Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧAPBАKA

ЧAPBАKA (санскр.), материалистич. учение древней и ср.-век. Индии, поздняя разновидность локаяты, с которой иногда вообще отождествляется. Соч. Ч. не сохранилось; источником служат высказывания представителей веданты, буддизма, джайнизма.

Ч. отвергает как традиц. брахманистско-ведийские принципы - существование богаабсолюта и души (брахмана и атмана), так и возникший в результате сочетания добрахманистского и брахманистского мировоззрений закон кармы как основу нравств. законосообразности существующего. Считая истинным лишь постигаемое с помощью непосредств. восприятия, Ч. утверждает существование только этого мира и считает единств. реальностью материю. Признаётся наличие четырёх элементов: земли, воды, огня, воздуха, из спонтанного сочетания которых образуется всё, что есть. Жизнь и сознание - функция этих элементов. Одновременно Ч. подчёркивает выдвинутый ещё локаятой принцип сваб-хавы, индивидуальной природы каждой вещи.

Особенностью Ч. является сосредоточенность на разработке этич. концепции. Ч. видит в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеч. воображением; согласно Ч., реальны только страдание и наслаждение чувств. бытия. Отрицая необходимость к.-л. аскетич. ограничений, налагаемых правилами других инд. религ.-филос. систем, Ч. утверждает в качестве единств. цели человеч. бытия получение наслаждения, причём то, что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать стремление к его достижению. Ч. выступала с критикой религии, в частности буддизма.

Последоват. гедонизм Ч. делает эту школу уникальным явлением в истории инд. мысли.

Артхашастра, или Наука политики, пер. с санскр., М.- Л., 1959; Щербатской Ф. И., К истории материализма в Индии, в кн.: Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962; Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана, пер. с англ., М., 1961; его же, Инд. атеизм, пер. с англ., М., 1973.

ЧААДАЕВ

Пётр Яковлевич [27.5(7.6). 1794, Москва, -14(26).4.1856, там же], рус. мыслитель и публицист. Друг А. С. Пушкина. В 1819 был принят в «Союз благоденствия», в 1821 в Сев. общество декабристов, но деятельным членом тайных обществ не был и относился к ним сдержанно-скептически. Во время путешествия за границей в 1823-26 познакомился С Шеллингом и Ламенне, ре-лйг.филос. идеи которых оказали на него глубокое воздействие. В 1829-31 создал своё гл. произв.- «Письма о философии истории» (нафранц. яз.), за которым утвердилось назв. «Философических писем». Обнародование первого Из них в журн. «Телескоп» (1836) вызвало резкое недовольство властей ввиду выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеч. рода», нац. самодовольства и духовного застой, препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше историч. миссии. «Высочайшим повелением» Ч. был объявлен сумасшедшим. Написанная Ч. в ответ на обвинения в недостатке патриотизма «Апология сумасшедшего» (1837), где Ч., говоря о России, утверждал, что «.. мы призваны решить большую часть проблем социального порядка... ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество» (Соч. и письма, т. 2, М., 1914, с. 227), при жизни Ч. напечатана не была. Лишённый к.-л. возможности объясниться в печати, Ч. тем не менее оставался влият. мыслителем, оказавшим значит. воздействие (особенно постановкой проблемы историч. судеб России) на представителей различных направлений - как на западников, так и на славянофилов.

В «Философических письмах» Ч. объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма, однако Герцен недаром называл его мировоззрение «революц. ка-толицизмом»: Ч. вдохновляла несовместимая с католич. ортодоксией «Сладкая вера в будущее счастье человечества», он уповал на свершение земных чаяний народа как сверхразумного целого, преодолевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначе-нием человека быть двигателем Вселенной под руководством всевышнего разума и мировой воли. Не сочувствуя социализму, Ч. предсказывал, однако, его победу («социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники»). Филос.-историч. мысль Ч. явилась мощным стимулом развития и самоопределения рус. философии в целом.

Соч. и письма, под ред. М. Гершензона, т. 1-2,М.> 1913- 1914; Неопубл. ст., в сб.: Звенья, кн. 3-4, М.- Л., 1934; Три письма [И. С. Гагарину и Шеллингу], там же, кн. 5, М.- Л., 1935; Неизд. «Философические письма», в кн.: Лит. наследство, т. 22-24, M., i935.

Чернышевский Н. Г., Апология Сумасшедшего, ПСС, т. 7, М., 1960; Плеханов Г. В., П. Я. Ч., Соч., т. 28, М.-Л., 1925; Гершензон M. О., Ч, Жизнь и мышление, СПБ, 1908; Шкуринов П. С., Мировоззрение П. Я. Ч., М., 1958; Григорьян М. М., Ч. и его философская Система, в сб.: Из исторрии философии, в. 2, М., 1968; Лебедев А. А., Ч, М., 1965; Смирнова З. В., П, Я. Ч. и рус. обществ. мысль 1-й пол. 19 в., «ВФ», 1968, № 1; Winkler М., P. J. Caadaev, В., 1927; Quenet Gh., Tchaadaev et les lettres philosophises, P., 1931; Moskoff E. A., The Russian philosopher dhaadayev, his ideas and his epoch, N. Y, 1937; Falk H., Das Weltbild P. J. Tschaadajews nach seinen acht «Philosophischen Briefen», Munch., 1954.,

ЧАГИН

Борис Александрович [р, 10(22).3.1899, Москва], сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1960). Чл. КПСС с 1920. Окончил Ин-т красной профессуры (1931). С 1922 на преподават. работе, с 1963 сотрудник ленингр. кафедры философии АН СССР, Осн. работы по истории философии и историч. материализму.

Филос. и социлогич. воззрения Ф. Меринга, М.- Л., 1934; Борьба марксизмаленинизма против филос. ревизионизма в конце XIX - нач. XX вв., Л., 1959; Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, М., 1960; Из истории борьбы против филос. ревизионизма в германской социал-демократии. 1895-1914 гг., М,-Л., 1961; Г. В. Плеханов и его роль в развитии марксистской философии, М.- Л., 1963; Субъективный фактор. Структура и закономерности, М., 1968; Создание и развитие К. Марксом и Ф. Энгельсом теории науч. коммунизма, Л., 1970; Очерк истории социологической мысли в СССР (1917-1969), Л., 1971; Марксистсколенинский принцип партийности в философий, Л., 1974; Разработка Г. В. Плехановым общесоциологической теории марксизма, Л., 1977; Структура и закономерности общественного сознания, Л., 1982.

ЧАНЬ

ЧАНЬ - школа буддизма махаяны, сформировавшаяся в Китае на рубеже 5-6 вв. Первым кит. патриархом Ч. считается полулегендарный миссионер Бодхидхарма. Как самостоят. система Ч. сложилась при 6-м патриархе Хой-нэне (637-713). Назв. школы происходит от сокращённого варианта кит. транскрипции санскр. слова дхъяна (кит. чань-на) - мистич. созерцание, сосредоточение, медитация. Однако методы пассивной медитаций, заимствованные из традиц, буддийской йоги, соче-тались и Ч. с методами активной, «динамич.» медитации, заимствованными из психотехники даосизма; заметное влияние оказал также тантризм. Религ.-филос. учение Ч. Сложилось на основе воззрений мадхьямики и йогачары, переосмысленных в духе Трактатов раннего даосизма («Дао дз цзин», «Чжуан-цзш и др.) И комментариев представителей неодаосизма. Осн. принципы теории и практики Ч.: недоверие к слову и тексту как форме передачи высшей истины и дискурсивно-логич. мышлений как способу её постижения; возможность достичь «просветления» и «освобождения» без длит. восхождения по пути самосовершенствования; спонтанное и внеинтеллектуальное постижение высшей истины посредством интуитивного озарения; возможность достижения совершенства в процессе активной жизнедеятельности и эстетизации окружающей действительности (в Ч. высоко ставились различные виды практич. деятельности, крые могли рассматриваться как своеобразная форма йоги; физич. труд, творчество художника, поэта или актёра, «военно-прикладные искусства» - кулачный бой, борьба, фехтование, стрельба из лука и т. д.); преодоление привязанности к духовным авторитетам и догмам; отказ от подражания и обретение внутр. свободы; снятие всех противоположностей типа «время - вечность», «субъект - объект», «жизнь - смерть», «истинное - ложное», «добро - зло» и т. д. С 7 в. появилась в Японии - см. Дзэн.

Книга поучений шестого патриарха (Хой-нэна), в кн.: 3а-вадская В. В., Эстетич. проблемы живописи старого Китая, М., 1975; Завадская Е. В., Культура Востока в совр. зап. мире, М., 1977; Suzuki D. Т., Essays in Zen Buddhism, v. 1-3, L., 1927-34; Watts A. W., The Spirit of Zen, N. Y., 1960; Blyth R. H., Zen and Zen classics, v. 1-7, Tokyo, 1963-66.

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕЛОВЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ" ТЕОРИЯ

"ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ" ТЕОРИЯ - бурж. концепция принципов и методов управления в организациях (прежде всего промышленных), система морально-пси-хологич. стимулирования трудящихся к повышению производительности труда.

Возникновение «Ч. о.» т. связано с экспериментом, проведённым в 1927-32 на заводах компании «Уэстерн электрик» в Хоторне (близ Чикаго), в ходе ?-poгo пси-холог Мэйо и его сотрудники добились повышения производительности труда в одном из цехов, экспериментально создав в нём психологич. климат, в корне отличный от деспотич. режима, существовавшего в других цехах,

«Ч. о.» т. развивалась в оппозиций к тейлоризму, как слишком биологизированному, машинизированному, «социально некомпетентному». Источники трудовых конфликтов Мэйо и его последователи видели в психич. комплексах, расценивая выступления трудящихся как отклонение от нормы, ?-pоe можно устранить с помощью социопсихич. приёмов. Тем самым проблема эксплуатации превращалась в проблему «психологич. благополучия работающих по найму». Согласно «Ч. о.» т., антагонизм труда и капитала может быть преодолен искусной политикой предпринимателей, некрыми реформами в стиле управления, в результате которых будут вскрыты новые резервы повышения производительности труда, профсоюзы станут ненужными, а установление «социального мира» обеспечат просвещённые управляющие.

В нач. 60-х гг. Д. Макгрегор дополнил «Ч. о.» т. учением о стилях обращения с подчинёнными, или теорией «управления через соучастие», в которой утверждал, что при надлежащем обращении человек проявляет инициативу и изобретательность и работает лучше там, где «ориентируются на людей», а не просто «на продукцию». Соответственно наёмному рабочему пытаются внушить, что он «социальный партнёр», «член заводского сообщества», заинтересованный в успехе капиталистич. предприятия.

Вместе с тем «Ч. о.» т. содержит рациональные черты, обусловленные потребностями совр. крупного производства, которым нельзя управлять без учета Социально-психологич. аспектов, комплекса факторов, воздействующих на человека в процессе производства.

«Ч. о.» т. подвергается критике бурж. психологами и социологами (Ф. Херцберг - в США, Ж. Фридман - во Франции, группа сотрудников Тэвистокского института- в Великобритании), ибо основанные на ней действия не дают желаемого результата, а «эффект Хоторна», по сути основанный лишь на новизне, оказывается недолговечным.

Марксисты подчёркивают, что «Ч. о.» т. является ре-акц. утопией и служит одной из наиболее распространённых форм борьбы монополий против рабочего класса. Производств. отношения капитализма не имеют ничего общего с человечностью. «Отношение фабриканта к рабочему - не человеческое, а чисто экономическое» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 497). Подлинная гуманизация труда невозможна там, где человек является только средством извлечения наживы.

Вяльховченко Э. Д., Критика совр. бурж. теории «человеч. отношений в промсти», М., 1971; Эпштейн С., Индустриальная социология в США, М., 1972; Яковлева С. И., Особенности методой капиталистич. эксплуатации в совр. эпоху, Л., 1972; McGregor D., Human side of enterprise, N. Y., 1960; Herzberg F., Work and the nature of man, N. Y., 1966;

см. также лит. к ст. Мэйо

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЁРЧ

ЧЁРЧ (Church) Алонзо (р. 14.6.1903, Вашингтон), амер. логик и математик. Работы Ч. относятся к различным областям логики. Он развил мысль об отделении понятия функции от понятия множества. В 1936 выдвинул осн. гипотезу теории вычислимых функций (т. н. тезис Чёрча). В 1935 привёл пример неразрешимой массовой проблемы, а в 1966 доказал, что проблема разрешения для исчисления предикатов неразрешима. Эти результаты оказали большое влияние на развитие математич. логики. Ч. внёс существ. вклад в развитие комбинаторной логики; ему принадлежат исследования в области логич. семантики и модальной логики.

в рус. пер.: Введение в математич. логику, т. 1, М., 1960.

ЧЖАН ЦЗАЙ

Чжан Цзыхоу, Чжан Хэн-цюй, Чжан-цзы (учитель Чжан) (1020 - 9.1. 1078), кит. философ, один из основоположников неоконфуцианства. Род. в Чанъане (ныне Сиань, пров. Шэньси). В юности изучал буддизм и даосизм, затем стал заниматься конфуцианством и особенно «Ицзином» и «Чжун юном» («Рассуждения о соблюдении срединного пути»), ставшими основой его учения. Среди его учеников - братья Чэн, племянники Ч. Ц. Автор трактатов «Си мин» («Зап. надпись»), «Дун мин» («Вост. надпись»), «Чжэн мэн» («Наставления для несведущей юности»), первый из которых высоко ценился неоконфу-цианцами. Ч. Ц. выдвинул концепцию рассеянной во Вселенной и способной принимать форму материальной силы (ци) - основы бытия, начальной субстанцией которой является лишённая физич. формы великая пустота (сюй). В согласии с принципом (ли-законом) ци то соединяется, образуя тьму вещей, то распадается, возвращаясь к сюй. И то, что великая пустота состоит из ци, и то, что материальная сила то возникает, то исчезает, является следствием объективной необходимости, вызываемой «изменением». Второй осн. идеей Ч. Ц. была мысль о том, что с каждым из межчеловеч. отношений связано специфич. моральное требование, однако любовь охватывает всех их, поэтому человек любви отождествляет себя с небом и землёй - родителями всего и всех. В социально-политич. области Ч. Ц. выступал за осуществление идеала классич. конфуцианства - равного распределения земли среди крестьян. см. к ст. Неоконфуцианство.

ЧЖОУ ДУНЬИ

Чжоу Маошу, Чжоу Лянь-си, Чжоу-цзы (учитель Чжоу) (1017, Индао, ныне в уезде Даосянь, пров. Хунань,-14.7.1073, Лушань, пров. Цзянси), кит. философ, один из основоположников неоконфуцианства. Среди учеников Ч. д. были братья Чэн, а также крупный политич. деятель Ван Аньши (1019-86). В трактатах «Тайцзи ту шо» («Объяснения к диаграмме Великого предела») и «Тун шу» («Книга проникновения»), гл. комментарий к которым был написан Чжу Си, Ч. Д., основываясь на положениях «Ицзин и некоторых идеях даосизма, дал космологич. и онтологич. обоснование этич. концепций. Он разработал идею закона (ли), космич. сил инь и ян и пяти движущих начал (у син), т. е. противоположностей и первоэлементов материальной природы. Беспредельный великий предел (тайцзи), двигаясь, порождает ян - свет (который Ч. Д. понимал как «движение», приводящее к «изменению»), а находясь в неподвижности - инь - тень (покой, ведущий к «соединению»). При этом ян, достигая своего предела, переходит в инь, а инь - опять в ян. Их взаимодействие производит у син (вода, огонь, дерево, металл, земля). Последние, действуя во времени, в таинств. союзе с тайцзи, инь и ян, через посредство мужского (небо) и женского (земля) начал порождают тьму вещей, непрерывно себя воспроизводящих. Венцом этого процесса является человек, обладающий пятью моральными принципами (человечность, справедливость, приличие, знание, верность) и отличающий добро от зла. Основой моральных качеств и источником всякой деятельности является искренность (честность - чэн), тождественная бездействию. В теории гос. устройства Ч. Д. центр. место отводил правителю, который должен быть образцом правильного поведения: правитель с чистым сердцем, не нарушающий моральных принципов, речью, внешностью, взглядом и слухом привлекает к себе добродетельных и талантливых людей, с помощью которых легко управлять страной.

Chow Ylh-chlng.La Philosophie morale dans le neO-confucianisme (Tcheou TouenYi), P., 1954;

см. также лит. к ст. Неоконфуцианство.

ЧЖУ СИ

Чжу Юаньхуэй, Чжу-цзы (учитель Чжу) (18.10.1130, Юци, пров. Фуцзянь,-23.4. 1200, Каотин, пров. Фуцзянь), кит. философ, представитель неоконфуцианства, завершивший процесс его формирования. Был талантливым и энергичным администратором, выдающимся учёнымэнциклопедистом, комментатором классич. книг, педагогом. В 1179-80, будучи правителем области Нанькан (пров. Цзянси), восстановил школу «Бай-лу дун» («Пещера белого оленя»), ставшую благодаря его лекциям известнейшей школой Сунской империи.

Ч. С. синтезировал идеи конфуцианских мыслителей от Конфуция до Чжоу Дуньи, Чжан Цзая и бр. Чэн, произведения которых он снабдил собств. комментарием и написал о них исследование «Цзинь сы лу» («Записи осовр. мыслителях и идеях»). В учении Ч. С. систематизированы и развиты все шесть осн. идей неоконфуцианства. При этом Ч. С. пошёл дальше, чем Чэн И, в развитии дуалистич. концепции двух начал - идеального, первичного, «ли» и материального, вторичного, «ци»: ли нуждается в прикреплении к определ. ци, ци же нуждается в ли как законе своего существования, поэтому они неразделимы. Все принципы, действительные и возможные, а также и ци содержатся в лишённом физич. формы великом пределе, существующем во всех вещах, взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности. Ли человека (или вещи) является его природой, реальной и конкретной, причём ли его первонач. природы, ничем не затронутой и совершенной, является моральным разумом, тогда как ли его природы, смешанной с человеч. желаниями и физич. элементом, является человеч. разумом, подверженным как добру, тан и злу. Жэнь в трактовке Ч. С. обрело форму «характера человеч. разума и правила любви». Обобщающее учение Ч. С. стало впоследствии гл. течением кит. философии, а через систему гос. экзаменов, базировавшихся на классич. трактатах с его комментариями, играло важную роль в образовании и воспитании молодёжи вплоть до нач. 20 в. Ч. С. оказал также сильное воздействие на философию Корей и Японии. Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; Philosophy of Chu Hsi, ed. and transl. by D. Bodde, Camb., 1942;

см. также лит. к ст. Неаконфуцианство.

ЧЖУАН-ЦЗЫ

ЧЖУАН-ЦЗЫ (учитель Чжуан), Чжуан Чжоу (ок. 369-286 до н. э.), др.-кит. философ, один из основоположников даосизма, автор значит. части трактата «Чжуан-цзы». Род. в Мэн (вероятно, в юго-зап. части нынешней пров. Шаньдун); занимал мелкий пост в Цию-ани, в родном уезде. Впоследствии резко выступал против чиновничьей карьеры и отклонил предложение чуского Вэйвана (339-329 дон. э.) стать первым министром в Чу, считая, что «лучше беззаботно веселиться и развлекаться, валяясь в грязной канаве, чем находиться в ярме у правителя».

Из 33 глав трактата «Чжуан-цзы» самыми достоверными считаются первые семь. Значит. интерес представляет 33-я глава - обзор др.-кит. философии, составленный, по-видимому, вскоре после смерти Ч.-ц. Кроме изложения положений даосизма, трактат содержит критич. оценку конфуцианства и моистов, философию которых Ч.-ц. считал несостоятельной. [«То, что (Конфуций) вначале провозглашал правильным, в конце (своего жизненного пути) объявил ложным. ...Можно ли различить пять устоев и шесть основ, (слушая) лживые речи конфуцианцев и (разглагольствования) моистов о всеобщей любви?.. Занимаясь лишь цветистыми речами, (Конфуций) достижение второстепенного выдает за достижение главного».]

В центре учения Ч.-ц. концепция дао - пути, неактивного и бесформенного, существовавшего издревле, являвшегося началом и основой для самого себя и породившего небо и землю; принцип недеяния, переплетающийся с идеей великого порядка, великой естественности, крым подчиняются, следуют и с которыми сливаются все вещи и явления; мысль о единстве противоположностей, их взаимообусловленности и естеств. взаимозаменяемости; положение о естественности и неизбежности жизни и смерти. Эти и др. идеи Ч.-ц. во многом стимулировали развитие др.-кит. философии.

Ч.-ц., в кн.: Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 248- 294, 337-53; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967.

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА - в социологии, группа исследователей, сложившаяся в 20-х гг. 20 в. на факультете социологии Чикагского университета, объединённая единством теоретикометодологич. подхода и общностью исследоват. интересов.

В основе подхода Ч. ш. лежали идеи её основателя Р. Э. Парка, определявшего социологию как «науку о коллективном поведении», как «точку зрения и метод исследования процессов, благодаря которым индивиды побуждают и побуждаются к сотрудничеству в том коллективном существовании, которое мы именуем обществом» (Park R. E., Burgess E. W., Introduction to the science of sociology, Chi., 1921). В основе всех социальных процессов и явлений лежат, как полагал Парк, испытавший сильное влияние Зиммеля, четыре типа взаимодействий: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляция. Эти типы представляют собой четыре стадии развития всякого социального явления, его «естеств. историю».

С точки зрения такого подхода Парк и др. исследователи Ч. ш. (Н. Андерсон, Э. Бёрджесс, Л. Вйрт, Г. Зорбо, Р. Макензи, Э. Маурер, Ф. Трешер, С. Шоу и др.) истолковывали проблемы расовых отношений, социальной стратификации, развития семьи, массовых коммуникаций, стиля жизни и т. д. Особое внимание Ч. Ш. сосредоточила на проблемах социальной экологии. Социальная среда большого города (объектом исследования были районы трущоб Чикаго, где с особой силой проявлялись пороки капиталистич. урбанизации) рассматривалась имя как арена борьбы за существование, где различные социальные, проф., этнич. группы в ходе «естественноисторич.» процесса своего развития формировали экологич. структуру, отвечающую природе определяющего их существование социального конфликта. Социально-экологич. подход стал в рамках Ч. ш. основой исследования таких социальных проблем, как бродяжничество, преступность, особенно несовершеннолетних, трущобы и др. Жизнь различных социальных групп рассматривалась как с т. зр. пространств. структур их обитания, так и с т. зр. их социальных характеристик, под которыми подразумевались свойственные той или иной группе нормативные «коды» и системы ценностей.

Поскольку Ч. ш. игнорировала объективные, классовые основы социальных проблем, ей не удалось предложить действ. средства их решения. Однако она заложила основы таких исследоват. направлений, как социальная экология и социальная патология, сыграла важную роль в разработке и углублении социологич. методов (проблемы построения выборки, методы опроса, включённого наблюдения и т. д.). Ч. ш. ознаменовала для амер. социологии переход от спекулятивно-филос. к эмпирич. стадии её развития.

Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социологич. М., 1965.

ЧИТТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЧТО ДЕЛАТЬ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧУВСТВА

ЧУВСТВА - в психологии, особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнит. устойчивостью. В этом смысле Ч. связаны с представлением о некотором объекте - конкретном или обобщённом (напр., чувство любви к человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту Ч. может не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Ч. у человека носят культурноисторич. характер, существ. роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т. п.).

см. Эмоции.

ЧЭН

ЧЭН - братья: Хао (Чэн Бочунь, Чэн Мин-дао; 1032, Лоян,-7.7.1085, там же) и И (Чэн Чжэшу, Чэн И чуань; 1033, Лоян,-5.10.1107, там же), основоположники неоконфуцианства, совместно разработавшие ряд его осн. идей. Племянники Чжан Цзая. Занимали ряд чиновничьих постов. И Ч. резкой критикой высокопоставленных сановников нажил себе врагов, в 1097 был сослан, в 1100 помилован, однако распространение его идей до 1155 было большей частью под запретом. Несмотря на значит. общность, взгляды Ч. впоследствии положили начало двум школам в неоконфуцианстве: субъективно-идеалистич. школе Лу - Ван (от фамилий Лу Цзююаня и Ван Янмина), или синь сюе (учение о сознании), идущей от Хао, и рационалистич. школе объективного идеализма Чэн - Чжу (Чэн И - Чжу Си), или ли сюе (учение о принципе, законе), восходящей к И. Их филос. труды собраны в «Эр-Чэн цюань-цзи» [Полн. собр. (трактатов) обоих Ч.], а лит. соч. в «Эр-Чэн вэнь-цзи» («Собр. произведений обоих Ч.»). Ч. разработали одну из осн. идей неоконфуцианства - концепцию ли-закона, единого и многообразного, присущего всем людям, вещам и явлениям и управляющего ими. Ли является самоочевидным и самостоятельным, оно не может быть ни увеличено-усилено, ни уменьшено-ослаблено, совмещает в себе все принципы - естественные и моральные, общие и единичные. Ли тождественно сознанию и природе, это универсальная истина, порядок и закон, универсальный процесс создания и творения. И подчёркивал гармоничное сочетание единства и многообразия ли, а его положение «принцип - один, но его проявления - различны» стало одной из самых известных филос. идей в Китае. Хао уделял значит. внимание идее бытия как постоянного процесса рождения и возрождения - гл. атрибута Вселенной; все вещи обладают «животворящим началом», им является жэнъ (человечность, гуманность), устраняющее преграды между «Я» и всем остальным и объединяющее небо, землю и человека. С некоторыми оговорками Хао можно считать монистом (нет ли вне материальной силы ци и нет ци вне ли), а И - дуалистом; в то же время И считал, что силы инь и ян не существуют вне ли и что каждая вещь обладает как телесным (ци), так и нематериальным (ли) аспектами.

см. к ст. Неоконфуцианство.

Предыдущая страница Следующая страница