Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ - это ведущие ценностные подходы в осмыслении техники и её взаимосвязи с наукой, обществом, человеком и верой. В современной философии техники можно выделить четыре крупных  направления: сциентистское, социологическое, антропологическое и религиозное. Первое направление - сциентистское (от англ. science - наука) - возникает еще в 70-х гг. XIX в. и рассматривает технику как практическу реализацию  научных  знаний,  а  при  философском  анализе  системы  «наукатехника»  делает акцент на гносеологических исследованиях  проблем техники, технического  творчества и  технического знания (техника  рассматривается какспособ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания). Второе направление - социологическое - анализируя взаимоотношения техники и общества,  делится на две ветви, где первая (техницизм) утверждает всемогущество «научнотехнической рациональности», совершенствование которой само по себе  должно  разрешить  социальные  и  политические  проблемы  современного общества, а вторая (антитехницизм, возникший еще в 20-х гг. ХХ в.),  представляет технику как злого гения человечества, источник всех его бед. В зависимости от конкретной  социально-политической и экономической обстановки техницизм и антитехницизм  последовательно  сменяют  друг  друга  (после  второй  мировойвойны разворачивается  гуманистическая  критика  техники,  ставится  вопрос  о кризисе личности и ее судьбе в современном технизированном обществе). Третье направление - антропологическое - свою проблематику  сформулировало еще в30-е гг. XX в., рассматривая техническую среду как способ существования человека и философский анализ технической деятельности сочетает с данными антропологии, психологии, физиологии и других наук, изучающих человека (исследуя технику как необходимый  атрибут человеческого бытия, это направление философии техники часто идет по пути биологизации техники,  а источник всякого технического  творчества  видит  исключительно  в  деятельности  человека  как биологического  существа,  рассматривая технику  как  реализацию  каких-то  качеств и способностей присущих природе, т.е. человек техникой восполняет свою биологическую недостаточность). Четвертое направление -  религиозное (возникает в начале ХХ в.) - является попыткой найти в религиозной вере спасение от технического пессимизма, стремяcь осмыслить научно-технический прогресс с позиций христианства, рассматривает технику как воплощение сверхъестественной сущности - бога, а любая техническая система  воплощает универсальную«упорядоченность» природы в соответствии с божественной целью (изобретение рассматривается как  «свободное» совпадение человеческой инициативы с волей бога, а технический прогресс - как реализация  развивающегося с непреклонной логической необходимостью божественного интеллекта, т.е. вера в бога придает смысл человеческой деятельности, формирует чувство ответственности и защищает людей от  возможных злоупотреблений техникой, будит в них совесть). В последнее время иногда в роли бога выступают  пришельцы из далеких миров (Эрих фон Деникин утверждает, что развитие человечества осуществляется по«плану», заложенному в людях «богами-астронавтами»), а появление новых идей запрограммировано с момента сотворения человека.

В начало словаря