Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАЙ"-"ВЕЩ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАЙ"-"ВЕЩ")

ВАЙБХАШИКА

ВАЙБХАШИКА (санскр.), вначале носившая назв. сарвастивада, позднее иногда называвшаяся муласар-вастивада, одна из крупных школ хинаяны. Близка к тхераваде (учению старейших). По решению собора в нач. н. э. в Кашмире (т. н. 4-го буддийского собора) были составлены комментарии к канону (вибхаша) - отсюда назв. школы. Осн. источником для изучения В. служит трактат крупнейшего представителя школы (впоследствии перешедшего и махаяну) Васубандху «Абхидхармакоша».

Основа воззрений В.- учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны и принятое буддизмом вообще. Схоластич. реализм В. приводит к утверждению неизменного постоянного числа дхарм, разделяющихся на настоящие, прошлые и будущие, в связи с чем бытие дхарм, их возникновение и исчезновение - это только странствие имеющихся данностей с одной временной ступени на другую. В. предполагает многочисл. классификации дхарм, наиболее значимые среди них - ст. зр. течения процесса познания - классификации на сканд-хи, аятаны, или основы сознания, и дхату, группы элементов сознания. Нирвана как абс. реальность предстаёт в В. совершенно отделённой от нирваны как пси-хологич. состояния и, оказавшись неподвижным, неизменным элементом, означающим безличный материальный остаток, выступает как некая вещная данность - дравья (букв.- вещь). Этот примитивный реализм В. смягчается указанием на то, что «материальный» не означает «телесный», а только «непсихический» («угашены феномены сознания»).

см. к статьям Хинаяна, Дхарма, Нирвана.

ВАЙШЕШИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЛЛОН

ВАЛЛОН (Wallon) Анри (15.3.1879, Париж,- 1.12. 1962, там же), франц. психолог, философ, обществ. деятель. Чл. ФКП с 1942. Участник Движения Сопротивления. Специалист по детской и генетич. психологии и прикладной психологии; основал во Франции первую лабораторию детской психологии (1927) и первый в этой области жури. «Enl'ance» (1948). На основе трудов В. о генезисе и стадиальном развитии детского сознания в норме и патологии, о характере, эмоциях, постуральных функциях у детей возникла пси-хологич. школа, носящая его имя. Опираясь на философию диалектич. материализма, В. отвергал как физиологизм, так и абстрактный социологизм в психологии, применял принцип историзма к анализу психики.

Principes de Psychologie appliquee, P., 19505; Psychologie et education de Penfance, P., 1959; Buts et methodes de la Psychologie, P., 1963; в рус. пер.-От действия к мысли, М., 1950; Психич. развитие ребенка, М., 1967.

Тутунджян О. М., Психологич. концепция А. В., Ер., 1966; Zazzo R., Psychologie et marxisme. La vie et l'oeuvre de Henri Wallon, P., 1975.

ВАН ФУЧЖИ

Ван Эрнун, Ван Чуань-ш а н ь (7.10.1619, Хэнъян, пров. Хунань, - 18.2.1692, Шичуаньшань, ок. Хэнъяна), кит. философ-материалист, учёный. Занимался астрономией, математикой, географией, историей, литературой. Автор св. 100 работ (до сих пор опубл. ок. 70), важнейшие из них - комм. к работе Чжан Цзая «Наставление непросвещённым», основной и дополнит. комм. к «И цзин», «Подробное истолкование "Четверокнижия"», «Жёлтая книга», «Зловещий сон», «Полное замешательство», «Читая „Зеркало истории"» и др.

В основе филос. воззрений В. Ф. лежали понятия ци - материальной силы, ци - конкретных вещей и явлений (пишется др. иероглифом), ли - объективного закона всех ци и тайсюй - великой пустоты. Ци (материальная сила) - это вещество, из которого построена Вселенная; соединение материальных частиц ци создает всё многообразие природы, весь мир конкретных вещей и явлений , (второе ци), который находится в постоянном процессе изменений и обновления путём возникновения одних и исчезновения др. вещей, в результате бесконечного взаимодействия сил инь и ян. Ци (материальные частицы) пребывают в тайсюй в своём «естеств. состоянии» отдельно друг от друга и в таком виде незаметны для человеческого глаза; поэтому пространство, окружающее нас, представляется «прозрачным» - «пустым».

Концепция постоянно обновляющейся и меняющейся Вселенной лежала в основе социальной философии В. Ф., его представления об истории как процессе непрерывного движения. В. Ф. бросил вызов утверждениям ортодоксального конфуцианства, согласно которому «золотой век» был в прошлом и движение общества есть постепенный регресс. По В. Ф., человек есть часть природы, «небесные законы» не противоречат «человеческим желаниям», свобода воли - это свободное следование законам природы.

Буров В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976 (библ.); Forke ?., fieschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S. 484-89; Wing-tsit С h a n, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 692-702.

ВАН ЧУН

Чжун-жэиь (27 -ок. 98), др.-кит, мыслитель Вост.-ханьского периода (25-220). Автор ряда трактатов, из которых до нас дошёл только «Лунь хэн» («Критич. рассуждения») - самое большое и главное произведение В. Ч.

Как мыслитель В. Ч. не принадлежал ни к одной из др.-кит. филос. школ, хотя в его учении прослеживаются следы влияний даисизма и идей «Ицзин» о взаимодействии сил инь и ян. В. Ч.- оригинальный мыслитель, материалист, скептик, полемист, критик идеали-стич. концепций, в особенности конфуцианских. Небо- это не высшее, божеств. существо, определяющее возникновение и развитие вещей и явлений; оно материально, неодушевлённо и лишено органов чувств, не может действовать, а все вещи и явления возникают естественно и спонтанно. Важное место в учении В. Ч. занимает понятие ци ·- изначальной субстанции мира, первоосновы и источника вещей, возникающих в результате сгущения этой субстанции. Так же порождается и человек, который в принципе не отличается от животного, поатому после смерти тело его разлагается, а жизненный дух рассеивается. Источник познания реального мира - чувств. восприятие, созерцание вещей и явлений. В то же время В. Ч. присуща вера в предзнаменования, почитание авторитета мудрецов древности и фатализм в обществ.-политич. взглядах.

? е т p о в А. А., В. Ч.- др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954; Forke ?., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 110-30.

ВАН ЯНМИН

Ван Шоужэнь, Ван Боань (31.10.1472, Юэчэн, пров. Чжэцзян,- 9.1.1529, Нань-ань, пров. Цзянси), ср.-век. кит. философ, представитель конфуцианства. Род. в аристократич. семье. Занимал ряд крупных гражд. и воен. постов. У себя на родине создал школу, приобретшую приверженцев по всей стране; позднейшие исследователи выделили в ней семь направлений, делавших упор на к.-л. одно положение В. Я.: внезапное просветление; тихая медитация; презрит. отношение к обычаям, соединённое с экс-центрич. поведением, и т. д.

Среди многочисл. соч. В. Я.- «Да-сюе гу-бэнь пан-ши» («Второстепенные пояснения к древнему тексту Великого учения»), комментарии к пяти конфуцианским классикам -- «У-цзин ишо» («Догадки относительно пяти канонич. книг») и филос. беседы с учениками - «Чуань-силу» («Записи переданных поучений»). Выступая против дуализма Чжу Си, В. Я. развивал монистич. учение, в котором идеальное ли, дух, является первопричиной мира, а материальное ци - лишь производное от ли. Оба же они (а вместе с ними все принципы и вещи, весь мир) существуют, согласно субъективно-идеалистич. концепции В. Я., лишь в нашем сознании («душе»), ибо наш дух является осн. началом всего мира и заключает его в себе. В области гносеологии В. Я. выдвинул теорию интуитивного познания, основанного на обнаружении идей, изначально заложенных в нашем разуме, в связи с чем процесс познания является прежде всего самопознанием. Политич. доктрина В. Я. провозглашала единство всего Китая и всей Вселенной: «Вся Вселенная - одна семья, весь Китай - один человек».

Forke ?., Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S. 380-09; ?, a r s u n С h a n g, Wang Yang-ming: Idealist philosopher of sixteenth-century China, N. Y., 1962; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 196Я, p. 654-91.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (?), Василий К е с a р и й с к и й (ок. 330, Кесария Каппадокийская, -1.1.379, там же), греч. церк. деятель, мыслитель и писатель. Один из виднейших представителей патристики, глава т. н. каппадокийского кружка. С 370 епископ г. Кесарии, организатор ортодоксальной оппозиции официально насаждавшемуся в этот период арианству. Испытал воздействие платонизма, отчасти неоплатонизма (мотивы Плотина в трактате «О святом Духе»); однако в целом для него характерна апелляция к популярным, общедоступным пластам антич. культурной традиции (доктрина Посидония о симпатии всех вещей, ходовой морализм). Его толкования на рассказ библейской кн. Бытия о шести днях творения основали богатую традицию ср.век. «Шестодневов» и повлияли на распространённые космо-логнч. и естеств.-науч. представления последующих столетий (в частности, у слав, народов). В православной традиции - один из трёх главных «святителей» вост. церкви (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом).

Migne PL, t. 29-32; Lettres, v. 1-3, P., 1957-66; Творения..., в кн.: Творения святых отцов, т. 5-11, М., 1843-1915 AIlard P., Saint Basile, P., 1903«; T r e u с k e r В., Politische und soziaigeschichtliche Studien zu den Basilius-Briefen, Munch., 1961; Dehnhurd H., Das Problem der Abhangigkeit des Basilius von Plolin, B., 1964.

ВАСУБАНДХУ

ВАСУБАНДХУ (ок. 320-400 или неск. позднее), инд. философ-буддист. Брат Асанги. Сначала разделял взгляды вайбхашики - одной из школ хинаяны, потом стал приверженцем махаяны, явившись одним из учителей школы йогачара. Гл. соч. «Абхидкармакоша» - компендий системы вайбхашики и хинаяны вообще (обнаружена в переводе на кит. яз.). Став приверженцем школы йогачара, В. написал множество самостоят. работ и комментариев на соч. Майтреи и Асанги, в том числе изложение филос. учения йогачара - «Виджнаптиматрата-сиддхи» и др. Для В. характерен интерес к проблеме наименований (оказал влияние на логич. исследования школы).

Р о з е и б e p г О. О., Введение в научение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2 - Проблемы буддийской философии, П., 1918; К i t а у a m a J., Metaphysik des Buddhismus; Versuch einer philosophischen Interpretation der Lehre Vasuband-hus und seiner Schule, Stuttg,- B., 1934; FrauwallnerE, On the date of the Buddhist master of the law Vasubandhu, Roma, 1951;

см. также лит. к ст. Йогачара.

ВАХДАТ АЛЬ-ВУДЖУД

ВАХДАТ АЛЬ-ВУДЖУД (араб. - единство бытия), учение арабско-мусульм. философии о единстве мира и его членении на ряд ступеней (табакат) в последовательности процесса творения. Бытие мира в своей совокупности коренится в бытии бога, ежемгновенно уничтожаясь и возобновляясь им. Бог и телесная субстанция (араб. хайула, от греч. - сырой материал, вещество) - два полюса реальности; лишь бог существует сам по себе, порождая из себя первый разум, небесные души, формы и др. Т. о., реальность, будучи по сути единой, множественна в логич. определениях. Идеи В. а.-в. разрабатывались прежде всего в суфизме. Систематич. их изложение дали Абуль-Баракат альБагдади, Айн аль-Кузат Хамадани, Ибн аль-Араби,

Руми, а в богословии шиизма - представители исфа-ханской школы. С В. а.-в. тесно связано учение об архетипах вещей, в частности принцип «имкан аль-аш-раф» (букв.- возможность превосходящего), согласно которому каждому предмету на низшей ступени необходимо соответствует его идеальный аналог на высшей. Каждое творение есть порождение оиредел. архетипа и «призвано» последним к бытию, будучи его ничтожным подобием. Миру в целом соответствует его архетип - «книга бытия», небесная скрижаль, написанная богом. Поэтому каждому элементу бытия предопределено его место, срок появления и связь с др. элементами.

"ВВЕДЕНИЕ"

"ВВЕДЕНИЕ" - работа К. Маркса, см. в ст. «Критика политической экономии»,

ВВЕДЕНСКИЙ

Александр Иванович (1856, Тамбов,- 7.3.1925, Ленинград), рус. философ-идеалист и психолог, крупнейший представитель рус. неокантианства. Пред. Санкт-Петерб. филос. общества (с 1899). В соч. «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) В. ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности психического за пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по В., подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравств. чувством. Последнее связано с нравств. долгом, постулирующим свободу воли, бессмертие души, существование бога. Полагая, что науч. психология возможна лишь как описат. наука, В. считал её огн. методом интроспекцию (самонаблюдение). В этой связи В. скептически относился к возможностям экспериментальной психологии, получившей развитие в то время. Логич. учение В. связано с его гносеологией; функция логики, по В.,- проверять истинность познания, а не открывать новое. В 20-х гг. активный участник философских диспутов, где выступал против материализма и марксизма.

Спор о свободе воли перед судом критич. философии, «Журнал Мин-ва нар. просвещения», 1901, ч. 337, октябрь; Судьбы философии в России, «Вопросы философии и психологии», 1898, кн. 2 (42); Логика как часть теории познания, П., 19173.

Из истории рус. психологии, M., 1961, с. 384-90. ВЕБЕР (Weber) Альфред (30.7.1868, Эрфурт,-2.5. 1958, Гейдельберг), нем. буря«, экономист и социолог. Брат М. Вебера. «Социология истории и культуры» В. сформировалась под влиянием М. Вебера и В. Диль-тея. Историю, по В., можно расчленить на социальный (формирование социальных институтов и структуры), цивилизационный (поступат. развитие техники и естествознания, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество - искусство, религия и философия) процессы. Они связаны, но протекают по различным законам. Специфичность историч. и социальных изменений определ. эпохи В. связывал с иррациональным характером культурного процесса, творцом крого является интеллектуальная плита. Т. о., историю, по В., направляет игра духовных сил, что означало отрицание объективных закономерностей в истории и её познаваемости.

Ideen zur Staats- und Kultursoziologie, Karlsmhe, 1927; Kulturgeschichte als Kultursoziologie, Munch., 1950!; Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie, Muncli., 1951; Der dritte oder der vierte Mensch, Miinfh., 1953; Einfuhrung in die Soziologie, Mtinch., 1955 (соавтор); в рус. пер.-Теория размещения пром-сти, М.-Л., 1926.

К е p e s z с z u k .Т., A. Weher. Schriften und Aufsatze. 1897- 1955. Bibliographie, Munch., 1956.

ВЁБЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕБЛЕН

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн (30.7.1857, графство Манитовок, шт. Висконсин,-3.8.1929, ок. МенлоПарка, шт. Калифорния), амер. экономист и социолог. Взгляды В. противоречивы и сочетают критику некоторых сторон капитализма с мелкобурж. утопизмом. Под влиянием Маркса В. считал основой социальной жизни материальное производство. Однако он сводил обществ. произво лишь к технологии, упрощённо понимая связь техники и социально-культурных институтов и недооценивая значение форм собственности. По В., традиции и взгляды людей отстают от изменений в области технологии производства и эволюция общества сводится в основном к процессу умств. приспособления индивидов к этим изменениям. Рассматривая любое общество как пром. машину, составными частями которой являются экономич. институты, В. представлял историю как результат борьбы двух осн. классов: бизнесменов, имеющих дело со сферой обращения, и промышленников, организующих материальное производство. Первую группу В. считал реакционной. Бизнес порождает, по В., частную собственность, национализм, религ. невежество. В некоторых работах В. предлагал передать руководство хозяйством и всем обществом производств.-технич. интеллигенции, создать «ген. штаб» из инженеров и техников, который, используя политич. власть, сумеет развивать произво в интересах общества. Однако от многих этих утопия, идей, использованных затем в технократич. теориях, В. в конце жизни отказался. Взгляды В., особенно его теория «праздного класса» (leisure class), идея отставания культуры от техники и критика некоторых аспектов амер. жизни, оказали значит. влияние на развитие амер. немарксистской социологии.

Essays in our changing order, N. Y., 1934; The theory of the leisure class, ?. ?., 19592; The place of science in modern civilization and other essays..., N. Y., 19642; The instinct of workmanship and the state of the industrial arts, ?. ?., 19642; The engineers and the price system, N. Y., 1965; The higher learning in America, N. Y., 1965; The theory of business enterprise, N. Y., 19652; Veblen on Marx, race, science and economics, N. Y., 1969.

С е л и г м e н Б., Осн. течения совр. экономич. мысли, пер. с англ., М., 1968, с. 56-75.

ВЕДАНТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕДЫ

ВЕДЫ (санскр. веда, букв.- знание, ведение, от вид - знать), совокупность наиболее ранних текстов на др, -инд. (ведийском) языке, созданных примерно с сер. 2-го тыс. до н. а. до 6 в. до н. э. Название «В.» относится равным образом к знанию вообще как особой сфере умозрения, из которого позднее выделились отд. науки, философия и теология (наиболее точно соответствует др.-греч. слову «философия»).

В., или ведийская лит-pa, являются ценным источником др.-инд. умозрения. Их древнейшую часть составляют четыре В.- гимнов («Ригведа»), жертвенных формул («Яджурведа»), напевов («Самаведа») и заклинаний («Атхарваведа»). За В. следуют брахманы, своего рода комментарии к текстам В. с особым вниманием к толкованию сокровенного смысла ритуалов, прежде всегo - жертвоприношений. Особо выделяются араньяки, тексты спекулятивного характера, предназначенные для отшельников. Заключит. этап В. (веданта, т. е. конец Вед) составляют упанишады, трактаты ре-лиг.-филос. характера. Особое значение в развитии др.-инд. умозрения имели филос. части «Ригведы» (прежде всего в заключит. 10-й мандале: о едином, о творении мира, о пуруше, космич. жаре и т. п.) и ранние упанишады в целом. Именно здесь складывались такие понятия и концепции, как брахман и атман, puma, сатья, дхарма, карма, мокша, бхава и абхава, майя, авидья и т. п.; выдвигались и обсуждались проблемы космологии, эсхатологии, теологии (соотношение монотеизма и политеизма), сотериологии (учение о спасении), онтологии и теории познания (проблема бытия, реальности и видимости «Я» и абсолюта, источников познания и т. п.; ср. также в упанишадах концепцию мировой души, теорию причинности, учение о переселении душ и т. д.); предлагались практич. пути преодоления зла, страдания, привязанности к видимому миру - пути, ведущие к освобождению. В. представляют собой обширный фонд идей, к которому обращались на всём протяжении истории инд. философии. Отношение к авторитету В. определило и классификацию систем др.-инд. умозрения: шесть ортодоксальных школ (см. Астика) развивали наследие В. в соответствии с верой в их непререкаемую истинность, однако и неортодоксальные системы, не признававшие высшего авторитета В. (особенно буддизм и джайнизм), были во многом обязаны им.

P а д ? а к p и ш н а н С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 49-226; D a s g u p t a S., A history of Indian philosophy, v. 1, Delhi, 1975; G 1 as e n a p p H. v., Die Philosophie der Inder, Stuttg., 19582, S. 23-49; Studies in the history of Indian philosophy, ed. by D. Chattopadhyaya, v. l - The proto-historic and Vedic period, Calc., 1978.

ВЕЙДЕМЕЙЕР

ВЕЙДЕМЕЙЕР (Weydemeyer) Иосиф (1818 - 26.8. 1866, Сент-Луис), деятель герм. и амер. рабочего движения, первый пропагандист марксизма в США. До сближения с К. Марксом и Ф. Энгельсом (1846) примыкал к «истинному социализму». С момента основания Союза коммунистов в 1847 стал его активным деятелем.

Участник Революции 1848-49. Поддерживал Маркса и Энгельса в их борьбе против сектантской фракции Виллиха - Шаппера. Под угрозой ареста эмигрировал в 1851 в Швейцарию, затем в США. где в 1852 основал марксистский журн. «Die Revolution», положив начало распространению науч. коммунизма. В этом журнале впервые была опубликована работа Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». В. способствовал про-паганде в США идей 1-го Интернационала. Во время Гражд. войны в США 1861-65 полковник армии северян. В письмах Маркса и Энгельса В. содержится ряд важных положений марксизма.

Маркс К., Предисловие ко второму изданию «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 16, 27-34 (см. Указатель имен); Поспелова В., И. В., в сб.: Маркс и Энгельс и первые пролет, революционеры, [М., 1961]; Obermann К., Joseph Weydemeyer. Ein Lebensbild, В., 1968 (лит.).

ВЕЛИКОДЕРЖАВНЫЙ ШОВИНИЗМ

ВЕЛИКОДЕРЖАВНЫЙ ШОВИНИЗМ - см. Шовинизм.

ВЕНСКИЙ КРУЖОК

ВЕНСКИЙ КРУЖОК - группа, явившаяся идейным и организац. ядром движения логического позитивизма. В. к. возник на основе семинара, организованного в 1922 Шликом при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. В. к. объединял ряд молодых учёных, скептически относившихся к возможностям тра-диц. философии. Выдвигавшаяся ими программа развития «науч. философии» получила позитивистскую направленность. В В. к. входили: Р. Карнап, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, О. Нейрат, Г. Ган, В. Крафт, Ф. Кауфман, К. Гёдель и др. С В. к. сотрудничали: группа X. Рейхенбаха в Берлине, Ф. Франк (Чехословакия), Э. Кайла (Финляндия), А. Вламберг, Э. Нагель (США), Й. Йоргенсен (Дания), А. Айер (Великобритания) и др. На формирование идейных установок В. к. значит. воздействие оказал махизм, для которого были характерны негативное отношение к традиц. «метафизике», к классич. филос. проблематике и узкосциентистская (см. Сциентизм) трактовка гносеологич. и методологич. вопросов. В. к. воспринял также субъективно-идеалп-стич. установки логического анализа философии (в частности, Л. Витгенштейна) - концепцию сведения философии науки к логич. анализу языка науки и учение об аналитич. характере логики и математики. Синтез позитивизма махистского толка с установками философии логич. анализа привёл к формированию в В. к. исходных положений логич. позитивизма.

В 1929 Карнап, Ган и Нейрат опубликовали манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». В это же время завершается организац. оформление В. к. Начиная с 1930-х гг. в ряде стран были организованы междунар. конгрессы представителей этого течения. В 1930-39 В. к. издавал совместно с группой Рейхенбаха журн. «Erkenntnis», пропагандировавший идеи логич. позитивизма. К кон. 30-х гг. в связи с гибелью Шлика, отъездом ряда деятелей В. к. из Вены и захватом Австрии нацистской Германией кружок прекратил существование. Непосредств. преемником В. к. стало течение логического эмпиризма в США.

см. также Аналитическая философия.

Франк Ф., Философия науки, пер. с англ., М., I960; Швырев В.С., Неопозитивизм и проблемы эмпирич. обоснования науки, М., 1966, гл. 2; Совр. бурж. философия, М., 1978., гл. 2; Neurat h р., Le doveloppement du Cercte de Vienne et l'avenir de rempirisme logique, P., 1935; K r a 11 V., Der Wiener Kreis, W., 1950; J0rgensenJ., The development of logical empiricism, Chi., 1951.

ВЕРА

ВЕРА - в некоторых религ. системах центр. мировоззренч. позиция и одновременно психологич. установка, включающая, во-первых, принятие определ. утверждений (догматов), напр. о бытии и природе божества, о том, что есть благо и зло для человека и т. п., и решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям (оцениваемым как «искушения»); во-вторых, личное доверие к богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях, посылающему страдания и предъявляющему трудные требования для блага самого верующего; втретьих, личную верность богу, на «служение» которому верующий отдаёт себя (во всех языках, с крыми изначально связано становление те-истич. религий, «В.» и «верность», а также «верующий» и «верный» обозначаются соответственно тем же словом). Столкновение В. с рационалистич. критикой приводит к одной из трёх позиций, выявляющихся в различных направлениях теологии: либо догматы В. предлагаются разуму как аксиомы, сами не подлежащие ни доказательству, ни критике, но дающие отправную точку для цепи логич. умозаключений (максима Августина и Ансельма Кентерберийского «верую, чтобы понимать»), либо предпринимаются попытки умозрительно обосновать их, переводя на язык филос. конструкций и нередко рационалистически переосмысляя (максима Абеляра «понимаю, чтобы веровать»), либо, наконец, с вызовом декларируется полная несовместимость В. с «немощным» человеч. разумом (максима «верую, ибо нелепо», ложно приписываемая Тсртуллиану, но находящая известные соответствия и у него, и у Петра Дамиани, и отчасти у Кьеркегора). 2-я позиция приводит к поглощению теологии идеалистич. философией, 3-я - к разрыву между теологией и философией, поэтому ортодоксальная теиетич. теология обычно исходила из 1-й позиции.

Проблематика В. распространена в тех же границах, что и явление теологии: религии типа грекоримского или синтоистского язычества не знают понятия В. как внутр. состояния и требуют от человека соблюдения ритуальных и традиц.-моральных предписаний и запретов; в иудаизме, христианстве и исламе понятие В. почти совпадает с понятием религии (выражение «христ. В.» и «христ. религия» употребляются как синонимы).

В философии Канта В., оторванная от религиозно-конфессиональной традиции, переосмысливается как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо, но необходимо для обоснования морального императива (см. Категорический императив).

ВЕРИФИКАЦИЯ

ВЕРИФИКАЦИЯ (позднелат. verificatio - доказательство, подтверждение, от лат. verus - истинный и faCIO - делаю), понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности науч. утверждений в результате их эмпирич. проверки. Различают непосредств. В.- как прямую проверку утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента (или утверждений, фиксирующих зависимости между этими данными), и косвенную В.- как установление логич. отношений между косвенно верифицируемыми и прямо верифицируемыми утверждениями. Науч. положения, содержащие развитые теоретпч. понятия, относятся к косвенно верифицируемым утверждениям (см. Эмпирическое и теоретическое). Следует различать также В. как актуальный процесс проверки реальных утверждений и верифицируемость, т. е, возможность В., ее условия. Именно анализ условий и схем верифицируемости выступает в качестве предмета логико-методологич. - исследования.

Термин «В.» получил широкое распространение в связи с концепцией анализа языка науки в логическом позитивизме, который сформулировал т. и. принцип В., или верифицируемости. Согласно этому принципу, всякое научно осмысленное утверждение о мире должно быть сводимо к совокупности т. н. протокольных предположений, фиксирующих данные «чистого опыта». Т. о., гносеологич. основанием принципа В. явилась феноменалистская, узкоэмпирич. доктрина, согласно которой познание не может выйти за пределы чувств. опыта. Основой подобной сводимости для логич. позитивистов Венского кружка выступала выдвинутая Д. Витгенштейном в «Логико-филос. трактате» идея возможности представления каждого осмысленного утверждения о мире в качестве функции истинности элементарных утверждений, являвшаяся по существу абсолютизацией формализма исчисления высказываний математич. логики.

Явная гносеологич. и методологич. несостоятельность принципа верифицируемости, сводящего знание о мире к «чистому опыту» и лишающего науч. осмысленности утверждения, непосредственно пе проверяемые опытным путём, вынудила его сторонников принять ослабленный вариант этого принципа, состоящий в замене понятия строгой и исчерпывающей В. понятием частичной и косвенной В., или подтверждения.

В совр. логико-методологич. литературе, резко критически относящейся к примитивному «верификационизму», В. рассматривается как момент сложного, противоречивого процесса развития науч. знания, как результат многопланоного взаимоотношения между соперничающими теориями и данными их экспериментальных проверок.

см. Гипотеза.

Франк Ф., Философия науки, пер. с, англ., M., 1960; Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., M., 1965, гл. 14; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 2, § 5; Ш в ы р ё в В. С., Теоретическое н эмпирическое в науч. познании, М., 1978, гл. 2.

ВЕРНАДСКИЙ

Владимир Иванович [28.2 (12.3).1863, Петербург,- 0.1.1945, Москва], сов. естествоиспытатель и мыслитель, акад. АН СССР (1912), акад. АН УССР (1919). Основоположник генетич. минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, радиогеологии, гидрогеологии. Идеи В. оказали существ. влияние на возникновение биогеологии, геохимич. экологии, геохимии ландшафта, нау-коведения и др. науч. дисциплин. Организатор мн. науч. учреждений. Гос. пр. СССР (1943).

В дореволюц. период принимал активное участие в освободит. движении. Боролся за академич. свободы, отстаивал демократич. принципы решения агр. и нац. вопросов.

Труды В. обогатили науч. мировоззрение рядом диа-лектич. выводов и положений, сыграли значит. роль в становлении совр. науч. картины мира. По своим филос. основаниям мировоззрение В. носило материа-листич. и диалектич. характер. В центре его исследований - разнообразные филос. и методологич. проблемы: многообразие пространственно-временных состояний материи, структура и свойства времени, логика опытных и наблюдательных наук, соотношение эмпирического и теоретического в науч. познании, строение пауки и общие закономерности её развития, природа науч. мировоззрения, взаимодействие естествознания и философии, социальные функции науки, этика науч. творчества, закономерности перехода биосферы в ноосферу (сферу разума) и др.

В. был одним из создателей антропокосмизма - системы, в которой естеств.-историч., природная (в широком смысле - космическая) и социально-гуманитарная, человеч., тенденции развития науки гармонически сливаются в единое целое.

Избр. соч., т. 1-5, M., J954-60; Очерки и речи, [в.] 1-2, П., 1922; Биогеохимич. очерки. 1922-1932, М.-Л., 1940; Химии, строение биосферы Земли и ее окружения, М., 1965; Размышления натуралиста, кн. 1-2, М., 1975-77; Живое вещество, М., 1978; Переписка с Б. Л. Личковым, [кн. 1-2], М., 1979-80; Избр. труды по истории науки, М., 1981; Страницы автобиографии В. И. В., М., 1981.

Л и ч к о в Б. Л., В. И, В., М., 1948; Жизнь и творчество В. И. В. по воспоминаниям современников (К 100-летию со дня рождения), ?., 19?3; Мочалов И. И., В. И. В. о логике и методологии науч. творчества, «ВФ», 1963, № 5; его же, Проблемы филос, знания в творчестве В. И. В., там же, 1971, № 9; его же, В. И. В.- человек и мыслитель, М., 1970; Баландин Р. К., В.: жизнь, мысль, бессмертие, М., 1979; М и к у л и н с к и й С. Р., В. И. В. как историк науки, «Вопросы истории естествознании и техники», 1980, № 1, 3,

ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА

ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА - логич. система, в которой высказываниям (суждениям, утверждениям, предложениям), помимо истины и лжи, приписываются «промежуточные» истинностные значения, наз. вероятностями истинности высказываний, степенями их правдоподобия, степенями подтверждения и т. п. Поскольку понятие вероятности естественно соотносить с некоторым событием, а наступление события есть факт, допускающий (хотя бы в принципе) эмпирич. проверку, то В. л. представляет собой уточнение индуктивной логики. Взаимные переходы от языка высказываний к языку событий и обратно совершаются т. о., что каждому событию сопоставляется высказывание о его наступлении, а высказыванию сопоставляется событие, состоящее в том, что оно оказалось истинным. Специфика В. л. состоит в принципиальной неустранимости неполной достоверности («относит. истинности») посылок и выводов, присущей всякому индуктивному познанию.

Проблематика В. л. развивалась уже в древности (напр., Аристотель), а в новое время - Г. В. Лейбницем, Дж. Булем, У. С. Джевонсом, Дж. Венном.

Как логич. система В. л.- разновидность многозначной логики: истинным высказываниям (достоверным событиям) приписывается истинностное значение (вероятность) 1, ложным высказываниям (невозможным событиям) - значение 0; гипотетич. же высказываниям может приписываться в качестве значения любое дей-ствит. число из интервала (0,1). Вероятность гипотезы, зависящая как от её содержания, так и от информации об уже имеющемся знании («опыта»), есть их функция. Над истинностными значениями (вероятностями) гипотез определяются логические операции: конъюнкция (соответствующая умножению событий в теории вероятностей) и дизъюнкция (соответствующая сложению событий); мерой (значением) отрицания гипотезы является вероятность события, состоящего в её неподтверждении. Значения гипотез образуют при этом т. н. нормированную булеву алгебру, аппарат которой позволяет легко аксиоматизировать теорию вероятностей и является простейшим вариантом В. л.

Интенсивное развитие получила проблематика В. л., базирующаяся на связи теоретиковероятностных понятий с идеями теории информации и логич. семантики.

см. к статье Вероятность.

ВЕРОЯТНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ВЕХИ"

"ВЕХИ" - «Сборник статей о русской интеллигенции», выпущен в Москве в 1909 группой рус. рели г. философов и публицистов (?. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. В. Струве, С. Л. Франк, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский). Сборник содержал либерально-бурж. оценку мировоззрения и практики рус. освободит. движения и знаменовал полный разрыв рус. либерализма с этим движением после революции 1905-07. Ядро сборника составили статьи первых четырёх из названных авторов, в 1890-х гг. считавших себя сторонниками К. Маркса, но вскоре выступивших с призывом к возрождению идеалистич. философии (сб. «Проблемы идеализма», 1902).

Исходной предпосылкой «веховской» критики воззрений вождей рус. освободит. движения была мысль, что внутр. духовно-религ. жизнь личности является «единств. творч. силой человеч. бытия», единств. «прочным базисом», на котором можно построить здание обществ. отношений (см. «Вехи», с. 11). По мнению авторов «В.», социальная революция катастрофична и гибельна для общества. Атеистич. материализм, политич. радикализм и насилие, нигилистич. отношение к абс. ценностям, вера в земной рай и идеализация народа (в марксизме - пролетариата), подчинение филос. истины утилитарно-политич. целям («интеллигентской правде»), максимализм социальных и этич. требований, а вместе с тем пренебрежение к интересам отд. человека и отчуждение от государства - таковы, но мнению авторов «В.», характерные, хотя и не всегда совместимые друг с другом, черты демократия, и социалистич. идеологии, которая завела рус. общество в тупик. Призвав к отказу от этой идеологии, «В.» выдвинули в качестве позитивной «программы» самосовершенствование личности на основе религ.-культурных традиций, покаяние и признание личной вины и ответственности за происходящее, постепенное (под влиянием духовных факторов) изменение социальных и экономич. условий и т. д. Вся левая печать резко выступила против «В.» и «веховства». Всестороннюю оценку сборнику с марксистских позиций дал В. И. Ленин в ст. «О вехах». Назвав книгу «энциклопедией либерального ренегатства», он отмечал, что «В.» охватывают «...три основные темы: 1) борьба с идейными основами всего миросозерцания русской (и международной) демократии; 2) отречение от освободительного движения недавних лет и обливание его помоями; 3) открытое провозглашение своих „ливрейных чувств" (и соответствующей „ливрейной" политики) по отношению к октябрьской буржуазии, по отношению к старой власти, по отношению ко всей старой России вообще» (ПСС, т. 19, с. 168). Несмотря на отречение от «В.» отд. кадетов, «В.», по словам Ленина, «...выразили несомненную суть... каде-тизма» (там же, с. 167).

После . революции 1917 Бердяев, Булгаков, Струве, Франк стали инициаторами создания антиреволюц. сб. «Из глубины» (1918), в котором совр. бурж. идеологи видят логич. продолжение «Вех».

ВЕЧНОСТЬ

ВЕЧНОСТЬ - бесконечность времени существования материального мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи и её атрибутов, материальным единством мира. В. присуща лишь материи в целом; каждая конкретная материальная система имеет начало и конец во времени, является преходящей. Признание В. материального мира - исходный принцип всякой последовательно материалистич. философии.

Противостоящие материализму теология и объективный идеализм трактуют В. как атрибут бога или абс. духа. Как бесконечное и абсолютно совершенное существо бог пребывает не во времени, а в В. Если во времени всё возникает и исчезает, то в В., присущей богу, актуально имеется абс. совершенство и постоянство.

Подобные воззрения, основывающийся на недоказуемых постулатах и иррациональной вере, опровергаются всем историч. развитием науки и практики, безусловно доказывающим материальное единство мира, абсолютность и субстанциальность материи, В. её существования во времени.

В. как бесконечность времени существования материи имеет количеств. и качеств. аспекты. В количеств. отношении В. включает в себя актуальную бесконечность последовательно сменяющих друг друга временных интервалов бытия материальных систем (столетий, тысячелетий и т. д.). В качеств. отношении В. включает в себя бесконечную последовательность качеств. изменений материи, смену её состояний, форм и законов движения, неограниченное многообразие пространственно-временных структур в различных материальных системах.

Принципиально невозможны к.-л. конечные состояния всего мира типа «тепловой смерти Вселенной» или сжатия всего вещества мира до бесконечно большой плотности с остановившимся (для потенциального внеш. наблюдателя) временем, равно как и обратное течение времени. Во всех изменениях в мире время может меняться только от прошлого к будущему, что обусловлено асимметрией причинно-следств. отношений и необратимостью процессов развития в материальных системах. Релятивистское замедление времени в сверхплотных массивных системах типа «чёрных дыр», по-видимому, касается не всех материальных процессов. Через гравитационные взаимодействия внутр. время такой системы находится в определ. соответствии с внеш. временем окружающих материальных систем. Невозможно также и замкнутое течение времени по кругу, допускаемое в космологической модели «пульсирующей Вселенной». Все круговороты в мире относительны и включают в себя лишь частичное повторение пройденных состояний: их бесконечная последовательность в постоянном саморазвитии материи выражает В. её существования во времени. О В. в др.-греч. философии см. Эон.

см. такжестатьи Время, Космология.

ВЕЩЕСТВО

ВЕЩЕСТВО - вид материи, который, в отличие от физич. поля, обладает массой покоя. В конечном счёте В. слагается из элементарных частиц, масса покоя которых не равна нулю (в основном из электронов, протонов, нейтронов). В классич. физике В. и физич. ноле абсолютно противопоставлялись друг другу как два вида материи, у первого из которых структура дискретна, а у второго- непрерывна. Квантовая физика, которая ввела идею двойств. корпускулярноволновой природы любого микрообъекта, привела к нивелированию этого противопоставления. Выявление тесной взаимосвязи В. и поля привело к углублению представлений о структуре материи. На этой основе были строго отграничены категории В. и материи, на протяжении мн. веков отождествлявшиеся и философии и науке, причём филос. значение осталось за категорией материи, а понятие В. сохранило научный смысл в физике и химии. В. в земных условиях встречается в четырёх состояниях: газы, жидкости, твёрдые тела, плазма. Высказывается предположение, что В. может существовать также в особом, сверхплотном (напр., в нейтронном) состоянии.

Вавилов С. И., Развитие идеи вещества, Собр. соч., т. 3, M., 1956, с. -41-62; Структура и формы материи. [Сб. ст.], М., 1967.

И. С. Алексеев.

Предыдущая страница Следующая страница