Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

БЕЛЛ ДАНИЕЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874-1948) -  крупный  русский мыслитель, обративший внимание на социальные функции техники  и проблемы  воздействия  техники  на социальное бытие современного человека. Отдельные высказывания о роли техники можно найти практически во всех работах Бердяева, включая его знаменитую книгу «Смысл истории», вышедшую в 1923 году. Концентрированное изложение своих мыслей по этим проблемам он дал в большом очерке «Человек и машина», опубликованном в журнале «Путь» за 1933 год. Специально технике посвящена одна из глав последнего, изданного посмертно, крупного произведения Бердяева - «Царство духа и царство Кесаря». Кроме того, социальные и философские аспекты техники рассмотрены в статье «Человек и техническая цивилизация», вышедшей в последний год его жизни. Он подчеркивал, что вопрос о технике стал в начале XX в. вопросом о  судьбе человека и судьбе культуры. Бердяев считал, что власть техники родилась в капиталистическом  мире,  а  сама  техника  стала  наиболее  эффективным  средством  развития капиталистической системы хозяйства. При этом коммунизм перенял от капиталистической цивилизации её беспредельный гипертехницизм, и создал  религию машины, которой он поклоняется как тотему. Тем самым обнаруживается глубокое внутреннее родство  между атеистической верой коммунизма и безрелигиозностью современного мира. Бердяев полагал, что господство техники открывает новую  ступень  действительности:  «новая  реальность»,  воплощением  которой является машина, по своей сути отличается от природной как неорганической, так и  органической  реальности.  Специфический  характер  реальности,  созданной машинной технологией, виден в том воздействии,  которое последняя оказала, с одной стороны, на жизнь человека, а, с другой, - на окружающую среду. Это воздействие  является  результатом нового  типа  организации, которую  Бердяев называл  «техносистемой»  и  рассматривал  как  совокупность  экономических, промышленных и технологических организаций, распространяющих своё влияние на весь мир. Различные элементы техносистемы не имеют общего управления, действуя отчасти в конкуренции, а отчасти - в кооперации друг с другом. Ими руководят  не  столько  конкретные  личности,  сколько  с  трудом  опознаваемые анонимные и безличные управляющие силы. Деятельность техносистемы ведет к интеграции и унификации в масштабах земного шара различных укладов жизни, человеческих ожиданий и потребностей. Именно в этом смысле можно рассматривать  техносистему, как  «новую  ступень действительности». Таким образом, современная техника, и, прежде всего, техническое знание, неразрывно связаны с развитием  науки. Однако в  истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.

БИОТЕХНОЛОГИЯ

БИОТЕХНОЛОГИЯ - древнейшая отрасль технологии, использующая биологические  формы  материи  и  процессы  в  качестве  средства  воздействия  на предметы  природы с целью получения социально  значимых продуктов. Целенаправленное практическое применение человеком биотехнологии начато в IXVIII тыс. лет до н.э. с использования методов селекции (искусственного отбора) для выведения более продуктивных  пород домашних животных и культурных растений. Термин биотехнологии впервые применил в 1919  г. венгерский ученый  К. Эреки для обозначения работ, в которых продукты получают с помощью живых организмов. С середины 70-х г. XX в. в связи с открытием методов перестройки и переноса генов в  микроорганизмы и клетки (генная инженерия) биотехнологию (в целом нередко необоснованно) сводят к  микробиотехнологии. В настоящее  время  ключевую  роль  в  биотехнологии  отводят  микроорганизмам: бактериям, дрожжам,  нитчатым грибам, простейшим, водорослям и др. Из 100 тыс. видов, известных в природе, используют несколько сотен видов микроорганизмов в ряде технологических функций: Новый этап в развитии биотехнологии связывают в первую очередь с культивированием в питательных средах клеток растений и  животных в качестве продуцентов биологически активных веществ. Сегодня создаются трансгенные растения и животные (содержащие чужеродный ген во всех клетках), отличающиеся высокой продуктивностью.

БОГДАНОВ (МАЛИНОВСКИЙ) АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОДРИЙЯР ЖА

Н (1929-2007) французский философ, но больше социолог, культуролог. Преподавал в Парижском университете, читал лекции в Европе, США. Австралии. Он не просто работал в сфере постмодернистской «академической» философии, а популяризировал её и одновременно разоблачал вместе с миром постмодерна и порядками в нем, порождающими сам феномен постмодернизма. Главной мишенью его  анализа является потребительское общество с его рекламой, формализмом и псевдодеятельностью. Выступает  против бездумного сциентизма, технологизма и глобалистской гегемонии Америки. Комбинировал идеи  марксизма и психоанализа, хотя позже от марксистских идей полностью отказался.Ввёл  понятие  гиперреальность  как  развитие  марксистского  понятия надстройка  и  разработал  понятие  симулякр,  хотя  словарно  оно  существовало раньше, считая основой гиперреальности симуляцию, поэтому единицами гиперреальности  являются  симулякры -  это  знаки,  это  изображение без  оригинала, репрезентация того, что на  самом деле не существует и отсылающие к чему-то другому (отражает тенденцию к потере идентичности, подлинности бытия, реальности как таковой). Бодрийяр развил учение о трёх порядках симулякров: копии, функциональные аналоги и собственно симулякры. К третьему порядку симулякров он относил все современные феномены, включая деньги, общественное мне- ние и моду. Они функционируют по принципу  символического обмена. Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности - надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. Выделяет четыре исторических этапа превращения знака в симулякр, сменявшие друг друга от Возрождения до  современности: 1) знак, обозначающий реальность; 2) знак, искажающий, маскирующий реальность; 3) знак-фикция, не связанная никак с обозначаемой реальностью; 4) знак и язык как собственное объективно существующее пространство, не связанное ни с человеком,  ни  с  действительностью.  С  позиций  постструктурализма знак  ничего  не означает или означает лишь самого себя, но при этом в человеческом общении он сохраняет свойство симулякра, детерминируя человека. Знак становится полем, где  реализуется  дискурс  власти.  Современную  эпоху  характеризует  чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительской стоимости»). На смерти  основана  любая  власть  и  экономика. Но  в  последних  случаях  смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). В искусстве Бодрийяр видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.

БОР НИЛЬС

БОР НИЛЬС (1885-1962) - датский физик, член президент Датского королевского общества наук.  Родился в Копенгагене. Окончил Копенгагенский университет, и был его профессором. Директор созданного им Института теоретической физики. Научные работы по теоретической физике заложили основы новых направлений в развитии химии. Создал первую квантовую теорию атома водорода, где показал, что электрон может вращаться вокруг ядра не по любым, а лишь по определенным квантовым орбитам. Бор математически  описал устойчивость орбит, или стационарного состояния атома, доказав, что всякое излучение либо поглощение  энергии атомом связано с переходом между двумя стационарными состояниями и происходит дискретно с  выделением или поглощением планковских квантов.  Ввёл понятие главного квантового числа для характеристики электрона.  Он рассчитал спектр атома водорода, показав полное совпадение расчетных данных с эмпирическими. Ему принадлежат создание модели атомов других элементов Периодической системы и характеристика движения электронов в них. Он заложил основы первой физической теории Периодической системы элементов, в которой связал периодичность свойств элементов с формированием электронных  конфигураций атомов по мере увеличения заряда ядра. Бор обосновал подразделение групп периодической  системы на главные и побочные. Впервые объяснил подобие свойств редкоземельных элементов. Им  сформулирован важный для атомной теории принцип соответствия. Он много сделал для становления и интерпретации квантовой механики, в частности предложил имеющий большое значение для ее понимания принцип дополнительности. Развил теорию составного ядра. Был является одним из создателей капельной модели ядер и теории деления ядер. Бор предсказал явление спонтанного деления ядер урана. Создал большую школу физиков-теоретиков.

БРОЙЛЬ ЛУИ ДЕ

БРОЙЛЬ ЛУИ ДЕ (1892-1987) - французский физик-теоретик, аристократ по  происхождению,  лауреат  Нобелевской премии в области физики (1929). В1924 г. Луи де Бройль защитил свою докторскую диссертацию на тему «Исследования в области квантовой теории», в которой он попытался перебросить мост между корпускулярной и волновой теориями. Он связал с каждой движущейся частицей волну определенной  длины. Однако в случае частиц со значительной массой, с которыми имеет дело классическая механика, почти полностью преобладают корпускулярные свойства. Волновые же свойства являются определяющими у частиц атомных размеров. Отступив на первых порах от глубокого революционного содержания своей теории, де Бройль пытался сохранить с помощью различных гипотез традиционную детерминистическую интерпретацию  классической физики. Однако, столкнувшись с огромными математическими трудностями,  он  вынужден  был  согласиться  с  вероятностной  и  индетерминистской интерпретацией, в которой классическая механика  становилась просто частным случаем более общей волновой механики. Совместно со своим братом опубликовал важные научные работы по физике атомных частиц и оптике, примыкающие к его ранним работам, а также, в  связи с фундаментальными исследованиями по волновой механике, работы по физике рентгеновских и ?-лучей.

БРУНО ДЖОРДАНО

БРУНО ДЖОРДАНО (1548-1600) Одним из активных сторонников гипотезы  Коперника  был.  Он  дал  философское  обоснование  взглядам  Коперника  и сделал следующий шаг в его развитии, отказавшись от идеи конечности Вселенной. Согласно Бруно, у Вселенной нет центра вообще. Она бесконечна и состоит из множества миров, подобных нашему. Причем многие из бесчисленного количества миров, считал он, обитаемы и, по сравнению с Землей, «если не больше и не лучше, то, во всяком  случае, не меньше и не хуже». За свои убеждения Дж. Бруно поплатился жизнью. Как еретик, он был сожжен  на  костре по Площади цветов в Риме 17 февраля 1600 г.

БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1871-1944)  -  русский  философ, теолог, экономист, священник Православной Церкви, который в работе «Философия хозяйства» рассматривал сущность  техники, связывая её с совершенствованием традиционных и созданием новых производственно-хозяйственных  структур. Техника - это необходимое условие эффективного функционирования этих структур. Потребности  общества обусловливают динамизм техники. Социализация техники, т.е. реализация целевых установок общества, происходит именно в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Он предпринимает попытку преодолеть противоречие между хозяйственной деятельностью человека, основанной на познании «механизма природы», и самой природой («организмом»). По его мнению труд связывает объект, человека и природу; это - «мост» между «Я» (субъект) и «не-Я» (объект). И этот «мост» связан с техникой, которая выступает как «хозяйство в возможности».

БЫТИЕ НАУКИ

БЫТИЕ НАУКИ - это аспекты её существования: 1) наука представляет собой один из видов познавательной деятельности, целью которой является получение новых знаний; 2) наука - результат  этой деятельности, который может быть представлен как объединение полученных новых знаний в целостную и органически  развивающуюся  систему;  3)  наука  -  это  социальный институт, имеющий специфическую инфраструктуру: научные учреждения (включающие академические, исследовательские и вузовские научные  организации), профессиональные объединения учёных (научные сообщества, форумы, конференции), этос (нравственные нормы и ценности) науки, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации учёных. 

БЫТИЕ ТЕХНИКИ

БЫТИЕ ТЕХНИКИ - осуществляется в следующих формах: 1) как средства труда, при помощи которых преобразуются природные объекты, т.е. как совокупность различных приспособлений, механизмов и  устройств искусственного порядка, не существующих в природе и изготовляемых человеком для удовлетворения социокультурных потребностей; 2) как специально выработанные способы действий, совокупность  различных видов деятельности, направленных на изготовление, обслуживание и применения технических устройств (научнотехнические исследования, производственный процесс изготовления и эксплуатация технический устройств; 3) как совокупность знаний о способах и средствах специфического рода человеческой деятельности; 4) как интегрирующий элемент культуры,  т.е.  как  специфический  культурно-обусловленный  процесс,  определяющий уровень развития цивилизации.

БЭКОН РОДЖЕР

БЭКОН РОДЖЕР (1214-1292) - ученик Гроссетеста, францисканский монах. Получив образование в Оксфорде, он шесть лет провёл в Париже, но неудовлетворённый вернулся в Оксфорд, где занялся научной педагогической деятельностью. Его главный труд  «Большое сочинение», где он утверждал: «истина - дочь времени, на её пути четыре препятствия - доверие сомнительному авторитету, привычка, вульгарные глупости и невежество; наука - дочь всего человечества.  Каждое поколение исправляет ошибки предыдущего. Он разработал программу  практического  назначения  знаний,  которое  улучшит  человеку  жизнь, выделяя два способа познания: а) при помощи аргументов и доказательств; б) из экспериментов и опыта (эти два способа должны сочетаться). Опыт бывает внешний и внутренний. Внешний опыт ведёт к природным истинам, а внутренний - к сверхприродным.  Р. Бэкон ввёл в научный обиход термин «опытная наука» Его труд «Об опытной работе» поднимал вопросы эксперимента в физике и оптике.Бэкон считал скорость света конечной и высказал догадку о том, что свет не поток частиц, а представляет  собой распространение движения, что близко по смыслу к волновой гипотезе. По его мнению, свет распространяется с чрезвычайно большой скоростью. Бэкон много внимания уделял изучению зрения, описал анатомическое строение глаза. На основе этих исследований ученый предугадал принцип телескопа и микроскопа. Он объяснил функции линз, усовершенствовал конструкцию очков. Он также угадал принцип магнетизма. Высказал интересные идеи по поводу аэроплана, взрывчатки, механической тяги паровозов.  Р.Бэкон писал,  что  при  помощи  одного  ума  можно  «сконструировать  навигационные средства без гребцов так, что огромные корабли поведет один рулевой со скоростью выше той, которую могут развить сотни  гребцов. Можно сконструировать кареты, которые помчатся без лошадей... машины, чтобы летать, небольшой по размерам инструмент, который будет поднимать бесконечные тяжести... устройство, при помощи которого можно перемещать тысячи людей... способ погружения на дно реки или моря, безопасный для жизни и тела».

БЭКОН ФРЭНСИС

БЭКОН ФРЭНСИС (1561-1626) - английский философ-материалист, основатель экспериментального естествознания, утверждающий «знание-сила», убеждений  в  безграничных  познавательных  возможностях  человека,  поставивший задачу создания нового метода познания в соответствии с новым, материалистическим взглядом на природу. Основной труд - «Новый Органон» (1620). Свою научную программу Бэкон назвал «великое восстановление наук» и с этой целью разработал метод индукции. Рациональным, силлогическим выводам он не доверял,  считая  их  олицетворением  средневековой  схоластики,  а  прогресс  науки олицетворял с эмпирическим исследованием, считая источником познания чувственный опыт. Материальные тела состоят из движущихся «простых натур» (т.е. свойств тел), из сочетания  которых строятся сложные вещи. Познавая простые вещи, можно познать формы (так он называл законы  природы). При познании природы её надо рассекать на составные части, т.е. простые свойства. Основа познания  -  наблюдение за  свойствами. Бэкон выделял три пути познания: 1)«путь паука» - получение знаний путем размышлений без опоры на данные опыта: рационалисты «ткут паутину мыслей из своего ума»; 2) «путь муравья» -способ познания, построенный исключительно из наблюдений и  опыта, когда сбор разрозненных фактов не  даёт знаний о сущности предметов, называя этот способ познания «ползучим эмпиризмом» за поверхностность; 3) «путь пчелы» - идеальный путь познания, названный им индукцией (от лат. наведение), когда совершается  сбор фактов на основе исследования отдельных свойств (простых натур), их обобщение и выявление общих закономерностей в предметах. Согласно Бэкону, индуктивный метод познания включает три процедуры: 1) при наблюдении за свойствами вещей - составлять полный перечень положительных случаев, (когда свойство  всегда присутствует в объекте); 2) составлять полный перечень отрицательных случаев (когда свойство не присутствует в объекте); 3) сравнить перечни положительных и отрицательных случаев, после чего  сделать вывод  о  факторах,  при  существовании  которых  исследуемое  свойство  всегда присутствует (т.е. сделать перечень случаев, когда свойство, как правило, присутствует). Существенное внимание Ф. Бэкон уделил причинам ошибок в познании, выделяя четыре фактора («идола», или «призрака»), мешающих успехам в познавательной деятельности: а)  идол рода - врожденное, естественное несовершенство человеческого разума -  «неровного зеркала», нередко приписывающего природе свойства, которыми она не обладает; б) идол пещеры  - индивидуальные особенности людей, получивших неодинаковое образование и воспитание, что определяет их предпочтения и пристрастия; в) идол рынка - неправильный выбор и  употребление  слов  приводит  к  непониманию между  людьми,  к  искажению знания; г) идол театра - слепое, некритическое следование авторитетным авторам прошлого, принятие на веру высказанных ими когда-то положений также может приводить к ошибкам.

Предыдущая страница Следующая страница