Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПОСТМОДЕРН)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПОСТМОДЕРН)

ПОСТМОДЕРНИЗМ (постмодерн) - 1) ситуация в культурном самосознании Запада, сложившаяся в последние десятилетия XX в. и по смыслу противопоставляемая мировоззренческим  установкам  модерна,  порожденного  эпохой Просвещения, с его верой в социальный прогресс,  человеческий разум и безграничные возможности науки. (всё это отметается как предрассудок); 2) направление современного философствования, называемое постнеклассической философией (различают общество, эпоху модерна и модернизм, общество и эпоху постмодерна и постмодернизм).  Претендуя, и не без основания, на роль философской  квинтэссенции  современности,  постмодернистское  мышление  вобрало  в себя чрезвычайно широкий круг идей - от ницшеанства, прагматизма и психоанализа до экзистенциализма, герменевтики и постэмпирической философии науки. Среди множества точек зрения на  данное понятие выделяет два подхода: 1) постмодернизм - это углубление и усиление модернизма; 2) это отказ от модернизма, его отрицание и преодоление, возврат к классике, аналогично пониманию модернизма, который также  имеет два основных значения: узкое - конкретноисторическое, возник в борьбе с традицией и реализмом, с классикой и широкое - выражение торжества индустриального общества над прединдустриальным, аграрным, сопровождающееся поротом от описания реальности к её преобразованию в соответствии с целями субъекта (по мере преобразовательной активности человека, модернизм начал включать в себя классику, принявшую форму модернизма). Термин «постмодернизм» впервые был употреблён в книге Р.  Ранвица«Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 г. его использовал Ф.де Ониз для обозначения авангардистских  поэтических опытов начала 20-х гг., отвергающих литературную  традицию.  В  работах  А.  Тойнби  1939-1947  гг.  этим  термином обозначалось современная (начиная с первой мировой войны) эпоха в отличие от предыдущей эпохи модерна. Но как новое слово в культурном лексиконе данное понятие начало появляться в 60-70 гг. XX в. для фиксации новационных тенденций в искусстве, а затем в экономико-технологической и социально-исторической сферах. В философию оно вошло после выхода работы французского философа Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании» (1979), где постмодернистская философия осмысливалась как особое состояние духа и направление мысли. Прародителями постмодернизма как деконструкции является Ф. Ницше и М. Хайдеггер, которые критиковали («деконструировали») историческую  философию, жёсткое деление мира на материальный и идеальный, на субъективный и объективный. Сверхчеловек Ницше - это максимально природный человек, а его проповедь «нигилизма сильных» была направлена на пробуждение новой воли к жизни. М Хайдеггер также критиковал метафизику за то, что она разделяла единый континуум на дух и материю и призывал возвратиться к истокам, культивируя эмоционально-духовные качества человека. Главная цель, смысловая направленность теоретической деятельности его ведущих представителей - Ж. Лиотара, М. Фуко, Ж. Дерриды, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Бодрияра и других - критика традиционной метафизики и онтологии, получившая  беспрецедентный  по своей радикальности  и  масштабам  характер.  Постмодернизм  -  феномен  отрицания бытия. В результате возник новый стиль рефлексии и анализа действительности, где предпочтение отдается не постоянству знания, а его нестабильности, ценятся не абстрактные, а конкретные результаты опыта, делается акцент на относительность истины, её размытость и неопределенность, возможность множественности ее интерпретаций, ни одна из которых не имеет преимущества. Познание понимается как истолкование, которое никогда не бывает оконченным, и это происходит не только потому, что реальность принципиально аморфна, текуча и хаотична, но и  потому,  что  над  познающим  субъектом  тяготеют  факторы,  элиминировать которые  ему  не  суждено:  этническая,  расовая  и  социальная  принадлежность, исторические условия и политическая  конъюнктура, интересы и психология, но главным образом язык и речевая практика, действующая по своим  специфическим тенденциям, из которых вырастает вся культура, вся система представлений и ориентации человека. Несмотря на явное тяготение к философскому нигилизму, отрицающему устоявшиеся, надежные и определенные завоевания цивилизации, Постмодернизм несёт в себе энергию интеллектуального обновления, что объясняет эффект его популярности и всевозрастающего влияния. Предтечей реконструкции как первого этапа философского постмодернизма является структурализм и «лингвистический поворот»  (поворот от вещей к  отношениям, от образов и чувственных восприятий к знакам, что характеризовало окончательную победу над  сенсуализмом и эмпиризмом - завершающего этапа рационализации мира). Трактовка  человека как  совокупности  общественных отношений в  марксизме, обоснование  первичности  общества  над  индивидом  в  работах  Э.  Дюркгейма, возникновение структурно-функциональной методологии означало, что в основу объяснения реальности кладутся уже не сущности, вещи или атомы, а формы, функции и отношения, т.е. сами  они бытием не обладают. Этот поворот ярче всего проявился в изменении представлений о природе языка,  когда ценность знака определялась его местом в тексте. Эту линию наиболее определённо высказывал Ф.де  Соссюр. Если в структурализме язык рассматривается как модель мира, то в постмодернизме он становится  самой реальностью, миром как таковым. Структуры, подобные языковым, Клод Леви-Стросс обнаружил в системах первобытного родства, Ролан Барт - в литературе, а Жан Лакан - в бессознательном. Его представители  относят себя не только к «пост-современной» философии, но и к «постфилософии» вообще. Философский  постмодерн радикальным образом  пересматривает  саму  философию. Он  отказывается  от  подразделения философии на онтологию, гносеологию и др. области, не признает возможности конституирования  в  современной ситуации метафизики  как таковой, отрицает бинарные оппозиции, в частности, субъект-объект, внутреннее-внешнее и др. Тем не  менее,  постмодернизм  формирует  свою  парадигму,  в  которой,  во-первых, вырабатывает собственную цельную модель видения реальности, которая предстает изначально смысловой и  языковой организованностью, атрибутивной хаотичностью. Во-вторых, формируются специфические идеалы и нормы описания и объяснения  мира,  построенные  в  контексте  программного  плюрализма.  Если методология  структурализма была  основана  на  синхронии, которая  позволяла выявлять в различных областях человеческой жизни бинарные оппозиции («господство / подчинение», «означающее / означаемое», «центр / периферия» и др.), то  постмодернизм  окончательно  отвергает  всякую  бинарность  и  иерархию  и заменяет их  множественностью, не основанной ни на каком единстве. Образно это выражено в термине «ризома», введенном Ж. Делёзом и Ф. Гваттари Согласно Ж.-Ф.  Лиотару,  возникло  «ничейное»  пространство,  заполненное  множеством пониманий, имеющих ровно столько власти, сколько они сами могут порождать. В-третьих,  провозглашаются  идеалы  и  нормы  познавательного  релятивизма. Постмодернизм отрицает возможность постижения истины, так как люди неспособны непосредственно коснуться реальности, поскольку они являются «пленниками языка, который придает форму нашим мыслям прежде, чем мы можем помыслить, и поэтому мы не можем выразить то, о чем думаем». Реальность конструируется людьми посредством языка, и ее природа определяется теми, кто наделен властью формировать язык. Постмодернизм ориентировался прежде всего на явления культуры (искусство, литературу, кино и т. д.), выражая современное кризисное состояние сознания.  Однако его парадигма коснулась и философии, обнаружив  определенную онтологическую и  гносеологическую  исчерпанность подходов в европейской философии в настоящий период. В тоже время, обнаружив тенденцию современной эпохи к «смене эпистем» (М. Фуко), постмодернизм, как нам представляется, сориентировал современную науки пока только на поиски многовариантных решений, но не способен дать более глубокие методологические рекомендации и потому остается невостребованным ею. 

В начало словаря