Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ

ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ -  обнаружение  необходимых,  существенных,  повторяющихся связей, с целью открытия законов и закономерностей природных и социальных  процессов и  формирования научных  теорий. Различают две  цели познания: непосредственная (прямая) и опосредованная (косвенная). Непосредственная цель познания - достижение истины, истинного знания об объекте (теоретическая цель). Опосредованная цель познания - применение полученного знания в практической деятельности (практическая цель). Не надо доказывать, что вторая опосредованная, косвенная цель познания главная, ибо познание не может быть самоценным.  Диапазон  от  познания  истины  до  ее  практического  применения может быть бесконечно долгим, но всякий субъект познания обязан ответить на вопрос: зачем он познает объект, для чего, для какой надобности, т.е. определить практическую прикладную цель познания.

ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ - не в выработке самостоятельных концепций, а в обобщающем рассмотрении тех проблем, которые поднимаются отдельными авторами, и в создании общей философской  картины описания современной науки и ее места в общественных процессах. При этом каждая проблема ассоциируется с конкретным автором (парадигма - с Томасом Куном, конвенции- с Анри Пуанкаре, личностное знание - с Майклом Полани). Материалом дляфилософии науки служит тематика, проблемы, концептуальный аппарат, взятые у конкретного ученого той или иной школы.  Если основная цель науки - открыть истину, то философия науки выясняет как возможно достижение истины.  

ЦЕННОСТЬ

ЦЕННОСТЬ - объект (интеллектуальный или материальный), который имеет позитивное значение для человека или общества. Различают социальные и индивидуальные ценности. К  социальным ценностям относят этические, эстетические,  политические,  мировоззренческие.  Ориентация  на  эти  ценности  есть социальная ориентация учёного. Они ориентируют учёного на отбор информации на основе общественных  интересов. Этот выбор осуществляет учёный в любой отрасли  знания.  Основным  стимулом  научного  поиска  выступают  не  столько ценности самой науки, сколько  вненаучные ценности, значимые для человека и общества - социальные, антропологические, экологические и др.  С ценностной ориентаций исследований связан вопрос о моральной ответственности учёного. Огромное  влияние  для  научного  поиска  играют  индивидуально-личностные ценности,  т.е.  ценностные  предпосылки  конкретного  учёного,  что  во  многом обуславливает его стратегию как учёного. Проблему ценностных  предпосылок научного познания и влияния субъекта на процесс познания глубоко исследовала феноменология. Её основатель Э. Гуссерль вводит понятие «горизонты сознания» (содержание сознания на фоне которого осуществляется познание) и «жизненный мир»  (то, что составляет жизненный опыт человека, что проверено его житейскими ситуациями).

ЦИОЛКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ

ЦИОЛКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ (1857-1935) - изобретатель, ученый в области воздухоплавания и авиации, отец космонавтики, положивший начало научной разработке о межпланетных  путешествиях. Родился в Рязанской губернии в семье лесничего. В 11 лет после перенесенной скарлатины он  практически лишился слуха, а в 13 лет потерял мать. В 22 года после сдачи экзамена экстерном в Рязанской гимназии начал преподавать математику в уездном училище. В 1883 году написал свой первый научный труд «Свободное пространство», в которой описал состояние невесомости. В своём рукописном труде«Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлиненную форму» (1986) Циолковский дал теоретическое обоснование конструкции металлического аэростата и доказал возможность управлять им. В 1887 году он написал научно-фантастическую повесть «На луне», которая представляет собой предвидение будущего. В 90-е годы ученый занимается разработкой основ экспериментальной аэродинамики. Для  летательных аппаратов он предлагал свою систему автоматического управления (для самолётов, по существу,  автопилот), обращая внимание на огромные запасы солнечной энергии и высказывая мысль о том, что человечество сумеет использовать эту энергию лишь в том случае, если преодолеет земное притяжение  и вырвется в  космос.  Приступив  к теоретическому решению проблем космических  полетов, Циолковский окончательно пришел к выводу,  что  большую  скорость,  благодаря  которой  удастся  преодолеть  силу земного притяжения, может развить только ракета. Написанный им ещё в 1898 году основной труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами» году был опубликован только в 1903. Он предложил конструктивную схему и высказал  идеи  по  поводу  управления ракетой, подачи  топлива  в  двигатель  и множество других, которые позднее были претворены в жизнь. Работая над проблемами достижения космических скоростей, в 1926 году Циолковский приходит к выводу, что ракета должна иметь две ступени: «земную» и «космическую», при этом первая обеспечивает полёт в плотных слоях атмосферы, используя частично в качестве окислителя кислород атмосферы, вторая - за пределами земной атмосферы. В 1929 году им была предложена конструкция многоступенчатой ракеты. Её теория изложена в работе «Космические ракетные поезда», в которой учёный убедительно доказал реальность космических полётов. Он  вывел формулу для определения максимальной скорости ракеты, дал закон движения ракеты с учетом изменения её массы во время полёта. Циолковский также внёс заметный вклад в механику тел переменной массы.

Предыдущая страница Следующая страница