать  ему  знаки.  Наилучшей  формой  государственного  устройства  Демокрит считал народовластие (демократию), которое сохраняется только благодаря высоким нравственным качествам граждан. Эти качества, полагал он,  возникают и укрепляются  в  процессе  воспитания  и  обучения.  Цель  человеческой  жизни  - доброе  расположение духа, при котором человек не подвластен действию страстей и страха.

ДЕРРИДА ЖАК

ДЕРРИДА ЖАК (1930-2004)- французский философ, литературовед и культуролог. Родился в Алжире. Преподавал в университетах Парижа. Один из инициаторов создания Международною философского колледжа (1983). Два раза был в Москве. Объектом его ревизии становится не только история философии, но вся западно-европейская культурная традиция. Внёс определяющий вклад в перерастание деконструктивистского этапа постмодернизма в грамматологию, фактически в трансмодернизм.  Согласно Деррида, нет «чистого смысла», присутствие которого якобы мыслимо «до и прежде процесса и системы означивания», смысл- продукт конструирования, интеллектуального производства. История метафизики и история нашего языка - это история неизбежных систем метафор (сущность, существование, опыт, сознание, субъект, объект). Смысл философии - не в защите этих систем, а в деконструкции их, что означает не  разрушение их, не конструирование какой-либо другой системы, а анализ стиля. Он разрабатывает способ  чтения  текста, называя его  «стратегией  деконструкции», что  даёт  ему возможность вычленить метафизические посылки в творчестве любого философа. Свою деконструкцию, т.е. критику логоцентризма западной метафизики  он осуществляет используя понятия различия, инаковости. Грамматология Дерриды показывает, что метафизика зависит от языка и письменного знака и обесценивает письмо, «след». Он выступает против тех  философов, которые стремятся очистить язык от всякого порока, считая, что эти пороки имеют главное  значение. Именно «паразитарная структура» несёт подспудный смысл. Его стратегия сосредоточена на  маргинальных, периферических моментах в текстах авторов. Он игнорирует  социально-политическую тематику  и  мировые проблемы в  пользу философской игры.

ДЕССАУЭР ФРИДРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТЕРМИНИЗМ

ДЕТЕРМИНИЗМ - философское учение об активной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности материального и духовного мира, в основе которого лежит положение о существовании причинности явлений. 

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД - один из основных методов, разрабатываемых в рамках философии,  противоположный метафизическому. Диалектика как метод  формируется в  античное  время.  Основателем субъективной диалектики (искусства  ведения  дискуссии)  является  Сократ,  а  объективной  диалектики  - Гераклит, утверждавший, что всё течёт и изменяется. Большой вклад в развитие диалектики как метода внесли Гегель и К. Маркс. Диалектический метод опирается на следующие принципы:  1) объективность, представленная в следующих требованиях: а) исходит из практики; б) реализует активную  роль субъекта познания; в) умение выразить логику вещей в логике понятий; г) умение выбрать адекватную  систему методов; д) рассматривать объект в социокультурном контексте; е) подходить к процессам  конструктивно-критическим; ж) действовать в соответствии с логикой данного предмета; 2) всесторонность,  опирающаяся на признание всеобщей связи явлений действительности и основанная на требованиях: а) вычленении предмета исследования и проведение его границ; б) целостное и многоаспектное рассмотрение; в) изучение в чистом  виде  каждой из сторон предмета; г) развёртывание исследования вглубь и вширь;  д) вычленение сущности,  главной стороны субъекта и его субстанционального свойства; 3) конкретность, основанная на требованиях: а) создание идеальной модели явления в виде расчленённого целого; б) рассмотрение общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; в) учёт места, времени и других обстоятельств, изменяющих бытие предмета; г) рассмотрение предмета в составе более широкого целого; 4) историзм, проявляющийся в следующих требованиях: а) исследование настоящего состояния предмета; б) реконструкция генезиса и основных этапов развития предмета; в) прогнозирование тенденций его дальнейшего развития;5) противоречивость, основанная на следующих требованиях: а) выявление внутренних и внешних противоречий изучаемого явления; б) анализ каждой из противоположных сторон; в) рассмотрение явления как единства противоположностей в целом; г) определение места отдельного противоречия в системе других противоречий; д) анализ этапов развития этого  противоречия; е) исследование механизма исследования противоречия как процесса его развёртывания и обострения. Неверная реализация применения принципов противоречия приводит к объективизму и субъективизму, которые могут выражаться в эклектике (умозаключения, построенные на механическом соединении несоединимого), в софистике (умозаключение,  построенное  на  преднамеренном  нарушении  правил  логики  путём абсолютизации отдельных сторон) или в заблуждениях.

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ (1833-1911) - немецкий философ, представитель «философии  жизни»,  повлиявший  на  формирование  общей  герменевтики  как научной дисциплины, разработавший концепцию, согласно которой естественныеи гуманитарные науки («науки о духе») различаются не по предмету, а по методу исследования. Свою концепцию он назвал «понимающая психология». Согласно Дильтею, для понимания текста и любых памятников пошлого необходимо войтив культурно-социальную атмосферу её создателя, постараться, как можно точнее воспроизвести её и пережить,  проникнув в духовный мир автора текста, что он назвал реконструкцией текста. Если в науках о природе исследуются внешний поотношению к человеку мир  и применяется метод объяснения, то в науках о духе исследуется внутренний  мир человека, скрытая субъективная реальность и основной их метод понимания - вживание исследователя в историческое событие.Если задачей естественных наук является познание объективной истины, то задачей  гуманитарных наук  является  раскрытие смысла  и  истолкование того, что лежит  в  основе  его  поступков.  Свою  «понимающую  психологию»  он  назвал герменевтикой как «искусства понимания письменно фиксированных жизненныхпроявлений», выделяя три типа проявлений жизни: 1) поступки (внешняя форма);2)  понятия,  суждения  и  умозаключения  (логическая  форма);  3)  переживания(внутренняя  форма  выражения  глубин  душевной  жизни).  Он  утверждал,  что конкретный субъект познаёт себя через других, а других понимает через себя (егопонимание герменевтического круга). Дильтей формирует основной вопрос герменевтики: как возможно понимание? Понимание возможно, т.к. между объектом понимания и понимающим субъектом существует духовная общность. Герменевтика у Дильтея является методом анализа культуры, истории и социума вообще. 

ДИНАМИКА ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДИНАМИКА ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - это процесс развития техники,  проходящий  определённые  этапы,  схематично  его  можно  представить следующим образом. На основе технических  закономерностей разрабатывается новая технико-технологическая конструкция. Создается ее опытный образец, который должен выявить недостатки модели, постепенно преодолеваемые, и продемонстрировать  ее  эффективность.  Соответствующее  техническое  изобретение должно  соответствовать  целевым  установкам  социума  и  быть  им  востребованным. Если это происходит, то образец постепенно выходит на уровень промышленного производства. И это создает условия его дальнейшего совершенствования. А если открытие  опережает социальные возможности, то его «кладут под сукно», т.е. оставляют до «лучших времен» - до социальной востребованности.

ДОГМА

ДОГМА - положение, принимающее слепо на веру, без доказательств.

ДОГМАТИЗМ

ДОГМАТИЗМ (от греч. мнение) - форма метафизического мышления, абсолютизирующая момент устойчивости, не учитывающая изменений реальной действительности и «раздувающая» значение абсолютных истин. Он выводит мыслительные формулы не из реальной жизни, а из  других умозрительных формул, оторванных от реальной действительности.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО -  логическая  процедура, которая  обосновывает истинность суждений. Обратная процедура называется опровержением.

ДОКУЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ДОКУЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1846-1903) - русский геолог,минералог, основатель науки о почве - почвоведении. Родился в многодетной семье  сельского священника. Учился в духовном училище в г. Вязьме, затем закончил с отличием духовную семинарию в Смоленске. Как лучший ученик был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию для бесплатного обучения, но  через  месяц  перешел  на  естественное  отделение  физико-математического факультета Петербургского университета.  В 1870 становится хранителем геологического факультета университета, затем избирается доцентом и  профессором минералогии.  В  противоположность  господствовавшему  тогда  эмпирическому подходу к  изучению почв, который базировался на опыте применения химических удобрений и связывал свойства почв с характером почвообразующих горных пород, Докучаев стал рассматривать почвы как самостоятельное природное тело, сформировавшееся под воздействием целого комплекса факторов окружающей природной среды. Особое  внимание Докучаев уделял исследованию чернозема. Им  была  составлена программа исследований чернозема  европейской России.Результатом исследований по чернозему стал научный труд «Русский чернозем» (1883), которым он  заложил основы научного почвоведения. За данную работу Докучаев был удостоен Петербургским  университетом степени доктора. В 1888Докучаев организовал постоянную Почвенную комиссию при Вольном экономическом обществе с целью исследования почв, дальнейшей разработки почвенной классификации и методики составления почвенных карт. Им была создана классификация почв. Среди нормальных почв он выделил три класса:1) сухопутнорастительные; 2) сухопутно-болотные; 3) болотные. В сухопутно-растительных(или растительно-наземных) выделены следующие виды: 1) светло-серые северные; 2) серые переходные; 3) черноземные; 4) каштановые переходные; 5) южные бурые солонцеватые. Это первая естественнонаучная  классификация почв, усовершенствованная  в  дальнейшем  Н.М.  Сибирцевым  и  другими  почвоведами, используется и сейчас. Взгляд на почву как на динамический комплекс, способный к эволюции, признается сейчас почвоведами всего мира. Докучаевым выделено семь мировых зон: бореальная, северная лесная, лесостепная, степная, сухих степей,  аэральная  зона  пустынь, субтропическая.  Много  сделал  Докучаев  для пропаганды основанной им науки - почвоведения. С 1899 по его инициативе стал издаваться первый в мире журнал «Почвоведение».

ДОСТОВЕРНОСТЬ

ДОСТОВЕРНОСТЬ - убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение.

ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ НАУКА

ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ НАУКА - это зачатки научных знаний в странах Древнего Востока, на основе чего зародилась версия, что древневосточная наука древнее, нежели античная: наука зарождается в Древнем Египте, который располагал группой посвящённых людей, владеющей глубокими знаниями области математики, медицины, географии, химии, астрономии. Эти знания носили характер предписаний и отвечали на  потребности, развивающегося земледельческого общества.  Из  Древнего  Египта  пришли  основные тайные  оккультные учения, которые оказывали сильное влияние на мировосприятие всех народов. Из этих тайных знаний заимствовали свои научные идеи Индия, Персия, Китай, Япония, Древняя Греция и Рим (так, Пифагор  изучал священную математику в храмах египетских жрецов). Многообразные области человеческого знания  (медицина, химия, астрология, музыка, акустика, риторика, магия, философия, математика, геометрия, анатомия,  география и ораторское искусство) имеют самый древний возраст из всех ныне известных и существующих систем знания. Египтяне создали карты неба, создали описание созвездий, вели наблюдение за планетами, изобрели календарь. Эти знания Древнеегипетской цивилизации - щедрый дар для последующего развития науки. Особенностью изучения египетских знаний является их недоступность для широкого круга учёных. Они считались тайной, хранились жрецами и передавались только ученикам и посвящённым. Строго запрещалось совершать при свидетелях определённые церемонии, основанные на магических  знаниях. Строго  наказывалась  каждая  попытка  завладеть  магическими священными книгами. 

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ НАУКА

В глубокой древности в Индии начинает складываться  богатая  и  своеобразная наука.  Наибольшего прогресса достигли астрономия и математика. Астроном  Арьябхата (V - нач. VI в.) теоретически рассматривал возможность движения Земли вокруг своей оси при неподвижности звездного неба, он  разработал также теорию солнечных и лунных затмений. Он точно  вычислил  продолжительность  солнечного  года,  используя  десятичный принцип. Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. Получившие всеобщее распространение «арабские» цифры на самом деле заимствованы арабами у индийцев. Индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже  названных в несколько измененном виде арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа «пи» арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры.  Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть) сезонов. Каждые пять лет добавлялся 13-й  месяц. Известна была разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские  астрономы  знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси. Знания химии позволили изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и др. В древнейших источниках, их называют веды, сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, вредителях хлебов, орудиях земледелия из железа и пр.), обработке  металла (олова, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии,  терапии, хирургии и  т.д.),  геометрии (соотношение  сторон прямоугольника при построении жертвенников и пр.), шахматах. Со второй половины III тыс. до н.э. здесь известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов и слоговых знаков.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ НАУКА И ИЗОБРЕТЕНИЯ

Уже в V в. до н.э.древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан  трактат  «Математика  в  девяти главах»,  суммирующий математическиезнания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Активно развиваласьастрономия. Уже во II тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г.до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце; еще через два века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. Величайшим достижением было изобретение китайцами бумаги в 105 г. н. э. Первоначально для ее изготовления использовали древесную кору, пеньку и ветошь. Это изобретение китайцы много веков держали в строжайшем секрете. Раскрыт он был в 751  г. случайно. Китайскиемастера бумажного производства во время солдатской службы попали в плен к арабам где-то в Бактрии или  Персии. Арабы выведали у военнопленных секрет изготовления бумаги и наладили в районе Самарканда ее  первое некитайскоепроизводство. В дальнейшем этим искусством овладели в государствах Ближнего Востока, а затем и в Европе. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения: водяная мельница, машина-насос,  поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф. Китайцы первыми открыли чудесные свойства магнита и изготовили первый магнитный компас, который использовали в самых будничных делах: по нему ориентировали новые улицы в городах, выравнивали фасады домов и гробниц, входы в которые должны были быть обращены строго на восток. В навигационном деле и астрономических наблюдениях компас стали применять значительно позже. Китайцам принадлежит приоритет в применении для лучшего управления лошадью шпор, которые в кавалерийской атаке были просто незаменимы.  Почти за 2 тысячи лет до европейцев китайцы освоили технику плавки железа: в захоронениях IV в. до н.э.  найдено железное оружие и железная утварь. Более чем за тысячу лет до европейцев китайцы широко  использовали тачку. Искусство книгопечатания в Китае выросло из ремесла изготовления  каменных  печатей  с  надписью  по  окружности.  Печати  обычно вырезали из полудрагоценного камня - нефрита. В процессе изготовления нефритовых печатей камнерезчики овладели искусством изображения на камне зеркального  отображения букв и иероглифических знаков. Это оказалось главным при  изготовлении  печатающих  матриц.  Путь  к  книгопечатанию  был  открыт. Бумага для этой цели была изобретена в Китае еще в 105 г. н.э. Через два столетия было освоено размножение текста с каменных или медных матриц путем изготовления их глиняных или гипсовых копий. В IX в. в буддийских монастырях осваивалось печатание надписей, вырезанных на досках (ксилография). Уже были изготовлены  такие  матрицы  с  зеркальным  отображением  текста.  Следующим шагом в книгопечатании стало изобретение набора подвижных глиняных литер, которые можно было переставлять. Это произошло в XI в. - за 400 лет до изобретения Гутенберга в Европе.  

ДРЕВНЕКИТАЙСКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗОБРЕТНИЯ

К ним принадлежат:  водяная  мельница,  машина-насос,  поднимающая  воду  на  поверхность земли, первый в мире сейсмограф. Китайцы первыми открыли чудесные свойства магнита и изготовили первый магнитный компас, который использовали в самых будничных делах: по нему ориентировали новые улицы в городах, выравнивали фасады домов и гробниц, входы в которые должны были быть обращены строго на восток. В навигационном деле и астрономических наблюдениях компас стали применять значительно позже. Китайцам принадлежит  приоритет в применении для лучшего управления лошадью шпор, которые в кавалерийской атаке были просто незаменимы. Почти за 2 тысячи лет до европейцев китайцы освоили технику плавки железа: в захоронениях  IV в. до н.э. найдено железное оружие и железная утварь. Более чем за тысячу лет до европейцев китайцы широко использовали тачку.

ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ

ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ - развитие  западноевропейской науки на территории Римской империи с I в. до н.э.-VI в.н.э. Этот период связан с именами Тита Лукреция Кара (I в.до н.э.) автора известной поэмы «О природе вещей», Клавдия Птолемея (прибл.  90-168 гг. н.э.), автора  труда «Математическая система», определившего развитие астрономии более чем на тысячу лет, где он математически описывает систему мироздания: в центре Вселенной - Земля, далее - Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Чем ближе к Земле, тем быстрее движется планета.  Учение Птолемея было основано на аксиомах движения и на теории пространства Платона и Аристотеля (Земля шарообразна, неподвижна, находится в центре небосвода, имеющего сферическую форму, и вращается как  твёрдая сфера; вокруг Земли обращаются за одни сутки планеты по круговым орбитам с постоянной скоростью; небесная твердь находится за орбитами планет, далее - «небовод», ещё дальше - «перводвигатель», а  на самом краю - «обиталище блаженных душ»). Птолемей доказывал неподвижность Земли на основе учения Аристотеля, согласно которому более тяжёлое тело падает быстрее, чем лёгкое. Земля, вследствие своей  огромной массы, определяет движение всех тел, находящихся на ней. Заслуга Птолемея в создании  математической модели движения планет: движется не сама планета, а центр другой окружности. Объяснение петлеобразного движения планет было предложено Гиппархом (II в. до н.э.) на основе теории наложения двух круговых движений, которую Птолемей математически обосновал, водя дополнительные окружности,  описывающие сложное движение планет. Система Птолемея была громоздкой, но позволяла достаточно точно вычислять движение планет. В числовых пропорциях, которые наблюдаются в музыке и акустике, он вслед за  Пифагором (а за ним и Платон) увидел существование универсальных математических структур. Технические  достижения римского периода античности представлены сочинением Витрувия Поллиона (50 г. до н.э.-20 г.  н.э.)  « Об архитектуре», который в молодости сопровождал Юлия Цезаря в его походах в качестве военного инженера, а в старости занимался строительством. Его сочинение состояло из 10 книг, разделяясь на три части: сооружение зданий, производство часов и строительство машин, где описываются машины для поднятия тяжести,  водоснабжения  и  орошения  полей,  водяные  мельницы).  Особое  место  в сочинении уделялось проблемам акустики, а распространение звука рассматривалось как волновой процесс. В Древнем Риме развивалась география. Энциклопедией географических знаний этого периода является 17-томный труд «География» Страбона (63 г. до н.э., 23 г. н.э.).

Предыдущая страница Следующая страница