Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОС"-"ПУА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОС"-"ПУА")

ПОСТТРУКТУРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТУЛАТ

ПОСТУЛАТ - положение или принцип некоторой научной теории, принятый в качестве исходного и недоказуемый в её рамках. В логике и методологии науки понятие постулата обычно тождественно понятию «аксиома».

ПРАГМАТИЗМ

ПРАГМАТИЗМ (от греч. действие, дело) - направление американской философии, сложившееся на рубеже XIX-XX вв., ключевой вопрос которого - обоснование истинности суждений и теорий. Основоположники - Ч. Пирс (1839-1914) и У. Джеймс (1842-1910). Отказавшись от классической трактовки истины как соответствия реальности, представители прагматики подчеркивают её инструментальный характер: истинно то, что полезно, из чего вытекают благоприятные последствия. Под практической полезностью теории понимается не подтверждение её практикой (как в марксизме), а то, что удовлетворяет субъективные интересы  индивида,  что  позволило  некоторым  авторам  причислить  прагматизм  к субъективному идеализму.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА (от греч. деятельный, активный) - это материальная общественно-историческая деятельность людей, направленная на овладение и преобразование окружающего мира. Практика является способом связи человека с окружающим миром, в ней реализуется активность субъекта, она  задает актуальные границы  того объективного мира, в  котором субъект действует. Важнейшими чертами практики являются: 1) её предметность (т.е. направленность деятельности на преобразование реального, объективного мира); 2) общественноисторический  характер.  В  этих  чертах  заключается  отличие  практики  от  так называемых «духовных практик» - способов достижения определенных психических состояний. В гносеологическом плане практика является основой,  целью познания  и  главным  критерием  истины.  Формами  практики  являются:  1)  материальное  производство  (труд),  преобразование  природы, «естественного  бытия»; 2) социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих  социальных  отношений  определенными  «массовыми  силами» (революции, реформы, войны, изменение форм управления); 3) научный эксперимент. Практика может быть успешной только в том случае, если она осуществляется  в  соответствии  с  объективными  законами  действительности  (например, практическое овладение атомной энергией опирается на знание процессов, происходящих в атомном ядре). Из этого следует, что практика обусловливает саму необходимость познания, определяет его цели и создает материальные средства для их достижения. До  практической проверки любая система знаний является гипотезой. Именно практика в конечном итоге  подтверждает или опровергает истинность  наших  знаний.  Но  практика  может  быть  разной.  Познавательный процесс реализуется на основе разрешения противоречия между новыми потребностями,  выдвинутыми  практикой  и  реальным  уровнем  достигнутых  знаний. Критерий практики, будучи определяющим для  установления истины, не имеет абсолютного характера. Практика сама неоднозначна и внутренне противоречива. Выхватывая и противопоставляя одни моменты и стороны другим ее моментам и сторонам, можно прийти к односторонним, ограниченным и в силу этого неверным выводам. Изменчивость практики приводит к признанию её относительности как критерия истины. Эта относительность заключается в том, что будучи всегда исторически ограниченной, она не в состоянии до конца, полностью доказать или опровергнуть наше знание. Но этот критерий одновременно и абсолютен, так как только практика в её развитии дает объективный критерий  истинности развивающегося знания. Можно сказать, что практика преодолевает свою ограниченность как  критерия истины в процессе своего развития. Кроме того, практика является критерием истины. В ходе развития человечества меняются цели, формы, средства познавательной деятельности, по-новому оцениваются возможности интерпретации  и  использования  полученных  результатов.  Поэтому  познание может  быть  оценено  как  культурно-исторический  процесс,  направленный  на реализацию практических потребностей.

ПРАКТИКА НАУЧНАЯ

ПРАКТИКА НАУЧНАЯ - это область материальной деятельности в науке, куда относятся: 1) экспериментирование как искусство создания условий протекания материальных процессов, при которых объект исследования и его свойства многократно воспроизводятся, измеряются и контролируются (материальнокогнитивная деятельность опирается на определённую систему знаний,  обоснованную в прошлом опыте); 2) инженерная, техническая и технологическая деятельность, которые являются важнейшими основаниями и источниками развития научного знания, а также критериями его истинности.

ПРАТЕХНИКА (ГЕНЕЗИС ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДВИДЕНИЕ НАУЧНОЕ

ПРЕДВИДЕНИЕ НАУЧНОЕ - обоснованное предположение: о будущем состоянии явлений природы и общества, неизвестных в настоящий момент.

ПРЕДЕЛЫ РОСТА

ПРЕДЕЛЫ РОСТА - название работы, выполненной под руководством Д.Х.Медоуза по  заказу  Римского  клуба.  Первым  возможную  гибель  человечества предсказал 200 лет назад Ж.-Б. Ламарк (1744-1829): «Человеку суждено истребить себя после того, как он сделает Землю непригодной для обитания». Это угрожает человечеству по двум причинам. Первая (очевидная) - исчерпание земных ресурсов. Вторая -возможное нарушение естественных циклов обмена веществ в биосфере в результате антропогенного воздействия, которое приведет к бифуркации- такому катастрофическому необратимому изменению, что новые условия окажутся невозможными для жизни крупных животных, в том числе человека. Считается, что обе причины могут привести к катастрофе в XXI столетии. По оценкам выдающихся ученых Н.В. Тимофеева-Ресовскго, Н.Н. Моисеева и других, для предотвращения экологической катастрофы необходимо в десять раз сократить численность населения Земли и резко снизить западные стандарты потребления. Как предотвратить катастрофу, никому не известно. ООН  скорее трибуна для разговоров, чем орган для решения проблем, а международные экологические конгрессы ни к каким конкретным действиям не приводят (см. Римский клуб).

ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - если под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся научному исследованию, то  под  предметом познания имеют  в  виду  конкретные аспекты  этой  области действительности, на которые направлено непосредственно познание. Так, человек, являясь объектом исследования многих наук (биологии, медицины, психологии,  социологии,  философии и  др.),  может  рассматриваться  с  разных  сторон, причем в каждой науке под своим углом зрения, поэтому в этих областях науки можно выделить отдельные исследовательские задачи, составляющие свой предмет исследования (для философии человек как объект исследования познается через выяснение его сущности, места в мире и его отношения с миром, а в качестве  предмета познания может выступать социальная  детерминация личности и другие проблемы).

ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ

ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ - это часть действительности, которая к настоящему времени уже выделена наукой и стала содержанием научного познания, т.е.некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Каждая сфера реального мира многообразна. Она подразделяется на  множество подобластей, имеет массу уровней и сторон сторон. Поэтому каждая наука в процессе своего  развития постепенно распадается на множество дисциплин, каждая из которых специализируется на изучении той или иной подобласти, т.е. имеет свой собственный предмет, отличный от предметов других родственных ей субнаук.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ - общие закономерности и тенденции возникновения, развития и функционирования науки как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в  исторически  меняющемся  социокультурном  контексте.  Философия науки изучает познавательные процессы, имеющие место в естествознании, технических науках, социально-гуманитарном знании и т.д. Её интересует сам процесс научного поиска, методы исследовательской деятельности, динамика развития научного знания,  «алгоритм открытия». Философия науки как дисциплина является рефлексией над наукой.

ПРЕДНАУКА

ПРЕДНАУКА - подготовительный этап на пути становления науки, рассматривающий возникновение собственно научного знания к XVII веку. Согласно такой позиции на пути формирования науки выделяют два этапа: подготовительный  и  собственно  научный.  Преднаучный  этап  способствовал  формированию научного мышления в Древней Греции, где человек открыл возможность создавать мысленно-идеальные образы, что связано с формированием рациональности. В  античном  мире  преднаука  возникла  как  особая  форма  духовной  культуры. Появилась группа людей, специализировавшихся на получении нового знания. Но в целом знание носило умозрительный характер, не было связано с экспериментом  и  только  эпизодически имело  выход  на  практику.  В  качестве  преднауки выступала  натурфилософия,  представляющая собой сплав античного естествознания,  математики,  астрономии  и  других  наук.  Античная  перднаука  внесла серьёзный методологический вклад в дальнейшее развитие теоретических знаний: открытие Сократом метода индукции, Аристотелем метода дедукции и формальной логики, применение аксиоматического  метода изложения научных теорий Эвклидом. В средние века в схоластики оттачивались логические приёмы мышления,  значительные  достижения  были  сделаны  в  области  техники  (создание механизмов водяных и ветряных мельниц, механических часов, компаса, бумаги, компаса, очков, пороха, бумаги). Таким образом, этап  преднауки способствовал становлению науки в собственном смысле слова, формируя научный стиль мышления.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это образ ранее воспринимаемого предмета или явления,  чувственно-наглядный образ предмета, который отсутствует в настоящий момент. Объектом представления может быть также вообще не существующий в действительности (фантастический предмет). Представление формируется на базе субъективного  опыта  предшествующих  восприятий,  закрепленных  в  памяти. Формирование представления имеет активный характер. Возникающий в процессе представления образ несет отпечаток не только чувственной, но и рациональной, понятийной стороны сознания, зафиксированной в языке. Поэтому представление является более обобщенным по сравнению с восприятием образом.

ПРИБОР

ПРИБОР (в научном познании) - любой естественный или искусственный материальный предмет,  позволяющий открыть и зафиксировать количественные или качественные свойства познаваемого объекта. С помощью прибора формируется предмет познания (та сторона объекта, которая интересует ученого). В классической науке (XVII-XIX вв.)  прибор трактовался как сугубо нейтральный посредник между субъектом и объектом познания. В  современной  науке (физикамикромира, социология) возникает проблема учета воздействия прибора на изучаемый объект. С точки зрения современного (неклассического) понимания научной рациональности ученый имеет дело не с объектом как таковым, а ссистемой объект - прибор.

ПРИГОЖИН ИЛЬЯ РОМАНОВИЧ

ПРИГОЖИН ИЛЬЯ РОМАНОВИЧ (1917-2003) - бельгийский химик, лауреат Нобелевской премии (1977), родился в Москве, а с  1921 г. проживал в Литве, Германии, Бельгии, профессор физической химии, директором международного института физики и химии в Брюсселе, интересовался историей и философией. Будущее  своё  связывал  с  профессией  концертирующего  пианиста.  Согласно первого  начала  термодинамики,  представляющего  собой  принцип  сохранения энергии, в любой закрытой системе энергия не исчезает и не возникает, а переходит из одной формы в другую. Второе начало термодинамики  (принцип энтропии) описывает тенденцию систем переходить из состояния большего к состоянию меньшего порядка. Энтропия - это мера беспорядочности, или разупорядоченности, системы. Чем больше разупорядоченность, тем выше энтропия. Пригожин сформулировал теорию неравновесных необратимых  систем. В термодинамике его интересовали неравновесные специфически открытые системы, в которых либо  материя, либо энергия, либо и то и другое обмениваются с внешней средой в реакциях. При этом количество материи и энергии либо количество материи или количество энергии со временем увеличивается или  уменьшается. Чтобы объяснить поведение систем, далеких от равновесия, Пригожин сформулировал теорию диссипативных структур. Считая, что неравновесность может служить  источником  организации  и  порядка,  он  представил  диссипативные структуры в терминах математической модели с зависимыми от времени нелинейными  функциями,  которые  описывают  способность  систем  обмениваться материей и энергией с внешней  средой. Человеческое общество так же, как и биологическая среда, являет собой пример диссипативных и  недиссипативных структур. В 60-е и 70-е гг. Пригожин развил созданную им теорию диссипативных структур и описал образование и развитие эмбрионов. Пригожин предположил, что его теории и математические модели систем, которые зависят от времени, могут быть применимы к эволюционным и социальным схемам разного уровня.

ПРИНЦИП

ПРИНЦИП (от лат. основа, первоначало) - основная руководящая идея, составляющая методологическую основу теории, предметной области или науки в целом. В логическом смысле  принцип - обобщение и распространение какихлибо положений на все явления данной области.

ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ

ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ - фундаментальные требования диалектического метода. Наиболее важными являются: 1) принцип противоречия, ориентирующий на выявление объективных противоречий, присущих изучаемому предмету, и синтез противоположных теоретических положений (см. триада); 2) принцип всеобщей взаимосвязи явлений; 3) принцип развития, требующий рассмотрения предмета в его истории, выявления источников и направленности его развития;  4)  принцип  детерминизма;  5)  принцип  системности,  требующий  понять предмет  в  его  системной целостности. В  совокупности  принципы диалектики создают методологическую базу глубокого и  всестороннего познания действительности.

ПРИРОДНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ РАВНОВЕСИЕ

ПРИРОДНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ РАВНОВЕСИЕ - соотносительное с естественно-природным  равновесием состояние, характеризующее взаимодействие общества и природы как обмен веществ в процессе материального производства. В этом процессе происходит переработка ресурсов природы, каждый из которых является по тем или иным показателям исчерпаемым и, следовательно,ограничивающим материально-техническое развитие общества. На основе научно-технического прогресса осуществляется переход к использованию все новых и новых элементов природной среды в качестве ресурсов жизни, и общество постоянно  меняет  технологический  способ  жизни,  т.е.  поддерживается  устойчивоединамическое природно-производственное равновесие.

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА - знание о незнании; осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (ибо представляет теоретический и практический интерес), включающая в себя два основных момента (этапа движения познания): постановку вопросов и их решение.

ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ

ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ (от греч. преграда, трудность, задача) - форма научного знания, в которой фиксируется некое реальное или мнимое противоречие в структуре знания (например, между предсказанием теории и фактическим материалом) или наличным научным знанием и  целями  практики. Проблема - это ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения  фактов, существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования. Постановка научной проблемы помимо формулировки основного, исходного вопроса включает в себя ряд процедур (расщепление проблемы на подпроблемы, обоснование её реальности, выявление связи с другими проблемами, возможностей и способов решения и т.д.). Тщательное выполнение этих процедур призвано отсечь мнимые проблемы и  конкретизировать реальные проблемы. В качестве научного исследования впервые была обоснована К. Поппером, который рассматривал научное познание как процесс выдвижения проблем и отбора их решений. Научная  проблема возникает при  следующих условиях: 1)  когда наука  имеет факты, но есть задача их теоретического объяснения; 2) когда теория уже существует, но появляются новые факты, необъяснимые в её  рамках. Стадии развития знания: а) постановка проблемы, намечающая её решение, б) само решение проблемы. Проблема - это переходная форма в развитии знаний от эмпирического к теоретическому, это знание о незнании. Из фактов возникает проблема, которая содержит в себе необходимость движения к теоретическому знанию.

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ XXI В

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ XXI в - это современные задачи науки и способы их решения в  исследовательской деятельности, что обеспечивает будущее общественное развитие. Эти проблемы можно рассматривать в следующих аспектах: 1) Перспективы развития науки  как социального института, что связано с кризисным  состоянием  научных  знаний,  связанных  с  неспособностью  современнойнауки преодолеть глобальные кризисы человечества и способствовать его выживанию. Выражаясь языком синергетики, наука сегодня находится в состоянии опасной бифуркационной ситуации. Решение этой проблемы требует перехода кновому научному и политическому мышлению, и выхода за рамки национальных потребностей, формирования  научного мирового сообщества, создания единых научно-исследовательских программ. Наука должна сегодня  удовлетворять потребности не отдельной страны, а всего человечества. 2) Изменение лидирующегостатуса отдельных наук в системе целостного научного знания. Если в XX в. лидировала физика, затем её место заняла биология, то сегодня их место должны занять гуманитарные науки, чтобы преодолеть  одностороннее  технократическоемышление в решении многих современных вопросах. Современная цивилизация нуждается в  гуманистическом преображении: в переходе от абстрактного гуманизма к созданию условий для реализации физических и духовных возможностейчеловека, поэтому особую роль приобретает этический аспект науки, а также социальная и экологическая экспертиза науки. 3) Переход к коэволюции природы и общества, что связано с переосмыслением значения  биосферы как сложной,неустойчивой развивающейся системы, являющейся основой для развития человеческого общества.  Поэтому его эволюция может происходить только при сохранении генетического рода homo sapiens. Решение этой проблемы основано навзаимосвязанных процессах развития социальных структур, общественного сознания, науки, техники, материальной и духовной культуры.  Важнейшие проблемы  современной  науки  связаны  с  биотехнологиями (клонирование,  пересадка органов, борьба со  смертельными для человечества микроорганизмами), энергетикой (запасы топлива и поиски альтернативных его видов, опасности ядерной и термоядерная энергетики, использование энергии Солнца, ветра и др. природных источников), поисками  новых  ресурсов  удовлетворения  продовольственных потребностей людей,  решение национальных, демографических, религиозных и др. социальных вопросов.

ПРОГРЕСС

ПРОГРЕСС (от лат. движение вперёд) - определенная направленность развития в сторону более совершенного бытия. Прогресс - тип (форма), направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить  применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося  объекта. Применительно к неживой природе понятие прогресса не имеет смысла. В живой природе большее  или меньшее совершенство означает всего лишь большую или меньшую приспособленность живого к  окружающей среде,  степень  его  устойчивости,  способности  к  сохранению.  В  собственном смысле  слова  понятие прогресса применимо только к  области общественного развития, оставаясь, тем не менее, относительным.

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ - это вся совокупность познавательных операций субъекта:  наблюдение,  восприятие,  эксперимент,  осмысление,  анализ,  синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование, экстраполяция, объяснение. Познавательная  деятельность процессуальна. Процессуальность познавательной  деятельности представлена в многообразных подходах: 1) «от живого созерцания - к абстрактному мышлению - и от него к практике»; 2) сенсуально-чувственный и рационально-логические этапы; 3) гипотеза - эксперимент - теоретические выводы и т.д.

ПУАНКАРЕ АНРИ

ПУАНКАРЕ АНРИ (1854-1912) - представитель второго позитивизма (автор концепции конвенционализма), физик и методолог науки. Основные труды:«Ценность науки» (1905) и «Наука и гипотеза» (1902). В первой книге Пуанкаре перечисляет все новые открытия, которые подрывают старые научные представления, которые ещё недавно представляли собой  объективную истину и делает вывод:  наука не отражает независимой от ощущений реальности. Законы природы  следует  понимать  как  конвенции, т.е.  условно,  по  соглашению, принятые положения. Именно это понятие  закона как условно принятого положения, т.е. конвенции, стало ведущим понятием гносеологического учения Пуанкаре, получившего отсюда название конвенционализма. Конвенции создаются по принципу, включающему два фактически исключающих друг друга  положения: 1) конвенциональные  положения  выбираются  субъектом  на  основе  их  «удобства»,  его взглядов на «полезность»; 2) конвенциональные положения должны быть взаимно непротиворечивы, а также выбираться  таким образом, чтобы отражать отношения между вещами. Конвенция - это субъективная установка ученого, принимаемая в интересах «удобства. Развитие науки осуществляется противоречиво. Прогресс научного знания сочетает в себе объединение знания, открытие новых связей между явлениями, которые представлялись нам до этого изолированными друг от друга, и открытие все новых и новых разнокачественных явлений, которые смогут найти свое место в системе научного знания только в будущем. Он отмечает две тенденции в развитии науки: с одной стороны, стремление к единству и простоте, с другой - к многообразию и сложности. До конца XIX века единство  науки достигалось на  основе классической  механики. Но  в  началом XX столетия объединяющими науку принципами становятся принципы электромагнитизма. Основной формой научного познания Пуанкаре считал гипотезу. Наше познание  касается,  только  отношений  между  явлениями.  Поэтому  в  гипотезе между  моделями,  которые  ставим  на  место  «вещей»,  устанавливаются  те  же отношения,  что  и  между  самими  «вещами».  «Реальность»,  которой  касается гипотеза, есть плод нашего  собственного соглашения. Вопросы о «подлинной реальности» должны быть исключены из обихода научного  исследования. «Они не  просто  неразрешимы,  они  иллюзорны  и  лишены  смысла».  Поэтому  очень важно, чтобы противоречащие гипотезы выражали одни и те же отношения.

Предыдущая страница Следующая страница