Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "ICH"-"Z")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "ICH"-"Z")

ICHTS

Ichts (нем.) - слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»). В философии Бёме - принцип, разделяющий божеств. единство.

ID

Id (лат.) - оно. Бессознательное в психике; см. Фрейд; Психоанализ.

IDEA DUBIA

Idea dubia (лат.) - сомнительная идея.

IDEAE INNATAE

Ideae innatae (лат.) - врождённые идеи; см. Врождённое знание.

IDEM PER IDEM

Idem per idem (лат.) - то же через то же. Логич. ошибка в определении.

IDOLA FORI

Idola fori (лат.) - идолы площади. Заблуждения, вызванные неточнее стью, условностью, образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон).

IDOLA SPECUS

Idola specus (лат.) - идолы пеще- · ры. Заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

IDOLA THEATRI

Idola theatri (лат.) - идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэкон) .

IDOLA TRIBUS

Idola tribus (лат.) - идолы племени. Заблуждения, обусловленные родовой ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

IGNORABIMUS (IGNORAMUS ET IGNORABIMUS)

Ignorabimus (ignoramus et ignorabimus) (лат.) - не узнаем (не знаем и не узнаем). Указание на предел в познании того или иного явления.

IGNORANTIA NON EST ARGUMENTUM

Ignorantia non est argumentum (лат.) - незнание - не аргумент. Положение римской юриспруденции.

IGNORATIO ELENCHI

Ignoratio elenchi (лат.) - неведение довода. Логич. ошибка, при которой доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть опровергнуто.

IGNOTUM PER IGNOTUM

Ignotum per ignotum (лат.) - неизвестное через неизвестное. Ошибка в объяснении или рассуждении.

ILLIQUIDUM

Illiquidum (лат.) - неочевидное.

IMPETUS

Impetus (лат.) - побуждение, стремление. У Иоанна Филонова и в до-галилеевской механике - «приобретённая сила». У Гассенди - свойство атомов.

IMPLICITE

Implicite (лат.) - см. Explicate - implicite.

IN ABSTRACTO

In abstracto (лат.) - отвлечённое.

IN ACTU

In actu (лат.) - см. Actu.

IN ADJECTO

In adjecto (лат.) - в определении.

IN AETERNUM

In aeternum (лат.) - в вечности, навечно.

IN CONCRETE

In concrete (лат.) - в определ. случае; в действительности.

IN CORPORE

In corpore (лат.) - в совокупности.

IN DUBIO

In dubio (лат.) - под сомнением.

IN INFINITUM

In infinitum (лат.) - в беспредельное, без конца.

IN POTENTIA

In potentia (лат.) - в возможности.

IN RE

In re (лат.) - в реальности; в вещах.

IN STATU NASCENDI

In statu nascendi (лат.) - в состоянии зарождения.

IN VESTIGIO

In vestigio (лат.) - см. Per vestigium.

INCERTA INCERTIBUS

Incerta incertibus (лат.) - (доказывать) недостоверное недостоверным.

INCOMPOSSIBILITAS

Incompossibilitas (лат.) - несовместимое с возможным (Дунc Скот).

INDIVIDUUM EST INEFFABILE

Individuum est ineffabile (лат.) - неделимое есть невыразимое. Схоластич. тезис.

INFLUXUS PHYSICUS

Influxus physicus (лат.) - физич. влияние. Обозначение взаимодействия души и тела у Декарта и окказионалистов.

INNERLICHKEIT

Innerlichkeit (нем.) - внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, сокровенная сущность.

INTELLECTUS AGENS

Intellectus agens (лат.) - разум деятельный.

см. Νούς ποιητικός.

INTELLECTUS ARCHETYPUS

Intellectus archetypus (лат.) - интеллект, понятия которого являются не отображениями, а первообразами предметов (archetypa). Непосредственно созерцающий, божеств. рассудок (Кант).

INTELLECTUS ECTYPUS

Intellectus ectypus (лат.) - интеллект, понятия которого являются лишь отображениями (ectypa) предметов. В философии Канта - человеч. рассудок.

INTENTIO

Intentio (лат.) - направленность, стремление, усилие.

см. Интенционалъностъ.

INTENTIO ANIMI

Intentio animi (лат.) - внимание (направленность) духа. Термин схоластич. психологии, восходящий к Августину.

INTENTIO PRIMA

Intentio prima (лат.) - направленность мысли на объект, создающая предмет познания или познаваемый образ. Схоластич. термин.

INTENTIO SECUNDA

Intentio secunda (лат.) - направленность мысли на объект, создающая понятие познаваемого предмета, вкладывающая в него смысл. Схоластич. термин.

INTUITUS MENTIS

Intuitus mentis (лат.) - созерцание ума; интеллектуальная интуиция.

IPSE DIXIT

Ipse dixit (лит.) - сам сказал.

см. Αυτός έφα.

IPSO FACTO

Ipso facto (лат.) - самим фактом.

JENSEITS

Jenseits (нем.) - потустороннее.

JENSEITS VON GUT UND BOSE

Jenseits von Gut und Bose (нем.) - по ту сторону добра и зла (Ницше).

JUXTAPOSITIO

Juxtapositio (лат.) - рядоположение (в противоположность соподчинению).

Κάθαρσις

Κάθαρσις (katharsis) (греч.) - см. Катарсис.

Κένωσις

Κένωσις (kenosis) (греч.) - опустошение. В эллинистич. философии и вост. патристике - похождение бога в мир, творение мира.

Καιρός

Καιρός (kairos) (греч.) - надлежащая мера; благоприятный момент; удача; выгода.

Καλοκαγαθία

Καλοκαγαθία (kalokagathia) (греч.) - идеал физич. и нравств. совершенства.

см. Калокагатия.

Κατάληψις

Κατάληψις (katalepsis) (греч.) - постижение; восприятие.

Κατ' εξοχήν

Κατ' εξοχήν (kat'exochen) (греч.) - по преимуществу; прежде всего.

Κοιναί έννοιαι

Κοιναί έννοιαι (koinai ennoiai) (греч.) - общие убеждения. Понятия, непосредственно почерпнутые из опыта и предшествующие науч. знанию (стоики).

Κήρυγμα

Κήρυγμα (kerygma) (греч.) - извещение, проповедь, керигма.

Κόσμος νοερός

Κόσμος νοερός (kosmos noeros) (греч.) - космос мыслящий (интеллектуальный). В неоплатонизме - бытие, жизнь и мышление, воспроизводящие мир идей.

Κόσμος νοητός

Κόσμος νοητός (kosmos noetos) (греч.) - космос мыслимый (интеллигибельный). В неоплатонизме - мир самодовлеющих идей, прообразов.

Λόγος

Λόγος (logos) (греч.) - см. Логос.

Λάβε βιώσας

Λάβε βιώσας (lathe biosas) (греч.) - живи незаметно (Эпикур).

Λόγος ενδιάθετος

Λόγος ενδιάθετος (logos endiathetos) (греч.) - слово внутреннее. Внутренняя речь (стоики). Логос, существующий в боге (Филон Александрийский).

Λόγος προφορικός

Λόγος προφορικός (греч.) (logos propliorikos) - слово произносимое. Речь изустная, звучащая (стоики). У Филона Александрийского-логос, исходящий из бога; также - Λόγος προφατικός (logos prophatikos).

Λόγοι σπερματικοί

Λόγοι σπερματικοί (logoi spermatikoi) (греч.) - семенные логосы. «Осеменяющие» мир идеи, из крых прорастают космич. связь и индивидуальные существования (стоики, Плотин).

LAISSEZ FAIRE, LAISSEZ ALLER

Laissez faire, laissez aller (франц.) - позволять действовать, позволять идти (своим ходом). Лозунг физиократов.

LATO SENSU

Lato sensu (лат.) - в широком смысле.

LEBENSWELT

Lebenswelt (нем.) - жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначающий взаимосвязь дорефлексивных очевидностей и уверенностей.

LEX (LEX NATURALIS)

Lex (lex naturalis) (лат.) - закон (естественный закон).

LIAISON UNIVERSELLE

Liaison universelle (франц.) - всеобщая связь (Лейбниц).

LIBERUM ARBITRIUM

Liberum arbitrium (лат.) - свобода выбора.

LIBIDO

Libido (лат.) - влечение. Энергия эротич. желания (см. Психоанализ).

LIST DER VERNUNFT

List der Vernunft (нем.) - хитрость разума (мирового). Несовпадение индивидуальных целей и объективных результатов, для достижения которых мировой разум как бы использует частные цели людей (Гегель).

LUMEN (NATURALE И SUPRANATURALE)

Lumen (naturale и supranaturale) (лат.) - свет (естественный и сверхъестественный). Цицерон о естеств. свете разума. По Августину, полнота знания достигается благодаря излучаемому богом сверхъестеств. свету, дополняющему естеств. свет.

Μονή

Μονή (mоne); μονή-πρόοδος-επιστροφή (mone - proodos - epistrophe) (греч.) - пребывание; пребывание - похождение - возвращение. У Прокла - моменты триады: пребывающее в себе единство - переход его во множество - возвращение единства к себе.

Μυστήριον

Μυστήριον (mysteriou) (греч.) - мистерия, таинство.

Μη ον

Μη ον (me on) (греч.) - небытие. Иногда - относит. небытие, «ещё не бытие». Ср. Ούκ όν.

Μετάβασις εις άλλο γένος

Μετάβασις εις άλλο γένος (metabasis eis allo genos) (греч.) - переход в другой род. Логическая ошибка.

MAN

Man (нем.) - неопределённо - личное местоимение. У Хайдеггера - мир безликого неистинного существования.

MATERIA PRIMO PRIMA

Materia primo prima (лат.) - первая материя первого рода. Чистая возможность всего (Дунс Скот).

MATERIA SECUNDA

Materia secunda (лат.) - вторая материя. Оформленные тела (Дунс Скот).

MATERIA SECUNDO PRIMA

Materia secundo prima (лат.) - первая материя второго рода. Безразличный субстрат любой формы (Дунс Скот).

MATERIA TERTIO PRIMA

Materia tertio prima (лат.) - первая материя третьего рода. Субстрат определ, формы (Дунс Скот).

MATERIALITER

Materialiter (лат.) - материально, в отношении материи.

MAX

MAX (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, ныне Туржани, Чехословакия, - 19. 2. 1916, Хар, близ Мюнхена), австр. философ-идеалист, физик. Проф. физики в Граце (с 18S4), проф. физики и ректор нем. университета в Пpaге (с 1867), проф. философии Венского университета (1895- 1901). М. принадлежит ряд важных физич. исследований.

Филос. работы М. получили широкую известность в кон. 19 - нач. 20 вв. благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классич. (ньютониан ской) физики. Представлениям об абс. пространстве, времени, движении, силе и т. п. М. противопоставил-релятивистское понимание этих категорий, утверждая, что они субъективны по своему происхождению (см. Махизм). В духе субъективного идеализма М. считал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки - лишь описание этих «ощущений». М. оказал значит. влияние на становление и развитие неопозитивизма. Субъективноидеалистич. идеи М.. были подвергнуты резкой критике В. И. Лениным («Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т. 18) и Г. В. Плехановым (см. со. «Против филос. ревизионизма», 1935).

в рус. пер.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому, М.,19082; Познание и заблуждение, М., 1909; Филос. и естеств.-науч. мышление, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 1,СПБ, 1912; Осн. идеи моей естеств.науч. теории познания.... там же, сб. 2, СПБ, 1912.

Планк М., Теория физич. познания Э. М., в сб.: Новые идеи в философии, сб. 2, СПБ, 1912; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 3; .,Неnning H., E. Mach als Philosoph, Physiker und Psychologe, Lpz., 1915· Heller K. D., E. Mach, W.- N. Y., 1964.

MECTP

MECTP (Maistre) Жозеф Мари де (1.4.1753, Шамбери, Савойя,- 26.2.1821, Турин), граф, франц. публицист, политич. деятель и католич. философ. Воспитан иезуитами, в 1774 окончил Туринский университет. В 1802-17 посланник сардинского короля в Петербурге, где были-написаны осн. соч.: «Опыт о порождающем принципе человеч. учреждений» («Essai sur le principe generateur des constitutions politiques...», 1810), «О папе» («Du pape...», v. 1-2, 1819), «Петербургские вечера...» («Les soirees de St. Petersbourg...», v. l-2, 1821). В начале деятельности М. рассчитывал с помощью масонства способствовать установлению обновлённого религ. миропорядка. Великую франц. револю-цию считал божеств. карой за грехи человечества В антиреволюц. трактате «Соображения о Франции» («Considerations sur la France...», 1796) М. выступал против руссоистских идей обществ. договора и естеств. добродетели, а также рационализма вольтеровского типа. Политич. воззрения М. обусловлены его идеей о внесении в мир религ. упорядоченности: её пособника-ми и установителями он готов признать не только Бурбонов или Наполеона, но даже революц. правительство, поскольку оно отрешилось от анархии (отсюда скандально знаменитая апология палача как вершителя порядка). Идеально упорядоченным обществом М. считал ср.-век. Европу 12-13 вв., предлагая «реставрировать» тео-кратич. конгломерат монархич. государств, спаянный непосредств. духовным авторитетом папы. Как философ истории М.- сторонник религ. провиденциализма; божеств. провидению противится злое, своевольное начало. Вместе с Л. Бональдом М. явился идеологом европ. клерикальномонархич. движения 1-й пол. 19 в.

Oeuvres completes, v. l-14, Lyon, 1884-86. История философии, т. 3, М., 1943, с. 380-84; R o h d e n, Р. R., J. de Maistre als politischer Theoretiker, Munch., 1929; В а у l e F., Les idees politiques de J. de Maistre, P., 1945.

MEDICINA MENTIS

Medicina mentis (лат.) - медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз).

MENS

Mens (лат.) - дух, разум, ум.

μΜίμεσις

μΜίμεσις (mimesis) (греч.) - мимесис.

см. в ст. Подражание.

MODUS OPERANDI

Modus operandi (лат.) - способ действия.

MODUS PROBANDI

Modus probandi (лат.) - способ доказательства.

MODUS VIVENDI

Modus vivendi (лат.) - способ существования.,

MORAL INSANITY

Moral insanity (англ.) - моральный недуг.

MORAL SENSE

Moral sense (англ.) -- нравстн. чувство.

MUNDUS (INTELLEGLBILIS, SENSIBILIS)

Mundus (intelleglbilis, sensibilis) (лат.) - мир (умопостигаемый, ощущаемый).

MАHAC

MАHAC (санскр. - ум), одно из осн. понятий др.-инд. философии; ум в самом широком смысле, охватывающий все ментальные проявления; интеллект, способность к пониманию, т. е. к осмысливанию впечатлений, воспринятых через органы чувств. и к ответу на эти впечатления; восприятие, чувство, сознание, воля; внутр. орган восприятия и познания; инструмент (способность), с помощью которого возникают мысли, а объекты восприятия воздействуют на душу (М. в отличие от атмана и пуруши принадлежит телу и, как правило, подвержен уничтожению, гибели). М. часто помещают в сердце (уже в «Ригведе») - средоточие ментальной деятельности.

Согласно учению ньяи, М. - тонкая, неделимая, вечная субстанция, не имеющая частей, служащая душе инструментом восприятия психич. явлений. Он бесконечно мал, подобен атому. М. - это внутр. восприятие, противопоставленное внешнему (бахья); оно возникает при контакте М. с психич. состояниями. Вместе с пятью внеш. чувствами М. образует шесть органов познания, но в отличие от них он лишён материальности. Ум, как и тело, отличны от «Я». Для вайшешики М. - последний (девятый) вид субстанций, неощутимое начало, существование которого выводится на основании особых рассуждений. В санкхье М. понимается как центр. орган, руководящий деятельностью органов познания и органов действия; М. состоит из частей и может находиться в одноврем. контакте с неск. чувствами; он придаёт определённость чувств. восприятиям. М. - сложный продукт пракрити, подвержен возникновению и уничтожению. В йоге М. вместе с эмпирич, «Я» и интеллектом составляет тонкое тело, с которым связана душа. Для последователей джайнизма М. материален, поскольку он является соединением атомов. В буддизме М., напротив, нематериален; вместе с материальным телом и бесформенным сознанием (видж-няна) он образует то целое, которое условно называется Человеком. При этом мадхьямика считает М. нереальным, тогда как йогачара исходит из реальности М.: он состоит из потока идей и выступает как единств. реальность, объекты же внеш. мира суть лишь идеи, образы, рождённые М. Саутрантика и вайбхашика· признают реальность М. наряду с реальностью внеш. объектов.

Νούς

Νούς (nus) (греч.) - ум.

см. Нус.

Νόησις

Νόησις (noesis) (греч.) - мышление.

Νούς παθητικός

Νούς παθητικός (nus pathetikos) (греч.) - ум, претерпевающий, пассивный. У Аристотеля - ум, возникающий u погибающий вместе с телом.

Νούς ποιητικός

Νούς ποιητικός (nus poietikos) (греч.) - ум творящий. Термин Аристотеля.

Νόησις νοήσεως

Νόησις νοήσεως (noesis noeseos) (греч.) - мышление мыслящее (само себя). У Аристотеля - перводвигатель.

NATURA NATURANS (NATURATA)

Natura naturans (naturata) (лат.) - природа творящая (сотворённая). Термины лат. пер. комм. Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её порождения.

NATURA NON FACIT SALTUS

Natura non facit saltus (лат.) - природа не делает скачков. Выражение встречается в «Философии ботаники» Линнея; принцип философии Лейбница.

NATURA RERUM

Natura rerum (лат.) - природа вещей; вселенная.

NEGO

Nego (лат.) - отрицаю. Термин, обозначающий отрнцат. суждения. Первой гласной E обозначают общеот-рицат., второй О - частноотрицат. суждения (ср. Affirmo).

NERVUS PROBANDI

Nervus probandi (лат.) - нерв доказательства. Основной аргумент.

NEXUS CAUSALIS

Nexus causalis (лат.) - причинная связь.

NEXUS EFFECTIVUS

Nexus effectivus (лат.) - действительная, причинная связь (Кант).

NEXUS FINALIS

Nexus finalis (лат.) - целевая связь; конечное звено связи (Кант).

NIHIL EST IN INTELLECTU, QUOD NON PRIUS FUERIT IN SENSU

Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu (nisi inlel-lectus ipse) (лат.) - нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах. Ср.-век. тезис, восходящий к Аристотелю. Локк противопоставляет его учению Декарта о врождённых идеях. Лейбниц дополняет тезис: ... кроме самого разума.

NIHIL HUMANI MIHI ALIENUM

Nihil humani mihi alienum (лат.) - см. Homo sum.

NISUS FORMATIVUS

Nisus formativus (лат.) - усилие формирующее (см. Александер).

Νόημα

Νόημα (noema) (греч.) - мысль.

см. Ноэсис и ноэма.

Νόμος

Νόμος (nomos) (греч.) - см. Номос и фюсис.

NON ESSE

Non esse (лат.) - небытие.

NON FINILO

Non finilo (лат.) - неопределённость, беспредельность.

NON LIQUET

Non liquet (лат.) - не ясно.

NON PLUS ULTRA

Non plus ultra (пер plus ultra) (лат.) - непревзойдённое, крайний предел.

NON SEQUITUR

Non sequitur (лат.) - не следует.

NOSCE TE IPSUM

Nosce te ipsum (лат.) - см. Познай самого себя.

NOTIO

Notio (лат.).- понятие.

NOTIONES COMMUNES (NOTITIAE COMMUNES)

Notiones communes (notitiae communes) (лат.) - общие понятая. Спиноза противопоставляет эти формы адекватного познания универсалиям как несовершенным схоластич. обобщениям.

NOTIONES DISPARATAE

Notiones disparatae (лат.) - несравнимые понятия.

NUDIS VERBIS

Nudis verbis (лат.) - голословно, бездоказательно.

NUMEN

Numen (лат.) - божество; божественное (вообще).

Όλος

Όλος (holos) (греч.) - целый. Целостность.

Ουσία

Ουσία (usia) (греч.) - сущность; бытие.

Ούκ όν

Ούκ όν (uk on) (греч.) - небытие. Иногда - абс. небытие. Ср. Μη όν.

OMNE VERUM OMNI VERO CONSONAT

Omne verum omni vero consonat (лат.) - все истины согласуются друг с другом. Схоластич. тезис.

OMNIS DETERMINATIO EST NEGATIO

Omnis determinatio est negatio (лат.) - см. Determinant) est negatio.

ONUS PROBANDI

Onus probandi (лат.) - бремя доказательства.

ORDO ORDINANS

Ordo ordinans (лат.) - упорядочивающий порядок. Ног. Схоластич. выражение. У Фихте - организующий мировой разум.

ORDRE DU COEUR

Ordre du coeur (франц.) --- порядок (строй) сердца. Паскаль противопоставляет порядок (строй, рассудок) сердца порядку ума.

P

P - обозначение предиката суждения в логике (по первой букве лат. слова «praedicatum» - сказуемое).

Πάθος

Πάθος (pathos) (греч.) - страсть, страдание; состояние, свойство.

Παιδεία

Παιδεία (paideia) (греч.) - воспитание; культура.

Παρουσία

Παρουσία (parusia) (греч.) -- присутствие. Наличие идей в вещах (Платон). Второе пришествие Христа.

Πρόληψις

Πρόληψις (prolepsis) (греч.) - предвосхищение. У эпикурейцев - эмпирич. общее понятие о повторяющемся явлении. У стоиков - первичное общее понятие, врождённое, но действующее лишь в связи с чувств. опытом.

Πρόοδος

Πρόοδος (proodos) (греч.) - см. Μονή.

Πάντα ρεί

Πάντα ρεί (panta rei) (греч.) - всё течёт. Выражение, приписываемое Гераклиту.

Πρώτη φιλοσοφία

Πρώτη φιλοσοφία (prole philosophia) (греч.) - первая философия. Так Аристотель назвал метафизику; Вольф - онтологию.

Πρώτον κινούν

Πρώτον κινούν (proton kinun) (греч.)- см. Перводвигателъ.

Πρώτον ψεύδος

Πρώτον ψεύδος (proton pseudos) (греч.) - первичная ложь. Ошибочный начальный тезис.

Πύρ τεχνικόν

Πύρ τεχνικόν (руr technikon) (греч.)- творч. огонь. У стоиков - творящая часть мировой субстанции, космич. бог.

PER SE

Per se (лат.) - благодаря себе, самостоятельно.

PER VESTIGIUM

Per vestigium (лат.) - по следам. У Бонавентуры - созерцание божеств. «следов» в чувств. вещах. Связывая следы воедино, можно достигнуть мгновенного созерцания - in vestigio.

PERINCERTUS

Perincertus (лат.) - весьма недостоверный.

PHAENOMENOM BENE FUNDATUM

Phaenomenom bene fundatum (лат.) --феномен, хорошо обоснованный (Лейбниц).

PHILOSOPHIA (EST) ANCILLA THEOLOGIAE

Philosophia (est) ancilla theologiae (лат.) - философия - служанка теологии (Пётр Дамиани).

PHILOSOPHIA PERENNIS

Philosophia perennis (лат.) - вечная философия. Непреходящая основа философии, сохраняющаяся во всех учениях. Так называли свою философию томисты.

PHILOSOPHIA PRIMA

Philosophia prima (лат.) - см. Πρώτη φιλοσοφία.

PIA DESIDERIA

Pia desideria (лат.) - благие намерения .

Πλήρωμα

Πλήρωμα (pleroma) (греч.) - полнота. У гностиков - полнота божеств. абсолюта, порождающего эоны.

POSSEST

Possest (лат.) - возможность-бытие. Категория философии Николая Кузанского: совпадение акта и потенции в боге.

POST FACTUM

Post factum (лат.) - после события.

POST HOC, ERGO PROPTER HOC

Post hoc, ergo propter hoc (лат.) - после этого, значит по причине этого. Неправильное заключение, логич. ошибка.

PRAEDICABILIA

Praedicabilia (лат.) - см. Предика-билии.

PRIMUM MOVENS

Primum movens (лат.) - см. Πρώτον κινούν.

PRINCIPIUM

Principium (лат.) - начало, основа, принцип.

PRINCIPIUM INDIVIDUATIONIS

Principium individuationis (лат.) - принцип индивидуации.

PRINCIPLA NON SUNT MULTIPLIEANDA

Principla non sunt multiplieanda (лат.) - принципы не следует умножать (без необходимости). Одна из формулировок «бритвы Оккама».

PRIUS

Prius (лат.) - предшествующий, первичный.

PRIVATIO

Privatio (лат.) - см. Στέρησις.

PRO ET CONTRA

Pro et contra (лат.) - за и против. Схоластич. метод ведения дискуссии, при кром выдвигаются два ряда противоречащих аргументов.

PROBATIO LIQUIDISSIMA

Probatio liquidissima (лат.) - ясней-шее доказательство.

PROFESSION DE FOI

Profession de foi (франц.) - исповедание веры, мировоззрение.

PROPRIUM

Proprium (лат.) - см. Ίδιον.

PROPTER HOC

Propter hoc (лат.) - см. Post hoc...

QUADRIVIUM

Quadrivium (лат.) - четырёхпутье. Второй цикл «свободных искусств» (см. Artes liberales); арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

QUALITAS

Qualitas (лат.) - качество.

QUALITAS OCCULTA

Qualitas occulta (лат.) - скрытое качество.

QUANTITAS

Quantitas (лат.) - количество.

QUASI

Quasi (лат.) - якобы, будто бы; подобно.

QUATERNIO TERMINORUM

Quaternio terminorum (лат.) - учет-верение терминов. Нарушение ло-гич. правила, согласно крому в силлогизме должно быть не больше и не меньше трёх терминов.

QUI NIMIUM PROBAT, NIHIL PROBAT

Qui nimium probat, nihil probat (лат.) - кто доказывает много, тот ничего не доказывает. Ошибочное выдвижение лишних доказательств, противоречащих основным.

QUIA

Quia (лат.) - ибо.

QUIDDITAS (QUIDITAS)

Quidditas (quiditas) (лат.) - «чтойность». Сущность вещи. Схоластич. термин, соответствующий аристотелевской формальной причине (το τί έστιν; το τί ήν είναι).

QUINTA ESSENTIA

Quinta essentia (лат.) - пятая сущность.

см. Квинтэссенция.

QUOD ERAT DEMONSTRANDUM

Quod erat demonstrandum (лат.) - что и требовалось доказать.

RATIO

Ratio (лат.) - разум, рассудок, основание, причина, довод, смысл, способ, мотив.

RATIO AGENDI

Ratio agendi (лат.) - основание действия.

RATIO COGNOSCENDI

Ratio cognoscendi (лат.) - основание познания.

RATIO ESSENDI

Ratio essendi (лат.) - основание бытия.

REDUCTIO AD ABSURDUM

Reductio ad absurdum (лат.) - сведение к нелепости. Приём опровержения.

REDUCTIO AD IMPOSSIBILE

Reductio ad impossibile (лат.) - сведение к невозможности. Приём опровержения.

REGRESSUM AD INFINITUM

Regressum ad infinitum (лат.) - уход в бесконечность.

RES

Res (лат.) - вещь (в широком смысле: реальность), предмет, событии.

RES COGITANS

Res cogitans (лат.) - мыслящее.

RES EXTENSA

Res extensa (лат.) - протяжённое.

RES INDIVIDUALES

Res individuales (лат.) - индивидуальные (неделимые) вещи.

RES INTEGRA

Res Integra (лат.) - вещь целостная.

RES SINGULARES

Res singulares (лат.) - единичные вещи.

RESERVATIO MENTALIS

Reservatio mentalis (лат.) - мысленная оговорка..Напр., невысказанная оговорка, лишающая клятву её обязательности.

RESPECTIVE

Respective (дат.) - соответственно.

RESULTANT

Resultant (англ.) - см. Emergent.

ROSEAU PENSANT

Roseau pensant (франц.) - мыслящий тростник. Так Паскаль называл человека.

S

S - обозначение субъекта суждения в логике (по первой букве лат. слова «subjectum» - подлежащее).

Στέρησις

Στέρησις (steresis) (греч.) - лишённость (формы). В учении Аристотеля о субстрате противоположностей - негативная противоположность эй-доса - формы.

SACRIFICIUM INTELLECTUS

Sacrificium intellectus (лат.) - жерт-вованне интеллектом. Отказ от мышления.

SAPIENTI SAT

Sapienti sat - см. Dictum sapienti sat.

SCHONE SEELE

Schone Seele (нем.) - прекрасная душа. По Шиллеру, человек, у которо-го моральный долг и склонность совпадают.

SCINTILLA ANIMAE

Scintilla animae (лат.) - см. Seelen-funklein.

SEELENFUNKLEIN

Seelenfunklein (нем.) - искорка души. Выражение восходит к гностикам n неоплатоникам. В нем. ср.-век. мистике (Экхарт ндр.) n учениях Реформации - частица бога в человеч. душе.

SEHNSUCHT

Sehnsucht (нем.) - стремление, томление.

SENSU EMINENTIORI

Sensu eminentiori (лат.) - в высшем (превосходящем) смысле. Напр., предикаты, приписываемые богу, надо понимать в превосходящем смысле.

SENSUS

Sensus (лат.) - чувство, смысл, ощущение, понимание.

SENSUS COMMUNIS

Sensus communis (лат.) - см. Здравый смысл.

SIE ET NON

Sie et non (лат.) - да и нет. Название книги Абеляра, написанной по методу pro et contra (см.).

SIGNATURE RERUM

Signature rerum (лат.) - знаковость вещей. Внеш. форма вещей, через которую бог сообщает об их внутр. сущности (Парацельс, Бёме).

SIMPLICITER

Simpliciter (лат.) - просто, без оговорок.

SINN

Sinn (нем.) - смысл, значение, ценность.

Συμβεβηκός

Συμβεβηκός (symbebekos) (греч.) - см. Accidens.

SOLA FIDE

Sola fide (лат.) - только верой (спасётся человек). Тезис Лютера.

SOLA SCRIPTURA

Sola Scriptura (лат.) - только Писанием. Тезис протестантизма, отвергающий предание.

SOSEIN

Sosein (нем.) - так-бытие; конкретное, качественно определённое бытие.

SPECIES

Species (лат.) - вид.

SPIRITUS

Spiritus (лат.) - дух.

STATUS

Status (лат.) - положение, состояние.

STATUS NASCENDI

Status nascendi (лат.) - состояние зарождения.

STATUS QUO ANTE

Status quo ante (лат.) - предшествующее состояние,

SUB SPECIE AETERNI (AETERNITATIS)

Sub specie aeterni (aeternitatis) (лат.) - под видом вечности, с т. зр. вечности (Спиноза).

SUBREPTIO

Subreptio (лат.) - ложное доказательство, подстановка, подмена.

SUBSISTENTIA

Subsistentia (лат.) - субстанциальное бытие; существование идеальных сущностей; существование в качестве знания.

SUBSUMPTIO

Subsumptio (лат.) - подведение под общее.

SUI GENERIS

Sui generis (лат.) - своего рода.

SUMMA

Summa (лат.) - свод. Жанр схоластич. трактата.

см. Сумма.

SUMMUM BONUM

Summum bonum (лат.) - высшее благо. Бог.

SUPER-EGO

Super-ego (лат.) - «сверх-Я».

см. Психоанализ.

Τέλος

Τέλος (telos) (греч.) - цель.

Τέχνη

Τέχνη (techne) (греч.) - умение, ремесло, искусство. Противопоставляется творчеству природы (см. Φύσις).

Τόνος

Τόνος (tonos) (греч.) - напряжение. Интенсивность космич. духа (пневмы), имеющая различные степени. Понятие стоич. физики.

Τόπος νοητός

Τόπος νοητός (topos noetos) (греч.) - мыслимое место. Умопостигаемое пространство, в котором находятся эйдосы (Платон).

TABULA RASA

Tabula rasa (лат.) - чистая доска. У Локка - сознание до всякого опыта. Выражение употребляли Аристо-тель, Альберт Великий и др.

TAEDIUM VITAE

Taedium vitae (лат.) - пресыщение жизнью.

TANTUM COGNOSCITUR, QUANTUM DILIGITUR

Tantum cognoscitur, quantum diligitur (лат.) - познаем настолько, насколько любим (Августин).

TANTUM POSSIMUS, QUANTUM SCIMUS

Tantum possimus, quantum scimus (лат.) - мы можем столько, сколько знаем (Ф. Бэкон).

TERMINUS

Terminus (лат.) - термин, понятие; предел.

TERMINUS A QUO

Terminus a quo (лат.) - исходный пункт.

TERTIUM COMPARATIONIS

Tertium comparationis (лат.) - третий член сравнения, критерий сравнения.

TERTIUM NON DATUR

Tertium non datur (лат.) - третьего не дано. В ср.-век. логике - формулировка закона исключённого третьего.

TOTO CAELO

Toto caelo (лат.) - в целокупности.

TOTUM PRO PARTE

Totum pro parte (лат.) - целое вместо части.

TRIVIUM

Trivium (лат.) -трёхпутье. Первый цикл «свободных искусств» (см, Аrtes liberales): грамматика, диалектика, риторика.

UBERMENSCH

Ubermensch (нем.) - сверхчеловек.

ULTIMA RATIO

Ultima ratio (лат.) - последний довод. В ср.-век. сборниках судебных документов - «последнее слово» подсудимого.

UMGREIFENDE

Umgreifende (нем.) - охватывающее. Обозначение трансценденции у Ясперса.

UNGRUND

Ungrund (нем.) - бездна, безначаль-ность, безоеновность. Символ-понятие, которое Бёме применял к богу.

UNIO MYSTICA

Unio mystica (лат.) - таинетвенный союз. Соединение с абсолютом.

см. Мистика.

URPHANOMEN

Urphanomen (нем.) - прафеномен. Первообраз, сохраняющийся во всех явлениях живого. Термин Гёте, заимствованный Шпенглером.

VELLEITAS

Velleitas (лат.) - способность к волению.

VERITAS

Veritas (лат.) - истина.

VERITES DE FAIT

Verites de fait (франц.) - истины факта (Лейбниц).

VERITES DE RAISON

Verites de raison (франц.) - истины разума (Лейбниц).

VIA

Via (лат.) - путь, метод.

VIA ANTIQUA

Via antiqua (лат.) - старый путь. Метод, господствовавший в схоластич. логике до кон. 12 в.

VIA EMINENTIAE

Via eminentiae (лат.) - определение через сравнение.

VIA MODERNA

Via moderna (лат.) - современный путь. Логич. метод поздней схоластики (кон. 13-14 вв.). Также - антисхоластич. метод рационалистов нового времени.

VIA NEGATIONIS

Via negationis (лат.) - определение через отрицание.

VIA NOVA

Via nova (лат.) - метод схоластич. логики, ориентированный на аристотелевскую теорию вывода (кон. 12- 13 вв.).

VINCULUM SUBSTANTIALE

Vinculum substantiale (лат.) - субстанциальная связь.

VIRTU

Virtu (итал.) - доблесть, добродетель. У итал. гуманистов - гармо-нич. единство телесной и духовной энергии.

VIS PROBANDI

Vis probandi (лат.) - сила доказательства.

VIS VITALIS

Vis vitalis (лат.) - жизненная сила.

VIVERE MILITARE EST

Vivere militare est (лат.) - жить - значит бороться (Сенека).

VOLO, ERGO SUM

Volo, ergo sum (лат.) - желаю, следовательно существую. Тезис Мен де Бирана, противопоставленный тезису Декарта Cogito, ergo sum.

VOLONTE GENERALE

Volonte generale (франц.) - всеобщая воля. Воля, формирующаяся в результате самоограничения людьми своих прав по «общественному договору».

VOLUNTAS SUPERIOR EST INTELLECTU

Voluntas superior est intellectu (лат.) - воля превыше разума (Дунс Скот).

Χάρισμα

Χάρισμα (charisma) (греч.) - см. Xаризма.

Ύλη

Ύλη (hyle) (греч.) - материя, вещество, материал.

Ζώον πολιτικόν

Ζώον πολιτικόν (zoon politikon) (греч.) - животное общественное. Определение человека у Аристотеля.

Предыдущая страница Следующая страница