Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "С" (часть 3, "СМЭ"-"СОЦ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СМЭ"-"СОЦ")

СМЭТС

СМЭТС (Smuts) Ян Христиан (24.5.1870, Бовенплатс, Капская пров.,- 11.9.1950, Ирене, близ г. Претория), философ-идеалист; южноафр. политич. деятель, брит. фельдмаршал. Премьер-мин. ЮАС в 1919-24 и в 1939- 1948. Один из авторов устава Лиги Наций. В политич. соч. пропагандировал реакц. расистские теории. В полемике с дарвинизмом разработал филос. концепцию холизма, согласно которой в основе эволюционных процессов лежит активность нематериальных и непознаваемых «целостностей». Усматривал в них источник высших моральных ценностей людей. Концепция С. близка к теориям «творческой эволюции» Бергсона и эмерджентной эволюции Ллойд Моргана и Александера.

Holism and evolution, N. ?., 1926; Plans for a better world, L., 1942.

Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв., М., 1962, с. 320-35; Graf ford F. S., Jan Smuta. A biography, N. Y.. 1945.

СНОВИДЕНИЯ

СНОВИДЕНИЯ - субъективно переживаемые психич. явления, периодически возникающие но время естественного сна. Интерес к С. характерен для всех эпox человеч. культуры (убеждение в том, что С. имеют жизненно практич. смысл и подлежат истолкованию), однако подход к ним существенно менялся на протяжении истории. В С. видели откровение богов или вторжение демонов, один из способов контакта с «невидимым» миром. Древнейший дошедший до нас сонник (ок. 2000 до н. э., Др. Египет) содержит истолкование 200 снов и описание магич. ритуалов для «защиты» спящего от вредоносных духов. Толкование С. с целью указания путей лечения играло большую роль в древнейшей медицине, ещё не отделившейся от религ.-магич. практики (храмовый сон -т. н. инкубация).

Первые опыты рационального истолкования С. принадлежат др.-греч. философам (Демокрит идр.). Согласно Платону, С. могут служить источником творч. вдохновения. Основателем психологич. подхода в объяснении С. явился Аристотель, который рассматривал их как продолжение деятельности в состоянии сна. Систематизатором греч., егип., вост. толкований символики С. выступил во 2 в. н. э. Артемидор; его «Онейрокритика» послужила источником бесчисленных позднейших сонников. В ср. века преобладало религ.-моралистич. истолкование С., восходившее к библейским представлениям. В эпоху Возрождения истолкование С. тесно переплеталось с оккультизмом; рост рационализма вытеснил интерес к С. на периферию культуры. В 19 в. этот интерес постепенно возрождался с развитием эмпирич. исследований в области психологии, особенно в связи с проблемой бессознательного. В то же время этнологи раскрыли большую роль С. в примитивных культурах, их связь с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов С. Начиная с эпохи романтизма, подчёркивалось значение С. в психологии творческого процесса. Первая попытка создать систе-матич. психологич. теорию С. была предпринята Фрейдом в 1900 («Толкование С.», рус. пер. 1913). Фрейдом и его школой психоанализа был накоплен большой клинический материал, характеризующий типы и закономерности протекания С., связь их с архаическим или инфантильным мышлением, с невротич. симптомами, фантазиями и т. д. Однако в истолковании сновидений Фрейд преувеличивал роль сексуальных мотивов, а также ранних детских воспоминаний. С., по Фрейду,- это иллюзорное осуществление вытесненных (см. Вытеснение) желаний. В глубинной психологии, а также в психотерапии придаётся особое значение анализу С. как методу проникновения в бессознат. психич. процессы; при этом подчёркиваются компенсаторные функции С. как восполнения действит. жизни (А. Адлер), С. рассматриваются как предвестники будущих тенденций развития личности (Юнг), как отражение бессознат., коллективного «родового» опыта и т. п.

Целостной общепринятой теории С. пока не существует. Изучение С. ведётся в разных направлениях - этнографией, историей культуры, медициной (С. как средство диагностики), экспериментальной психологией и др.

СНЯТИЕ

СНЯТИЕ (нем. Aufheben), преобразование, в котором наличные формы или принципы устраняются, отрицаются, но вместе с тем сохраняют, удерживают своё значение как подчинённые моменты новой целостности или системы. С. - одно из важнейших понятий философии Гегеля, связанное с его диалектич. концепцией развития. Указывая на двоякий смысл термина Aufheben (сохранить, удержать и в то же время устранить, прекратить, положить конец), Гегель подчёркивал, что снятое есть всегда нечто опосредствованное процессом развития. С., по Гегелю,- это низведение некоторого реального основания (предмета, системы, структуры) до момента более развитого целого. Т. о., С. характеризует возникновение нового единства, более высокую ступень развития. Указанное толкование Гегель относил прежде всего к сфере духа и познания; в его идеалистич. трактовке духовная субстанция осуществляет и преодолевает себя, сохраняя преодоленные формы как орудия своей деятельности.

В марксистской филос. литературе термин «С.» употребляется как характеристика развивающегося объекта в рамках отрицания отрицания закона и отождествляется с понятием диалектич. отрицания.

Гегель Г. В. Ф., Феноменология духа, Соч.. т. 4, ? 1959, с. 2,6,11, 14 - 15, 19, 24-25, 28; его же, Наука Логики, т. 1, М., 1970, с. 168 - 69, 306; т.,3, М., 1972, с. 286; его же, Энциклопедия филос. наук, т. 1 - Наука Логики, М., 1974, с. 237-38.

СОБСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕСТЬ

СОВЕСТЬ - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (напр., «угрызений С.»).

см. также Мораль, Этика.

СОВЕТСКИЙ НАРОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЗЕРЦАНИЕ

СОЗЕРЦАНИЕ - чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистич. филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции. Первое из них восходит к Платону, у которого С. выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе развивалось Кантом, который противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида С.- «эмпирическое» (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»).

Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс восприятия внеш. мира, действующего на органы чувств человека. «Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 1). Марксизм показал, что познание есть не пассивное С., а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.

см. к ст. Теория познания.

СОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И СТИХИЙНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОКРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ - условное обозначение ряда филос. направлений, восходящих к ученикам Сократа; некоторые из них излагали свои воззрения в форме «сократических» диалогов; гл. собеседником в них, как и в диалогах Платона, был Сократ. Известны четыре таких направления: 1) киники, воспринявшие ряд идей Антисфена, но окончательно сложившиеся как школа в результате деятельности Диогена Синопского: Кратет, Менедем и автор сатир Менипп; 2) киренская школа, основанная Аристиппом из Кирены: Арета, Гегесий, Анникерид, Феодор; 3) мегарская школа, основанная Евклидом из Мегары: Евбулид, Стилпон и Диодор Крон; 4) элидоэретрийская школа, основанная Федоном из Элиды (по имени его назван один из диалогов Платона); его ученик Менедем перенёс местопребывание школы в Эретрию на Эвбее. К С. ш. относится и Академия Платона.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., 1979; Guthriе W. К. С., A history of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971.

СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД

СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД - см. Майевтика.

СОЛИПСИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОМЕРВИЛЛ

СОМЕРВИЛЛ (Somerville) Джон (р. 13.3.1905), амер. философ, социолог и обществ. деятель. Первоначально сторонник прагматизма, С. после 2-й мировой войны примкнул к филое. натурализму, а впоследствии в решении ряда вопросов перешёл на позиции диалектич. и историч. материализма. С.- президент и один из создателей в США «Об-ва по изучению диалектич. материализма». Редактор журн. «Soviet studies in philosophy» (с 1962). В результате двухлетнего пребывания в СССР (1935-37) С. написал первую амер. книгу о сов. филос. науке («Soviet philosophy», 1946). Разрабатывает проблемы гуманизма, свободы и демократии. Осн. внимание уделяет вопросам войны и мира, политике мирного сосуществования. В кн. «Философия мира» («The philosophy of peace», 1949) выступил против империалистич. политики «холодной войны» и гонки вооружений, а также с разоблачением фаш. идеологии. Некоторые работы С. посвящены вопросам истории, методологии и логики науки. С. активно участвует в междунар. филос. и социологич. конгрессах.

Methodology in social science, N. ?., [1938]; The way of science, its growth and method, N. Y., [1953]; The communist trials and the American tradition, N. Y., [1956]; The philosophy of marxism: an exposition, N. Y., 1967; в рус. пер.- Избранное, ?., 1960; Марксизм, мир и научно-технич. революция, в кн.: Совр. прогрессивная филос. и социологич. мысль в США, М., 1977.

Черкасов И. И., Из истории марксистской филос. мысли в США, М., 1977; Кувакин В. А., Марксистская филос. мысль в США, (70 гг. XX в.) М., 1980 (библ.).

СОРИТ

СОРИТ (греч.,, от - куча), вид сложносокращённого силлогизма, представляющий собой цепь силлогизмов, в которой опущены определённые посылки. Существуют два вида С.: (1) когда опускаются меньшие посылки силлогизмов и умозаключение идёт от подчиненного понятия к подчиняющему (аристотелевский С.); (2) когда опускаются большие посылки и умозаключение идёт от подчиняющего понятия к подчинённому (гоклениевский С.). Пример формы С. вида (1): «Всякое S есть А, всякое А есть В, всякое В есть Р, следовательно, всякое S есть Р»; С. вида (2): «Всякое А есть Р, всякое В есть А, всякое S есть В, следовательно, всякое S есть Р». В С. каждый термин (кроме субъекта и предиката заключения) входит в посылки дважды: сначала - как предикат, а в след. посылке - как субъект; либо сначала - как субъект, а в след. посылке - как предикат.

см. также Силлогистика.

СОРОКИН

СОРОКИН (Sorokin) Питирим Александрович (21.1. 1889, Жешарт, ныне Коми АССР,-10.2.1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско-амер. социолог. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской революции 1917 секретарь А. Ф. Керенского и гл. ред. газ. «Воля народа» (1917). С 1920 проф. Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1923 в США. С. рассматривал историч. действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистич. концепции С.- идея о приоритете сверхорганич. системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Историч. процесс, по С., есть циклич. флуктуация типов культур, каждый из которых - специфич. целостность и имеет в основе неск. главных филос. посылок (представление о природе реальности, методах её познания). С. выделяет три осн. типа культуры: чувственный (sensate) - в нём преобладает непосредств. чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic) - здесь господствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре обществ. отношений, радикальное преобразование и смена которых происходят в результате кризисов, войн, революций. Кризис совр. «чувственной» культуры С. связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религ. «идеалистич.» культуры. С,- один из родоначальников бурж, теорий социальной мобильности и социальной стратификации.

Преступление и кара, подвиг и награда, СПБ, 1914; Проблема социального равенства, П., 1917; Система социологии, т. 1-2, П., 1920; The sociology of revolution, Phil,-L., 1925; Social mobility, N. Y.- L., 1927, новое изд.- Social and cultural mobility, Glencoe, 1959; Society, culture and personality, N. Y.- L., [1947]; Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; Social and cultural dynamics, v. l-4, N. Y., 1962; Sociological theories of today, N. Y.-L., 1966.

Ленин В. И., Ценные признания Питирима С., ПСС, т. 37; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Голосенко И. А., Философия истории П. С., «Новая и новейшая история», 1966, N« 4; Социологич. мысль в России, Л., 1978; История бурж. социологии первой половины 20 в., М., 1979; Allen P. J. (ed.), P. A. Sorokin in review, Durham, 1963; Соwell F. R., Values in human society. The contributions of P. A. Sorokin in sociology, Boston, 1970.

СОСТОЯНИЕ

СОСТОЯНИЕ - категория науч. познания, характеризующая способность движущейся материи к проявлению в различных формах с присущими им существ. свойствами и отношениями. «...Всё и вся бывает как "в себе", так и "для других" в отношении к другому, превращаясь из одного состояния в другое» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 97). С помощью категории С. выражается процесс изменения и развития вещей и явлений, который в конечном итоге сводится к изменению их свойств и отношений. Совокупность таких свойств и отношений определяет С. вещи или явления. Поэтому характеристика С. вещей и их систем имеет важнейшее значение для раскрытия их сущности.

Категория С. сложилась в антич. философии. У Аристотеля она выступает в качестве одной из важнейших категорий, тесно связанной с сущностью н отношением. В новое время в ньютоновской механике С. рассматривалось как экстенсивная (количеств.) характеристика движения.

В совр. науке С. служит интегральной характеристикой различных систем. Через понятие С. определяются исходные принципы и понятия теории информации и кибернетики. Напр., информация связана с устранением неопределённости в С. системы и определяется разнообразием её возможных С.

Свечников Г. А., Причинность и связь С. в физике, М., 1971.

СОФИЗМ

СОФИЗМ (от греч. - хитрая уловка, измышление), логически неправильное (мнимое) рассуждение (вывод, доказательство), выдаваемое за правильное. Отсюда «софист» в одиозном значении - лицо, которое строит ложные умозаключения и ищет корысти от такой мнимой аргументации. Разнообразные примеры С. приводит в своих диалогах Платон («Евтидем» идр.). Логич. анализ С. и их классификацию дал Аристотель в соч. «О софистич. опровержениях» (см. Соч., т. 2, М., 1978). Примером древнего С. является С. «Рогатый»: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь». Ошибка здесь состоит в неправомерном заключении от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает. Распространёнными С. являются, напр., рассуждения, построенные на произвольно выбранных, выгодных для софиста альтернативах, с помощью которых, вообще говоря, можно доказывать что угодно. С. иногда называют рассуждения, которые по существу являются парадоксами (напр., «Лжец», «Куча»). Однако эти понятия следует различать: в отличие от парадоксов в С. не проявляются действительные логич. трудности. С. возникают в результате заведомо некорректного применения логич. и семантич. правил и операций.

Джевонс В. С., Элементарный учебник логики дедуктивной и индуктивной, пер. с англ., СПБ, 1881; Минто В., Дедуктивная и индуктивная логика, пер. с англ., М., 18983.

СОФИСТИКА

СОФИСТИКА (от греч. - умение хитроумно вести прения), 1) филос. течение в Др. Греции, созданное софистами. 2) Рассуждение (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные (см. Софизм). Будучи разновидностью метафизич. мышления, С. коренится в абсолютизации относительности познания. Спекулируя на фактах изменчивости, противоречивости и сложности объектов познания, С. отрицает абс. моменты в процессе постижения истины: «Для субъективизма и софистики релятивное только релятивно и исключает абсолютное» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 317). В своих построениях С. использует различные логич. ошибки, подмену понятий, неверные формы вывода, а также словесные уловки и ухищрения, многозначность понятий и терминов. Нарушая требования формальной логики, С. ведёт к утрате мышлением конкретности и определённости и к субъективистскому применению «гибкости понятий»: «эта гибкость, применённая субъективно,- эклектике и софистике» (там же, с. 99). Марксизм-ленинизм противопоставляет С. диа-лектич. принципы объективности, всесторонности и конкретности анализа природных и социальных явлений.

Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Ленин В. И., К вопросу о диалектике, ПСС, т. 29; его ж е, Политич. софизмы, там же, т. 10; ?арамонов Н. 3., Критика догматизма, скептицизма и релятивизма, М., 1973; Заботин П. С., Преодоление заблуждения в науч. познании, М., 1979.

СОФИСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА - см. Динамика и статика социальные.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ - эмпирико-прагматич. концепция в бурж. социологии, обозначающая «социальное конструирование» в рамках частных процессов. Противопоставляется историзму и любой «фи-лос. социологии», пытающейся познать общие закономерности историч. развития (Поппер идр.). Появление С. и. тесно связано с общей тенденцией применения социологии для решения практич. задач, особенно в сфере управления. С. и. проектирует правила, этапы и средства рационального воздействия на социальные явления, разрабатывает методы внедрения социологич. исследований в практику. Однако роль С. и. в бурж. обществе заведомо ограничена служебными функциями. «Социальный инженер», социолог-техник, решая поставленную перед ними задачу, остаются в пределах частных реформ, не затрагивающих существа социальной системы. «Практич. эмпиризм» С. и. унаследовал бурж.-либеральные традиции «малых дел» и реформизма и направлен на сглаживание социальных конфликтов. Вместе с тем в методах С. и. содержится опыт рационального управления и действия.

Давидюк Г. П., Прикладная социология, Минск, 1979.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре.

С. м. связана как с действием законов обществ. развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение других, так и с личной деятельностью индивидов. Различают вертикальную С. м.- движение вверх или вниз в системе социальных позиций, горизонтальную С. м.- передвижение индивида на одном и том же социальном уровне. По типологии С. м. делится на межклассовую и внутриклассовую. Различают также главные и второстепенные, типичные и случайные, массовые и единичные её направления и каналы. С. м. выражает изменения социальных позиций в рамках одного поколения, двух (отцы и дети), трёх (деды, отцы и дети) поколений.

В кастовом и сословном обществе С. м. резко ограничена. Капитализм, разрушая сословные перегородки, порождает рост С. м. «... В противоположность сословиям, классы оставляют всегда совершенно свободным переход отдельных личностей из одного класса в другой» (Ленин В. И., ПСС, т. 2, с. 477). Разоряющиеся мелкие буржуа в основном пополняют ряды рабочего класса, часть выходцев из рабочих переходит в ряды интеллигенции и служащих. Отд. выходцы из трудящихся становятся предпринимателями, буржуа.

При социализме в результате глубоких социальных преобразований С. м. значительно возрастает. Гл. направления С. м.- переход из крестьянства в рабочий класс, из деревни в город, из групп преим. физич. труда в состав интеллигенции и служащих; уменьшается слоя низкоквалифицированных рабочих и возрастает удельный вес слоев высококвалифицированных и полуквалифицированных рабочих. В условиях социализма важное значение приобретает прогнозирование и управление процессами С. м.

В бурж. социологии теории С. м. тесно связаны с концепциями социальной стратификации. Они направлены против марксистско-ленинской теории, отрицают обусловленность классовой структуры и классовой борьбы в условиях капитализма отношениями собственности и утверждают, что люди якобы могут «свободно» изменять свою социальную позицию в результате личных усилий. В действительности социально-экономич. процессы в совр. капиталистич. обществе приводят к закреплению позиций антагонистич. классов, кастовости правящей элиты.

Классовые битвы трудящихся, движение молодёжи, студенчества существенно подорвали основополагающие посылки бурж. теорий С. м.

Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, ПСС, т. 3; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Семенов В. С., Капитализм и классы. Исследование социальной структуры совр. капиталистич. общества, М., 1969, гл. 5 и 6; Руткевич ?. ?., Филиппов Ф. Р., Социальные перемещения,М., 1970; Sоrоkin Р. ?., Social and cultural mobility, Glencoe -L., 1964;

см. также лит. к статьям Классы, Социальная стратификация.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА - см. Среда социальная.

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА - см. Динамика и статика социальные.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ (от лат. stratum - слой и facio - делаю), одно из осн. понятий бурж. социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества; отрасль бурж. социологии. Теории С. с. возникли в противовес марксистско-ленинской теории классов и классовой борьбы. Бурж. социологи игнорируют место социальных групп в системе обществ. производства и прежде всего отношения собственности как гл. признак классового деления общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и т. п. При этом различают «одномерную стратификацию», когда группы определяются на основе к.-л. одного признака, и «многоизмеримую стратификацию», определяемую совокупностью признаков.

Большинство бурж. теорий С. с. отрицает раскол ка-питалистич. общества на антагонистич. классы - буржуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются концепции о разделении общества на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты, число которых, как правило, определяется произвольно (от 2 до 6). Теории С. с. тесно связаны с бурж. концепциями социальной мобильности, согласно которым якобы неизбежное существование неравенства в любом обществе и более или менее свободное перемещение людей в системе С. с. в соответствии с их личными способностями и усилиями обеспечивают устойчивость социальной системы и делают «излишней» классовую борьбу. Исследования по С. с. имеют классовую, апологетич. направленность. Вместе с тем они содержат важный фактич. материал о многообразных социальных различиях в капиталистич. странах.

Марксизм-ленинизм придаёт важное значение изучению всей сложной системы социальной дифференциации (внутриклассовой, между различными социальными группами), рассматривая классовое деление общества как центральное.

Ленин В. И., Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве, ПСС, т. 1; Социология сегодня. Проблемы и перспективы, пер. с англ., М., 1965; Титма М. X., Исследования социальной структуры в США, «Социологам, исследования», 1981, № 4 (библ.); Class, status and power. Social stratification in comparative perspective, ?. ?., 19662; Gans H. J., More equality, N. Y., 1973; см. также лит. к статьям Классы, Социальная мобильность.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы (см. Система социальная), обусловленных отношениями классов и др. социальных групп, разделением труда, характером институтов социальных (государства идр.). Марксизм-ленинизм выделяет экономич. отношения (структуру) в качестве определяющих другие С. с., подчёркивая важность обратного влияния последних на экономич. С. с. Важнейшее значение в обществе имеет его классовая структура. С. с. населения охватывает также его деление по проф., нац., половозрастным, культурным и др. признакам.

см. также Исторический материализм, Структура, Социальная стратификация.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА (physique sociale), термин, применявшийся для обозначения обществоведения в 17 в. В 19 в. его употреблял Кетле и до 1839 - Конт, который позже назвал эту науку социологией.

Спекторский Е., Проблема С. ф. в 17 столетии, т. 1-2, К., 1910-17.

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - направление в деятельности гос., хоз., обществ., науч. организаций, связанное с сознат. научно обоснованным управлением социальными процессами, явлениями и отношениями в социалистич. обществе. Осн. задачи С. п., его содержание и смысл заключаются в совершенствовании и развитии социалистич. общественных отношений, во всё более полном развёртывании сущности социализма во всех сферах общественной и производственной жизни.

С. п. осуществляется в неразрывной связи с развитием производит. сил, социалистич. демократии, внутр. резервов и возможностей предприятий, объединений, отраслей и регионов страны и основывается на результатах специальных исследований деятельности трудовых коллективов. С. л. практически выражается в разработке объединёнными усилиями администра-тивноуправленч. аппарата, обществ. организаций, специально создаваемых советов (комиссий) по социальному планированию и социологич. лабораторий комплексных планов экономич. и социального развития. Обычно лучшие комплексные планы экономич. и социального развития предприятий и районов включают в себя разделы, посвящённые: 1) общей характеристике и гл. результатам производственно-экономич. деятельности; 2) совершенствованию материально-технич. базы в условиях современной научно-технич. революции; 3) развитию социальной и профессиональноквалификационной структуры работников; 4) совершенствованию механизма материального и морального стимулирования труда; 5) улучшению социально-бытового обеспечения работников; 6) организации социалистич. соревнования и движения за коммунистич. отношение к труду; 7) повышению социальной активности трудящихся в управлении производством; 8) коммунистич. воспитанию трудящихся. В каждом разделе таких планов с помощью системы конкретных показателей даётся развёрнутая характеристика нынешнего состояния дел, намечаются осн. цели, задачи и плановые показатели на конец пятилетки, указываются пути, средства, мероприятия, с помощью которых они будут достигнуты, назначаются отделы и должностные лица, ответственные за реализацию тех или иных мероприятий. Эта структура планов наиболее полно соответствует осн. направлениям социального развития и повышения благосостояния сов. народа, разрабатываемым в пятилетних планах экономич. и социального развития страны на основе решений и директив съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, а также законодательно закреплённым в Конституции СССР.

Боpщевский М. В., Успенский С. В., Шкaратан О. И., Город. Методологич. проблемы комплексного социального и экономич. планирования, М., 1975; Типовая методика разработки техпромфинплана производств. объединения (комбината), предприятия, М., 1979, гл. 12, разд. 11; Планирование социального развития отрасли промышленности. Методич. рекомендации, М., 1979, Планирование социального развития коллектива предприятия. Методич. рекомендации, М., 1980; Алексеев Н. И., Управление социальными процессами в обществ. производстве при социализме, М., 1980.

Предыдущая страница Следующая страница