Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ш"
ШЛЕЙЕРМАХЕР ФРИДРИХ (1768-1834) - немецкий историк, философ и протестантский теолог, современник немецкого романтизма, основатель герменевтики как самостоятельной научной дисциплины, который рассматривал её как«искусство понимания» и переориентировал герменевтику с разработки правил истолкования конкретных текстов на анализ общих принципов их понимания, предложив следующие принципы герменевтического анализа: 1) диалогичностигуманитарного мышления; 2) диалектического взаимодействия части и целого при понимания текстов; 3) зависимость понимания от знания внутренней и внешней жизни автора текста; 4) единство грамматической и психологической интерпретации; 5) сотворчество (конгениальности) автора и интерпретатора. Он также предложил основные методы герменевтического анализа: а) перевод интерпретатором бессознательного пласта из жизни автора в план знаний; б) построениеинтерпретирующих гипотез, основанных на предварительном понимании. Шлейермахер дал определение термину «понимание», которое является обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе грамматической и психологической интерпретации. При грамматической интерпретации акцент делается на знаниеязыка, на котором написано произведение (объективная сторона понимания), при психологической интерпретации внимание уделяется тому, как написано произведение, т.е. личности автора, его внутренней и внешней жизни (субъективнаясторона понимания текста). Шлейермахер видит задач герменевтики в том, чтобы понять труд автора лучше, чем он это делает сам, для чего необходимо как бы заново повторить творческий путь создания данного текста его автором. С этойцелью он вводит понятие «вхождение в герменевтический круг», который он представляет как отношение целого и части: чтобы понять целое, необходимо понять его отдельные части, но для их понимания требуется представление осмысле целого. Понимание рассматривается как процесс движения от целого - к частям, а затем от частей - к целому: от интуитивного предпонимания целого к выявлению значения частей, а затем возвращение к пониманию целого (на практике истолкование текста зависит от контекста, а понимание контекста - от трактовки содержания текста). |
ШЛИК МОРИЦ (1882-1936) - австрийский философ и физик-теоретик, организатор и руководитель Венского кружка, один из лидеров логического позитивизма. К своей философской концепции - «последовательный эмпиризм» - он пришёл под влиянием Карнапа и Витгенштейна. Он исходит из чувственных данных, чувственных переживаний познающего субъекта. В знании передаются только структурные отношения чувственного опыта. Рациональные истины имеют чисто аналитический характер и не дают возможности проникнуть в неощущаемую реальность. Познание сущности бытия бессмысленно. Законы природы - формальные правила, которые определяются синтаксисом того языка, на котором производится описание природы. Шлик одним из первых сформулировал принцип верификации: сведение утверждения к определённому факту, подтверждённому наблюдением или опытом, которые только и определяют истинность научных утверждений. Философия - не наука (не система познания), а деятельность, позволяющая определить значение утверждений, истинность которых определяет наука (при этом значение отождествляется со способом его проверки, т.е. с методом верификации). Шлик выдвигает теорию «невыразимости содержания» наших знаний. Утверждение об источнике содержания знаний не тождественны записанным «протокольным предложениям», хотя и являются причиной их образования. Утверждения, наблюдения в процессе научного познания выполняют функцию констатаций, т.е. подкрепление гипотез, их верификацию и указывают на завершённость данного этапа познания. Шлик доказывает аналитический характер логических и математических высказываний и утверждает, что они не имеют никакого отношения к знанию о мире. Он занимался анализом пространства и времени, причинности, вероятности с точки зрения философии науки. Шлик подверг критике конвенционализм Р. Карнапа в дискуссии Венского кружка. |
ШПЕНГЛЕР ОСВАЛЬД (1880-1936) - немецкий философ и культуролог,автор известного двухтомного труда «Закат западного мира (1918-1922), где предсказал гибель западноевропейской и американской цивилизаций, рассматривая историю как калейдоскоп из восьми культур, которые развиваются по схеме зарождения, расцвета и гибели, при этом каждая культура обладает своей уникальной «душой», или формой опыта и творчества, которая выражена в искусстве, мышлении и деятельности. Другой значительной его работой является «Человек и техника» (1931), где отрицает оптимистический взгляд на технику как насредство достижения рая на земле, но и критикует тех, кто ставит написание романа выше конструирования самолета. Техника - это тактика целенаправленной деятельности человека-творца. Человек начинает свою деятельность с союза с природой, но с каждым своим творением уходит от него всё дальше и становитсявсё враждебнее естественной природе. Именно в творчестве заключается и его величие, и одновременно его проклятие. Человек идёт от органического к организованному существованию. Он окружает себя искусственными системами («искусственный мир пронизывает и отравляет мир естественный»), но не обрел тем самым покой. Сущность техники заключается в том, что «каждое изобретение содержит в себе возможность и необходимость новых изобретений». Ни одинизобретатель не может «правильно предсказать, каким будет практическое воздействие его деяния». С их помощью природу понуждают покоряться человеческим приказам. Эти последствия, «чудовищны», но мысли о них не останавливают изобретателей. Но техногенная цивилизация умрёт не из-за нехватки сырьевых ресурсов, а в силу пресыщения техникой. |