Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВГЕМЕРИЗМ

ЕВГЕМЕРИЗМ - учение о происхождении религии из почитания и обожествления древнейших царей. Е. наз. также объяснение мифов и верований как проекции в мир богов и героев реальных историч. событий. В этом смысле Е. возник в Греции уже в 5 в. дон. э. как один из вариантов рационалистич. критики мифов; так, Геродор из Гераклеи пытался истолковать мифы о Геракле и о походе аргонавтов как фантастич. изо-бражение реальных.подвигов давних времён. Свое название Е. получил по имени Ёвгемера из Мессены (ок. 340 - ок. 260 до н. э.), автора кн. «Священная запись», дошедшей до нас в кратком пересказе Диодора Сицилийского (V 41-46). В жанре рассказа о путешествии по дальним морям Евгемер повествовал о счастливом о. Панхея и о надписи древнего царя Панхеи Зевса, в которой рассказывалось якобы о могущественных и мудрых царях Панхеи - Уране, Кроносе и Зевсе, побудивших своими благодеяниями воздавать им божеские почести. Евгемер рассказывал о том, как они наделили людей всеми достижениями цивилизации и описывал, как Зевс объездил с этой целью всю Землю. Аналогичным образом объяснял Евгемер и возникновение культов богов и героев. Соч. Ёвгемера было переведено на лат. язык рим. поэтом Эннием. Wipprecht F., Zur Entwicklung der rationalistischen Mythendeutung bei den Griechen, Bd l, 11, Tub., 1902-09; Buffiere F., Les mythes d'Homere et la pensie grecque, P., 1956.

ЕВДЕМ

ЕВДЕМ - из Родоса (2-япол. 4 в. до н. э.), др.-греч. философ. Представитель перипатетической школы, друг и ученик Аристотеля; наряду с Теофрастом ближайший претендент на должность схоларха Ликея ч качестве преемника Аристотеля. После избрания Теофраста (322 дон. э.), возможно, вернулся на Родос и основал там филиал школы, оставаясь в тесном контакте с Теофрастом (есть свидетельства о переписке). Все соч. Е. утрачены, остались только фрагменты в виде цитат у позднейших авторов. Из всех древних перипатетиков Е. - самый верный и догматич. последователь своего учителя (ср. одноимённые с соч. Аристотеля «Физику», «Аналитику» и др.). Герменевтич. (и, как предполагают, также текстология.) работа Е. над трактатами Аристотеля ставит его у истоков антич. аристотелеведения и комментаторской традиции. Другую группу соч. составляют особо ценные и много цитировавшиеся в древности историко-науч. и религиоведч. труды - осуществление намеченной Аристотелем программы энциклопедич. свода «принятых мнений» , подлежащих диа-лектич. обработке (ср. «Мнения физиков» Теофраста). Сюда относятся: история геометрии и арифметики (до Платона), история астрономии и история теологии (включавшая также негреч. теогонии), цитаты ив которых остаются уникальным источником. Распространённая в 19 в. т. зр., согласно которой Е. принадлежит «Евде-мова этика» Аристотеля, в наст, время оставлена.

f Фрагмент ы: W е h г l i Fr., Die Schule des Aristote-s, H. 8, Basel, 19692; Schobe U., Quaestiones Eude-meae de primo physicorum libro, Halle, 1931. Solmsen F., «American Journal of Philology», 1961, v. 82, p. 278-82; Aristoteles. Eudemische Ethik, ubers., komm. v. F. Dirlmeier, B., 19692; M o r a u ? P., Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd l, B.-N. Y., 1973, S. 8-9.

ЕГОРОВ

Анатолий Григорьевич (р. 25.10.1920, Ско-пин Рязанской обл.), сов. философ, акад. АН СССР (1974). Чл. КПСС с 1944. Окончил Моск. гос. пед. институт (1941). С 1946 на преподават. и журналистской работе, с 1956 гл. редактор журн. «Политич. самообразование». С 1961 зам. зав. отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС. С 1965 гл. редактор журн. «Коммунист», с 1974 директор ИМЛ при ЦК КПСС и с 1975 академик-секретарь отделения философии и права АН СССР. В 1961-60 чл. ЦРК, в 1966-76 - кандидат в чл. ЦК КПСС, с 1970 - чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР с 1974. Осп. работы по проблемам псто-рич. материализма, науч. коммунизма, эстетики и теории искусства.

В Искусство и обществ. жизнь, М., 1959; Содержание и форма в искусстве, в кн.: Основы марксистско-ленинской эстетики, М., 1960; О реакц. сущности совр. бурж. эстетики, М., 1961; Произ-во, научно-технич. творчество и эстетика, в сб.: Вопросы технич. эстетики, в. 1,М., 1968; Проблемы эстетики, ?., 19772; Progressive development in the arts, в сб.: Art and society, Moscow, 1968.

ЕДИНИЧНОЕ

ЕДИНИЧНОЕ - отдельное, индивидуальное, филос. категория, выражающая относит. обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей и событий, присущие им специфич. неповторимые особенности, составляющие их уникальную качеств. и количеств. определённость. Как E. может рассматриваться не только отд. предмет, но и целый класс предметов, если он берётся как нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определ. меры. Вместе с тем сам предмет есть некоторое множество частей, которые, в свою очередь, выступают как Е.

Конкретной, наличной формой своего существования единичная вещь обязана той системе закономерно сложившихся связей, внутри которой она возникает. «...Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему... Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д.» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 318). Общее укоренено в Е. как его сущность и раскрывается в понятии только через отражение Е. и особенного. Ещё Аристотель отмечал, что общее существует в неразрывной связи с единичным. Методология, подход, основывающийся на категории Е., ориентирует на поиск специфического в явлении, на обнаружение его качеств. своеобразия. Познание идёт от изучения единичных явлений к обнаружению в них особенного, а затем - к открытию общего, закономерного.

ЕДИНОЕ

ЕДИНОЕ (греч. ??), центр. категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счёте причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя именно благодаря Е. всякая вещь есть то, что она есть, а не иное (ср. определение Е. у Николая Кузанского как «неиного»).

Концепция Е. формируется в платонизме в процессе онтология, («теологич.») толкования платоновского «Парменида». Сверхбытийное понимание Е. наметилось, возможно, уже в неопифагореизме, однако ещё в среднем платонизме Е. - атрибут «первого бога», крый есть одновременно бытие и ум. Впервые отчётливую концепцию Е. дал Плотин («Эннеады» V 1, 8), крый, исходя из «Парменида», провёл различие между стоящим во главе иерархии универсума «Е. как таковым», «Е.-многим», или умом, и «Е. и многим», или душой (ср. «Парменид» 137 с, 144 е, 155 е). «Многое и Е.» и «многое как таковое» Плотин понимал соответственно как овеществлённый эйдос и как тела, а Прокл - как тела и как материю. С развитием неоплатонизма (Ямвлих, Прокл, Дамаский) всё более подчёркивается пропасть между Е. и сферой ума и бытия, непостижимость Е. умом. Душа, сосредоточившись на Е. в умной молитве, обретает его в сверхумном экстазе, но, не выдерживая непосредств. предстояния единому, которое появляется над горизонтом ума-бытия как «солнце из океана» (ср. Гомер, Илиада 8, 422), «теряет крылья» (ср. Платон, «Федр» 246 с) и вновь оказывается в пределах умопостигаемого или даже чувств. космоса, причём не может рассказать о виденном.

Восходящее к «Пармениду» апофатич. учение о Е. определило всю неоплатонич. традицию. Однако в неоплатонизме имеется и катафатич. учение об «Е.-благе», проводившееся с помощью принципа аналогии

(Е. так же соотносится с умопостигаемым бытием, как солнце с чувств. бытием) на основе ряда платоновских текстов: «Государства» (506-509 с), 2-го «Письма» [иерархия трёх принципов, из крых высший - «царь всего» (312 с) - был истолкован как Е.], анализа понятия блага в «Филебе» (20 в - 21 е), разработки соотношения Е. и бытия в «Софисте» (243d - 250d) и др.

В христ. теологии начиная с Евсевия Кесарийского (Ргаер. ??. XI 20) устанавливается соответствие между Е. и первым лицом Троицы (отцом как безначальным первоначалом). Неоплатонич. учение о Е. оказало сильное влияние на Псевдо-Дионисия Ареопагита (особенно в трактате «Мистич. теология») и всю традицию ср.-век. апофатической теологии.

Dodds E.R., The Parmenides of Plato and the origin of the Neoplatonic «One», «Classical Quarterly», 1928, v. 22, p. 129 - 143; Rist J. M., The Neoplatonic «One» and Plato's Parmenides, «Transactions and Proceedings of the American Philological Association», 1962, v. 93, p. 389-401;

см. также лит. к ст. Неоплатонизм.

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕРЕСЬ

ЕРЕСЬ (от греч. ??' - особое вероучение), отклонение в вопросах религ. доктрины от ортодоксии. В сознании приверженцев любой Е. она оценивается как «истинная» ортодоксия, а ортодоксия - как Е., так что сам по себе принцип доктринарного авторитаризма под сомнение не ставится. В средние века была наиболее распространённой формой выступления против церкви. Среди наиболее важных ересей в истории следует отметить: в христианстве - разные виды гностицизма, арианство, несторианство, монофиситство, лавликианство, богомильство, альбигойство (последние три - отголоски манихейства); в исламе - карматство; в иудаизме - течения, вызванные претендентами на сан мессии, вплоть до Я. Франка в 18 в.

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ - в идеологии Просвещения 17 -18 вв. сумма наиболее общих и отвлечённых религ. представлений («религия разума», «религия чувства»), выводимых из «человеч. природы» и не нуждающихся в авторитете откровения и догмы. В эпоху Великой франц. революции была попытка создать гос. культ на основе Е. р.

см. также Деизм.

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - в теологии (преим. католической) сумма тезисов (о бытии бога, о боге как «высшем благе», создателе и двигателе мира и т. п.), которая предполагается непосредственно доступной «естеств. способностям» ума, идущего путями идеалистич. умозрения; противопоставляется сверхразумным «истинам откровения».

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - см. в ст. Естественнонаучный материализм.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ - естественноисторич. материализм, стихийный материализм, «... стихийное, несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира, отражаемой нашим сознанием» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 367). Термин введён в кон. 19 в. Дж. Тин-далем как обозначение преобладающей мировоззренч. установки, которой руководствуются в своих спец, ис-: следованиях естествоиспытатели (в том числе и придерживающиеся идеалистич. филос. взглядов). Для Е. м, характерны, с одной стороны, уверенность в объектив-ном характере природы и её закономерностей, а с другой - признание их познаваемости средствами естествознания. Именно поэтому стихийный материализм неразрывно связан с филос. материализмом. На позициях Е. м. стояли и стоят мн. крупнейшие естествоиспытатели, открытия которых (напр., учение Дарвина о естеств. отборе, теория относительности Эйнштейна, учение А. М. Бутлерова о химия, строении) явились науч. подтверждением диалектич. методологии. В то же время у самих сторонников Е. м. он остаётся «..."стыдливым" и недодуманным до конца материализмом...» (там же, с. 307, прим.) и не даёт последоват. ответа на основной вопрос философии. МетодолоГич. слабость Е. м. выясняется при подходе с его позиций к проблемам истории и социологии, выходящим за рамки естествознания. Материалистич. понимание мира и истории в рамках Е. м, остаётся незавершённым. Однако и в пределах исследования природы Е. м. остаётся лишь незаконченным материализмом без сознат. применения диалектич. метода. Чтобы дать адекватную критику идеалистич. воззрений на природу и общество и всесторонне развернуть материалистич. понимание природных и обществ. явлений, учёный «... должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом» (там же, т. 45, с. 30).

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - см. в ст. Наука.

Предыдущая страница Следующая страница