Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАВ"-"ТИМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАВ"-"ТИМ")

ТАВТОЛОГИЯ

ТАВТОЛОГИЯ (греч., от - то же самое и - слово) в логике, 1) крайний случай логич. ошибки «предвосхищение основания» (лат. peti-tio principii), а именно: когда нечто определяется или доказывается тем же самым (лат. idem per idem). 2) В двузначной классич. логике термин «Т.» употребляется наравне с термином логический закон для обозначения общезначимых - всегда-истинных, или тождественно-истинных - формул, инвариантных к возможному фактич. содержанию (значениям) входящих в них переменных, т. е. к действит. «положению дел» в мире. Поэтому в этой логике, следуя Лейбницу, Т. наз. истинами «во всех возможных мирах» или «вечными истинами», «необходимыми истинами», истинами в силу постулатов классич. логики и пр. Примером такой Т. может служить формула, выражающая исключённого третьего принцип. 3) В многозначной логике Т. наз. формулы, которые при любом наборе из принятой «обобщённой» системы значений переменных сохраняют одно и то же выделенное (отмеченное) значение. Т. в этом смысле используются, в частности, в доказательствах независимости аксиом.

Витгенштейн Л., Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958; Чёрч А., Введение в математич. логику, пер. с англ., т. 1, М., 1960.

ТАЙЛОР

Тэйлоp (Tylor) Эдуард Бернетт (2.10. 1832, Лондон, - 2.1.1917, Уэллингтон, Сомерсетшир), англ. этнограф, исследователь первобытной культуры. Вместе со Спенсером был основоположником эволюционистской школы в истории культуры и в этнографии.

Взгляды Т. сложились под влиянием эволюц. теории Конта и его англ. последователей. Т. рассматривал историю культуры как процесс постулат. развития («наука о культуре есть наука о реформах»), выражающийся в совершенствовании форм тех или иных орудий, видов искусства, верований и культов. Т. ввёл в науку понятие «пережитков» (survivals), которые считал «живым свидетельством или памятником прошлого», и на этой основе определял историч.связь явлений культуры, вскрывал историч. корни многих непонятных или обретавших новый смысл обычаев и обрядов.

В историю науки Т. вошёл прежде всего как создатель анимистич. (см. Анимизм) теории происхождения религии. Он видел источник религии в психич. деятельности индивидов, сводя последнюю к сознат. рациональной деятельности. Т. ввёл в историю религии идею развития, генетич. связи между первобытными и развитыми религиями. Есть основания думать, что позже Т. начал осознавать ограниченность эволюционистского метода.

в рус. пер.: Первобытная культура, М., 1939; Введение к изучению человека и цивилизации. (Антропология), П.- М., 19244.

Токарев С. А., История зарубежной этнографии, М., 1978.

ТАЙЦЗИ

ТАЙЦЗИ - одно из осн. понятий др.-кит. философии. Многозначность иероглифа «цзи» («в высшей степени», «крайний», «конёк крыши», «крайняя оконечность», «полюс», «доводить до предела») ведёт к разным его переводам. Наиболее распространённый из них -«великий предел». Впервые появляется в «Сицы-чжуани» (см. «Ицзин»), где представлен космогония, процесс изменений и развития, исходящий из Т. В комментарии к этому месту Т. характеризуется как «великое начало», «великое единство», как изначальный хаос, существовавший до того, как из него выделились небо и земля. Великий предел - это «наименование, не имеющее имени; его нельзя обрести и назвать»; это то небытие, из которого рождается бытие; он «порождает две изначальные сущности», продолжающие и завершающие процесс образования Вселенной. Понятие Т. особенно широко разрабатывалось в неоконфуцианстве. Чжоу Дунъи в трактате «Т. ту шо» («Объяснение диаграммы Великого предела») подчёркивал, что сам «великий предел» является беспредельным. Чжу Си выдвинул концепцию существования Т. во всех людях и всех вещах, взятых и в отдельности и вместе, и отождествил его с понятием идеального ли, в данном случае высшего закона Вселенной, регулятора всей её деятельности.

см. к статьям«Ицзин», Чжу Си.

ТАПАС

ТАПАС (от санскр. тана - жар, разогревание, пыл), специфич. и характерная форма инд. аскетизма, отличит. особенностью которой являются активные способы подавления плоти (изнурит. позы, истязания огнём, водой и т. п.), повышенное телесно-эмоциональное напряжение. Восходит в целом к добрахманистско-ведий-скому слою культуры, но, будучи чрезвычайно рано синтезировано с брахманизмом, становится неотъемлемой частью брахманистско-индуистских систем, входит отчасти в джайнизм и поздний буддизм. Исходит из представления о единстве всех сил человека (телесных, душевных, духовных), так что подавление деятельности чувств. сферы человеч. бытия рассматривается как путь к её трансформации и спиритуализации и, т. о., усилению духовного бытия, приводящему к возвышению над обычным состоянием психики. Т. близок практикам йоги и тантризма.

Оman J. С., The mystics, ascetics and saints of India L., 1905; Wood E., The occult training of the Hindus, L., 1931.

ТАРД

ТАРД (Tarde) Габриель (12.3.1843, Сарла,- 13.5. 1904, Париж), франц. социолог и криминолог, один из основателей психологич. направления в зап. социологии. По Т., обществ. развитие сводится к интериндивидуальным процессам, а социология по существу тождественна «интерпсихологии». Соответственно и прогресс социологии он видел в её дальнейшей психологизации (см.: «Новые идеи в социологии», № 2, СПБ, 1914, с. 69-78).

Осн. социальными процессами Т. считал «изобретение» (понимавшееся им очень широко: от технич. усовершенствований до новых обществ.-политич. идей и нравств. ценностей) и подражание, к которым впоследствии добавил «оппозицию» (социальный конфликт). Изобретения - единств. источник социального прогресса - возникают как творения отд. личностей и внедряются в тех случаях, когда они в основном согласуются с остальными особенностями данного общества и культуры. Поэтому из множества изобретений лишь некоторые принимаются и распространяются. Осн. социальное значение имеет подражание (существующее в форме обычаев и моды), благодаря которому возникают групповые и обществ. ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т. е. получают возможность приспособиться к условиям обществ. жизни. Наиболее характерно, по Т., подражание «низших» социальных слоев «высшим». Социальный конфликт («оппозиция») - результат взаимодействия сторонников противоположных изобретений.

Особое значение Т. придавал воздействию таких средств коммуникации, как телефон, телеграф, массовый выпуск книг и особенно газет. Последние являются важным фактором социального контроля. Различая психологию индивида и психологию толпы, где чело-веч. индивидуальность подавляется (человек становится чрезмерно возбудим, теряет интеллектуальность, подчиняется поведению толпы), Т. выделяет как бы промежуточное звено - публику, которая формируется именно с помощью средств массовой коммуникации и, не будучи, как толпа, физически объединена, обладает общим самосознанием.

Ряд мыслей, высказанных Т., имел позитивное значение для развития социальной психологии, однако социологич. основания его концепции несостоятельны, т. к. базируются на филос. идеализме и психологич. редукционизме. Влияние Т. сказалось в большей степени на амер. социологии и социальной психологии (Э. Росс, Ч. Эллвуд, Д. Болдуин, Ч. Кули), чем на французской. Его концепции повлияли на теории «массового общества», исследования массовых коммуникаций и распространения инноваций.

в рус. пер.: Законы подражания, СПБ, 1892; Социальная логика, СПБ, 1901; Обществ, мнение и толпа, М., 191)2; Личность и толпа, СПВ, 1903; Социальные законы, СПБ, 19062.

Плеханов Г. В,, Письма без адреса, Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958, с. 294-95, 302; История бурж. социологии 19 - нач. 20 вв., М., 1979, гл. 5; Milet J., G. Tarde et la philosophic de l'hietoire, P., 1970.

ТАРСКИЙ

ТАРСКИЙ (Tarski) Альфред (p. 14.1.1902, Baршава), польск. логик и математик, один из гл. представителей львовско-варшавркой школы. С1939 в США. Внёс значит. вклад в разработку методов решения проблемы разрешения, в теорию моделей, в теорию определимости понятий, в развитие аягебраич. методов изучения исчисления предикатов, в теорию логик с формулами бесконечной длины, в многозначную логику и др, разделы мате-матич. логики и оснований математики. Основоположник формальной семантики. В работе «Понятие истины в формализованных языках» Т. дал определение клас-сич. понятия истины для большой группы формализованных языков. Т. принадлежит ряд исследований в области методологии дедуктивных наук. Работы Т. по семантике и металогике оказали большое влияние на развитие семиотики и дослужили образцом применения формальных методов для анализа содержат. проблем и теорий,

Undecidable theories, ?. ?·, 1954 (соавтор); Logic, semantics, metamathematics, Oxf., 1956; в рус. пер.- Введение в логику и методологию дедуктивных наук, М., 1948; Истина и доказательство, «ВФ», 1972, № 8.

Чудинов 9. М., Природа науч. истины, М., 1977, гл. 1,

ТВОРЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕЗИС

ТЕЗИС (греч. - положение, утверждение), 1) основополагающее утверждение в некоторой концепции или теории. 2) В философии Гегеля - исходный момент в процессе диалектич. развития, составляющий вместе с антитезисом и синтезом триаду. 3) В логике Т. принято называть утверждения, подлежащие аргументации или доказательству. В этом смысле термин «Т.» используется как синоним термина «теорема» (в отличие от аксиом, определений или постулатов). Вместе с тем в логике и математике Т. называют и такие утверждения, которые, не являясь логически или математически строгими утверждениями, не могут быть дедуктивно доказаны, но необходимы для уяснения вполне строгих (с логич. или математич. т. зр.) понятий; подобные утверждения можно сравнить с естеств.-науч. гипотезами.

"ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕИЗМ

ТЕИЗМ (от греч. - бог), религ. мировоззрение, исходящее из понимания абс. бытия как бесконечной божеств. личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им (в ортодоксальном христианстве бог понимается как «триединство» трёх таких личностей). Признание трансцендентности бога мыслится в Т. как источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей (хотя в теологии католицизма, напр., постулируется «аналогия бытия» между бытием бога и бытием вещей). В этом Т. противостоит как монистич. мистике тождества бога и мира, так и пантеистич. концепции эманации, т. е. природнонеобходимого «истечения» мира из полноты божества. Признание продолжающейся сознат. активности бога в мире отделяет Т. от деизма - отсюда характерные для Т. представления о божеств. провидении (см. Провиденциализм) и чуде. В наиболее чистом виде Т. развивался в рамках трёх генетически связанных религий - иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблён англ. философом Р. Кедвортом.

Марксизм-ленинизм в своей критике Т. как разновидности религ. мировоззрения основывается на общих принципах критики всякого религ. сознания.

см. Религия.

ТЕЙЛОРИЗМ

ТЕЙЛОРИЗМ - система организации труда и управления производством, возникшая в США на рубеже 19-20 вв. Характеризуется использованием достижений науки и техники в целях извлечения максимума прибавочной стоимости путём усиления эксплуатации рабочего класса. Названа по имени амер. инж. Ф. У. Тейлора (F. W. Taylor; 1856-1915). Т. представляет собой совокупность разработанных им и его последователями методов организации и нормирования труда и управления производств. процессами, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленных на существ. повышение интенсивности и производительности труда. Т. предусматривает детальное исследование трудовых процессов и установление жёсткого регламента их выполнения. Позже Т. послужил основой для совр. систем организации труда, применяемых в капитали-стич. странах.

В. И. Ленин называл систему Тейлора «"научной" системой выжимания пота» (ПСС, т. 23, с. 18), системой порабощения человека машиной (см. там же, т. 24, с. 369). Вместе с тем Ленин указывал, что эта система «...соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д.» (там же, т. 36, с. 189- 190). Обращая внимание на противоречивость и двойств. характер системы Тейлора, Ленин рекомендовал выявить содержащиеся в ней рациональные элементы и творчески их использовать. Ленинский анализ Т. и его рекомендации по использованию этой системы сыграли большую роль в разработке основ науч. организации труда в СССР.

Ленин В. И., «Научная» система выжимания пота, ПСС, т. 23; его же, Система Тейлора - порабощение человека машиной, там же, т. 24; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; Тейлор Ф. У., Науч. организация труда, M., 19252; Мошенский М. Г., Ленинский анализ и современность, «Социалистич. труд», 1970, № 4.

ТЕЙХМЮЛЛЕР

ТЕЙХМЮЛЛЕР (Teichmuller) Густав (19.11.1832, Брауншвейг,-22.5.1888, Дерпт, ныне Тарту), философ-идеалист. Филос. взгляды Т. сложились под определяющим влиянием Лейбница через посредство Лотце и Гербарта. В целом учение Т. представляет собой своеобразный вариант христ. персонализма, противостоящий как позитивизму и эволюционизму, так и традиц. платонизму. По Т., сущность бытия - личное «субстанциальное Я», открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. С позиций идеалистич. телеологии выступал против дарвинизма, обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. Значит. часть работ Т. посвящена истории филос. понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше, Р. Эйкена, в России - на А. А. Козлова, Б. А. Боброва и др. М Die Keligionsphilosophie, Breslau, 1886; Studien zur Geschichte der Begriffe, Hildesheim, 1966; Neue Studien zur Geschichte der Begriffe, Bd 1-3, Hildesheim, 1965; в рус. пер.- Дарвинизм и философия, Юрьев, 1894; Бессмертие души. Филос. исследование, Юрьев, 1895.

Козлов А., Г. Т., «Вопросы философии и психологии», 1894, кн. 24-25; Szylkarski W., Teichmullers philosophische Entwicklungsgang, Kaunas, 1938.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЁКЕИ

ТЁКЕИ (Tokei) Ференц (р. 3.10.1930, Будапешт), венг. философ и литературовед, чл.-корр. Венг. АН (1973). В 1969-72 директор Ин-та философии Венг. АН; с 1979 руководитель Отдела востоковедения Венг. АН. Осн. работы по проблемам истории, истории литературы и философии Китая, историч. материализма. Гос. пр. (1970).

A kinai elegia szuletese. K'iu Juan es kora, Bdpst, 1959; A kinai irodalom rovid tortenete, Bdpst, 1960 (совм. с P. Miklos); Kinai filozofia, kot. 1-3, Bdpst, 1962-67; Az"azsiai termelesi mod"kerdesehez, Bdpst, 1975; Mufajelmelet kinaban a III- VI szazadban. (Liu Hie elmelete a koltoi mufajokrol), Bdpst, 1967; Antikvitas es feudalizmus, Bdpst, 1969; Vazlatok a kinai irodalomrol, Bdpst, 1970; Sinologiai muhely, Bdpst, 1974; A szo-cializmus dialektikajahoz, Bdpst, 1974; A tarsadalmi formak marxista elmeletenek nehany kerdese. Tanulmanyok, Bdpst, 1977; в рус. пер.- К теории обществ. формаций, М., 1975.

ТЕЛЕЗИО

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509, Козенца,- 2.10.1588, там же), итал. натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет (1535). Осн. соч.- «О природе вещей согласно её собственным началам» («De rerum natura iuxta propria principia», 1565; pac-шир. изд., libri l-9, 1586; совр. изд., 1965, 1976).Противник схоластич. аристотелизма, основал академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов. Натурфилософия Т. опирается на традиции антич. гилозоизма. Противоположные стихии тепла и холода, по Т.,- главные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Тепло - источник всякой органич. жизни, а также тонкоматериального жизненного «духа» (spiritus), присущего животным и человеку, у которого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Т. развивал т. зр. сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Т. оказал большое влияние на Кампанеллу, а также на Бруно, Декарта и Ф. Бэкона.

Горфункель А. X., Философия эпохи Возрождения, М., 1980; Fiorentino F., В. Telesio..., v. l-2, Fj-renze, 1872-74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911; Troilo E., B. Telesio, Roma, 19242; Van Deusen N. C., Telesio: the first of the moderns, N. ?., 1932; Abbagnano ?., В. Telesio, Mil., 1941.

ТЕЛЕОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕЛОС

ТЕЛОС (греч. - завершение, цель), термин др.-греч. философии, предназначение отд. вещей, человека или мира в целом. Представление о Т. формировалось в качестве антитезы учениям натурфилософов 6-5 вв. до н. э., считавших достаточными причинио-следств. объяснения устройства мира. Уже Платон в «Федоне» (97Ь-99с), не употребляя слова Т., критикует Анаксагора за то, что тот не объясняет смысла и назначения устройства Вселенной, ограничиваясь механич. объяснениями. Одно из осн. положений философии Аристотеля - «природа ничего не делает напрасно» («О душе» 432 b 22 идр.). При этом Аристотель рассматривал Т., т. е. цель существования вещей и Вселенной в целом, не как нечто заданное извне, а как имманентное свойство их природы. В стоицизме внутренне присущий миру Т. управляет космосом и является руководящим принципом поведения мудреца.

HolwerdaD.,, «Mnemosyne», 1963, ?. 16, .№ 4> ?, 337-63;

см. также ст. Телеология илит. к ней.

ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамич. особенностей его психич. дея-тельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отд. психич. процессов и состояний. В структуре Т. можно выделить три гл. компонента: общую активность индивида, его двигат. проявления и его эмоциональность.

В истории учения о Т. можно выделить три осн. системы взглядов на факторы, обусловливающие проявления Т. в поведении. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие Т. со свойствами тех или иных жидких сред организма, напр. в учении Гиппократа - с соотношением между четырьмя жидкостями (греч. - смесь, сочетание, в лат. пер. temperamentum), циркулирующими в человеч. организме,-кровью, жёлчью, чёрной жёлчью и слизью (лимфой, флегмой). Гипотетич. преобладание этих жидкостей в организме и дало названия осн. типам Т.: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В новое время психологич. характеристика этих типов Т. была систематизирована Кантом («Антропология», 1798, рус. пер. 1900): сангвинич. Т. отличается быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; холерический - горячностью, вспыльчивостью, порывистостью поступков; меланхолический - глубиной и длительностью переживаний; флегматический - медлительностью, спокойствием и слабостью внеш. выражения чувств. Однако в своих толкованиях Кант допустил смешение черт Т. и характера.

Попытка разработать морфологич. теорию Т. принадлежит нем. психопатологу Э. Кречмеру (1888-1964), который определял Т. через осн. конституциональные типы телосложения. Напр., астенич. типу конституции соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотимич.) Т. (замкнутость, уход во внутр. мир, несоответствие реакций внеш. стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий), пикническо-му типу - циклоидный (циклотимич.) Т. (соответствие реакций стимулам, открытость, мягкость и закруглённость движений и т. п.). В концепции амер. психолога У. Шелдона выделяется три осн. типа соматич. конституции (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный), которым соответствуют три типа Т. Как И Кречмер, Шелдон проводит мысль о фатальной соматич. обусловленности самых разнообразных психич. черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Теоретич. и экспериментальное обоснование ведущей роли центр. нервной системы в динамич. особенностях поведения впервые дал И. П. Павлов. При разработке проблем типологии Т. сов. психологи (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин) исходят из того, что свойства нервной системы - первичные и самые глубокие параметры психофизиологии, организации индивида.

Кречмер Э., Строение тела и характер, пер. с нем., М.-Л., 19302; Теп лов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Небылицын В. Д., Осн. свойства нервной системы человека, М., 1966; Очерк теории Т., Пермь, 19732; Sheldon W. H., The varieties of temperament, N. Y.-L., [1942l; Guilford J. P., Zimmerman W. S., Fourteen dimensions of temperament, [Wash.], 1956; Diamond S., Personality and temperament, N. Y., 1967.

ТЕНДЕНЦИЯ

ТЕНДЕНЦИЯ (позднелат. tendentia - направленность, от лат. tendo - направляю), направление развития к.-л. явления или процесса. Т. служит формой проявления законов, которые вообще «...не имеют иной реальности, кроме как в приближении, в тенденции...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 39, с. 355). В одном и том же явлении могут содержаться различные и даже противоположные друг другу Т. В сходных или родственных по происхождению системах нередко наблюдаются и сходные Т. развития (напр., в термодинамически замкнутых системах проявляются Т. к росту энтропии; в биологич. популяциях - Т. к эколо-гич. приспособлению через отбор). Выделение главной, господствующей Т.- важнейший момент как историч., так и структурнофункционального анализа любого развивающегося объекта. Основой постижения ведущих Т. становления объекта выступает диалектика возможности и действительности.

ТЕННИС

ТЕННИС (Tonnies) Фердинанд (26.7.1855, Рип, близ Ольденсворта,-11.4.1936, Киль), нем. социолог. Один из родоначальников проф. социологии в Германии, читал лекции в университете в Киле в 1881-1933 до отстранения от должности нацистами.

Важнейшая работа Т.-«Общность и общество» («Gemeinschaft und Gesellschaft», 1887). Рассматривая обществ. отношения как волевые, Т. подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли: естеств. инстинктивная воля направляет поведение человека как бы сзади, рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй - торговля. Естеств. воля порождает общность (общину), рассудочная - общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органические отношения; в обществе - расчётливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа всё больше уступают место отношениям второго типа. Позже, во «Введении в социологию» («Einfuhrung in die Soziologie», 1931), T. усложнил эту типологию, совместив её с делением на отношения «господства» и «товарищества», группы и объединения.

Несмотря на психологизм концепции Т. (обществ. отношения классифицируются по типам воли), она содержала ряд ценных моментов. Т. одним из первых поставил задачу создания логически строгой системы социологич. понятий. За противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодально-патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Большое науч. значение имели многочисл. эмпирич. исследования Т. Отрицательно относясь к идее революции, Т. тем не менее признавал большое науч. значение трудов К. Маркса, переписывался с Ф. Энгельсом. Т. был последовательным демократом и антифашистом, открыто выступал против расизма, называя его «совр. варварством».

Die Sitte, Fr./M., 1909; Marx. Leben und Lehre, Jena, 1921-ritik der offentlichen Meinung, B., 1922; Soziologische Studien und Kritiken, Bd 1-3, Jena, 1925-29; Das Eigentum, W,- Lpz., 1926; Fortschritt und soziale Entwicklung. Gesehichtsphi-loeophleohe Ansichten, Karlsruhe, 1926; Geist der Neuzeit, Lpz.,

История бурж. социологии XIX -нач. XX в., М. 1979 гл. 8; F. Tonnies, ed. W. I. Cahnman, Leiden, 1973.

"ТЕОДИЦЕЯ"

"ТЕОДИЦЕЯ" - сокращённое назв. самого крупного фи-лос. соч. Лейбница, в котором нашли отражение идеи рационалистич. идеализма. Написано на франц. яз. ок. 1710 под влиянием бесед и переписки с прусской королевой Софией Шарлоттой. Полное назв.: «Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и происхождении зла» («Essais de theodjcee sur la Bonte de Dieu, la liberte de I'homme et l'origine du mal»). Соч. имеет полемич. характер и служит ответом Лейбница на критику филос. и теологич. оснований его системы, содержащуюся в произв, Бейля. Лейбниц формулирует в «Т.» осн. принципы «естественной» и «рациональной» (т. е. филос.) теологии, призванной, по его мнению, служить априорным основанием науки о нравственности. В рамках «естеств, теологии» он решает и центр. вопрос теодицеи об оправдании бога за существующие в мире зло, считая зло, будь то зло «физическое» (страдания людей) или «моральное» (нравств. пороки и преступления), необходимым «теневым» элементом совершеннейшего порядка вещей, не созданным, но лишь «попущенным» всеблагим богом, чтобы подчеркнуть и оттенить добро. Другой важнейший вопрос «Т,»- об оправдании человеч. свободы (в которой полагается источник морального зла) - решается Лейбницем через различение трёх видов необходимости: «метафизической», «моральной» и «физической»; только первая, по Лейбницу, исключает всякую альтернативность и случай-ность, а две другие (относящиеся к действит. миру и человеч. поведению) совместимы с выбором, случайностью и свободой. Настаивая на обязат, причинной обусловленности всех явлений, в т. ч, моральных, Лейбниц вместе о тем преодолевает традиционное отождествление причинной связи с необходимостью; выступает с критикой этического и метафизического дуализма.

Композиция «Т.» весьма сложна. В предисловии Лейбниц формулирует задачи исследования и намечает пути их решения с помощью своей теории предустанов-ленной гармонии. В «Предварит. рассуждениях о гармонии веры с разумом» содержится аргументация в пользу оправдания веры «естеств. светом» разума, Далее идёт осн. раздел, состоящий из трёх частей, В 1й части рассматриваются общие вопросы теодицеи, во 2-й - проблемы оправдания морального зла, в 3-й вопросы оправдания физич. зла. В трёх приложениях в конце соч. фактически повторяется в более сжатой форме то, что сказано в осн. тексте.

Впервые издано в Амстердаме в 1710; нем. пер. 1726, 1883, 1925; англ. пер, E. Huggard, 1951. Рус. пер. в журн. «Вера и разум», 1887, № 13, 15-18; 1888, № 3; 1889, № 1, 2, 8, 14, 15; 1890, № 12, 14, 19, 28; 1891, № 1, 5, 6, 13, 14, 18, 21, 23; 1892, № 2-4, 6, 7, 11

ТЕОДИЦЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ"

"ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ" - популярное в ср. века араб. переложение ряда текстов Плотина (из «Эннеад» IV 3, 4, 7, 8, V 1, 2, 8, VI 7); приписывалось Аристотелю. Араб. пер. сделал для аль-Кинди Абд аль-Ма-ших ибн Абдаллах ибн Найма, христианин сирийского происхождения (из Эмесы), пер. был выправлен аль-Кинди. Лат. пер. «Т. А.» вплоть до 17 в. издавался в составе соч. Аристотеля. «Т. А.» была источником неопла-тонич. влияния на араб. и евр. ср.-век. философию и зап.-европ. схоластику. По-видимому, тому же араб. переводчику принадлежит «Послание о божеств. мудрости», содержащее отд. главы из «Эннеад» (V 3, 4, 5, 9). Ряд сентенций из Плотина, отчасти совпадающих с текстом «Т. А.», переведён на араб. яз. в составе т. н. «Речений мудрого грека».

Badawi ?., Plotinus apud Arabes, Cairo, 1955.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ - понятие нем. классич. философии, обозначающее высшую познават. способность, организующую теоретич. деятельность в систему науч. знания. Согласно Канту, осн. задача разума - достижение законченного, безусловного единства чело-веч. опыта. Эта цель может быть достигнута лишь в том случае, если теоретич. принципы разума будут исходить непосредственно из интеллектуального созерцания идей («вещей в себе»). Однако, по мысли Канта, человеч. разум не способен к познанию этих сверхчувств. идеальных объектов, поэтому его гносеологич. функция сводится к постоянному синтетич. восполнению опыта на основе регулятивного применения исходно присущих ему трансцендентальных идей. Выход разума за пределы опыта, т. е. чувств. созерцания, порождает противоречия, или антиномии.

Последующее развитие нем. классич. философии связано с утверждением объективной природы разума и его теоретич. принципов (Фихте, Шеллинг, Гегель). «Теоретическое» характеризуется здесь как отношение, в котором человеч. «Я» определяется через предмет познания. Так, согласно Гегелю, задача философии состоит в диалектич. раскрытии категориальной структуры разума.

Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, ?., 1964; Гегель Г. В. Ф., Энциклопедия филос. наук, т. 3, М., 1977; Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973.

ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ - см. в ст. Отражение.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОСОФИЯ

ТЕОСОФИЯ (от греч. e?o - бог и - мудрость, знание)

1) в широком смысле слова - мистич. богопо-знание (см. Мистика). У Псевдо-Дионисия Ареопаги-та синоним теологии. Позднее Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистич. опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к Т. гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т. п. Более распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистич. учений 16-18 вв., стоящих вне прямой церковной христ. традиции,- Я. Бё-ме, Парацельса, Л. К. СенМартена, Э. Сведенборга, Ф. Этингера и др. Шеллинг употреблял термин «Т.» для обозначения синтеза мистич. богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие «свободной Т.» у Вл. Соловьёва.

2) Религ.-мистич. учение рус. писательницы Б. П. Блаватской (1831-91; соч. «Тайная доктрина» - «The secret doctrine», v. 1-2, 1888) и её последователей. Сложилось под влиянием инд. религ.-филос. концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме - перевоплощении человеч. души и космич. эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и некоторых элементов гностицизма. Отбрасывая «историч. формы религии», Т. стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религ. символов

и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной к.-л. определ. догматикой. Согласно Т., конечная цель человека - достижение оккультного «знания» и сверхъестеств. способностей - осуществляется благодаря наличию эзотерич. традиции немного-числ. «посвящённых», или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и амер. полковником Г. Олкоттом. Деятельность обва вскоре распространилась на мн. страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесён в Индию (с1882 - в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант, которая объявила Кришнамурти новым «спасителем» человечества (позднее Кришнамурти отошёл от Т.), после чего произошёл раскол и из Т. выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе традиц. религий, которые она пытается заместить собой.

Ледбитер Ч., Краткий очерк Т., пер. с англ., Калуга, 1911; Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки, М-Л.,1965; Gu6non R., Le theosophisme. Histoire d'une pseudoreligion, P., 1921; Bichlmair G., Christentum, Theosophie und Anthroposophie, W., 1950.

ТЕОФРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРМ

ТЕРМ (англ. term, франц. terme, от лат. terminus - граница, предел, позднее - выражение, определение), в логико-математич. исчислении - аналог подлежащего или дополнения естеств. языков, т. е. выражение, обозначающее (или описывающее -см. Дескрипция) к.-л. объект из универсума - предметной области предполагаемой модели этого исчисления. Частным случаем Т. являются переменные.

ТЕРМИН

ТЕРМИН (от лат. terminus - граница, предел, конец),

1) имя с оттенком спец. (науч.) его значения, уточняемого в контексте к.-л. теории или отрасли знания.

2) В антич. философии - понятие, фиксирующее устойчивые и непреходящие аспекты реальности в противоположность разнообразным и изменчивым её чувств. образам (аналог совр. понятия «закон»). 3) В аристотелевской силлогистике и традиц. логике - элементы суждений, входящих в состав силлогизма: субъекты и предикаты его заключения и посылок. Субъект заключения наз. меньшим Т., его предикат - большим Т., а Т., общий посылкам,- средним Т.

ТЕРТУЛЛИАН

Квинт Септимий Флоренс (Quintus Septimius Florens Tertullianus) (ок. 160, Карфаген,- после 220, там же), христ. богослов и писатель. Выступал в Риме как судебный оратор; приняв христианство, ок. 195 вернулся в Карфаген. Позднее сблизился с монтанистами, вступив в конфликт с церковью; по-видимому, в конце жизни основал особую секту «тертуллианистов».

Мышление Т. отмечено тягой к парадоксам. Если совр. ему христ. мыслители стремились привести библейские учения и греч. философию в единую систему, то Т. всячески подчёркивает пропасть между верой и разумом («Что общего у Академии и церкви?»): «Сын божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения он воскрес; это несомненно, ибо невозможно». В полемике против абстрактного теоретич. разума Т. подчёркивает права «естественного» практич. рассудка, выступая как единомышленник киников и особенно рим. стоицизма. Он развёртывает программу возвращения к природе не только в жизни, но и в познании, призывая сквозь все слои книжности дойти до изначальных недр чело-веч, души. Это означает для Т. утверждение эмпиризма как в мистикопсихологич., так и в сенсуалистико-реалистич. аспектах. Одновременно эмпиризм Т. приводит его к материалистич. тенденциям; всё сущее есть «тело», следовательно, и бог должен быть понят как «тело, которое, впрочем, есть дух». Господствующее настроение Т.- тоска по эсхатологич. концу истории. Рим. гос. порядку он противопоставляет космополитизм в духе киников и моральное бойкотирование политики.

Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, v. 19, 47, 69, 76, Vindobonae, 1890-1957; в рус. пер.- Творения, ч. 1, К., 1910.

Попов К., Т., К., 1880; Штернов Н., Т., пресвитер карфагенский, Курен, 1889; Преображенский П. Ф., Т. и Рим, М., 1926: Barnes T. D., Теrtullian. A historical and literary study, Oxf., 1971.

ТЕСТ

ТЕСТ (англ. test - проба, испытание, исследование) в психологии, стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологич. и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Т. начали применяться в 1864 Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретич. основы тестирования были разработаны англ. психологом Ф. Гальтоном (1883). Термин «Т.» впервые ввёл амер. психолог Дж. Кеттел (1890). Франц. психолог А. Бине применил принцип тестологич. исследований к высшим психич. функциям человека: в его серию Т. (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетич. и этич. чувства и т. д. Нем. психолог В. Штерн ввёл коэффициент интеллектуальности (1911).

В нач. 20 в. начинают разграничиваться психологич. и педагогич. направления в разработке Т. Первый стандартизированный педагогич. Т. был составлен амер. психологом Э. Торндайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математич. методов. Статистич. методы К. Спирмена (в частности, применение факторного анализа) сыграли большую роль в дальнейшем развитии Т. Прогнозирование развития личности породило особый вид Т., основывающихся гл. обр. на методах глубинной психологии,- проективные Т. (напр., тесты Роршаха). Практич. использование Т. в совр. психологии связано гл. обр. с диагностированием отд. личностных характеристик человека, выражаемых через количеств. показатели. Цатурова И. А., Из истории развития тестов в СССР и за рубежом, Таганрог, 1969; Психологич. диагностика. Сб. ст., М., 1981; Аванесов В. С., Тесты в социологам, исследовании, М., 1982; Gronbасh L. J., Essentials of psychological testing, N. Y., 19602; Anastasi A., Psychological testing, L., 19693.

ТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНОКРАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИЛЛИХ

ТИЛЛИХ (Tillich) Пауль (20.8.1886, Старцеддель,- 22.10.1965, Чикаго), нем.-амер. протестантский теолог И философ, представитель диалектической теологии. После 1-й мировой войны выступил одним из критиков либерального протестантизма, требуя возвращения к первонач. идеям Реформации. В 20-х гг. лидер ре-лиг.-социалястич. движения в Германии (разновидность христ. социализма). С 1933 в эмиграции в США. Т. стремился объединить осн. течения протестантизма и христ. теологии в целом и заложить основы их нового «экуменич.» синтеза. Он выдвигал задачу создания «теологии культуры», которая давала бы религ. освящение всех сторон жизни совр. общества (работы по вопросам истории культуры, этики, педагогики и социологии). Т. критикует историч. протестантизм, который, подменив символы католицизма рациональными концепциями, моральными законами и субъективными эмоциями, создал угрозу исчезновения основ церковности. В отличие от Барта Т. подчёркивает религ. ценность культуры и необходимость сохранения автономной человеч. активности в религии; бог для Т. пребывает в этом мире как его собств. основа и глубина. Бога нельзя «искать» как к.-л. вещь, и он не существует как частное бытие, поэтому, по Т., вполне обосновав протест атеизма против бога как обитающей над миром совершенной небесной личности. Христос, по Т., есть образ «нового бытия», преодолевающего демо-нич. механизмы личного и социального отчуждения. В противовес Бультману Т. считал, что символы (мифы) образуют «естеств. язык» религии и не подлежат к.-л. замене. Деятельность Т.- характерный пример попытки в условиях кризиса религии построить теоло-гич. систему, «открытую» для воздействия различных течений совр. философии, психологии, социологии. Т. оказал значит. влияние как на протестантскую, так и на католич. философию сер. 20 в.

Gesammelte Werke, Bd 1-14, Stuttg., 1959-75; A history of Christian thought, N. Y., 1972.

Armbruster C. J., The vision of P. Tillich, N. Y., U967] (лит.); Scabini E., II pensiero di P. Tillich, Mil., [1967] (лит.).

ТИМАШЕВ

ТИМАШЕВ (Timasheff) Николай Сергеевич (9.11.1886, Петербург,-9.3.1970, НьюЙорк), рус.-амер. социолог, правовед и историк обществ. мысли. Проф. юриспруденции Петрогр. политехнич. института (1916-20). В 1921 эмигрировал из СССР; после 1936 жил в США. Согласно Т., правовая система это - измеритель, показатель и осн. «рефлектор» социальной системы и её изменений. Вслед за Петражицким Т. считал, что право как социальное явление возникает при слиянии двух уже сложившихся особенностей социального бытия (которые в общем могут существовать и независимо друг от друга). Первая из них - наличие в каждой длительно существующей социальной группе такого порядка, который может быть выражен в правовых нормах и который через посредство сложных механизмов делается обязательным для членов группы; вторая - наличие социальной власти. В работах по общей социологии Т. излагал идеи, близкие к взглядам Сорокина. Он считал, что социология изучает «биопсихологич. коллективный опыт людей», что нет миним. принципа или субстрата, к которому можно свести все обществ. процессы, т. е. отвергал историч. монизм, утверждая, что историч. процессы определяются взаимодействием многих факторов: экономических, демографических, религиозных, психологических и др. Т. склонялся к убеждению, что основным социальным явлением, единицей, подлежащей социологич. анализу, нужно считать взаимодействие между двумя или более человеч. существами. Т. принадлежит также несколько работ по истории социологии.

В работах по истории социально-политич. развития России после ?кт. революции 1917 Т. выступил как откровенный враг марксизма и Сов. власти.

Право как коллективно-психологич. реальность, в сб.: Тр. рус. ученых за границей, т. 2, Берлин, 1923; Развитие социологии права и ее сфера, в кн.: Совр. социологич. теория, сост. Г. Беккер и А. Босков, М., 1961, с. 479-508; Sociological theory, its nature and growth, N. Y., 1967s; General sociology, Milwaukee, 1959 (соавтор); War and revolution, N. Y., 1965.

"ТИМЕЙ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница