Приглашаем посетить сайт
Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "ICH"-"Z")
Ichts (нем.) - слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»). В философии Бёме - принцип, разделяющий божеств. единство. |
Id (лат.) - оно. Бессознательное в психике; см. Фрейд; Психоанализ. |
Idea dubia (лат.) - сомнительная идея. |
Ideae innatae (лат.) - врождённые идеи; см. Врождённое знание. |
Idem per idem (лат.) - то же через то же. Логич. ошибка в определении. |
Idola fori (лат.) - идолы площади. Заблуждения, вызванные неточнее стью, условностью, образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон). |
Idola specus (лат.) - идолы пеще- · ры. Заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон). |
Idola theatri (лат.) - идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэкон) . |
Idola tribus (лат.) - идолы племени. Заблуждения, обусловленные родовой ограниченностью человека (Ф. Бэкон). |
Ignorabimus (ignoramus et ignorabimus) (лат.) - не узнаем (не знаем и не узнаем). Указание на предел в познании того или иного явления. |
Ignorantia non est argumentum (лат.) - незнание - не аргумент. Положение римской юриспруденции. |
Ignoratio elenchi (лат.) - неведение довода. Логич. ошибка, при которой доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть опровергнуто. |
Ignotum per ignotum (лат.) - неизвестное через неизвестное. Ошибка в объяснении или рассуждении. |
Illiquidum (лат.) - неочевидное. |
Impetus (лат.) - побуждение, стремление. У Иоанна Филонова и в до-галилеевской механике - «приобретённая сила». У Гассенди - свойство атомов. |
Implicite (лат.) - см. Explicate - implicite. |
In abstracto (лат.) - отвлечённое. |
In actu (лат.) - см. Actu. |
In adjecto (лат.) - в определении. |
In aeternum (лат.) - в вечности, навечно. |
In concrete (лат.) - в определ. случае; в действительности. |
In corpore (лат.) - в совокупности. |
In dubio (лат.) - под сомнением. |
In infinitum (лат.) - в беспредельное, без конца. |
In potentia (лат.) - в возможности. |
In re (лат.) - в реальности; в вещах. |
In statu nascendi (лат.) - в состоянии зарождения. |
In vestigio (лат.) - см. Per vestigium. |
Incerta incertibus (лат.) - (доказывать) недостоверное недостоверным. |
Incompossibilitas (лат.) - несовместимое с возможным (Дунc Скот). |
Individuum est ineffabile (лат.) - неделимое есть невыразимое. Схоластич. тезис. |
Influxus physicus (лат.) - физич. влияние. Обозначение взаимодействия души и тела у Декарта и окказионалистов. |
Innerlichkeit (нем.) - внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, сокровенная сущность. |
Intellectus agens (лат.) - разум деятельный. см. Νούς ποιητικός. |
Intellectus archetypus (лат.) - интеллект, понятия которого являются не отображениями, а первообразами предметов (archetypa). Непосредственно созерцающий, божеств. рассудок (Кант). |
Intellectus ectypus (лат.) - интеллект, понятия которого являются лишь отображениями (ectypa) предметов. В философии Канта - человеч. рассудок. |
Intentio (лат.) - направленность, стремление, усилие. см. Интенционалъностъ. |
Intentio animi (лат.) - внимание (направленность) духа. Термин схоластич. психологии, восходящий к Августину. |
Intentio prima (лат.) - направленность мысли на объект, создающая предмет познания или познаваемый образ. Схоластич. термин. |
Intentio secunda (лат.) - направленность мысли на объект, создающая понятие познаваемого предмета, вкладывающая в него смысл. Схоластич. термин. |
Intuitus mentis (лат.) - созерцание ума; интеллектуальная интуиция. |
Ipse dixit (лит.) - сам сказал. см. Αυτός έφα. |
Ipso facto (лат.) - самим фактом. |
Jenseits (нем.) - потустороннее. |
Jenseits von Gut und Bose (нем.) - по ту сторону добра и зла (Ницше). |
Juxtapositio (лат.) - рядоположение (в противоположность соподчинению). |
Κάθαρσις (katharsis) (греч.) - см. Катарсис. |
Κένωσις (kenosis) (греч.) - опустошение. В эллинистич. философии и вост. патристике - похождение бога в мир, творение мира. |
Καιρός (kairos) (греч.) - надлежащая мера; благоприятный момент; удача; выгода. |
Καλοκαγαθία (kalokagathia) (греч.) - идеал физич. и нравств. совершенства. см. Калокагатия. |
Κατάληψις (katalepsis) (греч.) - постижение; восприятие. |
Κατ' εξοχήν (kat'exochen) (греч.) - по преимуществу; прежде всего. |
Κοιναί έννοιαι (koinai ennoiai) (греч.) - общие убеждения. Понятия, непосредственно почерпнутые из опыта и предшествующие науч. знанию (стоики). |
Κήρυγμα (kerygma) (греч.) - извещение, проповедь, керигма. |
Κόσμος νοερός (kosmos noeros) (греч.) - космос мыслящий (интеллектуальный). В неоплатонизме - бытие, жизнь и мышление, воспроизводящие мир идей. |
Κόσμος νοητός (kosmos noetos) (греч.) - космос мыслимый (интеллигибельный). В неоплатонизме - мир самодовлеющих идей, прообразов. |
Λόγος (logos) (греч.) - см. Логос. |
Λάβε βιώσας (lathe biosas) (греч.) - живи незаметно (Эпикур). |
Λόγος ενδιάθετος (logos endiathetos) (греч.) - слово внутреннее. Внутренняя речь (стоики). Логос, существующий в боге (Филон Александрийский). |
Λόγος προφορικός (греч.) (logos propliorikos) - слово произносимое. Речь изустная, звучащая (стоики). У Филона Александрийского-логос, исходящий из бога; также - Λόγος προφατικός (logos prophatikos). |
Λόγοι σπερματικοί (logoi spermatikoi) (греч.) - семенные логосы. «Осеменяющие» мир идеи, из крых прорастают космич. связь и индивидуальные существования (стоики, Плотин). |
Laissez faire, laissez aller (франц.) - позволять действовать, позволять идти (своим ходом). Лозунг физиократов. |
Lato sensu (лат.) - в широком смысле. |
Lebenswelt (нем.) - жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначающий взаимосвязь дорефлексивных очевидностей и уверенностей. |
Lex (lex naturalis) (лат.) - закон (естественный закон). |
Liaison universelle (франц.) - всеобщая связь (Лейбниц). |
Liberum arbitrium (лат.) - свобода выбора. |
Libido (лат.) - влечение. Энергия эротич. желания (см. Психоанализ). |
List der Vernunft (нем.) - хитрость разума (мирового). Несовпадение индивидуальных целей и объективных результатов, для достижения которых мировой разум как бы использует частные цели людей (Гегель). |
Lumen (naturale и supranaturale) (лат.) - свет (естественный и сверхъестественный). Цицерон о естеств. свете разума. По Августину, полнота знания достигается благодаря излучаемому богом сверхъестеств. свету, дополняющему естеств. свет. |
Μονή (mоne); μονή-πρόοδος-επιστροφή (mone - proodos - epistrophe) (греч.) - пребывание; пребывание - похождение - возвращение. У Прокла - моменты триады: пребывающее в себе единство - переход его во множество - возвращение единства к себе. |
Μυστήριον (mysteriou) (греч.) - мистерия, таинство. |
Μη ον (me on) (греч.) - небытие. Иногда - относит. небытие, «ещё не бытие». Ср. Ούκ όν. |
Μετάβασις εις άλλο γένος (metabasis eis allo genos) (греч.) - переход в другой род. Логическая ошибка. |
Man (нем.) - неопределённо - личное местоимение. У Хайдеггера - мир безликого неистинного существования. |
Materia primo prima (лат.) - первая материя первого рода. Чистая возможность всего (Дунс Скот). |
Materia secunda (лат.) - вторая материя. Оформленные тела (Дунс Скот). |
Materia secundo prima (лат.) - первая материя второго рода. Безразличный субстрат любой формы (Дунс Скот). |
Materia tertio prima (лат.) - первая материя третьего рода. Субстрат определ, формы (Дунс Скот). |
Materialiter (лат.) - материально, в отношении материи. |
MAX (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, ныне Туржани, Чехословакия, - 19. 2. 1916, Хар, близ Мюнхена), австр. философ-идеалист, физик. Проф. физики в Граце (с 18S4), проф. физики и ректор нем. университета в Пpaге (с 1867), проф. философии Венского университета (1895- 1901). М. принадлежит ряд важных физич. исследований. Филос. работы М. получили широкую известность в кон. 19 - нач. 20 вв. благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классич. (ньютониан ской) физики. Представлениям об абс. пространстве, времени, движении, силе и т. п. М. противопоставил-релятивистское понимание этих категорий, утверждая, что они субъективны по своему происхождению (см. Махизм). В духе субъективного идеализма М. считал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки - лишь описание этих «ощущений». М. оказал значит. влияние на становление и развитие неопозитивизма. Субъективноидеалистич. идеи М.. были подвергнуты резкой критике В. И. Лениным («Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т. 18) и Г. В. Плехановым (см. со. «Против филос. ревизионизма», 1935). в рус. пер.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому, М.,19082; Познание и заблуждение, М., 1909; Филос. и естеств.-науч. мышление, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 1,СПБ, 1912; Осн. идеи моей естеств.науч. теории познания.... там же, сб. 2, СПБ, 1912. Планк М., Теория физич. познания Э. М., в сб.: Новые идеи в философии, сб. 2, СПБ, 1912; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 3; .,Неnning H., E. Mach als Philosoph, Physiker und Psychologe, Lpz., 1915· Heller K. D., E. Mach, W.- N. Y., 1964. |
MECTP (Maistre) Жозеф Мари де (1.4.1753, Шамбери, Савойя,- 26.2.1821, Турин), граф, франц. публицист, политич. деятель и католич. философ. Воспитан иезуитами, в 1774 окончил Туринский университет. В 1802-17 посланник сардинского короля в Петербурге, где были-написаны осн. соч.: «Опыт о порождающем принципе человеч. учреждений» («Essai sur le principe generateur des constitutions politiques...», 1810), «О папе» («Du pape...», v. 1-2, 1819), «Петербургские вечера...» («Les soirees de St. Petersbourg...», v. l-2, 1821). В начале деятельности М. рассчитывал с помощью масонства способствовать установлению обновлённого религ. миропорядка. Великую франц. револю-цию считал божеств. карой за грехи человечества В антиреволюц. трактате «Соображения о Франции» («Considerations sur la France...», 1796) М. выступал против руссоистских идей обществ. договора и естеств. добродетели, а также рационализма вольтеровского типа. Политич. воззрения М. обусловлены его идеей о внесении в мир религ. упорядоченности: её пособника-ми и установителями он готов признать не только Бурбонов или Наполеона, но даже революц. правительство, поскольку оно отрешилось от анархии (отсюда скандально знаменитая апология палача как вершителя порядка). Идеально упорядоченным обществом М. считал ср.-век. Европу 12-13 вв., предлагая «реставрировать» тео-кратич. конгломерат монархич. государств, спаянный непосредств. духовным авторитетом папы. Как философ истории М.- сторонник религ. провиденциализма; божеств. провидению противится злое, своевольное начало. Вместе с Л. Бональдом М. явился идеологом европ. клерикальномонархич. движения 1-й пол. 19 в. Oeuvres completes, v. l-14, Lyon, 1884-86. История философии, т. 3, М., 1943, с. 380-84; R o h d e n, Р. R., J. de Maistre als politischer Theoretiker, Munch., 1929; В а у l e F., Les idees politiques de J. de Maistre, P., 1945. |
Medicina mentis (лат.) - медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз). |
Mens (лат.) - дух, разум, ум. |
μΜίμεσις (mimesis) (греч.) - мимесис. см. в ст. Подражание. |
Modus operandi (лат.) - способ действия. |
Modus probandi (лат.) - способ доказательства. |
Modus vivendi (лат.) - способ существования., |
Moral insanity (англ.) - моральный недуг. |
Moral sense (англ.) -- нравстн. чувство. |
Mundus (intelleglbilis, sensibilis) (лат.) - мир (умопостигаемый, ощущаемый). |
MАHAC (санскр. - ум), одно из осн. понятий др.-инд. философии; ум в самом широком смысле, охватывающий все ментальные проявления; интеллект, способность к пониманию, т. е. к осмысливанию впечатлений, воспринятых через органы чувств. и к ответу на эти впечатления; восприятие, чувство, сознание, воля; внутр. орган восприятия и познания; инструмент (способность), с помощью которого возникают мысли, а объекты восприятия воздействуют на душу (М. в отличие от атмана и пуруши принадлежит телу и, как правило, подвержен уничтожению, гибели). М. часто помещают в сердце (уже в «Ригведе») - средоточие ментальной деятельности. Согласно учению ньяи, М. - тонкая, неделимая, вечная субстанция, не имеющая частей, служащая душе инструментом восприятия психич. явлений. Он бесконечно мал, подобен атому. М. - это внутр. восприятие, противопоставленное внешнему (бахья); оно возникает при контакте М. с психич. состояниями. Вместе с пятью внеш. чувствами М. образует шесть органов познания, но в отличие от них он лишён материальности. Ум, как и тело, отличны от «Я». Для вайшешики М. - последний (девятый) вид субстанций, неощутимое начало, существование которого выводится на основании особых рассуждений. В санкхье М. понимается как центр. орган, руководящий деятельностью органов познания и органов действия; М. состоит из частей и может находиться в одноврем. контакте с неск. чувствами; он придаёт определённость чувств. восприятиям. М. - сложный продукт пракрити, подвержен возникновению и уничтожению. В йоге М. вместе с эмпирич, «Я» и интеллектом составляет тонкое тело, с которым связана душа. Для последователей джайнизма М. материален, поскольку он является соединением атомов. В буддизме М., напротив, нематериален; вместе с материальным телом и бесформенным сознанием (видж-няна) он образует то целое, которое условно называется Человеком. При этом мадхьямика считает М. нереальным, тогда как йогачара исходит из реальности М.: он состоит из потока идей и выступает как единств. реальность, объекты же внеш. мира суть лишь идеи, образы, рождённые М. Саутрантика и вайбхашика· признают реальность М. наряду с реальностью внеш. объектов. |
Νούς (nus) (греч.) - ум. см. Нус. |
Νόησις (noesis) (греч.) - мышление. |
Νούς παθητικός (nus pathetikos) (греч.) - ум, претерпевающий, пассивный. У Аристотеля - ум, возникающий u погибающий вместе с телом. |
Νούς ποιητικός (nus poietikos) (греч.) - ум творящий. Термин Аристотеля. |
Νόησις νοήσεως (noesis noeseos) (греч.) - мышление мыслящее (само себя). У Аристотеля - перводвигатель. |
Natura naturans (naturata) (лат.) - природа творящая (сотворённая). Термины лат. пер. комм. Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её порождения. |
Natura non facit saltus (лат.) - природа не делает скачков. Выражение встречается в «Философии ботаники» Линнея; принцип философии Лейбница. |
Natura rerum (лат.) - природа вещей; вселенная. |
Nego (лат.) - отрицаю. Термин, обозначающий отрнцат. суждения. Первой гласной E обозначают общеот-рицат., второй О - частноотрицат. суждения (ср. Affirmo). |
Nervus probandi (лат.) - нерв доказательства. Основной аргумент. |
Nexus causalis (лат.) - причинная связь. |
Nexus effectivus (лат.) - действительная, причинная связь (Кант). |
Nexus finalis (лат.) - целевая связь; конечное звено связи (Кант). |
Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu (nisi inlel-lectus ipse) (лат.) - нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах. Ср.-век. тезис, восходящий к Аристотелю. Локк противопоставляет его учению Декарта о врождённых идеях. Лейбниц дополняет тезис: ... кроме самого разума. |
Nihil humani mihi alienum (лат.) - см. Homo sum. |
Nisus formativus (лат.) - усилие формирующее (см. Александер). |
Νόημα (noema) (греч.) - мысль. см. Ноэсис и ноэма. |
Νόμος (nomos) (греч.) - см. Номос и фюсис. |
Non esse (лат.) - небытие. |
Non finilo (лат.) - неопределённость, беспредельность. |
Non liquet (лат.) - не ясно. |
Non plus ultra (пер plus ultra) (лат.) - непревзойдённое, крайний предел. |
Non sequitur (лат.) - не следует. |
Nosce te ipsum (лат.) - см. Познай самого себя. |
Notio (лат.).- понятие. |
Notiones communes (notitiae communes) (лат.) - общие понятая. Спиноза противопоставляет эти формы адекватного познания универсалиям как несовершенным схоластич. обобщениям. |
Notiones disparatae (лат.) - несравнимые понятия. |
Nudis verbis (лат.) - голословно, бездоказательно. |
Numen (лат.) - божество; божественное (вообще). |
Όλος (holos) (греч.) - целый. Целостность. |
Ουσία (usia) (греч.) - сущность; бытие. |
Ούκ όν (uk on) (греч.) - небытие. Иногда - абс. небытие. Ср. Μη όν. |
Omne verum omni vero consonat (лат.) - все истины согласуются друг с другом. Схоластич. тезис. |
Omnis determinatio est negatio (лат.) - см. Determinant) est negatio. |
Onus probandi (лат.) - бремя доказательства. |
Ordo ordinans (лат.) - упорядочивающий порядок. Ног. Схоластич. выражение. У Фихте - организующий мировой разум. |
Ordre du coeur (франц.) --- порядок (строй) сердца. Паскаль противопоставляет порядок (строй, рассудок) сердца порядку ума. |
P - обозначение предиката суждения в логике (по первой букве лат. слова «praedicatum» - сказуемое). |
Πάθος (pathos) (греч.) - страсть, страдание; состояние, свойство. |
Παιδεία (paideia) (греч.) - воспитание; культура. |
Παρουσία (parusia) (греч.) -- присутствие. Наличие идей в вещах (Платон). Второе пришествие Христа. |
Πρόληψις (prolepsis) (греч.) - предвосхищение. У эпикурейцев - эмпирич. общее понятие о повторяющемся явлении. У стоиков - первичное общее понятие, врождённое, но действующее лишь в связи с чувств. опытом. |
Πρόοδος (proodos) (греч.) - см. Μονή. |
Πάντα ρεί (panta rei) (греч.) - всё течёт. Выражение, приписываемое Гераклиту. |
Πρώτη φιλοσοφία (prole philosophia) (греч.) - первая философия. Так Аристотель назвал метафизику; Вольф - онтологию. |
Πρώτον κινούν (proton kinun) (греч.)- см. Перводвигателъ. |
Πρώτον ψεύδος (proton pseudos) (греч.) - первичная ложь. Ошибочный начальный тезис. |
Πύρ τεχνικόν (руr technikon) (греч.)- творч. огонь. У стоиков - творящая часть мировой субстанции, космич. бог. |
Per se (лат.) - благодаря себе, самостоятельно. |
Per vestigium (лат.) - по следам. У Бонавентуры - созерцание божеств. «следов» в чувств. вещах. Связывая следы воедино, можно достигнуть мгновенного созерцания - in vestigio. |
Perincertus (лат.) - весьма недостоверный. |
Phaenomenom bene fundatum (лат.) --феномен, хорошо обоснованный (Лейбниц). |
Philosophia (est) ancilla theologiae (лат.) - философия - служанка теологии (Пётр Дамиани). |
Philosophia perennis (лат.) - вечная философия. Непреходящая основа философии, сохраняющаяся во всех учениях. Так называли свою философию томисты. |
Philosophia prima (лат.) - см. Πρώτη φιλοσοφία. |
Pia desideria (лат.) - благие намерения . |
Πλήρωμα (pleroma) (греч.) - полнота. У гностиков - полнота божеств. абсолюта, порождающего эоны. |
Possest (лат.) - возможность-бытие. Категория философии Николая Кузанского: совпадение акта и потенции в боге. |
Post factum (лат.) - после события. |
Post hoc, ergo propter hoc (лат.) - после этого, значит по причине этого. Неправильное заключение, логич. ошибка. |
Praedicabilia (лат.) - см. Предика-билии. |
Primum movens (лат.) - см. Πρώτον κινούν. |
Principium (лат.) - начало, основа, принцип. |
Principium individuationis (лат.) - принцип индивидуации. |
Principla non sunt multiplieanda (лат.) - принципы не следует умножать (без необходимости). Одна из формулировок «бритвы Оккама». |
Prius (лат.) - предшествующий, первичный. |
Privatio (лат.) - см. Στέρησις. |
Pro et contra (лат.) - за и против. Схоластич. метод ведения дискуссии, при кром выдвигаются два ряда противоречащих аргументов. |
Probatio liquidissima (лат.) - ясней-шее доказательство. |
Profession de foi (франц.) - исповедание веры, мировоззрение. |
Proprium (лат.) - см. Ίδιον. |
Propter hoc (лат.) - см. Post hoc... |
Quadrivium (лат.) - четырёхпутье. Второй цикл «свободных искусств» (см. Artes liberales); арифметика, геометрия, музыка, астрономия. |
Qualitas (лат.) - качество. |
Qualitas occulta (лат.) - скрытое качество. |
Quantitas (лат.) - количество. |
Quasi (лат.) - якобы, будто бы; подобно. |
Quaternio terminorum (лат.) - учет-верение терминов. Нарушение ло-гич. правила, согласно крому в силлогизме должно быть не больше и не меньше трёх терминов. |
Qui nimium probat, nihil probat (лат.) - кто доказывает много, тот ничего не доказывает. Ошибочное выдвижение лишних доказательств, противоречащих основным. |
Quia (лат.) - ибо. |
Quidditas (quiditas) (лат.) - «чтойность». Сущность вещи. Схоластич. термин, соответствующий аристотелевской формальной причине (το τί έστιν; το τί ήν είναι). |
Quinta essentia (лат.) - пятая сущность. см. Квинтэссенция. |
Quod erat demonstrandum (лат.) - что и требовалось доказать. |
Ratio (лат.) - разум, рассудок, основание, причина, довод, смысл, способ, мотив. |
Ratio agendi (лат.) - основание действия. |
Ratio cognoscendi (лат.) - основание познания. |
Ratio essendi (лат.) - основание бытия. |
Reductio ad absurdum (лат.) - сведение к нелепости. Приём опровержения. |
Reductio ad impossibile (лат.) - сведение к невозможности. Приём опровержения. |
Regressum ad infinitum (лат.) - уход в бесконечность. |
Res (лат.) - вещь (в широком смысле: реальность), предмет, событии. |
Res cogitans (лат.) - мыслящее. |
Res extensa (лат.) - протяжённое. |
Res individuales (лат.) - индивидуальные (неделимые) вещи. |
Res Integra (лат.) - вещь целостная. |
Res singulares (лат.) - единичные вещи. |
Reservatio mentalis (лат.) - мысленная оговорка..Напр., невысказанная оговорка, лишающая клятву её обязательности. |
Respective (дат.) - соответственно. |
Resultant (англ.) - см. Emergent. |
Roseau pensant (франц.) - мыслящий тростник. Так Паскаль называл человека. |
S - обозначение субъекта суждения в логике (по первой букве лат. слова «subjectum» - подлежащее). |
Στέρησις (steresis) (греч.) - лишённость (формы). В учении Аристотеля о субстрате противоположностей - негативная противоположность эй-доса - формы. |
Sacrificium intellectus (лат.) - жерт-вованне интеллектом. Отказ от мышления. |
Sapienti sat - см. Dictum sapienti sat. |
Schone Seele (нем.) - прекрасная душа. По Шиллеру, человек, у которо-го моральный долг и склонность совпадают. |
Scintilla animae (лат.) - см. Seelen-funklein. |
Seelenfunklein (нем.) - искорка души. Выражение восходит к гностикам n неоплатоникам. В нем. ср.-век. мистике (Экхарт ндр.) n учениях Реформации - частица бога в человеч. душе. |
Sehnsucht (нем.) - стремление, томление. |
Sensu eminentiori (лат.) - в высшем (превосходящем) смысле. Напр., предикаты, приписываемые богу, надо понимать в превосходящем смысле. |
Sensus (лат.) - чувство, смысл, ощущение, понимание. |
Sensus communis (лат.) - см. Здравый смысл. |
Sie et non (лат.) - да и нет. Название книги Абеляра, написанной по методу pro et contra (см.). |
Signature rerum (лат.) - знаковость вещей. Внеш. форма вещей, через которую бог сообщает об их внутр. сущности (Парацельс, Бёме). |
Simpliciter (лат.) - просто, без оговорок. |
Συμβεβηκός (symbebekos) (греч.) - см. Accidens. |
Sola fide (лат.) - только верой (спасётся человек). Тезис Лютера. |
Sola Scriptura (лат.) - только Писанием. Тезис протестантизма, отвергающий предание. |
Sosein (нем.) - так-бытие; конкретное, качественно определённое бытие. |
Species (лат.) - вид. |
Spiritus (лат.) - дух. |
Status (лат.) - положение, состояние. |
Status nascendi (лат.) - состояние зарождения. |
Status quo ante (лат.) - предшествующее состояние, |
Sub specie aeterni (aeternitatis) (лат.) - под видом вечности, с т. зр. вечности (Спиноза). |
Subreptio (лат.) - ложное доказательство, подстановка, подмена. |
Subsistentia (лат.) - субстанциальное бытие; существование идеальных сущностей; существование в качестве знания. |
Subsumptio (лат.) - подведение под общее. |
Sui generis (лат.) - своего рода. |
Summa (лат.) - свод. Жанр схоластич. трактата. см. Сумма. |
Summum bonum (лат.) - высшее благо. Бог. |
Super-ego (лат.) - «сверх-Я». см. Психоанализ. |
Τέλος (telos) (греч.) - цель. |
Τέχνη (techne) (греч.) - умение, ремесло, искусство. Противопоставляется творчеству природы (см. Φύσις). |
Τόνος (tonos) (греч.) - напряжение. Интенсивность космич. духа (пневмы), имеющая различные степени. Понятие стоич. физики. |
Τόπος νοητός (topos noetos) (греч.) - мыслимое место. Умопостигаемое пространство, в котором находятся эйдосы (Платон). |
Tabula rasa (лат.) - чистая доска. У Локка - сознание до всякого опыта. Выражение употребляли Аристо-тель, Альберт Великий и др. |
Taedium vitae (лат.) - пресыщение жизнью. |
Tantum cognoscitur, quantum diligitur (лат.) - познаем настолько, насколько любим (Августин). |
Tantum possimus, quantum scimus (лат.) - мы можем столько, сколько знаем (Ф. Бэкон). |
Terminus (лат.) - термин, понятие; предел. |
Terminus a quo (лат.) - исходный пункт. |
Tertium comparationis (лат.) - третий член сравнения, критерий сравнения. |
Tertium non datur (лат.) - третьего не дано. В ср.-век. логике - формулировка закона исключённого третьего. |
Toto caelo (лат.) - в целокупности. |
Totum pro parte (лат.) - целое вместо части. |
Trivium (лат.) -трёхпутье. Первый цикл «свободных искусств» (см, Аrtes liberales): грамматика, диалектика, риторика. |
Ubermensch (нем.) - сверхчеловек. |
Ultima ratio (лат.) - последний довод. В ср.-век. сборниках судебных документов - «последнее слово» подсудимого. |
Umgreifende (нем.) - охватывающее. Обозначение трансценденции у Ясперса. |
Ungrund (нем.) - бездна, безначаль-ность, безоеновность. Символ-понятие, которое Бёме применял к богу. |
Unio mystica (лат.) - таинетвенный союз. Соединение с абсолютом. см. Мистика. |
Urphanomen (нем.) - прафеномен. Первообраз, сохраняющийся во всех явлениях живого. Термин Гёте, заимствованный Шпенглером. |
Velleitas (лат.) - способность к волению. |
Veritas (лат.) - истина. |
Verites de fait (франц.) - истины факта (Лейбниц). |
Verites de raison (франц.) - истины разума (Лейбниц). |
Via (лат.) - путь, метод. |
Via antiqua (лат.) - старый путь. Метод, господствовавший в схоластич. логике до кон. 12 в. |
Via eminentiae (лат.) - определение через сравнение. |
Via moderna (лат.) - современный путь. Логич. метод поздней схоластики (кон. 13-14 вв.). Также - антисхоластич. метод рационалистов нового времени. |
Via negationis (лат.) - определение через отрицание. |
Via nova (лат.) - метод схоластич. логики, ориентированный на аристотелевскую теорию вывода (кон. 12- 13 вв.). |
Vinculum substantiale (лат.) - субстанциальная связь. |
Virtu (итал.) - доблесть, добродетель. У итал. гуманистов - гармо-нич. единство телесной и духовной энергии. |
Vis probandi (лат.) - сила доказательства. |
Vis vitalis (лат.) - жизненная сила. |
Vivere militare est (лат.) - жить - значит бороться (Сенека). |
Volo, ergo sum (лат.) - желаю, следовательно существую. Тезис Мен де Бирана, противопоставленный тезису Декарта Cogito, ergo sum. |
Volonte generale (франц.) - всеобщая воля. Воля, формирующаяся в результате самоограничения людьми своих прав по «общественному договору». |
Voluntas superior est intellectu (лат.) - воля превыше разума (Дунс Скот). |
Χάρισμα (charisma) (греч.) - см. Xаризма. |
Ύλη (hyle) (греч.) - материя, вещество, материал. |
Ζώον πολιτικόν (zoon politikon) (греч.) - животное общественное. Определение человека у Аристотеля. |