Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философия науки и техники: тематический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕХ"-"ТУЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕХ"-"ТУЛ")

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО -  процесс  создания  нового  техникотехнологического  объекта,  включающий  систему  взаимосвязанных  этапов:  1) постановка конкретной  технико-технологической идеи (проблемы) и выявление направления её решения, когда человеческий (субъективный) фактор материализуется в процессе создания новой идеи; 2) создание действующей модели  соответствующего объекта или прогресса, когда идея приобретает более отчетливые технико-технологические формы выражения. Исторически техническое творчество реализуется в двух формах: 1) изобретательство - создание новых принципов действия и способов их реализации в конкретных технико-инженерных устройствах, причём речь идёт о создании объекта, не существующего прежде в реальности  (изобретение  колеса,  пороха,  двигателя  внутреннего  сгорания  и  др.),  где происходит материализация («опредмечивание») идеи; 2) открытие  - выявление естественных вещей, явлений, закономерностей и др., реально существующих в природе, но не известных прежде (открытие Америки, периодичности элементов, залежей полезных ископаемых и т.п.), в основе которого доминируют внутренние потребности индивидуума (изобретателя) по сравнению с воздействием внешних условий и обстоятельств.

ТЕХНОГЕНЕЗ

ТЕХНОГЕНЕЗ - происхождение, возникновение, процесс образования элементов  технической  реальности.  Рассматривая  результаты  техноэволюции  в историческом  аспекте,  можно  представить  техногенез  в  определённой  последовательности. Изделия развивались не из одной или немногих привычных форм (монофилетичность), а из нескольких. Дальнейшее развитие происходило как дивергентно, так и конвергентно: специализируясь, каждая форма даёт начало новым. Ряд отстоящих форм  порождает качественно отличающуюся форму (самокат)  -  основу  для  специализации.  Инновации  возникают  псевдослучайно, реализуя законы и закономерности природы, осуществимые в данных условиях. Вначале  инновации захватывают отдельные особи-изделия, но при благоприятных  условиях  они  становятся  массовыми  на  обширной  территории.  Генотип осваивается и становится общеизвестным. Дальнейшее развитие большинства видов осуществляется путём медленных изменений, отдельные виды, осваивающие новые  экологические  ниши,  развиваются  скачками.  Варианты  наследственной основы  изделия  развиваются  во  всех  направлениях,  разрешенных  природой. Техническое творчество указывает эти направления, рекомендуя приёмы и методы, которые позволяют отказаться от вероятностных поисков и способствуют развитию интуиции и оформлению нового образа. Циклом техноэволюции определяются  движущее  и  консервативное  проявления  информационного  отбора, который направлен на макс, использование ресурсов в целом. Дивергентные виды (автомобили «Жигули») связаны переходами, виды, возникшие скачкообразно, мутационно,  качественно  разграничены (фонограф  Эдисона и  проигрыватель). Процесс эволюции состоит в образовании новых  признаков, основанных на общем генофонде инженерной документации и реализации природных закономерностей, в том числе творческих возможностей. Смерть особи-изделия - результат старения или других  физико-химических причин. Моральное старение завершается физическим актом, например, выбрасыванием. Вымирание изделия как вида определяется внешними причинами, несовершенством генотипа или внутренними причинами (внутреннее несовершенство).

ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (буквально - цивилизация, порожденная техникой) - современное состояние цивилизации, обусловленное развертыванием научно-технического прогресса. Наука и техника являются основой техногенной цивилизации, источником ее развития, средством решения любых возникающих в обществе проблем.

ТЕХНОГЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ТЕХНОГЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - совокупность непосредственно воздействующих на природу человека факторов, обусловленных развитием техники и технологии (резкое возрастание сложности,  скорости  и  интенсивности  производственных  процессов  в сочетании с колоссальными требованиями к интеллекту, психическому здоровью и моральным качествам личности), а также опосредованно влияющих на все аспекты человеческого бытия антропогенных изменений  окружающей  среды,  загрязнение  и  перестройка  которой  наряду  с другими возмущениями экосистем биосферы создают реальную угрозу существованию homo sapiens. Проявлением этой угрозы является тенденция денатурализации, т.е. утраты человеком устойчивых качеств своего естества как биологического организма, жизнь которого все труднее поддерживать на оптимальном уровне, даже достаточном для простого воспроизводства себе подобных. Это обстоятельство позволяет некоторым исследователям предполагать возможность постчеловеческой стадии эволюции.

ТЕХНОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНОКРАТИЗМ

ТЕХНОКРАТИЗМ (от греч. ремесла, искусство, техника, и сила, власть, господство) - 1) концепция  господства в современном обществе технических специалистов на основе осуществляемой ими научной или технической экспертизы проблем и решений; 2) способ мышления, характерный для значительной части управленческой элиты, в рамках которого любая проблема рассматривается как проблема чисто технологическая:  в ее решении приоритет отдается формальнорациональному  достижению поставленных целей. Такой  способ  мышления не учитывает  отдаленных  последствий  управленческих  решений,  их  влияния  на человека, ценности культуры и имеет антигуманный, разрушительный характер.

ТЕХНОКРАТИЯ

ТЕХНОКРАТИЯ - слой высококвалифицированных специалистов (ученые,инженерно-техническая интеллигенция, менеджеры и т.п.), принимающих участие в управлении производством, разработке и осуществлении экономической политики  государства.  Технократы, как  правило,  игнорируют духовно-нравственные основы, что приводит к нарушениям экологии природы и экологии души человека.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ -  прогрессирующая и  управляемая  человеком  природно-социальная  совокупность  материальных процессов целенаправленного изменения различных форм (механическая, физичская, химическая, биологическая и др.) вещества, энергии и информации, протекающих в технических системах по специфическим законам в соответствии с законами и закономерностями строения и функционирования техники. Технологическая форма движения материи определяет уровень и характер взаимодействия общества и природы, которые достигли предельных значений качественных и количественных параметров, сопоставимого не с прошедшими этапами развития, а с предельными возможностями глобального потенциала Земли и его наиболее важными параметрами. Превышение расчетно-эмпирических пороговых критериев значительным числом компонентов может привести к необратимым (катастрофическим) изменениям  в земной системе, технологическим трансформациям и массоперемещению форм вещества.  

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - высшая системная форма организации  научного  знания,  основанная  на  предметно-практической  деятельности  и целостно описывающая связи и закономерности технологических взаимодействийтехнического объекта  и  предметных  форм  вещества,  энергии  и  информации. Основные  компоненты  технологической  теории:  множество  технологических фактов,  требующих  теоретического  объяснения;  технологические  категории  исформулированные на их основе гипотезы; принципы, идеализации, постулаты, аксиомы, позволяющие построить и описать идеализированный объект (модель) технологического взаимодействия; установленные  технологические законы, т.е.постоянно повторяющиеся связи  между  сторонами  (законы  и  закономерности строения техники),  взаимодействия сторон (законы и закономерности функционирования техники), качественно-количественные  изменения (законы и закономерности развития техники) объекта. Технологическая теория не имеет прямого адресата в технологической практике. Её функция - описать общие процессы технологических взаимодействий, установить их свойства,  параметры и соответствующие закономерности. Однако при этом технологическая теория может статьбазой технического  творчества  при  разработке  конкретных  технологических методов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ -  качественные  изменения  технологических  способов  производства,  сущность  которых  состоит  в  коренном перераспределении  основных  технологических  форм  между  человеческими  и техническими компонентами производительных сил общества. Технологические революции  стали  возможными  с  появлением  машин  -  технических  объектов, способных самостоятельно выполнять технологические формы получения, преобразования, транспортировки и хранения (накопления) различных форм вещества, энергии и информации. В общественном производстве произошли три технологические революции. Первая технологическая революция была обусловлена передачей машине технологических функций формообразования вещественноматериальных предметов и возникла в недрах мануфактур и фабрик (конец XVIIнач.  XVIII  вв.).  Массовое  использование  машин  в  текстильном  производстве (чесальных, прядильных, ткацких и др.), металлообработке  (ковочных, прокатных,  металлорежущих и  др.),  бумагоделательной, пищевой (машины  по  переработке сырья) и других отраслях привело к первой промышленной революции. Количественные  изменения  (увеличение  размеров  машин,  одновременное  использование нескольких орудий и инструментов, объединение нескольких машин в системы и т.п.) привели к проблеме создания универсального источника энергии. Вторая технологическая революция - энергетическая - была связана с осуществлением  машинного способа генерации и трансформации энергии, ее началом стало изобретение универсального парового двигателя (вторая  половина XVIII в.). Энергетическая технологическая революция привела ко второй промышленной революции, распространилась на транспорт, сельское хозяйство и др. отрасли материального производства. Современная или  третья технологическая революция (вторая половина XX в.) по своей сути является информационно-технологической.  Она  подчиняет  себе  все  общественное  производство,  детерминирует революции в системе техники в целом и в различных её отраслях. Компьютеризация и роботизация завершают предыдущие технологические революции и связывают их в единое целое.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (от греч. искусство, мастерство,и учение)  -  социально-философская  концепция,  рассматривающая  технику  и технологию как фундамент целостности общества и главный фактор его развития. Технологический детерминизм абсолютизирует  социокультурные функции техники  и  технологии,  не  видит  их  зависимости  от  экономических,  социальнополитических и других общественных отношений, которые придают определенную направленность и смысл научно-техническому развитию. В рамках технологического детерминизма формулируются концепции  постиндустриального (технотронного) общества.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ (от лат. наилучший) - положительная оценка перспектив научно-технического прогресса и  его  роли в  развитии человека и человечества. Технологический оптимизм уходит корнями в характерные для эпохи Просвещения (XVIII в.) представления о  совпадении принципов гуманизма  и  научной  рациональности,  о  совпадении  объективных  тенденций научно-технического, социального и нравственного развития. Он полагает научно-технический  прогресс  основным  средством  решения  глобальных  проблем человечества.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ (от лат. наихудший) - отрицательная  оценка перспектив  научно-технического прогресса и  его  роли в  развитии человечества.  Он  подчёркивает  противоречивость  экологических,  социальнополитических, антропологических последствий развития науки и техники, смыкаясь с антисциентизмом.

ТЕХНОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНОСФЕРА

ТЕХНОСФЕРА - совокупность всех функционирующих и старых, недействующих технических объектов и всех продуктов их деятельности, возникших на Земле и в космосе. К продуктам деятельности относятся изменения химического состава воды, почвы и атмосферы; изменения  земной коры в виде подземных выработок  и  отвалов извлеченных пород; биогеоценотические изменения, вызванные сведением лесов, распашкой земель, осушением болот, созданием водохранилищ и т.д. Техносфера создавалась и развивалась для обеспечения благополучного существования человека и улучшения условий его жизни. Техносфера - это пространственно-временная система социально организованной тех. формы материи -  техники и управляемой ею технологической формы движения материи. Зародившись в виде технических элементов, призванных компенсировать и усилить трудовые и интеллектуальные потенции человека, техносфера постепенно формирует не только искусственную среду обитания, но и становится «физиологической»  системой общества, осуществляющей вещественно-энергетический обмен  с  окружающим миром.  Техносфера  имеет  теоретически  беспредельные возможности эволюционировать как в глубь геосферы, так и за её пределы -  в космос. Как и любая относительно самостоятельная система (подсистема), техносфера подчиняется  внутренним  законам и закономерностям строения, функционирования и развития, т.е. способна к  саморазвитию. Неосознанное обществом саморазвитие  техносферы привело  к  ряду  крупномасштабных  негативных последствий. Иначе говоря, на протяжении всей истории человечества техносфера развивалась стихийно, будучи ограниченной лишь ресурсами биосферы. Начиная с XX в., создание новых технических систем все чаще стало приносить больше вреда и зла, чем пользы и добра (экологические бедствия и нарушения экологии, связанные с деятельностью человека). Дальнейшее стихийное развитие техносферы угрожает благополучному существованию человека. В связи с этим в будущем должно  осуществляться научно-обоснованное развитие техносферы как составной  части  гармоничной  ноосферы.  Формирование  гармоничной  техносферы вызовет значительное возрастание количества объектов технического творчества и появление принципиально новых классов задач по совершенствованию и преобразованию  сложных  комплексов  технических  систем,  решаемых  с  учетом ограничений и требований нормального существования биосферы и человека.

ТЕХНОТРОННОЕ(ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ) ОБЩЕСТВО

ТЕХНОТРОННОЕ(постиндустриальное, информационное) ОБЩЕСТВО - концепция современной западной социологии и социальной философии, основанная на принципе технологического детерминизма. Согласно данной концепции,  технотронное общество  является принципиально новой стадией развития общества, основанной на применении высоких, прежде всего  информационных, технологий. Характерными чертами технотронного общества являются: 1) переход  от  технологий  изготовления  предметов,  преобразования  и  использования материальных, природных ресурсов к  технологиям производства, распространения и использования информации; 2) изменение целей и структуры  экономической деятельности, переход от материального производства к производству услуг;3) преобразование системы политической жизни; 4) изменение ориентиров повседневной жизни людей. Характер возникающих в технотронном обществе экономических, социально-политических отношений и структур повседневности может сильно варьироваться в концепциях разных авторов (Д. Белл, Г. Кан, О. Тофлер,3. Бжезинский, Ж. Фурастье, Я. Масуда). Объективными основаниями теории технотронного общества  являются: 1) возникновение и распространение новых,прежде всего информационных, технологий; 2) глобализация технической системы, возникновение единой мировой технологической цепочки и единого информационного пространства;  3)  доминирование в  глобальном  разделении  труда, использовании  природных  ресурсов,  политической и  информационной сферах США, стран Западной Европы и Японии. Особенности экономической, социально-политической и духовной жизни этих стран, являющихся по сути «управляющими конторами» мировой экономики, и зафиксированы в данной концепции.

ТЕХНОФИЛИЯ

ТЕХНОФИЛИЯ (от греч. мастерство, ремесло и …филия) - технический оптимизм, опирающегося на  сциентизм и абсолютизирующий позитивные перспективы развития техники и технологии, в противоположность технофобии как технологического пессимизма. На первых этапах развития технознания вплоть досередины XX в. доминировал технофильский подход. Современные концепции и теории, исходящие из экофильных воззрений (теория «индустриального общества»,  концепция  «биотехнологической  революции»  и  др.),  не  отвергая  острых противоречий в технико-технологической сфере современной цивилизации, ноименно с развитием техники и технологии связывают преодоление «цивилизационных вызовов» и в первую  очередь в экологической области. «Прометеевский оптимизм», характерный для технократического типа  развития, постепенно отступал под  воздействием осознания остроты «экологических  вызовов», характерных для современной цивилизации. В 90-х гг. XX в. прогностические построения опять приобретают оптимистическую окраску, однако, не утрачивая реализмак перспективам  техногенной  цивилизации,  отвергая  как  технофильные,  так  и технофобные представления. С одной стороны, техника в её современных формах является фактором, оказывающим существенное  негативное воздействие наестественные экосистемы, но, с другой стороны, именно технический прогресс в его социально-экологической ориентации становится фактором, преодолевающим остроту противоречий в системе «человек-биосфера». Так  проявляется противоречивая сущность техники и технического прогресса.

ТЕХНОФОБИЯ

ТЕХНОФОБИЯ (от  греч.  мастерство,  ремесло и …фобия) технологический пессимизм, опирающийся на  антисциентизм и акцентирующий внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации,в противоположность  технофилии  как  технологического  оптимизма.  Если  на первых этапах развития  технознания доминировал технофильский подход, то с середины  XX  в.  приоритет  начинает  отдаваться  технофобским  настроениям.Экофобные настроения в их современных формах усиливаются в начале XX в. Уже О. Шпенглер, прогнозируя кризис «фаустовского человека», наметил тенденции «заката Европы». Техника трактуется им, с  одной стороны, как «тактикажизни», а с другой - отмечается, что это «переизбыток техники», угрожающий позитивному развитию цивилизации, выводя ее на «противоестественный» («искусственный») уровень. В течение 70-80-х гг. XX в. под воздействием негативнойнаправленности социально-экологических процессов усиливается пессимистическая интерпретация перспектив технико-технологического развития цивилизации. Особенно заметное  воздействие  на  общественное  мнение  оказали  результаты исследований, выполненных под эгидой Римского клуба («Пределы роста», 1972 и др.), из которых вытекало, что сохранение современных  тенденции мирового развития, прежде всего в технико-технологической сфере, ведёт к планетарной экологической катастрофе. Сторонники технофобных воззрений (Г. Маркузе, Э. Фромм и др.) подвергали  критике  не только характер технико-технологических ориентиров, но и сложившиеся стереотипы  социально-экономических механизмов развитой западной цивилизации.

ТИМИРЯЗЕВ КЛИМЕНТ АРКАДЬЕВИЧ

ТИМИРЯЗЕВ КЛИМЕНТ АРКАДЬЕВИЧ (1843-1920) - русский естествоиспытатель,  основоположник  русской  научной  школы  физиологии  растений, окончил  физико-математический факультет Петербургского университета, профессор Московского университета и Петровской сельскохозяйственной академии в Москве, где читал лекции по всем отделам ботаники, пока не был оставлен за штатом ввиду закрытия академии (в 1892 г.). В 1875 г. Тимирязев становится доктором ботаники  за сочинение «Об усвоении света растением», а в 1877 г. приглашен в Московский университет на кафедру анатомии и физиологии растений.  Его  работы  посвящены:  вопросам  разложения атмосферной  углекислоты зелеными  растениями под влиянием солнечной энергии; изучению состава и оптических  свойств  зеленого  пигмента  растений  (хлорофилла),  его  генезиса, физических и химических условий разложения углекислоты, определение составных частей солнечного луча, принимающих участие в  этом  явлении, выяснение судьбы  этих  лучей  в  растении;  изучению  количественного  отношения  между поглощенной энергией и произведенной работой. Тимирязев первым в России ввёл опыты с культурой  растений в искусственных почвах. Первая теплица для этой цели была устроена им в Петровской академии еще в начале 70-х годов, т. е. вскоре после появления этого рода приспособлений в Германии. Выдающиеся научные заслуги Тимирязева доставили ему звание члена-корреспондента Академии Наук, почетного члена Харьковского и Санкт-Петербургского университетов. Среди образованного русского общества Тимирязев пользуется широкой известностью, как популяризатор естествознания. Он боролся против мистики и оккультизма.  Считал  физиологию теоретической основой земледелия. Теоретические выводы можно сделать, только опираясь на  научные методы и на результаты эмпирических исследований. Наука может развиваться, только переходя от простого к сложному. Сведение науки к «коллекции» и классификации фактов, считал метафизическим  подходом. Преодолевал одностороннее абсолютизирование роли индукции и дедукции, приходя к выводу, что никакая дедукция не была бы возможна без предварительного индуктивного изучения фактов. Критерием истины считал опыт и практику. Метод может давать плодотворные результаты, если сам будет находиться в соответствии с объективными закономерностями развития природных  и  социальных  процессов.  Основным  принципом  изучения  фактов науки считал исторический метод.

ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ - понятие,  выражающее различное понимание научным познанием принципа тождества мышления и бытия. Выделяют  классический,  неклассический,  постнеклассический  типы  научной рациональности.  Классическому типу рациональности присущи: 1) прямой онтологизм, когда знание непосредственно соотносится с реальностью; 2) монотеоретизм - в основе лежит единая теория; 3) объективизм - устранение из теории всё, что связано с субъектом познания.  Классический тип абсолютизирует тождество мышления и бытия, способность разума строить на основе его собственных исходных  посылок  единственную,  безусловно  правильную,  идеальную  модель действительности, что  обеспечивает постижение истины. Неклассическому типу рациональности  (начало  XX  в.)  свойственны:  1)  методологизм  -  содержание знания зависит от метода и средств познания; 2) политеоретизм - допущение сосуществования  нескольких  теорий,  описывающих реальность;  3)  неустранимость субъекта из процесса познания. Неклассический тип учитывает влияние на содержание знаний об объекте используемых  исследовательских средств и процедур, что ставит под сомнение абсолютное тождество мышления и бытия. Постнеклассический тип научной рациональности признает: 1) принципиально неустранимую зависимость  мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок, как сознательных, так и бессознательных; 2) несовпадение идеальных моделей, вырабатываемых разумом, с реальным миром. Абсолютизация мышления и бытия расценивается здесь как дискриминация иррациональных и внерациональных форм познавательной деятельности.

ТИПЫ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

ТИПЫ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ - это основные исторические этапы в развитии  науки,  связанные  с  коренными её  преобразованиями.  Предпосылкойпервой научной революции было учение Коперника, которое утверждало, что Земля не является центром  мироздания, и ознаменовало конец геоцентрической системы Птолемея. Гелиоцентрическая система Коперника взорвала религиознуюкартину мира, т.к. рассматривало Землю как одну из планет, вращающуюся вокруг собственной оси. Было разрушено догматизированное представление Аристотеля о неподвижном перводвигателе и высказана идея о движении как естественном свойстве всех небесных и земных объектов и подчинение их общим закономерностям единой механики. Первая глобальная  научная революция состояла из двух этапов. Первый этап был связан с  открытиями Галилея, Кеплера и Ньютона, которые открыли новую посленьютоновсую ступень развития механического естествознания. Галилей - заложил основу нового механистического естествознания и высказал идеи движения, сформулировав принцип  инерции. Ньютон, труды которого стали «Библией новой науки, ибо там он сформулировал понятия и  законы  классической  механики,  дал  математическую  формулировку  закона всемирного  тяготения.  Кеплер  -  заложил  основы  небесной  механики.  Первая научная революция утвердила механистическую (классическую) картину  мира. Свою  научную  программу  Ньютон  назвал  «экспериментальной  философией», подчеркнув  значение  эксперимента  и  опыта  для  исследования  природы.  Все процессы  природы  рассматривались  исключительно  масштабами  механики  и были основаны на стремлении расчленить природу на составные части и проанализировать каждую из них в отдельности, что привело привычки анализировать природу, лишённой развития и  взаимной связи. Второй этап первой глобальной научной  революции  связан  с  классическим  естествознанием  XVII-XVIII  вв., которое доказало, что законы ньютоновской механики не являются универсальными законами  природы, их место заняли законы электромагнитных явлений. Материя начала рассматриваться не только как  вещество, но и как электромагнитное  поле.  Это  подорвало  основы  механистической  картины  мира  и  стало предпосылкой  второй  глобальной  научной  революции,  которая  сформировала неклассическую картину мира, построенную на следующих принципах: 1) возрастание роли философии в развитии естествознания и других  наук; 2) сближение субъекта и объекта познания и обоснование зависимости знания от применяемых субъектом методов и средств его получения; 3) обосновании идеи единства природы; 4) повышении роли субстанционального и системного подходов; 5) формирование идеи причинности как ядра детерминизма; 6)  утверждения статистических закономерностей взамен динамических. В настоящее время осуществляется переход к третьей глобальной научной революции, основным содержанием которой становятся синергетики, на  основе чего формируется постнеклассическая картина мира и создаётся новый образ постнеклассической науки.

ТОМСОН ДЖОЗЕФ ДЖОН

ТОМСОН ДЖОЗЕФ ДЖОН (1856-1940) - английский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1906 г., окончил Кембриджсий университет, профессора экспериментальной физики. Приступив к своим новым обязанностям в лаборатории, Томсон решил, что главным направлением его исследований должно стать изучение электрической проводимости газов.  Исследования катодных лучей и связанных с ними явлений оживились в связи с открытием Вильгельмом Рентгеном в 1895 г. рентгеновских лучей. Вскоре Томсон, работая вместе с Эрнестом Резерфордом, обнаружил,  что облучение газов рентгеновскими лучами в огромной степени увеличивает их электропроводность. Рентгеновские лучи ионизировали газы, т.е. они превращали атомы газа в ионы, которые в отличие от атомов заряжены и, следовательно, служат хорошими переносчиками тока. Томсон показал, что возникающая здесь  проводимость в чем-то похожа на ионную проводимость  при  электролизе  в  растворе.  Выполнив  со  своими  студентами весьма плодотворное исследование проводимости в газах, Томсон, ободренный успехами, вплотную  занялся нерешенным вопросом, который занимал его уже много лет, а именно составом катодных лучей. В  результате исследований он сделал вывод, что «атом - не последний предел делимости материи». Томсон предложил модель атома,  согласующуюся с его открытием. В начале XX в. он выдвинул  гипотезу,  что  атом  представляет  собой  размытую  сферу,  несущую положительный  электрический  заряд,  в  которой  распределены  отрицательно заряженные электроны (как в конце концов стали называть его корпускулы). Эта модель, хотя она и была вскоре вытеснена ядерной моделью атома, предложенной Резерфордом, обладала чертами, ценными для ученых того времени и стимулировавшими их поиски. В своих опытах он продемонстрировал способ разделения атомов.  Ему  удалось  обнаружить,  что  пробы  инертного  газа  неона  содержат атомы с двумя различными атомными  весами. Открытие этих изотопов сыграло важную роль в понимании природы тяжелых радиоактивных  элементов, таких, как радий и уран.

ТОФФЛЕР ЭЛВИН

ТОФФЛЕР ЭЛВИН (р. 1928) - американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». Его основные работы:  «Шок  будущего»  (1970);  «Столкновение  с  будущим»  (1972);  «Доклад  об экоспазме» (1975); «Третья волна» (1980); «Сдвиг власти» (1990). Он утверждает,что человечество переходит к новой технологической революции, пройдя три волны: 1) аграрная цивилизация,  которая сменила культуру охотников и собира- телей и продолжалась в течение около 10 тыс. лет; 2) индустриальная цивилизация, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования,  корпоративизмом,  переходом  к  индустриально-заводской  форме организации социума, приведшей к обществу массового потребления и массовизации культуры; 3) сверхиндустриальная цивилизация (постиндустриальноеобщество) - результат интеллектуальной революции, где наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни, и которая характеризующется преодолением дегуманизированных форм труда, формированием  нового типа труда исоответственно нового типа рабочего. Место рождения Третьей волны - США, время  рождения -  1950-е  гг.  В  постиндустриальном обществе  экономические формы  капитала  определяются  уже  не  только  и  не  столько  затратами  труда,сколько воплощенной информацией, становящейся источником добавочной стоимости.  Происходит переосмысление информации и  её  роли  в  социальноэкономическом развитии общества. В этом обществе особую роль играет «человек знающий,  понимающий». Экономические формы капитала всё больше зависятот  неэкономических форм, прежде всего от  интеллектуального и  культурного капитала. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется  человечество на стыке XX иXXI вв.

ТРАДИЦИИ В НАУКЕ

ТРАДИЦИИ В НАУКЕ - знания, передающиеся от одного поколения учёных к другому, и сохраняющиеся в научных сообществах. Основателем учения о традициях в науке является  Т.  Кун, который назвал традиционной науку, опирающуюся на одно или несколько прошлых достижений, которые лежат в основе научной парадигмы и признаются научным сообществом на протяжении определённого времени. Традиционную науку Кун называл нормальной. Кун доказывал, что традиция - это условие быстрого  накопления научных знаний, т.к. учёные воспроизводят одно и то же действие в разных условиях по определённому стандарту, но поразному осмысливают её в различных ситуациях. Такой подход организует научное сообщество, создавая условие для понимания и сопоставимости результатов исследования. Т. Кун критиковал тех учёных, которые рассматривали традиции как тормоз в науке. Он доказывал, что нормальная наука быстро развивается и накапливает огромную информацию именно в силу своей традиционности. Традиции создают возможность выбора новому поколению учёных. Но они могут быть не только положительными, но и отрицательными для развития науки (отношение к генетике, к кибернетике и т.д.).  По способу получения знаний традиции бывают: 1) вербализованными (явными) - когда знания передаются на основе методологии и существующих в науке традиционных способов решения  задач;  2)  невербализованными (неявными)  -  когда  знания  передаются от учителя к ученику путём непосредственной демонстрации образцов. На основе принципов организации знаний традиции различают: 1) сформировавшиеся знания,  когда уже  созданы  соответствующие образцы знаний и  учебных курсов, когда новое развивается на основе старого (принцип соответствия, сформулированный Н. Бором: смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность между ними, а новая теория приходит на смену старой в качестве предельного случая, при этом новая теория характеризует как достоинства, так и ограничения старой теории); 2) несформировавшиеся знания - знания единичные, не опирающиеся на научную парадигму, и не принятые  ещё научным сообществом, в роли которых могут выступать или совершенно новые идеи или концепции, ещё недостаточно проверенные опытными наблюдениями, но которые в будущем могут стать основой формирования новой научной парадигмы, или же знания ненаучные, только претендующие на этот статус.

ТУЛМИН СТИВЕН

ТУЛМИН СТИВЕН (1922-1997) - английский философ и преподаватель, специалист в области идей, создатель эволюционистской концепции науки. Изучал физику в Кембриджском университете, в 1948 г. получил докторскую степень за диссертацию «Исследование места разума в этике». Читал лекции по философии науки в Оксфордском университете  Он прошел путь от махизма и неопозитивизма к эпистемологическому эволюционизму. Свою теорию автор изложил в работах «Генеалогия науки» в трёх томах (1961-1965); «Человеческое понимание» (1972); «Знание и действие» (1976) и «Введение в науку рассуждения» (1979). Тулмин  исходит  из  представления  о  двойственном  характере  человеческого понимания. Исторически  человеческое понимание развивается двумя дополняющими друг друга путями. Познавая мир вокруг себя,  человек расширяет свое знание.  Рефлектируя  по  поводу  своей  познавательной  деятельности,  человек углубляет свое знание. В центре внимания Тулмина вопрос о том, каким путем развиваются  и  изменяются,  передаются  от  поколения  к  поколению  понятия, концептуальные системы. Он считает, что концептуальный  аппарат напрямую зависит от конкретной исторической ситуации. Какими понятиями человек пользуется, какие стандарты рационального суждения он признает, как он организует свою жизнь и интеризует свой опыт, зависит  от того, когда человеку пришлось родиться и где ему довелось жить. Тулмин стремится создать  эволюционную модель развития науки, которая строится на следующих положениях: 1) интеллектуальное  содержание  научной  дисциплины,  с  одной  стороны,  подвержено изменениям, а с другой - обнаруживает  явную преемственность; 2) эволюция научных  теорий - это непрерывный отбор концептуальных новшеств, где решающим условием для выживания инноваций становится её вклад в установление соответствия между  объяснением данного феномена и «объяснительным идеалом»; 3) изменения наступают тогда, когда  интеллектуальная среда позволяет«выжить» тем популяциям, которые в наибольшей степени адаптируются к ней.Науку рассматривает как совокупность интеллектуальных дисциплин и профессиональный институт. В противовес неопозитивистам выдвигает свой план организации  научного мышления,  основанный на  понимании. Понимание в  науке задаётся с одной стороны стандартами («матрицами»), принятыми в научном сообществе в данный исторический период, а с другой стороны - проблемными ситуациями, выступающими основой улучшения понимания. Особое внимание он уделяет проблемным ситуациям.

ТУЛМИН СТИВЕН ЭДЕЛСТОН

ТУЛМИН СТИВЕН ЭДЕЛСТОН (р. в 1922 г.) - американский философ,представитель  постпозитивистского  течения  в  англо-американской  философии науки.  Выработанная им  дисциплинарная модель  эволюции  науки  примениматакже и для описания исторического развития техники, где речь идёт об эволюции инструкций, проектов, практических методов, приемов изготовления и т.д.Новые идеи в технике ведут к появлению совершенно новых технических дисциплин. Техника развивается  за счёт отбора нововведений из запаса возможных технических  вариантов. Однако  если  критерии  отбора  успешных вариантов в науке являются главным образом внутренними профессиональными критериями, в технике они внешние, т.к. здесь для оценки новаций важны не только собственно технические критерии (эффективность или простота изготовления), но и оригинальность,  конструктивность  и  отсутствие  негативных  последствий.  Кроме того, профессиональные ориентации инженеров и техников различны в географическом отношении (в одних странах инженеры более ориентированы на науку, в других - на коммерческие цели). Важную роль скорости нововведений в технической сфере играют социально-экономические факторы. Для описания взаимодействия трёх автономных эволюционных процессов справедлива та схема, которую он создал для описания процессов развития науки. Его схема включает следующие моменты: 1) создание новых вариантов (фаза мутаций); 2) создание новых вариантов для практического использования (фаза селекции); 3) распространение успешных вариантов внутри каждой сферы на более  широкую сферу науки и техники (фаза диффузии и доминирования). Подобным же образом связаны техника и производство. Таким путём философия техники пытается перенести модели динамики науки на свою сферу.

Предыдущая страница Следующая страница