Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВАВИЛОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ВАВИЛОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1887-1943) - русский ботаник, растениевод,  генетик,  географ  и  организатор  науки,  основоположник  учения  об иммунитете  растений  к  инфекционным  заболеваниям,  продолжившего  общее учение об иммунитете, развитое И.И. Мечниковым. Закончил Московский сельскохозяйственный институт (бывшую Петровскую академию, 1910), стажировался в Петербурге, работал во  Франции и Германии, интересуясь исследованиями по генетике. В 1920 ученый сформулировал закон  гомологических рядов в наследственной изменчивости, указывал на необходимость генетического анализа тех признаков, которые у разных видов и родов проявляют параллельную изменчивость. В 1926 Вавилов создал теорию центров происхождения и разнообразия культурных растений, которые, как он считал, расположены  главным образом в пяти очагах: горных районах Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, Средиземноморье,  горной Эфиопии, Южной и Центральной Америке, в основном совпадающих с центрами распространения  культуры. Впоследствии концепция Вавилова была модифицирована, число очагов достигло восьми, а в  окончательной формулировке их семь. Начиная с середины 1930-х годов, стал главным и наиболее авторитетным оппонентом Лысенко и других представителей «агробиологии Тимирязева - Мичурина -  Лысенко», обещавших быстрое восстановление сельского хозяйства путем «воспитания» растений. В 1940 Вавилов был арестован, обвинён в принадлежности к антисоветской организации «Трудовая крестьянская партия» и приговорен к расстрелу. На суде Вавилов отверг все обвинения. Длительное время провел в камере смертников в Бутырке в ожидании расстрела. Прошение о помиловании, подписанное Вавиловым и другими проходившими по делу учеными, было отклонено. Все проходившие по этому по делу осужденные были расстреляны 28 июля 1941, в отношении Вавилова исполнение приговора по инициативе Л.П. Берия было отложено и позже заменено 20 годами заключения. Директором  Института генетики после ареста Вавилова был назначен Лысенко (остававшийся в этой должности до конца 1964 благодаря поддержке Н.С. Хрущева).

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН (1857-1929) - американский экономист норвежского происхождения, основоположник и теоретик институционализма, сторонник технократического преобразования общества с учетом влияния культурных традиций социальных институтов. Анализируя природу институционализма (от лат. наставление, понятие восходит к институциям - учебникам  римских юристов, дающих системный обзор действующих правовых норм) он приходит к выводу об отставании взглядов людей от изменений в области технологий и производства. В книге «Теория праздного класса» (1899)  для преодоления социального «паразитизма» он предлагает произвести технократическую революцию с установлением власти научно-технической интеллигенции (технократии), не допуская, однако, к власти рабочего  класса и предлагает собственный сценарий этой технократической революции. По его мнению, мощная забастовка инженеров приведёт к параличу старого порядка и вынудит «праздный класс» добровольно  отказаться от своей монополии на власть в пользу научно-технической интеллигенции. В «техноструктуре», куда входят инженеры, ученые, менеджеры, акционеры, автор видел движущую силу такой технократической революции, целью которой является изъятие собственности от собственника и передача ее в руки технократии.

ВЕРА

ВЕРА - это, что не требует доказательств. Человек всегда стремится рационально обосновать имеющиеся знания. Верит же он в то, что принимает без доказательств. Поскольку люди накапливают знания  всю свою жизнь, опираясь при этом на достижения предшествующей культуры, оказывается, что значительная часть имеющихся сведений принимается именно на веру. Вера бывает религиозная и нерелигиозная. Если человек верит в утверждения, являющиеся ошибочными, его представления вступают в противоречие с новыми данными, гипотезами, открытиями. В таком случае оказывается, что вера затрудняет, замедляет процесс познания. С другой стороны, вера может способствовать познавательной деятельности (например, ученый должен верить, что проблема, над которой он работает, может быть решена). Вера - субъективная уверенность в правильности догадки, гипотезы - обусловливает настойчивость субъекта в ее обосновании, доказательстве. Знание и вера основные, взаимосвязанные друг с другом способы деятельности человеческого разума, где знание означает  фиксированную систему суждений о мире, а вера это убеждённость, не требующая доказательств. Если знание объективируется в представлениях, теориях, продуктах труда и подлежит различным видам анализа, характеризуется рефлексивностью, логической обоснованностью, возможностью проверки, оценки, то вера характеризуется в понятиях достоверности,  убежденности,  возможности.  В  различных  философских  и  религиозных концепциях отношения знание и веры имеют разные интерпретации: от теории «двух истин» (У. Оккам, Ф. Бэкон) до целостного понимания опыта знания и веры (Вл. Соловьев).

ВЕРНАДСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИДЫ ВНЕНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

ВИДЫ ВНЕНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ : 1) ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2) донаучное - предварительная база научного; 3) паранаучное - несовместимое с имеющимся познавательным стандартом; 4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; 5) квазинаучное знание - основанное на иерархизированной и идеологизированной науке; 6)  антинаучное - утопичное и сознательно искажающие представления о действительности; 7) псевдонаучное - спекулирующее на совокупности популярных теорий (чудовище из озера Лох-Несс, снежный человек и т.д.).

ВИДЫ ЗНАНИЯ

ВИДЫ ЗНАНИЯ - определённые системы идеального отражения действительности. Различают  следующие виды знания: 1) знание-умение, т.е. знание о том,  как  можно  что-либо  сделать;  2)  знание-ознакомление  -  это  способность человека распознавать какой-либо объект  на  основе  аналогии;  3)  знаниеинформация - знание, которое характеризует наличие у предметов определенных свойств, связей,  закономерностей. К научным знаниям относятся только знания третьего вида.

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ - это специфические формы получения новых знаний.Различают следующие виды познания:  1) обыденное познание  - получение человеком элементарных сведений о природе, человеке и обществе в процессе обыденной повседневной жизни); 2) художественное познание - процесс создания и восприятия  художественных  образов  -  произведений  искусства);  3)  игровое познание, осуществляемое в процессе спортивных и деловых игр, ритуальных и культовых действий; 4) религиозное познание - объяснение мира на основе веры в реальное существование  сверхъестественных сил; 5) философское познание - создание общих концепций существования мира и человека; 6) научное познание-  исследование мира при помощи научных методов с целью получения истинного знания о законах его функционирования и развития.

ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ

ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ (1889-1951) - австрийский философ, логик и математик, один из  создателей  аналитической философии, живший с 1929 г. вВеликобритании. Изучал машиноведение и математику. Заведовал кафедрой в Кембриджском университете. Опирался на идеи «логического атомизма» Рассела. В основном произведении раннего этапа его  философской эволюции «Логикофилософский трактат» 1921) он предпринял попытку обосновать новый  способфилософствования, который базируется на представлении о языке как жёсткой структуре. Основной функцией языка является обозначение «фактов», т.е. выполняет роль конструирования мира, а границы языка совпадают с границами мира.Факт - это «субстанция мира». Объектом в предложениях являются имена. Сочетания имён в предложениях -  это отражение способов сочетания объектов. Его модель знания исходит из возможности его сведения к совокупности элементарных предложений. Всё, что не вписывается в эту модель - традиционная философия, этика и др., объявляются им лишёнными познавательного смысла. Философию он признаёт лишь как «критику языка». Исходная установка его аналитической философии - необходимость борьбы с неправильным обращением с языком, что является источником философских псевдопроблем (среди которых - проблема объективной реальности. Начиная с 30-х гг. Витгенштейн отказался от односторонней ориентации на логику и идеи логически совершенного языка (рассматривал их как одну из возможных «языковых игр»). Абсолютизация логического моделирования языка сменяется у него культом многообразия форм обыденного языка и их эмпирического описания. В этот период он стоял на позициях конвенционализма, рассматривая язык как продукт произвольного соглашения.

ВНЕНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

ВНЕНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ - формы знания, которые не укладываются в критерии  научности:  обыденное,  философское,  религиозное,  художественнообразное, игровое, мифологическое и др. К вненаучному знанию относят также магию, алхимию, астрологию,  парапсихологию, мистику и эзотерику, так назывыемые «оккультные науки» . Это знание претендует на статус науки, но таковым не является. Оно часто использует научную терминологию, но в действительности несовместимо с наукой. Выделяют следующие виды вненаучных знаний:  1) ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не описывается  законами  и  находится  в  противоречии с  существующей научной картиноймира;  2)  донаучное  -  предварительная  база  научного;  3)  паранаучное  -  несовместимое с имеющимся  познавательным стандартом; 4) лженаучное - сознательно  эксплуатирующее  домыслы и  предрассудки; 5)  квазинаучное знание -основанное на иерархизированной и идеологизированной науке; 6) антинаучное - утопичное  и  сознательно  искажающие  представления  о  действительности;  7) псевдонаучное - спекулирующее на совокупности популярных теорий (чудовищеиз озера Лох-Несс, снежный человек и т.д.). Возникнув в эпоху поздней античности и получив развитие в  средние века,  оно не исчезло в настоящее время,  несмотря на развитие и распространение научных знаний. Этому явлению есть какгносеологические, так и социальные причины. Несмотря на рост научного знания, существует еще много «белых пятен», которые наука не в силах объяснить. Это порождает  вненаучные  толкования.  С  другой  стороны,  социальные  кризисы способствуют  росту  оккультного  знания.  В  переломные  эпохи,  когда  общийкризис сопровождается духовным кризисом, происходит оживление оккультизма, отход  от  рационального  к  иррациональному.  Возрождается  вера  в  колдунов, хиромантов, астрологические прогнозы, спиритизм. Так было в годы кризиса,порожденного первой мировой войной, когда возникли «теория психотрансмутации» Г.Ю. Годжиева, антропософия Р. Штейнера, теософия Е.П. Блаватской и др. учения.  Не  все  эзотерические  знания  равноценны  и  равнозначны.  Некоторыепаранаучные теории содержали в себе полезные сведения (в поисках «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро средневековыми исследователями были обнаружены реальные свойства металлов, чтоспособствовало в дальнейшем формированию химии как науки). В 60-е годы XX столетия во время  кризиса в странах Запада оказались модными эзотерические учения.  Кризис  в  нашей  стране,  порожденный  перестроечными  процессами, создал духовный вакуум, который быстро заполнился «учениями» далекими от науки. Даже телевидение стало пропагандировать экстрасенсов и других целителей.

ВНЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЗНАНИЯ

ВНЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЗНАНИЯ - это познание, осуществляемое на подсознательном или бессознательном уровне. Выделяют: а) бессознательное содержание психики, которое может оказывать влияние на познавательные  предпочтения  и  предубеждения,  интересы  и  склонности;  б)  неявное личностное  знание  (то  есть  неосознаваемые  субъектом  представления  о  пространственной  организации  реальности  -  «схема  мира»,  умение  пользоваться родным  языком и т.п.), которое имеет существенное значение для постановки познавательных задач, выбор способов  их решения, оформления и восприятия новых сведений; в) веру - субъективную уверенность в правильности догадки, то есть то, что не требует доказательств, но может способствовать познавательной деятельности и обусловливает настойчивость субъекта в обосновании догадки и её доказательстве. г) интуицию - то есть возможность познания объекта как бы непосредственно, без логических рассуждений, когда сразу усматривается  целостное решение проблемы, не имея пока его логического доказательства.

ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ - целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения,  которое нельзя рассматривать как механическое суммирование  ощущений.  Процесс  восприятия  активный  и  творческий,  основан  на предшествующих наблюдениях.

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - это наиболее новые и прогрессивные технологии современности, которые  являются важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника,  робототехника,  атомная  энергетика,  самолётостроение,  космическая  техника, микробиологическая промышленность.

Предыдущая страница Следующая страница