Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ - это процессы накопления и роста научных знаний. Выделяют три основных подхода к раскрытию механизмов развития науки. Первый -  кумулятивистский (от лат. cumulatio - увеличение, накопление), который возник на этапе формирования классической науки, утверждающий, что наука развивается путем простого приращения знания, увеличение его объема и каждое новое открытие, теория, гипотеза увеличивают объем знаний, расширяют возможности объяснения явлений, в определенной степени углубляют понимание природы (при этом ничего не отбрасывается), т.е. рост научного знания - это чисто количественные накопления. Второй  эволюционный сформировался в конце XVIII-начале XIX века, благодаря эволюционным гипотезам И. Канта и П.С. Лапласа  (объясняла происхождение солнечной системы из гигантских газовых туманностей), эволюционной теории Ч.  Лайеля (о формировании Земли), Ж. Б. Ламарка (о развитии живых организмов), Ч. Дарвина (теория происхождения видов) и Ч. Спенсера, который придал эволюционным идеям универсальный характер и распространил их на развитие самой науки. В XX веке эволюционный  взгляд  на  развитие  науки  в  западной  философии  науки  получил обоснование в виде двух ведущих вариантов. Первый был разработан К. Поппером, который развитие знания рассматривает не как простое накопление всех идей, гипотез, а выборочное, подвергнутое как бы  естественному  отбору, т.е. развитие науки предстает как процесс бесконечного выдвижения смелых гипотез, из большого числа которых выбираются те, которые обладают большей степенью доказательности, и отбрасываются те, которые противоречат опыту, в дальнейшем  они  тоже  подвергаются  проверке,  сохраняясь  или  отбрасываясь.  Второй вариант предложен Т. Куном, который считал, что  эволюционные процессы в науке протекают не постепенно, а через научные революции, каждая из которых формирует свою систему знания (парадигму), не связанную с предыдущей, т.о. наука существует как процесс смены одной парадигмы другой. Третий - диалектический,  согласно  которому  наука  развивается  и  происходит  рост  научного знаний через разрешение противоречий, которые возникают в самом научном процессе  (это  противоречия  между  теорией  и  практикой,  между  отдельными теориями, между методами и подходами, между истиной и заблуждением и др.), при этом на каждом отдельном историческом этапе в процессе разрешения этих противоречий  формируется  своя  система  знаний,  которая  носит  конкретноисторический характер. Разрешение накопленных в науке противоречий может не выходить  за  рамки  существующего  знания,  а  может  вызывать  его  коренную ломку.  В  этот  момент  наступает  революция в  одной  или  нескольких  науках, система знания становится другой, но она внутренне связана с предшествующим знанием. В диалектической  концепции научная революция не является простым отбрасыванием предшествующего знания, а диалектическим его отрицанием, т.е. с моментом преемственности, сохранения. Таким образом, в самой диалектической  концепции находят обобщение и используются все ранее существующие взгляды на развитие науки  (кумулятивистский, эволюционный), но диалектический взгляд на развитие науки не простая сумма предшествующих, а новое качественное  видение самой  науки  как  саморазвивающегося  процесса в  духовной деятельности людей.

В начало словаря