Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОМЕ"-"ОЩУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОМЕ"-"ОЩУ")

ОМЕЛЬЯНОВСКИЙ

Михаил Эразмович [19.1 (1.2). 1904, Киев, - 1.12.1979, Москва], сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1968), акад. АН УССР (1948). Чл. КПСС с 1938. Окончил Ин-т красной профессуры философии и естествознания (1931). Зав. кафедрой диа-лектич. материализма (марксизма-ленинизма) Воронежского химико-технологич. института (1931-44), с 1944 в Ин-те философии АН СССР, директор (1940-52) Ин-та философии АН УССР, зам. директора (1955- 1965), зав. отделом филос. вопросов естествознания (с 1965) Ин-та философии АН СССР. Разрабатывал проблемы диалектич. материализма и филос. вопросы естествознания; гл. направление исследований - филос. проблемы совр. физики. Один из авторов и редактор ряда книг серии «Диалектич. материализм и совр. естествознание».

В. И. Ленин и физика XX в., М., 1947; Диалектич. материализм - методологич. основа совр. физики, в кн.: Диалектика и совр. естествознание, М., 1970; Комментарии к ст. Н. Бора, в кн.: Бор Н., Избр. науч. труды, т. 2, М., 1971; Диалектика в совр. физике, М., 1973.

ОНТОГЕНЕЗ

ОНТОГЕНЕЗ (греч.ον, род. падеж o - сущее и - рождение, происхождение), процесс развития индивидуального организма, в отличие от филогенеза как процесса формирования систематич. группы. Термин «О.» введён в 1866 Э. Геккелем, исходившим при этом из своей концепции индивидуального развития как краткого воспроизведения филогенеза. В О. выделяются количественная (увеличение размеров и живой массы организма, продолжительность жизни) и качественная (дифференцировка, появление новых функций и структур) стороны. В ходе О. у высших животных и человека сменяются сравнительно чётко отграничиваемые фазы: эмбриогенез, созревание, взрослое состояние, старение. У беспозвоночных и низших позвоночных наблюдаются разнообразные типы О., нередко сопровождающиеся перестройкой всей структуры организма (метаморфоз).

Направленный, согласованный характер изменений при О. уже в древности (Аристотель) и в ср. века выдвигался в качестве довода в пользу наличия в организме некой «жизненной силы». В эпоху Возрождения распространилось учение о преформации, т. е. о наличии внутри зародыша всех частей организма в неявном «предобразованном» (преформированном) виде (см. Преформизм). В 18 в. на смену концепции преформации пришло учение об эпигенезе (Ж. Бюффон, К. Ф. Вольф, П. Л. Мопертюи), сторонники которого рассматривали О. как ряд качеств. новообразований.

Согласно совр. представлениям, новообразования, непрерывно происходящие в ходе О. под влиянием среды, выступают в единстве с моментом преформизма, поскольку реализуемые во взрослом организме наследств. признаки записаны уже в исходной зиготе на молекулах вещества ДНК, структурированного в генах. Противоречие между консервативной наследств. стороной развития организма и индивидуальной изменчивостью, прямо или косвенно связанной со средой и приспособлением, снимается в филогенезе, ведущем к фиксации полезных изменений хода О. через естеств. отбор в новом и также относит. постоянстве более совершенного (или более адекватного данной среде) генотипа, обусловливающего и новый тип О. В трактовке функциональной стороны О. в биологии 20 в. преобладают два методологически различных подхода: «от целого к частному» (Дж. Когхилл) и «от частного к целому», или теория локальной интеграции (А. А. Волохов, Дж. Баркрофт, М. Малколм). Согласно первому подходу, в О. сначала формируются неспе-цифич. реакции, из которых затем вычленяются специа-лизиров. акты; согласно второму, первичны локальные формы активности, развивающиеся затем в целостную систему функций. Помимо О. организма в целом, говорят также об О. отд. органов, функций, об О. поведения и психики. Выявление закономерностей О. человеч. сознания в его связи с биологич. и социальными факторами воспитания и формирования личности способствует исследованию всего комплекса психич. явлении как целостной развивающейся системы.

см. к ст. Филогенез.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ - метод доказательства, при помощи которого необходимость существования чего-либо выводится из мысли о нём; в зап.-европ. философии выступал методом связи категорий бытия и мышления.

Парменид выдвинул тезис о том, что поскольку мысль о бытии является необходимо истинной, следовательно, бытие существует; бытие и мышление - одно и то же. Эта идея повлияла на учения Платона и неоплатоников о бытии и истине, а также на ср.-век. понимание бога как полноты бытия и блага. В теологии О. а. использовался в т. н. онтологич. доказательстве бытия бога: если понятие «бог» построено правильно, то такое качество, как существование, будет обязательно в нём содержаться, если же мы не включаем в его содержание «существование», то оно не будет понятием бога. Употребление этой идеи для доказательства бытия бога встречается у Филона Александрийского и Боэция, наиболее полно у Августина. Ансельм Кентерберийский дал формулировку О. а., которую впоследствии воспроизводили чаще других: бог есть то, более чего нельзя помыслить, но т. к. существующее в действительности превыше существующего только в мысли, то бог существует. Его современник Гаунило выдвинул возражения, которые также часто использовались критиками О. а.: нельзя от понятия переходить к реальности его объекта, т. к. любое содержание понятия относится само по себе только к мыслимому. Впоследствии Фома Ак-винский, признавая, что сущность (понятие) бога совпадает с его существованием, отрицал тем не менее онтологич. доказательство на том основании, что сущность бога нам неизвестна и поэтому нельзя из неё выводить существование. Последний вариант О. а., непосредственно связанный с платоновской традицией и греч. патристикой, дал Николай Кузанский.

В рационалистич. гносеологии нового времени О. а. направлял поиск абсолютно достоверных элементов познания. У Декарта из безусловной истинности индивидуального бытия выводилась необходимость абс. бытия (т. е. бога), из чего, в свою очередь,- реальность физич. мира. Декартовское доказательство критиковали Гассенди и Локк, напротив, Мальбранш и Спиноза всесторонне развернули его содержание и в онтологии, и в гносеологии. Лейбниц, признавая O.a., ограничил его требованием предварит. доказательства возможности совершенного существа.

Фундаментальную критику О. а. дал Кант, указавший, что «бытие не есть реальный предикат», а потому оно не может быть включено в понятие бога наряду с др. предикатами; бытие есть лить «полагание» ве-щи, и как таковое оно ничего не прибавляет к содержанию понятия. У Фихте, Шеллинга и Гегеля обнаруживается реставрация О. а. Возражая Канту, Гегель утверждал, что понятие «бог» является единств. понятием, в сущность которого необходимым образом входит существование. В системе Гегеля О. а. также используется при описании перехода абсолютной идеи от её раздвоения в «сущности» к единству в «понятии»: возвращаясь в своё единство, понятие становится объективностью, т. е. из понятия выводится имманентно в нём содержавшаяся необходимость его объективного существования.

В новейшей бурж. философии проблема О. а. теряет свою остроту. Оценки О. а. - от признания его несостоятельности до согласия со всеми или некоторыми его аспектами - в основном определяются близостью философа к той или иной классич. традиции. Марксистская философия рассматривает О. а. как пустую тавтологию, не выдерживающую критики истории и разума (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 40, с. 232-33).

Франк С.Л., К истории онтологич. доказательства, в кн.: Предмет знания, П., 1915, с. 437-504; Proof of god's existence. Recent essays on the ontologlcal argument, N. Y., 1965.

ОНТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ - субъентивно-идеалистич. направление в методологии и философии науки, сводящее теоретич. знание к эмпирич. процедурам измерения. Основатель - Бриджмен, выдвинувший концепцию О. в работе «Логика совр. физики» («Logic ?? modern physics», 1927). Согласно О., смысл того или иного понятия синонимичен соответствующему множеству операций. Первоначально О. выдвигал требование, чтобы подобные операции были обязательно физическими, а для науч. понятий - операциями измерения (т. е. инструментальными), поскольку только те понятия выражают физич. реальность, которые могут быть определены различными физич. операциями. Т. о., концепция О. имела ярко выраженный эмпирически-метафизич. характер и была близка доктрине логич. позитивизма. Под влиянием критики Бридж- мен смягчил свои первоначальные требования и расширил круг допустимых для определения понятий операций, включив в них т. н. умственные операции (вербальные операции и манипуляции с символами), что по существу превратило О. в нечто неопределённое.

О. абсолютизировал операциональные определения, признав их универсальным способом формирования теоретич. понятий. В действительности же посредством операциональных определений формулируются лишь эмпирич. условия применимости теоретич. понятий.

Если в 30-40-х гг. некоторые операционалистские идеи оказывали воздействие на ряд школ и течений в физике, психологии и социологии, то в совр. условиях О. полностью утратил своё влияние.

Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1905, с. 327-30; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 10;

см. также лит. к ст. Бриджмен.

ОПИСАНИЕ

ОПИСАНИЕ - этап науч. исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента или наблюдения с помощью определ. систем обозначений, принятых в науке. О. производится как путём обычного языка, так и спец. средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т. д.). О. подготавливает переход к теоретич. исследованию объекта в науке (см. Объяснение).

ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ

ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ - отношение одного понятия (или объекта) к другому, мыслимое и познаваемое лишь через третье понятие (объект), так что последнее выступает в качестве основания для соотношения исходных; характеризует структуру к.-л. процесса или деятельности в плане достижения определ. целей или результатов. Предметным воплощением структуры 0. выступает то или иное средство. Простейший и наиболее типичный пример О. - предметная, трудовая деятельность, где основанием опосредствованного отношения человека к миру является орудие труда, от характера которого произведен результат деятельности.

Как понятие диалектики, логики и теории познания О. характеризует структуру познават. процесса. Опосредствованное знание есть обоснованное, обусловленное, выводное. Объяснение, обоснование, доказательство представляют собой форму О. исходных предпосылок. Мышление, преследуя цели доказательства, является дискурсивным процессом, каждый новый шаг которого опосредствован предыдущим. Отношение непосредственного и опосредствованного в познании выступает как отношение между мыслимым предметом и формами его логич. развёртывания.

см. также Непосредственное знание.

ОППОРТУНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРЕДЕЛИМОСТЬ

ОПРЕДЕЛИМОСТЬ - одно из осн. понятий методологии дедуктивных наук, связанное с особенностями и возможностями языковых средств описания и формализации, а также с аксиоматич. построением теорий. Различают О. синтаксическую и семантическую (см. Синтаксис и Семантика). Понятие синтаксически определимо в данной теорий, если на её языке можно записать явное (номинальное) определение этого понятия через др. понятия той же теории, причём такое, что его (определения) замыкание доказуемо в данной теории. Т. е. понятие синтаксически определимо, если возложен перевод содержащих это понятие выражений (аксиом, теорем) теории в дедуктивно эквивалентные выражения той же теории, в которых определимое понятие всюду замещено понятиями, его определяющими. Синтаксич. О. - это вопрос о связи понятий (терминов) теории, подобный вопросу о связи её утверждений по отношению выводимости. Поэтому теоретически важно иметь общий метод доказательства О. или её отрицания. Именно такой метод дают теоремы об О. Э. Бэта и В. Крейга, устанавливающие эквивалентность синтаксич. О. и некоторых ограничит. условий на характер моделей теории. Обе эти теоремы апеллируют к понятию семантич. О. (введено А. Тарским, 1933), которая относится к выразит. возможностям языка теории, к связи понятий (терминов) теории

с действительностью. Семантич. О, означает «ото-бразимость» в теории объектов действительности (в т.ч. и абстракций - свойств, множеств, отношений и т. п.), свидетельствуя о наличии их «языковой модели». Понятие к.-л. содержательной области семантически определимо в теории, если найдётся формула (выражение), переводящая это понятие на язык теории (причём такая, что её замыкание выполнимо в указанной содержательной области). Про объекты области, семантически определимые в теории, говорят, что они определимы в этой области. Хотя синтаксич. и семантич. О. различны, их можно поставить в связь в метаязыке, полагая зависимость семантич. О. объекта в области от истинности синтаксич. определения этого объекта в той же области.

Линдон Р., Заметки по логике, пер. с англ., М., 1968, с. 113-16; Клини С. К., Математич. логика, пер. с англ., М., 1973, с. 432-40; Садовский В. Н., Смиpнов В. А., Полная и неполная О. в теориях первого порядка, в кн.: Методы логич. анализа, М., 1977.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ - категории марксистской философии, выражающие собой противоположности, единством и взаимопроникновением которых является человеч. предметная деятельность. Опредмечивание - это процесс, в котором человеч. способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом» (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 121). Деятельность опредмечивается не только во внеш. результате, но и в качествах самого субъекта: изменяя мир, человек изменяет самого себя.

Распредмечивание - это процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой обществ. мир. О. и р. раскрывают внутр. динамизм материальной и духовной культуры как живого целого, существующего только в процессе непрерывного воспроизведения его и созидания человеч. деятельностью.

О. и р. заключают в себе три уровня: во-первых, деятельность вызывает в объекте или наследует из него такие изменения, которые аналогичны действию сил самой природы; во-вторых, она создаёт и воссоздаёт произведения культуры, наследует и творит её ценности; в-третьих, совершается О. и р. самого субъекта, его приобщение к другим субъектам, включение в межчеловеческие отношения, в историческую связь с обществом.

Открытие К. Марксом категорий О. и р. имеет фундаментальное значение для исследований в области филос. проблемы человека, для осмысления принципов и перспектив коммунистич. воспитания.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

ОПРОВЕРЖЕНИЕ - доказательство ложности либо неправильности выдвинутых утверждений, предположений или доказательств. Логику преим. интересует О. доказательства - наиболее важный вид О. Подобное О. можно осуществлять, 1) опровергая тезис доказательства, 2) опровергая аргументы доказательства, 3) опровергая способ доказательства. При О. тезиса либо устанавливают его ложность (посредством указания противоречащих ему фактич. обстоятельств или вывода из него ложных следствий), либо строят самостоят. доказательство антитезиса - суждения, противоречащего тезису. При О. оснований доказательства или его аргументов используют те же приёмы, что и при О. тезиса. При О. формы доказательства выясняют, что тезис логически не следует из аргументов. Наиболее сильным является О. тезиса доказательства. О. аргументов или способа доказа-тельАва сами по себе не устанавливают ошибочности доказываемого тезиса и могут способствовать поиску его корректного доказательства. Процедура О. широко используется во всех областях познават. деятельности человека, являясь её рациональным критич. элементом.

Асмус В. Ф., Учение логики о доказательстве и О., М., 1954; Лакатос И., Доказательства и О., пер. с англ., М., 1967.

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЫТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ"

"ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ" («An essay concerning human understanding»), осн. филос. соч. Локка, над которым он работал почти 20 лет (преим. в Голландии). Первое изд. было опубл. в 1690 в Лондоне. В «Опыте» содержатся гл. идеи Локка по вопросам теории познания, философии языка, логики и психологии. В 1-й кн. даётся развёрнутая критика идеалистич. учения о врождённых идеях. Во 2-й кн. с позиции материалистич. сенсуализма Локк анализирует человеч. опыт, развивает учение о простых и сложных идеях, в духе механистич. материализма решает проблему первичных и вторичных качеств. В 3-й кн. разрабатывается концептуалистское учение о природе языка. 4-я кн. посвящена анализу познават. процесса и проблеме истины; в ней рассматриваются учение о степенях достоверности нашего знания (знание интуитивное, демонстративное, чувственное) и понятие вероятности.

Лучшее совр. издание «Опыта» подготовлено W.Yolton (1961). Франц. и лат. пер. вышли в свет соответственно в 1700 и 1701, нем. пер. в 1755. На рус. яз. «Опыт» был впервые издан в 1898; он вошёл в кн.: Локк Дж., Избр. филос. произв., т. 1, I960.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

ОРГАНИЗМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ - группа концепций в области философии естествознания и методологии науч. познания, использующих понятия организма и организации (и связанный с ними понятийный аппарат) для решения проблем структурных уровней и возникновения новых качеств.О. т. в той или иной степени близки к организмич. установкам, разработанным в органицизме, однако различные организмич. концепции выдвигались задолго до того, как органицизм был сформулирован и нашёл последоват. выражение в теоретич. биологии и общей теории систем. К числу О. т. могут быть причислены биологич. воззрения Аристотеля, ряда ср.-век. учёных, а также Шеллинга и Гегеля. В сер. 19 - нач. 20 вв. под влиянием успехов эволюц. теории и кризиса механистич. установок в науке возникла тенденция к истолкованию в качестве организма объектов гуманитарных наук: языка (А. Шлейхер), произведения искусства («органич. критика» А. А. Григорьева), общества (Спенсер; органич. школа в социологии). В 20 в. появились новые О. т., носящие специально-науч. характер (гештальтпсихология; «организмальная биология» У. Риттера, 1919; организмич. интерпретация зоопсихологии К. Л. Морганом, 1921-22), а также неправомерно претендующие на некую универсальность (холизм, органич. индетерминизм, эмерджентная эволюция).

см. к ст. Органицизм.

ОРГАНИЦИЗМ

ОРГАНИЦИЗМ - филос.-методологич. и общенауч. концепция, кладущая в основу объяснения широкого круга природных явлений понятия, организации и организма.

Термин «О.» ввёл в 1918 англ. физиолог Дж. С. Холдейн, создавший материалистич. в своей основе концепцию, направленную против господствовавших в теоретич. биологии 20 в. механистич. и неовиталистских взглядов. Однако концепции, лежащие в русле органицистских идей, выдвигались задолго до формулирования О. (см. Организмические теории). В сходном, но несколько более широком плане (не только для физиологии, но и для др. биологич. дисциплин, включая таксономию, экологию и т. н.) идеи 0. в 1920- 1930-х гг. были конкретизированы Дж. Вуджером, давшим им формально-логич. интерпретацию. Органи-цистский принцип был развит Берталанфи в предложенной им общей теории систем. Начиная с 50-х гг. как организмич. логика, так и теория систем под влиянием кибернетики выросли в самостоят. специально-науч. направления. Вместе с тем др. течения в рамках О. испытали сильное влияние гештальтпсихологии, «органич. философии» А. Уайтхеда, эмерджентной эволюции С. Александера и К. Л. Моргана и холизма Я. Смэтса и А. МейерАбиха. Выступая против редук-ционизма и механистич. подхода к феноменам биологич. и социальной организованности, сторонники О. нередко выдвигают ряд принципов, находящих применение в диалектич. объяснении некоторых сторон действительности. Заслуги О. связаны с последоват. разработкой концепции уровней организации и анализом некоторых аспектов диалектики части и целого (в особенности - обоснование примата целого перед частями и иерархии частей в органич. целых). Вместе с тем абсолютизация О. приводит к преувеличению роли фактора организованности и целостности в структуре объективной реальности, а гносеологич. О. приобретает формы, родственные интуитивизму. В последние десятилетия термин «О.» постепенно выходит из употребления, а концепции, развивавшие идеи О., практически прекратили существование.

Проблематика, связанная с диалектикой части и целого, уровней организации, интегрированностью и относит. целесообразностью устройства организма, разрабатывается на основе методологии диалектич. материализма.

Афанасьев В. Г., Проблема целостности в философии и биологии, М., 1964; Кремянский В. И., Структурные уровни живой материи, М., 1969; Мамзин A.C., Очерки по методологии эволюц. теории, Л., 1974; Проблема взаимосвязи организации и эволюции в биологии, М., 1978; Rittеr W.E., Unity of the organism, or the organismal conception of life, v. 1-2, Boston, 1919; Glad D.D., «Mind» as an organismic integration, в кн.: Theories of the mind, L.- N. Y., 1962.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА - в социологии, направление в бурж. социологии кон. 19 - нач. 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологич. закономерностями. Сравнение общества с организмом проводилось мн. авторами (Платон, Гоббс, Конт, Спенсер).

В отличие от своих предшественников, представители О. ш. [П. Ф. Лилиенфельд (Россия), А. Шеффле (Германия), Р. Вормс, А. Эснинас (Франция)] утверждали, что «общество и есть организм». Они подыскивали всё новые аналогии, доказывая (в различных вариантах) тождество общества и организма. Лилиенфельд приписывал обществу все черты организма - единство, целесообразность, специализацию органов. Роль кровообращения, напр., выполняет торговля, функции головного мозга - правительство. Шеффле рассматривал экономич. жизнь общества как обмен веществ в организме. Вормс доходил до крайностей, рассуждая о половых различиях обществ. организмов, об их органах выделения и т. д. В нач. 20 в. концепции О. ш. утратили популярность. По сравнению с попытками рассматривать общество как продукт произвольного соглашения между индивидами органич. подход был известным шагом вперёд. Однако в целом концепции О. ш. ненаучны. Их порок в том, что конкретно-ис-торич. изучение социальных явлений заменялось произвольными аналогиями. Вводимые понятия были расплывчатыми, социальные закономерности подменялись биологическими, целый ряд явлений обществ. жизни (конфликты, классовая борьба и т. д.) совершенно игнорировался или объявлялся «болезнями организма». Обществ. развитие должно, по мнению сторонников О. ш., происходить путём эволюции. Ссылка на организмич. природу общества часто служила апологии капитализма.

Марксисты употребляют термин «социальный организм». Однако в марксизме эти аналогии не подменяют конкретного изучения специфики и объективных законов обществ. жизни.

Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социалдемократов?, ПСС, т. 1; его же, Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964.

"ОРГАНОН"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРИГЕН

ОРИГЕН (-) (ок. 185, Александрия, - 253 или 254, Тир), христ. теолог, философ и учёный, представитель ранней патристики. Изучал антич. философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христ. школу в Александрии, но в 231 подвергнут осуждению со стороны александрийской и др. церквей, после чего перенёс свою преподават. деятельность в Палестину (вг. Кесарию). Во время очередной волны антихрист. репрессий был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.

Перечень соч. О. включал ок. 2000 «книг» (вантич. смысле слова). В работе по критике текста Библии О. выступил как наследник александрийской филологич. традиции и одновременно как основатель библейской филологии. Философия О. - стоически окрашенный платонизм. Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, О. вслед за Филоном Александрийским разрабатывал доктрину о трёх смыслах Библии - «телесном» (буквальном), «душевном» (моральном) и «духовном» (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение. Сотворение мира богом О. толковал как вечно длящийся акт: прежде этого мира и после него были и будут др. миры, Эсхатологич. оптимизм О. отразился в учении о т. н. апокатастасисе, т. е. о неизбежности полного «спасения», просветления и соединения с богом всех душ и духов (как бы независимо от их воли), включая дьявола, и о временном характере адских мук. Доктрина О. об аскетич. самопознании и борьбе со страстями оказала сильное влияние на становление монашеской мистики в 4- 6 вв., а выработанная им система понятий широко использовалась при построении церк. догматики (у О., напр., впервые встречается термин «богочеловек»). В эпоху расцвета патристики приверженцами О. были Евсевий Кесарийский, Григорий Назианзин и особенно Григорий Нисский. Др. теологи резко осуждали О. за «еретич.» мнения (учение об апокатастасисе) и за включение в состав христ. догмы несовместимых с ней тезисов антич. философии (в частности, платоновского учения о предсуществовачии душ). В 543 О. был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана I; однако влияние его идей испытали многие мыслители средневековья.

в рус. пер.: Творения О., в. 1 - О началах, Каз., 1899; Против Цельса, ч. 1, Каз., 1912.

Болотов В., Учение О. о св. Троице, СПБ, 1879; История философии, т. 1, М., 1940, с. 390-81; Volker W., Das Vollkommenheitsideal des Origenes, Tub., 1931; DanielouJ., Origene, P., 1948.

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ (Ortega у Gasset) Xoce (9.5.1883, Мадрид, - 18.10.1955, там же), исп. философидеалист, публицист и обществ. деятель. Активно выступал кан журналист. С началом гражд. войны (1936) эмигрировал в Лат. Америку; в 1945 вернулся в Европу, в 1948 - в Испанию, где под его руководством был основан Ин-т гуманитарных наук. До конца живни оставался открытым противником франкизма.

Филос. взгляды О.-и-Г. складывались под влиянием марбургской школы неокантианства. Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры он стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историч. бытии, которое он вначале в духе философии жизни трактовал антропологически, затем под влиянием нем. экзистенциализма (Хайдеггер) - как духовный опыт не-посредств. переживания, как «вслушивание» в жизнь с помощью «жизненного разума» (свой синтез различных филос. концепций О.и-Г. называл «рациовитализмом»).

В социологии наибольшую известность получило соч. О.-и-Г. «Восстание масс» («La rebelion de las masas», 1930). Исходя из противопоставления духовной «элиты», творящей культуру, и «массы» людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, он считал осн. поли-тич. феноменом 20 в. идейно-культурное разобщение «элиты» и «масс», а следствием этого - общую социальную дезориентацию и возникновение «массового общества». В эстетике выступал как теоретик модерниз-ма («Дегуманизация искусства», 1925, в рус. пер. 1957, в кн.: «Совр. книга по эстетике»). Оказал влияние на европ. бурж. социологию (гл. обр. в постановке проблем «массового общества» и «массовой культуры»),

Obras completes, v. 1-9, Madrid, 1953-7l3; Obras ineditas, ??. 1-7], Madrid, 1957-62; El espectador, v. 1-8, Madrid, 19150-1963.

Давыдов Ю. H., Искусство и элита, М., 1966; Долгов K.M., Философия культуры и эстетика X. О.-и-Г., в кн.: О совр. бурж. эстетике, в. 3, ?., 1972; Зыкова А. Б.

Учение о человеке в философии X. О.-и-Г., М., 1978; Fеrrater Mora J., Ortega у Gasset: an outline of his philosophy, L., 1956; Abellan J. L., Ortega у Gasset en la filosofia espaflola, Madrid, 11966]; Moron A. C., El slstema de Ortega у Gasset, Madrid, [1968]; Aguado E., Ortega у Gaaset, Madrid, [1970].

ОРТОДОКСИЯ

ОРТОДОКСИЯ (от греч. ?? ?? - прямой, правильный и - мнение), «правильная» доктрина, фиксированная авторитетными инстанциями религ. общины (церкви в христианстве, ал-умма в исламе и т. п.) и обязательная для всех членов этой общины; противоположность О. - ересь. Понятие О. имеет смысл применительно к тем религиям, в которых необходимым условием выполнения долга перед богом признаётся не только культ (как вантич. язычестве, не знавшем теологии), но и «чистое учение». Можно говорить об О. ислама, зрелого иудаизма, различных направлений буддизма; особенно чётко разработана О. христ. вероисповеданий. В авторитарно организованных филос. школах, основанных на культе основателя (напр., позднем неоплатонизме), также наблюдаются явления, аналогичные О. и ереси.

ОРУЭЛЛ

ОРУЭЛЛ (Orwell) Джордж [псевд.; наст. имя и фам. Эрик Артур Блэp (Blair)] (25.6.1903, Мотихари, Индия, - 21.1.1950, Лондон), англ. писатель и публицист. Представитель совр. антиутопии, оказавший после 2-й мировой войны значит. влияние на зап. обществ. мысль и бурж. социологию. В кон. 20-х гг. сблизился с мелкобурж. радикалами; в рядах анархистской организации ПОУМ участвовал в гражд. войне 1936-39 в Испании, был ранен и, разочаровавшись в революц. идеалах, перешёл на позиции либерального реформизма и антикоммунизма. Большое влияние на творчество О, оказали Дж. Свифт, С. Батлер, Дж. Лондон, Д. Лоренс, Е. И. Замятин. Известность О. принесли очерки о бедственной жизни англ. шахтёров, воспоминания о войне в Испании, лит.-критич. и публицистич. работы. Однако лит. и политич. репутация О. связана почти исключительно с его сатирой «Ферма животных» («Aniinal farm», 1945), проповедующей бессмысленность революц. борьбы, и с романом-антиутопией «1984 год» (194?), в котором изображается общество, идущее на смену капитализму и бурж. демократии. Непосредств. целью этого романа было развитие до логич. абсурда концепции Дж. Бёрн-хема о т. н. революции управляющих и её социологич. и лит.-художеств, критика. Будущее общество, по О.,- тоталитарный иерархич. строй, покоящийся на изощрённом физич. и духовном порабощении масс, полном попрании свободы и достоинства личности; это общество материальных лишений, всеобщего страха и ненависти.

С субъективно-идеалистич. позиций О. рассматривает проблемы отчуждения, свободы и необходимости, истинности знания, манипуляции, сознанием и поведением личности, пытается обосновать волюнтаризм в политике. Предостережение о некоторых опасных тенденциях и протест против подавления свободы личности сочетаются с проповедью бесперспективности освободит. борьбы трудящихся за лучшее будущее, что позволило идеологам реакции воспользоваться творчеством О. для широкой антикоммунистич. пропаганды. Мн. образы, метафоры и афоризмы О. широко употребляются в совр. бурж. социологии, политологии, журналистике и пр. В 60-70-х гг. на Западе возрос интерес к идейному наследию О., за которое ведут острую борьбу как реакционные, ультраправые силы, так и мелкобурж. радикалы, усматривающие в О. предшественника «новых левых» и считающие, что мн. тенденции совр. зап. общества предвосхищены в оруэлловских описаниях 1984 года.

Down and out in Paris and London, L., 1933; Burmese days, ?, ?., 1934; The road to Wigan Pier, L., 1937;Нопище to Catalonia, L., 1938; Coming up for air, L., 1939; The collected essays, journalism and letters of G. Orwell, ed. by S. Orwell and J. Angus, v. 1-4, ?. ?., 1968 (библ.).

Мортон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., ?., 1956, гл. 7; Семенов Ю. Н., Обществ. прогресс и социальная философия совр. буржуазии, М., 1965, гл. 2, § 2; Шахназаров Г., Этот прекрасный новый мир в этом пресловутом 1984 г., «Иностр. литература», 1979, № 7; Rees R., George Orwell fugitive from the camp of victory, Carbondale, 1962; The world of George Orwell, ed. M. Gross, N. Y., 1972; Stansky P., Abrahams W., The unknown Orwell, L.. 1972; Burgess A., 1985, Boston, 1978; Crick В., Orwell George: A life, L., 1980.

Э. А. Араб-Оглы.

ОРФИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСНОВАНИЕ

ОСНОВАНИЕ - достаточное условие для чего-либо: бытия, познания, мысли, деятельности. Напр., О. материальных явлений - это их причины; О. поступков - их мотивы; О. суждений - др. суждения (посылки) или опыт. Разыскание О. наз. обоснованием; обосновать чтолибо - значит привести О. (довод) в его защиту, сделать убедительным. В этом смысле обоснованием равно являются и указание причины, и индукция из факта, и логич. вывод. Существуют различные уровни, глубина О. В сфере дедукции последними О, являются логич. законы: каждый из них обосновывает логически правильную связь суждений; поэтому, чтобы обосновать к.-л. связь суждений, надо привести её к форме логич. закона. Вместе с тем невозможность указать О. для к.л. суждения не является логич. свидетельством ложности этого суждения, если только сама эта невозможность, в свою очередь, не обоснована логически. Последним, однако, часто пренебрегают, довольствуясь субъективной уверенностью в отсутствии О. Поэтому нередки случаи, когда положения, считавшиеся в течение долгого времени ложными, получали затем достаточные О. их истинности. В этом, в частности, проявляется объективный характер О., а также и закона достаточного О., у которого в логике (классической, интуиционистской и минимальной) есть важный формальный аналогтеорема: если при допущении суждения отрицается его следование из к.-л. посылки, то допущенное суждение ложно.

Вопрос о поиске и законности О. для оценки суждений восходит к античности. Уже Платон, возражая софистам, заметил, что О. не должно заключаться в субъективной воле человека, иначе придётся признать законность противоречивых посылок и считать любые суждения обоснованными. Эта мысль была развита в аристотелевском «принципе непротиворечия», а в совр. логике - в требовании чисто логич. обоснования науч. теорий.

"ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ"

"ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ" («Principi di una scienza nuova d'intorno alia comune natura delle na?ioni»), осн. соч. Вико. Сохранились три редакции: 1725, 2 изд. 1730, 3 изд., посмертное, подготовленное автором, 1744. Соч. состоит из 5 книг и заключения. 1-я кн. «Об установлении оснований» открывается хронологич. таблицей истории, подлежащей осмыслению: Вико ставит себе задачей понять пути действия «божеств. промысла» в обществах, руководствовавшихся естеств, законом, т. е. у древних языч. народов; история древнееврейского и христ. народов как история богопознания в «откровении» исключена Вико из рассмотрения. Далее излагаются принципы и метод всего соч. и филос.-историч. системы Вико. 2-я кн. - «О поатич. мудрости», т. е. о постижении человеком явлений природы и общества в чувственно-фантастич. образах: Вико даёт здесь первую интерпретацию мифологич, сознания как отражения действит. жизни и в то же время как фактора, предопределяющего обществ. отношения, век» чело-веч. культуру на одредел. стадии развития. 3-я кн. - «Об открытии истинного Гомера» - спец. экскурс об эпохе распада мифологич. сознания и сложения «Естественного права народов Греции», героически-арис-тократич. формы государственности. В 4-й кн. - «О поступательном движении, совершаемом нациями» Вико излагает свою идею циклич. развития - от зарождения через расцвет к упадку - как отд. языч. обществ. так и всех их проявлений - языков, юриспруденции, форм общежития, нравов и т. д. Эта идея завершается в 5-й кн. - «О возвращении человеческих вещей при возрождении наций», где Вико утверждает повторение во времени трёхчленного историч. цикла. В заключении («О вечном и естественном государстве...») Вико резюмирует общее представление о единстве и закономерности всемирной истории в конкретно-историч. формах.

Переводы: нем. - 1822, 1924; франц. - 1844; англ. - 1948; рус. - 1940.

"ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО"

"ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО" («Grundsatze der Philosophie der Zukunft». Zurich, 1843), одно из осн. соч. Фейербаха, написано в форме 65 тезисов. В 1-м изд. имелось небольшое предисловие.

Новая философия мыслилась Фейербахом как разрешение антитезы «традиционная теология - спекулятивная философия». В теологии человеч. сущность фигурирует как особое божеств. существо. Спекулятивная философия (в наиболее полной мере - гегелевская) представляет собой рационализированную теологию, возвращающую человеку его сущность, но сводящую её к абстрактному разуму. Бескровность, безжизненность сущности человека в спекулятивной философии разоблачает тайну единства этой последней и старой теологии - принесение жизни в жертву абстракции, существования - в жертву сущности. Как гегелевская философия является реализацией и отрицанием старой теологии, так и новая философия является реализацией и отрицанием философии Гегеля.

Прежде всего Фейербах критикует идею тождества мышления и бытия. Бытие есть то, что суверенно по отношению к мысли, независимо от неё и постигается чувством, созерцанием. В ощущении, в созерцании объект, а не мысль, является источником действия. Эмпиризм справедливо полагает источник наших идей в чувствах, но не осознает, что «понятие объекта в непосредственном смысле есть не что иное, как понятие чужого Я» (Фейербах Л., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 183). Чувств. переживание чужого «Я» является условием восприятия любого объекта. Поэтому идеализм прав, когда он ищет источник идей в человеке, а не в вещах, как эмпиризм, но он абсолютизирует самоопределяемость человеч. мысли, ибо «Я» определяется в соотношении с «Ты». «И с т и н-н а я диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Т ы» (там же, с. 203). Имея своим предметом не абстрактную сущность, а живого индивида в его отношении к другому индивиду, новая философия обнаруживает тенденцию практическую, «она выступает вместо религии, ...она воистину - сама религия» (там же, с. 204).

Критика Фейербахом старой метафизики и теологии оказала, по словам К. Маркса и Ф. Энгельса, значит. влияние на формирование их филос. взглядов.

Рус. пер.: 1923, 1955, в кн.: Фейербах Л., Избр. филос. произв., т. 1.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"

"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ" («Elementa Philosophiae»), филос. трилогия Гоббса. 1-я часть - «Отеле» - впервые вышла в Лондоне в 1655. В ней с позиции меха-нистич. материализма строится картина телесного мира, рассматриваются законы движения и осн. свойства тел, анализируется проблема чувств. качеств. Работу «О теле» Гоббс считал основой своей филос. системы, т. к. в ней формулируется понимание философии как учения о телах (естественных и искусственных). 2-я часть трилогии - «О человеке» - вышла последней, в 1658. В ней содержится анализ процесса чувств. восприятия (прежде всего - зрительного), рассматриваются психологич. представления об аффектах, нравах и способностях людей. 3-я часть - «О гражданине» - была опубликована на лат. яз. в Париже в 1642. В ней в наиболее полной и систематизи-ров. форме изложены взгляды Гоббса на естеств. и гражд. состояние людей. Развивая учение о естеств. нраве и естеств. законах, Гоббс показывает причины образования государства (отвергая при этом религ. объяснения), оценивает различные виды правления, формулирует идею сильной абс. власти правителя. В работе «О гражданине» Гоббс также подчёркивает необходимость полного подчинения церк. власти светской. Лучшее англ. издание «Основ философии» содержится в собр. соч.: The English works of Th. Hobbes, ed. by W. Molesworth, v. 1-11, 1839-45. Первый рус. перевод 3-й части был осуществлён в 1914. Полностью филос. трилогия Гоббса опубликована в кн.: Гоббс Т., lisoj). произв., т. 1, 1965.

ОСОБЕННОЕ

ОСОБЕННОЕ - филос. категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов - единичного и общего. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и общим. Напр., понятие «русский» выступает как общее по отношению к каждому рус. человеку и как О. по отношению к понятию «славянин». Последнее выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как О. по отношению к понятию «человек». При более глубоком рассмотрении О. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и общим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории О., которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное - в его единстве с общим. О. выступает как реализованное общее. Категория О.- важный момент движения познания в глубь объекта.

ОСТИН

ОСТИН (Austin) Джон (26.3.1911, Ланкастер,-8.2. 1960, Оксфорд), англ. философ, представитель линг-вистич. философии. В своей концепции О. абсолютизировал позицию аналитической философии, согласно которой осн. цель филос. исследования - прояснение выражений обыденного языка. О. выступал против неверного употребления отд. слов и выражений теми или иными философами; он полагал, что результатом подобной критич. деятельности явится возникновение новой науки - некий симбиоз философии и лингвистики. Важное место в ранних работах О. занимает концепция «перформативных» и «констатирующих» высказываний; под первыми он понимал исполнит. высказывания, которые являются конкретным исполнением оп-редел. намерения, под вторым - высказывания, к которым применимы понятия истины (правдоподобия) и ложности. В дальнейшем под влиянием исследования новых лингвистич. фактов от этой концепции отказался. В детальных анализах О. вариантов значений слов обыден. яз. отчётливо выражены присущие лингвистич. философии субъективно-идеалистич. тенденции.

Sense and sensibilia, Oxf., 1962; How to do things with words, Camb., 1962; Philosophical papers, Oxf., 1970s.

Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 489-92; Богомолов А. С., Англ. бурж. философия XX в., М., 1973.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - филос.-социологич. понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с т. зр. сознат. осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Различают О. юридическую, моральную и т. д. В зависимости от субъекта ответств. действий выделяется индивидуальная, групповая, коллективная О. У индивида О. формируется как результат тех внеш. требований, крые к нему предъявляет общество, класс, данный коллектив. Воспринятые индивидом, они становятся внутр. основой мотивации его ответств. поведения, регулятором которого служит совесть. Формирование личности предполагает воспитание у неё чувства О., которая становится её свойством.

В. И. Ленин рассматривал О. в неразрывной связи с дисциплиной и организованностью, указывая на необходимость «особенно большое внимание обратить на развитие и укрепление товарищеской дисциплины трудящихся и всестороннее повышение их самодеятельности и сознания ответственности» (ПСС, т. 38, с. 96).

В социалистич. обществе, где утверждается принцип «один за всех и все за одного», где свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех, отношения ответств. зависимости приобретают характер действительно взаимных отношений. Цельность ответств. личности складывается на основе её практич. участия в коммунистич. строительстве, а ответств. поведение личности по отношению к обществу всё в большей мере соответствует её личным устремлениям. О. за определ. работу приобретает особое значение на совр. этапе коммунистич. строительства в условиях науч.-технич. революции, когда в значит. мере возрастают масштабы и сложность решаемых людьми проблем.

ОТДЕЛЬНОЕ

ОТДЕЛЬНОЕ - см. Единичное.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - см. в ст. Истина.

ОТНОШЕНИЕ

ОТНОШЕНИЕ - филос. категория, характеризующая взаимозависимость элементов определ. системы. Диа-лектич. материализм исходит из того, что О. носит объективный и универс. характер. В мире существуют только вещи, их свойства и О., которые находятся в бесконечных связях с др. вещами и свойствами, В. И. Ленин отмечал верную мысль Гегеля о том, что всякая конкретная вещь состоит в различных О. ко всему остальному (см. ПСС, т. 29, с. 124). О. может выступать в роли свойства или признака вещей. Вещь, взятая в разных О., выявляет различные свойства. Т. о., свойства определяются О., последнее включает в себя проявление свойств.

О. вещей и явлений друг к другу бесконечно многообразны: пространственные и временные, причинно-следственные, О. части и целого, формы и содержания, внешнего и внутреннего и др. Особый тип составляют общественные отношения.

Категория 0. тесно связана с понятием закона - как выражением существенных отношений между вещами, явлениями, их свойствами и связями. Науч. познание раскрывает сущность вещей, закономерности их возникновения и развития через выявление их О. с др. вещами. Характеризуя элементы диалектики, Ленин указывал на необходимость исследования О.: «Вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим», «отношения каждой вещи... не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь (явление, процесс...) связаны с каждой; ...бесконечный процесс раскрытия новых сторон, отношений...» (там же, с. 202, 203).

В совр. науке, в которой изучение устойчивых или повторяющихся взаимосвязей и О. между различными вещами, явлениями и процессами всё больше доминирует над описанием, классификацией и сопоставлением отд. свойств, значение категории О. существенно возрастает.

Уемов А. И., Вещи, свойства и О., М., 1963; ?айбекас А. Я., Вещь, свойство, О. как филос. категории, Томск, 1977.

ОТРАЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТРИЦАНИЕ

ОТРИЦАНИЕ - филос. категория, выражающая опре-дел. тип отношения между двумя последоват. стадиями, состояниями развивающегося объекта. О. является необходимым моментом процесса развития. Диалектика в «...позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф,, Сон., т. 23, С. 22). Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает стадии собств. О., т. е. становится качественно иным. Эта цепь О. старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. При этом развивающийся объект одновременно и становится иным, и в определ. смысле остаётся тем же самым. Напр., юность отрицает детство, и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя - старостью. Вместе с тем всё это - различные стадии развития одного и того же человека. Это непрерывное самоотрицание и характеризует прогрессирующее саморазвитие в природе, обществе и познании.

Диалектич. О.- это не голое, не «зряшное» О., а творч. О., когда старое не просто отбрасывается и уничтожается, но «снимается», положит. стороны его сохраняются в новом качестве. В. И. Ленин подчёркивал, что для диалектики существенно «...отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного...» (ПСС, т. 29, с. 207). Это «удержание», единство О. и преемственности в развитии составляет важную черту диалектич. О. как уни-верс. принципа бытия и познания.

О. в логике - логич. эквивалент оборота «неверно, что...» или просто частицы «не»; операция формализующая логич. свойства этих слов.

см. к ст. Отрицания отрицания закон.

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТЧУЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОУЭН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЩУЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница