Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШЛЕЙЕРМАХЕР ФРИДРИХ

ШЛЕЙЕРМАХЕР ФРИДРИХ (1768-1834) - немецкий историк, философ и протестантский  теолог,  современник немецкого романтизма, основатель герменевтики как самостоятельной научной дисциплины, который рассматривал её как«искусство понимания» и переориентировал герменевтику с разработки правил истолкования конкретных  текстов на анализ общих принципов их понимания, предложив следующие принципы герменевтического  анализа: 1) диалогичностигуманитарного мышления; 2) диалектического взаимодействия части  и  целого при понимания текстов; 3) зависимость понимания от знания внутренней и внешней жизни автора текста; 4) единство грамматической и психологической интерпретации; 5) сотворчество (конгениальности) автора и интерпретатора. Он также предложил основные методы герменевтического анализа: а) перевод интерпретатором бессознательного пласта из жизни автора в план  знаний; б) построениеинтерпретирующих гипотез, основанных на предварительном понимании. Шлейермахер дал  определение термину «понимание», которое является обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе  грамматической и психологической интерпретации. При грамматической интерпретации акцент делается на  знаниеязыка, на котором написано произведение (объективная сторона понимания), при психологической  интерпретации внимание уделяется тому, как написано произведение, т.е. личности автора, его внутренней и  внешней жизни (субъективнаясторона понимания текста). Шлейермахер видит задач герменевтики в том, чтобы понять труд автора лучше,  чем он это делает сам, для чего необходимо как бы заново повторить творческий путь создания данного текста  его автором. С этойцелью он  вводит понятие «вхождение  в  герменевтический  круг», который он представляет как отношение  целого и части: чтобы понять целое, необходимо понять его отдельные части, но для их понимания требуется  представление осмысле целого. Понимание рассматривается как процесс движения от целого - к частям, а затем от частей - к целому: от интуитивного предпонимания целого к выявлению значения частей, а затем возвращение к пониманию целого (на практике истолкование текста зависит от контекста, а понимание контекста - от трактовки содержания текста).  

ШЛИК МОРИЦ

ШЛИК МОРИЦ (1882-1936) - австрийский философ и физик-теоретик, организатор и руководитель Венского кружка, один из лидеров логического позитивизма. К своей  философской  концепции - «последовательный эмпиризм» - он пришёл  под  влиянием Карнапа  и  Витгенштейна. Он  исходит  из  чувственных данных, чувственных переживаний познающего субъекта. В знании  передаются только структурные отношения чувственного опыта. Рациональные истины имеют чисто  аналитический характер и не дают возможности проникнуть в неощущаемую реальность. Познание сущности бытия бессмысленно. Законы природы - формальные правила, которые определяются синтаксисом того языка, на котором производится описание природы. Шлик одним из первых сформулировал принцип верификации:  сведение утверждения к определённому факту, подтверждённому наблюдением или опытом, которые только и определяют истинность научных утверждений. Философия - не наука (не система познания), а деятельность, позволяющая определить значение утверждений, истинность которых определяет наука (при этом значение отождествляется со способом его проверки, т.е. с методом верификации). Шлик выдвигает теорию «невыразимости содержания» наших знаний. Утверждение об источнике содержания знаний не тождественны  записанным «протокольным предложениям», хотя и являются причиной их образования. Утверждения, наблюдения в процессе научного познания выполняют функцию констатаций, т.е. подкрепление гипотез, их  верификацию и указывают на завершённость данного этапа познания. Шлик доказывает аналитический характер логических и математических высказываний и утверждает, что они не имеют никакого отношения к знанию  о  мире. Он занимался анализом пространства и времени,  причинности,  вероятности  с  точки  зрения  философии  науки.  Шлик подверг критике конвенционализм Р. Карнапа в дискуссии Венского кружка.

ШПЕНГЛЕР ОСВАЛЬД

ШПЕНГЛЕР ОСВАЛЬД (1880-1936) - немецкий философ и культуролог,автор известного  двухтомного  труда  «Закат  западного  мира  (1918-1922),  где предсказал гибель западноевропейской и американской цивилизаций, рассматривая историю как калейдоскоп из восьми культур,  которые развиваются по схеме зарождения, расцвета и  гибели,  при этом каждая культура обладает своей уникальной «душой», или формой опыта и творчества, которая выражена в искусстве, мышлении и деятельности. Другой значительной его работой является «Человек и техника» (1931), где отрицает  оптимистический взгляд на технику как насредство достижения рая на земле, но и критикует тех, кто ставит написание романа выше  конструирования самолета. Техника - это тактика целенаправленной деятельности человека-творца. Человек начинает свою деятельность с союза с природой, но с каждым своим творением  уходит от него всё дальше и становитсявсё враждебнее естественной природе. Именно в творчестве заключается и его величие, и одновременно его проклятие. Человек идёт от органического к организованному существованию. Он окружает себя  искусственными системами («искусственный мир пронизывает и отравляет мир естественный»), но не обрел тем самым покой. Сущность  техники заключается в том, что «каждое изобретение содержит в себе возможность и необходимость новых  изобретений». Ни одинизобретатель не может «правильно предсказать, каким будет практическое воздействие его деяния». С их помощью природу понуждают покоряться человеческим  приказам. Эти  последствия, «чудовищны»,  но  мысли  о  них  не  останавливают изобретателей.  Но  техногенная  цивилизация  умрёт  не  из-за  нехватки сырьевых ресурсов, а в силу пресыщения техникой.

Предыдущая страница Следующая страница