Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
"ТИМЕЙ"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"ТИМЕЙ"

"ТИМЕЙ" - диалог Платона, относящийся к позднему периоду его творчества. Оспорить поздний характер «Т.» пытался Г. Оуэн (1953), объединявший «Т.» в одну группу с «Государством» и др. диалогами среднего периода. Его подверг критике X. Чернис (1957), доказавший, что «Т.» написан позже «Государства», «Теэте-та» и «Парменида» и, по всей вероятности, позже «Софиста» и «Политика». Если «Государство» показало, что индивидуальные добродетели лучше всего могут развиться при правильном гос. устройстве, то «Тимей» должен был показать укоренённость человека и государства в общекосмич. жизни.

Действующие лица «Т.» - Сократ, пифагореец Тимей из Локр Италийских (повидимому, реальное историч. лицо, сведений о котором помимо «Т.», однако, не сохранилось), афинянин Критий, в доме крого происходит беседа (дед тирана Крития, дяди Платона), Гермократ, сиракузский адмирал, разбивший афинскую экспедицию против Сицилии в 415-413. Беседа ведётся на Великие панафинеи, праздновавшиеся в разгар лета. Диалог состоит из вводной беседы (17а-27b), в ходе которой Критий пересказал предание, некогда привезённое из Египта Солоном,- о подвиге жителей древнейших Афин, выступивших против союза городов легендарной Атлантиды (21а-25d), и рассказа Тимея (27с- 92с), составленного наподобие традиционных для ранней натурфилософии соч. «О природе». Речь Тимея - рассказ о создании вечно изменчивого чувств. мира - носит характер «правдоподобного мифа» и состоит из вступления (27 с - 29 d), вводящего необходимые для изложения темы категории бытия и становления, образца и подобия (далее дополненные категориями тождественного и иного, вечности и времени и др.), и трёх частей: поскольку космос создан демиургом из сочетания ума и необходимости, 1-я ч. (29d - 47е) рассматривает произведения ума (нуса), 2-я часть (47е - 69а)- произведения ананки (необходимости), а 3-я часть (69а - 92с) - то, что получается из сочетания двух первых начал. В 1-й части рассмотрены первичные элементы, из которых состоит космос, создание мировой души, человеч. душ и небесных тел. Во 2-й части рассмотрена проблема материи, которая понимается как «то, в чём», пространство (, собств. «помещение», «вместилище»), восприемница исходящих от ума эйдо-сов, называется «матерью» и «кормилицей», поскольку она лежит в основе всякого становления и возникновения; ум при этом оказывается «отцом», а возникший мир - «ребёнком»; здесь же рассмотрены трансформации первичных элементов, возникновение чувств. ощущений и восприятий. В 3-й части описано строение и функционирование человеч. организма.

Будучи сводкой всех осн. вопросов космо- и антропогенеза, «Т.» подвёл итог натурфилософии 6-4 вв. до н. э. и лёг в основу формирования взглядов на строение космоса в эпоху эллинизма. Он оказал непосредств. влияние на Аристотеля и перипатетическую школу, на Древнюю Академию, стоицизм и - так или иначе - эпикуреизм (критике «Т.» Эпикур посвятил спец. трактат). Метафорич. двусмысленность «Т.» провоцировала при этом различные и иной раз противоположные его толкования - даже в русле ортодоксального платонизма. Так, хотя начиная с Древней Академии и вплоть до позднейших неоплатоников в антич. платонизме преобладало вневременное понимание творения в «Т.», некоторые представители среднего платонизма (Плутарх, Аттик, Гален) считали, что в «Т.» Платон учит о творении мира во времени. Эта т. зр., значимая для христ. читателей «Т.», была проведена в соч. александрийского неоплатоника Иоанна Филопона «Против Прокла по поводу вечности мира».

С «Т.» вплоть до Возрождения по преимуществу было связано представление о Платоне (не случайно Рафаэль в «Афинской школе» изобразил философа с «Т.» в руке). Первым комментатором «Т.» был представитель Древней Академии Крантор; «Т.» толкуют стоики (специально - Посидоний); ряд комм. к отд. проблемам «Т.» пишет Плутарх; известно о комм. к «Т.» Порфирия и Ямвлиха; до нас дошла значит. часть комментария к «Т.» Прокла. На лат. яз. «Т.» перевёл Цицерон (фр. 27d - 47b); необычайной популярностью на лат. Западе пользовался пер. и комм. Калкидия (вероятно, ок. 400). Араб. философия усвоила «Т.» благодаря переводу в 9 в. парафразы Галена.

Рус. пер.: В. Н. Карпова (1879), Г. В. Малеванского (1883), С. С. Аверинцева (1971).

Martin Т. Н., Les etudes sur le «Timee» de Platon v. 1-2, P., 1841; The Timaeus of Plato, ed. with introd. and notes by B. D. Archer-Hind, L. -Carab., 1888; T a y-lor A. E., A commentary on Plato's Timaeus, Oxf., 1928; Plato's cosmology: The Timaeus of Plato, transl. with comm by F. M. Cornford, N. Y., 1937; Galeni Compendium Timaei Platonis..., ed. P. Kraus et R. Walzer, L., 1951 (Plato Arabus, v. 1); Timaeus. A Calcidio translatus commentarioque instructus ed. J. H. Waszink, L., 19752 (Plato Latinus, v. 4); Balles M., Die Weltentstehung des platonischen Timaios nach den antiken Interpreten, Tl 1-2, Leiden, 1976-78.

Ю. А. Шичалин.

В начало словаря