Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖАНЕ

ЖАНЕ (Janet) Пьер (30.5.1859, Париж, - 24.2.1947, там же), франц. психолог и психопатолог. Продолжая работы франц. врача Ж. М. Шарко, развил психологич. концепцию неврозов, в основе крых, согласно Ж., лежат нарушения синтетич. функций сознания, утрата равновесия между высшими и низшими психич. функциями. В отличие от психоанализа, Ж. видит в психич. конфликтах не источник неврозов, а вторичное образование, связанное с нарушением высших психич. функций. Сфера бессознательного ограничивается им простейшими формами психич. автоматизмов.

В 20-30-х гг. Ж. развил общую психологич. теорию, исходя из понимания психологии как науки о поведении. При этом, в отличие от бихевиоризма, Ж. не сводит поведение к элементарным актам, включая в систему психологии сознание. Ж. сохраняет свои взгляды на психику как энергетич. систему, обладающую рядом уровней напряжения, отвечающих сложности соответствующих им психич. функций. На этой основе Ж. разработал сложную иерархич. систему форм поведения от простейших рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий. Ж. развивает историч. подход к психике человека, особо выделяя социальный уровень поведения; его производные - воля, память, мышление, самосознание. Возникновение языка Ж. связывает с развитием памяти и представлений о времени. Мышление генетически рассматривается им как заместитель реального действия, функционирующий в форме внутр. речи.

Ж. оказал значит. влияние на развитие психологии, особенно французской (Ж. Пиаже, П. Фрес и др.).

L'evolution de la memoire et de la notion du temps, ??.] 1-3, P., [1928]; De l'angoisse a l'extase, v. 1-2, P., 1926-28; Les debuts de Intelligence, P., 1935; в рус. пер.- Неврозы и фиксированные идеи, [ч.] 1, СПБ, 1903; Неврозы, М-, 1911; Психич. автоматизм, М., 1913.

Роговин М. С., Введение в психологию, М., 1969, с. 329-58.

ЖИВКОВИЧ

ЖИВКОВИЧ (Zivkovic) Любомир (28.8.1900-1968), югосл. философ и социологмарксист; по образованию врач. В 1924 перевёл на сербско-хорват. яз. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. В работе «Человеч. общество и расовая теория» («Ljudsko drustvo i rasna teorija», 1937) Ж. разоблачал идеологию фашизма.

Осн. внимание Ж. уделял проблемам антропогенеза, происхождения сознания, формам и структуре обществ. сознания, взаимоотношению науки и идеологии, критике религии. Ж. указывал на основополагающее значение марксистско-ленинской теории отражения, подчёркивал её универсальный характер, особое внимание обращая на разработку проблем социального отражения. Специфику социального процесса Ж. усматривал в целеполагании и целесообразной деятельности, в практике, представляющей собой качественно новый вид детерминизма. С позиций воинствующего материализма критиковал реакц. бурж. идеологию и ревизионизм.

Freud i graflansko druatvo, Zagreb, 1939; Nauka o postanku fovjeka, Zagreb, 1941; Uvod u istoriju i ljudske svesti, Sarajevo, 1957; Nauka o drustvu. I deo. Osnova druatva, Sarajevo, 1958; Диалектика на социалния процес, София, 1971; в рус. пер.- Теория социального отражения, М., 1969.

ЖИЗНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ

Жильбер из ? ? ? ? е (Gislebertus Porretanus, Gilbert de la Porree), Жильбер из Пуатье (ок. 1076, Пуатье,- 1154, там же), ср.-век. философ-платоник. Ученик Бернара Шартрского, после его смерти канцлер (1126-37) шартрской школы, с 1142 епископ Пуатье. Гл. работы - образцовый (популярный вплоть до 16в.) комм. к Боэцию (особенно к «О Троице»); долго служившая учебником и отразившаяся у Лейбница «Книга о шести началах» - метафизич. интерпретация аристотелевских категорий; комм. к псалмам, к посланиям апостола Павла. Ж. П. понимал философию как осмысление таинств. реальности («не уверуем, познав, а познаем, веруя»). «Первое совершенство» бога - «единственное и простейшее» бытие (essentia), «то, чем» (quo) всё существует; сущность (substantia) и бытие в боге совпадают. Чистой «бытийной» форме соответствует неопределимая «первонач.» (primordialis) материя; возникновение вещей есть их «сообразование» (conformitas) с этой формой-образцом. Тем самым вещи всегда составны (раздвоены на «что» и «чем»), не равны себе и являют в своём множестве иерархию форм. С помощью воображения происходит «натуральное», «рациональное» познание «конкретных» форм (не отделённых от материи), с помощью «математики» (disciplina) - исходных, «неподвижных» форм вещей; наконец, «теория» (созерцание) постигает прообразующие универсальные формы - идеи. Среди многочисл. последователей Ж. П.- Иоанн Солсберийский и Алан Лилльский. в кн.: Migne PL, t. 64; Liber de sex principiis, ed. A. Heysse, Monasterii, 1953.

Vanni Rovighi S., Studi di filosofia medioevale, v. 1, Mil., 1978, p. 176-247 (библ.); E l s w i ] k H. C. van, Gilber Porreta, Leuven, 1966.

ЖИЛЬСОН

ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (13.6.1884, Париж,- 19.9.1978, Краван), франц. религ. философ, представитель неотомизма, историк ср.-век. философии. Основатель и издатель журн. «Etudes de philosophie medievale» (с 1922).

Осн. задачей философии Ж. считал возрождение ср.-век. схоластич. системы Фомы Аквинского как «вечной философии», решающей проблемы бытия. Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, Ж. рассматривал как непрерывную цепь заблуждений. Тайна томизма, по Ж., заключается в достижении гармонии между философией и верой; истины науки, философии и богословия на разных уровнях повествуют об одном и том же. Ж. стремился восстановить мир ср.век. мысли (книги об Августине, Бонавентуре, Бернаре Клервоском, Фоме Аквинском, Иоанне Дунсе Скоте и др. мыслителях, особенно же «Дух средневековой философии» («L'esprit de la philosophie medievale», 1932).

Existentialisme chretien, P., 11948]; Peinture et realite..., P., 1958; Introduction a la philosophie chretienne, P., 1960; La philosophie et la theologie, P., 1960; Le Thomisme, P., 1965·; La socicte de masse et sa culture, P., 1967; La philosophie au moyen age, v. 1-2, P., 1976s.

Кузнецов В. Н., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970, с. 202-11; Сахарова Т. А., От философии существования к структурализму, М., 1974, с. 147-78; M a r i-t. a i n J. [a. о.], В. Gilson, philosophe de la chretiente, IP., 194!)]; Melanges offerts a Eticnne Gilson, [P.-Toronto, 1959].

ЖОЖА

ЖОЖА (Joja) Атанасе (1904-72), рум. философ-марксист и обществ. деятель. Чл. РКП с 1931. В 1955- 1969 чл. ЦК РКП. В 1960-63 президент Академии

СРР; создал и возглавлял Логический центр Академии СРР.

Ж. занимался проблемами предмета логики, сущности и значения диалектич. логики, её места в системе филос. знания. Исходя из наличия трёх логик: классической (формальной), символической (математической) и диалектической, он считал, что они взаимно дополняют друг друга и тем самым логика в целом выступает как единая наука. При этом диалектич. логика устанавливает границы применимости как классич., так и символич. логик. Ряд работ Ж. посвящен истории логики и критике идеалистич. направлений в совр. логике.

Studii de logica, v. 1-4, Вис., 1960-76; Logos architekton, Вис., 1971; Hecherches logiques, Вис., 1977; в рус. пер.- О некоторых сторонах диалектич. логики, в сб.: Проблемы философии, М., 1960; В. И. Ленин о разработке диалектич. логики в связи с общим развитием логики, «ФН», 1962, JV« 1-2; Логич. исследования, М., 1964.

ЖУВЕНЕЛЬ

ЖУВЕНЕЛЬ - дез Юрсен (Jouvenel des Ursins) Бертран де (р. 31.10.1903, Париж), франц. экономист, социолог и футуролог. Президент франц. футурологич. общества «Футурибль» (1967-74) и президентоснователь Междунар. федерации исследований будущего (1973), член Римского клуба. Автор науч. и публицистич. трудов по перспективным социально-экономич. проблемам, написанных с позиций либерального реформизма. Ж.- один из первых методологов социального прогнозирования на Западе. Выдвинул концепцию «возможного будущего», не детерминированного научнотехнич. прогрессом и социально-экономич. условиями, а «изобретаемого» людьми. С этих позиций выступал против концепций «технологич. детерминизма» и «экологич. пессимизма» в совр. бурж. футурологии.

Raisons de craindre, raisons d'esperer, v. 1 - 2, P., 1948; The ethics of redistribution, Camb., 1951; De la souverainete, P., 1955; L'art de la conjecture, Monaco, 1964; Arcadie. Essais sur le mieux-vivre, P., 1968; Du pouvoir. Histoire naturelle de sa croissance, P., 1972.

ЖЭНЬ

ЖЭНЬ (кит., букв.- гуманность, человеколюбие), термин кит. философии, одно из центр. понятий конфуцианства. Не имеет эквивалента в европ. языка«, ближе всего к оригиналу значения «гуманность, человечность, человеколюбие», иногда «человеческое начало». Понятие Ж. было введено Конфуцием и в «Чжун юне» («Рассуждения о соблюдении срединного пути») отождествлено им с самим человеком, т.е. понималось как осн. человеч. качество. Гл. проявлением его Конфуций считал любовь к родственникам; в его учении оно было, однако, атрибутом лишь цзюньцзы (благородного мужа), тогда как сяожэнь (простолюдин) был его лишён. Дальнейшее развитие Ж. получило у Мэн-цзы, который в русле своей идеи о врождённой доброте человека трактовал Ж. как разум (сердце) и считал, что человек, обладающий Ж., любит людей и всё сущее, поэтому благородный человек не может не пестовать Ж. в своём сердце. Мэн-цзы ввёл понятие «Ж. чжэн» - «гуманная политика» в качестве единственно правильного принципа управления страной. В период Хань (206 до н. э.- 220 н. э.) у Дун Чжуншу Ж. означало «любовь» как основу межчеловеч. отношений, а в эпоху Тан (618- 907), особенно в философии Хань Юя (768-824),- всеобщую любовь. Новое звучание Ж. приобрело в неоконфуцианстве, особенно у Чжан Цзая, в этике которого Ж. охватывает всю Вселенную. В философии Мо-цзы Ж. выступает как «всеобъемлющая (взаимная) любовь», направленная прежде всего от «Я» к другим. Как и ли, Ж. стало частью массового сознания китайцев вплоть до 20 в.

Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972; Алексеев В. М., Кит. лит-pa. Избр. труды, М., 1978; The Four Books, transl by I. Legge, Shanghai, 1933, p. 544-47, 610-38; Wing-t s i t С h a n, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963; Politella J., Taoism and Confucianism, Iowa City 1967.

Предыдущая страница Следующая страница